RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Паранойя Черчилля
13 ноября 2019 г.

Паранойя Черчилля

Английская газета The Daily Mail рассекретила документ, который великолепно характеризует 63-го премьер-министра Великобритании как яркого представителя вероломной политики Запада в отношении СССР, а теперь и России
Стриж в кулаке
24 июня 2018 г.

Стриж в кулаке

Публикуем короткий и теплый рассказ нашего постоянного автора и друга Александра Костенко
Мой славный аксакал ТЕПЛОВ
26 марта 2019 г.

Мой славный аксакал ТЕПЛОВ

27 марта 2019 года отмечает 85-летие большой военный журналист, писатель, краснозвездовец и мой старший товарищ полковник Юрий Дмитриевич Теплов.
Помянем Евгения Ряпова
3 марта 2018 г.

Помянем Евгения Ряпова

3 марта - девять дней как скончался русский поэт и меценат Евгений Михайлович Ряпов
Прощание с Екатеринодаром
2 апреля 2015 г.

Прощание с Екатеринодаром

Горькие раздумья о современной Кубани …
Главная » Читальный зал » «Загадка 2037 года»

«Загадка 2037 года»

Священник Георгий Селин написал и выпустил книгу о классической литературе

Уж лучше бы его никогда не учили русской грамоте!
«Загадка 2037 года»

 

Моё внимание привлекла книга священника Георгия Селина «Загадка 2037 года» (М., НИЦ «Академика», 2016). Книга о классической русской литературе. Точнее о том, что великая русская литература якобы является «орудием духовного разложения», «сеющая тлен» и «порождающая революцию». Словом, является исчадием зла, выпавшая нам как Божье наказание. А допущенная в образование, несёт «великий вред». Логика автора такова: «Веками жил русский человек, как учила его Святая Церковь, но вот возникает художественная литература» и начинается отпадение от Бога, духовное разложение и нравственное падение, продолжающееся до сих пор. Причину этого автор видит в том, что русский человек был «удалён от богообщения на семьдесят лет». Правда, при этом отрицается литература не только этого периода «удаления», но вся, даже та, которая создавалась тогда, когда русский человек не был удалён от богообщения, вместе с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, оказавшими тлетворное влияние на него… Это автор и «доказывает» с помощью Священного Писания. Хотя, как понятно, ни Христос, ни апостол Павел ничего не говорили и не могли говорить о русской литературе…
Тема «литература как зло» вовсе не нова в мировой публицистике и знаменует собой блуждания человеческого духа, соблазняемого «просвещениями», «передовыми» социальными и, разумеется, «прогрессивными» теориями. К тому же наша земная Церковь всегда, «традиционно» находилась и находится в определённой конфронтации к русской литературе. Но ни то ни другое не предполагает такого радикализма – отрицания русской литературы вообще и уж тем более видеть в ней причину «духовного разложения» человека и народа.
Оспаривать столь несправедливое суждение не имеет смысла. Пускаться в полемику с этой семисотпятидесятистраничной догматикой глупо, так как тем самым, вроде бы, даёшь право на её существование. Остаётся, хотя бы в самых общих чертах, определить её природу, помня, что непонимание литературы – явление обыденное, и, по словам Н. Страхова, граничит с глубоким непониманием жизни. А причина, «мотивация» этого уже не столь важна. Ведь действительно не столь важно, какая именно догматика донимает человека – церковная или партийная, если они в равной мере подавляют живую человеческую душу.
Важно другое. Эта книга выходит тогда, когда у нас в России совершается, казалось бы, немыслимое и невозможное – великая русская литература вот уже четверть века настойчиво и целенаправленно вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования, сбрасывается с «корабля современности». Впрочем, так бывает после всякой революции, в том числе «либеральной» и криминальной…
Такая догматика выходит тогда, когда перед художниками стоит большая культурная задача перечитать вершинные творения русской литературы не только с точки зрения социальной, как это было, но и духовной. С точки зрения христианского понимания мира. Ведь так складывалась наша народная и государственная судьба, что литература толковалась зачастую или с помощью «передовых» революционных учений или с точки зрения господствующей идеологии. До такой степени, что история литературы оказалась, по сути, подменённой историей революционного движения, «освободительного» движения в собственной стране. Нет никаких оснований литературу подменять идеологизированной окололитературной публицистикой, её позитивистским толкованием. Нельзя же не осознавать, что парадигма нашей общественной мысли, революционно-демократическая, социальная, бездуховная как задана В. Белинским, так и продолжается до сего дня. Нельзя же путать творения духа и толкование их, которые на каждый час свои. А такие «толкователи» были всегда. Уже в «Слове о полку Игореве» они определены как «поганые толковины»…
Но в таком случае напрашивается неизбежный вопрос: почему священник оказался заодно с этими гонителями русской литературы, человеческого и народного духа? Ведь эта антилитературная догматика, кроме того, кричаще противоречит христианским представлениям, христианскому пониманию культуры, которая, согласно ему, вовсе не отрицается. Более того, образное, притчевое, иносказательное мышление является непременным условием постижения вещей этого мира, тайны Царства Небесного: «И приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано… Потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, и, слыша не слышат и не разумеют» (Евангелие от Матфея, 13, 10-12). Образное мышление – изначальное и неизменное условие познания и самопознания человека: «Да раскрою в притчах загадки мои» («Моление Даниила Заточника»).
Когда образность, художественность, литература начинают «мешать» человеку в его произвольных строительствах? Когда Вавилон «великая блудница», город крепкий становится жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духу: «И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе». (Откровение святого Иоанна Богослова, 18, 22). Примечательно, что согласно Откровению, отсутствие художества влечёт за собой запустение и хозяйственной жизни – отсутствие шума от жерновов… Но это – «малое время», на которое приходит дьявол и сатана, который сковывается на тысячу лет, а потом освобождается на время.
Вот когда литература сбрасывается с «корабля современности», вот когда она изгоняется из общества – когда господствует дьявол и сатана. Почему священник пускается в столь непотребное дело, не проявляя никакого стоицизма против этой напасти? Видимо потому, что ряса сама по себе ещё не является спасением…
С тех пор как всё перепуталось в нашем доме, и иерархия ценностей оказалась нарушенной, в объяснении вещей очевидных приходится начинать издалека. А потому коснёмся происхождения искусства, литературы. Обычно считают так, что когда люди начали отпадать от Бога, разучились слышать ангельское пение, тогда они и придумали его заменитель, эрзац… Нет, не так. Когда человек стал отпадать от Бога и разучился слышать ангельское пение, тогда и появилось искусство, литература, напоминающие ему о Боге. – «Веленью Божию о Муза, будь послушна» ((А. Пушкин); «С тех пор как вечный Судия мне дал всеведенье пророка» (М. Лермонтов). Тогда и появилось два вида искусства и два вида литературы: с Богом и без Бога. Но, к сожалению, и в общественном сознании, и земной Церковью отрицается не только безбожная литература, но и всякая литература. Различения не происходит… Попутно скажу, что когда учреждается Патриаршая, именно литературная, а не, скажем, богословская премия, в этом нет ничего хорошего.
Тем самым подтачивается основной принцип русской государственности о гармоническом соотношении власти светской и церковной. Происходит отступление от того, о чём говорил ещё первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный: «Не подобает священникам творить царские дела».
Примечательно, что священник Георгий Селин помещает в свою книгу компиляцию из трудов Виктора Острецова, видя в них образец. Но в книге Виктора Острецова «Масонство, культура и русская история» (М., ООО «Штрихтон», 1998) слово культура берётся в кавычки: «Культура» как орудие национального разрушения». То есть, автор, хотя и являет радикализм и вульгарный социологизм, но всё-таки различал культуру и антикультуру. Георгий Селин уже не различает этого: «Культура как орудие духовного разложения». Слово «культура» он пишет без кавычек, тем самым, отрицая всю культуру.
Как на не подлежащий сомнению аргумент священник ссылается на жестокие слова Василия Розанова о русской литературе: «По содержанию литература русская есть такая мерзость – такая мерзость бесстыдства и наглости, - как ни единая литература. В большом царстве, с большой силою при народе трудолюбивом, смышлёном, покорном, что она сделала? Она не выучила и не внушила выучить – чтобы этот народ хотя научили гвоздь выковать, серп исполнить, косу для косьбы сделать…».
Но такие слова Василий Васильевич писал в полном отчаянии, умирая с голоду в Троице-Сергиевой лавре, когда революционно-демократические, позитивистские, материалистические воззрения получили полное преобладание и литература оказалась-таки разрушенной. А вместе с этим оказалась разрушенной и жизнь. Шума от жерновов не стало слышно. Литература же и не должна заниматься делами столь прагматическими и утилитарными. У неё дело более сложное – душа человеческая. Это как раз позитивисты требовали от литературы «пользы», чтобы она была «помощницей» (Н. Добролюбов) в делах, якобы более важных, чем она. Это они снизвергали её с неба. Вышло из этого разрушение не только литературы. Казалось бы, что этот опыт, доставшийся нам столь дорогой ценой, пойдёт впрок. К сожалению, не идёт. Блуд разума продолжается…
А потому нам, помня о том, что литературный дар является даром Божиим, остаётся сказать словами Н. Гоголя из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели Бога, дерзавшие произносить имя Его неосвященными устами. Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку».
Это новое, очередное сбрасывание великой русской литературы с «корабля современности», теперь уже именем Бога и Церкви, тем более странно, что подобную напасть мы уже пережили в трагическом революционном ХХ веке. При господствующей атеистической идеологии русская литература, в своих вершинных творениях христианская и православная, только и спасла нас. Заслонять её революционно-демократической публицистикой и разного рода либеральничанием мы теперь не имеем права.

 

Петр Ткаченко
22 апреля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
17 января
воскресенье
2021

В этот день:

Отец аэродинамики

17 января 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский учёный, создатель аэродинамики (ум. 1921).

Отец аэродинамики

17 января 1847 года родился Николай Егорович Жуковский, русский учёный, создатель аэродинамики (ум. 1921).

 При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), на базе которого в 1920 году был сформирован Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

Николай Жуковский родился в деревне Орехово под Владимиром (ныне Собинский район Владимирской области) в семье инженера. В феврале 1858 года поступил в 4-ю Московскую гимназию. В 1864 году, окончив гимназию с серебряной медалью, Николай Жуковский без экзаменов был зачислен на физико-математический факультет Московского университета.

14 сентября 1874 г. Жуковский утверждён доцентом кафедры аналитической механики училища; 4 ноября 1876 г. состоялась публичная защита его магистерской диссертации, а 30 апреля 1882 г. Жуковский защитил диссертацию на степень доктора прикладной математики, представив работу «О прочности движения». С 1886 г. Н. Е. Жуковский — экстраординарный профессор Московского университета по кафедре прикладной механики. С 1893 г. — действительный статский советник. В 1894 г. Жуковский был избран членом-корреспондентом Академии наук. В 1905 г. избран президентом Московского математического общества.

Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полёта птиц, 3 ноября 1891 года сделал доклад «О парении птиц». В 1892 году сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко»; составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть, при постоянном угле атаки), Жуковский нашёл траектории при различных условиях движения воздуха, в том числе теоретически предсказал возможность мёртвой петли.

Осенью 1898 года на Х съезде русских естествоиспытателей и врачей Жуковский прочитал обзорный доклад «О воздухоплавании».

В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъёмную силу крыла самолёта; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолёта; разработал вихревую теорию воздушного винта.

15 ноября 1905 года Жуковским был прочитан доклад «О присоединенных вихрях», заложивший теоретическую основу развития методов определения подъемной силы крыла аэроплана; в 1906 г. он опубликован в виде отдельной научной работы.

В техническом училище в 1908 г. он создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А. А. Архангельский, В. П. Ветчинкин, Г. М. Мусинянц, Г. Х. Сабинин, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание аэродинамической лаборатории в Московском высшем техническом училище. При его активном участии был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), на базе которого в 1920 году был сформирован Институт инженеров Красного воздушного флота, с мая 1922 года ставший Военно-воздушной инженерной академией им. Жуковского.

Воздушный истребитель танков

17 января 1916 года родился Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, дважды Герой Советского Союза

Воздушный истребитель танков

17 января 1916 года родился Виктор Максимович ГОЛУБЕВ, дважды Герой Советского Союза

Виктор Голубев родился в Петрограде в семье рабочего. Детство и юность прошли в Угличе, закончил среднюю школу. Работал на заводе в Ленинграде.В рядах Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Харьковское пограничное училище НКВД.

В Великую Отечественную войну, с первых её дней, — в штурмовой авиации. Воевал в составе 285-го штурмового авиаполка 228-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Командуя звеном штурмовиков «Ил-2», участвовал в боях под Смоленском, Ростовом-на-Дону. В период Сталинградской битвы (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года) лётчики-штурмовики его звена, а затем и эскадрильи проявили образцы героизма и мастерства, уничтожая технику и живую силу гитлеровцев, рвущихся к Волге.

12 августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 693).

8 февраля 1943 года «за проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава в разгроме фашистских войск под Сталинградом» 285-й штурмовой авиаполк был преобразован в 58-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

В ходе Курской битвы (с 5 июля по 23 августа 1943 года) по всему фронту гремела слава о мастерских ударах по хвалёным немецким «Тиграм», «Пантерам» и «Фердинандам» лётчика-штурмовика Героя Советского Союза штурмана 58-го гвардейского авиаполка гвардии майора В. М. Голубева. В ожесточённых боях на «курском выступе» он многократно водил в бой шестёрку штурмовиков «Ил-2», которой нередко удавалось за один вылет уничтожать десятки танков врага.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майор Голубев В. М. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Он стал первым дважды Героем 16-й воздушной армии. К этому времени на его боевом счету насчитывалось 257 боевых вылетов, в ходе которых им уничтожено и повреждено 69 танков, 875 автомашин, 10 цистерн с горючим, много другой боевой техники, а также выведена из строя не одна сотня вражеских солдат и офицеров.

С 1943 года гвардии майор Голубев — слушатель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. 17 мая 1945 года его жизнь оборвалась при выполнении учебно-тренировочного полёта. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

Фронтовой бомбардировщик Су-24

17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24

17 января 1970 года впервые поднялся в воздух Су-24

Он предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин. Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Этот самолет стоит на вооружении не только России, но и Белоруссии, Украины, Узбекистана, Алжира, Анголы, Сирии, Казахстана и др.
Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.

Вооружение. Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.

Управляемые ракеты: «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8), «воздух-земля»:. 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23. Неуправляемые ракеты: 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32. Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.)

Су-24 применялись в Афганской войне (1979—1989). Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны. Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита. Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было по разным причинам потеряно три машины. Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году.

Последний бой генерала Малофеева

17 января 2000 года геройски погиб Михаил Юрьевич Малофеев — начальник отдела боевой подготовки 58-й армии

Последний бой генерала Малофеева

17 января 2000 года геройски погиб Михаил Юрьевич Малофеев — начальник отдела боевой подготовки 58-й армии

Михаил Малофеев родился 25 мая 1956 года в городе Ломоносов Ленинградской области (ныне в составе города Санкт-Петербург). По национальности — русский. В 1973 году, по окончании средней школы, поступил и в 1977 году окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С. М. Кирова. Служил командиром взвода, роты, начальником штаба батальона. Проходил службу в Группе советских войск в Германии, после чего был переведён в Закавказский военный округ, а через два с половиной года вместе с полком на два года убыл в Туркестанский военный округ.

В 1989 году Малофеев окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и был назначен на должность командира батальона в Заполярье; последовательно занимая в дальнейшем должности заместителя командира полка, начальника штаба, командира полка и заместителя командира дивизии. В 1995 году — Командир 134 МСП (в/ч 67616) 45МСД. С 1995 по 1996 годы принимал участие в восстановлении конституционного порядка в Чеченской республике. С декабря 1997 года полковник Малофеев служил на должности командира 138-й отдельной гвардейской Краснознамённой Ленинградско-Красносельской мотострелковой бригады Ленинградского военного округа (посёлок Каменка Ленинградской области), и в последующем стал заместителем начальника управления боевой подготовки Ленинградского военного округа.

С 1999 года генерал-майор Малофеев участвовал в антитеррористической операции на Северном Кавказе, занимая пост начальника отдела боевой подготовки 58-й армии Северо-Кавказского военного округа — заместителя командующего группировкой федеральных войск «Север» в Чеченской Республике.

14 января 2000 года генерал-майору Малофееву М. Ю. были поручены разработка и проведение специальной операции по овладению силами батальона Внутренних войск МВД РФ зданиями Грозненского консервного завода. Операция имела стратегическое значение для дальнейшего продвижения федеральных сил к центру столицы Чечни. Для реализации этого замысла утром 17 января 2000 года две штурмовые группы выдвинулись к западной окраине завода. Понимая складывающуюся обстановку, боевики отчаянно оборонялись, открыв плотный огонь из стрелкового оружия. Попав под шквальный огонь, штурмовые группы залегли и стойко отражали атаки боевиков. При этом трое военнослужащих были ранены и один погиб. Нависла угроза уничтожения штурмующих групп и срыва боевой задачи федеральной группировки. В это время на северо-западную окраину Грозного прибыл генерал-майор Малофеев с оперативной группой, состоявшей из начальника артиллерии 276-го мотострелкового полка, двух связистов и капитана-стажёра из Общевойсковой академии. Посчитав, что после проведенной мощнейшей огневой подготовки, в ближайшем к боевикам здании в живых никого не осталось, генерал занял его. Но отсидевшиеся в подвалах боевики, как только утих огонь, вышли наружу и столкнулись с группой генерала Малофеева. Генерал вступил в бой и отстреливался, прикрывая отход подчинённых, несмотря на полученное ранение головы. Боевики открыли огонь из гранатомётов и миномётов, и генерал Малофеев со своей группой погиб под обломками стены. В течение полутора суток федеральные войска никак не могли подойти к месту гибели генерала, но, когда зданием удалось, наконец, овладеть, — при разборе завалов вместе с генерал-майором Малофеевым было обнаружено тело сержанта Шараборина — радиста, сопровождавшего своего командира в его последнем бою.

28 января 2000 года генерал-майор Малофеев был похоронен с воинскими почестями на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. Указом Президента РФ от 9 февраля 2000 года № 329 за мужество и героизм, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе, генерал-майору Малофееву Михаилу Юрьевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

23 февраля 2000 года в Большом Кремлёвской дворце в Москве «Золотая Звезда» Героя России была передана вдове Героя — Светлане Малофеевой.

Сарыкамышская операция

17 января 1915 года завершилась Сарыкамышская операция

Сарыкамышская операция

17 января 1915 года завершилась Сарыкамышская операция

Это операция  русской Кавказской армии (генерал И. И. Воронцов-Дашков) против 3-й турецкой армии (командующий — военный министр Энвер-паша).

В результате упорных боев турки потерпели поражение, что упрочило положение Кавказского фронта и облегчило действия английских войск в Ираке и при обороне Суэца.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение