RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ярослав Смеляков в ракурсе двух эпох
27 ноября 2018 г.

Ярослав Смеляков в ракурсе двух эпох

27 ноября 1972 года ушел из жизни Ярослав Васильевич Смеляков – русский советский поэт
Зачем Америке Украина
13 июля 2014 г.

Зачем Америке Украина

Президент Международного Центра геополитического анализа, генерал – полковник Леонид Ивашов о шкурных целях США
Вдохновители неофашизма
5 мая 2014 г.

Вдохновители неофашизма

МИД России представил Владимиру Путину доклад о грубейшем нарушении прав человека на Украине
Новые угрозы киевской хунты
19 июня 2015 г.

Новые угрозы киевской хунты

Приднестровье — еще одно направление агрессивного безпредела украинских фашистов
Любимым женщинам
8 марта 2018 г.

Любимым женщинам

Пожелание в стихах нашим всегда весенним подругам в этот праздничный, солнечный от их улыбок, весенний день.
Главная » Читальный зал » Скромное обаяние Ирины Купченко

Скромное обаяние Ирины Купченко

К юбилею замечательной актрисы

Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии, премии Ленинского комсомола, кавалер ордена «Знак Почёта» родилась 29 февраля
Скромное обаяние Ирины Купченко

 

Мне всё в ней нравится: стройная стать, лицо с филигранными чертами, взгляд неповторимых и глубоких очей, описать которые невозможно; изысканная, тонкая, я бы даже сказал, в высшей степени аристократическая манера поведения на сцене, на съёмочной площадке, в быту. Но особенно меня всегда покоряла её нравственная строгость, не суетность поступков в профессии, в окружающей действительности.

Вы можете представить себе Ирину Петровну в каком-нибудь телевизионном рекламном ролике? Или на ток-шоу кому-то что-то яростно доказывающую, разыгрывающую негодование на потребу телеведущих? Вряд ли.

Она родилась в австрийской столице Вене, где отец проходил службу. Мама не стала обрекать дочь на день рождения раз в четыре года и записала её на 1 марта. Отца не единожды переводили с места на место, но, в конце концов, семья осела в Киеве. Этот город на Днепре актриса и полагает родным. Здесь ходила в школу, посещала танцевальный и театральный кружки при местном Дворце пионеров. Сколько себя помнит, мечтала стать балериной. «Да, да очень мечтала. Но была, увы, высокой, метр семьдесят пять, поэтому не сложилось. Я очень страдала, ходила на низких каблуках, вечно сутулилась». Однако родители в одни голос твердили дочери: добывай настоящую профессию. Окончив школу в 1965 году, она поступила в Киевский университет на романо-германское отделение лингвистического факультета. Пошла на поводу у мамы, которая занималась английской филологией. Проучилась год, и судьба нанесла Ирине первый серьёзный удар: скоропостижно скончался отец. За ним ушли из жизни любимые дедушка с бабушкой. Осиротевших дочь с матерью уже ничего не связывало со столицей Украины. Они переехали к родственникам в Москву. Тут Ирина впервые и проявила характер. Даже не поставив мать в известность, подала документы в театральное училище имени Бориса Щукина (ныне институт). Поступила легко, и с удовольствием потом училась на курсе Е.Б. Захавы и М.Р. Тер-Захаровой. Жили с матерью очень стесненно. Поэтому Ире приходилось подрабатывать, участвуя в массовках на «Мосфильме».

Однажды она по ошибке открыла не ту дверь в студии, и это решило всю её дальнейшую киносудьбу. За той дверью работал над экранизацией романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» режиссёр Михалков-Кончаловский.
«На Лизу Калитину пробовалось бессчётное множество красивых девушек со всех институтов. Пробовалась волоокая русская красавица Катя Градова. Девушки шли косяком, что вообще приятно – особенно режиссёру, начинающему и нахальному, – вспоминает Андрей Сергеевич. – Среди других пришла девочка из щукинского училища, огромные серо-голубые глаза-блюдца, нос уточкой, очень красиво очерченный рот. А я, уже матёрый режиссер, сижу в кресле, нога на ногу. Рассматриваю её. Она молчит, и я молчу. Молчим минуту. Она вспыхнула: “Я могу уйти? – уже и привстала. – Нет, зачем же? – говорю я. – Погодите”. Мы начали ее одевать, сделали пробы – получилось замечательно… Ира талантливый, очень цельный человек. В ней, в её глазах есть невозмутимость русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский подход ко всему на свете… Никогда не забуду сцены свидания Лизы с Лаврецким, когда она выходит на балкон, а он, стоя в луже, признаётся ей в любви. Это самые красивые кадры картины. Лиза полна такой одухотворённости, её прекрасные серые глаза глядят на вас так всепрощающе! В момент сьёмки я чувствовал себя Лаврецким. Какое это было счастье! Сколько энергии дала мне Ириша Купченко!».
Характеристика моей героини от такого мэтра – дорогого стоит.

Дебют молодой актрисы – собственно актрисой-то Купченко ещё и не считалась, училась на третьем курсе «Щуки» – на большом экране оказался не просто удачным – оглушительным! Невероятное попадание личности в образ; элементарное везение, или его величество случай? Сама Ирина Петровна собственный головокружительный успех комментирует незамысловато, но и с определённой философской простотой: «Полагаю, что успех фильма «Дворянское гнездо» меньше всего связан с моим скромным участием. Там был собран по-настоящему звёздный состав: Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Виктор Сергачёв, Василий Меркурьев, Сергей Никоненко, Никита Михалков, Николай Губенко. Я за ними всеми тянулась, как могла. А Михалков-Кончаловский мне помогал, как только он один может. Андрей Сергеевич действительно обладает даром вдохновить актёра. Есть ещё одно обстоятельство, о котором я просто не имею права не упомянуть, коль речь идёт о моём дебюте в «Дворянском гнезде».ьВ Театральном училище я занималась у знаменитой мхатовской актрисы Преображенской. В то время ей уже исполнилось 90 лет. Так вот она была самой первой исполнительницей роли Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо», снятом аж в 1915 году. Мы с Ольгой Ивановной разбирали мою роль, что называется, по косточкам. Мне это сильно помогло».

Работа над «Дворянским гнездом» на всю жизнь останется памятной Купченко ещё и тем, что сразу после выхода фильма на экраны актриса вышла замуж за одного из художников той картины – Николая Двигубского. Чем, признаться, сильно удивила преподавателей и своих друзей-приятелей.

Опыт первого замужества стал тем самым пресловутым «блином», который всегда комом. Очень скоро Ирина Петровна поняла, что её брак – досадная и печальная ошибка. Да, муж готовил ей луковый суп по французской рецептуре, приобрел для её времяпрепровождения собаку таксу. Вообще кругом был милым и галантным, целиком оправдывая своё французское происхождение. Но очень скоро отношения «перегорели, потухли», и молодожёны разошлись. Николай Двигубский родился во Франции в семье русских эмигрантов, двоюродный брат Марины Влади. Окончил Французскую академию художеств. В 1956 году с родителями переехал в СССР. Окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». В институте познакомился с Андреем Кончаловским, весьма интересовавшимся Западом. Работал на фильмах Кончаловского, Андрея Тарковского, Юлия Райзмана, Глеба Панфилова. В СССР был четырежды женат: на актрисах Жанне Болотовой (во время учёбы во ВГИКе), Ирине Купченко и Наталье Аринбасаровой. Последняя родила ему дочь – Екатерину Двигубскую, ставшую актрисой, кинорежиссёром и писательницей. В 1980 году Двигубский вернулся в Париж, женился на француженке Женевьеве. Писал картины в своём замке в Нормандии. 25 октября 2008 года он застрелился...

После «Дворянского гнезда» Купченко сыграла Соню в «Дяде Ване» опять-таки у Михалкова-Кончаловского, закрепив свой первоначальный успех, доказав всем, и себе прежде всего, что в кино она человек не случайный, а уже мастер, способный на воплощение самых дерзновенных творческих идей. Критика была того же мнения: «Какая замечательная чеховская актриса! Как много в ней душевного мужества, какая сердечная боль скрывается за каждым взглядом, жестом и психологическим состоянием!». В этой картине партнерами Купченко оказались Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук. Оба выдающихся актёра были единодушны во мнении: молодая актриса создала яркий образ гордой, независимой, скромной и искренней девушки. Она – настоящая чеховская героиня. Спустя ещё какое-то время Ирина Петровна снялась в фильме «Романс о влюблённых» – наш ответ «Шербурским зонтикам». Творческий тандем Кончаловский-Купченко как бы завершал кинотриптих о бесконечной сложности человеческих отношений...
В следующей картине «Чужие письма», поставленной Ильёй Авербахом, Ирина Петровна сыграла главную роль – учительницы Веры Ивановны. Это психологическая драма, где по коллизии с письмами поверялось состояние тогдашнего советского общества.
А оно, как теперь нам видится с большой временной дистанции, переживало сложнейший этап своего развития. Фильм анализировал его глубоко, основательно и в целом достаточно правдиво. Свидетельство тому – специальный приз жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе, приз редакции журнала «Советский экран» на IX Всесоюзном кинофестивале, поощрительный приз за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном конкурсе «Корчагинцы», главный приз «Золотая богиня Нике» на IX Международном кинофестивале в Салониках (Греция). Купченко признали и за рубежом.

К тому времени Ирина Петровна уже трудилась в труппе Академического театра имени Евгения Вахтангова, вышла замуж за ведущего актёра этого театра Василия Ланового. Поначалу прекрасной во всех отношениях супружеской паре никто не сулил счастливого будущего. И прежде всего из-за их обоюдной звёздности. Слишком всё было хорошо, чтобы оказаться надёжным. Вдобавок театральный мир хорошо знал: влюбчивый «Вася-высочество» едва ли не в каждую свою партнёршу по кино влюблялся. А Купченко наоборот – затворница и консерватор, никаких адюльтеров. Сплетникам было невдомёк, что настоящие браки исключительно на небесах совершаются... Пример с Лановым и Купченко – это не просто красивая хрестоматийная фраза, но и сама суть их многодесятилетнего брака.

С Лановым я познакомился где-то в конце восьмидесятого года прошлого столетия. А первый мой большой материал «Личная причастность» о творчестве тогда ещё народного артиста РСФСР, моего земляка Василия Семёновича Ланового вышел в «Красной звезде» 12 февраля 1981 года. И с тех пор мы поддерживаем замечательные, не побоюсь этого слова, дружеские отношения. Писал я о нём с полсотни раз, если не больше. А об Ирине Петровне за всё это время – ни строчки. Хотя, как на духу повторяю: она – моя любимая актриса. И познакомился я с ней примерно в те же поры, что и с Лановым. Много лет назад я предпринимал несколько попыток взять интервью у Купченко, но всякий раз получал деликатный отказ. И земляк не помог. Наоборот, заметил: «Да не трогай ты Ириши. Хватит в нашей семье меня одного, активиста-многостаночника».

За их плечами – 46 лет совместной жизни в любви и нежности друг к другу. Василий Семёнович всегда твердит: если бы жизнь даровала ему ещё один шанс, то он ничего не стал бы в ней менять. У него прекрасная и мудрая супруга.
Вместе они всячески ограждают себя от посторонних. Никогда не комментируют свою личную жизнь и жизни своих близких. Ирина Купченко и Василий Лановой никогда не обманули доверия друг друга. Если есть образцовые супружеские пары, то это одна из них…

Из разговора с Ириной Купченко:

– Ирина Петровна, мы с вами ровесники. И я полагаю этот год для себя этапным. А как вы относитесь к нашей славной дате?

– Никогда у меня не было мыслей на тему: «Ах, я старею!». И никаких волнений по этому поводу не переживаю: хочешь – не хочешь, а возраст всё равно прибавляется. К тому же всю жизнь в театре и в кино я играла героинь, которые старше меня. Я как бы привыкала к возрасту. И это, наверное, тоже мне помогало плавно и гармонично входить в зрелость.

– В своих, до обидного немногочисленных, рассуждениях о профессии вы как-то обмолвились, что в кино пришли ради единственной цели: показать, что, в сущности, представляет из себя женщина.

– В определённом смысле, да, так я формулировала для себя сверхзадачу в творчестве. Мне всегда интересно было играть женщин с трудной, сложной психологически судьбой. В какое-то определенное время захотелось сыграть другие типажи, но режиссеры продолжали меня использовать именно в привычном амплуа. Но несколько раз, полагаю, мне повезло. Я сыграла в комедиях: у Рязанова в «Забытой мелодии для флейты» и в «Старых клячах», потом в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова. В театре другое дело. Здесь мне посчастливилось сыграть Октавию в «Антонии и Клеопатре», Инессу Арманд в «Брестском мире», мать в «Последних лунах», Филумену Мартурано в «Пристани», Роксану в «Сирано де Бержераке» и ещё много других, вполне характерных ролей. Так что благодаря театру я, полагаю, что сумела реализовать все свои творческие возможности.

– Ну а «если бы снова начать»…

– То я вполне могла бы стать фермером. Жила бы себе в деревне, на природе, выращивала овощи. Это самое нормальное состояние для нормального человека…

А вот что сказали о ней её коллеги.

Вадим Абрашитов: «Блестящая актриса! У нее есть дух образа, она его ткет из мельчайших штрихов. Я ее сразу утвердил на главную роль в картине «Слово для защиты», но поработать нам вместе тогда не довелось: в тот год она тяжело заболела, и врачи запретили не только сниматься, но и выходить на сцену. А вот в сложном фильме «Поворот» я ее с удовольствием снял на пару с Олегом Янковским».

Андрей Житинкин: «Религиозный и глубокий человек. Когда мы бываем на гастролях с нашим антрепризным спектаклем, Ира просит организаторов, если есть интересный храм или монастырь, включить в программу поездку туда. И я знаю, что для нее это не простая формальность. В моей постановке «Свободная любовь» Купченко играет мать слепого юноши, которого изображает Дима Дюжев. Зрители в финале плачут».

А вот любовную пару Лановой и Купченко сыграли лишь однажды, в фильме Юлия Райзмана «Странная женщина»…

 

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

 

 

.
28 февраля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 февраля
четверг
2019

В этот день:

Адмирал Алексей Епанчин

21 февраля 1823 года родился Алексей Павлович Епанчин, адмирал (1909), начальник Морского училища и Николаевской морской академии.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Подводник Юрий Щербаков

21 февраля 1947 года родился Юрий Александрович Щербаков, офицер-подводник, капитан первого ранга, командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». В1996 году по результатам глубоководных испытаний получил звание Героя Российской Федерации.

Юрий Александрович Щербаков уроженец Минска. Служил в Военно-Морском Флоте с 1966 года. В июне 1971 года окончил минно-торпедный факультет Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола (в 1998 году расформировано, остатки стали частью Санкт-Петербургского военно-морского института), в июле 1978 года — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.

Службу проходил на Северном флоте: начал с должности командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) атомной подводной лодки К-159 (август 1971 — декабрь 1975); помощник командира атомной подводной лодки К-11 (декабрь 1975 — ноябрь 1977).

С августа 1978 года - командир атомной глубоководной станции АС-35. В январе 1993 года за «самоотверженные действия, совершённые при исполнении воинского долга в экстремальных условиях, сопряжённых с риском для жизни» был награждён орденом «За личное мужество». 26 ноября 1995 года АС-35 вошла в состав флота (29-я отдельная бригада подводных лодок), а в 1996 году проведены глубоководные испытания, по результатам которых указом президента Российской Федерации от 27 января 1997 года капитану 1-го ранга Щербакову было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоропостижно кончался 17 мая 2012 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

Комиссия ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года создана Государственная комиссия по электрификации России

По заданию и под руководством В. И. Ленина она разработала государственный план электрификации РСФСР. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом, созванным декретом Совета народных комиссаров. План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений был принят Советом Народных Комиссаров, который принял 21 декабря 1921 г постановление «О плане электрификации России».
Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.
Нынешним «реформаторам» за 25 лет удалось развалить заложенную тогда систему. Сегодня износ электросетей России составляет 80 процентов!

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение