RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Падение Украины-8
14 декабря 2014 г.

Падение Украины-8

Какой там международный империализм – хохлы и кацапы сами себе сотворят такие беды, что никаким международным акулам и не приснится
Генерал Власов: герой или предатель?
31 июля 2013 г.

Генерал Власов: герой или предатель?

1 августа 1946 года в Москве был повешен советский генерал, перешедший на сторону Гитлера
Опять священная война
24 июня 2014 г.

Опять священная война

24 июня 1941 года газеты «Красная звезда» и «Известия» опубликовали стихи В. И. Лебедева-Кумача, на которые композитор А. В. Александров в тот же день написал музыку, и песня мгновенно стала знаменем борьбы с фашизмом
Жестокие рифмы Победы
4 мая 2018 г.

Жестокие рифмы Победы

Наш давний друг и постоянный автор московский поэт Игорь Дмитриевич Гревцев прислал подборку своих стихов
Кинодебют Сталина
14 мая 2019 г.

Кинодебют Сталина

14 мая 1935 года советского вождя впервые сняли в кинохронике, при этом не поставив его в известность
Главная » Читальный зал » «Загадка 2037 года»

«Загадка 2037 года»

Священник Георгий Селин написал и выпустил книгу о классической литературе

Уж лучше бы его никогда не учили русской грамоте!
«Загадка 2037 года»

 

Моё внимание привлекла книга священника Георгия Селина «Загадка 2037 года» (М., НИЦ «Академика», 2016). Книга о классической русской литературе. Точнее о том, что великая русская литература якобы является «орудием духовного разложения», «сеющая тлен» и «порождающая революцию». Словом, является исчадием зла, выпавшая нам как Божье наказание. А допущенная в образование, несёт «великий вред». Логика автора такова: «Веками жил русский человек, как учила его Святая Церковь, но вот возникает художественная литература» и начинается отпадение от Бога, духовное разложение и нравственное падение, продолжающееся до сих пор. Причину этого автор видит в том, что русский человек был «удалён от богообщения на семьдесят лет». Правда, при этом отрицается литература не только этого периода «удаления», но вся, даже та, которая создавалась тогда, когда русский человек не был удалён от богообщения, вместе с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, оказавшими тлетворное влияние на него… Это автор и «доказывает» с помощью Священного Писания. Хотя, как понятно, ни Христос, ни апостол Павел ничего не говорили и не могли говорить о русской литературе…
Тема «литература как зло» вовсе не нова в мировой публицистике и знаменует собой блуждания человеческого духа, соблазняемого «просвещениями», «передовыми» социальными и, разумеется, «прогрессивными» теориями. К тому же наша земная Церковь всегда, «традиционно» находилась и находится в определённой конфронтации к русской литературе. Но ни то ни другое не предполагает такого радикализма – отрицания русской литературы вообще и уж тем более видеть в ней причину «духовного разложения» человека и народа.
Оспаривать столь несправедливое суждение не имеет смысла. Пускаться в полемику с этой семисотпятидесятистраничной догматикой глупо, так как тем самым, вроде бы, даёшь право на её существование. Остаётся, хотя бы в самых общих чертах, определить её природу, помня, что непонимание литературы – явление обыденное, и, по словам Н. Страхова, граничит с глубоким непониманием жизни. А причина, «мотивация» этого уже не столь важна. Ведь действительно не столь важно, какая именно догматика донимает человека – церковная или партийная, если они в равной мере подавляют живую человеческую душу.
Важно другое. Эта книга выходит тогда, когда у нас в России совершается, казалось бы, немыслимое и невозможное – великая русская литература вот уже четверть века настойчиво и целенаправленно вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования, сбрасывается с «корабля современности». Впрочем, так бывает после всякой революции, в том числе «либеральной» и криминальной…
Такая догматика выходит тогда, когда перед художниками стоит большая культурная задача перечитать вершинные творения русской литературы не только с точки зрения социальной, как это было, но и духовной. С точки зрения христианского понимания мира. Ведь так складывалась наша народная и государственная судьба, что литература толковалась зачастую или с помощью «передовых» революционных учений или с точки зрения господствующей идеологии. До такой степени, что история литературы оказалась, по сути, подменённой историей революционного движения, «освободительного» движения в собственной стране. Нет никаких оснований литературу подменять идеологизированной окололитературной публицистикой, её позитивистским толкованием. Нельзя же не осознавать, что парадигма нашей общественной мысли, революционно-демократическая, социальная, бездуховная как задана В. Белинским, так и продолжается до сего дня. Нельзя же путать творения духа и толкование их, которые на каждый час свои. А такие «толкователи» были всегда. Уже в «Слове о полку Игореве» они определены как «поганые толковины»…
Но в таком случае напрашивается неизбежный вопрос: почему священник оказался заодно с этими гонителями русской литературы, человеческого и народного духа? Ведь эта антилитературная догматика, кроме того, кричаще противоречит христианским представлениям, христианскому пониманию культуры, которая, согласно ему, вовсе не отрицается. Более того, образное, притчевое, иносказательное мышление является непременным условием постижения вещей этого мира, тайны Царства Небесного: «И приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано… Потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, и, слыша не слышат и не разумеют» (Евангелие от Матфея, 13, 10-12). Образное мышление – изначальное и неизменное условие познания и самопознания человека: «Да раскрою в притчах загадки мои» («Моление Даниила Заточника»).
Когда образность, художественность, литература начинают «мешать» человеку в его произвольных строительствах? Когда Вавилон «великая блудница», город крепкий становится жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духу: «И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе». (Откровение святого Иоанна Богослова, 18, 22). Примечательно, что согласно Откровению, отсутствие художества влечёт за собой запустение и хозяйственной жизни – отсутствие шума от жерновов… Но это – «малое время», на которое приходит дьявол и сатана, который сковывается на тысячу лет, а потом освобождается на время.
Вот когда литература сбрасывается с «корабля современности», вот когда она изгоняется из общества – когда господствует дьявол и сатана. Почему священник пускается в столь непотребное дело, не проявляя никакого стоицизма против этой напасти? Видимо потому, что ряса сама по себе ещё не является спасением…
С тех пор как всё перепуталось в нашем доме, и иерархия ценностей оказалась нарушенной, в объяснении вещей очевидных приходится начинать издалека. А потому коснёмся происхождения искусства, литературы. Обычно считают так, что когда люди начали отпадать от Бога, разучились слышать ангельское пение, тогда они и придумали его заменитель, эрзац… Нет, не так. Когда человек стал отпадать от Бога и разучился слышать ангельское пение, тогда и появилось искусство, литература, напоминающие ему о Боге. – «Веленью Божию о Муза, будь послушна» ((А. Пушкин); «С тех пор как вечный Судия мне дал всеведенье пророка» (М. Лермонтов). Тогда и появилось два вида искусства и два вида литературы: с Богом и без Бога. Но, к сожалению, и в общественном сознании, и земной Церковью отрицается не только безбожная литература, но и всякая литература. Различения не происходит… Попутно скажу, что когда учреждается Патриаршая, именно литературная, а не, скажем, богословская премия, в этом нет ничего хорошего.
Тем самым подтачивается основной принцип русской государственности о гармоническом соотношении власти светской и церковной. Происходит отступление от того, о чём говорил ещё первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный: «Не подобает священникам творить царские дела».
Примечательно, что священник Георгий Селин помещает в свою книгу компиляцию из трудов Виктора Острецова, видя в них образец. Но в книге Виктора Острецова «Масонство, культура и русская история» (М., ООО «Штрихтон», 1998) слово культура берётся в кавычки: «Культура» как орудие национального разрушения». То есть, автор, хотя и являет радикализм и вульгарный социологизм, но всё-таки различал культуру и антикультуру. Георгий Селин уже не различает этого: «Культура как орудие духовного разложения». Слово «культура» он пишет без кавычек, тем самым, отрицая всю культуру.
Как на не подлежащий сомнению аргумент священник ссылается на жестокие слова Василия Розанова о русской литературе: «По содержанию литература русская есть такая мерзость – такая мерзость бесстыдства и наглости, - как ни единая литература. В большом царстве, с большой силою при народе трудолюбивом, смышлёном, покорном, что она сделала? Она не выучила и не внушила выучить – чтобы этот народ хотя научили гвоздь выковать, серп исполнить, косу для косьбы сделать…».
Но такие слова Василий Васильевич писал в полном отчаянии, умирая с голоду в Троице-Сергиевой лавре, когда революционно-демократические, позитивистские, материалистические воззрения получили полное преобладание и литература оказалась-таки разрушенной. А вместе с этим оказалась разрушенной и жизнь. Шума от жерновов не стало слышно. Литература же и не должна заниматься делами столь прагматическими и утилитарными. У неё дело более сложное – душа человеческая. Это как раз позитивисты требовали от литературы «пользы», чтобы она была «помощницей» (Н. Добролюбов) в делах, якобы более важных, чем она. Это они снизвергали её с неба. Вышло из этого разрушение не только литературы. Казалось бы, что этот опыт, доставшийся нам столь дорогой ценой, пойдёт впрок. К сожалению, не идёт. Блуд разума продолжается…
А потому нам, помня о том, что литературный дар является даром Божиим, остаётся сказать словами Н. Гоголя из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели Бога, дерзавшие произносить имя Его неосвященными устами. Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку».
Это новое, очередное сбрасывание великой русской литературы с «корабля современности», теперь уже именем Бога и Церкви, тем более странно, что подобную напасть мы уже пережили в трагическом революционном ХХ веке. При господствующей атеистической идеологии русская литература, в своих вершинных творениях христианская и православная, только и спасла нас. Заслонять её революционно-демократической публицистикой и разного рода либеральничанием мы теперь не имеем права.

 

Петр Ткаченко
22 апреля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 сентебря
пятница
2019

В этот день:

Казнь подпоручика Василия Мировича

20 сентября (нов.ст.) 1764 года подпоручик Семеновского полка Василий Мирович был приговорен к смертной казни.

Казнь подпоручика Василия Мировича

20 сентября (нов.ст.) 1764 года подпоручик Семеновского полка Василий Мирович был приговорен к смертной казни.

Этот 24-летний офицер пытался освободить из заключения императора Ивана VI Антоновича, низложенного Елизаветой Петровной. История этой трагедии такова. В 1732 году Анна Иоанновна объявила, что трон наследует потомок по мужской линии её племянницы Елизаветы, дочери герцогини мекленбургской.

В августе 1740 года у той родился сын Иоанн Антонович. После смерти Анны Иоанновны двухмесячный младенец был провозглашен императором. Царствование его продолжалось 1 год и 16 дней. Иоанна Антоновича свергла с престола дочь Петра Великого Елизавета Петровна в 1741 году. Годом позже маленький император превратился в арестанта Шлиссельбургской крепости. В последствии предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести его на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключённого гибелью. В 1764 году, когда уже царствовала Екатерина II, подпоручик В. Я. Мирович, нёсший караульную службу в Шлиссельбургской крепости, склонил на свою сторону часть гарнизона, чтобы освободить Ивана. Однако стражникам Ивана капитану Власьеву и поручику Чекину была выдана секретная инструкция умертвить арестанта, если его будут пытаться освободить (даже предъявив указ императрицы об этом), поэтому в ответ на требование Мировича о капитуляции они закололи Ивана и только потом сдались.

Мирович был арестован. 1 сентября 1764 года Екатерина II издала Манифест о казни путем четвертования подпоручика Смоленского пехотного полка Василия Мировича. Однако Высочайшее собрание (сенат) не согласилось с чрезвычайной на их взгляд жестокостью Екатерины. К тому же столь кровавые меры могли вызвать в народе, сочувствовавшем Мировичу, нежелательное волнение. 20 сентября Собрание вынесло приговор: «Мировичу отсечь голову и, оставя тело его народу на позорище до вечера, сжечь оное вместе с эшафотом. Из прочих виновных разных нижних чинов прогнать сквозь строй, а капралов сверх того написать вечно в солдаты в дальние команды».

Очевидец казни рассказывал: «Мирович, ведомый на казнь, увидел любопытствующий народ, сказал находившемуся близ него священнику: «Посмотрите, батюшка, какими глазами смотрит на меня народ. Совсем бы иначе на меня смотрели, если бы мне удалось мое предприятие». Прибыв на место казни, он спокойно взошел на эшафот. Сняв с шеи крест с мощами, отдал провожавшему его священнику, прося молиться о душе его. Сняв с руки перстень, подал его палачу, убедительно прося его сколько можно удачнее исполнить свое дело и не мучить его. Потом сам, подняв свои длинные белокурые волосы, лег на плаху. Палач был из выборных, испытан прежде в силе и ловкости и... не заставил страдать несчастного».

Создание министерств при Александре I

20 сентября 1802 года император Александр I издал Манифест “Об учреждении министерств” взамен устаревших коллегий.

Создание министерств при Александре I

20 сентября 1802 года император Александр I издал Манифест “Об учреждении министерств” взамен устаревших коллегий.

Первых российских министерств было восемь: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Министром юстиции стал выдающийся поэт XVIII века Гавриил Державин, что свидетельствует об уровне подбора кадров (не то, что ныне).  Кстати, сегодня в значительно меньшей по территории и населению России только заместителей у премьера Медведева восемь штук, да плюс двадцать один министр! А толку?

 

Кормишь людей гадостью — будешь расстрелян!

20 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О вредителях по мясу и др.».

Кормишь людей гадостью — будешь расстрелян!

20 сентября 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О вредителях по мясу и др.».

Дело в том, что сталинскими спецслужбами была выявлена группа подонков, поставляющих на стол трудящимся некачественные продукты. Эти преступления были расследованы, виновные осуждены. И.В. Сталин в это время отдыхал в Сочи. 13 сентября в целях обеспечения гласности он написал письмо в политбюро: «Надо бы все показания вредителей по мясу, рыбе, консервам и овощам опубликовать немедля». В ответ — вышло постановление. Оно предписывало к 22 сентября выделить по полторы полосы в основных газетах под «ряд статей, разъясняющих сущность этого дела и указывающих на то, что работа… шайки полностью разоблачена и приняты все меры к исправлению последствий». Еще через пять дней следовало «опубликовать приговор ОГПУ о расстреле всех участников вредительской организации».
Сегодня в "демократической" России людей кормят гадостью безнаказанно.

 

Историческая навигация ледокола «Литке»

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

Историческая навигация ледокола «Литке»

20 сентября 1934 года советский ледокол «Литке» (капитан Н. М. Николаев) завершил первое плавание Северным морским путём, совершенное за одну навигацию.

 «Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.

 

Смерть космонавта Германа Титова

20 сентября 2000 года скоропостижно скончался Герман Степанович Титов (р. 1935), космонавт СССР № 2.

Смерть космонавта Германа Титова

20 сентября 2000 года скоропостижно скончался Герман Степанович Титов (р. 1935), космонавт СССР № 2.

Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл».

Последнее интервью Германа Степановича, а также рассказ о том, как он умер, читайте у нас на сайте по электронному адресу: http://rosgeroika.ru/podvigi-v-nasledstvo/2013/august/german-titov-samyij-molodoj-kosmonavt-v-mire?searched=%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2&advsearch=allwords&highlight=ajaxSearch_highlight+ajaxSearch_highlight1

 

 

Молимся за Аню Сергееву

20 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни отошла ко Господу известная православная журналистка и поэтесса Анна Сергеева.

Молимся за Аню Сергееву

20 сентября 2008 года после тяжелой и продолжительной болезни отошла ко Господу известная православная журналистка и поэтесса Анна Сергеева.

Будучи одной из руководительниц общественного движения «Народный Собор» и учредительницей Совета Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций "Народная Защита", она показывала пример самоотверженной борьбы с либеральным олигархическим беспределом в России.

Несмотря на молодость, Аня Сергеева успела при жизни получить поэтическое признание. В 2005 году она стала дипломантом Всероссийского фестиваля православной музыки и поэзии «Серебряная псалтирь». Но, пожалуй, наибольшую известность и признательность в обществе она получила за свою активную жизненную позицию. Об этом свидетельствуют теплые слова некролога: «Центральный Совет Движения «Народный Собор» извещает, что 20 сентября 2008 года, в субботу, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, после тяжелой и продолжительной болезни ушла из жизни Анна Сергеева – православный, светлый человек и несгибаемый боец за наше общее дело.

Вместе с мужем Владимиром Сергеевым она была учредительницей и членом Совета Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Народная Защита», входила в руководство движения «Народный Собор».

Аня была в числе организаторов защиты долгопрудненских милиционеров (восставших против засилья наркобаронов), которые в результате оказались на свободе, активно участвовала в борьбе против кощунственных антироссийских и антиправославных выставок, была среди инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении руководства Сахаровского центра.

Аня Сергеева известна и как православная поэтесса, дипломант всероссийского фестиваля православной музыки и поэзии «Серебряная псалтирь – 2005». А ее журналистские материалы публиковались в ряде известных патриотических СМИ.

Движение «Народный Собор» выражает глубокие соболезнования родным и близким новопреставленной рабы Божией Анны. Да упокоит Господь её светлую и чистую душу!».

Сопредседатель "Народного Собора" Олег Кассин так охарактеризовал Аню: "Анна и Владимир Сергеевы несколько лет назад создали православную организацию "Народная защита", она также была членом возглавляемого протоиереем Александром Шаргуновым "Комитета за нравственное возрождение Отечества". Могу сказать, что Анна была стойким православным бойцом. Она участвовала в акции по закрытию кощунственной выставки "Осторожно, религия", была среди инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении Сахаровского центра, акции по защите долгопрудненских милиционеров, которые, благодаря ей оказались на свободе. Свое жизненное и поэтическое кредо Анна выразила в замечательном четверостишии:

В земном поклоне пред иконой замираю,

Сплетая призрачную вязь из слов молитвы…

Я каждый день с заходом солнца умираю,

И воскресаю с новым днем для новой битвы!"

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение