RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Прямой наводкой в ваши души
24 марта 2015 г.

Прямой наводкой в ваши души

Российские власти разрешили структурам CNN совершенно легально вести на территории нашей страны американскую контрпропаганду против российского духа
Зачем Америке Украина
13 июля 2014 г.

Зачем Америке Украина

Президент Международного Центра геополитического анализа, генерал – полковник Леонид Ивашов о шкурных целях США
Правда о Хатыни
22 марта 2016 г.

Правда о Хатыни

22 марта 1943 года фашистскими карателями (при активном участии украинских националистов) была сожжена белорусская деревня: заживо сгорели 149 человек, из них 75 детей
Будет ли война?
12 января 2015 г.

Будет ли война?

Да, обязательно будет! И увы, очень скоро, возможно, в 2015 году
Улыбка - тоже оружие
8 декабря 2018 г.

Улыбка - тоже оружие

К выходу в свет очередного шедевра из проекта ЖЗЛ «Смехачи Мейерхольда»
Главная » Читальный зал » Боишься смерти?

Боишься смерти?

Неуместный вопрос, скажут многие. А вот уральский поэт Александр Михайлович Костенко поставил его в своих произведениях

И звучат они необыкновенно актуально, наверное, для каждого...
Боишься смерти?

 


Объединяющим рефреном всех стихов этой подборки является тема бренности нашего земного бытия. Казалось бы, слишком невесела и даже сумрачна тема, чтобы уделять ей столько внимания . Но не зря древние нас учили: «
Memento mori!» — «Помни о смерти!». Ибо кто, вольно или невольно, упускает из виду очевидность смерти, её неотвратимость – не в состоянии по-настоящему ценить и жизнь.

 

 

 

У МОТЫЛЬКА КОРОТКИЙ ВЕК

 

У мотылька короткий век.
Вся жизнь его — длиною с лето.
Так понимает человек.
На самом деле — так ли это?

И наша жизнь, и мотылька
(ему что годы — дни и ночи)
неимоверно коротка.
И неизвестно — чья короче!

УМИРАЛ СОСЕД ЗИМОЮ

Умирал сосед зимою.
Смерть близка — наверно знал.
Все вокруг наказов ждали —
ничего не наказал.

Лишь сказал своей старушке,
приподняв чугун ресниц:
«Там уже, поди, в кормушке,
крошек нету у синиц…»

Умер. Помрачнели лица.
Горем захлебнулся дом.
…Благодарные, синицы
пировали за окном!

МЁРТВЫХ НЕ КАСАЕТСЯ

Отдыхают на груди
восковые руки…
Все напасти позади,
горести и муки.

Над тревожною людской
жизни круговертью
благоденствует Покой,
нареченный смертью.

Так веками повелось:
мы, друг другу вторя,
плачем, не жалея слез –
это наше горе.

...Для того ведь и Юдоль,
чтоб страдать и маяться...
Плачьте! Это наша боль.
Мертвых – не касается.

БОИШЬСЯ СМЕРТИ?

Боишься смерти? Черная дыра
сия тебя лишает сна, паскуда?
Живьём снедает? Значит – не пора
тебе, дружок, в последний путь покуда!

На самом деле твой фатальный крах
(у Бога ты его отсрочки молишь)
ни больше и ни меньше – только страх.
Не смерть, дружок – а смерти страх. Всего лишь.

Бояться страха? Это ли не бред?
Но так уж, видно, скроены мы, братцы:
того готовы что есть сил бояться,
чего бояться, в общем, и не след.

Живи напропалую, не слюнявь
смертельную удавку обречённо.
Никто не скажет нам определенно,
когда для нас погаснет эта явь.

Когда с тобой сие произойдет – 
ты, очевидно, даже не заметишь.
Зря впереди своей телеги лезешь:
все сбудется однажды. В свой черед.

Лишь голову бездумно очертя,
жить можно припеваючи. 
Хотя…

ПРИСНИЛОСЬ МНЕ

Приснилось мне — отец вернулся.
Оттуда, из небытия.
Тихонько на крыльце разулся
и в дом вошел:
— А вот и я!..

Лишь нам, издерганным и нервным,
сюрприз преподносить такой!
Он тишину нарушил первым:
— А вы не бойтесь, я — живой.

И с хитрым, озорным прищуром
веселых глаз взглянул на нас.
Вот так смеются балагуры,
когда их шутка удалась.

Ах, сон… Реальности на зависть,
в нем от химеры — ничего…
Через минуту все смеялись
над этой шуткою его.

И как-то разом, вдруг, — забыли,
забыли все (на то и сон),
что мы отца похоронили,
что не в отъезде — а в могиле,
что не уснул — а умер он.

Смеялись радостно и громко —
опять мы вместе, вся семья:
и брат, и мама, и сестренка.
Но громче всех смеялся я.

Зачем так долго, так упрямо
тот странный сон живет во мне?

Меня растормошила мама:

Сынок, ты так рыдал во сне!

ПОМИНКИ

Бедные собравшиеся – все!
Жалость и печаль мои безбрежны.
Вскоре каждый к этой полосе
подойдет вплотную – неизбежно!

Борщ, жаркое, каша и компот…
Блин с кутьёю мёдом мироточат…
Каждый поминающий – умрёт.
Хоть об этом даже знать не хочет!

Светел кто, и кто безбожно врал,
кто был груб, и кто влюблялся нежно –
каждый, здесь сидящий, стар и мал,
все умрут однажды – неизбежно!

Четко смерть блюдёт свои права.
Ни брони ни у кого, ни квотки...
Все мы здесь – не больше чем дрова
для её неумолимой топки!


Мой сосед – уже ни «ме» ни «бе».
Присосался, словно клещ, к бутылке…

Грустный факт, но по самим себе
в этом зале правим мы поминки!

 

Александр Костенко
27 января 2018 г.

Комментарии:

Алескендер Рамазанов 27.01.2018 в 19:55 # Ответить
Орский - замечательный современный русский поэт! Поклон и пусть жар души не угасает.
В.С. 27.01.2018 в 19:56 # Ответить
Надо бы чего-нибудь сказать,а хочется помолчать...Спасибо...
Владимир Сосницкий 28.01.2018 в 10:53 # Ответить
Как всегда - чёткость мысли и ясность образа! Заставляет думать.
МАЗ 28.01.2018 в 12:31 # Ответить
МАЗ
Хорошие стихи особенно для тех, кто земную жизнь прошёл за половину...
В.П. 28.01.2018 в 13:17 # Ответить
Тема не самая весёлая. Моя мать ушла из жизни, когда я учился на втором курсе училища. Десять лет спустя не стало и отца... Но говорить об этом нужно. И лучше стихами, которые облегчают душу.
Н.Бехтина 28.01.2018 в 16:12 # Ответить
Стихи замечательные, весьма актуальные, вроде и печальные, а светлые и... жизнеутверждающие. Успехов вам больших и читательской любви!
Игорь Вачков 29.01.2018 в 05:56 # Ответить
Саша, ты не просто хороший поэт, а еще и мужественный человек. Обращаться к теме смерти решится не каждый. И что важно - делаешь это без пафоса, не заламывая руки и не пугая. А кроме того - через талантливые стихи. Желаю тебе вдохновения и на стихи о ЖИЗНИ!
Наталья Шупак (Таганская) 29.01.2018 в 19:46 # Ответить
Тема печальная,но и актуальная,если так можно выразиться.Заставляет задуматься и поразмышлять о многом...
Галина Масленникова. 30.01.2018 в 10:41 # Ответить
Поддерживаю комментатора В.П. Такие настоящие, идущие от сердца, безусловно талантливые, облегчают душу. Знаю об этом не понаслышке. Недавно ушел из жизни мой отец...
Евгений Костенко 30.01.2018 в 12:10 # Ответить
"Мистика жизни и смерти"
Нас поражает, удивляет, пугает мистика смерти. К земной жизни, к каждому данному тебе дню мы как-то привыкли, но если задуматься и верить, что это дано кем-то, то это осознается как не меньшая, если не большая мистика. С опытом, особенно религиозным, приходит уверенность, что жизнь и смерть - единый, вечный процесс, совершенно не заканчивающийся с уходом из земной жизни.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
среда
2018

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение