RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

СоЛЖЕницын — позор и несчастье  России
7 декабря 2018 г.

СоЛЖЕницын — позор и несчастье России

Либеральная власть вознамерилась воздвигнуть в Москве памятник основному идеологу криминальной революции девяностых годов прошлого века.
«Победа-70»: поэтесса Татьяна Шорохова
7 марта 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Татьяна Шорохова

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Зимние зарисовки
1 декабря 2019 г.

Зимние зарисовки

Известный российский поэт, добрый друг РГК Александр Михайлович Костенко поделился своими новыми стихами.
Новые угрозы киевской хунты
19 июня 2015 г.

Новые угрозы киевской хунты

Приднестровье — еще одно направление агрессивного безпредела украинских фашистов
Гитлер готовился серьёзней, а что вышло?
1 октября 2017 г.

Гитлер готовился серьёзней, а что вышло?

Американский журнал The National Interest рассказал об опубликованном в США пособии по ведении войны против РФ
Главная » Читальный зал » «Загадка 2037 года»

«Загадка 2037 года»

Священник Георгий Селин написал и выпустил книгу о классической литературе

Уж лучше бы его никогда не учили русской грамоте!
«Загадка 2037 года»

 

Моё внимание привлекла книга священника Георгия Селина «Загадка 2037 года» (М., НИЦ «Академика», 2016). Книга о классической русской литературе. Точнее о том, что великая русская литература якобы является «орудием духовного разложения», «сеющая тлен» и «порождающая революцию». Словом, является исчадием зла, выпавшая нам как Божье наказание. А допущенная в образование, несёт «великий вред». Логика автора такова: «Веками жил русский человек, как учила его Святая Церковь, но вот возникает художественная литература» и начинается отпадение от Бога, духовное разложение и нравственное падение, продолжающееся до сих пор. Причину этого автор видит в том, что русский человек был «удалён от богообщения на семьдесят лет». Правда, при этом отрицается литература не только этого периода «удаления», но вся, даже та, которая создавалась тогда, когда русский человек не был удалён от богообщения, вместе с Пушкиным, Гоголем, Достоевским, оказавшими тлетворное влияние на него… Это автор и «доказывает» с помощью Священного Писания. Хотя, как понятно, ни Христос, ни апостол Павел ничего не говорили и не могли говорить о русской литературе…
Тема «литература как зло» вовсе не нова в мировой публицистике и знаменует собой блуждания человеческого духа, соблазняемого «просвещениями», «передовыми» социальными и, разумеется, «прогрессивными» теориями. К тому же наша земная Церковь всегда, «традиционно» находилась и находится в определённой конфронтации к русской литературе. Но ни то ни другое не предполагает такого радикализма – отрицания русской литературы вообще и уж тем более видеть в ней причину «духовного разложения» человека и народа.
Оспаривать столь несправедливое суждение не имеет смысла. Пускаться в полемику с этой семисотпятидесятистраничной догматикой глупо, так как тем самым, вроде бы, даёшь право на её существование. Остаётся, хотя бы в самых общих чертах, определить её природу, помня, что непонимание литературы – явление обыденное, и, по словам Н. Страхова, граничит с глубоким непониманием жизни. А причина, «мотивация» этого уже не столь важна. Ведь действительно не столь важно, какая именно догматика донимает человека – церковная или партийная, если они в равной мере подавляют живую человеческую душу.
Важно другое. Эта книга выходит тогда, когда у нас в России совершается, казалось бы, немыслимое и невозможное – великая русская литература вот уже четверть века настойчиво и целенаправленно вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования, сбрасывается с «корабля современности». Впрочем, так бывает после всякой революции, в том числе «либеральной» и криминальной…
Такая догматика выходит тогда, когда перед художниками стоит большая культурная задача перечитать вершинные творения русской литературы не только с точки зрения социальной, как это было, но и духовной. С точки зрения христианского понимания мира. Ведь так складывалась наша народная и государственная судьба, что литература толковалась зачастую или с помощью «передовых» революционных учений или с точки зрения господствующей идеологии. До такой степени, что история литературы оказалась, по сути, подменённой историей революционного движения, «освободительного» движения в собственной стране. Нет никаких оснований литературу подменять идеологизированной окололитературной публицистикой, её позитивистским толкованием. Нельзя же не осознавать, что парадигма нашей общественной мысли, революционно-демократическая, социальная, бездуховная как задана В. Белинским, так и продолжается до сего дня. Нельзя же путать творения духа и толкование их, которые на каждый час свои. А такие «толкователи» были всегда. Уже в «Слове о полку Игореве» они определены как «поганые толковины»…
Но в таком случае напрашивается неизбежный вопрос: почему священник оказался заодно с этими гонителями русской литературы, человеческого и народного духа? Ведь эта антилитературная догматика, кроме того, кричаще противоречит христианским представлениям, христианскому пониманию культуры, которая, согласно ему, вовсе не отрицается. Более того, образное, притчевое, иносказательное мышление является непременным условием постижения вещей этого мира, тайны Царства Небесного: «И приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано… Потому говорю им притчами, что они, видя, не видят, и, слыша не слышат и не разумеют» (Евангелие от Матфея, 13, 10-12). Образное мышление – изначальное и неизменное условие познания и самопознания человека: «Да раскрою в притчах загадки мои» («Моление Даниила Заточника»).
Когда образность, художественность, литература начинают «мешать» человеку в его произвольных строительствах? Когда Вавилон «великая блудница», город крепкий становится жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духу: «И голоса играющих на гуслях и поющих, и играющих на свирелях и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе». (Откровение святого Иоанна Богослова, 18, 22). Примечательно, что согласно Откровению, отсутствие художества влечёт за собой запустение и хозяйственной жизни – отсутствие шума от жерновов… Но это – «малое время», на которое приходит дьявол и сатана, который сковывается на тысячу лет, а потом освобождается на время.
Вот когда литература сбрасывается с «корабля современности», вот когда она изгоняется из общества – когда господствует дьявол и сатана. Почему священник пускается в столь непотребное дело, не проявляя никакого стоицизма против этой напасти? Видимо потому, что ряса сама по себе ещё не является спасением…
С тех пор как всё перепуталось в нашем доме, и иерархия ценностей оказалась нарушенной, в объяснении вещей очевидных приходится начинать издалека. А потому коснёмся происхождения искусства, литературы. Обычно считают так, что когда люди начали отпадать от Бога, разучились слышать ангельское пение, тогда они и придумали его заменитель, эрзац… Нет, не так. Когда человек стал отпадать от Бога и разучился слышать ангельское пение, тогда и появилось искусство, литература, напоминающие ему о Боге. – «Веленью Божию о Муза, будь послушна» ((А. Пушкин); «С тех пор как вечный Судия мне дал всеведенье пророка» (М. Лермонтов). Тогда и появилось два вида искусства и два вида литературы: с Богом и без Бога. Но, к сожалению, и в общественном сознании, и земной Церковью отрицается не только безбожная литература, но и всякая литература. Различения не происходит… Попутно скажу, что когда учреждается Патриаршая, именно литературная, а не, скажем, богословская премия, в этом нет ничего хорошего.
Тем самым подтачивается основной принцип русской государственности о гармоническом соотношении власти светской и церковной. Происходит отступление от того, о чём говорил ещё первый русский царь Иван IV Васильевич Грозный: «Не подобает священникам творить царские дела».
Примечательно, что священник Георгий Селин помещает в свою книгу компиляцию из трудов Виктора Острецова, видя в них образец. Но в книге Виктора Острецова «Масонство, культура и русская история» (М., ООО «Штрихтон», 1998) слово культура берётся в кавычки: «Культура» как орудие национального разрушения». То есть, автор, хотя и являет радикализм и вульгарный социологизм, но всё-таки различал культуру и антикультуру. Георгий Селин уже не различает этого: «Культура как орудие духовного разложения». Слово «культура» он пишет без кавычек, тем самым, отрицая всю культуру.
Как на не подлежащий сомнению аргумент священник ссылается на жестокие слова Василия Розанова о русской литературе: «По содержанию литература русская есть такая мерзость – такая мерзость бесстыдства и наглости, - как ни единая литература. В большом царстве, с большой силою при народе трудолюбивом, смышлёном, покорном, что она сделала? Она не выучила и не внушила выучить – чтобы этот народ хотя научили гвоздь выковать, серп исполнить, косу для косьбы сделать…».
Но такие слова Василий Васильевич писал в полном отчаянии, умирая с голоду в Троице-Сергиевой лавре, когда революционно-демократические, позитивистские, материалистические воззрения получили полное преобладание и литература оказалась-таки разрушенной. А вместе с этим оказалась разрушенной и жизнь. Шума от жерновов не стало слышно. Литература же и не должна заниматься делами столь прагматическими и утилитарными. У неё дело более сложное – душа человеческая. Это как раз позитивисты требовали от литературы «пользы», чтобы она была «помощницей» (Н. Добролюбов) в делах, якобы более важных, чем она. Это они снизвергали её с неба. Вышло из этого разрушение не только литературы. Казалось бы, что этот опыт, доставшийся нам столь дорогой ценой, пойдёт впрок. К сожалению, не идёт. Блуд разума продолжается…
А потому нам, помня о том, что литературный дар является даром Божиим, остаётся сказать словами Н. Гоголя из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели Бога, дерзавшие произносить имя Его неосвященными устами. Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку».
Это новое, очередное сбрасывание великой русской литературы с «корабля современности», теперь уже именем Бога и Церкви, тем более странно, что подобную напасть мы уже пережили в трагическом революционном ХХ веке. При господствующей атеистической идеологии русская литература, в своих вершинных творениях христианская и православная, только и спасла нас. Заслонять её революционно-демократической публицистикой и разного рода либеральничанием мы теперь не имеем права.

 

Петр Ткаченко
22 апреля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 марта
понедельник
2020

В этот день:

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

30 марта 1894 года родился Сергей Владимирович ИЛЬЮШИН (умер 09.02.1977 года), авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник, академик АН СССР.

В 1926 году Сергей Ильюшин закончил Военно-воздушную Академию имени профессора Н. Е. Жуковского. С ноября 1931 года на руководящей конструкторской работе. Первым его самолетом стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд (высоты подъёма груза), официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Затем в ОКБ Ильюшина были сконгструированы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающий танк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне. С 1943 года ОКБ Ильюшина по приказу Сталина приступило к разработке пассажирских самолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. Потом последовали Ил-14, Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством Сергея Владимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.

 

Партизанский «батя» Алексей Фёдоров

30 марта 1901 года родился Алексей Федорович ФЁДОРОВ (умер 09.09.1989 года), руководитель партизанского движения, дважды Герой Советского Союза.

Подводник Анатолий Коняев

30 марта 1909 года родился Анатолий Михайлович КОНЯЕВ (умер 13.5.1992 года), офицер-подводник, капитан 1 ранга, Герой Советского Союза.

Космонавт Елена Кондакова

30 марта 1957 года родилась Елена Владимировна КОНДАКОВА, космонавт, Герой России.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Гибель лётчика-испытателя Василия Борисова

30 марта 2001 года погиб Василий Петрович БОРИСОВ (род. 10.01.1929 года), подполковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

Василий Борисов родился 10 января 1929 года в деревне Чернобровкина Белоярского района Свердловской области в семье крестьянина. В 1947 году был призван на службу в Советскую Армию. В 1950 году Борисов окончил военное авиационное училище лётчиков в Омске, был лётчиком в частях ВВС СССР.

В 1959 году в звании подполковника был уволен в запас. В 1960 году, не желая уходить с лётной работы, окончил школу лётчиков-испытателей и поступил на работу в ОКБ Туполева. Участвовал в испытаниях 80 разновидностей самолётов, в том числе: «Ту-104», «Ту-134», «Ту-144», «Ту-154», «Ту-22», «Ту-22М», «Ту-22М2» и их модификации. В 1994 году Борисов вышел на пенсию. Проживал в городе Жуковском Московской области. 30 марта 2001 года был убит в подъезде своего дома в стычке с грабителями.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение