RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наступает момент истины
29 февраля 2016 г.

Наступает момент истины

Главная цель Соединённых Штатов – добиться расчленения России
НАТО в Дебальцевском котле
9 февраля 2015 г.

НАТО в Дебальцевском котле

В Донбассе попали в окружение более двух тысяч иностранных наёмников, присланных Западом для «демократизации» Украины
Ветераны в наших сердцах
23 апреля 2016 г.

Ветераны в наших сердцах

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летию прославленного советского аса Героя Советского Союза А.П. Маресьва
Падение Украины-9
20 декабря 2014 г.

Падение Украины-9

Если ехать поездом из Москвы в Черновцы, нужно преодолеть 12 пограничных пунктов: 6 украинских, 4 молдавских, 2 российских. Можно ли придумать что-то более государственно-скудоумное?
Государственный переворот — 1991: начало цветной революции
18 августа 2018 г.

Государственный переворот — 1991: начало цветной революции

В августе 1991 года проамериканская «пятая колонна» в СССР разрушила великую страну
Главная » Читальный зал » Его оружие - саксофон

Его оружие - саксофон

11 января 2010 года ушёл из жизни русский джазмен Георгий Гаранян

Тому, кто любит музыку и хотя бы мало-мальски интересуется джазом, вряд ли нужно представлять этого человека
Его оружие - саксофон

 

Для остальных напомню: Георгий Арамович был композитором, автором музыки к десяткам кинофильмов и телевизионных передач. Народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством 1У степени», Почёта, Петра Великого, лауреат Государственной премии РФ. Музыкальную карьеру начинал в оркестрах Юрия Саульского и Олега Лундстрема. Семь лет играл в Концертном эстрадном оркестре Вадима Людвиковского. Гаранян исполнял партию саксофона в фильмах «Бриллиантовая рука», «Мы из джаза», «Осенний блюз», в мультфильме «Ну, погоди!» и других. Вёл передачи «Джаз-клуб Георгия Гараняна» на Маяке, Радио России - Культура и «Джем-5» на канале «Культура». В 1972 - 1979 годах был дирижёром Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР. Гаранян стал лауреатом множества международных джазовых фестивалей - в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле. Он - единственный джазовый музыкант, имевший абонемент - 3 концерта в год - в Большом зале Московской консерватории. За запись компакт-диска с американской группой «Орегон», где он выступил в качестве дирижера, номинировался на высшую музыкальную премию мира Грэмми. Кроме того, Гаранян написал музыку к нескольким театральным спектаклям («Мона» - Театр Армена Джигарханяна), десяткам фильмов, среди которых такие известные кинокартины, как «Покровские ворота», «Вечерний лабиринт», «Рецепт её молодости», «Волшебный фонарь», «Руанская дева по прозвищу Пышка», «Осенний блюз». В 90-е годы создал «Московский биг-бенд». Был главным дирижёром московского цирка на Цветном бульваре. С 1998 года возглавлял Краснодарский муниципальный биг-бэнд, с 2003 по 2006 годы - Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени О. Л. Лундстрема, затем возродил ансамбль «Мелодия» и создал на его основе Биг-бэнд Георгия Гараняна. Автор учебников «Аранжировка для инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», «Основы эстрадной и джазовой аранжировки».


Но самая главная, можно даже сказать, величайшая заслуга Гараняна перед отечественной эстрадной музыкой заключается в том, что он почти десять лет руководил ансамблем фирмы «Мелодия». Визитной карточкой коллектива была музыка популярных советских композиторов в джазовой обработке. Первая же пластинка продалась тиражом 4 миллиона экземпляров – фантастический по тем временам рекорд! За годы работы под управлением Гараняна ансамбль «Мелодия» записал 16 сольных пластинок-гигантов и 9 пластинок-мини-альбомов. И вы не назовёте советского эстрадного певца тех времён, который бы хоть однажды не спел с оркестром, под управлением Георгия Арамовича. За несколько недель до юбилея Гараняна из жизни ушла Ксения Маринина – бессменный режиссёр и художественный руководитель знаменитой «Кинопанорамы». Ксения Борисовна с Гарнаняном дружила многие годы. Её называли «мамой кино на телевидении». А она однажды сказал: «В таком случае Жора Гаранян – «отец музыки в кино на телевидении».

А ещё Гаранян являлся президентом Независимого джазового фонда и выполнял с десяток других обязанностей в музыкальном мире. Как говорится, от редкого музыкального хомута убирал шею. Однако для меня он, прежде всего, был и навеки останется блестящим саксофонистом – первым в стране исполнителем на этом уникальном инструменте, удостоенным звания народного артиста России. Когда мы познакомились у моего друга выдающегося аукциониста страны Аресна Лобанова, Георгий сразу предложил: давай на «ты». Этот с виду вроде бы пустяк сразу высветил для меня самую суть цельной натуры Гараняна: все свои душевные силы и творческие помыслы он отдавал исключительно музыке. А суетным мелочам жизни - внимание уделял лишь по мере их поступления. Общаясь с людьми, Георгий никогда не держал в уме каких-то привходящих моментов: глупой «политэсной мишуры», корысти, выгоды. Он поразительно умел довольствоваться малым, никогда не «грузил» друзей и знакомых своими проблемами и заботами, зато всегда им приходил на помощь. Долгое время Гаранян жил у Арсена. Бывало, затеем застолье, так Жора на кухню допускал лишь кулинарную мастерицу приму оперетты Лилю Амарфий. Остальных желающих помочь деликатно предупреждал: «Всё равно вы же лучше меня не сделаете. Так что лучше отдохните».

Мир музыки, вообще искусства, не щедр на душевную близость и полное взаимопонимание между людьми. Существует даже устойчивое мнение о том, что настоящий творец – обязательно неуживчив, «углист», капризен и неблагодарен. Чаще всего, к сожалению, оно так и бывает. Но вот Гаранян, как уже говорилось, пересекался практически со всеми известными деятелями музыкальной советской и российской культуры, а я не помню случая, чтобы кто-то отозвался о нём недоброжелательно, пожаловался на него, упрекнул в чём-то. Лобанов его называл не иначе, как «безнадёжным интеллигентом». За время нашего многолетнего знакомства, я написал о Гараняне дай Бог с десяток материалов. Хотя мог бы наваять их сотню. В различных изданиях он был нарасхват. Но скольких же трудов всякий раз мне стоило уговорить его на интервью. «Да надоело, Мишаня, языком молоть!» - обычная его отговорка. Теперь вот радуюсь за свою настойчивость…

- Георгий, если называть вещи своими именами, а иначе называть их смысла нет, то, мне сдаётся, принадлежишь ты к не многочисленной категории людей - работоголиков. В незабвенные застойные годы о таких ещё говорили: «Им солнца не надо, им партия светит. Им хлеба не надо - работы давай». Но ежели серьёзно ответь: никогда у тебя не появляется желания бросить все к чертовой матери и уединиться на каком-нибудь хуторке, подальше от всех прелестей современной нашей не заладившейся жизни, этого нескончаемого беспредела в политике, экономике, культуре?
- Да нет, подобные мысли меня не посещают. Всё же я - человек урбанистический и вряд ли такой уж трудоголик, каким ты меня не представляешь. Хотя если имеешь в виду собственно музыку, то мне она действительно никогда в тягость не бывает, могу ею заниматься хоть двадцать четыре часта в сутки. Что же касается света партии - тут извини: более аполитичного человека, чем я, наверное, трудно сыскать. Никогда я не был общественником, активистом. При этом к тем и другим относился вполне лояльно и с пониманием. В те же застойные времена, чтобы выжить, людям приходилось и хитрить, и ловчить, и выставлять напоказ так называемую верность партийным идеалам. И вряд ли стоит их за это порицать. Меня, слава Богу, участь «приспособленца» миновала, но не потому, что я был такой уж сильной, «стержневой» личностью. Просто музыка спасала от всех жизненных потрясений и перипетий.
- Чего же в этой музыке достиг композитор и исполнитель Георгий Гаранян? Чем он, образно говоря, может похвастаться перед миром.
- Тоже скажешь: похвастаться. В житейском плане, даже если и щадить мужское самолюбие, выгляжу я вовсе не впечатляюще. В том смысле, что обеспеченным, не говоря уже богатым человеком, так и не стал, хотя возможности к тому имел и не малые. Но меня в жизни, как и в музыке, как-то не очень манили конечные цели. Движением к ним больше наслаждался. Поэтому сегодня в стране много музыкантов, моих сотоварищей, которые сделали куда больше моего, но при моей помощи. Правда, и я все эти годы не сидел, сложа руки.
- Вот это самое «не сидел» надо как-то развернуть. И ещё. Поневоле думаю сейчас о том, что деятельность практически каждого творческого коллектива, где тебе приходилось работать,- это же вечные склоки, подсиживания, «стучания», флирты, перерастающие в крупные скандалы. Ну, откровенно, разве не так?
- Согласен. Случались и на моем пути разные рифы и ещё многие другие невзгоды. Только всё это, ей-богу, сейчас мне видится таким мизерным, не значительным, даже пустячным, не стоящим того, чтобы его ворошить-мусолить. Наверное, сейчас очень прописные вещи начну говорить, но если ты увлечён настоящим делом, то ради него идешь на многие жертвы, переступаешь через собственные недостатки и просчёты других, не даёшь себе естественных и где-то даже нужных послаблений. В этом всём - твоё счастье, но и крест твой. Такова, брат, диалектика.
- Если бросить ретроспективный взгляд на пройденные тобой годы и версты, то работа в каком коллективе вспоминается чаще и теплее всего?
- Конечно же, работа на фирме «Мелодия» в одноименном ансамбле. Это был такой, как мы его промеж себя называли «негритянский коллектив», созданный директором граммофонной студии Борисом Владимирским. Мы выполняли там всю «чёрную», неблагодарную, вовсе неприбыльную работу: музыку и писали, и аранжировали, и исполняли. Причем, очень прилично и квалифицированно это делали. Расковано, творчески работали. К нам валом валили артисты, желающие классно, качественно записать свои вещи. Были среди них Кобзон, Пугачева, Гурченко, Высоцкий, Миронов… Даже при всё желании не смогу всех перечислить. В это кому-то трудно будет поверить, но за одну смену мы способны были записать музыку к целому кинофильму, на что иным исполнителям нескольких месяцев не хватало. И поскольку мы слыли не только работоспособными, но и безотказными, то на нас грузили почти все ленты «Мосфильма» и «Ленфильма» - самых мощных киностудий СССР. Случалось так, что я поеду на «Мелодию», а домой возвращаюсь через неделю-полторы. Но, не смотря на перегруженность работой, я в те же годы умудрился ещё записать такие известные пластинки, как «Танго Оскара Строка», «Знакомые мелодии», «Бременские музыканты». Вообще, за восемь лет мы записали 16 долгоиграющих альбомов, не говоря о мелких пластинках, числом, наверное, за полусотню. Что же касается аккомпанементов к песням, честное слово, никто теперь уже не возьмётся их сосчитать. Тогда же, примерно, я с громадным удовольствием работал с режиссером Евгением Гинсбургом – великолепным профессионалом. Мы ставили прекрасные «Бенефисы» Ларисы Голубкиной, Татьяны Дорониной, Людмилы Гурченко, других. А уже оставшееся свободное время я отдавал своему любимому джазу. Интерпретировал, по-своему трактовал классику, за что, случалось, получал изрядных пинков от всевозможных музыкальных «доброжелателей».
- К «пинкам», как и к «доброжелателям» мы ещё вернемся. Сейчас я бы хотел обратиться, если так можно выразиться, к истокам композитора и исполнителя Гараняна. Полагаю, что читателям небезынтересно будет узнать, как же так получилось, что выпускник сугубо технического столичного станкостроительного института стал музыкантом. Да ещё - саксофонистом, да ещё в начале пятидесятых, когда за одни симпатии к джазу людей исключали из комсомола, гнали с работы, учебы?
- Музыкантом я стал совершенно случайно. Мама, Вера Петровна Корчина, стирала бельё учительнице музыки, я его всегда относил, и в благодарность за это добрая женщина научила меня сносно стучать по клавишам фортепиано. Естественно, в институтской самодеятельности я взялся играть на рояле и неожиданно для себя преуспел в этом занятии. Совершенно при этом не владея нотной грамотой! А однажды завклубом попросил отнести в ремонт саксофон. Для меня то была диковинка. Дома после починки я его испробовал и как-то сразу полюбил необычный инструмент, его звук, даже внешний дизайн. Попробовал подобрать знакомую мелодию и неожиданно у меня получилось довольно сносное звучание. А прав ты в том, что саксофон в ту пору казался советским людям если и не исчадьем ада, то воплощением всего зловредного и тлетворного влияния Запада - точно. Да что там говорить, если мой отец, Арам Георгиевич, выгонял меня из дома за увлечение «паскудным» музыкальным инструментом. (Он бежал из своего родного города Урфы в Турции в апреле 1915-го. Его родителей убили. Он чудом добрался до России и осел здесь. Когда пришла пора учить меня писать-читать и говорить по-армянски, он ушёл на фронты Великой Отечественной. Так я и остался в этом вопросе необразованным. Двух слов на армянском не свяжу). Отец, инженер по трелевке леса, мечтал, чтобы и я пошёл по его стопам. Но какая там трелёвка! Я дул в саксофон. Даже, осмелившись, стал играть на танцевальных вечерах. Конечно, играл плохо, если не примитивно, однако, претензий ни у кого не возникало.
- А на дворе какой год стоял?
- 1953-й. Что ты: смерть Сталина, дикие гонения на всё непривычное, необычное в музыке, литературе, в других культурных сферах, в идеологии. Поэтому таких чудаков-саксофонистов, как я, во всем Союзе тогда можно было сосчитать по пальцам. И тут мне нужно сделать очень важное признание. Так вот, если бы не встреча с Юрием Саульским, я бы, скорее всего, дальше любительских упражнений на саксофоне не пошёл. А он меня пригласил в свой оркестр при ЦДРИ - поверил в чудаковатого полуармянина. Правда, попал я в коллектив только со второй попытки, поскольку, повторяю, совершенно не владел нотной грамотой. Однако, выучил её потом за пару месяцев, так велико было желание играть в приличном коллективе. Саульский обращался со мной очень круто, если не безжалостно: часами заставлял играть упражнения для губ, тянуть длинные ноты, особенно в верхнем регистре. И что ты думаешь, эта сладкая каторга приносила плоды. На Фестивале молодежи и студентов в 1957 году наш оркестр при ЦДРИ многие отметили. Тогда же я получил приглашение в знаменитый оркестр Лундстрема.
- Как раз в этом месте самое время процитировать несколько выдержек из специально мною припасённого и, как представляется, весьма оригинального документа, датированного июлем 1957 года: «В бюро ЦК КПСС по РСФСР. 9 июля т. г. во Всероссийском гастрольно-концертном объединении (ВГКО) состоялся просмотр вновь организованного эстрадного оркестра под управлением О. Лундстрема. Просмотр джаза показал полную неприемлемость многих номеров ввиду их низкопробного содержания и вульгарной манеры исполнения. Хотя эти номера изъяты из репертуара, и оркестр стремится к «облагороженности» звучания, но общий дух и характер джаза все же остаются неприемлемыми для советских людей. Зато присутствующие на просмотре «специфические» зрители демонстративно аплодировали, кричали «браво» и бросали реплики, вроде «утопить надо тех, кто запретит такой прекрасный джаз». Отдел науки, школ и культуры ЦК КПСС по РСФСР считает, что создание джаза О.Лундстрема является серьезным провалом в работе обоих министерств культуры, свидетельствующим о продолжающейся политике идеологических уступок влияниям буржуазного искусства, как это имело место недавно в области литературы (роман Дудинцева «Не хлебом единым»), кино (фильм «Тугой узел»), театр (пьеса «Был ли Иван Иванович?»), живописи (декадентская выставка молодых художников)».
Прошу прощения за длинное цитирование, хотя я привёл, в самом деле, лишь частично партийный документ.
- Мне представляется, что эта цитата к месту ещё и в том плане, что демонстрирует, в каких условиях нам приходилось работать, что-то творить. Тогда действительно так было: чем лучше люди о себе заявляли в музыке, литературе, вообще в искусстве, тем хуже к ним относились. Партгосверхушка словно бы специально дубасила тех, кто высовывался, чтобы знали свое место все сверчки. И мне доставалось как в джазе Лундстрема, так и потом в джазе Вадима Людвиковского. (Его самого небезызвестный председатель Гостелерадио Лапин всё-таки уволил и оркестр разогнал). А чего стоит такой факт: в 1976 году меня принимали в Союз композиторов, и вместо трех обычных инстанций я прошел их целый десяток. Когда был представлен на звание заслуженного артиста, «в инстанциях» долго и упорно делали вид, будто откровенно не понимают, зачем инженеру-станкостроителю артистическое звание. Но я, откровенно говоря, не большой любитель жаловаться на прошлое, тем более выставлять себя так уж сильно гонимым, расчесывая нанесенные мне системой пусть и сильные царапины до размеров фронтовых ран.
- Из-за своей врождённой скромности, что ли?
- Да нет, конечно. Видишь ли, я считаю, как это ни странно прозвучит, но сейчас тот же джаз, к примеру, находится едва ли не в худшем состоянии, нежели при «проклятом застое». Наступило жестокое время коммерциализации музыки, и без поддержки влиятельных, умных меценатов джаз будет обречен на жалкое существование. Что бы там ни говорили, но его преданными поклонниками всё же остаются, в основном, представители интеллигенции. А их мало, так же, как и любителей классической музыки. То и другое требует ведь работы интеллекта, души. И потом, если раньше всё давила партийно-политическая цензура, то теперь диктат массового вкуса, что для честного творца одинаково вредно.
- Тут есть момент спорный. Твоё же творчество лишний раз доказывает, что интересное людям искусство всегда пробьет себе дорогу. Но я сейчас хочу сказать о другом: неужели, в самом деле, такая удручающая картина на отечественном музыкальном небосклоне? Ведь только за последнее время состоялось фестивальное действо в честь выдающегося музыканта, дирижера и аранжировщика майора Глена Миллера. Проводились достаточно известные мероприятия с участием оркестра Лундстрема, посвященные утесовскому юбилею. Твой коллега Козлов («А Козёл на саксе…») регулярно выступает у нас и за рубежом. Сам ты даешь отличные концерты по всей стране, во многих зарубежных странах. То есть, я хочу сказать, что музыкальная жизнь не совсем-то захирела.
- В такой большой стране, как наша, это и невозможно. Но моя озабоченность несколько иного характера и плана. Да, фестивали, конкурсы - это хорошо, просто здорово. Только, понимаешь, самой музыке как явлению сейчас трудно. Представь себе, нынче (2003 год – М.З) в моем биг-бэнде музыканты получают чуть больше трех тысяч, что даже к тремстам рублям «застоя» не приравняешь. А ведь мой ансамбль считается едва ли не самым благополучным. Другим гораздо хуже. Во многом, поэтому в серьезной музыке сейчас мало идей, нет здоровой, честной конкуренции, какое-то безвременье наступило.
- Хочется верить, что все сказанное к Георгию Гараняну относится лишь отчасти, что ты, если и не преуспевающий композитор, то уж во всяком случае, не бедствующий, как минимум.
- Конечно, мне на судьбу грех жаловаться. У меня своя студия, я уже давно как бы маленький музыкальный бизнесмен. Могу тратить свои гонорары на классную аппаратуру для студии. А чтобы мои коллеги могли лучше существовать в музыке, не без моего участия создан Независимый джазовый фонд, в котором меня избрали президентом. Не всё пока у нас идёт, как хотелось бы, но руки мы не опускаем. Я вообще оптимист по натуре. Вот гляжу на многих людей своего возраста, и как-то не по себе становится. Чёрт вас возьми, думаю! Да вы все дедушки! А я себя не представляю дедушкой!
- Несколько слов о твоей семье, которую справедливо полагаешь своим крепким тылом и, слава Богу, что не обольщаешься на сей счёт.
- Да, ты прав. С Нелли Закировой (она корреспондент НТВ) меня познакомил, как ты догадываешься, наш с тобой замечательный приятель Арсюша Лобанов, которого я полагаю самым лучшим аукционистом страны. Дочь Нелли, Вероника, ещё обучаясь на факультете журналистики, работала редактором на «Фабрике звезд». Способная девочка. Могу ещё добавить, что она, русская по национальности, взяла мою фамилию и в графе «национальность» написала «армянка». Кроме приёмной, у меня ещё две дочери: старшая Наталья - психолог, Карина живет в США - она компьютерный дизайнер. Наши отношения с Нелли довольно быстро перетекли в брак. Возможно, и потому, что я ей сразу сказал: продуктов, вещей и всего остального у тебя будет сколько угодно, а на регулярные цветы не рассчитывай - я не по этой части.
- Долгое время ты работал в цирке на Цветном бульваре. Знаю, что покойный Юрий Никулин души в тебе не чаял. А как ваши отношения с его сыном Максимом, который сейчас отцовские бразды правления держит в своих руках?
- У меня со старшим и младшим Никулиными всегда были замечательные отношения. Правда, в цирке я уже не работаю, но все равно с Максом поддерживаем связи. Вообще цирковая семья мне всегда нравилась. Работа там - душевная услада.
- А то вдруг появились слухи, что Гаранян уехал жить и работать в Соединенные Штаты.
- Что поделаешь, миром продолжают править слухи. Я просто часто бываю в США на гастролях. Жизнь там неплохая, во многих отношениях гораздо лучше нашей, но она не для меня, несмотря даже на то, что дочь моя прекрасно там адаптировалась. А я себя без России даже не представляю. Так что продолжаю работать в своей стране и менять её ни на какую другую не собираюсь. Ни при каких условиях.

…Умер Георгий Гаранян 11 января 2010 года в краснодарской краевой больнице от сердечного приступа. Как ни банально это звучит – сгорел на работе. Ведь поехал в Краснодар для совместных выступлений с композитором Мишелем Леграном и своим биг-бэндом. Похоронили мы его на Ваганьковском кладбище. Почему-то мне вспомнилось, как о нём говорил Юрий Никулин: «Жора Гаранян – настоящий русский мужик». Аккурат в день похорон позвонил мой земляк из Ямполя Винницкой области. Они с Жорой случайно общались часа два у меня в доме ещё в прошлом веке. «Знаешь,- сказал,- в моей жизни никогда не случалось такого известного и такого простого человека, как Георгий Арамович».
«Дедушкой» Жора, как и обещал, так и не стал. Вообще к жизни он относил с юмором. Однажды заметил: «При моих связях, элементарно будет позвонить в Небесную канцелярию и узнать, сколько мне ещё отпущено в этом лучшем из лучших миров. Но, честно признаться, как-то страшновато…».
Ушёл поэтому на пике своей славы.

 

Михаил Захарчук
11 января 2017 г.

Комментарии:

Ирина 11.01.2017 в 13:23 # Ответить
Судьба играет человеком, а человек играет на трубе..... Светлая память Георгию Гараняну!
Николай Асташкин 11.01.2017 в 13:36 # Ответить
Читал материал, а в памяти всплывали годы юности, пластинки, которые покупал в магазине и слушал песни тех лет. И на каждой пластинке - фамилия Г. Гараняна, руководителя ансамбля "Мелодия". Георгий Гаранян - это, несомненно, легенда, "звезда", как сказали бы сегодня. Спасибо автору за хороший очерк, и за память об этом удивительном человеке.
Сергей Чуев 11.01.2017 в 20:30 # Ответить
В ранней юности с советской эстрадой знакомился по пластинкам фирмы "Мелодия". Небольшие временные промежутки между песнями на них были заполнены музыкальными пьесами. Негромкое звучание саксофона как-то успокаивало, настраивало на лирику. Это были интермедии Гараняна.
Михаилу Захарчуку спасибо за память о Музыканте.
В.Леонидов 12.01.2017 в 19:24 # Ответить
Когда-то доводилось бывать на концертах с участием Гараняна. Блестящий музыкант, виртуозный саксофонист!
Александр Злаин 15.01.2017 в 12:48 # Ответить
Редко в последнее время приходится слышать и читать о композиторах вообще,а о саксофонистах в особенности.Спроси первого встречного,кого может назвать,в лучшем случае услышишь в ответ фамилию Бутмана.И не более того.Захарчук в свойственной ему доверительной манере напомнил о Гараняне.Спасибо автору очерка

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 ноября
вторник
2018

В этот день:

Воздушные авианосцы ТБ-3

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

Воздушные авианосцы ТБ-3

20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.

Проект «Звено» разрабатывался в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым на основе использования самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. В качестве носителей применялись сначала ТБ-1, а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И-Z и И-16.

Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда оно разбомбило нефтехранилище в Констанце. 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись на аэродром без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года. , в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.

16 августа 1941 года адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце. 29 августа 1941, во время очередного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее 30 вылетов. С 1943 года они не применялись из-за выработки моторесурса и полного дряхления.

Начало Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками третьего рейха.

Начало Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс над военными преступниками третьего рейха.

Он проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия), располагавшемся в «Зале 600» здания суда присяжных в Нюрнберге. Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа был опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма: Г. Геринг – рейхсмаршал, главнокомандующий германской авиацией; Р. Гесс – до 1940 г. заместитель Гитлера по НСДАП, член совета министров по обороне империи; И. Риббентроп – министр иностранных дел, уполномоченный фашистской партии по вопросам внешней политики; Р. Лей – руководитель трудового фронта, один из лидеров НСДАП; В. Кейтель – фельдмаршал, начальник штаба верховного главнокомандования вооруженными силами; Э. Кальтенбруннер – обергруппенфюрер СС, начальник имперского управления безопасности и полиции безопасности; А. Розенберг – заместитель Гитлера по вопросам идеологической подготовки членов НСДАП, имперский министр по делам восточных оккупированных территорий; Г. Франк – рейхслейтер фашистской партии, генерал-губернатор оккупированных польских территорий; В. Фрик – министр внутренних дел; Ю. Штрейхер – гаулейтер Франконии, идеолог расизма и антисемитизма; В. Функ – министр экономики, президент рейхсбанка, член совета министров по обороне империи; Г. Шахт – организатор перевооружения вермахта; Г. Крупп – глава крупнейшего военно-промышленного концерна, принимавшего активное участие в подготовке и осуществлении агрессивных планов германского милитаризма; К. Денниц – гросс-адмирал, командующий военно-морскими силами, преемник Гитлера в качестве главы государства; Э. Редер – гросс-адмирал, до 1943 г., главнокомандующий ВМС; Б. Ширах – организатор и руководитель фашистских молодежных организаций Германии; Ф. Заукель – обергруппенфюрер СС, генеральный уполномоченный по использованию рабочей силы; А.Йодль – генерал-полковник, начальника штаба оперативного руководства верховного командования вооруженных сил; Ф. Папен – один из организаторов захвата власти в Германии фашистами; А. Зейсс-Инкварт – руководитель фашистской партии Австрии, заместитель генерал-губернатора Польши; А. Шпеер – имперский министр вооружений и боеприпасов; К. Нейрат – бывший министр иностранных дел, протектор Богемии и Моравии; Г. Фриче – начальник отдела в министерстве пропаганды и руководитель отдела радиовещания; М. Борман – с 1941 г. заместитель Гитлера по НСДАП, руководитель партийной канцелярии.

На скамье подсудимых оказалась почти вся правящая верхушка нацистской Германии, за исключением главы государства А. Гитлера, руководителя управления имперской безопасности рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и министра пропаганды Й. Геббельса, покончивших жизнь самоубийством. Борман был привлечен к суду заочно, место его пребывания так и не было установлено. Дело разбитого параличом Круппа было выделено в отдельное производство и приостановлено. Лей избежал скамьи подсудимых, повесившись в тюремной камере до начала процесса.

Родился Патриарх Кирилл

20 ноября 1946 года родился Владимир Михайлович Гундяев, с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Родился Патриарх Кирилл

20 ноября 1946 года родился Владимир Михайлович Гундяев, с 1 февраля 2009 года — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В 1965 Владимир поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, затем — в Ленинградскую Духовную Академию. 3 апреля 1969 пострижен в монашество. В 1970 окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. С 1971 — представитель Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. С декабря 1975 — член Центрального комитета и исполкома Всемирного Совета Церквей. В 1989 году был назначен Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 февраля 1991года возведён в сан митрополита. С 1995 года — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора.

Светские СМИ прозвали Кирилла «самым скандальным митрополитом», видимо, потому, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов он был фигурантом многочисленных публикаций в российских СМИ, обвиняющих его в использовании предоставлявшихся в начале 1990-х правительством Российской Федерации налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции для личного обогащения. Митрополит Кирилл назвал публикации «совершенно конкретным политическим заказом».

Внутри Церкви в 1990-е подвергается критике со стороны консервативного крыла Русской Православной Церкви за церковный модернизм и экуменизм (движение за сотрудничество и взаимодействие всех христианских конфессий). Митрополит Кирилл - поборник модернизации России и в общественно-экономической сфере. Вот его характерное высказывание: «Существует ли у России на нынешнем этапе ее исторического развития альтернатива модернизации? Ответ представляется однозначным: «Нет!» Только модернизация страны может решить скопившиеся социальные и экономические проблемы общества. Потребность в ней вырастает из самой народной среды. Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что, если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. По данным минувшего года, ниже официального прожиточного уровня жили около 20 процентов россиян. Это значит, что у значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации. В России по-прежнему нет среднего класса, который бы охватывал большинство граждан. Сохраняется серьезный разрыв по уровню доходов между городом и деревней. В результате происходит отток остатков сельскохозяйственного населения в города и еще большее запустение российской деревни. К низкому уровню жизни добавляются периодические сбои коммунальных систем, плохое качество дорог, проблемы с общественным транспортом, плохое состояние общественных зданий, ухудшение окружающей среды». С другой стороны митрополита Кирилла отличает позиция просвещённого патриота и поборника традиционных ценностей. В светской прессе его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи Москва — Третий Рим. В наши дни, в немалой степени благодаря Патриарху Кириллу, Церковь зачастую остается единственным сдерживающим фактором в жестком противостоянии интересов различных слоев расколовшегося общества.

 

Расстрел православного священника

20 ноября 2009 года скончался от ран, расстрелянный прямо в храме иерей Даниил Сысоев (род. 12 января 1974 года) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный православный миссионер.

Расстрел православного священника

20 ноября 2009 года скончался от ран, расстрелянный прямо в храме иерей Даниил Сысоев (род. 12 января 1974 года) — священник Русской православной церкви, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, известный православный миссионер.

По собственным словам Сысоева, он был «наполовину русский, наполовину татарин». Прадед по материнской линии служил мусульманским муллой.

Еще с ранней молодости, учась в Московской духовной семинарии, он проникся горячим убеждением, что только Православие содержит спасительную истину. В 2003 году организовал самостоятельную приходскую общину в районе метро Кантемировская, и получив в ноябре 2003 года, благословение Святейшего Патриарха Алексия II, приступил к строительству нового храма на территории Южного административного округа города Москвы. В ноябре 2006 года был возведён временный деревянный храм, престол которого освящён в честь апостола Фомы. При храме апостола Фомы, где он настоятельствовал, развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы подготовки православных «уличных миссионеров», задачей которых стало привлечение людей к православному вероучению посредством обращения к прохожим на улице.

С 2007 по 2009 годы возглавлял несколько поездок миссионерской группы по селениям Киргизии, Татарстана, Македонии, во время которых, в частности, занимался проповедью православия мусульманам.
19 ноября 2009 года батюшка был смертельно ранен в храме апостола Фомы двумя выстрелами из пистолета (по другим данным, выстрелов было четыре). Убийца ("нерусский", как отмечено очевидцами по "характерному акценту"), скрыл лицо медицинской маской. Даниил Сысоев скончался на операционном столе в 0:15 20 ноября.

16 марта 2010 года представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил, что 1 декабря 2009 года сотрудники правоохранительных органов застрелили при задержании в Махачкале оказавшего вооруженное сопротивление уроженца Киргизии Бексултана Карыбекова и изъяли у него пистолет, из которого, согласно заявлению СКП, в ноябре 2009 года был убит Даниил Сысоев. В тот же день глава пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский заявил: «Мы, конечно, испытываем удовлетворение относительного того, что есть некая ясность, связанная с этим громким преступлением. Однако у меня есть некоторые сомнения относительно того, что полностью раскрыто убийство отца Даниила». На следующий день сообщалось, со ссылкой на слова матери Карыбекова, мнение журналистов Киргизии, что убитый 1 декабря 2009 года на посту в Махачкале мог не быть Бексултаном Карыбековым. По мнению главы компании «Ваш финансовый попечитель» Василия Бойко, который установил вознаграждение, «на данный момент нет никаких доказательств — ни документальных, ни каких-либо ещё — о том, что найден убийца Сысоева».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение