RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вечное «Седьмое ноября»
7 ноября 2020 г.

Вечное «Седьмое ноября»

Постоянный автор и друг РГК известный поэт Александр Михайлович Костенко поэдравил Россию с праздником прекрасными стихами
Осенние зазимки
21 ноября 2019 г.

Осенние зазимки

Наш друг, постоянный автор РГК российский поэт Александр Михайлович Костенко прислал свои новые стихи
Государственный переворот-1993
3 октября 2019 г.

Государственный переворот-1993

В ночь на 4 октября 1993 года по приказу Ельцина начался расстрел из танковых орудий прямой наводкой здания Верховного Совета Российской Федерации
Юным преемникам русской славы
3 декабря 2017 г.

Юным преемникам русской славы

Подборка новых стихов поэта Игоря Гревцева - победителя конкурсов поэзии, проведённых РГК в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах
Кто нам угрожает
27 марта 2015 г.

Кто нам угрожает

Владимир Путин принял участие в заседании коллегии Федеральной службы безопасности.
Главная » Читальный зал » «Связь времён» Игоря Гревцева

«Связь времён» Игоря Гревцева

14 февраля 1959 года родился наш давний друг, известный московский поэт Игорь Дмитриевич Гревцев

Поздравляем его и знакомим читателей с его новыми стихами из цикла «Связь времён».
«Связь времён» Игоря Гревцева

Русский православный поэт Игорь Дмитриевич Гревцев родился 14 февраля 1959 года в Донбассе (Донецкая обл.).
В 1996 году закончил Литературный институт им. Горького. В 1994 году воцерковился и стал полноправным членом Русской Православной Церкви.
С 2000 по 2007 годы работал куратором в православной гимназии, редактором детской православной газеты и литературного альманаха.
В 2006 году закончил Свято-Тихоновский Богословский институт (ныне Свято-Тихоновская гуманитарная академия).

Царские слуги

 

Мы в святое оружие
перековали оковы!
Наши предки уверенно
могут молиться за нас
Потому, что на всех современных
полях Куликовых
Мы себя берегли даже меньше,
чем боезапас.

Нам летели навстречу
и копья, и стрелы, и пули.
Нам проламывал клетки грудные
стальной ураган.
Нас пытались согнуть и порой
(что лукавить?) нас гнули
И предательство братьев,
и злобная хитрость врага.

Мы теряли друзей,
мы теряли и дальних и присных.
Только Русскую землю
мы не оставляли в беде, –
За неё мы держались,
как держаться за коромысла
Закалённые дуги
наполненных влагой бадей.

Мы привыкли служить

Русской вере и Русской короне.

Не нужны нам в награду

ни слава, ни честь, ни казна.

Мы в бою надеваем кресты

поверх латаных броней,

Чтобы Божии ангелы – мёртвых! –

могли нас узнать.

И когда своей смертью
мы путь свой земной подытожим,
И на чашу весов мы положим,
что прожито здесь,
Пусть наградой нам будет одно:
перед Царствием Божьим
Рядом с нашим Царём
нам предстать бы
на Страшном Суде.

Встань, воин!

Встань, воин, встань! Довольно спать
Тяжёлым сном духовной смерти.
Опять стоит под Римом рать,
Но Русский Рим – последний, Третий.

Земля зовёт: «Встань, воин, встань!»
За подвиг твой – священной платой
Пусть будет пламенная брань
И смерть, достойная солдата.

Уж лучше в поле умереть
И лечь за веру под мечами –
О, как сладка в сраженье смерть
Перед Господними очами!

Встань, воин, встань! Ведь, коль не ты,
То кто сорвёт с Руси оковы?
Уже печати все сняты
И кони ангелов готовы.

Уже пробил последний час.
Уже нам некуда деваться.
И безпощадный трубный глас
Уже готов с Небес сорваться.

Встань, воин, встань! Возьми свой меч,
Чтоб не сгорела жизнь впустую,
И выходи с врагом на сечь
За Третий Рим – за Русь Святую.

У окна

Придёт последняя война,
И я уйду навстречу к ней…
Ты молча сядешь у окна,
И образ твой замрёт в окне.

Тропарь ты станешь напевать,
Что б отогнать молитвой смерть.
А мне придётся воевать,
Чтоб ты смогла его допеть.

И вдруг на меркнущем стекле
Увидишь ты, как в тонком сне,
Что прижимаюсь я к земле,
Уже навек сроднившись с ней.

И отойдёшь ты от окна,
От перекрестья чёрных рам –
Уже вдова, а не жена, –
И соберёшься молча в храм.

Но в храм войдёшь опять женой
И, повернувшись к алтарю,
Ты тихо скажешь: «Боже мой,
За всё Тебя благодарю».

Воин Христов

Что может быть дороже смерти,
Чем смерть в сраженье за Христа?
Но только пыл свой поумерьте –
Она даётся неспроста.

Она даётся не любому,
Как высший воинский удел,
Но лишь тому, кто гнев любовью
Связал и держит, как в узде;

Кто обнажает меч без злобы;
Кто не карает, а вершит
Святую волю Бога, чтобы
Не потерять своей души;

Кто в бой идёт, творя молитвы
И ни за что врагу не мстя…
Быть милосердным в гуще битвы –
Священный подвиг христиан.

Ведь только тот достойный воин,
Солдат распятого Христа,
Кто и в сражении спокоен,
В ком совесть воина чиста.

Храни нас, Бог, на бранном поле,
Но прежде брани научи
Не вынимать своею волей
Из ножен грозные мечи.

Сон предка

Когда-то давно (даже трудно представить
Когда это было, в какие века?)
Мой предок, в рубахе из кованой стали,
Стоял на кургане – лицом к облакам.

Он только что вышел живым из сраженья,
Уставший до самого мозга костей.
Он молча стоял, а за ним без движенья
Лежали тела и врагов, и друзей.

Закатное солнце уже не блестело
На кольцах кольчуги, горячей, как печь.
Мой предок вздохнул, потянулся всем телом
И в землю вонзил свой зазубренный меч.

И шлем водрузив на чело рукояти,
И крестным знаменьем себя осеня,
Он тихо промолвил: «Погибшие братья,
Молитесь, прошу, за живого меня».

Ждала его Русь – там, за полем кровавым.
Он был победитель – но это потом…
Он лёг у меча на прохладные травы –
И меч ему вдруг показался крестом.

Он спал, улыбаясь во сне, как ребёнок,
Не чувствуя даже, что раны болят.
И снился ему его дальний потомок.
И этим далёким потомком был я.

Мгновенно сместились пространство и время,
Как будто не предок, а я был в бою.
И взял я тогда на себя его бремя,
Вернувшись обратно в эпоху свою.

С тех пор, как в кольчуге, хожу по Руси я,
Рукой ощущаю упругость меча…
Когда будет трудно, зови нас, Россия,
Мы с предком готовы тебя выручать.

Прямая дорога

Загоралась в небе алая заря.
Гривы шелковистые кожу рук ласкали.
По дороге ехали три богатыря –

Где бы свою удаль проявить, искали.

Но на перепутье трех степных дорог
Стали они спорить, сняв стальные шапки:
По какой же ехать? – и тогда помог
Старый ворон им, с куста прошамкав.

«Повернёшь направо – будешь ты герой.
Повернёшь налево – будешь знаменитый».
Двое ускакали… Только под горой
Эхом прокатился дальний звон копытный.

Но спросил у ворона третий: «Что сулит
Этот путь последний?» И ответил ворон:
«Коль поедешь прямо, будешь ты убит
И в могиле братской похоронен».

«Что ж, в могиле братской – это хорошо.
Ну, а быть убитым? – всё по воле Божьей», -
Тронул он поводья, конь его пошёл,
Весело бряцая сбруей подорожной.

И доехал витязь до большой реки.
Встал на стремена он, молодой и статный,
И увидел в поле русские полки,
Что на битву вышли против супостата.

И воскликнул витязь: «Это вот по мне!
За такое дело и погибнуть можно».
Въехал он в шеренгу на своём коне
И калёный меч свой потянул из ножен.

Да, на поле бранном богатырь полёг.
Но к нему, убитому, Пресвятая Дева
Подошла, подняла, повела в Чертог
И венец нетленный на главу надела.

Воин

Я не люблю, когда горят
В ночной степи костры слепые.
За ними всегда я предвижу солдат
В чужих доспехах, покрытых пылью.

За каждым костром я предчувствую смерть,

Провижу горящие избы посада,
Над крупом коня пропотевшую плеть,
И приступ удушья при слове: «осада».

Что делать? Я воин. И был им всегда.
За тысячу лет, что прошли над Россией
Не раз я стоял в её ратных рядах
И в жертву не раз я себя приносил ей.

Я воин. И я не привык замечать,
Чем рознятся в поле они друг от друга –
Ребристая плоть рукояти меча
И плоть рукояток тяжёлого плуга.

Я знаю, как тонут слезинки в золе
В тот миг, когда просто им некуда деться.
Я знаю, как тяжко нести по земле
Стрелою пронзённое тело младенца.

Я слышу корней нарастающий хруст
Сквозь трупы, лежащих по нивам и чащам,
И непрерываемый Сорокоуст,
Все десять веков над Россией звучащий.

Мне ведомы ненависть, страх и восторг,
И ржавых вериг покаянные гири.
И умный Запад, и хитрый Восток
Давно мне понятны, как строки Псалтири.

И я научился у Бога просить
Покоя – сей высшей награды солдата.
Я воин. Я вечный ратник Руси.
И большего мне в этой жизни не надо.

Встреча с предками

Снова ночь. Я стою на пороге,
Лунным светом по пояс облит.
Снова слышу на древней дороге
Ожидаемый цокот копыт.

Ближе, ближе он с каждой секундой.
Заполняет он сердце моё
Нарастающим гулом, покуда
Не заполнит до самых краёв.

Это Русь объезжают дозором
Мои предки на ратных конях.
Вижу их своим внутренним взором,
А они – знаю! – видят меня.

Вот, ко мне приближается всадник
И, склонившись с резного седла,
Сквозь заросший травой палисадник
Подаёт мне могучую длань.

Здравствуй, предок. Я рад тебе очень,
Как и всем, кто стоит за тобой.
Знаю, встреча мне эта пророчит
Мой последний и праведный бой.

Но теперь ничего мне не страшно:
Это сладко – за Русь умирать.
Нынче стал я соратником вашим,
Принимайте меня в свою рать.

Живой монолит

Преклоните колена,
снимите помятые шлемы,
Но мечи пред собою держите,
как держится древко креста.
Братья! В эту секунду,
пред братской могилою, все мы,
Все, кто вышел из битвы живой,
налагаем печать на уста.

Мы не будем давать обещаний
и клятв непосильных:
Просто нет нам нужды обещать
эту землю сильнее любить.
Ибо, каждый из нас –
это клеточка тела России,
И вне тела её нам и дня,
даже краткого дня, не прожить.

Мы сейчас помолчим
у подножья святого кургана,
Под которым лежат наши братья,
стяжавшие высшую честь –
Умереть за Россию,
закрыв её от урагана…
Помолчим, – и в сердцах заглушим
раздражение, злобу и месть.

Мы не мстители, нет.
Мы вершители воли Господней.
И враги пусть боятся не нас,
а Того, Кто за нами стоит.
Русь Святая жива потому, что
– внемлите! – сегодня
Преклоняет колена пред Богом не рать,
а живой монолит.

Святая межа

Слушай, сынок, я тебе расскажу
Правду о жизни – жестокой, как плети,
И покажу ту святую межу,
Что отделяет безсмертье от смерти.

Выйдем-ка в чистое поле, сынок.
Видишь пологие эти курганы,
Эту речушку и этот лесок,
Этих оврагов глубокие раны?

Видишь взрыхлённую плугами зябь?
Руки в неё погрузи осторожно
И попытайся уверенно взять
Горсть размягчённой земли придорожной.

Ком этой плоти к губам поднеси.
Чувствуешь привкус железа и крови?
Это естественный привкус Руси.
Что же ты хмуришь, сынок, свои брови?

Знаешь ли, сколько за тысячу лет
Страшных боёв на земле этой было?
Столько, что всякой, не русской земле,
Их бы на сотню историй хватило.

В этой земле твои предки лежат,
Все, за последние десять столетий! –
Это и есть та святая межа,
Что отделяет безсмертье от смерти.

Если ты примешь их жизнь, как свою,
Если себя ты увидишь стоящим
Правофланговым в их ратном строю,
Значит, ты вечность при жизни обрящешь.

Если же ты равнодушно пройдёшь
По вековечному бранному полю,
Что ж, значит, ты прежде смерти умрёшь…
Сам выбирай. Я тебя не неволю.

 

Игорь Гревцев
14 февраля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 января
суббота
2021

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение