RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Гимн мужеству фронтовиков
29 мая 2020 г.

Гимн мужеству фронтовиков

Интервью с человеком, отстоявшим свою 75-дневную Вахту Памяти в честь Великой Победы
Берегите русских!
3 ноября 2013 г.

Берегите русских!

XVII Всемирный Русский Народный Собор предупреждает: упадок русского национального самосознания сравним с крахом Римской империи и гибелью Византии
Возраст — не про нас
20 октября 2020 г.

Возраст — не про нас

Предлагаем вниманию читателей очередную подборку стихов постоянного автора и друга РГК уральского поэта Александра Михайловича Костенко
Зачем Западу очередной трибунал
20 июля 2015 г.

Зачем Западу очередной трибунал

В мировых СМИ разгорелся нешуточный шум и гам по вопросу учреждения международного показательного суда по поводу сбитого год назад над Донбассом гражданского самолета.
Новые угрозы киевской хунты
19 июня 2015 г.

Новые угрозы киевской хунты

Приднестровье — еще одно направление агрессивного безпредела украинских фашистов
Главная » Читальный зал » Королева русских гуслей

Королева русских гуслей

20 января 2019 года исполнилось сто лет со дня рождения солистки оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова, народной артистки РСФСР Веры Николаевны Городовской

.
Королева русских гуслей

 «В некотором царстве, в некотором государстве….». Вам наверняка знакомы с детства эти слова, с которых начинаются многие русские народные сказки. В них нас встречали добрые и злые герои и обязательно очень многие чудесные волшебные вещи, скажем, скатерть–самобранка, шапка – невидимка, а еще гусли–самогуды, заставляющие плясать без устали. К сожалению, сегодня, наверное, мало кто знает, что самым большим виртуозом этого музыкального инструмента у нас в России была народная артистка РСФСР Вера Николаевна Городовская.
Ее творческий путь в большое искусство начался в родном Ростове Великом. Отец, Николай Леонидович Смирнов был регентом ростовского Успенского собора, мать — Наталья Павловна — пела в руководимом им хоре. С семи лет Вера начала обучаться игре на фортепиано, и с двенадцати уже подрабатывала на сеансах немого кино. Однажды способной студентке музыкального техникума предложили попробовать себя в Ярославском оркестре народных инструментов в игре на незнакомых ей до тех пор клавишных гуслях. Взяв несколько аккордов, она влюбилась в этот чудный сказочный инструмент, и с того дня в одну минуту решилась вся дальнейшая судьба Веры Городовской. Потом была учеба в Московской консерватории по классу фортепиано, дальше приглашение в знаменитый оркестр русских народных инструментов Союза ССР, в котором студентка становится первой исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных музыкальных коллективов страны. С началом войны многие музыканты уходят на фронт, и Городовская остается единственной гуслисткой в коллективе.
В 1942 году, по решению ЦК ВКП(б) в Москву из Ленинграда было вывезено имущество оркестра первого в России оркестра русских народных инструментов, основанного Василием Андреевым. Вере Николаевне поручили освоить новый для нее и для оркестра инструмент — на этот раз щипковые гусли. Любопытно, что сначала она даже не знала с какой стороны ей правильно за них садиться. Эту задачу она решила по принципу арфы — высокий регистр около себя, а нижний - от себя. Играть так было неудобно, и тогда она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны. Руководитель оркестра Николай Петрович Осипов сказал: «Попробуй, может, так что и получится?» — И получилось. С этого времени начинается эпоха первой женщины - гуслистки в оркестре.
В то время в Москве уже забыли, когда щипковые гусли использовались в концертной практике. Пришлось Городовской самой сочинять оркестровую партию, ведь ни один композитор не знал этого инструмента. Так появились небольшие сочиненные ею пьесы и сольные номера в ее исполнении. Именно к щипковым гуслям относится дебют Городовской в качестве композитора, открывший новую страницу в современной истории старейшего русского музыкального инструмента. С середины 80-х годов прошлого века ее композиторская деятельность отмечалась премиями трех Всероссийских конкурсов патриотической музыки и конкурса на приз им. Николая Будашкина. В канун 80-летнего юбилея артистки вышла в свет её книга «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях», обобщившая опыт ее многолетней творческой работы. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Городовская также стала кавалером орденов «Дружба народов» и «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Сегодня о выдающемся композиторе и музыканте вспоминает долгие годы сотрудничавшая с ней народная артистка России, солистка Большого театра России Ирина Журина:
-
В жизни каждого исполнителя случаются периоды творческого восхождения к новой еще неизведанной ступени своего профессионального мастерства. Я была уже, что называется, прописана в труппе солистов оперы Большого театра, когда однажды мне предложили выступить с оркестром русских народных инструментов им. Н.П. Осипова. После репетиции в зале им. П.И. Чайковского миловидная, улыбчивая женщина предложила исполнить в ее только что законченной обработке русскую народную песню «Травушка - муравушка». - Там есть несколько высоких нот, - сказала она мне - и я уверена, что ваш диапазон позволит с ними справиться. Это было начало моего творческого союза с выдающейся исполнительницей на гуслях Городовской, продлившегося без малого два десятилетия. Уже после ухода из жизни Веры Николаевны ее супруг домрист Сергей Николаевич Видякин подготовил сборник посвященных ею мне пьес и романсов. В нем десять произведений для высокого голоса, в разные годы записанные мной на радио и ТВ.
Конечно, мне было приятно занять свое пока еще скромное место в кругу ближайших друзей Веры Николаевны, с которыми у нее уже были творческие связи – Людмилы Зыкиной, Александры Стрельченко, Ольги. Воронец, Людмилы Николаевой. Это удивительно, но наши голоса были поразительно схожи - у нее было такое же высокое сопрано. Поражало ее умение отличить истинное от наносного, увлечь партнера присущим ей тонким чувством прекрасного. Мне не забыть ее поздних телефонных звонков: «Ирочка, а как вы смотрите на романс «Слушайте, если хотите»? – Вера Николаевна, он же для баса… - Ничего подобного, он у нас с вами обязательно получится». И я бросала все и летела к ней на крыльях, заранее радуясь ждущей меня встрече с еще одной, быть может, самой яркой страницей в моем репертуаре, с еще одним очередным вокальным шедевром. Романсы и песни Веры Николаевны я исполняла в Рязани и в ее родном Ярославле, в Японии и в Австралии, в Англии и в Италии, в США и в Корее… Они легко преодолевали границы - всюду нам с ней сопутствовал успех.
Я благодарна этой солнечной, доброжелательной, улыбчивой, потрясающе талантливой женщине, подарившей мне незабываемые счастливые минуты настоящего творческого успеха.
На снимке: Вера Городовская (слева) и Ирина Журина.

Интересные факты
•У русского царя Ивана Грозного для его персонального увеселения при дворе существовал ансамбль гуслистов.
•В 1654 году по особому распоряжению патриарха всея Руси Никона пять больших нагруженных телег со скоморошьими инструментами, в том числе и гуслями, были привезены на берег Москвы - реки и там сожжены при всем народе. Огромный костер полыхал несколько суток.
•При дворе императрицы Екатерины II камер–гуслистом служил виртуоз–исполнитель, композитор и собиратель народных песен В. Трутовский.
•В мае 1945 года ансамбль гуслистов выступил в Берлине на ступенях поверженного рейхстага, а затем на концерте в Москве, посвященном Параду Победы.

Источник: http://lgz.ru/article/-1-2-6674-16-01-2019/k-stoletiyu-legendy-russkikh-gusley/

 

.
20 января 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
28 ноября
суббота
2020

В этот день:

Флотилия на Амуре

28 ноября 1908 года была сформирована Амурская речная военная флотилия.

Флотилия на Амуре

28 ноября 1908 года была сформирована Амурская речная военная флотилия.

Первые русские боевые суда появились на реке Амур еще летом 1644 года — это были струги казачьего атамана В. Д. Пояркова. Потом там побывал на боевых стругах атаман Е. П. Хабаров. После него на долгие десятилетия Амур был недосягаем для русских. Лишь 10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского низовья Амура стали вновь доступны для России. 8 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.

Но это было эпизодическое появление боевых судов на Амуре. Первое соединение боевых кораблей появилось здесь в 1895 году. Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья военная флотилия. Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. на Амуре находились 6 вооруженных пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»). Из них 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии.
По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для созданной в 1908 году Амурской флотилии было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда ещё не существовало).

В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики. В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х гг. начала восстанавливаться.

27 июня 1931 года флотилия переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию. В предвоенные годы, с 1935—1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. К 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

В 1945 г. флотилия принимала участие в войне с Японией, находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта — в Маньчжурской наступательной операции 9 — 20 августа 1945 г.

После войны развивалась и пополнялась новыми кораблями вплоть до начала «реформ» 1991 года. Из-за недофинансирования началось сокращение и резка на металлолм боевых кораблей и катеров. По состоянию на 2008 год от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль — малый артиллерийский корабль «Вьюга». Не надо врагов — достаточно «демократов». И все будет разрушено.

 

Тегеранская конференция

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав СССР (И. В. Сталин), США (Ф. Д. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).

Тегеранская конференция

28 ноября 1943 года началась Тегеранская конференция глав правительств трёх союзных держав СССР (И. В. Сталин), США (Ф. Д. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль).

 Проходила до 1 декабря 1943 года. Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира: о постыдно запоздалом включении союзников в войну с Германией в Европе; о предоставлении независимости Ирану; о войне с Японией после разгрома нацистской Германии; о контурах послевоенного устройства мира.

Первый сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте. В тот день системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы СССР. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками.

Первый сверхзвуковой таран

28 ноября 1973 года советский лётчик капитан Геннадий Елисеев совершил первый в мире таран на сверхзвуковом самолёте. В тот день системы ПВО Закавказского военного округа зафиксировали нарушение Государственной границы СССР. На перехват цели отправился МиГ-21, за штурвалом которого был 35-летний капитан Геннадий Николаевич Елисеев. Нарушителем оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками.

Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский офицер Мохаммад Шокуния. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, Елисеев выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом применил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались. Тогда Елисеев решился на таран. Оба самолета взорвались. Катапультироваться Елисееву не удалось, а вражеские пилоты оказались более удачливыми. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. Генндию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение