RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гниение НАТО
17 августа 2015 г.

Гниение НАТО

Североатлантический блок на грани издыхания
«И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»
14 декабря 2016 г.

«И Я МОЛЮСЬ – О, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»

Церковь и литература: проблему анализирует известный прозаик и литературный критик
Ангел-хранитель России
16 июля 2014 г.

Ангел-хранитель России

Начались торжества в честь 700-летия преподобного Сергия игумена Радонежского — Крестный Ход во главе с Патриархом всея Руси прибыл в Лавру
Третья столица России
22 мая 2016 г.

Третья столица России

240 лет назад 22 мая 1776 года был основан город Екатеринослав
США угрожают Крыму
5 марта 2015 г.

США угрожают Крыму

4 марта 2015 года шесть боевых кораблей ВМС стран НАТО проникли в Черное море
Главная » Читальный зал » Последняя улыбка Романа Карцева

Последняя улыбка Романа Карцева

4 октября 2018 года — похороны этого корифея эстрадного юмора, который ущел из жизни 2 октября

Наш постоянный автор Анатолий Журин был хорошо с ним знаком. Публикуем одно из последних интервью с человеком, помогавшим нам жить с улыбкой.
Последняя улыбка Романа Карцева

- Роман Андреевич, можно сегодня прожить без улыбки, без чувства юмора?
- Ни сегодня, ни когда-либо. Я вообще считаю, что человеком, лишенным этого чувства, может быть либо гений, либо просто бандит. Тот же Гитлер. Ну не способен человек с нормальным чувством юмора ударить другого, оскорбить. Почему-то этого мы, кстати, не учитываем, выбирая в Государственную Думу людей, для которых унизить коллегу стало правилом хорошего тона. Отчего Одесса считается столицей юмора? Потому что во все времена там его не теряли - в войну, в послевоенную разруху. Вспоминаю, как мы с мамой и отцом, сменяя друг друга, дежурили в очереди за хлебом. А потом, когда стало хорошо, моя жена в пять утра ходила за молоком для детей - в Одессе непонятно почему объявился дефицит молока. Если бы не чувство юмора, так люди бы просто начали пить не молоко, а что-нибудь наоборот.
- Раз уж мы коснулись Госдумы... Если бы парламентарии объявили Первое апреля выходным днем, вы бы удивились?
- Поддержал бы их. Пусть люди празднуют, смеются и гуляют. И не один день, а два. Мне этот праздник представляется даже более значимым и интересным, чем иные официальные. Но вы же понимаете, такое невозможно! Парламентариям просто не хватит чувства юмора, чтобы учредить день, в течение которого люди будут безнаказанно шутить и смеяться. Разве можно смеяться в государственный праздник?
- Что для вас значит Первое апреля? Разыгрывали вы кого-нибудь или разыгрывали вас?
- Мы розыгрышами никогда ни с Мишей Жванецким, ни с Витей Ильченко не занимались. Для этого мы слишком серьезные люди. Я считаю, что можно, конечно, человека разыграть, слегка подтрунить над ним, но все же по-доброму. А не так, как например, в известной телепрограмме "Розыгрыш", где человека доводят чуть ли не до инфаркта. Или в новой передаче Дмитрия Диброва - я ее что-то никак не пойму: заставлять женщину нырять в бассейн с акулами... Скажу прямо: так нельзя шутить, ребята! Словом, первого апреля никто меня не разыгрывает и сам я не разыгрываю, и вам не советую.
- Роман Андреевич, японская мудрость гласит: "И шутить надо с передышкой". Тем не менее все телеканалы, словно соревнуясь, без конца шутят. Не говорю уже о качестве - многое, что называется, ниже пояса. Но ведь одни и те же лица - и на первой, и на второй, на третьей кнопке...
- Видите ли, чувство меры - такой же талант, как и чувство юмора. Во всем - в еде, в любви, в сексе. Надо перерывы делать. Кстати, я бы не стал винить самих артистов за то, что переходят из одной передачи в другую. Может, боятся, что о них забудут? А с другой стороны, наверное, просто такое время - людей потчуют тем, что им нравится, чтобы меньше задумывались о жизни. Но ведь самое интересное, что артисты много не зарабатывают, перебегая с экрана на экран - набивают карманы только продюсеры и хозяева каналов. Так что вся вина только на них и редакторах, тасующих одну и ту же колоду. Как можно за неделю сделать хорошую программу? Чушь, ерунда...
- Вспомним хоть Аркадия Райкина, каждый выход которого на телеэкран становился - без преувеличения – праздником...
- "Огонек" показывали, кажется, раз в месяц, и появление в нем артиста уровня Райкина действительно становилось праздником - страна с нетерпением ждала этого момента. Да, честно говоря, и такого количества юмористов тогда не было. Шуров и Рыкунин, Миров и Новицкий, Тарапунька и Штепсель - можно по пальцам перечесть. И выступали они не каждый день. Уже не говоря о том, что Райкин бы никогда не согласился этого делать - снижался бы сам эффект его появления перед любимым ленинградским зрителем. Помните, за сколько месяцев вперед стояли очереди за билетами на его спектакли? Откровенно говоря, он не очень любил телевидение, может быть, на мой взгляд, даже ошибочно. Ведь многое из того, что он сделал, из-за этого пропало бесследно.
- А вас приглашают на такие "конвейерные" телепередачи?
- Я не могу принципиально там появляться. Это совсем другое искусство. То, что мы играли вместе с Витей Ильченко, - прежде всего театр. Вот уже 13 лет, как нет моего друга, но я продолжаю наше дело, играю моноспектакли. И не готовлю отдельные номера. Скажу больше. Когда меня приглашают на сборные концерты, то обязательно спрашиваю, кто еще участвует. Потому что не все сочетается. Ну никак не гармонирую я с выступлением Верки Сердючки, которая грудью дорогу проложила себе на эстраду. Вот и не участвую.
- Все это не очень весело...
- Почему? Я чаще выступаю на телеканале "Культура". Здесь показывали многое из наших совместных работ с Витей Ильченко, например, "Политическое кабаре", "Птичий полет", "Моя Одесса", "Зал ожидания". Недавно там была целая страница, посвященная мне, потом я участвовал в передаче "Линия жизни". В общем, тот, кто хочет меня увидеть, пусть смотрит "Культуру".
- Вас не покидает чувство юмора, когда выходите из сценического образа. Как это удается?
- Ой, это бывает редко. Не остается во мне чувства юмора, после того как сойду со сцены.
Хочется, наоборот, молчать. Бывает, иногда после спектакля приглашают в какую-нибудь компанию, и если она хорошая, не навязчивая, могут вспомниться какие-то смешные вещи. У нас, к сожалению, юмористы, которых мы чаще всего видим на экране, просто покоя не знают и другим его не дают - продолжают без конца "хохмить" и в жизни. А мы "выросли из Райкина". Я вообще очень редко шучу. Разве что когда бываю в Одессе. Там как-то сразу включаюсь в игру одесситов. Но это даже не игра - они не шутят, они так живут. Помню, приезжаю, никто почему-то меня не встретил, и тут подбегает ко мне таксист: "Давай подвезу бесплатно куда тебе надо, а ты только меня выслушай". Ну, в общем, поехали, и он мне всю свою жизнь стал рассказывать, про жену, детей и т.д. Ну мне интересно, потому что человек искренне рассказывает, ничего не придумывает. А в конце просто одарил шедевром: "Знаешь, у меня брат в Америку уехал. Он живет в Америке вот так!" И показывает жестом поверх головы. "Я здесь тоже уже тридцать лет живу вот так!" При этом демонстрирует жест под горло. "Так что - я из-за этого маленького кусочка должен уезжать из Одессы?" Я понял, что это не придумано, это импровизация. А она - как раз и есть самое ценное в юморе.
- Некоторые помнят массу анекдотов и без конца их рассказывают...
- Был у меня такой знакомый. Едва открываю дверь, он тут же, буквально с порога выстреливал в меня анекдотом. Ну, во-первых, не все анекдоты заслуживают того, чтобы их рассказывать, и не каждый это умеет делать, ведь очень важна интонация. А сейчас стало чуть ли не искусством - декламировать их со сцены, я этого просто не понимаю. Анекдоты нужно рассказывать дома, в тесной компании, под выпивку. Да и хороших среди них очень мало. Я за всю свою жизнь слышал четыре-пять, не больше.
- А веселые сны снятся народному артисту Карцеву?
- Абсолютно такие же, как всякому нормальному человеку. Например, несколько ночей подряд снился один и тот же сюжет - забываю текст, и публика сидит, недоуменно глядя на меня. Вскакивал в холодном поту. А вообще, профессиональных снов бывает мало, и я часто, чтобы побыстрее заснуть, просто повторяю текст роли.
- Как вы думаете, какая из двух половин человечества лучше воспринимает ваши выступления?
- Тут и думать нечего. И это не только мое личное наблюдение. Женщины любой юмор воспринимают лучше и быстрее. Другое дело, что происходит это чисто интуитивно в силу особенностей женского характера. Именно зрительницы формируют контакт между сценой и залом. Посмотрите любую юмористическую передачу - они и реагируют мгновенно, и более искренне смеются. Конечно, у нас с Ильченко были миниатюры, которые более непосредственно воспринимали как раз мужчины, например, "Ликероводочный завод" или "Теория относительности". А женщины... Даже удивляюсь иногда - со сцены о них такое несут, а они над собой хохочут. "Слабый" пол, надо сказать, в этом отношении более раскрепощенный и свободный. И не только в зале, но и в жизни.
- Роль Швондера в "Собачьем сердце" заставляет с грустью вспоминать, что это одна из очень немногих ваших работ в кино. Наверное, вас трудно уговорить сниматься?
- В том-то и дело, что уговаривать в этом случае не пришлось. Очень знаком нам был подобный типаж еще по работам с Ильченко, со Жванецким. Всегда был и есть чуть ли не в каждом спектакле Швондер, да и по жизни их хватает. У нас в Госдуме сидят и Шариковы, и Швондеры. Они, как правило, и смешные, и страшные. Словом, сложности при съемке были не у меня, а у режиссера. Бортко все время требовал, чтобы я "не хлопотал" своим очень подвижным лицом. А сейчас он снял меня в новой десятисерийной картине "Мастер и Маргарита" в роли дяди Берлиоза, который приезжает из Киева по квартирному вопросу. Посмотрим, что получилось...
- Вы довольны тем, как сложилась судьба? Вообще по жизни вы оптимист?/- Не знаю, кто я. Прежде всего я человек, сомневающийся во всем, особенно в творчестве. Недавно сделал вместе с сыном спектакль по Хармсу, очень волнуюсь... Публика ведь почти не знает этого автора, да и юмор у него сложный. Это вам не "Кривое зеркало". И все же, думаю, тем, кто на спектакль придет, он понравится. Мне бы, например, хотелось посмотреть Геннадия Хазанова в том же Хармсе. Если подводить жизненные итоги... Я сделал почти всего Жванецкого. Только с Витей мы сыграли 600 миниатюр и 15 спектаклей по его сценариям.
- Роман Андреевич, что хотите пожелать в канун первого апреля нашим читателям?
- Надо ко всему относиться с юмором. Скажем, получил зарплату две тысячи "рэ" и хохочи. Конечно, желаю всем никогда не терять наряду с чувством юмора и чувство собственного достоинства. И то и другое взаимосвязано. Потерял одно - теряешь и другое, такова жизнь. А то, что в ней происходит, происходит и в политике, и в экономике, и в юморе. Все взаимосвязано в этом мире. И когда-нибудь обязательно изменится к лучшему. И последнее, о чем я не устаю повторять. Давайте введем урок юмора в школах. Он никак не менее важен, чем военное дело, например. Особенно с первых классов, когда дети очень любят играть. Пусть они разыгрывают в лицах стихи Маршака, Михалкова, потом будут инсценировать рассказы Зощенко, Хармса, Гоголя, Ильфа и Петрова. Именно то, что в моем детстве были подобные уроки с первых классов, и привело меня в конце концов в Театр Райкина. Я уверен, это были бы очень серьезные шаги по направлению к оздоровлению общества.
ДАВАЙТЕ УСТАНОВИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК СМЕХА И БУДЕМ ОТМЕЧАТЬ ЕГО ДВА ДНЯ.

Анатолий Журин

НА СНИМКЕ: Роман Карцев и Анатолий Журин.

 

.
3 октября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 октября
вторник
2018

В этот день:

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Генерал армии Дмитрий Павлов

23 октября 1897 года родился Дмитрий Григорьевич Павлов (расстрелян 1941), советский военачальник, генерал армии (22 февраля 1941), Герой Советского Союза (21 июня 1937).

Родился в семье крестьянина. В Первую мировую войну добровольцем ушёл на фронт, дослужился до старшего унтер-офицера. Был ранен в 1916 году и взят в немецкий плен. Освобождён после окончания войны. С 1919 года в Красной армии, в Гражданскую войну с 1918 по 1920 год был командиром взвода, эскадрона, помощником командира полка. Вступил в ВКП (б) в 1919 году. Окончил 24-ю Омскую пехотную школу имени Коминтерна (1922), Военную академию им. М. В. Фрунзе (октябрь 1925 по июнь 1928) и академические курсы при Военно-технической академии (1931).

С 21 июня 1941 года — командующий войсками Западного фронта. После разгрома значительной части войск фронта в Белостокско-Минском «котле» 30 июня 1941 года отстранён от командования и 4 июля арестован. 22 июля 1941 года, решением военного трибунала "за трусость, самовольное оставление стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развал управления войсками, бездействие власти", был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен на подмосковном полигоне НКВД. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании.

Маршал авиации Владимир Судец

23 октября 1904 года родился Владимир Александрович Судец (ум. 1981), маршал авиации, командующий Дальней авиацией (1955—1962), главнокомандующий войсками ПВО (1962—1966), Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, Герой МНР.

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

Арктическая Одиссея «Георгия Седова»

23 октября 1937 года начался 812-дневный арктический рейд советского ледокола «Георгий Седов».

В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда «Георгий Седов» послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых.

Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима, и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом.

«Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» не смогли выйти изо льдов. 30 октября пришёл приказ начальника Главсевморпути о переходе на зимовочное положение. Опыта зимовки ни у кого из 217 человек не было.

10 ноября была выведена из эксплуатации машина, погасили топки, перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка (летучая мышь) и свечи. 3 апреля 1938 года из Тикси вылетели самолёты звена Героя Советского Союза Алексеева — «Н-170», «Н-171», «Н-172» (летчики Г. К. Орлов, П. Г. Головин). Не пробыв и двух часов после посадки на льдах, отправились обратно (эвакуировав 22 человека). От Тикси их отделяло 1100 км. Для второго рейса была создана промежуточная база (замёрзшая лагуна острова Котельного). 18 апреля «Н-170» и «Н-172» Алексеев и Головин вывезли 83 пассажира. 26 апреля в последний свой рейс — 79 человек. После этого на кораблях осталось по 11 человек. (33 во всём караване).

24 июня после осмотра водолазом Николаевым руля «Георгия Седова» было установлено, что тот повреждён одним из сжатий: судно потеряло возможность самостоятельно управляться. 28 августа 1938 года к каравану подошёл ледокол «Ермак» (капитан М. Я. Сорокин). После нескольких неудачных попыток буксировать «Георгия Седова», он отправился в ледовою разведку, но вскоре потерял один из винтов (лопнул вал и вместе с движителем ушёл на дно). Руководством было принято решение «Ермаку» возвращаться вместе с «Садко» и «Малыгиным», оставив «Георгия Седова» на вторую зимовку. 30 августа корабли ушли.

13 сентября в Главсевморпути приняли решение послать к «Седову» новый ледокол «Иосиф Сталин», а 17 сентября — и «Литке». Подойдя 23 сентября к «Седову» на 60 миль из-за тяжёлой ледовой обстановки (крупнобитый лёд 7 баллов, туман) ледоколы остановись. 24 сентября их отозвали обратно.

С 26 на 27 сентября в результате подвижек льда «Седову получил крен 18° на правый борт, под водой оказалось сливное отверстие холодильника. Забортная вода стала поступать внутрь судна. Несмотря на принятые меры, поступление воды прекратить не удалось и к полночи крен достиг 30°. В таком состоянии ледокол продолжал дрейф. Только в январе 1940 года уже в Гренландсом море (Северо-Западнее Шпицбергена) к дрейфующему пароходу

подошёл ледокол «Иосиф Сталин» и вывел его на чистую воду.

Дрейф продолжался 812 дней. Пройденный путь 3307 миль. 21 января суда добрались до Баренцбурга на Шпицбергене.

3 февраля 1940 года ледокол «Георгий Седов» награждён орденом Ленина. В тот же день был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР: "1. За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы научных исследований в труднейших условиях Арктики и проявленные при этом мужество и настойчивость присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

1. Бадигину Константину Сергеевичу — капитану ледокольного парохода «Георгий Седов».

2. Трофимову Дмитрию Григорьевичу — помполиту ледокольного парохода «Георгий Седов».

3. Ефремову Андрею Георгиевичу — старшему помощнику капитана.

4. Буйницкому Виктору Харлампиевичу — гидрографу.

5. Токареву Сергею Дмитриевичу — второму механику.

6. Алферову Всеволоду Степановичу — третьему механику.

7. Полянскому Александру Александровичу — радисту.

8. Бекасову Николаю Михайловичу — радисту.

9. Буторину Дмитрию Прокопьевичу — боцману.

10. Недзвецкому Иосифу Марковичу — машинисту.

11. Шарыпову Николаю Сергеевичу — машинисту.

12. Соболевскому Александру Петровичу — врачу.

13. Гаманкову Ефрему Ивановичу — матросу.

14. Гетману Ивану Ивановичу — кочегару.

15. Мегеру Павлу Власовичу — повару.

2. Выдать единовременную денежную награду Бадигину К. С., Трофимову Д. Г., Ефремову А. Г., Буйницкому В. Х., Токареву С. Д., Алферову В. С., Полянскому А. А., Бекасову Н. М., Буторину Д. П., Недзвецкому И. М., Шарыпову Н. С., Соболевскому А. П., Гаманкову Е. И., Гетману И. И. и Мегеру П. В. по 25.000 рублей каждому".

 

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Кровавый «Норд-Ост»

23 октября 2002 года почти в самом центре Москвы вооруженные до зубов чеченские террористы захватили Театральный центр на Дубровке. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост». В здании находилось более 900 человек, среди которых 100 детей. Во время штурма погибли более 130 заложников.

Подробно:

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2013/october/podlost-i-geroizm-na-dubrovke

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение