RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Апостол кинематографа
20 ноября 2018 г.

Апостол кинематографа

20 ноября 2018 года – 90 лет со дня рождения Алексея Баталова
Стрелков о войне и мире
19 февраля 2015 г.

Стрелков о войне и мире

О чем рассказал руководитель движения «Новороссия» во время пресс-конференции в Рязани
Под прапором орудныка Попрошенко
11 сентября 2015 г.

Под прапором орудныка Попрошенко

Нынче любое сообщение из моей родной Украины уместно предварять словами: «Вопреки здравому смыслу»
Как США украли Миг-25
6 сентября 2019 г.

Как США украли Миг-25

Недавно в США опубликованы воспоминания бывшего советского военного летчика Виктора Беленко, бежавшего более сорока лет назад за рубеж.
Стихи о детстве
14 января 2018 г.

Стихи о детстве

Наш постоянный автор Александр Костенко прислал свои новые стихи
Главная » Читальный зал » Стихи о войне » Владимир Конкин, он же — Павел Корчагин, он же — Володя Шарапов...

Владимир Конкин, он же — Павел Корчагин, он же — Володя Шарапов...

У моего большого друга Владимира Конкина сегодня день рождения – две шестёрки ему стукнуло.

Если бы мои пожелания можно было материализовать каким-то образом, то он бы прожил и до третей шестёрки.
Владимир Конкин, он же — Павел Корчагин, он же — Володя Шарапов...

Горжусь тобой, ценю тебя, завидую тебе и радуюсь, что ты есть у меня вот уже 36 лет! Твой полковник Захарчук.


Не многие актёры отечественного кино сподобились творческой судьбой легендарными ролями, по которым их бы узнавали мгновенно. К примеру, Чапаев – Бабочкин, Максим – Чирков, Пётр 1 – Симонов, Анискин – Жаров, Штирлиц – Тихонов, ну, и так далее. Владимиру Алексеевичу Конкину досталось сразу две такие судьбоносные, великие роли: Павка Корчагин и Володя Шарапов. Всего же он сыграл в 34 фильмах. В 49 картинах озвучивал других актёров. 25 персонажей мультфильмов тоже говорят голосом Конкина. И как бы по совокупности труд актёра в российском кинематографе отмечен тремя Государственными премиями. В театре Владимир Алексеевич создал многим более полусотни сценических персонажей. На телевидении вёл передачу «Домашняя библиотека». Сам пишет книги. Их у него семь. А ещё Володя – мой старый, долгим временем проверенный друг. Мы впервые с ним встретились в 1981 году. Артист и его жена Алла пришли в редакцию газеты «Красная звезда», где я в то время работал. И с тех пор мы уже друг друга никогда из виду не теряли.
Конкины вместе прожили без какой-то малости сорок лет. У них два сына-близнеца Ярослав и Святослав, дочь Софья и пятеро внуков: Глеб, Дарья, Варвара, Теодора, Калиса. 31 марта 2010 года Алла Львовна в девичестве Выборнова скончалась в московском хосписе от рака. Большей трагедии в жизни Конкина не случалось и уже, даст Бог, никогда не будет. Хотя он в детстве умирал трижды: в 5, 7 и 9 лет - пережил так называемые сердечные атаки, как осложнение после скарлатины. Под Москвой в Малаховке есть сердечно-сосудистый детский санаторий, в котором Володя полдетства провёл. Сейчас ему 65 и сердце его наполовину искусственное. Ещё при жизни Аллочки ему сделали многочасовую операцию. Рассказывал: «Понимаешь, брат, меня разрезали пополам, вынули «мотор», положили его, грубо говоря, на приставку к операционному столу и стали его натурально чинить, как ремонтируют настоящие аппараты. Даже две недостающие детали – клапаны из платины вставили. А я всё это время, пока эскулапы-виртуозы возились с моим потрёпанным сердчишком, был к приборам подключён. Потом, естественно, отремонтированное сердце вставили обратно и зашили платиновой ниткой. Уникальная технология, благодаря которой моё сердце побывало в людских руках. Алла тогда от меня не отходила ни на минуту. У нас в семье было принято на отдельных листах писать «узелки на память». Один апрельский листочек от 2009 года я до сих пор храню, как дорогую реликвию. На нём рукой моей Аллочки написано: «У Володеньки сегодня операция. Господи, помоги моему мальчику, помоги моему мужу».

Сказать, что Конкину повезло с женой, значит, ничего не сказать. Аллу ему ниспослали небеса. Она являла собой в одной ипостаси и жену, и любовницу, и мать его детей, и его первого друга, советчика, и его же собственную мать, как кому-то ни покажется это странно-выспренним. «Моему мальчику» - ведь не случайная экзальтированная оговорка пресыщенной женщины. Володя был по жизни для неё мальчиком-вундеркиндом, временами взбалмошным, капризным, временами беззащитным, беспомощным, какими и бывают все гении на свете. А она видела в нём исключительно гениального актёра, видела как раз всё то, чего никогда не могли рассмотреть в её любимом лицедее даже самые продвинутые режиссёры на свете. И потому отдавала (и отдала!) всю себя ему до капельки, до самого донца. Об этом не все мои читатели, наверное, знают, но, будучи уже, как говорится, на смертном одре, то есть, зная наверняка, что ей остались лишь мгновения на этом бренном мире, Алла завещала своей подруге Елене Переслени оставаться с Володей во что бы то ни стало. Та пообещала выполнить пожелания подруги и, разумеется, слово своё держит.
- Елена Игоревна, лучше тебя о ваших отношениях с Владимиром Алексеевичем мне всё равно не рассказать. А читателям, знаю точно, далеко небезынтересно, как вы, верующие люди, проходите между Сциллой каких-то нравственных постулатов и Харибдой каждодневных бытовых реалий…
- Господи, как всё у тебя усложненно. Хотя отчасти ты, наверное, прав. Даже преданным поклонникам актёра Конкина бывает непросто разобраться и понять, как это замужняя женщина, в данном случае я, проводит практические всё своё время с другим мужчиной. И я далеко не уверена, что смогу сейчас внятно расставить все точки над «i». Но попробую. Мы познакомились с Владимиром Алексеевичем в Театре Гоголя более полутора десятка лет назад. Играли вместе в спектакле «Шаляпин», ездили вместе на гастроли. И с его супругой Аллой Львовной у меня сложились очень теплые отношения. Однажды я руку сломала, так она меня забрала к ним домой. Трогательно ухаживала за мной. А меня тогда такое одиночество глодало: ни папы, ни мамы рядом... Я как бы изнутри наблюдала семейную жизнь Конкиных. И меня до глубины души потрясла их безграничная преданность друг другу. Хотя случались моменты, когда мне уже казалось, что они вот-вот разойдутся. Особенно тяжёлыми выдались для Володи годы простоя, когда его не снимали. Он жутко переживал свою творческую ненужность, стал выпивать, с детьми натянул отношения. И как раз в этот тяжелейший, почти трагический момент Алла Львовна проявила всю свою любовь к мужу, всё величие своей прекрасной души, всю преданность семейному долгу. А когда муж заболел, Алла всю себя посвятила его выздоровлению. Её переживания были столь сильными, что сама заболела и мгновенно сгорела. Так бывает, когда супруга на себя забирает боль своей половинки и уходит в мир иной.

Но ещё, когда Володя оклемался после операции, Алла уговорила его отметить собственные 60-летие и 45-летие творческой деятельности хорошим спектаклем. После её смерти Конкин поставил такой спектакль. Называется он «Муж, жена и сыщик». Мы его с огромным успехом показываем по всей стране. Володя очень лёгок на подъём – это я уже говорю, как директор его творческого объединения, и как его актриса, участвующая в упомянутом спектакле. Сегодня мы в Омске, завтра летим в Нальчик, а потом – в Краснодар. И так по месяцам не бываем в столице.

Память о супруге Володя бережет свято. Регулярно ходит на её могилу, что на Пятницком кладбище. Вся его жизнь теперь наполнена светом и почитанием по отношению к Алле. У него даже начался творческий подъем! Но я Конкину не жена, нет. Он так решил. И никто из нас к женитьбе не стремится. Да и что такое загс или штамп в паспорте? Ничто! Есть вещи намного важнее. Для нас, верующих людей, штамп в паспорте вообще ничего не значит. У нас с Володей духовные скрепы. Они важнее отношений тех, что заключены в загсах с их печатями. Существуют очень тонкие отношения, когда человека не бросишь и никогда не предашь. Мы с Володей чувствуем в унисон. Он мне родной и очень близкий человек. В любой помощи ему не откажу. Все у нас без условностей, без корысти. Та самая гармония, к которой люди стремятся. Доверительные близкие отношения. И наши друзья это правильно понимают. Мы любим друг друга по-человечески. Разумеется, кроме своих служебных обязанностей я ему помогаю в быту и никогда его не брошу. В том числе и потому, что дала Алле клятву.
- Володя, мы тут с Еленой Переслени толковали о ваших творческих и личных взаимоотношениях, и, не сговариваясь, пришли к заключению, что жена Алла была и остаётся твоей музой и путеводной звездой…
- Да, брат, в моей жизни случилась ровно дюжина творческих коллективов и только одна супруга. Я менял по тем или иным причинам места работы, но жену, как некоторые актёры, - нет. Я не видел в других женщинах те удивительные плюсы и то трепетное женское начало, которое было в Аллочке. Она прощала мне многие проступки, прямо скажем, меня не красящие. И при этом всегда была моим крепки тылом в самом прямом смысле этого слова. Мы вырастили трое детей. Между старшими сыновьями-двойняшками и младшей дочерью - 16 лет разницы. Уже сама по себе эта «арифметика» говорит о многом. Конечно, жене было иногда тяжело, временами и невыносимо, особенно в начале нашей семейной жизни. Алла никак не ожидала (да и я этого даже предположить не мог!), что после роли Павки Корчагина в фильме «Как закалялась сталь» на меня тайфуном обрушится невероятная популярность. Это не просто кружит голову, а сносит её напрочь... После выхода на экраны картины женщины на меня бросались, хватали, теребили. Меня толпы ожидали у подъезда. Многие девушки писали, что сходят с ума от любви... Но Аллочка была хорошо воспитана и никогда истерик не закатывала. Да я видел, как она переживает по поводу моих лёгких увлечений актрисами. Мне приходилось её утешать: ничего серьёзного не было, если даже ты увидела некую влюблённость, она необходима по работе. И я не лукавил, это действительно так. Не понимаю, как можно работать с партнёршей, которой я не увлечён хоть чуточку, если по сюжету это необходимо. Хотя, с другой стороны, я никогда не был ханжой. Однако теперь думаю: Господи, какое же это счастье, что я дров-то не наломал, не бросил ту, которую избрал ещё в молодости, которая с двух чемоданов начинала со мной жизнь, из Москвы в Киев, из Киева в Москву каталась, когда я переходил из театра в театр. И кто со мной был рядом, кто мои раны зализывал? Она, Алла... Помню, сердце выскакивало из груди, когда я держал руки жены, а она умирала. Рядом стоял батюшка, молитву: «Со святыми упокой» начинал. Аллонька поднимает правую ручку, чтобы перекреститься, и уже глаза не открывает. Сил не хватало крестом себя осенить. И тихо ушла. До последнего её выдоха я стоял перед ней на коленях. До последнего момента я боролся и верил, что мы справимся, сдюжим, переживём. Я был готов убить каждого, кто мне «по-хорошему» говорил: «Успокойся, смирись, всё бесполезно». Со многими такими «сочувствующими» рассорился навсегда. После ухода Аллы мне было тяжело открывать наш огромный общий шкаф. Там висели платья и шубы, которые я ей дарил. Как только чуть-чуть переборщу в чём-нибудь, засижусь где-то до утра, так и заглаживаю свою вину подарками. Приходишь домой с шубой - жена тебе хочет что-то высказать, слёзы текут, а шубку-то примеряет. Я был очень большой хитрун в этом отношении. Сколько тех шуб досталось супруге, не знаю, но некоторые родственницы одеты в её меха...

Сейчас я - вдовствующий король, не желающий перемен в своей судьбе. Знаю, как платить за квартиру, что-то примитивное умею готовить, в доме у меня идеальная чистота. Может быть, я лебедь, а лебеди, как известно, вторую пару себе не ищут. При всём том я вижу женскую красоту – близорукостью не страдаю. А к Елене, знаешь, я отношусь с сердечной теплотой. Она человек редкой души, большого актерского дарования, мой самый надёжный и лучший партнер. Нам никогда не бывает скучно вдвоем. Впрочем, в двух словах этого не объяснишь…

- Володя, ты на самом деле очень много гастролируешь. Мне чаще приходится общаться с твоим автоответчиком, нежели с тобой. Что дают тебе эти бесконечные поездки по стране и почему ты не поступаешь служить в театра?

- Дают силы, вдохновение, веру в свой героический народ и в свою непобедимую страну, которую я уже годами наблюдаю не в пределах МКДа. И это не просто звонкие слова, как ты понимаешь. В них – моё творческое кредо и моя человеческая судьба. Вот пришла бумажка на последней моей творческой встрече со зрителями: «Дорогой Владимир Алексеевич! Вы - самый лучший, самый талантливый актер на этой земле. С семи лет схожу по Вам с ума. Какое счастье что Вы есть на свете. Желаю Вам счастья, здоровья, новых творческих успехов! И дай Вам Бог встретить новую любовь. Ведь как говорил Хемингуэй, жизнь слишком длинна для одной любви. Обожающая вас Каяко». Если бы я стал собирать только восторженные отклики, то в квартире уже бы места для других вещей не осталось. Но такое зрительское внимание тоже даёт мне силы.

А в театр не поступаю потому, что уже долгие годы, если не десятилетия, аккурат, с так называемых постперестроечных времён, оставаться в искусстве и служить ему правдой, как Дон Кихот, очень сложно, да почти и невозможно. А я привык только так служить. Если в сегодняшнем театре герой или героиня не спускают с себя штаны, то это уже и не спектакль вовсе. Можно ещё наложить кучу экскрементов на рампу. Что ещё? Осталось только резать человека на сцене. Хотя и это человечество уже проходило. Древний Рим рухнул не только по экономическим причинам, но и оттого, что все нравственные устои в нём были разрушены. Ведь что собой представляли бои гладиаторов - сражение двух несчастных людей, один из которых должен убить другого. И за это зрелище люди платили большие деньги. Я тебя уверяю, случись завтра в каком-нибудь спорткомплексе объявят, что состоится первое в стране убийство, арена будет переполнена, даже если цена билета составит 10 тысяч долларов. Сейчас ненормативная лексика стала в театре нормой. А я этого физически не переношу. Так уж я устроен, понимаешь? Ну что ты хочешь, если господин Серебренников ставит на сцене МХАТа спектакль, где буквально мат на мате. И зачем мне такой театр, скажи на милость?

Если ты помнишь, я за свою творческую жизнь сменил 11 театральных коллективов и киностудию. И вовсе не потому, что такой уж жутко неуживчивый (хотя и правда: характер у меня не мёд). Мне просто время от времени становилось неинтересным обслуживать какую-то компанию. Театр - это ведь всегда двухпартийная система. Кто-то вылизывает анальное отверстие директору, а кто-то художественному руководителю. А я никому вылизывать не могу - у меня язык шершавый. Лизну, и кровянка проступит. Кто ж после этого со мной дружить будет? Повторяю: я - Дон Кихот. Корчагинский или шараповский – не суть важно. Я талантливый и максимально ответственный человек, трудяга, волевой, собранный. Умею распоряжаться своими прихотями. Поэтому и жил всегда достаточно хорошо. Мы, артисты, много раз сидели-бражничали, но только Конкин в 8 утра был в рабочем состоянии, стоял перед камерой и работал. После Корчагина я купил себе чёрную 24-ю "Волгу", которая тогда была, как сейчас новейший "Мерседес". Потом у меня появился "Вольво", когда их было всего-то 5 штук на весь Советский Союз. А ещё я независим по своей природе. У меня поэтому и не сложилась любовь ни с одной партийной организацией. А уж внимать указаниям какого-нибудь партийного дурака - извините. Да, бывало, выходил я несколько раз в жизни на сцену с политическими деятелями, которых собирался поддержать на выборах и которые опрометчиво думали, что я смогу помочь им избраться. Начинал что-то говорить. Очевидно, в моей речи присутствовал какой-то пафос, юмор, некий интеллект, как раз тот коктейль, который публике и нравится. В результате два раза из пяти мои речи заканчивались тем, что люди собирались голосовать за меня, а не за этого политика. Приходилось объяснять, что на самом деле в депутаты стремлюсь не я. А он сидел рядом оплёванный, вбухавший миллионы в эту кампанию.

Кстати, впервые в партию меня пытались принять на XVII съезде комсомола ещё в 1974 году. Собрались поощрить: на фоне плачущего Брежнева первый секретарь ЦК ВЛКСМ Тяжельников должен был вручить мне партийный билет, хотя я на тот момент даже не прошёл положенный кандидатский стаж. Хорошо, что я об этом заранее узнал. Прибегаю в ЦК комсомола: «Это правда, ребята?» - «Да, Володь, всё уже согласовано». Начинаю взывать к их здравому смыслу: «Нельзя из меня лепить коммуниста. Представляете, сколько молодых парней и девушек, которые мечтают вступить в партию и для этого проходят кандидатский стаж, вдруг узнают, что я этого стажа не проходил. Они же скажут: «Конкин - выскочка! Только-только сыграл Корчагина, а ему тут же такой приз!» Никак нельзя этого делать. Иначе вы меня противопоставите той молодёжи, которая едет сейчас строить БАМ". А поскольку телефильм «Как закалялась сталь» и был приурочен к началу строительства БАМа, ко мне прислушались.

Повторяю, я всегда был независим. В советское время наряду с Брамсом и Моцартом я, например, слушал британские группы «Лед Зеппелин» и «Битлз». Читал Достоевского и Сомерсета Моэма. До фильма, во время фильма и после фильма я носил длинные волосы, и при этом был делегатом XVII и XVIII съездов ВЛКСМ.

- По тому месту, где у тебя на квартире стоит телевизор, нетрудно определить, что я с этим «ящиком» ты не очень дружишь, да и не часто на телеэкране мелькаешь…

- Ты прав, обращаюсь к нему крайне редко. Ведь можно перенажимать все кнопки и прийти в исступление. Сплошная пошлятина! Тенденция сегодняшнего телевидения - чем гаже, тем лучше. Поэтому мне хочется бросить в экран чем-нибудь тяжёлым. За то, что он глумится надо мной. Не уважает. Не любит. Не пестует. Он говорит мне, что я быдло, скотина, мразь. И что такая же мразь вокруг меня. Да и сам про себя «ящик» говорит, не стесняясь, что и он мразь. Ещё большая сволочь, чем зритель. Хорошие передачи, учащие людей добру с младых ногтей, сегодня не нужны, ибо они заставят человека задуматься о том, как он живёт. И как только человек поймёт, что он живёт более чем плохо, а последние 20 лет с помощью телевизора его так вообще превращают в обезьяну и дебила, то тогда недалеко и до всенародной бузы.

Надо признать откровенно: наши власти поступили безобразно, спустив на людей оголтелую свору телеразбойников, которые, кроме того, что унижают достоинство человека, не делают абсолютно ничего хорошего. Я недавно спросил одного такого «властителя» федерального телеканала в приватной беседе: «Тебе не стыдно, - сказал я ему, глядя прямо в глаза, - что на важнейшем канале ты показываешь одно дерьмо или шоу уродов, которое судят другие уроды, а третьи уроды потешаются?» - «Володя, пойми, добро в твоём понимании закончилось на твоём Шарапове», - ответил он абсолютно цинично, и тоже глядя мне в глаза.

- Володя, я вот тоже понимаю прекрасно, что уныние - грех немалый, но всё же не могу тебе не сказать: нынче твой Корчагин действительно не нужен, обществом не востребован…

- Естественно, не нужен. Потому что Корчагин фанатично работал и фанатично любил свою страну. А, кстати, ведь уже тогда были бритоголовые, которые хотели хорошо жить любой ценой. Вспомни, в одной из серий такой бритоголовый предлагает Корчагину: «В канцелярию хочешь?» Тот отказывается. «А на продовольственный склад?» - «Нет» - «Слушай, ну ты и капризный товарищ! Я же не могу тебе пост наркома продовольствия предложить».

Твои коллеги часто интересуются, каким образом Корчагин на меня повлиял. Весьма опосредованным. Эта роль, прости самонадеянность, мне ничего не добавила, потому что главные черты этого героя были присущи мне с рождения. И воспитывали меня отец с матерью – настоящие советские патриоты. Да и вообще, не стоит думать, что роли что-то там добавляют в характер актёра. Напротив, они только здоровье у тебя отнимают. Вытягивают и рвут нервы. Если в тебе изначально нет определённых данных, ты ничего ни в кино, ни в театре не сделаешь. Если ты кривоногий, то оттого, что тебе дадут роль Давида, убивающего Голиафа, ноги у тебя не выпрямятся. Ерунда всё это! Другое дело, что, как писал Станиславский, - цитирую главную фразу из многопудья его системы: «Актёры! Будьте беременны ролями!» И вот если этой беременности нет, ничего стоящего не выйдет. Почему сегодня такое дерьмо в телевизоре? Потому что ужимки заменяют мастерство актёра. А ведь раньше была даже лицевая селекция актёров. Были характерные актёры. Я, к примеру, после окончания театрального училища, до Корчагина, играл Шмагу в «Без вины виноватых», Гаврилу в «Горячем сердце», пел, плясал, танцевал, но после Корчагина на меня повесили ярлычок: «Социальный герой». Так что в определённом смысле Корчагин проехал танком по моей актёрской судьбе. Ведь был даже негласный приказ по Госкино СССР, отчасти перегрызший мне судьбу, в котором чётко определялось: «Актёра Конкина не рекомендуется снимать в ролях, дискредитирующих образ Павла Корчагина». Это, по сути, был профессиональный смертный приговор. Тем более, я о нём долгое время ничего не знал. Всё думал: «Почему же меня не утверждают? Прошёл одну пробу, другую. Совершенно разные картины. Довольны режиссёры. А приходится к делу и – пшик». Из-под той идеологической глыбы мне пришлось вылезать постепенно. Сначала снялся в «Аты-баты, шли солдаты» Лёни Быкова, потом «Кавказская повесть» Калатозова и дальше уже, слава Богу пошло-проехало. Не многим актёрам выпало такое «счастье»: сначала от тебя миллионы зрителей в восторге, даже власть с тобой считается, а потом приходится тяжким трудом доказывать, что за душой у тебя не только Корчагии с Шараповым, но и, например, роль в «Отцах и детях» по Тургеневу, за которую в 1984 году мне дадена Государственная премия, и многие другие роли.

- Да тебе грех жаловаться на скудную творческую палитру: в театре и кино ты сыграл множество самых разнообразных ролей - от лирико-комедийных до трагических. Но бесспорный факт и тот, что особый раздел твоего творчества - люди служивые, государственные: солдаты, офицеры, милиционеры, следователи. Чем было обусловлено твоё постоянное обращение к так не модной нынче военно-патриотической тематике, о которой многие, небось, уже и позабыли?

- Причин тут несколько, как объективного, так и субъективного плана. К числу первых относится активная востребованность той самой военно-патриотической проблематики в прошлые, так называемые, застойные времена. Что же касается субъективного фактора, то не могу здесь не вспомнить, как выступал однажды перед курсантами военного училища. Кто-то из будущих офицеров спросил: в каких войсках вы служили, Владимир Алексеевич? Нигде не служил, отвечаю и вижу легкое разочарование на лицах курсантов. Так вот, не довелось мне служить - болезнь помешала. Но не будь её, кто знает, как бы сложилась моя судьба. Очень даже возможно, что стал бы военным инженером. В детстве с увлечением мастерил всякие военные игрушки. К сыновьям-близнецам Ярославу и Святославу перешла эта увлеченность техникой. Она их натурально кормит. Вообще к людям служивым любовь мне привита с детских лет. Отец, капитан в отставке, всю войну служил в учебном подразделении, готовил младших авиаспециалистов для фронта. Считал звания сержанта, старшины основополагающими в армии. На них, родимых, любил повторять, вся служба держится или «зиждется», как говорил Михаил Фрунзе. Оно и в самом деле так. Папа всегда с любовью и восторженно-светлой грустью вспоминал о своей службе, что я ему откровенно завидовал. Жизнь свела меня ещё с одним замечательным фронтовиком. Это отец моей покойной Лев Николаевич Выборнов. Юношей ушел на войну. Был командиром тридцатьчетверки. Воевал на многих фронтах. Дважды горел в танке. Домой вернулся без кисти левой руки. Уже много лет, как Льва Николаевича нет с нами, а память о нём живет в моем сердце.

Вспомнилось об этом не случайно. Так ли иначе, но в каждой моей роли военного человека, будь то лейтенант Суслин из «Аты-баты...», Оленин из фильма «Кавказская повесть», старший лейтенант Шарапов из «Места встречи…», лейтенант Ерошин из спектакля «Батальоны просят огня»,- в каждой буквально есть ведь что-то и от отцовской влюбленности в армейскую жизнь, и от душевных рассказов необычайно скромного Льва Николаевича, и от моих многочисленных встреч, бесед с воинами, милиционерами, моряками, пограничниками. Есть часть моей души. Хочу я того или не хочу, но душа накапливает, аккумулирует знания, впечатления от жизни и службы этих государственных людей и в нужный момент на сцене или на съемочной площадке именно такие приобретения помогают мне быть искренним, правдивым, понятным зрителю.

Пойми, я не рисуюсь, и славы подобное признание мне уже не прибавит - в аполитичные времена живем. Но факт - есть факт. Что-то такое сильное, зажигательное, бывает, щелкнет в твоей душе, и роль пошла. В «Аты-баты...», если помнишь, есть эпизод, в котором Суслину нужно было выиграть дуэль со "стариком" Сватом, доказать подчиненным, что учебные занятия в тылу не детская забава, они нужны как воздух для того, чтобы в настоящем бою победить сильного и коварного врага. Сейчас даже трудно объяснить, почему вдруг, перед произнесением своего монолога, мне вспомнился отцовский рассказ. Он одиннадцать раз писал рапорты с просьбой: отправить на фронт. Однажды его вызвал начальник школы и сказал: «Ну, подпишу я твой рапорт. Попадешь на передовую. Ну, убьешь пяток фрицев. Тоже польза, конечно. А теперь прикинь: если каждый из твоих воспитанников хотя бы по паре фашистов уничтожит - это же армии какая подмога! Обидно, когда ты, садовая голова, этой разницы не понимаешь".

Вот и я постарался, прежде всего, осмыслить великую, если хочешь, государственную правоту лейтенанта Суслина. И когда понял, до конца принял его высшую командирскую правоту сам, тогда и начал свой монолог. И, скажу честно,- мне за этот фильм сегодня не стыдно. Впрочем, и за остальные роли краснеть не приходится. Я никогда не лукавил перед зрителем, не держал фиги в кармане, даже, когда приходилось взбираться на патетические по нынешним понятиям высоты.

- А как планируешь отметить свой 65-летний юбилей?

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 января
суббота
2021

В этот день:

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Украина стала русской

23 января 1681 года заключен Бахчисарайский договор, по которому Турция признала Украину за Россией.

Бахчисарайский мирный договор — соглашение о перемирии между Турцией, Крымским ханством и Россией, обусловленное победами русских войск и частями украинского казачества над крымско-турецкой армией.

При заключении договора с российской стороны присутствовал генеральный писарь Войска Запорожского Семён Ракович. Договор был заключен сроком на 20 лет и завершил войны 70-х годов XVII века за обладание Правобережной Украиной. По договору: граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России; Россия присоединила Левобережную Украину, Запорожье и Киев с городами Васильков, Стайки, Триполье, Радомышль, Дедовщина; в течение 20 лет территория между Днестром и Бугом была объявлена нейтральной и незаселенной, на ней обе стороны не имели права строить и обновлять укрепления; казаки получили право на рыбную ловлю, добычу соли и свободного плавания по Днепру и его притокам до Чёрного моря; крымцы и ногайцы получили право кочевать, промышлять зверя и рыбу на обоих берегах Днепра.

Бахчисарайский мирный договор в очередной раз перераспределил украинские земли между соседними государствами и значительно усилил позиции России на юге. Также договор имел большое международное значение и обусловил подписание «Вечного мира» в 1686 году между Россией и Польшей.

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

Создание ДОСААФ

23 января 1923 года образован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим

 В 1951 году переименован во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ  СССР.

Зачатки этой организации появились еще раньше. В 1920 году во время Гражданской войны в РСФСР была создана добровольная оборонная организация — Военно-научное общество.

Летом 1925 года путём слияния обществ ОДВФ и Доброхим образовано общество Авиахим.

27 июля 1926 года Военно-научное общество было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО).

23 января 1927 года - официальная дата создания ОСОАВИАХИМа. Новая организация была образована путём слияния обществ Авиахим и Общества содействия обороне СССР.

После "демократической" оеволюции 1991 года жалкие остатки ДОСААФ долгое время существовали  фактически нелегально: не было даже  закона об общественно-государственных организациях, поэтому юношам до 18 лет нельзя было стать членами ДОСААФ. Хотя на эту организацию в связи с сокращением службы до 1 года  была возложенна обязанность готовить призывников к службе. Но как? Подпольно? Отсюда проистекали и другие идиотства. Например, в 2003 году организация получила из госбюджета 2.2 миллиарда рублей, но тут же государство в виде налогов забрало у неё  2.9 миллиардов. То есть за подготовку военных кадров ДОСААФ оказалась еще и должна государству 0.7 миллиарда рублей. Парадокс еще и в том, что Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту вынуждено сегодня организовывать обучение на иностранных самолетах и планерах, поскольку государству свои производить "не выгодно".
Правда в последние годы ситуация стала меняться. Во всяком случае на сайте ДОСААФ сообщается: "ДОСААФ России на базе своих автошкол и автодромов ежегодно готовит более 100 тысяч призывников по военно-учетным специальностям для Вооруженных сил РФ. Из стен оборонных организаций выходят ребята, абсолютно подготовленные к службе в армии как морально, так и физически. За время обучения они полностью осваивают профессию, которая пригодится им не только в рядах Российской армии, но и в жизни, осваивают азы военного дела и медицинской подготовки, учатся правильно вести себя в экстремальных ситуациях".

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

Освобождение Тульской области

23 января 1942 года войска Западного фронта полностью освободили Тульскую область.

10-я армия (командарм Голиков Филипп Иванович) перешла в наступление силами 328-й стрелковой и 12-й гвардейской дивизий, одновременно были нанесены фланговые удары.

Им помогали 31 партизанский отряд и 73 диверсионные группы, действовавшие в тылу противника.

Перед освободителями повсеместно предстала страшная картина: в 27 из 29 районов области, где побывали гитлеровцы, они сожгли свыше 37 тысяч дворов и полностью уничтожили 625 деревень.

 

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Судьба атамана Шадрина

23 января 1967 года родился Роман Александрович Шадрин, советский, российский офицер, генерал-майор (2008); Герой России (1995), ныне атаман Екатеринбургского казачьего соединения «Исетская линия».

Родом из Ростовской области. В 1984—1988 годах учился в Казанском Краснознамённом высшем командном танковом училище имени Президиума Верховного Совета Татарской АССР, по окончании которого служил в Группе советских войск в Германии — командиром танкового взвода, роты, заместителем командира разведывательного мотострелкового батальона; с 1993 года — в Северо-Кавказском военном округе.

С 25 декабря 1994 года — в боях первой чеченской войны в должности начальника штаба — заместителя командира 68-го отдельного разведывательного батальона 8-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Льва Рохлина. Батальон прорвался в Грозный 31 декабря 1994 года и в тяжёлых боях понёс значительные потери, однако благодаря действиям Р. А. Шадрина избежал уничтожения и удержал захваченные позиции. С 10 января 1995 года — командир 68-го отдельного разведывательного батальона (20-я гвардейская мотострелковая Прикарпатско-Берлинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия, 8-й гвардейский армейский корпус Северо-Кавказского военного округа). Под его командованием батальон захватил укреплённое здание главпочтамта. Во главе штурмовой группы, находясь в окружении, в районе гостиницы «Кавказ» в течение двух суток отбил несколько атак противника и обеспечил взятие Федеральными войсками здания бывшего обкома. С группой из 27 разведчиков выбил дудаевцев из здания краеведческого музея и удерживал его, отразив 11 атак боевиков.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации № 1112 от 1 декабря 1995 года майору Шадрину Роману Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 году окончил Военную Академию имени М. В. Фрунзе, затем служил:

начальником разведки 102 военной базы ВС РФ (Гюмри, Армения; август — сентябрь 1999);

начальником штаба (сентябрь 1999 — ноябрь 2001), командиром (ноябрь 2001 — ноябрь 2002) 503-го гвардейского мотострелкового полка (Северо-Кавказский военный округ); участвовал в боях второй чеченской войны, в том числе в штурме села Комсомольское (март 2000); военным комендантом г. Аргун (ноябрь 2002 — август 2003); командиром 207-й комендантской тактической группы (Чеченская Республика; август 2003 — апрель 2004);

заместителем военного комиссара Калужской области (апрель — август 2004);

начальником группы оперативного управления (по борьбе с терроризмом) (Северо-Кавказский округ Внутренних войск, Волгоград; август 2004 — декабрь 2005);

заместителем по чрезвычайным ситуациям командующего Уральским региональным командованием Внутренних войск МВД России (Екатеринбург; декабрь 2005 — март 2012).

В 2008 году исполнял обязанности начальника штаба Миротворческих сил России в Южной Осетии; в этом же году присвоено воинское звание «генерал-майор».

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

Морпех полковник Сергей Шейко

23 января 1967 года родился Сергей Сергеевич Шейко, советский, российский офицер, Герой России (1995).

В боях против бандитов в Чечне его подразделение почти без потерь уничтожило десятки головорезов, причем нередко в рукопашных схватках.
Сергей Сергеевич Шейко родился в Кировоградской области (город Александрия) в украинской рабочей семье. В 1985—1989 годах учился в Дальневосточном высшем общевойсковом командном училище им. К. К. Рокоссовского, по окончании которого служил в отдельной 336-й гвардейской бригаде морской пехоты Балтийского флота — командир взвода, роты, батальона.

В январе-марте 1995 года командовал ротой морской пехоты в уличных боях в Грозном. В одном из боёв силами взвода нанёс удар в тыл боевикам и вывел из окружения подразделение российских войск При этом было уничтожено 17 боевиков. 18-19 января 1995 года, находясь в окружении в районе Президентского дворца, организовал круговую оборону, отбито 4 атаки боевиков, затем без потерь с боем прорвался к своим.

В феврале 1995 года во главе группы из 8 морских пехотинцев вброд в ледяной воде форсировал реку Сунжа, разведал позиции дудаевцев, затем атаковал их; в рукопашном бою было уничтожено 20 боевиков, при этом в группе Сергея Шейко погибших не было.

С мая 1995 года — заместитель командира десантно-штурмового батальона 336-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Балтийского флота. В мае-июне 1995 года участвовал в боевых действиях в горной части Чечни; его подразделение нанесло значительные потери противнику. Отличался личным героизмом и воинским мастерством, его рота в самых ожесточённых боях практически не имела потерь.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 1995 года гвардии капитану Шейко Сергею Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С июля 1995 г. — командир отдельного батальона морской пехоты; с 1998 г. — офицер управления соединения.

В 2000 году окончил Общевойсковую академию, в 2005 году — Военную Академию Генерального штаба ВС РФ. Полковник.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение