RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Арест и казнь Лаврентия Берии (два свидетельства)
25 июня 2013 г.

Арест и казнь Лаврентия Берии (два свидетельства)

26 июня 1953 года, был арестован Лаврентий Берия, советский государственный и политический деятель, генеральный комиссар госбезопасности, Маршал Советского Союза.
Чтение выходного дня: роман-воспоминание о генерале Рохлине
6 июля 2013 г.

Чтение выходного дня: роман-воспоминание о генерале Рохлине

В день пятнадцатилетия со дня гибели Льва Яковлевича Рохлина в Москве в православной галерее «Бронзовое чудо» состоялся вечер памяти и презентация книги о нем «Генерал Рохлин — всегда с Россией»
Маршал журналистской артиллерии
19 ноября 2015 г.

Маршал журналистской артиллерии

19 ноября у постоянного автора «Российского героического календаря» Михаила Захарчука день рождения.
Женщины Сталина
8 ноября 2013 г.

Женщины Сталина

В архиве вождя обнаружены документы, раскрывающие некоторые страницы его личной жизни
«Не долюбив, не докурив последней папиросы»
20 мая 2018 г.

«Не долюбив, не докурив последней папиросы»

Памяти поэта-воина Николая Майорова, погибшего в 22 года в бою под Смоленском
Главная » Читальный зал » Православный социализм

Православный социализм

Этот термин, который стал использоваться в последнее время, вызвал многочисленные вопросы наших читателей

Публикуем выступление на эту тему в Русском Экономическом Обществе ведущего научного сотрудника Института Проблем Информатики РАН Николая Сомина.
Православный социализм

 

Прежде всего замечу, что моей целью отнюдь не является подробный рассказ о структуре того общества, которое называется православным социализмом. Задача в другом: показать, что православный социализм — не фантазия и не противоречие в определении, а реальность, отвечающая чаяниям русского народа.

Но сначала надо хоть кратко обрисовать, что же такое православный социализм. В основной своей идее это социальный строй, мировоззрение которого основано на православных ценностях, а экономика ­ построена на социалистических принципах. Иначе говоря, идеология православного социализма имеет две компоненты: 1) мировоззренческую — православие и 2) социально-экономическую — социалистический уклад хозяйствования.
Дело в том, что обе компоненты необходимы. Ибо с точки зрения христианства государственная идеология должна состоять из двух компонент: мировоззрения и социального уклада. Конечно, компонент гораздо больше, но тут мы выбираем две важнейшие.

Первая, мировоззренческая компонента определяет жизненные цели, к которым должен стремиться член общества. В случае православия цель жизни — вовсе не благополучие и развлечения, а приближение к Богу, жизнь вечная, Царство Небесное. А отсюда следует, что главная задача общества — борьба с грехами, которые не дают нам достичь этих целей.
Но одной компоненты недостаточно. Человек — существо падшее, и после его грехопадения Господь постановил: «в поте лица, будешь есть хлеб твой» (Быт. 3:19), поставив тем самым человека перед необходимостью тяжелого повседневного труда. И это проклятие действует до сих пор, и никакая наука и техника не может его отменить. Поэтому игнорировать вторую, экономическую компоненту ни в коем случае нельзя — она неизбежно напомнит о себе. Но можно выстроить ее так, чтобы она помогала мировоззрению в борьбе с грехами.
Обе компоненты и отражены в словосочетании «православный социализм».

Но тут необходимо сделать замечание: термин «православный социализм» надо правильно понимать.
Во-первых, подчеркну, что слово «социализм» следует понимать только как хозяйственный уклад. Ибо у наших людей, обработанных чуждой пропагандой, выработано стойкое понятие о социализме, как неразрывном сращивании государственной плановой экономики с материалистическим и даже атеистическим мировоззрением. На самом деле это не так. Наш замечательный экономист, социолог, а затем и священник Сергей Николаевич Булгаков еще в начале XX века понял, что социалистический уклад хозяйствования имеет универсальный характер и может сочетаться с разными мировоззрениями. Поэтому Булгаков свободно говорил о разных социализмах: атеистическом социализме (как в марксизме), гуманистическом социализме, а также и о христианском социализме. Последний он считал вполне возможным и призывал все общество к его осуществлению. Стоит прислушаться к Булгакову. Но, несмотря ни на что, все равно находятся люди, которые мыслят только атеистический социализм.

Среди православных социалистов нет единого мнения о структуре социалистического общества. Лично я считаю, что основой социалистического хозяйственного уклада должен быть государственный сектор. Тогда есть реальная возможность осуществления планирования, что для России чрезвычайно важно. Правда, уровня госпредприятий недостаточно. Поэтому предполагается уровень трудовых православных общин, типа Трудового братства Н. Н. Неплюева, где люди-единомышленники, имея более высокие идеалы, смогут создавать островки любви. Но и этого мало. Православный социализм — не для одних высокодуховных христиан, а для всего общества. А в нем неизбежно останутся люди, желающие производить товары на рынок. Им надо это предоставить, но ограничить размеры их бизнеса — олигархов в православном социализме не будет.

И во-вторых, слово «православный» не означает клерикализма. Церковь существует в своем обычном режиме — проповедует Царство Небесное, призывает прихожан очиститься от грехов, совершает таинства, служит принятый круг служб. В идеологию входят только основные христианские истины, в общем-то естественные для русского народа, выросшего на православии. Но Церковь находится в союзе, симфонии, с государством. И уже государство, по моему мнению, поддерживает всю идеологию православного социализма. Я не буду более подробно это изъяснять — если будут вопросы, то отвечу. Но помимо чисто христианских положений в мировоззрение входят еще такие понятия, нечасто проповедуемые с церковных амвонов: отношение к труду как к ценности, как выполнению Божией заповеди. Православный социализм — трудовое общество. И еще входит справедливость как основной принцип отношения между людьми. Церковь всегда много говорило о любви, и это хорошо и правильно. Но, увы, в силу падшести человеческого рода, в больших масштабах общество любви осуществить невозможно — такое возможно только в небольших общинах единомышленников. Поэтому считать, что православный социализм будет обществом любви — было бы утопией. Но следует помнить, что Господь не только милосерд; Он еще и справедлив, и требует соблюдения справедливости, особенно в социальной сфере. А справедливость возможна и в большом обществе. Поэтому православный социализм — одновременно и общество справедливости.

Но какова же цель всего этого, какова цель осуществления православного социализма? По моему убеждению, эта цель — борьба с грехом. Точнее борьба с мамоной — этой страшной подменой Бога. Ныне мамона все человечество заставил танцевать вокруг себя — и тех, кто делает это с большим удовольствием, и тех, кто вовсе не хочет плясать под его дудку, но, увы, вынужден. Впрочем, еще св. Иоанн Златоуст в IV веке считал сребролюбие самым распространенным грехом человечества, которому подвержены и мужчины и женщины, и старые и молодые, и верующие и неверующие. И он постоянно обличал этот грех.
Но думается, что усилиям Церкви по обузданию мамоны может сильно помочь общество. Дело в том, что сребролюбие гнездится не только в душах человеческих. Оно создает вокруг себя мощную «инфраструктуру греха» в лице современной рыночной экономики, которая как бы закрепляет в себе этот грех и воспитывает подрастающие поколения в духе всесилия денег. И поэтому, не разрушив эту «инфраструктуру», о победе над мамоной нечего и думать. Но, как показала жизнь, социализм способен если не победить мамону окончательно, то существенно прищемить ему хвост. Так что актуальной задачей является замена рыночной экономики на социалистическую.

Наконец, мы подошли к главному вопросу: почему же православный социализм необходим? Он необходим по нескольким причинам.
Во-первых, социалистический уклад хозяйствования не только совместим с христианством, но является поистине христианской экономикой. Именно социализм, опираясь на общественную собственность, своим укладом поддерживает борьбу с мамоной. А общность имущества обоснована и Священным Писанием, и святоотеческим учением. Так св. Иоанн Златоуст с амвона объясняет своей пастве, что общая собственность лучше. Он с восторгом приветствует первохристианский коммунизм, реализованный апостолами в Иерусалимской общине. И более того, Златоуст очень высоко отзывается о любой деятельности на благо общества: «Искать полезного для общества — вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства!» /X:247/. Наконец, общинная жизнь с общей собственностью подкрепляется практикой социального строительства в России. Я имею в виду жизнь крестьянских общин, наших общежительных монастырей, и, конечно же, советский период развития России.

Во-вторых, сейчас нам, России настоятельно необходима русская идея, необходим социальный идеал, к которому нужно стремиться. Дело в том, что идеал — это маяк, который указывает должное направление развития. Если идеала нет, то любые шаги, даже самые на первый взгляд очевидные, могут оказаться неверными.

В-третьих, если не православный социализм, то какова альтернатива? Давайте положим, что обе компоненты идеологии имеют хотя бы по два значения — православие/атеизм и соответственно социализм/капитализм. Тогда мы получаем четыре основных варианта идеологии. Взглянем на них, тем более что ко всем вариантам причастна Россия.

1) Атеистический капитализм — это тот строй, в котором мы сейчас живем. Бесперспективность и даже катастрофичность нашей социальной ситуации, я думаю, очевидна для всех.
2) Атеистический социализм — мы его уже проходили в советский период, и, несмотря на многие социальные успехи, полностью возвращаться туда нам вряд ли хочется.
3) «Православный капитализм» — это то, что у нас в известной мере было до революции, и что на самом деле хотят наши батюшки теперь. Хотя «православный капитализм» строго-настрого запрещен Евангелием. Христос говорит: «Никто не может служить двум господам… не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24). А капитализм, исповедующий принцип прибыли — это и есть служение мамоне.
4) И наконец, православный социализм, о котором мы говорим. Только он устраивает Россию как с точки зрения мировоззренческой, так и с точки зрения социально- экономической.

Что же касается какого-то третьего пути, гибридной социалистическо-капиталистической экономики, то я уверен, что вот это — настоящая утопия, никакого третьего пути нет. И поэтому нам нужно выбирать-либо капитализм, либо социализм.

Пока мы все время рассуждали о вопросе Православный социализм — хорошо это или плохо? Теперь же надо сказать несколько слов о другом: возможна ли реализация православного социализма, причем из нынешнего печального состояния России.
Прежде всего, посмотрим на расклад сил. Как-то в ПСТГУ проводились социальные исследования: сколько у нас в России верующих людей. Результаты поразительные: оказывается 80% причисляют себя к православным (хотя в Бога веруют только 70%). И кроме того, все уже наелись этой мерзости под названием «рыночная экономика». Поэтому сторонников православного социализма даже сейчас среди народа очень много — как среди людей церковных, так и верующих в нечто неопределенное. Но к сожалению среди священства ситуация совершенно иная. Я знаю только несколько священников (и даже одного епископа), которые благосклонно относятся к идее православного социализма. Но их можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Имеет место трагическое недоразумение: большинство клира относится к православному социализму отрицательно, так же как прослойка особенно консервативных, ортодоксальных мирян. Их обычные аргументы я не раз слышал:
— православный социализм — оксюморон, сочетание несовместимых сущностей;
— это вариант хилиазма, попытки построить рай на земле;
— христианский способ совершенствования общества — милостыня, а не преобразования социального строя.
Я не буду терять время на обсуждение этих мнений — они неосновательны. Но поскольку именно священство определяет политику земной Церкви, то говорить о православном социализме в плане реальной реализации можно будет только после изменения позиции наших батюшек.

И все же я уверен, что воля Божия относительно России — в осуществлении православного социализма. Именно им Русь и выполнит свое предназначение в истории, реализует свою русскую идею, пусть даже на короткое по историческим меркам время. Многие русские люди это чувствуют, и неудивительно, что число сторонников православного социализма непрерывно растет.
Но переход к нему должен совершиться бескровно. Это можно сделать, если его осуществит легитимная власть. Лучше всего, если это сделает православный царь, который имеет не только легитимность, но также сакральный авторитет и реальную власть. Если такой властитель станет искренно стремиться к осуществлению православного социализма, и если его поддержат народ и Церковь, то никакое сопротивление олигархов этот процесс не остановит.
Спаси Господи!

Источник: http://reosh.ru

 

Николай Сомин
28 марта 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 июля
пятница
2019

В этот день:

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

Сражение на Шипке

19 июля 1877 года во время русско-турецкой войны передовой отряд русских войск под командованием генерала И.В. Гурко занял Шипку – стратегический перевал на Центральных Балканах.

 Вскоре турки начали наступление. Героическая оборона перевала русскими отрядами и болгарскими дружинами продолжалась до января следующего года, когда русские войска перешли в общее наступление.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

Сталин стал наркомом обороны

19 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР наркомом обороны был назначен И. В. СТАЛИН. До этого наркомат возглавлял Семен Тимошенко. Война потребовала сосредоточения власти в одном центре. В этот период вся полнота власти в СССР принадлежала Государственному комитету обороны СССР (ГКО СССР) под руководством И.В. Сталина, который совмещал должность председателя ГКО СССР с должностями председателя Совнаркома СССР и наркома обороны.

 На время войны деятельность народных комиссариатов СССР была подчинена ГКО СССР, который не имел своего аппарата и полагался на административные ресурсы наркоматов.
 По указу Государственного комитета обороны 15 октября 1941 года Совнарком СССР, вместе с другими органами государственной власти и управления, был эвакуирован в г. Куйбышев, однако И.В. Сталин, будучи председателем ГКО СССР и Ставки Верховного Главнокомандования, остался в Москве. Являясь председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Сталин руководил работами по организации военного производства, партизанского движения, восстановления хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации, а также занимался другими вопросами, входящими в сферу полномочий правительства СССР.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Послевоенный подвиг генерала Хрюкина

19 июля 1953 года умер Тимофей Тимофеевич ХРЮКИН (род. 21.06.1910), генерал-полковник авиации, командующий воздушной армией, дважды Герой Советского Союза.

Войну он начал в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на рубеже Миус-фронта, в Крыму. По инициативе Хрюкина под Сталинградом был создан полк асов — 9-й гвардейский истребительный авиаполк. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Он разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом). В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии. В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного фашистами Всесоюзного пионерского лагеря «Артек». С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й воздушной армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

Во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер от полученных увечий. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение