RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Как избежать третьей мировой?
6 июля 2016 г.

Как избежать третьей мировой?

До её начала, видимо, остаются считанные месяцы. Уже не вооруженным глазом заметна завершающаяся гонка всесторонних приготовлений...
Лирический реквием Виктора Астафьева
4 августа 2013 г.

Лирический реквием Виктора Астафьева

4 августа 1944 года гильотина оборвала жизнь русской княгини Веры Оболенской – участницы французского Сопротивления
«Победа-70»: поэтесса Ляна Бирюкова
11 апреля 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Ляна Бирюкова

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
«Не долюбив, не докурив последней папиросы»
20 мая 2018 г.

«Не долюбив, не докурив последней папиросы»

Памяти поэта-воина Николая Майорова, погибшего в 22 года в бою под Смоленском
Сжечь оккупанта!
17 ноября 2017 г.

Сжечь оккупанта!

17 ноября 1941 года был подписан приказ Ставки № 0428, который считается одним из самых жестоких за время Великой Отечественной войны.
Главная » Читальный зал » Казачий композитор

Казачий композитор

17 ноября 1863 года родился Григорий Митрофанович Концевич - один из создателей Кубанского казачьего хора

Публикуем статью о нем нашего постоянного автора и друга писателя Петра Ивановича Ткаченко.
Казачий композитор

Видимо, действительно каждый праведный человек, однажды просиявший на родной земле, навсегда оставляет в народе дух своего присутствия. Не только собственно в воспоминаниях людей, его знавших, в воспоминаниях, которые со временем неизбежно гаснут, линяют, как косынки под палящим степным солнцем. Не только в его трудах, которые со временем приумножаются. Само осознание того, что он был на свете, делает мир несколько иным…
Давно знал, что этот, один из тех замечательных людей, каких только являла кубанская земля, родился в моей родной станице Старонижестеблиевской. Талантливый музыкант и фольклорист, человек безмерно влюблённый в родной край и выражение его души – народную песню, - Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937). Четырнадцать лет, с 1892 года по 1906 год, он был регентом Кубанского войскового певческого хора. Воссоздавал хор в советское время. Личность разнообразно одарённая, яркая, подлинный интеллигент, то есть человек, чувствующий и выражающий саму душу народную, он внёс неоценимый вклад в культуру Кубани и России. Но, по словам художественного руководителя Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктора Гавриловича Захарченко, его значение «по достоинству пока ещё не оценено».
Знание того, что он здесь родился, вырос, постоянно сюда приезжал, и, как свидетельствовали старожилы, устраивал в родной станице концерты, оставалось всё же каким-то бесстрастным.
Что могло теперь напомнить здесь, в станице, о его жизни? Казалось, уже ничего, ведь такие беспощадные вселенские ветра здесь проносились. Но однажды его звонкое имя весело цокнуло, словно драгоценная монета о цэглу, о кирпич – Концевич! И услышал я его от своего отца Ивана Ефимовича. А говорил он о своём товарище, фронтовике Иване Митрофановиче Концевиче. Удивительная перекличка отчеств – Митрофанович – могла свидетельствовать о родстве с композитором. Так оно и оказалось. Я нашёл в станице Ивана Митрофановича Концевича и Матрёну Митрофановну Кузичеву – внучатых племянников композитора. Оказалось, что о своём родстве с Григорием Митрофановичем они хорошо знали, помнили кое-какие семейные предания. У Ивана Митрофановича были сборники песен, составленные композитором, с его автографами. Он порывался, было их отыскать, но кроме вороха современных фотографий ничего с горища, чердака достать не мог…
Нашёл я и дом, хату Концевичей, крытую черепицей, потемневшей и позеленевшей от времени. Правда, это была не отцовская хата, а брата композитора Степана Митрофановича, бывшего станичным атаманом. Уже пустующая, покосившаяся, хата эта доживала последние дни. Вскоре её не стало, как не стало и внучатых племянников композитора – Ивана Митрофановича и Матрёны Митрофановны…
Память о Григории Митрофановиче Концевиче вступила в иную фазу, всецело зависящую от нас, его отдалённых потомков. Его доброе имя бережно сохраняется в его родной станице. В августе 1995 года в станице были проведены первые литературные чтения и открыта мемориальная доска в честь композитора на здании станичной библиотеки. В станичной школе искусств есть выставка, посвящённая замечательному земляку.
Григорий Митрофанович Концевич родился 17 ноября 1863 года в казачьей семье, в станице Старонижестеблиевской. Окончил кубанскую учительскую семинарию. После двухгодичной работы в Тенгинской школе учителем пения поступил на регентские курсы при Петербургской капелле. После окончания этих курсов он преподаёт музыку и пение в Ладожской учительской семинарии. В течение четырнадцати лет – с 1892 года по 1906 год – Григорий Митрофанович был регентом Кубанского войскового певческого хора. Это были поистине выдающиеся годы для кубанской песенной культуры. Он поднял исполнительское мастерство хора на новый уровень, выискивая дарования по хуторам и станицам Кубани. Он тщательно изучает опыт лучших российских хоров, выезжая для этого в Москву, Петербург, Киев, Ростов-на-Дону, Воронеж. Под руководством Г. Концевича Кубанский войсковой певческий хор становится одним из лучших народных хоров России.
Репертуар хора отличается удивительной широтой. Хор исполняет духовную музыку во время церковных служб, украинские и русские народные песни, а также произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, Д. Бортнянского, П. Чайковского, М. Березовского, Л. Бетховена, Р. Шумана и других композиторов.
Как профессиональный композитор Г. Концевич создаёт в эти годы свои произведения – «Кантату памяти К.Д. Ушинского», «Памятник» на стихи А. Пушкина, «Четыре времени года» из сорока произведений на стихи русских поэтов. Как прирождённый педагог Григорий Митрофанович создаёт пособие в помощь учителям «Школьное пение», составленное из русских народных песен, пишет целый ряд статей о песенном народном творчестве.
Но, безусловно, выдающееся и неоценённое значение для культуры Кубани сыграло его дарование фольклориста. Он был неутомимым собирателем, талантливым исследователем и страстным пропагандистом кубанской народной песни. В период с 1904 по 1907 год им издано семь выпусков песен, куда вошло двести песен из репертуара Кубанского войскового певческого хора, сборник «Бандурист», в который вошло двести песенных текстов. Г. Концевич, первым, наряду с А. Бигдаем, начал систематически издавать песенное народное творчество Кубани, тем самым, придавая ему культурную и научную легитимность. С 1906 года, после ухода из хора он сосредоточился в основном на собирании и изучении народных песен.
Видимо, в творческой судьбе и биографии каждого поистине одарённого человека сказываются некие общие закономерности, может быть, не вполне даже осознаваемые. Во всяком случае, творческая эволюция Г. Концевича от собственно профессионального творчества к народному в годы, когда общественное сознание всё более и более занимали «передовые», интернациональные революционные учения, представляется действительно закономерной. Подтверждается это и тем, что наибольшей активности деятельность его как музыковеда-фольклориста достигает в трагическое послереволюционное время, когда ситуация в обществе, казалось, менее всего тому способствовала – в период жестокого расказачивания, коллективизации, страшного голода на Кубани 1933 года. «И тем не менее, - как отмечает В. Захарченко, - в этот трудный период Концевич всё своё время отдаёт делу собирания народных песен».Это очень важное обстоятельство. В качестве примера отметим, во времена, очень сходные с теми, которые довелось пережить Г.М. Концевичу, его последователь, в новую революционную «демократическую» эпоху В.Г. Захарченко пошёл путём прямо противоположным – от народной традиции обратился к авторскому, профессиональному творчеству, в то время, когда надо было крепить дух народный и человеческий. Пример великого предшественника не пошёл впрок…
Кроме того, в этот трудный период нашей истории в творческой судьбе Г. Концевича со всей определённостью сказалось и другое свойство русского творческого характера. Всей своей деятельностью он продемонстрировал то, как ведёт себя подлинный интеллигент в период смут в таком многонациональном регионе, каким является Северный Кавказ. Ведь тогда в интеллигентской среде, согласно господствующим идеологическим поветриям, признаком прогрессивности считалось пренебрежение ко всему народному, национальному, родному. Г. Концевич же вопреки всему не только собирает и глубоко изучает кубанское народное песенное творчество, но с не меньшим интересом и страстью обращается к творчеству других народов Северного Кавказа.
Летом 1931 года Г. Концевич вместе с адыгским писателем И. Цеем совершает двухмесячную фольклорно-этнографическую экспедицию по Адыгее. Он побывал в двенадцати аулах, записал сто шестьдесят четыре мелодии. И. Цей, записывавший тексты песен, наблюдавший работу Григория Митрофановича, вспоминал: «Он, имея многолетний опыт в записи кубанских казачьих песен, обладая большой любовью к этому делу, перенёс всё это и в дело записи адыгских песен. По шестнадцать часов просиживал Г.М. над записями мелодий, увлекаясь этой работой, как молодой человек. Он старался записывать их точно, как звучат они в передаче от певцов, гармоники или «шичепшин». И Г. Концевич справился с этой поистине трудной задачей. Он записал всё, положив начало огромному делу возрождения нашей адыгской национальной музыки…» Можно ли услышать более высокую оценку труда композитора и фольклориста из уст адыгского писателя…
Вместе с другими записями адыгских мелодий, сделанными позже, записи этой экспедиции составили книгу «Музыка адыгов». Но поистине трагической оказалась судьба этой книги. Долгие годы она оставалась неизданной. В основном из-за ничем не оправданной подозрительности к личности Г. Концевича. И только в 1997 году усилиями Ш. Шу – старшего научного сотрудника АРИГИ и В. Захарченко – фольклорные материалы композитора и фольклориста были изданы книгой – «Музыкальный фольклор адыгов в записях Г.М. Концевича» (Майкоп, 1997).
Между тем, доведённая «передовыми» революционными преобразованиями до полной деградации и разорения жизнь, требовала смены идеологического, политического и экономического курсов. Естественно, это не могло тогда происходить в форме отрицания «революционных ценностей», но, наоборот, в форме их утверждения. В этом и состояла парадоксальность ситуации. Так в России началась реставрация, неизбежно приходящая на смену революции, но тщательно скрываемая не только в те годы, но и до сих пор, создавая мировоззренческую и идеологическую путаницу…
В 1936 году было принято решение о создании Кубанского казачьего хора. Слово «казак» переставало быть крамольным. С энтузиазмом и радостью Г. Концевич принял предложение стать художественным руководителем хора. Хор был восстановлен в кратчайшие сроки. И уже в 1937 году Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков выехал на гастроли в Москву. Это выступление хора в столице стало для Григория Митрофановича Концевича роковым. Жизнь его закончилась трагически. Он был арестован по ложному доносу, как якобы готовивший покушение на Сталина… Приговорён к высшей мере наказания и 27 декабря 1937 года расстрелян.
Он был единственный раз допрошен младшим лейтенантом госбезопасности Коганом, который, как видно, и сам не верил в то, что этот старик может быть террористом. Обвинительное заключение было действительно диким: «Концевич Григорий Митрофанович является активным участником контрреволюционной повстанческой организации, действовавшей на Кубани, по заданию которой входил в террористическую группу, готовившую совершение теракта над членами Советского правительства и в, первую очередь, над т.Сталиным.
Являясь художественным руководителем Кубанского казачьего хора, осенью 1936 года специально был направлен к.-р.организацией в Москву для совершения террористического акта, приурочив совершение такового в момент выступления хора на торжественном вечере в Государственном академическом Большом театре, посвящённом годовщине Великой Октябрьской революции». («Кубанские новости», 2 июля 1992).
Можно сколько угодно возмущаться нелепостью и жестокостью этого обвинения, посылать проклятие извергам, злодеяние совершившим, кстати, не такими явными, как это принято думать, но можно в этой нелепости рассмотреть и свою железную логику, которая со временем обнажается все более и более. Через два года после расправы над композитором вся его музыкальная и педагогическая коллекция, собранная за всю жизнь, 10 сентября 1939 года была тоже уничтожена. Только уже один этот факт свидетельствует о том, что Г. Концевич стал жертвой своей привязанности к народной песне, выражающей дух народный в то жестокое время, когда всякое проявление народного, национального и особенного жестоко подавлялось. Он разделил судьбу народной песни в России в период её невнятного иноверного завоевания…
И здесь я должен сказать, что объяснение, понимание смысла и значения того времени, в которое погиб Г. Концевич и до сих пор остаётся непростительно упрощённым. Непростительно потому, что имеет прямое отношение к нашему нынешнему времени.
Обычно, для объяснения всей жестокости того времени прибегают к такой формуле: «Погиб в годы сталинских репрессий». Но сказать только это и посчитать довод достаточным, значит не только не прояснить смысла происходящего, но преградить путь для его понимания. Ведь поголовное уничтожение казачества началось с 1919 года, задолго до «сталинских репрессий». В самом деле, в 1936 году воссоздаётся Кубанский казачий хор, вновь звучит песня «Ты Кубань, ты наша Родина», снят запрет на русскую литературу, историю и музыкальную классику. В 1937 году в театре ставится пьеса В. Ротко «Кубанцы», которую играют на местном наречии, чего не было уже потом во всю последующую историю Кубани. Всё говорило о том, что совершался не формальный поворот к духовным основам народной жизни. Как ни странно, но и до сих пор этому находят наипростейшее объяснение, - мол, Сталин обращался к народным основам жизни ради сохранения своего трона, или – реабилитировал казачество потому, что в воздухе запахло войной, и он вынужден был вспомнить о казачестве, как боевой силе. Мы оставляем такое объяснение его ненавистникам, но в свою очередь зададимся вопросом: для нас, что важнее: такая вот мотивировка или сам факт поворота к народной жизни? Вопрос, полагаю, риторический. Здесь заметна какая-то странная, и до сих пор необъяснённая нелогичность. Как можно возрождать казачий хор и тут же уничтожать хранителя народных песен?.. Эта нелогичность объясняется просто: некие силы настойчиво противодействовали повороту к народным основам жизни, предпринимаемым властью, стремясь сохранить состояние революционного беззакония бесконечно долго. Всё, видно, гораздо сложнее, чем представлялось многим тогда и чем всё ещё представляется теперь. Шла жестокая невидимая борьба за сохранение страны, народа, культуры. Смысл её в общем-то ясен, но о её подробностях, её истинных участниках мы, видимо, уже никогда ничего не узнаем…
Считалось ведь само собой разумеющимся, и особенно в среде эмигрантов, что восстановление России как великой державы произойдёт не иначе, как через падение советской власти, как писал Н. Трубецкой, в результате какого-то чуда: «В одно прекрасное утро мы проснёмся и узнаем, что всё, что по настоящему представлению сейчас происходит в России, было только тяжёлым сном, или что всё это вдруг, по мановению волшебного жезла исчезло». И спрашивал себя и своих современников-эмигрантов: «Что же это, слепота, не позволяющая видеть реальную действительность, или страх взглянуть этой действительности прямо в лицо?..» На вопрос о том, скоро ли падут большевики, Г. Федотов отвечал: «Что за падением большевиков начинается национальное возрождение России, в этом не было ни искры сомнения». Бесспорным условием русского возрождения виделось «создание национальной власти в России». Но избавление произошло не так как думалось и пришло не оттуда, откуда оно ожидалось. Советская власть не пала, но восстановление России произошло, в форме Советского Союза…
По непреложному закону социальной жизни после революции непременно наступает реставрация. Была ли реставрация в России? – вот тот основной вопрос, который всё ещё остаётся без ответа, ибо честный ответ на него, в ином свете представляет как советский период истории, так и наше невнятное время. Если реставрации в России не было, то «демократическая» напасть девяностых годов и есть возврат к справедливости, к народным основам жизни. Если же реставрация в России уже была, то нынешняя «демократическая» революция есть не что иное, как реанимация революционности, хотя и выступающей под другим именем… Уточнение, как видим, существенное. Но в том-то и дело, что реставрация в России была, этого нельзя не заметить, хотя её факт всячески стараются сокрыть. Георгий Федотов в 1936 году писал, что «революция в России умерла, что у нас предпринята контрреволюция, проводимая сверху»: «Происходящая в России ликвидация коммунизма окутана защитным покровом лжи. Марксистская символика революции ещё не упразднена, а это мешает правильно видеть факты». И, говоря о борьбе с остатками троцкизма, он уточнял: «Вглядываясь в них, видим, что под троцкизмом понимается вообще революционный, классовый или интернациональный социализм. То есть марксизм как таковой, - если угодно, ленинизм классического русского типа». (Г.П. Федотов, «Судьба и грехи России» в 2-х томах. СПб, «София», 1991).
Совершенно очевидно, коль реставрация в России была, как ни в чём не бывало объявлять поход против «коммунизма» в 1993 году, значит раскручивать механику самоедства, при котором, целясь в «коммунизм», обязательно попадают в Россию…
Речь вовсе не о ценности или ничтожестве этой идеологии. У нас было время для того, чтобы убедиться и в её сути, и наблюдать её эволюцию. Речь о новом идеологическом механизме в России, где сами по себе те или иные воззрения не столь важны, где они перепутаны и выступают подчас не под своим, а противоположным именем. Это тот механизм, о возможности которого писал Николай Ульянов: «Нетрудно представить ожесточённую атаку всех центробежных сил, с нетерпением ждущих судного дня для большевистской диктатуры. Гибель большевизма они постараются превратить в гибель России, и схватка с ними неизбежна для всех, кто дорожит единством русского государства». Так собственно уже и произошло…
К сожалению, в рассказе о композиторе Г. Концевиче приходится говорить об этих превратностях и хитростях идеологии, так как без их рассмотрения непонятна причина его гибели, не ясен смысл происходившего тогда, невнятно все, происходящее ныне.
Григорий Митрофанович Концевич по своей долгой деятельности педагога, регента Войскового певческого хора, своей научно-публицистической работе, подвижнической деятельности по записи, сохранению и пропаганде музыкального фольклора, по восстановлению хора в советское время, наконец, по своей мученической смерти именно за профессиональную деятельность по укреплению народного духа в то время, когда этот дух нещадно подавлялся – по всем этим фактам является одной из не столь уж многих личностей на Кубани, остающейся безусловным авторитетом, достойной уважения и благодарности потомков. Казалось, нет никаких доводов, по которым он мог быть бы унижен. Но оказывается, что в наше невнятное время, с порушенными понятиями о ценностях, можно отыскать такую логику, по которой замечательный, выдающийся человек может быть выставлен в неприглядном свете. Логика эта, безусловно, несправедливая и может показаться убедительной только для несведущего читателя. Такое безосновательное и несправедливое унижение Г. Концевича предстаёт со страниц журнала «Родная Кубань» (№ 2, 2000). Почему выдающийся композитор и фольклорист Г.М. Концевич, принявший мученическую смерть за свою деятельность по укреплению народного духа, унижается со страниц «патриотического» журнала, финансируемого администрацией края, не является никаким секретом. Потому что для издателя журнала В. Лихоносова, образцом патриотизма всё ещё остаются П. Краснов и А. Шкуро, вместе с фашистскими завоевателями приходившие освобождать нас от коммунизма… Вот и всё.
О том же, до какой степени наследие фольклориста было ликвидировано и рассеяно, свидетельствует такой факт, происшедший в наше время. О нём рассказал мне В. Захарченко. Как-то коллектив выступал в Самаре (тогда ещё Куйбышеве). После концерта кто-то из артистов передал ему рукопись, при этом сказав, что приходил какой-то человек и просил передать её художественному руководителю. Каково же было удивление, изумление и радость Виктора Гавриловича, когда он увидел рукопись самого Григория Митрофановича Концевича. Это была запись пятидесяти шести кубанских песен, сделанных на больших плотных листах бумаги в результате его экспедиции 1911 года по кубанским станицам.
На титуле была надпись: «Песни кубанских казаков. Собрал учитель пения при Кубанском войсковом певческом хоре и собиратель кубанских казачьих песен Г.М. Концевич. В период от 15 января по 17 февраля 1911 года». В правом верхнем углу – его дарственная надпись и подпись: «Кубанскому научному музею в дар от Концевича. 1927 год.3.VI».
Человека, принёсшего эту драгоценную рукопись, вернуть не удалось. Тогда я написал заметку в газете «Волжская коммуна» в надежде установить то, как попала эта рукопись в Самару. Но никто не откликнулся. Стало окончательно и беспощадно ясно: чуда больше не будет, никто ниоткуда ничего уже не принесёт. Утраченного не вернуть. Следует дорожить оставшимся, хранить и приумножать уцелевшее… Мне же остаётся воспроизвести в этой книге отдельные страницы той рукописи Г.М. Концевича, свидетельствующие о том, на каком высоком научном уровне и с какой любовью записывал Григорий Митрофанович кубанские народные песни

 

Петр Ткаченко
17 ноября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 декабря
пятница
2018

В этот день:

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Конструктор танка Т-80

14 декабря 1931 года родился Николай Сергеевич Попов, создатель танка Т-80.

Николай Сергеевич Попов родился в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Окончил семилетнюю школу, учился в Краснодаре в спецшколе ВВС. В 1950 году поступил в Харьковский политехнический институт и окончил его с отличием в 1955 году. С 1955 года Николай Попов работал в танковом конструкторском бюро Кировского завода в Ленинграде.

В 1968 году он был назначен начальником и главным конструктором КБ, а с 1972 года - генеральным конструктором СКБ «Трансмаш» производственного объединения «Кировский завод». В 1976 году под его руководством был создан танк Т-80, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем.

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

Покорение «полюса недоступности»

14 декабря 1958 года третья советская антарктическая экспедиция на санно-гусеничном ходу впервые достигла полюса недоступности Антарктиды

На станции (дом площадью 24 м²) находились четыре человека, радиостанция и электростанция. Станция использовалась для метеорологических, гляциологических, геомагнитных и актинометрических наблюдений. Была пробурена скважина глубиной 60 метров для измерения температуры снежного покрова, подготовлена взлётно-посадочная полоса, на которую 17 декабря 1958 года сел самолёт Ли-2. На станции также было проведено сейсмозондирование ледникового покрова. Закрыта 26 декабря 1958.

 

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чествование ликвидаторов

14 декабря на Украине -День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 1986 года в Советском Союзе на Чернобыльской атомной электростанции расположенной на территории Украинской ССР произошла самая крупная в истории человечества техногенная катастрофа - Чернобыльская авария. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за это жизнями и здоровьем, авария была локализована. 30 ноября 1986 года было закончено строительство саркофага над разрушенным энергоблоком, а спустя две недели, 14 декабря, главная газета КПСС «Правда» и другие центральные издания СССР опубликовали Извещение ЦК КПСС и Совета министров о том, что государственной комиссией был принят в эксплуатацию комплекс защитных сооружений четвёртого энергоблока ЧАЭС. Именно дата публикации этого сообщения, по прочтении которого страна смогла вздохнуть спокойно, и стала «Днём чествования участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90.000 человек практически всех национальностей СССР. После развала СССР в республиках чествуют ликвидаторов в разные дни.

 

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Памяти космического академика

14 декабря 2011 года скончался Борис Евсеевич Черток, советский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва.

Он -Герой Социалистического Труда, академик РАН, доктор технических наук, создатель космической техники.

Трудовую деятельность начал электромонтером на авиазаводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии он был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора расписался на рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие хана Едигея на Москву

14 декабря 1408 года ордынский хан Едигей вторгся с войском на Русскую землю.

Нашествие Едигея на Москву явилось для Московского князя Василия Дмитриевича полной неожиданностью, так как между ними был заключен мирный договор. Когда же несметные полчища Едигея заполонили Русскую землю и, казалось, спасения уже не было, Едигей вынужден был поспешно снять осаду Москвы из-за начавшейся в Орде очередной усобицы. Как писал летописец, Москва была спасена от вражеского нашествия Божьим промыслом и помощью находящейся в ней иконы Владимирской Богоматери, перед которой усердно полились жители столицы. «И милосердный Человеколюбец, еще не совсем разгневавшийся, увидев печаль людей своих и слезы их покаяния, утешает их вскоре, памятуя о милости к стаду своему. Величавого и гордого агарянина Едигея устрашил, навел на измаилтянина трепет перед своей всевышней и карающей десницей. И агарянин, который похвалялся пробыть в православной земле долгое время и обещал зазимовать, вдруг, забеспокоившись, внезапно снялся с места и, не желая медлить ни единого дня, сказал дружине: "Или царство наше захватит другой, или Василий соберется на нас", - такая мысль смутила агарянина. Быстро посылает он к городу, сам прося мира: и как захотели горожане, так и замирился с ними окаянный Едигей и отошел».

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение