RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Михаил Ножкин: «Я люблю тебя, Россия»
19 января 2015 г.

Михаил Ножкин: «Я люблю тебя, Россия»

19 января 1937 года родился выдающийся поэт-патриот, писатель, киноактер Михаил Иванович Ножкин
Великий вторник
26 апреля 2016 г.

Великий вторник

На второй день Страстной недели отмечается Великий вторник
Поцелуй тысячелетия
13 февраля 2016 г.

Поцелуй тысячелетия

Состоявшаяся 12 февраля 2016 года встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой Римским Франциском вызвала неоднозначную реакцию в православном мире
Посмертная пенсия
23 сентября 2015 г.

Посмертная пенсия

Глава минфина РФ предлагает решать накопленные его ведомством проблемы за счет «доживающего» поколения
Ритуальный поджог?
5 февраля 2015 г.

Ритуальный поджог?

Катастрофический пожар в здании Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) наводит на серьезные подозрения
Главная » Читальный зал » Скоты мы, видит Бог!

Скоты мы, видит Бог!

13 декабря, не дожив каких-то 14 дней до своего 93-летия, скончалась моя мама. Ушла, как и жила – тихо, без ропота и стенаний – во сне…

Вечная память ей и всем мамам на белом свете. Как смириться и жить с таким сиротством – пока ума не приложу…
Скоты мы, видит Бог!

 

 

Это письмо со своими стихами прислал наш друг и постоянный автор поэт Александр Костенко.

В нём есть ещё такие слова: "
Спасибо РГК за соболезнования. Не предполагал, что буду в них нуждаться до такой степени. Всё-таки мы, русские, сильны этим духом сопереживания".

 

Мама

Увидеть маму спящей – очень трудно.

Без дела – и того трудней застать.

Как можно так, уже ложась под утро,

еще до зорьки утренней вставать?

Как можно так (за что же ей такая,
скажите, доля выпала в судьбе?):
всему и всем на свете потакая,
нисколечко не думать о себе?

— Проспишь, сынок, — разбудит на работу,
оденет внуков, в садик отведет…
И понеслось: забота за заботой,
ни часу, ни минуты – без забот.

То пол метет, то топчется на кухне,
стирает, гладит, штопает белье…
Боюсь, что наш, семьи очаг, потухнет,
когда устанут рученьки её.

Послушай, мама, я не для утехи –
не всуе говорю слова сии:
все наши достиженья и успехи,
они, по справедливости, – твои.

Но ты, давно привыкшая к терпенью,
к тревожно обрывающимся снам,
присваиваешь вечно, к сожаленью
лишь беды, предназначенные нам.

Ах, мама, мама… Годы беспощадно
изрезали морщинками лицо.
И все бы хорошо, и все бы ладно,
когда б ни старость – гостьей – на крыльцо.

Я помолюсь, не верующий в Бога,
я на колени встану без стыда:
— Да не коснется твоего порога,
слепая, беспощадная беда!

Да не посмеют бывшие страданья
в твое окошко постучаться вновь,
да сохранит тебя от увяданья
твоих детей забота и любовь!

Стала мама похожа на тень

Стала мама похожа на тень –
Чуть шуршащую, тонкую, бледную.
Мне, к стыду своему, снова лень
Навестить лишний раз её, бедную.

Захлестнула лавина забот,
И не знаешь, за что ухватиться.
А потом ведь – дурак, идиот, –
Будешь горькой слезою давиться!

Будешь локти кусать, с головы
Рвать клочки седины обветшалой.
А её уж не будет, увы,
Ни больной, ни худой, ни усталой,

Ни в покое, ни в тяжком труде,
Ни в веселье, ни в горе согбенной –
Никакой. Никогда и нигде.
Ни в одном из миров во Вселенной.

И проклятая эта беда
С ней однажды случится когда,
Что ты сможешь в свое оправданье
Непутевый, промямлить тогда?

Бросить всё. Ибо всё – суета.
Об одном лишь и переживая,
Мчаться к ней с заклинаньем у рта
И мольбою: «живая, живая!!!»

И в сыновью охапку схватить,
Ощутив все тепло ее нежное.
Целовать, и ласкать, и любить –
Пуще прежнего!

…Стала мама ещё слабей.
Ей и видеть, и слышать не просто.
Вот уж скоро исполнится ей
Девяносто…

Пока ещё жива она…

…А мама и не сетует
на наше невнимание.
От всей души засветится,
лишь ступишь на порог.
И понимать тут нечего –
а сколько понимания
в её участье искреннем!
Скоты мы, видит Бог!

Придвинет стул заботливо
и слушает старательно
отчет наш тривиальнейший
о нашей суете,
о радостях и трудностях,
процеженных сознательно
сквозь сито осторожное,
чтоб не прошли «не те»…

Её, такую маленькую,
девяностолетнюю
легко и плачем горестным,
и смехом «заразить»,
проймёшь её и байками,
и невозможной сплетнею…
Была бы лишь возможность
хоть о чем-то говорить!

Боится быть покинутой,
что вы вот-вот закончите
визит свой и подымитесь
к двери из-за стола…
Ещё, ну хоть немножечко
собой её попотчуйте,
не торопитесь выскользнуть

из-под её крыла!

Как мало надо, Господи,
ей для покоя вящего,
чтоб день был не мучительным,
а ночь не так горька:
с десяток слов сочувствия,
да пониманья нашего.

…Пока еще жива она.
Жива еще пока…

Александр Костенко, г. Орск.
17 декабря 2017 г.

Комментарии:

Вячеслав Толстов 17.12.2017 в 11:35 # Ответить
Вечная память благородной душе...
МАЗ 17.12.2017 в 12:57 # Ответить
Всё, что выходит из-под пера Саши Костенко, меня не оставляет никогда безразличным. Тому причин много, не хочу на них останавливаться. Но стихи о маме взволновали меня по-особому. И прежде всего потому, что и моей мамы давно уже нет. Мы оба сироты...
Александр Ушар 17.12.2017 в 15:52 # Ответить
Кажется, Валентин Распутин сказал: для того, чтобы понимать друг друга много слов не надо, много надо, чтобы не понимать... И мне кажется, что именно поэтому под этими замечательными стихами Александра Костенко так мало откликов. Эта та самая минута молчания. И просто нет слов, чтобы выразить свои чувства. Слишком больно... Ведь только малая печаль говорит, большая - молчалива. А потому скажу просто: соболезную, Александр... До комка в горле.
Игорь Вачков 17.12.2017 в 17:01 # Ответить
Моя мама, слава Богу, еще жива, хотя и у нее "годы беспощадно изрезали морщинками лицо", как пишет Саша Костенко. Стихи Саши всегда трогают, потому что в них подлинные переживания, но стихи о матери особенно щемящие. Так писать может не просто талантливый человек, а НАСТОЯЩИЙ, для которого мать, семья, Родина - слова, полные глубокого смысла и чувства. При этом очень точно пишет Саша и небанально. Спасибо тебе!
А.Костенко 17.12.2017 в 18:32 # Ответить
Низкий вам всем поклон, дорогие мои друзья!
В.Коптев 19.12.2017 в 10:44 # Ответить
Саша! Прежде всего прими искренние соболезнования от нашей семьи. Мы ведь очень хорошо знали твою маму. До сих пор она перед глазами: гостеприимная, внимательная, доброжелательная, заботливая - ну точь в точь как в твоих стихах. Но главное в них, и это чувствуется сразу - нежная любовь сына, который не только трепетно любит маму, но и переживает от того, что не так часто виделся с ней,
как хотелось бы, не всегда выражал свои сыновьи чувства благодарности. После прочтения этих стихов перед читающим невольно встает вопрос: а как ты (сын или дочь) относишься к своим родителям сейчас, сию минуту, и не будешь ли жалеть об этом потом....

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
31 мая
воскресенье
2020

В этот день:

Маршал авиации Федор Фалалеев

31 мая 1899 года родился Федор Яковлевич ФАЛАЛЕЕВ (умер 12.08.1955), маршал авиации.

Маршал авиации Федор Фалалеев

31 мая 1899 года родился Федор Яковлевич ФАЛАЛЕЕВ (умер 12.08.1955), маршал авиации.

Выходец из многодетной крестьянской семьи, он в 19 лет поступил на службу в Красную Армию. Сначала был артиллеристом, закончил курсы красных командиров и попросился в авиацию.

Направлен на учёбу в Первую военную школу лётчиков имени Мясникова, после окончания которой сразу продолжил обучение на оперативном факультете Военно-воздушной академии РККА им. проф. Жуковского, которую окончил в 1934 году. С января 1935 года — командир и военком 4-й дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, с августа 1936 года — командир 116-й смешанной авиационной бригады. В августе 1939 года назначен заместителем командующего по ВВС 3-й армии и одновременно — Витебской армейской группы, на этих постах принимал участие в Польском походе РККА в сентябре 1939 года на территории Западной Белоруссии.

С началом Великой Отечественной войны был назначен командующим ВВС 6-й армии на Юго-Западном фронте. С 1942 года стал командующим ВВС Юго-Западного фронта. Затем был назначен начальником штаба — заместителем командующего Военно-Воздушных сил РККА. За время войны перенес два тяжелейших инфаркта. Умер в 56 лет.

 

Разведчик Анатолий Яцков

31 мая 1913 года родился Анатолий Антонович ЯЦКОВ (умер 26.03.1993), сотрудник советской внешней разведки, полковник, Герой России (1996, посмертно).

Разведчик Анатолий Яцков

31 мая 1913 года родился Анатолий Антонович ЯЦКОВ (умер 26.03.1993), сотрудник советской внешней разведки, полковник, Герой России (1996, посмертно).

Работал в нью-йоркской резидентуре, добывая секретную информацию по созданию атомного оружия. Есть его вклад в то, что советская разведка получила ключевые расчеты, схемы и чертежи по Манхэттенскому проекту. Это значительно ускорило работы советских ученых и инженеров по созданию атомного щита Родины.

 

Первый русский танк

31 мая 1915 года было проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге.

Первый русский танк

31 мая 1915 года было проведено испытание первого в мире танка «Вездеход», построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге.

 В конструкции машины были предусмотрены все элементы современного танка ( в зародыше, конечно): гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне.

Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. Конструктором танка был 23-летний Александр Александрович ПОРОХОВЩИКОВ, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге.
От дальнейших работ по «Вездеходу» военное ведомство решило отказаться из-за дороговизны проекта ( было истрачено 18090 рублей). Оно обязало Пороховщикова вернуть в казну деньги, выделенные на постройку машины, а сам «Вездеход» отправить на склад.

В сентябре 1916 года в печати появились сообщения о применении англичанами нового оружия — «сухопутного флота» (танки). В Генеральном штабе заволновались. Вспомнили и Пороховщикова (о нем напомнила газета «Новое время», опубликовав 29 сентября1916 года статью «Сухопутный флот — русское изобретение», которая перед широкой общественностью вскрыла неприглядную роль главного военно-технического управления в задержке русских работ по созданию нового оружия). 19 января 1917 года конструктор представил в ГВТУ проект и модель «Вездехода № 2», более усовершенствованного. Но довести танк до производства помешала революция.

 

От самолетов до саней

31 мая 1946 года в Новосибирске образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-153), впоследствии получившее имя Антонова Олега Константиновича , который до 1984 года был его бессменным Генеральным конструктором.

От самолетов до саней

31 мая 1946 года в Новосибирске образовано самолётостроительное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ-153), впоследствии получившее имя Антонова Олега Константиновича , который до 1984 года был его бессменным Генеральным конструктором.

Сначала ОКБ занялось созданием сельскохозяйственного самолёта Ан-2, первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года. Летом 1952 года ОКБ переехало в Киев и получило задание по созданию военно-транспортного самолёта с двумя турбовинтовыми двигателями. В результате был сконструирован самолёт Ан-8, который впервые взлетел 11 февраля 1956 года. К разработке самолётов Ан-10 и Ан-12 ОКБ приступило в 1955 году. 7 марта 1957 года совершил первый полёт пассажирский Ан-10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полёт транспортный Ан-12. В 1956 году по заданию Правительства СССР коллектив ОКБ-153 приступил к созданию самолёта Ан-14. Первый полёт на Ан-14 был выполнен 14 марта 1958 года. В период 1957—1959 годов создан пассажирский самолёт Ан-24, впервые взлетевший 20 октября 1959 года. В конце 1960 года ОКБ приступило к разработке самолёта Ан-22 «Антей» — первого в мире широкофюзеляжного самолёта. А потом были многоцелевой самолёт Ан-28, Ан-72, тяжелый дальний транспортный самолёт Ан-124 «Руслан».,

4 апреля 1984 года умер Олег Константинович Антонов. 15 мая Генеральным конструктором назначен Петр Васильевич Балабуев, а 19 ноября предприятию присвоено имя О. К. Антонова.

В 1984 году предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия». 21 декабря 1988 года он совершил первый полёт. В мае 1989 года выполнены полёты с «Бураном» на Байконуре, а в июне самолёт с «Бураном» принял участие в авиационном салоне в Ле Бурже. В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие перевозки в составе «Авиалиний Антонова». Последняя более или менее крупная работа ОКБ - региональный пассажирский самолёт Ан-148, который впервые поднялся в небо 17 декабря 2004 года. Сегодня АНТК «Антонов» в результате великих рыночных реформ разрабатывает большей частью наземный транспорт: троллейбус «Киевский», низкопольный трамвай ЛТ-10А, велорамы и, совсем уж высший пилотаж, - сани для бобслея!

Первый советский авиатаран

31 мая 1938 года советский летчик Антон Губенко над Китаем совершил первый в истории советской авиации таран.

Первый советский авиатаран

31 мая 1938 года советский летчик Антон Губенко над Китаем совершил первый в истории советской авиации таран.

31 мая 1938 года старший лейтенант Губенко вылетел на И-16 в составе группы на перехват японских самолётов из 18 бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к городу Ханькоу. На подступах к городу завязался воздушный бой. В конце боя, когда Губенко уже израсходовал все боеприпасы, он заметил отставший истребитель A5M2 и решил привести его на свой аэродром. Подойдя к противнику вплотную, он знаками предложил ему садиться. Японец попытался оторваться переворотом через левое крыло. Губенко догнал его и повторил своё требование. Видимо японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и спокойно повернул в свою сторону. Тогда Губенко решил сбить его таранным ударом. Он подошёл к самолёту противника вплотную и винтом ударил снизу по элерону левого крыла. A5M2 потерял управление и упал на землю, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко благополучно приземлился на своём аэродроме. За этот бой он был награждён Золотым Орденом Китайской республики.

Антон Алексеевич Губенко родился 12 февраля 1908 года в селе Чичерино Екатеринославской губернии (ныне Волновахский район, Донецкая область, Новороссия) в крестьянской семье.

В Красной Армии с мая 1927 года. После окончания 1-й Качинской военной авиационной школы лётчиков имени А. Ф. Мясникова служил в истребительной авиации. С 13 марта 1938 года проходил службу в Китае в составе Нанчанской истребительной группы под командованием подполковника А. С. Благовещенского, где воевал до августа 1938 года. В семи воздушных боях сбил семь японских самолётов.
Звание Героя Советского Союза с вручением второго ордена Ленина Антону Алексеевичу Губенко присвоено 22 февраля 1939 года.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение