RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Праздник труда в стране безработных
1 мая 2018 г.

Праздник труда в стране безработных

Первомай в современной России, к сожалению, потерял свою изначальную суть
Бесы Украины-3
13 июля 2016 г.

Бесы Украины-3

Продолжаем публиковать страницы из дневника уроженца Винницкой области писателя Михаила Захарчука
Гимн Новороссии
2 июля 2014 г.

Гимн Новороссии

Когда фашистская клика Порошенко вновь начала тотальное наступление на русское население Донбасса с применением артиллерии, танков, авиации, химического оружия, руководство молодой республики объявило конкурс на создание государственных атрибутов
Берегите русских!
3 ноября 2013 г.

Берегите русских!

XVII Всемирный Русский Народный Собор предупреждает: упадок русского национального самосознания сравним с крахом Римской империи и гибелью Византии
Помянем Евгения Ряпова
3 марта 2018 г.

Помянем Евгения Ряпова

3 марта - девять дней как скончался русский поэт и меценат Евгений Михайлович Ряпов
Главная » Читальный зал » Скромное обаяние Ирины Купченко

Скромное обаяние Ирины Купченко

К юбилею замечательной актрисы

Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии, премии Ленинского комсомола, кавалер ордена «Знак Почёта» родилась 29 февраля
Скромное обаяние Ирины Купченко

 

Мне всё в ней нравится: стройная стать, лицо с филигранными чертами, взгляд неповторимых и глубоких очей, описать которые невозможно; изысканная, тонкая, я бы даже сказал, в высшей степени аристократическая манера поведения на сцене, на съёмочной площадке, в быту. Но особенно меня всегда покоряла её нравственная строгость, не суетность поступков в профессии, в окружающей действительности.

Вы можете представить себе Ирину Петровну в каком-нибудь телевизионном рекламном ролике? Или на ток-шоу кому-то что-то яростно доказывающую, разыгрывающую негодование на потребу телеведущих? Вряд ли.

Она родилась в австрийской столице Вене, где отец проходил службу. Мама не стала обрекать дочь на день рождения раз в четыре года и записала её на 1 марта. Отца не единожды переводили с места на место, но, в конце концов, семья осела в Киеве. Этот город на Днепре актриса и полагает родным. Здесь ходила в школу, посещала танцевальный и театральный кружки при местном Дворце пионеров. Сколько себя помнит, мечтала стать балериной. «Да, да очень мечтала. Но была, увы, высокой, метр семьдесят пять, поэтому не сложилось. Я очень страдала, ходила на низких каблуках, вечно сутулилась». Однако родители в одни голос твердили дочери: добывай настоящую профессию. Окончив школу в 1965 году, она поступила в Киевский университет на романо-германское отделение лингвистического факультета. Пошла на поводу у мамы, которая занималась английской филологией. Проучилась год, и судьба нанесла Ирине первый серьёзный удар: скоропостижно скончался отец. За ним ушли из жизни любимые дедушка с бабушкой. Осиротевших дочь с матерью уже ничего не связывало со столицей Украины. Они переехали к родственникам в Москву. Тут Ирина впервые и проявила характер. Даже не поставив мать в известность, подала документы в театральное училище имени Бориса Щукина (ныне институт). Поступила легко, и с удовольствием потом училась на курсе Е.Б. Захавы и М.Р. Тер-Захаровой. Жили с матерью очень стесненно. Поэтому Ире приходилось подрабатывать, участвуя в массовках на «Мосфильме».

Однажды она по ошибке открыла не ту дверь в студии, и это решило всю её дальнейшую киносудьбу. За той дверью работал над экранизацией романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» режиссёр Михалков-Кончаловский.
«На Лизу Калитину пробовалось бессчётное множество красивых девушек со всех институтов. Пробовалась волоокая русская красавица Катя Градова. Девушки шли косяком, что вообще приятно – особенно режиссёру, начинающему и нахальному, – вспоминает Андрей Сергеевич. – Среди других пришла девочка из щукинского училища, огромные серо-голубые глаза-блюдца, нос уточкой, очень красиво очерченный рот. А я, уже матёрый режиссер, сижу в кресле, нога на ногу. Рассматриваю её. Она молчит, и я молчу. Молчим минуту. Она вспыхнула: “Я могу уйти? – уже и привстала. – Нет, зачем же? – говорю я. – Погодите”. Мы начали ее одевать, сделали пробы – получилось замечательно… Ира талантливый, очень цельный человек. В ней, в её глазах есть невозмутимость русского северного пейзажа, человеческое спокойствие, философский подход ко всему на свете… Никогда не забуду сцены свидания Лизы с Лаврецким, когда она выходит на балкон, а он, стоя в луже, признаётся ей в любви. Это самые красивые кадры картины. Лиза полна такой одухотворённости, её прекрасные серые глаза глядят на вас так всепрощающе! В момент сьёмки я чувствовал себя Лаврецким. Какое это было счастье! Сколько энергии дала мне Ириша Купченко!».
Характеристика моей героини от такого мэтра – дорогого стоит.

Дебют молодой актрисы – собственно актрисой-то Купченко ещё и не считалась, училась на третьем курсе «Щуки» – на большом экране оказался не просто удачным – оглушительным! Невероятное попадание личности в образ; элементарное везение, или его величество случай? Сама Ирина Петровна собственный головокружительный успех комментирует незамысловато, но и с определённой философской простотой: «Полагаю, что успех фильма «Дворянское гнездо» меньше всего связан с моим скромным участием. Там был собран по-настоящему звёздный состав: Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Виктор Сергачёв, Василий Меркурьев, Сергей Никоненко, Никита Михалков, Николай Губенко. Я за ними всеми тянулась, как могла. А Михалков-Кончаловский мне помогал, как только он один может. Андрей Сергеевич действительно обладает даром вдохновить актёра. Есть ещё одно обстоятельство, о котором я просто не имею права не упомянуть, коль речь идёт о моём дебюте в «Дворянском гнезде».ьВ Театральном училище я занималась у знаменитой мхатовской актрисы Преображенской. В то время ей уже исполнилось 90 лет. Так вот она была самой первой исполнительницей роли Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо», снятом аж в 1915 году. Мы с Ольгой Ивановной разбирали мою роль, что называется, по косточкам. Мне это сильно помогло».

Работа над «Дворянским гнездом» на всю жизнь останется памятной Купченко ещё и тем, что сразу после выхода фильма на экраны актриса вышла замуж за одного из художников той картины – Николая Двигубского. Чем, признаться, сильно удивила преподавателей и своих друзей-приятелей.

Опыт первого замужества стал тем самым пресловутым «блином», который всегда комом. Очень скоро Ирина Петровна поняла, что её брак – досадная и печальная ошибка. Да, муж готовил ей луковый суп по французской рецептуре, приобрел для её времяпрепровождения собаку таксу. Вообще кругом был милым и галантным, целиком оправдывая своё французское происхождение. Но очень скоро отношения «перегорели, потухли», и молодожёны разошлись. Николай Двигубский родился во Франции в семье русских эмигрантов, двоюродный брат Марины Влади. Окончил Французскую академию художеств. В 1956 году с родителями переехал в СССР. Окончил ВГИК по специальности «художник-постановщик». В институте познакомился с Андреем Кончаловским, весьма интересовавшимся Западом. Работал на фильмах Кончаловского, Андрея Тарковского, Юлия Райзмана, Глеба Панфилова. В СССР был четырежды женат: на актрисах Жанне Болотовой (во время учёбы во ВГИКе), Ирине Купченко и Наталье Аринбасаровой. Последняя родила ему дочь – Екатерину Двигубскую, ставшую актрисой, кинорежиссёром и писательницей. В 1980 году Двигубский вернулся в Париж, женился на француженке Женевьеве. Писал картины в своём замке в Нормандии. 25 октября 2008 года он застрелился...

После «Дворянского гнезда» Купченко сыграла Соню в «Дяде Ване» опять-таки у Михалкова-Кончаловского, закрепив свой первоначальный успех, доказав всем, и себе прежде всего, что в кино она человек не случайный, а уже мастер, способный на воплощение самых дерзновенных творческих идей. Критика была того же мнения: «Какая замечательная чеховская актриса! Как много в ней душевного мужества, какая сердечная боль скрывается за каждым взглядом, жестом и психологическим состоянием!». В этой картине партнерами Купченко оказались Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук. Оба выдающихся актёра были единодушны во мнении: молодая актриса создала яркий образ гордой, независимой, скромной и искренней девушки. Она – настоящая чеховская героиня. Спустя ещё какое-то время Ирина Петровна снялась в фильме «Романс о влюблённых» – наш ответ «Шербурским зонтикам». Творческий тандем Кончаловский-Купченко как бы завершал кинотриптих о бесконечной сложности человеческих отношений...
В следующей картине «Чужие письма», поставленной Ильёй Авербахом, Ирина Петровна сыграла главную роль – учительницы Веры Ивановны. Это психологическая драма, где по коллизии с письмами поверялось состояние тогдашнего советского общества.
А оно, как теперь нам видится с большой временной дистанции, переживало сложнейший этап своего развития. Фильм анализировал его глубоко, основательно и в целом достаточно правдиво. Свидетельство тому – специальный приз жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе, приз редакции журнала «Советский экран» на IX Всесоюзном кинофестивале, поощрительный приз за лучшую режиссёрскую работу на Всесоюзном конкурсе «Корчагинцы», главный приз «Золотая богиня Нике» на IX Международном кинофестивале в Салониках (Греция). Купченко признали и за рубежом.

К тому времени Ирина Петровна уже трудилась в труппе Академического театра имени Евгения Вахтангова, вышла замуж за ведущего актёра этого театра Василия Ланового. Поначалу прекрасной во всех отношениях супружеской паре никто не сулил счастливого будущего. И прежде всего из-за их обоюдной звёздности. Слишком всё было хорошо, чтобы оказаться надёжным. Вдобавок театральный мир хорошо знал: влюбчивый «Вася-высочество» едва ли не в каждую свою партнёршу по кино влюблялся. А Купченко наоборот – затворница и консерватор, никаких адюльтеров. Сплетникам было невдомёк, что настоящие браки исключительно на небесах совершаются... Пример с Лановым и Купченко – это не просто красивая хрестоматийная фраза, но и сама суть их многодесятилетнего брака.

С Лановым я познакомился где-то в конце восьмидесятого года прошлого столетия. А первый мой большой материал «Личная причастность» о творчестве тогда ещё народного артиста РСФСР, моего земляка Василия Семёновича Ланового вышел в «Красной звезде» 12 февраля 1981 года. И с тех пор мы поддерживаем замечательные, не побоюсь этого слова, дружеские отношения. Писал я о нём с полсотни раз, если не больше. А об Ирине Петровне за всё это время – ни строчки. Хотя, как на духу повторяю: она – моя любимая актриса. И познакомился я с ней примерно в те же поры, что и с Лановым. Много лет назад я предпринимал несколько попыток взять интервью у Купченко, но всякий раз получал деликатный отказ. И земляк не помог. Наоборот, заметил: «Да не трогай ты Ириши. Хватит в нашей семье меня одного, активиста-многостаночника».

За их плечами – 46 лет совместной жизни в любви и нежности друг к другу. Василий Семёнович всегда твердит: если бы жизнь даровала ему ещё один шанс, то он ничего не стал бы в ней менять. У него прекрасная и мудрая супруга.
Вместе они всячески ограждают себя от посторонних. Никогда не комментируют свою личную жизнь и жизни своих близких. Ирина Купченко и Василий Лановой никогда не обманули доверия друг друга. Если есть образцовые супружеские пары, то это одна из них…

Из разговора с Ириной Купченко:

– Ирина Петровна, мы с вами ровесники. И я полагаю этот год для себя этапным. А как вы относитесь к нашей славной дате?

– Никогда у меня не было мыслей на тему: «Ах, я старею!». И никаких волнений по этому поводу не переживаю: хочешь – не хочешь, а возраст всё равно прибавляется. К тому же всю жизнь в театре и в кино я играла героинь, которые старше меня. Я как бы привыкала к возрасту. И это, наверное, тоже мне помогало плавно и гармонично входить в зрелость.

– В своих, до обидного немногочисленных, рассуждениях о профессии вы как-то обмолвились, что в кино пришли ради единственной цели: показать, что, в сущности, представляет из себя женщина.

– В определённом смысле, да, так я формулировала для себя сверхзадачу в творчестве. Мне всегда интересно было играть женщин с трудной, сложной психологически судьбой. В какое-то определенное время захотелось сыграть другие типажи, но режиссеры продолжали меня использовать именно в привычном амплуа. Но несколько раз, полагаю, мне повезло. Я сыграла в комедиях: у Рязанова в «Забытой мелодии для флейты» и в «Старых клячах», потом в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова. В театре другое дело. Здесь мне посчастливилось сыграть Октавию в «Антонии и Клеопатре», Инессу Арманд в «Брестском мире», мать в «Последних лунах», Филумену Мартурано в «Пристани», Роксану в «Сирано де Бержераке» и ещё много других, вполне характерных ролей. Так что благодаря театру я, полагаю, что сумела реализовать все свои творческие возможности.

– Ну а «если бы снова начать»…

– То я вполне могла бы стать фермером. Жила бы себе в деревне, на природе, выращивала овощи. Это самое нормальное состояние для нормального человека…

А вот что сказали о ней её коллеги.

Вадим Абрашитов: «Блестящая актриса! У нее есть дух образа, она его ткет из мельчайших штрихов. Я ее сразу утвердил на главную роль в картине «Слово для защиты», но поработать нам вместе тогда не довелось: в тот год она тяжело заболела, и врачи запретили не только сниматься, но и выходить на сцену. А вот в сложном фильме «Поворот» я ее с удовольствием снял на пару с Олегом Янковским».

Андрей Житинкин: «Религиозный и глубокий человек. Когда мы бываем на гастролях с нашим антрепризным спектаклем, Ира просит организаторов, если есть интересный храм или монастырь, включить в программу поездку туда. И я знаю, что для нее это не простая формальность. В моей постановке «Свободная любовь» Купченко играет мать слепого юноши, которого изображает Дима Дюжев. Зрители в финале плачут».

А вот любовную пару Лановой и Купченко сыграли лишь однажды, в фильме Юлия Райзмана «Странная женщина»…

 

Михаил Захарчук (http://www.stoletie.ru)

 

 

.
28 февраля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение