RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Советский патриотизм
11 августа 2020 г.

Советский патриотизм

Под таки заголовком 11 августа 1947 года в газете «Правда» опубликована статья Д. Шепилова.
Фашизм финансировали США
4 января 2020 г.

Фашизм финансировали США

4 января 1932 года состоялась встреча крупнейшего английского банкира М. Нормана с Гитлером, на которой было заключено тайное соглашение о финансировании НСДАП Федеральной резервной системой США и Банком Англии
«Победа-70»: поэтесса Людмила Стальнова
1 ноября 2015 г.

«Победа-70»: поэтесса Людмила Стальнова

Продолжаем традиционный поэтический конкурс патриотической поэзии, посвященный в этом году 70-летию Великой Победы
Сергей Филиппов: драматическая судьба советского комика
17 апреля 2015 г.

Сергей Филиппов: драматическая судьба советского комика

19 апреля 2015 года – 25 лет со дня смерти замечательного киноактёра
Юным преемникам русской славы
3 декабря 2017 г.

Юным преемникам русской славы

Подборка новых стихов поэта Игоря Гревцева - победителя конкурсов поэзии, проведённых РГК в 2013, 2014, 2015 и 2016 годах
Главная » Читальный зал » Божий дар

Божий дар

22 октября 2020 года отмечается 150-лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953)

Он первым из наших литераторов был удостоен Нобелевской премии (1933).
Божий дар

В рассказе «Бернар» (1952) – одном из последних – Бунин оставил своего рода художественное завещание. Раздумья автора, дней которого «на земле осталось уже мало», над последними словами французского моряка по имени Бернар, перед смертью твёрдо сказавшего: «Думаю, что я был хороший моряк», – выливаются в оду жизни, прославление целесообразности устроения Божьего мира. Трагизм конечного земного существования преодолевается приближением к сокровенному смыслу бытия, который заключается для человека в том, чтобы всеми силами служить на земле своему призванию, исполнять долг, «возложенный на него Богом». Бунин размышляет: «Бог всякому из нас даёт вместе с жизнью тот или иной талант и возлагает на нас священный долг не зарывать его в землю. Зачем, почему? Мы этого не знаем. Но мы должны знать, что всё в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое Божье намерение, направленное к тому, чтобы всё в этом мире “было хорошо”».
Рассказ Бунина, «пламеневшего духом» в творчестве,  содержит реминисценцию евангельской притчи о рабах, получивших от господина своего таланты – каждому по его силе.  Эта притча приложима к труду писателя. Он не вправе уподобляться тому «лукавому и ленивому рабу», который, приняв свой «один талант», не употребил его в дело, не отдал в рост, но «пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25: 18).
Говоря притчей о «таланте серебра» как денежной единице, Христос избрал образ­ность, доступную и близкую иудеям – ростовщикам, меновщикам, торговцам и мытарям. В то же время новозаветная метафора не подлежит материальному изме­рению. Подразумевается не имущественная мерка, а таланты духовные, получен­ные рабами Божьими от Господа в дар. Именно эти дары человек призван развивать и преумножать, отдавать на служение ближним: «даром получили, даром отдавайте» (Мф. 10: 8); «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: 33).
Знаменательно, что писатели Серебряного века – современники Бунина – также сравнили  его талант с «серебром», уподобили «матовому серебру». Этот драгоценный «металл» выковывался сложно, порой мучительно. Бунин иногда расценивал его как «тягостное бремя». В рассказе «Цикады» писатель привёл самохарактеристику литературного творчества: «Кто и зачем обязал меня без отдыха нести бремя, тягостное, изнурительное, но неотвратимое, – непрестанно высказывать свои чувства, мысли, представления, и высказывать не просто, а с точностью, красотой, силой, которые должны очаровывать, восхищать, давать людям печаль или счастье?».
Ответ был сформулирован на закате дней Бунина в рассказе «Бернар». Автор осознаёт, что талант не только дар, но и Божье задание, «и что усердное исполнение этого Божьего намерения есть всегда наша заслуга перед Ним, а посему и радость, гордость» (3, 491). Так, тяжкий крест, достойно пронесённый по дороге жизни, позволяет ощутить полноту и гармонию евангельской антиномии: «иго Моё  – благо, и бремя Моё легко» (Мф.11: 30). Оценивая свой творческий путь, Бунин пришёл к мысли о том, что он, согласно евангельскому завету,  «не зарыл свой талант в землю», работал «не за страх, а за совесть», «хорошо» выполнил своё предназначение: «ведь сам Бог любит, чтобы всё было “хорошо”. Он сам радовался, видя, что Его творения “весьма хороши”» (3, 492).
...В дальнейшем эти качества проявились в формировании неповторимой писательской манеры. Одна из её особенностей – в умении передать состояние мира внутреннего в ясных образах мира внешнего: красках, звуках, ароматах. Окружающее пространство, узнаваемое в своих приметах как природа среднерусской полосы, в лирической преображённости становится  «пейзажем души», одинаково свойственным и бунинской поэзии,  и  прозе, на которой неизменно лежит поэтический отпечаток. Сам Бунин сознавал себя прежде всего поэтом и огорчался, когда его считали в первую очередь прозаиком.
...Художническая установка на безыскусственность и чистоту стиха проявилась и в ранней, и в зрелой лирике Бунина. Высокую оценку современников получил его поэтический сборник «Листопад» (1901), в котором были отмечены «душевное равновесие, простота, ясность и здоровье» (К.И. Чуковский). Не остался равнодушным к бунинской поэзии  А. Блок, подчеркнувший, что «цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина <…> ценны и единственны в своём роде» .
Естественность и непринуждённость Бунина-поэта выражались и в том, как он, по воспоминаниям современников, читал свои стихи: не декламировал, а произносил их, как бы разговаривая сам с собою. Это была принципиальная позиция. В отношении к поэзии он считал недопустимыми манерность, театраль­ность, вычурность. Своё убеждение Бунин перенёс и на страницы прозы. Например, в повести «Митина любовь» (1924) есть эпизод, когда герой испыты­вает мучительное чувство стыда за свою подругу, в то время как она со сцены декламирует стихи: «читала она с той пошлой певучестью, фальшью и глупостью в каждом звуке, которые считались высшим искусством чтения <…> она не говорила, а всё время восклицала с какой-то назойливой томной страстно­стью, с неумеренной, ничем не обоснованной в своей настойчивости мольбой». 
Противник всякой пошлости и неискренности – Бунин проявил себя как продолжатель традиций русской классики, от Пушкина до Фета: «Пушкин был для меня в ту пору подлинной частью моей жизни. <…> больше всего был я с Пушкиным. Сколько чувств рождал он во мне!».
...Тема Божьей милости, христианского упования на высшее заступничество и тема родной земли, Родины в её русских приметах («полевые пути меж колосьев и трав») особенно пронзительно соединились в бунинском стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» (1918):

                        И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

                        И лазурь, и полуденный зной…

                       Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

                       «Был ли счастлив ты в жизни земной?»

                       И забуду я всё - вспомню только вот эти

                       Полевые пути меж колосьев и трав -

                      И от сладостных слёз не успею ответить,

                      К милосердным коленям припав.

Полный текст статьи: https://ruskline.ru/

 

 

Алла Анатольевна Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва), историк литературы
22 октября 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
вторник
2020

В этот день:

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков). Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

 

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных. Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады.

Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

Севастопольская кузница русских авиаторов

24 ноября 1910 года была открыта Севастопольская офицерская школа авиации, которая через 80 лет была уничтожена кремлевскими «демократами».

После октября 1917 года школа преобразована в Качинское училище военных летчиков. За советский период училище подготовило 16 574 лётчика, среди которых было 352 Героя Советского Союза, 17 Героев РФ, 119 заслуженных военных лётчиков и лётчиков-испытателей, 12 маршалов авиации и 200 генералов.
Но в 90-годы прошлого столетия захватившие Кремль «демократы» уничтожили училище. Теперь у России нет этой славной кузницы военных летчиков.

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение