RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русский «Рычаг» травмирует американцев
17 марта 2015 г.

Русский «Рычаг» травмирует американцев

Высокие военные технологии США "слепнут" и "глохнут" на Украине. Янки винят в этом Российскую армию, которая получила новейшую электронную систему «Рычаг АВ»
«Победа-70»: поэт Александр Савостьянов
5 апреля 2015 г.

«Победа-70»: поэт Александр Савостьянов

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Победа-70: поэт Евгений Ряпов
15 ноября 2015 г.

Победа-70: поэт Евгений Ряпов

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Великий бас Советского Союза
4 января 2015 г.

Великий бас Советского Союза

6 января 2005 года ушел из жизни народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов: как человек, он был всякий, как певец - выдающийся
Актер фронтового закала
21 сентября 2016 г.

Актер фронтового закала

21 сентября 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного артиста Зиновия Ефимовича Гердта
Главная » Читальный зал » Стриж в кулаке

Стриж в кулаке

Публикуем короткий и теплый рассказ нашего постоянного автора и друга Александра Костенко

Он о детстве, что не вернётся уже, о любви к жизни, к природе, к Божьим птахам...
Стриж в кулаке

Вы, читающие эти строки, вряд ли поверите в то, что я вам сейчас расскажу. Потому что я и сам с трудом до сих пор верю в произошедшее.

Но случай этот, тем не менее, со мною был. И видели многие. И округляли в изумлении глаза, и присвистывали. Что обычно всегда и происходит с нами при виде чего-то трудно объяснимого, из ряда вон выходящего.

Этот удивительный случай произошел со мной в один из летних вечеров в селе Новосимбирка Кувандыкского района. Я тогда ещё только в первый класс школы собирался. То есть речь идет о лете далёкого 1963 года. Новосимбирка – деревня километрах в ста от Орска в северо-западном направлении. По другой, типично советской версии, звалась она колхозом «Большевик». Там в то время проживали тётя Надя, самая старшая родная сестра моего отца, и семья его племенника, сына тёти Нади – Саши. Все они носили фамилию – Гергель.

К Гергелям мы, Костенки, стали наведываться после покупки отцом 403-го Москвича. Шикарной для того времени легковушки, предмета нескрываемой гордости редких её владельцев и жуткой зависти – всех остальных. Наша семья (отец, мама, старшие мои сестра с братом и я) заезжали к Гергелям в качестве транзитных гостей – всего на одну ночь. Целью нашего путешествия была речка Сакмара, куда мы в те времена довольно часто ездили всей семьей отдыхать. Новосимбирку миновать возможности не представлялось (да нам никогда и не хотелось её миновать!), так как дорога, по которой мы ехали, проходила в аккурат через эту деревню. От неё до башкирского села Большое Абишево, а именно на Абишево держали мы свой ориентир, оставалось ещё добрых километров 70.

Гергелевсий дом находился на краю большого лога, тянувшегося через полдеревни и поросшего вековыми кряжистыми ветлами. У большинства этих гигантов корневая система выпирала из-под земли, и корни чем-то были похожи на чудовищных змей, сплетенных меж собой в некий замысловатый нарочитый клубок. Стояло предвечернее июльское вёдро. Топились русские печи и бани. Сладко пахло хлебной выпечкой. Дым от деревенских труб абсолютно вертикально, как если бы кто-то тянул сверху за веревки, уходил куда-то в самую умопомрачительную высь, сливаясь там с предвечерним бледно-голубым небосводом.

Взрослые прошли в дом, а мы, дети, стояли на самом краю оврага, слегка обалдевшие от недавней тряской дороги и завороженные столь непривычной для нас, горожан, нерукотворной деревенской красотой.

А над нашими головами остервенело носились стрижи. Стрижей было так много, что от их стремительных пируэтов буквально рябило в глазах. Некоторые из птиц, самые отчаянные, пулями проносились в считанных сантиметрах от нас, обдавая с ног до головы холодящими струями упругого воздуха.

Я – совершенно инстинктивно, без всякой мысли и тем более надежды на какой-либо результат – резко выбрасываю руку вперед и в хватательном рефлексе – о волшебство! – ловлю своей правой ладонью врезавшегося в неё – прямо на лету – стрижа (!!!) Не пролетавшего мимо – а мчавшегося, проносившегося с умопомрачительной скоростью! Моя ладонь каким-то образом успела в сотые доли секунды непроизвольно сжаться в цепкий кулак. Всё случилось так внезапно, что я не вдруг и сообразил, какое чудо произошло. Но нет, это вовсе не сон: в моей плотно стиснутой пятерне зажат теплый птичий комочек.

Мятежное, внезапно плененное стрижиное сердечко стучало, клокотало так отчаянно громко, что я ощущал его всем своим естеством. Вот это да! Вот это фокус! Это ведь я, и никто другой, сумел – вот так, сходу, на огромной скорости, собственной рукой – поймать стрижа!!!

Весь вечер за столом все только и обсуждали это, пусть маленькое, но такое неординарное происшествие. Пойманным на лету моим стрижом я похвастался тогда всем, кому только смог. А потом выпустил вконец перепуганную и уже, видимо, распрощавшуюся с надеждой на жизнь острокрылую птаху на волю. Она выпорхнула стремительно, слегка даже царапнув своим острым коготком мою запотевшую ладонь. И долго кружила, носилась высоко над моей головой, пока не слилась с быстрокрылой ватагой сородичей, уже окончательно пропав у меня из виду…

 

Александр Костенко-Орский
24 июня 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
3 декабря
четверг
2020

В этот день:

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Конструктор Т-34 Михаил Кошкин

3 декабря 1898 года родился Михаил Ильич Кошкин, советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34 - лучшего танка второй мировой. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч

Еще будучи студентом Ленинградского машиностроительного завода Кошкин попросился на практику в танковое КБ и вскоре письменно обратился к первому секретарю Ленинградского обкома С.М. Кирову с соображениями по усовершенствованию танков. Киров лично встретился с Кошкиным и оценил его идею. Это произошло в 1934 году за несколько месяцев до гибели Кирова. Именно тогда у Кошкина окрепла идея отказа от колесных систем и за счёт этого усилить вооружение и бронирование. Начинающий конструктор обещал Кирову создать такой танк и назвал его памятной цифрой по дате встречи с Кировым - «34». Работая в КБ уже инженером, он участвует в разработке Т-29, Т-35, Т-46-5, Т-III. За толстобронный T-III его в числе других в 1936 году награждают «Красной Звездой».

С 1937 года Кошкин по рекомендации Серго Орджоникидзе стал главным конструктором завода им. Коминтерна в Харькове. Здесь он совершенствует БТ-7, внедряя совершенно новый (авиационный) дизельный двигатель и беря на себя большую за него ответственность. Впоследствии все танки стали делать именно с такими двигателями.

Однако военные заказчики не хотели изменять прославленный на Хасане и воспетый в песнях колёсный вариант танка и выдали задание на разработку А-20 тоже в колесно-гусеничном варианте. Только прозорливость конструктора не позволила впасть в эту крайность. Он уговорил сподвижников и дирекцию сделать сверхпланово и без ущерба для А-20 ещё один танк, перспективный Т-32. Он был представлен Комиссии осенью 1939-го, вместе с А-20.

Бюрократические военные не приняли Т-З2. Только личное мнение Сталина позволило заводу сделать два экземпляра уже полнобронной машины, названной Т-34. Испытания Т-34 назначили на март 1940 года, а новые машины не прошли ещё испытаний ходовой части на проходимость по инструкции. Решили добираться от Харькова до Москвы своим ходом по бездорожью и этим набрать километры пробега. Простуженному в холодных цехах конструктору пришлось лично участвовать в перегоне машин и в результате он прибыл в Москву с воспалением лёгких.

17 марта 1940 года танки были восторженно оценены на полигоне под Москвой Правительственной комиссией. Ворошилов долго упрашивал Кошкина переименовать танк именем вождя, но конструктор был верен памяти С.М.Кирова и отказал Ворошилову. Видимо, это и сыграло роковую роль в судьбе машины и ее конструктора. Отношение к танку сразу же изменилось. Замнаркома обороны Кулик потребовал дополнительного испытания уже одобренной машины. Их могли отодвинуть на весну 1941 года.

Кошкин резонно опасался, что война может начаться раньше, чем будет освоено производство Т-34. Он принял решение возвращаться в Харьков своим ходом, чтобы «добрать» положенные для испытания три тысячи километров пробега. Больной пневмонией Кошкин больше недели возвращался в железной коробке в Харьков и прибыл на завод в полубессознательном состоянии. Его тут же доставили в больницу, но спасти уже не смогли.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Во время войны было выпущено 35 895 «тридцатьчетверок», а всего - около 68 тысяч. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. Последняя (Т-34-85)- состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

 

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Виктор Горбатко

3 декабря 1934 года родился Виктор Васильевич Горбатко, генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Он родился в посёлке Венцы-Заря, ныне Гулькевичского района Краснодарского края. В 1953 году окончил Павлоградскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1956 году — Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В отряд космонавтов зачислен в 1960 году. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, а в 1987 году стал начальником факультета этой академии.

Первый космический полёт совершил 12—17 октября 1969 года на космическом корабле «Союз-7» (продолжительность 4 суток 23 часа). Второй — в феврале 1977 года на космическом корабле «Союз-24» и орбитальной станции «Салют-5». Третий старт состоялся в июле 1980 года на космических кораблях «Союз-36», «Союз-37» и орбитальной станции «Салют-6» совместно с гражданином Вьетнама Фам Туаном.

 

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

Могила неизвестного солдата

3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе (на въезде в город Зеленоград) и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 года на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата» с Вечным огнём.

С 12 декабря 1997 года в соответствии с Указом Президента России пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата. Караул осуществляется военнослужащими Президентского полка. Смена караула происходит каждый час. Согласно Указу Президента № 1297от 17 ноября 2009 года памятнику присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение