RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Плач по Пушкину
10 февраля 2019 г.

Плач по Пушкину

10 февраля 1837 года Россия понесла величайшую потерю
Утро Борькиной казни
20 февраля 2019 г.

Утро Борькиной казни

Постоянный автор и друг РГК уральский поэт Александр Михайлович Костенко прислал своё новое произведение
Фильм о русском поэте Юрии Кузнецове
14 ноября 2018 г.

Фильм о русском поэте Юрии Кузнецове

13 ноября 2018 года в Литературном институте имени М. Горького состоялась презентация документального кинофильма «Юрий Кузнецов. Взгляд с востока».
Создатель «тридцатьчетвёрки»
26 сентября 2018 г.

Создатель «тридцатьчетвёрки»

Подвиг самопожертвования конструктора лучшего танка Второй мировой войны целых полвека находился в забвении
Помянем Владимира Солоухина
6 апреля 2017 г.

Помянем Владимира Солоухина

20 лет назад ушёл из жизни этот великолепный писатель
Главная » Читальный зал » «Связь времён» Игоря Гревцева

«Связь времён» Игоря Гревцева

14 февраля 1959 года родился наш давний друг, известный московский поэт Игорь Дмитриевич Гревцев

Поздравляем его и знакомим читателей с его новыми стихами из цикла «Связь времён».
«Связь времён» Игоря Гревцева

Русский православный поэт Игорь Дмитриевич Гревцев родился 14 февраля 1959 года в Донбассе (Донецкая обл.).
В 1996 году закончил Литературный институт им. Горького. В 1994 году воцерковился и стал полноправным членом Русской Православной Церкви.
С 2000 по 2007 годы работал куратором в православной гимназии, редактором детской православной газеты и литературного альманаха.
В 2006 году закончил Свято-Тихоновский Богословский институт (ныне Свято-Тихоновская гуманитарная академия).

Царские слуги

 

Мы в святое оружие
перековали оковы!
Наши предки уверенно
могут молиться за нас
Потому, что на всех современных
полях Куликовых
Мы себя берегли даже меньше,
чем боезапас.

Нам летели навстречу
и копья, и стрелы, и пули.
Нам проламывал клетки грудные
стальной ураган.
Нас пытались согнуть и порой
(что лукавить?) нас гнули
И предательство братьев,
и злобная хитрость врага.

Мы теряли друзей,
мы теряли и дальних и присных.
Только Русскую землю
мы не оставляли в беде, –
За неё мы держались,
как держаться за коромысла
Закалённые дуги
наполненных влагой бадей.

Мы привыкли служить

Русской вере и Русской короне.

Не нужны нам в награду

ни слава, ни честь, ни казна.

Мы в бою надеваем кресты

поверх латаных броней,

Чтобы Божии ангелы – мёртвых! –

могли нас узнать.

И когда своей смертью
мы путь свой земной подытожим,
И на чашу весов мы положим,
что прожито здесь,
Пусть наградой нам будет одно:
перед Царствием Божьим
Рядом с нашим Царём
нам предстать бы
на Страшном Суде.

Встань, воин!

Встань, воин, встань! Довольно спать
Тяжёлым сном духовной смерти.
Опять стоит под Римом рать,
Но Русский Рим – последний, Третий.

Земля зовёт: «Встань, воин, встань!»
За подвиг твой – священной платой
Пусть будет пламенная брань
И смерть, достойная солдата.

Уж лучше в поле умереть
И лечь за веру под мечами –
О, как сладка в сраженье смерть
Перед Господними очами!

Встань, воин, встань! Ведь, коль не ты,
То кто сорвёт с Руси оковы?
Уже печати все сняты
И кони ангелов готовы.

Уже пробил последний час.
Уже нам некуда деваться.
И безпощадный трубный глас
Уже готов с Небес сорваться.

Встань, воин, встань! Возьми свой меч,
Чтоб не сгорела жизнь впустую,
И выходи с врагом на сечь
За Третий Рим – за Русь Святую.

У окна

Придёт последняя война,
И я уйду навстречу к ней…
Ты молча сядешь у окна,
И образ твой замрёт в окне.

Тропарь ты станешь напевать,
Что б отогнать молитвой смерть.
А мне придётся воевать,
Чтоб ты смогла его допеть.

И вдруг на меркнущем стекле
Увидишь ты, как в тонком сне,
Что прижимаюсь я к земле,
Уже навек сроднившись с ней.

И отойдёшь ты от окна,
От перекрестья чёрных рам –
Уже вдова, а не жена, –
И соберёшься молча в храм.

Но в храм войдёшь опять женой
И, повернувшись к алтарю,
Ты тихо скажешь: «Боже мой,
За всё Тебя благодарю».

Воин Христов

Что может быть дороже смерти,
Чем смерть в сраженье за Христа?
Но только пыл свой поумерьте –
Она даётся неспроста.

Она даётся не любому,
Как высший воинский удел,
Но лишь тому, кто гнев любовью
Связал и держит, как в узде;

Кто обнажает меч без злобы;
Кто не карает, а вершит
Святую волю Бога, чтобы
Не потерять своей души;

Кто в бой идёт, творя молитвы
И ни за что врагу не мстя…
Быть милосердным в гуще битвы –
Священный подвиг христиан.

Ведь только тот достойный воин,
Солдат распятого Христа,
Кто и в сражении спокоен,
В ком совесть воина чиста.

Храни нас, Бог, на бранном поле,
Но прежде брани научи
Не вынимать своею волей
Из ножен грозные мечи.

Сон предка

Когда-то давно (даже трудно представить
Когда это было, в какие века?)
Мой предок, в рубахе из кованой стали,
Стоял на кургане – лицом к облакам.

Он только что вышел живым из сраженья,
Уставший до самого мозга костей.
Он молча стоял, а за ним без движенья
Лежали тела и врагов, и друзей.

Закатное солнце уже не блестело
На кольцах кольчуги, горячей, как печь.
Мой предок вздохнул, потянулся всем телом
И в землю вонзил свой зазубренный меч.

И шлем водрузив на чело рукояти,
И крестным знаменьем себя осеня,
Он тихо промолвил: «Погибшие братья,
Молитесь, прошу, за живого меня».

Ждала его Русь – там, за полем кровавым.
Он был победитель – но это потом…
Он лёг у меча на прохладные травы –
И меч ему вдруг показался крестом.

Он спал, улыбаясь во сне, как ребёнок,
Не чувствуя даже, что раны болят.
И снился ему его дальний потомок.
И этим далёким потомком был я.

Мгновенно сместились пространство и время,
Как будто не предок, а я был в бою.
И взял я тогда на себя его бремя,
Вернувшись обратно в эпоху свою.

С тех пор, как в кольчуге, хожу по Руси я,
Рукой ощущаю упругость меча…
Когда будет трудно, зови нас, Россия,
Мы с предком готовы тебя выручать.

Прямая дорога

Загоралась в небе алая заря.
Гривы шелковистые кожу рук ласкали.
По дороге ехали три богатыря –

Где бы свою удаль проявить, искали.

Но на перепутье трех степных дорог
Стали они спорить, сняв стальные шапки:
По какой же ехать? – и тогда помог
Старый ворон им, с куста прошамкав.

«Повернёшь направо – будешь ты герой.
Повернёшь налево – будешь знаменитый».
Двое ускакали… Только под горой
Эхом прокатился дальний звон копытный.

Но спросил у ворона третий: «Что сулит
Этот путь последний?» И ответил ворон:
«Коль поедешь прямо, будешь ты убит
И в могиле братской похоронен».

«Что ж, в могиле братской – это хорошо.
Ну, а быть убитым? – всё по воле Божьей», -
Тронул он поводья, конь его пошёл,
Весело бряцая сбруей подорожной.

И доехал витязь до большой реки.
Встал на стремена он, молодой и статный,
И увидел в поле русские полки,
Что на битву вышли против супостата.

И воскликнул витязь: «Это вот по мне!
За такое дело и погибнуть можно».
Въехал он в шеренгу на своём коне
И калёный меч свой потянул из ножен.

Да, на поле бранном богатырь полёг.
Но к нему, убитому, Пресвятая Дева
Подошла, подняла, повела в Чертог
И венец нетленный на главу надела.

Воин

Я не люблю, когда горят
В ночной степи костры слепые.
За ними всегда я предвижу солдат
В чужих доспехах, покрытых пылью.

За каждым костром я предчувствую смерть,

Провижу горящие избы посада,
Над крупом коня пропотевшую плеть,
И приступ удушья при слове: «осада».

Что делать? Я воин. И был им всегда.
За тысячу лет, что прошли над Россией
Не раз я стоял в её ратных рядах
И в жертву не раз я себя приносил ей.

Я воин. И я не привык замечать,
Чем рознятся в поле они друг от друга –
Ребристая плоть рукояти меча
И плоть рукояток тяжёлого плуга.

Я знаю, как тонут слезинки в золе
В тот миг, когда просто им некуда деться.
Я знаю, как тяжко нести по земле
Стрелою пронзённое тело младенца.

Я слышу корней нарастающий хруст
Сквозь трупы, лежащих по нивам и чащам,
И непрерываемый Сорокоуст,
Все десять веков над Россией звучащий.

Мне ведомы ненависть, страх и восторг,
И ржавых вериг покаянные гири.
И умный Запад, и хитрый Восток
Давно мне понятны, как строки Псалтири.

И я научился у Бога просить
Покоя – сей высшей награды солдата.
Я воин. Я вечный ратник Руси.
И большего мне в этой жизни не надо.

Встреча с предками

Снова ночь. Я стою на пороге,
Лунным светом по пояс облит.
Снова слышу на древней дороге
Ожидаемый цокот копыт.

Ближе, ближе он с каждой секундой.
Заполняет он сердце моё
Нарастающим гулом, покуда
Не заполнит до самых краёв.

Это Русь объезжают дозором
Мои предки на ратных конях.
Вижу их своим внутренним взором,
А они – знаю! – видят меня.

Вот, ко мне приближается всадник
И, склонившись с резного седла,
Сквозь заросший травой палисадник
Подаёт мне могучую длань.

Здравствуй, предок. Я рад тебе очень,
Как и всем, кто стоит за тобой.
Знаю, встреча мне эта пророчит
Мой последний и праведный бой.

Но теперь ничего мне не страшно:
Это сладко – за Русь умирать.
Нынче стал я соратником вашим,
Принимайте меня в свою рать.

Живой монолит

Преклоните колена,
снимите помятые шлемы,
Но мечи пред собою держите,
как держится древко креста.
Братья! В эту секунду,
пред братской могилою, все мы,
Все, кто вышел из битвы живой,
налагаем печать на уста.

Мы не будем давать обещаний
и клятв непосильных:
Просто нет нам нужды обещать
эту землю сильнее любить.
Ибо, каждый из нас –
это клеточка тела России,
И вне тела её нам и дня,
даже краткого дня, не прожить.

Мы сейчас помолчим
у подножья святого кургана,
Под которым лежат наши братья,
стяжавшие высшую честь –
Умереть за Россию,
закрыв её от урагана…
Помолчим, – и в сердцах заглушим
раздражение, злобу и месть.

Мы не мстители, нет.
Мы вершители воли Господней.
И враги пусть боятся не нас,
а Того, Кто за нами стоит.
Русь Святая жива потому, что
– внемлите! – сегодня
Преклоняет колена пред Богом не рать,
а живой монолит.

Святая межа

Слушай, сынок, я тебе расскажу
Правду о жизни – жестокой, как плети,
И покажу ту святую межу,
Что отделяет безсмертье от смерти.

Выйдем-ка в чистое поле, сынок.
Видишь пологие эти курганы,
Эту речушку и этот лесок,
Этих оврагов глубокие раны?

Видишь взрыхлённую плугами зябь?
Руки в неё погрузи осторожно
И попытайся уверенно взять
Горсть размягчённой земли придорожной.

Ком этой плоти к губам поднеси.
Чувствуешь привкус железа и крови?
Это естественный привкус Руси.
Что же ты хмуришь, сынок, свои брови?

Знаешь ли, сколько за тысячу лет
Страшных боёв на земле этой было?
Столько, что всякой, не русской земле,
Их бы на сотню историй хватило.

В этой земле твои предки лежат,
Все, за последние десять столетий! –
Это и есть та святая межа,
Что отделяет безсмертье от смерти.

Если ты примешь их жизнь, как свою,
Если себя ты увидишь стоящим
Правофланговым в их ратном строю,
Значит, ты вечность при жизни обрящешь.

Если же ты равнодушно пройдёшь
По вековечному бранному полю,
Что ж, значит, ты прежде смерти умрёшь…
Сам выбирай. Я тебя не неволю.

 

Игорь Гревцев
14 февраля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 августа
понедельник
2019

В этот день:

19 августа — православный праздник - Преображение Господне, Яблочный Спас

Господь взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы Фавор помолиться. Там Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29).

19 августа — православный праздник - Преображение Господне, Яблочный Спас

Господь взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину горы Фавор помолиться. Там Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29).

 «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Своим Преображением Спаситель показал людям, какими станут они в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир. В праздник Преображения после литургии приносятся в храм и освящаются виноград и вообще всякие плоды, например яблоки, груши, сливы.

День рождения Русской тельняшки

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды. Этот день считается днем рождения русской тельняшки.

День рождения Русской тельняшки

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды. Этот день считается днем рождения русской тельняшки.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться по одним данным с 1862, по другим данным, с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под «фланку» надевалась нательная рубашка. Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо. Как говорится в одном из рапортов того времени, «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага.

Отличительная особенность тельняшки — чередующиеся горизонтальные бело-синие полосы. Первоначально такое цветовое оформление давало возможность видеть действия матросов при их работе с парусами на реях, а затем стало просто традицией. Изначально на снабжение личного состава ВМФ ВС России и СССР поступали тельняшки с полосками тёмно-синего цвета. Ношение тельняшек революционными матросами в Гражданскую войну и бойцами морской пехоты в Великую Отечественную сделало тельняшку весьма популярной в качестве романтического символа моря, морской службы, храбрости и удали. Тельняшка получила прозвище «морская душа»; известна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». При создании формы одежды для Воздушно-десантных войск ВС СССР по аналогии с формой морских пехотинцев тельняшки вошли в состав формы и у воздушных десантников, но цвет полосок был изменён на небесный светло-синий.

На летнее время для военнослужащих предназначены тонкие майки-тельняшки без рукавов,[1] существуют также зимние утеплённые тельняшки из толстого х/б трикотажа с начёсом и т. н. «рыбацкие» (двойной вязки без начёса, в применении наиболее практичные, особенно после первой стирки, и более тёплые, чем с начёсом).

В 1990-х годах производителями были разработаны для различных родов войск ВС России тельняшки с полосками различных цветов: тёмно-синие (ВМФ)[2], васильковые (спецназ ФСБ, Президентский полк), светло-зелёные (пограничные войска), краповые (спецназ ВВ МВД), оранжевые (подразделения МЧС)

Пулковская обсерватория под угрозой

19 августа 1839 года под Санкт-Петербургом была открыта Пулковская обсерватория/ Это основная астрономическая обсерватория Российской академии наук. Располагается в 19 км к югу от центра Санкт-Петербурга на Пулковских высотах.

Пулковская обсерватория под угрозой

19 августа 1839 года под Санкт-Петербургом была открыта Пулковская обсерватория/ Это основная астрономическая обсерватория Российской академии наук. Располагается в 19 км к югу от центра Санкт-Петербурга на Пулковских высотах.


Научная деятельность обсерватории охватывает практически все приоритетные направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звёздная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, внегалактическая астрономия, аппаратура и методика астрономических наблюдений.
С 1990 года обсерватория входит в состав охраняемого ЮНЕСКО объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников», в том числе, кладбище Пулковской обсерватории. Указом Президента Российской Федерации № 275 от 2 апреля 1997 года Пулковская обсерватория включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Но недавно хищные вожделения демократов-рыночников стали для обсерватории реальной угрозой. 24 октября 2016 года её новым директором Исхановым было выдано, в обход регламента, согласование на размещение объекта капитального строительства в трехкилометровой защитной зоне Пулковской обсерватории. Часть научного коллектива резко выступила против застройки защитной зоны. Ситуация попала в поле зрения научной интеллигенции, градозащитников Петербурга, следственного комитета и прокуратуры. Но рыночники не отступают. В настоящее время по вопросам, связанным с застройкой вокруг Пулковской обсерватории идут суды.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение