Автор оперы «Иван Сусанин»
16 февраля - день памяти великого русского композитора-патриота Михаила Ивановича Глинки

Михаил Иванович Глинка родился в семье смоленского дворянина 20 мая 1804 года. В 1817 году семья переехала в столицу Империи, где будущий композитор окончил Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте (его воспитателем был В.К.Кюхельбекер).
Михаил Иванович Глинка Глинка свободно владел французским, немецким, итальянским, испанским и польским языками; изучал английский, латынь и персидский, но его особым увлечением стала музыка. С детства Глинка близко соприкасался с народным музыкальным творчеством. В годы учебы брал уроки игры на фортепьяно, на скрипке и пения у известных тогда петербургских преподавателей. По окончании пансиона Глинка хотел всецело посвятить себя музыке, но профессия музыканта в нач. XIX в. считалась немыслимой в дворянском кругу и, уступая желанию отца, Глинка был определен помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения.
К счастью, необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым делом, и в 1829 году вышел в свет «Лирический альбом» куда вошла большая часть широко известных сочинений Глинки. Тогда же Глинка познакомился с литературными знаменитостями того времени: А.С.Пушкиным, А.С.Грибоедовым. В.А.Жуковским и др. Вскоре Глинка проникся идеей написать русскую оперу и уже 27 ноября 1836 года Петербург впервые услышал «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). Слава Глинки взошла в зенит и в 1837 году состоялось его назначение на должность капельмейстера Придворной певческой капеллы. А в 1842 году Петербург был потрясен новой оперой великого русского композитора «Руслан и Людмила». Кроме того, Глинка стал автором целого ряда прекрасных романсов и знаменитой «Комаринской».
В 1833 году Глинка принял участие в закрытом конкурсе на создание оригинального русского национального гимна, объявленном Императором Николаем I. Им были представлены хор «Славься» из оперы «Жизнь за Царя» и «Патриотическая песня», однако Государь остановил свой выбор на сочинении А.Ф.Львова «Боже, Царя храни». «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба - великие таланты, оба - родоначальники нового русского художественного творчества... оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке», - писал известный критик В.В.Стасов.
В январе 1857 году во время концертов в Берлине Глинка сильно простудился и вскоре скончался. Прах композитора был перевезен в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Комментарии:
Сегодня
21 апреля
суббота
2018
В этот день:
Великий русский изобретатель-самоучка
Великий русский изобретатель-самоучка
Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.
Овладение крепостью Наварин
Овладение крепостью Наварин
Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.
Космонавт Залетин
Космонавт Залетин
Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.
12, 5 тысяч миль под водой
12, 5 тысяч миль под водой
Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.