RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Доброе слово поэту
21 марта 2017 г.

Доброе слово поэту

21 марта отмечается Всемирный день поэзии
Кортики - вернуть! А либералов не трогать!
17 декабря 2015 г.

Кортики - вернуть! А либералов не трогать!

17 декабря 2015 года Президент России Владимир Путин провёл очередную большую пресс-конференцию с участием ведущих СМИ.
Забытая страница Тегеранской конференции
2 декабря 2018 г.

Забытая страница Тегеранской конференции

Как шах Ирана пытался Сталину руку поцеловать...
Мама (из Рассказов Борисыча)
7 марта 2019 г.

Мама (из Рассказов Борисыча)

В канун Международного женского дня РГК получил письмо от писателя из Хабаровска с текстами серии рассказов
Фильм о русском поэте Юрии Кузнецове
14 ноября 2018 г.

Фильм о русском поэте Юрии Кузнецове

13 ноября 2018 года в Литературном институте имени М. Горького состоялась презентация документального кинофильма «Юрий Кузнецов. Взгляд с востока».
Главная » Читальный зал » Королева русских гуслей

Королева русских гуслей

20 января 2019 года исполнилось сто лет со дня рождения солистки оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова, народной артистки РСФСР Веры Николаевны Городовской

.
Королева русских гуслей

 «В некотором царстве, в некотором государстве….». Вам наверняка знакомы с детства эти слова, с которых начинаются многие русские народные сказки. В них нас встречали добрые и злые герои и обязательно очень многие чудесные волшебные вещи, скажем, скатерть–самобранка, шапка – невидимка, а еще гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. К сожалению, сегодня, наверное, мало кто знает, что самым большим виртуозом этого музыкального инструмента у нас в России была народная артистка РСФСР Вера Николаевна Городовская.
Ее творческий путь в большое искусство начался в родном Ростове Великом. Отец, Николай Леонидович Смирнов был регентом ростовского Успенского собора, мать — Наталья Павловна — пела в руководимом им хоре. С семи лет Вера начала обучаться игре на фортепиано, и с двенадцати уже подрабатывала на сеансах немого кино. Однажды способной студентке музыкального техникума предложили попробовать себя в Ярославском оркестре народных инструментов в игре на незнакомых ей до тех пор клавишных гуслях. Взяв несколько аккордов, она влюбилась в этот чудный сказочный инструмент, и с того дня в одну минуту решилась вся дальнейшая судьба Веры Городовской. Потом была учеба в Московской консерватории по классу фортепиано, дальше приглашение в знаменитый оркестр русских народных инструментов Союза ССР, в котором студентка становится первой исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных музыкальных коллективов страны. С началом войны многие музыканты уходят на фронт, и Городовская остается единственной гуслисткой в коллективе.
В 1942 году, по решению ЦК ВКП(б) в Москву из Ленинграда было вывезено имущество оркестра первого в России оркестра русских народных инструментов, основанного Василием Андреевым. Вере Николаевне поручили освоить новый для нее и для оркестра инструмент — на этот раз щипковые гусли. Любопытно, что сначала она даже не знала с какой стороны ей правильно за них садиться. Эту задачу она решила по принципу арфы — высокий регистр около себя, а нижний - от себя. Играть так было неудобно, и тогда она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны. Руководитель оркестра Николай Петрович Осипов сказал: «Попробуй, может, так что и получится?» — И получилось. С этого времени начинается эпоха первой женщины - гуслистки в оркестре.
В то время в Москве уже забыли, когда щипковые гусли использовались в концертной практике. Пришлось Городовской самой сочинять оркестровую партию, ведь ни один композитор не знал этого инструмента. Так появились небольшие сочиненные ею пьесы и сольные номера в ее исполнении. Именно к щипковым гуслям относится дебют Городовской в качестве композитора, открывший новую страницу в современной истории старейшего русского музыкального инструмента. С середины 80-х годов прошлого века ее композиторская деятельность отмечалась премиями трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки и конкурса на приз им. Николая Будашкина. В канун 80-летнего юбилея артистки вышла в свет её книга «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях», обобщившая опыт ее многолетней творческой работы. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Городовская также стала кавалером орденов «Дружба народов» и «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Сегодня о выдающемся композиторе и музыканте вспоминает долгие годы сотрудничавшая с ней народная артистка России, солистка Большого театра России Ирина Журина:
-
В жизни каждого исполнителя случаются периоды творческого восхождения к новой еще неизведанной ступени своего профессионального мастерства. Я была уже, что называется, прописана в труппе солистов оперы Большого театра, когда однажды мне предложили выступить с оркестром русских народных инструментов им. Н.П. Осипова. После репетиции в зале им. П.И. Чайковского миловидная, улыбчивая женщина предложила исполнить в ее только что законченной обработке русскую народную песню «Травушка - муравушка». - Там есть несколько высоких нот, - сказала она мне - и я уверена, что ваш диапазон позволит с ними справиться. Это было начало моего творческого союза с выдающейся исполнительницей на гуслях Городовской, продлившегося без малого два десятилетия. Уже после ухода из жизни Веры Николаевны ее супруг домрист Сергей Николаевич Видякин подготовил сборник посвященных ею мне пьес и романсов. В нем десять произведений для высокого голоса, в разные годы записанные мной на радио и ТВ.
Конечно, мне было приятно занять свое пока еще скромное место в кругу ближайших друзей Веры Николаевны, с которыми у нее уже были творческие связи – Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко, Ольги. Воронец, Людмилы Николаевой. Это удивительно, но наши голоса были поразительно схожи - у нее было такое же высокое сопрано. Поражало ее умение отличить истинное от наносного, увлечь партнера присущим ей тонким чувством прекрасного. Мне не забыть ее поздних телефонных звонков: «Ирочка, а как вы смотрите на романс «Слушайте, если хотите»? – Вера Николаевна, он же для баса… - Ничего подобного, он у нас с вами обязательно получится». И я бросала все и летела к ней на крыльях, заранее радуясь ждущей меня встрече с еще одной, быть может, самой яркой страницей в моем репертуаре, с еще одним очередным вокальным шедевром. Романсы и песни Веры Николаевны я исполняла в Рязани и в ее родном Ярославле, в Японии и в Австралии, в Англии и в Италии, в США и в Корее… Они легко преодолевали границы - всюду нам с ней сопутствовал успех.
Я благодарна этой солнечной, доброжелательной, улыбчивой, потрясающе талантливой женщине, подарившей мне незабываемые счастливые минуты настоящего творческого успеха.
На снимке: Вера Городовская (слева) и Ирина Журина.

Интересные факты
•У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
•В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
•При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
•В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага, а затем на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.

Источник: http://lgz.ru/article/-1-2-6674-16-01-2019/k-stoletiyu-legendy-russkikh-gusley/

 

.
20 января 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
2 июня
вторник
2020

В этот день:

Исследователь Аляски Лаврентий Загоскин

2 июня 1808 года родился Лаврентий Алексеевич ЗАГОСКИН, русский морской офицер, исследователь Аляски. Он закончил Морской кадетский корпус, служил в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Астрахани. Во время морских походов, нередко по собственной инициативе, обследовал побережье Берингова моря, а затем и территориальную Аляску.

Исследователь Аляски Лаврентий Загоскин

2 июня 1808 года родился Лаврентий Алексеевич ЗАГОСКИН, русский морской офицер, исследователь Аляски. Он закончил Морской кадетский корпус, служил в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Астрахани. Во время морских походов, нередко по собственной инициативе, обследовал побережье Берингова моря, а затем и территориальную Аляску.

Летом 1842-го на бриге он приплыл из Новоархангельска в Михайловский острог. В дальнейшем, передвигаясь на байдаре, произвел опись побережья залива Нортон до устья реки Уналаклит. С наступлением зимы отправился на собачьих упряжках в редут Нулато, обследовал низовья реки Коюкук.

Летом 1843 года прошел до устья реки Тананы (притока реки Квикпак). Пересев на байдару, исследовал и нанес на карту реку Квикпак от порогов до нижней луки. Следующим летом обследовал среднее и нижнее течение реки Кускоквим. В 1846 году Загоскин сухопутным путем через Сибирь возвратился в Санкт-Петербург. Через год он издал книгу о своих исследованиях «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах с меркарторскою картою, гравированную на меди» в 2-х частях. Это первое подробное описание глубинных территорий полустрова, а также этнографических особенностей коренных жителей Аляски.

 

Памяти Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года умер Вячеслав Михайлович КЛЫКОВ, скульптор героической тематики, автор памятников великому князю Владимиру, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Пушкину, маршалу Жукову и многим другим великим людям России.

Памяти Вячеслава Клыкова

2 июня 2006 года умер Вячеслав Михайлович КЛЫКОВ, скульптор героической тематики, автор памятников великому князю Владимиру, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Пушкину, маршалу Жукову и многим другим великим людям России.

Им также были созданы памятники: Рубцову в Тотьме (1986); Батюшкову в Вологде (1987); великой княгине Елизавете Федоровне в Москве (1990); протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991); Кириллу и Мефодию (1991) в Москве; Бунину в Орле (1995); Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998); Петру I в Липецке (1996); Илье Муромцу в Калуге (1998); Александру Невскому в Курске (2000). По проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге.

Вячеслав Михайлович не только в творчестве был привержен героической тематике, но и в жизни. Он всегда проявлял активную и смелую жизненную позицию. В 1990-е годы, несмотря на противодействие антирусских сил, создал Международный фонд славянской письменности и культуры, был его президентом. 21 ноября 2005 года провёл восстановительный съезд Союза русского народа, был избран его председателем. Но менее чем через год после этого умер в расцвете творческих сил на 67 году жизни.

 

Битва под Батогом

2 июня 1652 года закончилось одно из крупных сражений в ходе восстания Богдана Хмельницкого против правительства Речи Посполитой.

Битва под Батогом

2 июня 1652 года закончилось одно из крупных сражений в ходе восстания Богдана Хмельницкого против правительства Речи Посполитой.

Объединённая армия запорожских казаков под предводительством Богдана Хмельницкого и крымских татар хана Исляма III Герая нанесла в двухдневной битве разгромное поражение войску Речи Посполитой.
После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение