RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

1 января 1970 г.

Поэзия

К-19 — роковая субмарина
15 ноября 2017 г.

К-19 — роковая субмарина

15 ноября 1969 года в Баренцевом море произошло столкновение советской атомной подводной лодки с американской USS Gato
Православие и государственность
27 января 2015 г.

Православие и государственность

22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ
Введение Богородицы во храм
4 декабря 2018 г.

Введение Богородицы во храм

4 декабря - великий православный праздник. В этот день юная Дева Мария впервые вошла в Иерусалимский храм
«Победа-70»: поэт Василий Марченко
25 апреля 2015 г.

«Победа-70»: поэт Василий Марченко

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Главная » Читальный зал » Памяти русского поэта Юрия Кузнецова

Памяти русского поэта Юрия Кузнецова

17 ноября 2003 года ушел из этой жизни Юрий Поликарпович Кузнецов

Публикуем статью о его творчестве нашего постоянного автора и друга, известного литературного критика, писателя Петра Ивановича Ткаченко.
Памяти русского поэта Юрия Кузнецова

«Я ЗОВУ В СОБЕСЕДНИКИ ВРЕМЯ…»

Юрий Кузнецов в русском самосознании

 

Теперь, когда перевёрнута последняя страница судьбы поэта Юрия Кузнецова (1941 – 2003) – «Живу на одной половице с судьбой без последней страницы», – настало время сказать о его значении в русской литературе и культуре вообще. И главное – в нашем самосознании, в нашей общественной мысли, ибо литература у нас всегда и традиционно является формой народного самосознания. Это, тем более, необходимо теперь определить хотя бы в общих чертах, что, судя по жёсткой полемике вокруг его последней поэмы «Путь Христа», значение поэта в нашем общественном сознании остаётся пока не уяснённым. Конечно, всякое суждение о поэтическом мире будет неполным, ибо поэзия, как известно, не переложима на язык обыденной логики. Но область народного самосознания – та сфера, в которой поэт проявляется наиболее полно. А потому рассмотрим поэтический мир Юрия Кузнецова именно с этой точки зрения, в русле тех «долгих дум», о которых писал А. Пушкин: «Учусь удерживать вниманье долгих дум…».

На протяжении всей поэтической деятельности Юрия Кузнецова, начиная с его книги «Во мне и рядом – даль» (М., «Современник», 1974), когда стало ясно, что в нашу литературу пришёл большой поэт, его творчество и имя попадали в поле непримиримых споров. Но жёсткая полемика вокруг его поэмы о Христе носила всё-таки иной характер. Она не столько выражала постигнутое и изображённое поэтом, сколько находилась под бременем господствующих в обществе стереотипных представлений, определялась тем состоянием общества, которое сложилось после атеистического века. Хотя не было ничего удивительного и необычного в том, что поэт, выросший в атеистический «самодовольный аварийный век», с возрастом, к концу своего творческого пути, не просто обратился к образу Христа, но и написал поэму о Нём, то есть, выразил своё отношение к Христу, к вере своих предков, к вере своего народа предельно ясно.

Подтверждением же того, что в полемике о поэме Юрия Кузнецова преобладали не поэтические и не духовно-мировоззренческие представления, а ортодоксия свидетельствует то, что о христианских поисках поэта заговорили только в связи с его поэмой, в то время как к христианским образам он обращался давно в своих стихах. И главное – переложил первое произведение русской литературы «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, что и вовсе оказалось незамеченным полемистами и критиками его христианских воззрений. Между тем, эти факты имели, пожалуй, большее значение для уяснения верований поэта, чем собственно последняя поэма. Тут совершенно прав Олег Дорогань, писавший, что «Путь Христа», а затем «Сошествие в Ад» были предопределены всем ходом творческого развития Ю. Кузнецова».

Кроме того, поэт написал поэтический диалог «Поэт и монах», который оказался его последними стихами, то есть его завещанием…

В этом диалоге он со всей остротой задался вопросом о том, почему вера противопоставляется поэзии, в то время, как и сама поэзия, является даром Божьим? И выразил предельно ясное несогласие с этим стойким, проходящим через века стереотипным представлением:

…Но Богу дорог каждый злак.

Ведь каждый злак –

улыбка Бога

А ты готов всё поле сместь

За то, что плевелы в нём есть.

 

Как в этом диалоге, так и в предшествующих стихах о вере и Христе Юрий Кузнецов следовал пушкинской традиции: «Веленью Божию, о, Муза, будь послушна». И надо обладать специфическим верованием, чтобы этого не заметить, а то и усмотреть в нём некое еретическое значение: «Когда он с Богом говорит, То мир бросает в дрожь…».

Страницы:   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 июня
понедельник
2019

В этот день:

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

Сталинградский тракторный

17 июня 1930 года состоялся пуск Сталинградского тракторного завода. Он строился в рекордно короткие сроки всего за год силами 7000 комсомольцев, прибывших на стройку по путевкам ЦК комсомола.

К 20 апреля 1932 года завод освоил проектную мощность в 144 трактора в сутки.
В годы войны во время битвы за Сталинград завод стал местом упорных боев. Не прекращая выпуска танков, часть рабочих завода вступила в народное ополчение и встала на защиту города и завода.

Во время боев завод был полностью разрушен, его восстановление началось сразу же после освобождения района завода, и 17 июня 1944 года он возобновил выпуск своей продукции.

Пережив фашизм, завод не смог одолеть демократию. В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Первый полет АНТ-20

17 июня 1934 года состоялся первый испытательный полёт крупнейшего в то время в мире самолёта АНТ-20 («Максим Горький»).

Невольно напрашивается параллель: в СССР через 15 лет после тяжелейшей иностранной интервенции вышли на рекордное самолетостроение. Современная «демократическая» Россия примерно за то же время «эпохальных» реформ сумела полностью загубить отечественное самолетостроение и покупает «борты» за рубежом.

 

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

План «Барбаросса» вступил в силу

17 июня 1941 был отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня. Этим планом предусматривался молниеносный разгром и расчленение СССР.

Но наша страна вернула этот план Гитлеру, как говорится, в зад. Правда, ровно через 50 лет бесноватый от зависти перевернулся в гробу: демократы (обманом) сумели выполнить план «Барбаросса» и расчленили-таки СССР. Теперь вопрос стоит так: сумеет ли наш народ вернуть им этот план в зад со всеми вытекающими из этого последствиями?

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

Ту-104 и космос

17 июня 1955 года состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта Ту-104. Это был один из первых в мире поднявшихся в воздух реактивный пассажирский самолёт.

В период с 1956 по 1958 год, из-за приостановки полётов Comet, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.

На Ту-104 выполнялись рейсы из Внуково в Лондон, Будапешт, Копенгаген, Пекин, Брюссель, Оттаву, Дели, Прагу и т. д. У этого самолета была обширная военно-космическая программа. В его салоне был оборудован первый «бассейн невесомости» для создания состояния невесомости с целью тренировки будущих космонавтов. Здесь же проходили подготовку участники советской лунной программы.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение