RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вечер памяти Валентина Распутина
18 марта 2017 г.

Вечер памяти Валентина Распутина

В Московском Доме Русского зарубежья прошли торжества в честь великого русского писателя
Первая чеченская война
11 декабря 2014 г.

Первая чеченская война

20 лет назад 11 декабря 1994 года российские поборники демократии американского типа во главе с Ельциным начали кровавую бойню в собственной стране
Ритуальный поджог?
5 февраля 2015 г.

Ритуальный поджог?

Катастрофический пожар в здании Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) наводит на серьезные подозрения
Банкетная смерть главы Индии
11 января 2019 г.

Банкетная смерть главы Индии

11 января 1966 года на переговорах в Ташкенте после обильного застолья скоропостижно скончался индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри
Ветераны в наших сердцах
23 апреля 2016 г.

Ветераны в наших сердцах

Продолжаем традиционный конкурс патриотической поэзии, посвященный в 2016 году 100-летию прославленного советского аса Героя Советского Союза А.П. Маресьва
Главная » Читальный зал » Афганистан болит в моей душе

Афганистан болит в моей душе

Исполнилось тридцать лет со дня вывода советских войск из Афганистана.

Но память о тех событиях живёт в нашем сознании и душах.
Афганистан болит в моей душе

«Эта долгая война на афганской земле стала событием исключительным в нашей российской истории и судьбе. … Неосмысленность войны и породила невероятный всплеск песенного творчества. Как теперь видится, было это и реакцией на антипатриотический и антиармейский психоз, развязанный тогда в обществе, поскольку революционным силам надо было как-то нейтрализовать армию, как в своё время с помощью пресловутого приказа №1 начала века... Это было поистине массовое песенное творчество... Вырастало оно из того уникального явления, которое мы называли «авторской песней», но имело и свои особенности и приметы. Сказалась в этом массовом творчестве и здоровая реакция на неожиданную трагедию», – так писал в одной из своих многочисленных работ об афганской войне «Ещё погоны наши не истлели…» писатель Пётр Ткаченко, а в те годы военный журналист, полковник, сотрудник отдела художественной литературы и искусств центральной военной газеты «Красная звезда».
Он – автор наиболее популярных книг об афганской войне – «Когда поют солдаты», «Время выбрало нас», «Афганистан болит в моей душе», «Из пламени Афганистана», «Дорогие мои… Письма из Афгана». Он первым собрал и издал песни афганской войны, воспоминания, дневники и письма воевавших солдат и офицеров. 
«Слово о Мараварской роте. Неоконченная повесть» – это повесть о гибели роты спецназа в Мараварском ущелье 21 апреля 1985 года. Книга вышла в Екатеринбурге, в издательстве Гуманитарного университета в 2004 г., в Минске (Хорвест, 2005 г.), а также под названием «Особая рота» тремя изданиями в московском издательстве «Эксмо-Яуза» в 2006 году. Здесь нет вымысла. Есть сострадание. Есть жгучее желание автора показать правду войны. Войны, где с осколками снарядов и уничтожающим огнём, воедино слились любовь к Родине, чувство долга и чести, верность дружбе, неистребимое желание сохранить в себе живую человеческую душу…
В те годы ожила песенная культура, накопленная в обществе. Появилось много переделок и перелицовок известных песен на стихи русских поэтов
XIXвека, известных песен советского периода. Одной из первых, ставшей эмблемой всего песенного цикла афганской войны стала песня «Кукушка». Пётр Ткаченко установил авторство этой песни, пронзившей общество болью и состраданием. И в сборниках «Офицерский романс» (М., «Граница», 1999) и «Военный романс» (М., «Яуза-Эксмо», 2006) он указал двух авторов, поэтов разных поколений: фронтовика Виктора Кочеткова и участника афганских событий Юрия Кирсанова.
Но это творчество ни в коем разе нельзя было назвать только самодеятельным, то есть ниже, чем собственно профессиональное. В том-то и дело, что в этих песнях проявилась самая высокая поэзия. И если можно так сказать, афганская война породила целую плеяду талантливых поэтов, чаще – именно песенников-исполнителей – Виктора Верстакова, Игоря Морозова, Виктора Куценко, Марианну Захарову, Игоря Кошеля, Александра Карпенко, Александра Васина и других. И что характерно – многие их песни не были только собственно об афганской войне, но о судьбе воинства и России, вновь погружающейся в революционный хаос. Другое дело, что эти, действительно одарённые поэты, оставшиеся обществу малоизвестными, не могли противостоять «рынку», и той массовой песенной культуре, точнее антикультуре, которая свелась к шоу-бизнесу с жёсткой установкой на развлечение, по сути, на оглупление людей, а не на осмысление и переживание.
Это в определённой мере удивительно, что критик, занимающийся русской классической литературой, исследованием народных казачьих песен, не прошёл и мимо авторской воинской песни и даже – самодеятельного песенного творчества. Он первым записал и издал песни афганской войны. Но критик потому и обратился к этому песенному творчеству, что в нём были образцы подлинной поэзии: 

Пронесётся пыль в Афганистане,

Вихрем чьи-то жизни прихватив.

Пусть им вечным памятником станет

Этой песни простенький мотив…

В книге «Когда поют солдаты», вышедшей четырьмя массовыми изданиями в издательстве «Молодая гвардия», собраны современные авторские воинские песни, а также песни на стихи армейских поэтов, созданные в ходе афганской войны. Эта книга остаётся, по сути, единственно верным и поэтически глубоким свидетельством не только о военных событиях в Афганистане, не только посвящена мужеству и стойкости, высоким человеческим качествам, чувствам и переживаниям воюющих молодых людей, но – состояния духа солдат и офицеров.
«В том самодеятельном творчестве, которое явилось в Афганистане, – рассказывает П. Ткаченко о бардах в погонах, – сказываются и традиции, связанные прежде всего с именем Владимира Высоцкого, где на первом месте – что сказать, а уж потом – как выразить» (журнал «В мире книг», 1988 год, № 2). 
«Время выбрало нас» и «Из пламени Афганистана» – две книги П. Ткаченко, так же посвящены песне, рождённой в Афганистане, и раскрывающей всю силу духа, выразившей лучшие чувства молодых людей, участвовавших в войне.  Кроме песен и стихотворений, П. Ткаченко бережно собрал воспоминания и дневники участников афганской войны, записал и выпустил книгой «Афганистан болит в моей душе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия». Эти волнующие человеческие документы, принадлежащие живым и павшим воинам, сложились в объективную картину необычной, необъявленной войны, имевшей глубокие последствия в нашей современной истории». (
Из книги первого биографа писателя, кубанского литератора А.И. Соболя «Пётр Ткаченко: "Но на сей час я и пришёл,,,". Литературный портрет).
Надо отметить и то, что в книги прямо не вошло, но что составило гражданскую позицию писателя. В те годы он был один из немногих литераторов, кто разделил горе людей, в этой войне пострадавших, был им поддержкой и опорой – мамам, потерявшим сыновей, вдовам, солдатам и офицерам. В то время, когда проще всего было обличать войну, что и делали многие деятели культуры. В согласии с пресловутой «политической оценкой», что-де эта война является «ошибкой». Это породило, казалось бы, немыслимое и невозможное, когда пострадавшим в войне, выполнявшим свой воинский долг, цинично бросали: «Я вас в Афганистан не посылал». Последующие события показали, что эта война не была никакой «ошибкой». Особенно, когда там оказались американцы, и поток наркотиков оттуда хлынул в Россию и в Европу… Послать своих военных на войну, а потом объявить им, что они участвовали в «ошибке» (чьей?), как это называется?.. Разве не предательством?..
Но если чему и стоит теперь удивляться, то тому, что, несмотря на такую трудную и трагическую судьбу русского офицерства, несмотря на все муки, выпавшие на их долю, в обществе живёт трогательное и возвышенное отношение к нему. Да так ведь и ранее было. Вспомним хотя бы торжественные стихи Марины Цветаевой, ставшие замечательной песней: «Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса. Чьи шпоры весело звенели И голоса…».
Здесь-то мы и сталкиваемся с трудно постижимой несообразностью нашего времени. Значит, в народе, в обществе, несмотря ни на что живёт возвышенное и уважительное отношение к воину, офицерству, а в области идеологической – уничижение и демократизация воинства. Но, кажется, общество начинает осознавать, что единственным выходом из нового революционного беззакония является возвращение к самому себе, к традиционным ценностям, к своей, так трудно складывающейся государственности. Каков же идеал офицера открывается в песнях и романсах? Это – прежде всего Родина, Россия с её величием, с её традиционным укладом и её непрестанными бедами, вполне объяснимыми...
Т
еперь, по прошествии многих лет, невозможно не задаться вопросом: почему именно песни наиболее  полно и объективно поведали нам об этой войне? Ну да, конечно, журналистика не могла тогда подробно и достоверно рассказывать о боевых действиях, о трагических судьбах воевавших солдат и офицеров. И всё-таки чуткая цензура не порождает такого всплеска песенного творчества…  Тут было нечто другое. Скорее, в этом сказалась нормальная, здоровая реакция общества на трагедию человеческой смерти, вдруг становившейся обыденной.
Уже потом, годы спустя, эти искренние афганские авторские песни, как водится, были заслонены эстрадными поделками на «афганскую» тему. И всё-таки они остались неповторимой страницей и в русской поэзии, и  в народном творчестве, и в общественном сознании
. А зазвучит, оживёт песня вновь или будет молчать – это зависит от духовного и нравственного состояния нашего общества…

 

Катерина Беда.
15 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
10 июля
пятница
2020

В этот день:

Минная постановка подводной лодки «Краб»

10 июля 1915 года русская подводная лодка «Краб» заминировала пролив Босфор.

Минная постановка подводной лодки «Краб»

10 июля 1915 года русская подводная лодка «Краб» заминировала пролив Босфор.

Это была первая минная постановка с борта субмарины.

Русская подлодка «Краб» являлась первым в мире подводным минным заградителем. Она была заложена в конце 1909 года на судоверфи завода «Наваль» в Николаеве, спущена на воду 25 августа 1912 года. Во время Первой мировой войны в первый боевой поход подводный минный заградитель вышел 8 июля 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами «Краб» направился в сопровождении подводных лодок «Морж», «Нерпа» и «Тюлень» к Босфору. 10 июля мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. На выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс».

Начало обороны Ленинграда

10 июля 1941 году началась великая оборона Ленинграда.

Начало обороны Ленинграда

10 июля 1941 году началась великая оборона Ленинграда.

В июле - сентябре 1941 войска немецкой группы армий "Север", имея значительное превосходство в силах, преодолели сопротивление советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла страны. В ходе 900-дневной блокады войска Ленинградского фронта, силы Балтийского флота и Ладожской военной флотилии отразили все атаки врага. Население Ленинграда, несмотря на варварские бомбардировки, голод и холод, активно помогало фронту. Город сдан не был.

Сталин стал во главе Ставки ВГК

10 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление об образовании трех главных командований: Северо-Западного направления (главнокомандующий К. Е. ВОРОШИЛОВ), Западного направления (С. К. ТИМОШЕНКО) и Юго-Западного (С. М . БУДЁННЫЙ). Одновременно Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования под председательством И. В. СТАЛИНА.

Космонавт Петр Климук

10 июля 1942 года родился Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР

Космонавт Петр Климук

10 июля 1942 года родился Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР

Он - дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации, кандидат технических наук, член КПСС с 1963 года.

В 1964 году Петр Климук закончил Черниговское высшее военное училище летчиков имени Ленинского комсомола. Затем служил в авиационных частях Советской Армии. Зачислен в отряд космонавтов в 1965 году. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». Совершил три космических полёта в качестве командира экипажа. Первый космический полёт совершил с 18 по 26 декабря 1973 года вместе с бортинженером В. В. Лебедевым на космическом корабле «Союз-13». Продолжительность полёта составила 7 дней 20 часов 55 минут 35 секунд. Свой второй полёт в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с бортинженером В. И. Севастьяновым на космическом корабле «Союз-18-2» к орбитальной станции «Салют-4». Продолжительность пребывания в космосе составила 62 дня 23 часа 20 минут 8 секунд. Третий полёт в космос совершил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем, гражданином Польской Народной Республики М. Гермашевским на космическом корабле «Союз-30» к орбитальной станции «Салют-6» для совместной работы с её экипажем — В. В. Ковалёнком и А. С. Иванченковым. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 2 часа 2 минуты 59 секунд. Всего за 3 полёта в космос налетал 78 дней 18 часов 18 минут 42 секунды.

С 30 марта 1976 года — заместитель командира отряда космонавтов ЦПК по политической части, с 24 января 1978 — заместитель начальника ЦПК — начальник политотдела Центра. 3 апреля 1991 года в связи с расформированием политорганов в армии переведён на должность начальника военно-политического отдела, заместителя начальника ЦПК. С 12 сентября 1991 по сентябрь 2003 — начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение