RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

НАТО-Россия: соотношение сил
26 января 2015 г.

НАТО-Россия: соотношение сил

С первых дней 2015 года Североатлантический альянс активно продвигает свои вооруженные соединения к границам нашей страны
Наш автор — лауреат «Гринландии»
11 июля 2016 г.

Наш автор — лауреат «Гринландии»

В Кировской области завершился XXIV Всероссийский фестиваль авторской песни
Русский орел не ловит мух!
7 августа 2014 г.

Русский орел не ловит мух!

300 лет назад 7 августа 1714 года произошло великое Гангутское морское сражение
Курьёзное ЧП
3 марта 2015 г.

Курьёзное ЧП "Новосибирского комсомольца"

3 марта 2004 года произошла самая уникальная авария подводной лодки — московские «флотоводцы» умудрились утопить её у одного из городских причалов
Против расчеловечивания
4 сентября 2014 г.

Против расчеловечивания

Центр координации «Новая Русь» провёл в Ялте 2-ю Международную конференцию «Россия, Украина, Новороссия: глобальные проблемы и вызовы»
Главная » Читальный зал » Любимову - сотня

Любимову - сотня

30 сентября 2017 года исполнилось 100 лет со дня рождения строптивого ровесника революции

Советская власть дала этому театральному деятелю так щедро, как редко кому из его коллег доставалось.
Любимову - сотня

Юрий Любимов имел собственный театр, с которым объездил полмира. Был народным артистом России, дважды лауреатом Государственной премии. Его награждали орденами: Трудового Красного Знамени, Отечественной войны П степени, «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней. 6 раз он получал медали, три из которых были военными. (Участвовал в Советско-финской войне, с 1941 по 1945 был конферансье в ансамбле песни и пляски НКВД). Более полутора десятков раз его признавали лучшим режиссёром у нас в стране и за рубежом. 12 раз он становился лауреатом престижных отечественных и зарубежных профессиональных премий. Как представитель советского и российского искусства Любимов получил более двух десятков иностранных высоких наград. Стал почётным гражданином ряда городов США, Израиля, Польши, Испании, Португалии, Финляндии, Франции, почётным доктором семи всемирно известных университетов. Когда мне кто-то пытается изображать советскую власть как «гонителя и притеснителя талантов и всего прогрессивного», я вкратце всегда излагаю феерическую биографию этого строптивого ровесника революции, которого публицист Юрий Изюмов справедливо назвал «любимцем партии и народа». Так оно и было на самом деле.

 

Может быть, для кого-то я открою тайну, которую нынче не узнать из современных справочников, но Юрий Петрович стал коммунистом при Сталине в 1952 году! В театре Вахтангова ему поэтому и доверяли играть Олега Кошевого. Артист долгие годы слыл неутомимым общественником, активно участвовал в партийной жизни театра. Сыграл там 34 заметные роли и 18 раз снялся в различных фильмах, включая такую выдающуюся культовую ленту, как «Кубанские казаки». Затем в Театре на Таганке неизменно избирался в состав партбюро, участвовал в работе партийных конференций различного уровня. Когда Ельцин запретил деятельность КПСС, Любимов не стал клясть партию и партбилет свой не сжёг, как это сделал экзальтированный Марк Захаров. Наоборот, грустно пошутил: «Какая примитивная режиссура!»

 

И в то же время Юрий Петрович всю жизнь провёл под знаком плохо скрываемой конфронтации с родной ему советской властью, с которой они вместе и на свет появились. Если в «застойные» года он держал кукиш, зачастую и два, в кармане, то когда наступила перестройка и особенно в пост перестроечные времена выступал против этой власти люто. В нём никогда не наблюдалось ни капельки сострадания к уже агонизирующей общественной системе, так заботливо, почти по-матерински его взлелеявшей. Он методично выжимал и выжал из неё всё, что мог, а потом сладострастно, до самой смерти, плясал на её обглоданных костях. Точно так же поступал и с людьми: «выпивал всю кровь» и бросал их на произвол судьбы, искренне полагая, что это ему позволительно. Подобных примеров несть числа. Да, практически, весь многолетний состав Театра на Таганке был, в конечном итоге, оболган и предан его многолетним художественным руководителем. Очень точно об этом сказал коренник-таганковец Николай Губенко: «Любимов породил Театр на Таганке. Он же его и убил». На этом я ещё подробно остановлюсь. Пока же приведу пример, более, чем красноречиво характеризующий моего героя, как талантливого, яркого, но и чрезвычайно сложного, остро-противоречивого человека.

 

Более 15 лет Юрий Петрович прожил с выдающейся советской актрисой театра и кино Людмилой Целиковской. Сейчас о таких говорят: светская львица. А в те послевоенные, романтические годы неотразимая красавица Людмила Васильевна просто была любимицей всего советского народа. Её шикарная квартира в Москве представляла собой некий богемный салон. У актрисы гостили Б. Пастернак, Г. Бакланов, Б. Можаев, Ф. Абрамов, Б.Васильев, П. Капица и ещё много, много других известных писателей, учёных, военных, артистов. Сам Любимов поэтому всегда с придыханием называл свою гражданскую жену не иначе, как «Циолковская» или «Генерал». И было за что. Великолепно образованная (отец Василий Васильевич – заслуженный деятель искусств, мать Екатерина Лукинична – оперная певица) Людмила Васильевна являлась для своего мужа-режиссёра и музой, и соавтором всех его театральных начинаний, и автором многих его инсценировок. Целиковская очень дружила с Воловиковой, одно время возглавлявшей Дом актёра имени А.А.Яблочкиной. А Марья Вениаминовна в свою очередь была моей закадычной подругой. Рассказывала: «Знаменитый пушкинский спектакль «Товарищ, верь!» Люся написал на своей даче, между делами, практически на моих глазах. На премьере «Деревянных коней» Фёдор Абрамов сказал, и я сама слышала: «Этого спектакля не было бы, если бы на отдыхе в Прибалтике Людмила Васильевна не прочла мою книгу». Ещё фееричнее история со спектаклем «А зори здесь тихие». Люся, прочитав в журнале «Юность» повесть Бориса Васильева, за одну ночь написала великолепную инсценировку. Все свои наработки для Таганки она шутливо называла «болванками». Так что твой хвалёный Любимов кругом в болванках Целиковской запакованный. А уж про художественный совет при театре вообще молчу. Там состояли одни Люсины приятели и знакомцы: академик Георгий Флёров, писатели Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, доктор философских наук, автор трёхтомной биографии Ленина Владлен Логинов. Да никто из них знать Юру не знали, если бы не Люся».

 

В 1975 году Целиковская и Любимом тихо и мирно разводятся. Причина разрыва – частые измены супруга. И, тем не менее, актриса итожит их многотрудную совместную жизнь словами, в которых воздаётся должное супругу: «Я его не осуждаю. Но мне с гением жить трудно». В середине лета 1992 года Целиковская умирает. А в 2009 году актрисе исполнялось 90 лет. Автору сих строк рассказывал Николай Дупак, бывший многолетним директором Театра на Таганке: «Звонят мне телевизионщики: «Нам известно, что вы с супругой Раисой Михайловной дружили семьями с Целиковской и Любимовым. Дайте интервью о Людмиле Васильевне». Да, отвечаю, мы долго дружили домами, но вам лучше обратиться к Юрию Петровичу. Всё же они вместе прожили добрых полтора десятка лет. «А он отказался. Говорит: мне нечего вам сообщить». Ко всему написанному добавлю: Любимов бросил жену, у которой на руках остался больной полиомиелитом сын…

 

Дупак – мой земляк, старший товарищ, с которым я поддерживаю очень добрые и многолетние отношения. Могу поэтому задавать ему самые неудобные вопросы. Уверен: поймёт, не обидится. И потом, кто же лучше может знать моего героя, как не человек, проработавший с ним бок о бок почти два десятка лет.

 

- Николай Лукьянович, почему долгие годы, если не десятилетия, в том числе и с вашего молчаливого согласия, считалось, что создание Театра на Таганке – как бы исключительная заслуга Любимова?

 

- Он действительно много говорил и писал о том, что лично сам создал Таганку. А я и в самом деле помалкивал. Видишь ли, я очень ценил его как творческую личность, как генератора театральных идей и постановок. Юрий Петрович умел, как редко кто, работать много и самозабвенно. Получив свободу для творчества, он практически жил в театре. Домой уходил далеко за полночь, чтобы поспать и поменять сорочку. Ну и я тоже никогда баклуши не бил. Так что не случайно в те достославные времена мы буквально на поток поставили выпуски ярких, запоминающихся премьер. В нашем театре ставились Шекспир, Мольер, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чернышевский, Достоевский, Островский, Горький, Маяковский, Есенин, Дин Рид, Брехт. Из наших современников - Вознесенский, Евтушенко, Быков, Васильев, Трифонов, Бакланов. И вот это было для меня главное. А «ячество» любимовское, как и его, часто непредсказуемые, а то и алогичные поступки, я воспринимал всего лишь, как «причуды гения». Не амбициозный, уступчивый человек, я, честное слово, не видел необходимости в «перетягивании каната» на тему, кто в театре главнее - худрук или директор. Ну, нравится тебе быть командиром, так и будь им. Другой вопрос, что он часто так «закручивал» в коллективе гайки, что мне, как тому политработнику за командиром-самодуром, приходилось их изо всех сил ослаблять. Не всегда, кстати, получалось. Только видит Бог, я старался не то, чтобы угождать Любимову, но всячески поддерживал его творческое горение. Таких творцов всё же мало, согласись.

 

- И всё-таки как на самом деле создавался Театр на Таганке?

 

- Изначально существовал столичный театр «Таганка». С 1945 года его главным режиссёром был Александр Плотников. Меня туда пригласили в начале осени 1963 года директором и актёром для того, чтобы вытянуть коллектив из глубокой творческой депрессии. Когда я стал налаживать театральное хозяйство, позвонил мне друг Юрий Зодиев директор Театра киноактёра: «Давай сходим на дипломный спектакль студентов «Щуки» «Добрый человек из Сезуана». Говорят, забойная вещь. Пошли. Мне понравилось. Зодиев пригласил после спектакля Любимова и Целиковскую к себе домой. Вот там я и предложил Юрию Петровичу перейти со всеми выпускниками, игравшими в «Добром человеке…» в наш театр. Заметь: курсом-то руководила блестящий педагог Анна Орочко, а вовсе не Любимов, как о том все и везде пишут. Скажу тебе даже больше: Любимов сначала категорически от моего предложения отказался. И его понять было не трудно. Кто тогда знал о «Таганке»? А ему вроде как сулили целый Дворец культуры в Дубне. Но что-то там с учёными у него не срослось. К тому же на «Доброго человека…» начались нападки. Не лучшим образом развивались события и в нашем театре. Молодёжь хотела видеть худруком Петра Фоменко, а кто постарше - были за Плотникова. К чести Александра Константиновича, он сам решил устраниться от борьбы. Партийное руководство навязывало нам Евгения Суркова – теоретика театра, имевшего большие связи в верхах. Тогда я решительно заявил начальнику управления культуры Мосгорисполкома Борису Родионову: «Если вы утвердите Суркова, я вернусь рядовым артистом в театр Станиславского». Родионов опешил и спросил: «А кого вы видите в должности худрука?» - «Любимова»,- ответил я, хотя его согласия ещё не имел. Шёл на большой риск. Но почему-то испытывал уверенность, что Юрий Петрович меня поймёт. Так оно и случилось. Тогда же я придумал и эмблему театра - красный квадратик с черными словами по периметру: «Московский театр драмы и комедии на Таганке». До этого нас все путали с другими театрами или драмы, или комедии. Несколько лет чиновники игнорировали новое название в официальных документах и вычеркивали «на Таганке», но потом привыкли. Всё, что я тебе рассказываю элементарно ведь можно проверить и доказать. Живы, слава Богу, Юра Зодиев и бывший секретарь райкома партии Владислав Карижский, с которыми мы вместе боролись и за театр, и за «Доброго человека…», и за того же Любимова. Так что я, пожалуй, с тобой соглашусь: большая несправедливость считать Любимова единственным создателем театра. Да, он талантлив, дерзок и своеобразен. И таким оставался до самой своей смерти. Этого у него не отнять. Однако справедливо ведь и то, что «Павших и живых», «Антимиры» он ставил с Петром Фоменко, «Преступление и наказание» - с Юрием Погребничко, «Пугачева» - с Иосифом Раевским. Да практически и все остальные спектакли создавались при участии и других режиссёров, и наших ведущих актёров. Даже самая забойная таганковская вещь, имею в виду «Мастера и Маргариту», сделана при решающем участии Александра Вилькина. Увы, но теперь их имена вычеркнуты. Нет их портретов в театре. Как и моего тоже…

 

- Зачитаю вам воспоминания Любимова о Высоцком: «Его привели друзья его или дамы и, видимо, сказали, что шеф любит, когда поют. Сначала он прочитал мне Маяковского. Как обычно читают, ничего особенного. Потом я показываю на гитару, которая стоит в углу: "Это вам коллеги сказали, что шеф гитару любит?" "Да, - говорит, - сказали". - "Ну, раз принесли, сыграйте". Когда он стал петь, я его слушал сорок пять минут, несмотря на дела. И сказал: "Приходите, будем работать". Потом стал наводить справки. Мне говорят: "Знаете, лучше не брать. Он пьющий человек". Ну, подумаешь, говорю, еще один в России пьющий, тоже невидаль». Опять же, Николай Лукьянович, а как было с Высоцким на самом деле?

 

- За Володю несколько раз меня просила наша замечательная актриса Таисия Додина – они однокашники по школе-студии МХАТа. И я пошёл ей навстречу: пригласил Высоцкого на прослушивание. Он показа отрывок из горьковского рассказа «Челкаш». А Любимову уже кто-то нашептал, что кандидат не в ладах с «зелёным змием», и он говорит: «Зачем нам ещё один пьяница». Но мне Высоцкий приглянулся скромным поведением и великолепным чувством ритма. Я его и оставил на трёхмесячный испытательный срок. Тогда ещё я решал, кого брать в театр, кого увольнять. Со временем такое право у меня отнял Юрий Петрович, чему я, грешен, тоже не сильно сопротивлялся. Как оказалось зря: некоторые очень хорошие артисты, как те же Сергей Эйбоженко, Александр Калягин стали уходить. Любимов их элементарно выживал. С Сашей он поступил вообще отвратительно. Калягин играл Галилея в очередь с Высоцким. Просит однажды у меня шесть пропусков для друзей из киногруппы. За 20 минут до спектакля ко мне влетает Любимов: «Ставьте Высоцкого, я ему позвонил, он уже подъезжает» - «Но сегодня играет Калягин» - «А я сказал Высоцкий!» - «Тогда мы можем потерять Калягина – он пригласил нескольких друзей» - «Мне плевать!» Спустя полчаса Александр Александрович положил мне на стол заявление об уходе.

 

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 января
суббота
2021

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение