RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

День сатаны
6 августа 2016 г.

День сатаны

6 августа 1945 года человекоподобная бесовщина, называющая себя американцами, впервые в истории человечества применила против людей ядерное оружие, сбросив на японский город Хиросиму атомную бомбу
Женщины Сталина
8 ноября 2013 г.

Женщины Сталина

В архиве вождя обнаружены документы, раскрывающие некоторые страницы его личной жизни
Стратегическая осторожность Ивана Панова
24 ноября 2017 г.

Стратегическая осторожность Ивана Панова

24 ноября 2017 года исполнилось 90 лет генерал-лейтенанту Ивану Митрофановичу Панову.
Праздник Троицы
27 мая 2018 г.

Праздник Троицы

27 мая 2018 года — День Святой Троицы.
Через миллениум - 7
25 апреля 2014 г.

Через миллениум - 7

Продолжаем публиковать отрывки из новой книги Михаила Захарчука "20 лет на изломе тысячелетий" (дневник писателя)
Главная » Читальный зал » Забытая страница Тегеранской конференции

Забытая страница Тегеранской конференции

Как шах Ирана пытался Сталину руку поцеловать...

75 лет назад произошел крутой перелом в лучшую сторону в советско-иранских отношениях.
Забытая страница Тегеранской конференции

 О главных итогах состоявшейся 75 лет назад Тегеранской конференции лидеров Большой тройки – И.В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) РГК уже писал (см. http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/november/prinuzhdenie-k-vojne). В дополнение хотим рассказать об одном малоизвестном, поучительном эпизоде – о состоявшейся 1 декабря 1943 г., в день закрытия конференции Большой тройки, встрече И.В. Сталина с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви и о значении этой встречи для развития советско-иранских отношений (этим материалом поделился с нами информационно-аналитический ресурс https://www.fondsk.ru).

В конце августа – сентябре 1941 г. части Красной армии с севера и британской армии с юго-запада вошли в Иран. В конце 1942 г. в стране разместился и американский контингент. Причины ввода войск были изложены в ноте правительства СССР иранскому руководству 25 августа 1941 года. В ней указывалось, что «германские агенты самым грубым и беззастенчивым образом… превратили территорию Ирана в арену подготовки военного нападения на Советский Союз… Это требует от Советского правительства немедленного проведения в жизнь тех мероприятий, которые оно не только вправе, но и обязано принять в целях самозащиты». Под давлением англичан и с согласия советской стороны 6 сентября 1941 г. Реза Пехлеви отрёкся от престола в пользу своего сына – Мохаммеда Реза Пехлеви.

Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Красной армии, резидентом которого в Иране был полковник Б.Г. Разин, постоянно докладывало политическому и военному руководству СССР о положении в Иране. В середине октября 1943 г. Б.Г. Разин сообщил начальнику ГРУ, что шах посетил советский гарнизон в Мешхеде. Молодой иранский монарх, взошедший на престол лишь за два года до этого, на приёме, устроенном в его честь, заявил о своей симпатии к Советскому Союзу и Красной армии, он высоко оценил советскую военную технику, особенно боевые самолёты, будучи сам первоклассным пилотом. Его слова не ушли от внимания советских дипломатов и разведчиков…

Замысел встречи с иранским шахом, скорее всего, родился у Сталина ещё в Москве. Из донесений разведки советский вождь хорошо знал, что тяготению шаха Мохаммеда Реза Пехлеви к развитию советско-иранских отношений тайно противодействовали англичане. В этих условиях Сталин посчитал необходимым оказать прямую поддержку шаху, чтобы, укрепляя его трон, усилить позиции Советского Союза на Среднем Востоке.

Информация о встрече Сталина с шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви крайне скудна. Сошлёмся на воспоминания Главного маршала авиации А.Е. Голованова, который, будучи командующим Авиацией дальнего действия Ставки ВГК, отвечал за перелёт советской делегации из Баку в Тегеран. Александр Евгеньевич особо отметил то подчёркнутое уважение, которое проявил к молодому правителю советский вождь. Если шаху пришлось долго дожидаться, пока его принял Черчилль, то Сталин, наоборот, через дипломатов сам попросил приёма у Мохаммеда Реза Пехлеви. «В точно назначенный час, – писал Голованов, – товарищ Сталин был у шаха Ирана, приветствовал его и имел с ним продолжительную беседу, чем подчеркнул, что всякий гость должен отдать дань признания хозяину, посетить его и отблагодарить за оказанное гостеприимство».

Сталин, знаток обычаев Востока, прекрасно понимал всё значение таких жестов внимания. Зная, что сидевший напротив него молодой человек увлечён авиацией, советский вождь подарил ему лёгкий самолет. «Поистине, казалось бы, незначительный случай, – подчеркнул Голованов, – а по сути дела – политика, и немалая...». Эта политика позволила Советского Союзу сохранять с Ираном дружественные отношения вплоть до свержения Реза Пехлеви в 1979 г.

О том же вспоминал известный разведчик, Герой Советского Союза Г.А. Вартанян, бывший свидетелем встречи двух лидеров: «Я видел Сталина с расстояния пяти метров, когда он поехал с Ворошиловым и Молотовым в шахский дворец поблагодарить шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви за гостеприимство. Это был очень умный и важный шаг, который имел тогда большой резонанс в иранском обществе. Ни Рузвельт, ни Черчилль этого не догадались сделать. Шах, конечно, был тронут таким жестом внимания со стороны Сталина. Когда Сталин вошел в тронный зал, шах вскочил, подбежал и упал на колени, чтобы попытаться поцеловать его руку. Но Сталин наклонился и поднял шаха…»

Перед отлетом из Тегерана в Баку Сталин заслушивал отчёт полковника Разина, интересовался общим состоянием иранской армии, расспрашивал о посещении шахом советской воинской части, об организации в Иране танковой и авиационной школ с советскими инструкторами. Резидент доложил Сталину о состоянии иранской армии и иранского генералитета, о влиянии англичан на военное руководство Ирана. Сталин дал указание поощрять намерения шаха и его ближайшего окружения, которых запугивали англичане, придерживаться ориентации на СССР. Глава Советского правительства высказал намерение предоставить иранцам около 20 боевых самолётов и такое же количество танков, а также начать готовить для Ирана военные кадры.

Шах по достоинству оценил проявленное к нему уважение. Вплоть до свержения Мохаммеда Реза Пехлеви в 1979 г. советско-иранские отношения отличались дружественным характером и взаимовыгодным сотрудничеством, символом чего стал построенный с помощью СССР Исфаханский металлургический комбинат. Шах Ирана трижды посещал СССР в 1956, 1965 и 1972 годах. Во время последнего визита в Москве был подписан договор о развитии советско-иранского экономического и технического сотрудничества сроком на 15 лет, давший новый толчок связям наших двух стран.

Так что дружественный советско-иранский диалог и растянувшееся на несколько десятилетий взаимовыгодное сотрудничество СССР с одним из крупных государств Среднего Востока – тоже прямой результат Тегеранской конференции, пусть и не столь известный в наши дни.

 

Юрий Рубцов, доктор исторических наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ
2 декабря 2018 г.

Комментарии:

А.К. 03.12.2018 в 07:33 # Ответить
Замечательная статья. Очень познавательная. Побольше бы подобной информации.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 июня
понедельник
2019

В этот день:

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

К 20 апреля 1932 года завод освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки.
В годы войны во время битвы за Сталинград завод стал местом упорных боев. Не прекращая выпуска танков, часть рабочих завода вступила в народное ополчение и встала на защиту города и завода.

Во время боев завод был полностью разрушен, его восстановление началось сразу же после освобождения района завода, и 17 июня 1944 года он возобновил выпуск своей продукции.

Пережив фашизм, завод не смог одолеть демократию. В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Невольно напрашивается параллель: в СССР через 15 лет после тяжелейшей иностранной интервенции вышли на рекордное самолетостроение. Современная «демократическая» Россия примерно за то же время «эпохальных» реформ сумела полностью загубить отечественное самолетостроение и покупает «борты» за рубежом.

 

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

Но наша страна вернула этот план Гитлеру, как говорится, в зад. Правда, ровно через 50 лет бесноватый от зависти перевернулся в гробу: демократы (обманом) сумели выполнить план «Барбаросса» и расчленили-таки СССР. Теперь вопрос стоит так: сумеет ли наш народ вернуть им этот план в зад со всеми вытекающими из этого последствиями?

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

На Ту-104 выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т. д. У этого самолета была обширная военно-космическая программа. В его салоне был оборудован первый «бассейн невесомости» для создания состояния невесомости с целью тренировки будущих космонавтов. Здесь же проходили подготовку участники советской лунной программы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение