RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Осторожно: «Сволочи»!
1 декабря 2013 г.

Осторожно: «Сволочи»!

РенТВ тиражирует гнусную ложь о Великой Отечественной войне
Православный ликбез: о грехе
4 июля 2015 г.

Православный ликбез: о грехе

Продолжаем публиковать серию статей нашей читательницы Оксаны Макаровой с популярным изложением азов православного вероучения
Православие и государственность
27 января 2015 г.

Православие и государственность

22 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в III Рождественских Парламентских встречах, состоявшихся в Государственной Думе ФС РФ
2015: возможно ли счастье?
5 января 2015 г.

2015: возможно ли счастье?

Что способен принести этот год нам и миру, который все более дичает
Люди — выродки - нелюди
14 марта 2015 г.

Люди — выродки - нелюди

Такая зловещая цепочка, не свойственная развитию человека, становится едва ли не символом нашего времени. Почему?
Главная » Читальный зал » НОВЫЕ ТРИХИНЫ

НОВЫЕ ТРИХИНЫ

Размышления писателя и литературоведа о навалившихся на страну пандермии и коронабесии

Оказывается, эта напасть давно описана русскими литературными классиками.
НОВЫЕ ТРИХИНЫ

 Эта новая напасть – коронавирус, и вызванная им пандемия, наступила для людей совершенно неожиданно. Пожалуй, никто не предполагал, что главная угроза человеку, да что там – роду человеческому может исходить отсюда. Всех охватила непонятная тревога за себя, за детей, за будущее. Всё, что только вчера казалось таким важным и необходимым, вдруг оказалось никчёмным и ненужным. Растерянность приходила и от осознания того, что напасть эта оказалась мировой, бежать от неё стало некуда…
Несколько оправившись от неизбежной в таком положении паники, люди начали размышлять о том, что же, собственно, происходит. И надо отдать должное, наиболее проницательные из них скоро поняли, что эта неожиданная напасть имеет не столько медицинскую и физиологическую природу, сколько какую-то иную – неведомую и трудноразличимую, мировоззренческую, касающуюся самого существа человека, духовную сущность.
Но почему беда обрушилась на род человеческий так неожиданно? Почему она пришла не оттуда, откуда мы её ожидали? Мы ведь полагали, что главная угроза – это война, открытое вооружённое столкновение. Мы ведь и мысли не допускали, что могут наступить такие времена, что оружие железное может оказаться бесполезным… Ясно, почему всё пришло так неожиданно. Наши современники уверовали в такое устройство этого мира, выдвинули для этого такие упрощённые и даже примитивные идеи, на которых человеческое сообщество устроено быть не может. И поскольку такие идеи навязывались беспощадно, огнём и мечом, в качестве единственных и обязательных, это не могло не стать источником перманентных, постоянно воспроизводящихся и внешне, вроде бы, беспричинных потрясений. Это – по природе своей революционное сознание, разрушающее всякую традицию, напрочь игнорирующее духовную природу человека, это то, ничем неистребимое миропонимание, которое в своей мировоззренческой основе имеет снизвержение небесного на землю, реальным признающее только и исключительно материальное. В конечном итоге, это то мировое вавилонское строительство, которое, изменяя свои формы, существует всегда. Оно ничем не устранимо в борьбе за духовную сущность человека в брани духовной. И весь вопрос состоит не в том, что его не должно быть или может не быть, а в том, что когда оно становится абсолютно преобладающим, наступает то, о чём безвестный автор «Слова о полку Игореве» писал более восьмисот лет назад, в 1185 году: «Наниче ся годины обратиша». То есть, время обратилось своей изнанкой, и жизнь человеческая начала терять смысл…
Это искажённое мироустройство навязывалось столь долго и беспощадно, что мир, род человеческий в конце концов не мог не взбунтоваться. Не мог не взбунтоваться против искажения духовной природы человека, против того, что вавилонское строительство «цивилизации» дошло до того, что человек оказался «лишним», оказался препятствием на пути этого «строительства». И тогда по каким-то нам неведомым законам и путям явился коронавирус, в наказание за долгий духовный и интеллектуальный блуд, чтобы сбросить с себя эту порочную и губительную парадигму «цивилизации». Наивное мировоззрение полагает, что зло устранимо в этом мире, что когда-нибудь, рано или поздно, но зло будет побеждено и наступит рай на земле. Но зло – неустранимо, так же как указание на зло, не избавляет нас от него. Сам Господь не только оставил на земле Каина, но и защитил его знамением, печатью…
Это – причина. А как разрешится эта напасть, сумеет ли человеческий интеллект предъявить истинный образ мира или же он будет удушен какой-нибудь «новой», «передовой», «неолиберальной», к примеру, идеологической удавкой, это пока не очевидно. А с коронавирусом, как таковым, земные врачи, как уже не раз бывало при других «вирусах», справятся. Духовных же врачей пока не видно. А те, что есть, изолированы от людей информационными технологиями тщательно.
Вся надежда на то, что у нас в России есть некоторый опыт преодоления подобных бед. Ведь при всей новизне этой эпидемии – мы нечто подобное уже переживали, переживаем в той или иной степени всегда. И весь вопрос теперь в том, будет ли востребован этот опыт. Этот опыт запечатлён в вершинных творениях великой русской литературы. Но она всё настойчивее вытесняется из общественного сознания и изгоняется из образования. Несмотря ни на что, ни на какую очевидность этого варварства. В «Эпилоге» романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский изображает то, чем мучился Родион Раскольников после того, когда всё произошло. Ему грезилась некая болезнь непонятная, неведомая земным врачам: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нём одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе».
Это – «новые трихины». Но это же – симптомы нынешнего «безсимптомного» коронавируса, замеченные Ф.М. Достоевским более стапятидесяти лет назад… В это трудно поверить, но это так. Впрочем, это не ново, так как в нашем российском обществе давно уже сложились странные отношения между словом и делом, то есть, собственно, жизнью. Во всяком случае, не по Евангельской заповеди – «В начале было слово»… Когда в 1909 году лучшие умы того времени за восемь лет до революционного крушения России предсказали его в знаменитом сборнике «Вехи», – в это тоже не хотелось верить. Казалось, что точный, интеллектуальный диагноз убережёт от беды. Не уберёг. Всё произошло, что называется, по писаному. Убережёт ли теперь, пока не очевидно.
Ведь начавшийся со времён «просветителей», с Вольтера образ мира, получив полное развитие, обнажив свои неизбежные результаты, исчерпал себя. Но он всё ещё навязывается и удерживается всей мощью пропагандистских информационных средств, от которых живой человеческой душе спрятаться негде.
Наступает иной род спасения: спасать не мир, а человеческую душу, с которой устоит и мир. Впрочем, этот род спасения осознан уже давно, забиваемый примитивными и убогими идеями: «Но настал другой род спасения. Не бежать на корабле из земли своей, спасая своё презренное земное имущество, но, спасая свою душу, не выходя вон из государства, должен всяк из нас спасать себя самого в самом сердце государства» (Н. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», 1847 г.)
Но бежать оказалось, да и было, некуда: «Но куды бежать? вот вопрос. Европе пришлось ещё трудней, нежели России. Разница в том, что там никто ещё этого вполне не видит: всё, не выключая даже государственных людей, пребывает покуда на верхушке верхних сведений, то есть пребывает в том заколдованном круге познаний, который нанесён журналами в виде скороспелых выводов, опрометчивых показаний, выставленных сквозь лживые призмы всяких партий, вовсе не в том свете, в каком они есть» (Н. Гоголь).
Что прокричал на это неистовый, точнее, бесноватый В. Белинский? Что Россия видит своё спасение в успехах «цивилизации, просвещения, гуманности»: «Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!) не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе…». Обозванный не закончившим университетского курса В. Белинским, «великим критиком» революционного ХХ века, «проповедником кнута, апостолом невежества, поборником обскурантизма и мракобесия, панегиристом татарских нравов», Н. Гоголь только и мог сказать, что «нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина», «нельзя, получа лёгкое журнальное образование, судить о таких предметах». И добавил: «Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты…»
Итак, все слова были уже произнесены. Но, охваченный невменяемостью поклонник Вольтера, их уже не слышал, не мог слышать. А там и жизнь заканчивалась…
И вот опять всё произошло по писаному. Как теперь «На руинах великих идей» (Юрий Кузнецов) не думать о том, что эти, чуть более двух веков после Вольтера – это, может быть, всего лишь малый досадный зигзаг в развитии рода человеческого?..
Как теперь быть нам в России, со всем этим интеллектуальным «навозом», отравившим жизнь в ХХ веке и продолжающем её травить в веке нынешнем? После двух революций в одном веке, после двух крушений государственности. И если крушение России в начале века хоть как-то было мотивировано «передовым» революционным учением, так и не получившим своего развития, то крушение страны во время либеральной и криминальной революции 1991-1993 гг. уже произошло по сути, без всякой мотивации. Нельзя же назвать обоснованием и мотивацией, «учением» – набор лозунгов о разрушении восстановленной в советский период исторической России после её крушения в начале ХХ века. Нельзя же назвать «учением» весь этот интеллектуальный мусор – нигилизм, пресловутое лакейское западничество, выродившиеся в откровенную смердяковщину, открытую Ф.М. Достоевским, в поколении «реформаторов» либеральной и криминальной революции, очередных вавилонщиков. Это – и вовсе какая-то интеллектуальная и нравственная прострация.
На каких «идеях» совершено разрушение страны? Вот эти «идеи» – смердяковские и ничтожные: «Россия сегодня имеет уникальный шанс сменить свою социальную, экономическую, в конечном итоге историческую ориентацию, стать республикой «западного типа»… Вот цель «реформ» – сменить историческую ориентацию страны и народа. Ну, а если этого не получится, (а этого получиться не может), не столь жалко будет и самой России: «Свои проблемы мы должны решать сами, и, если с ними не справимся, мир спокойно отнесётся к крушению высокой российской цивилизации» (Егор Гайдар, «Государство и эволюция», М., «Евразия», 1995). Вот что задумывалось и делалось – уничтожение России.
Но самое печальное состоит в том, что такая смердяковская идеология продолжает преобладать и действовать на государственном уровне и тридцать лет спустя. Правда, она продолжает определять нашу жизнь тайно, по умолчанию, без всяких её деклараций, что только усугубляет наше положение. Как помним, после революции 1917 года «смена вех», «реставрация», то есть, строительство новой, никому пока неведомой государственности началось через семнадцать лет, с 1934 года, что умалчивается и всеми средствами не допускается в общественное сознание. Теперь же и тридцать лет спустя, неизбежная смена вех, кажется, пока и не предполагается. Но чем дольше будет длиться наша мировоззренческая неопределённость, тем горше может оказаться «похмелье» либеральствующей смердяковщины. Теперь вся надежда на коронавирус, на пандемию, ибо многое совершается у нас в России по присловью: не было счастья, так несчастье помогло…
Вся надежда теперь на «новые трихины». Ну а если коронавирус не поможет, возвращение народа, страны, государства к самим себе может оказаться более затяжным и более трагическим…
Нам скажут: но ведь для этого нужна «новая идеология». Разумеется, нужна, но не «новая». Без идеологии, то есть без смысла своего существования не может быть общества, государства, страны. Но идеология не бывает на каждый час «новой». Она формируется веками, историей, всей судьбой страны и народа. Она же – не набор каких-то догматов, как приличнее, не «теряя лица» загнать народ в стойло… Она у нас давно есть. Скажем, в одной фразе Н. Гоголя она уже есть: «И этот путь – есть сама Россия». Именно эту формулу повторял А. Блок среди революций. Но с идеологией у нас пока полный провал. В таком состоянии никакая экономика не поможет, да и невозможна. И тридцать лет спустя пока нет консолидированного ответа на вопрос, что же произошло у нас в стране: революция или контрреволюция? Это ведь не пустая игра слов. Великая русская литература, являющаяся формой народного самосознания, загнанная в «рынок», к ней вообще неприложимый, продолжает уничтожаться. Вырастают уже целые поколения детей в условиях «реформируемого» образования. Это может значить одно: преднамеренная дебилизация детей продолжается. Одичание нашего общества происходит пока неостановимо. Но тогда неизбежно встаёт вопрос: если власть не касается идеологии (литература, философия, искусство), то тогда чего она касается, если от этого зависит всё? Тогда этим занимается кто-то и в своих интересах? Или она заодно с теми, кто это делает?..
Идеологию не придумывают. Не надо вновь выбирать «передовую» идеологию. Её берут такой, какой она сложилась исторически судьбой страны и народов в неё входящих.
К этим заметкам о «новых трихинах», которые, как оказывается, не столь «новы», не могу не приложить впечатление о Дне Победы, дне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В этот день, соблюдая «самоизоляцию», пришлось посмотреть фильмы по ТВ. Такие, скажем, как «Ржев». Какое-то неслыханное упрощение, какого не знал даже «соцреализм». А главное – примитивная идеологическая озабоченность. Из таких фильмов мы узнаём, что основным противником воевавших солдат и офицеров были не фашисты, а НКВДешники. Причём, отличающиеся каким-то абсолютно немотивированным зверством. То есть, снизвержение советского периода истории всё ещё продолжается. И ясно почему. Надо ведь как-то оправдать варварство и действительные зверства криминальной революции девяностых годов, в иных формах всё ещё продолжающейся. Хотя абсолютно понятно, что развенчивая и отрицая советский период истории, развенчивают не революционные беззакония начала ХХ века, а разрушают то, как было это беззаконие преодолено, как созидалась великая держава, ценой какого напряжения народа, страданий и жертв. Уничтожается почти вековой опыт страны и народа. Причём, развенчивается и отрицается период наивысшего развития и мирового могущества России. Разрушать всё это могут только некие представители странного психологического явления, которое Ф.М. Достоевский определил как смердяковщина.
Конечно, охватывало негодование, что в Праге, в Чехословакии снесён памятник маршалу И.С. Коневу. Но картина искажения истории Великой Отечественной войны, использования её в сомнительных идеологических играх будет неполной, если мы будем видеть только такие искажения в странах Европы, освобождённых Советской армией от фашизма. Но накануне 75-летнего юбилея Победы не где-то, а у нас в России, в Москве, в самом её сердце, на Манежной площади разыгралась странная история по снизвержению памятника маршалу Победы Г.К. Жукову. Известный, хотя и неудачный, с потаённой символикой, памятник маршалу работы скульптора В.Клыкова был снят и распилен. На его месте должен был быть установлен другой, более удачный. Но ему, оказалось, «не подошёл» постамент. В конце концов, вернули прежний клыковский. Но снизвержение памятника маршалу Победы Г.К. Жукову в самый канун юбилея Победы происходило. Кто это делал? Какие силы, находящиеся в нашем обществе? На сей счёт нет никаких вразумительных объяснений. Только – «многозначительные» неопределённые экивоки (Константин Михайлов, «План моментальной пропаганды», «Огонёк», № 12, 30 марта 2020).
Наше негодование против искажения истории Великой Отечественной и Второй мировой войны было бы праведным только тогда, если бы это варварство не происходило в нашем обществе, если бы наше «либеральное» сообщество в 1990-е годы не начало это гнусное смердяковское дело у себя в стране. Но флаг Победы, переставший быть государственным, был спущен не где-то, а над Кремлём. Но блокада Ленинграда и Сталинградская битва остались уже только в анналах истории, в прошлом, так как блокады Петербурга и Волгоградской битвы не было в истории. А это даёт повод считать, что никаких битв не было вообще… На фоне всего этого правильные и красивые слова о войне, о ветеранах и, вроде бы, благодарность им, мало что значат. Этому странному явлению, этому варварству должно быть дано точное название, хотя бы то, которое дал ему Ф.М. Достоевский более полутора века назад – «новые трихины». Без точного определения диагноза, преодоление этой напасти, этой болезни, неведомой земным врачам, невозможно.

 

Пётр ТКАЧЕНКО, литературный критик, публицист, прозаик.
15 мая 2020 г.

Комментарии:

А.Костенко 15.05.2020 в 09:41 # Ответить
Спасибо за неглупую статью. Солидарен практически со всеми выводами автора. Единственное, с чем не согласен, - так это с утверждением (кстати, весьма распространенным в определенной прослойке российской интеллигенции), что, де, реформам начала 90-х была какая-то альтернатива. Я понимаю несколько иначе. От пропасти, к краю которой стремительно скатывалась и в которую уже падала страна, - как-то надо ведь было её оттащить, не правда ли? Поскольку лимита времени уже не имелось, "гайдаровская команда" и прибегла к наиболее радикальному, шокирующему (но единственно на тот момент возможному для этого) способу - что было силы рвануть в сторону либеральных реформ.
А вот последовавших затем адских перекосов, видимо, можно было бы всё-таки избежать. Когда лес рубят - щепки летят. У нас "щепки" оказались столь обильными, что вскоре за ними и самого "леса" не стало видать. Типично российское головотяпство.
МАЗ 15.05.2020 в 12:58 # Ответить
Хорошие заметки. Правильные.
Катерина БЕДА 15.05.2020 в 15:03 # Ответить
Какие же могут быть хорошие реформы из того, что прохрюкал Гайдар?! И вдруг невесть откуда "последовавшие затем адские перекосы"?! На мой взгляд в статье автора чёткая логическая последовательность и причинно-следственные связи раскрыты. Из какой мысли. какое положение вещей выходит.
А.К. 15.05.2020 в 15:58 # Ответить
Катерина, я и словом не обмолвился о "хороших" реформах. Не передергивайте. Они являлись жизненно необходимыми, хотя были (кто бы спорил!) весьма и весьма жесткими. Или вы в конце 80-х жили в каком-то особом - изолированном ото всей страны - мире, где не наблюдалось ни повального дефицита на всё и вся, где всё было прекрасно и безоблачно? И какой выход предложили бы Вы из того тупика? Продолжать, извиняюсь, сидеть и сопли жевать, ничего не меняя?
Катерина БЕДА 15.05.2020 в 16:40 # Ответить
Полезно время проводили в очередях, знакомясь, обмениваясь рецетами и многой другой полезной информацией. Забывали порой уходя из дома, дверь на замок запирать и всё было слава богу. Иногда записки на столе находили: "Были в гостях, но не застали дома...". 80-е - не страшные, а самые счастливые годы в нашей жизни. Страшные - нулевые. Не путайте, А.К., гражданин хороший. И вообще-то, Ткаченко говорит о мировоззрении, о связи вершинных произведений русской литературы с нашей жизнью. Причём тут дефицит? На первом месте плакальщиков о дефиците на всех ток-шоу этим больше либерал Б.Надеждин отличается, с чего бы не начинали, а он завершит бедный, как в очереди стоял... Если же говорить о дефиците, то он в другом. В том, что у нас очень мало тех, кто может внятно пояснить, что же с нами происходит и почему. . И даже если находятся те, кто умеет логично и жёстко объяснить, то к сожалению мало тех, кто способен понять то, о чём говорят те, что всё-таки разобрались в причинно-следственных связях.
А.К. 16.05.2020 в 04:15 # Ответить
Ответ К.Беде
Ничего не имею против "причинно-следственных связей", так умело выведенных Ткаченко. И о "связи вершинных произведений русской литературы с нашей жизнью" - тоже. Выше я ведь уже отметил, что солидаризируюсь практически со всеми выводами уважаемого критика. Просто наши с ним взгляды на события 30-летней давности слегка не совпали. Вот об этом я сказал. Имею полное право на собственную точку зрения!

Касаемо бесконечных очередей конца 80-х... Кому - что (или каждому - своё), как говорится. Для Вас, Катерина, судя по всему, они были - в самый раз. Ведь Вы их сегодня чуть ли не воспеваете! В самом деле, где, как не в толчее, скажем, за синюшной курицей (утрирую, разумеется) так ещё "начешешься" языком с себе подобными! А рецептов сколько новых выведаешь! Вот уж действительно, более подходящего места для обмена информацией трудно и вообразить! Что тут скажешь? Когда узников освобождают от оков, большинство из них радуется. Но есть, говорят, и единичные случаи, что кто-то и горестно рыдает. Понять их горя без вмешательства врача-психиатра, наверное, невозможно...

Статья вызвала оживленную дискуссию. И уже за это - хвала литератору П.Ткаченко и главреду РГК!
Катерина БЕДА 16.05.2020 в 14:37 # Ответить
А.К.! Имеете право на своё мнение, конечно. Мнений много, а истина одна. Мы все знаем о том, что когда-то уйдём в мир иной. И относимся к этому спокойно. Но если сегодня нам всем предложат умереть тотчас?! Вы же первый будете возражать и возмущаться. А почему тогда, так спокойно относитесь к тому, что сделали с нашей страной?. В одном ХХ веке дважды уничтожили, разрушили до основания великую страну? Ну с чего Вы взяли, кто Вам внушил, что страна, Советский Союз был обречен? Вам навязали это убеждение и Вы с ним согласились. И теперь уже на руинах великих идей продолжаете всё ещё отстаивать и одобрять разрушение собственной родины.
В том случае, когда один из комментаторов вдруг вспоминает о психиатре - надо полагать: значит, полемика завершилась.
Катерина 16.05.2020 в 14:48 # Ответить
Комментарий в группе ВК: "литературная страница"

Валерий Кемский из Вологды:
"Согласен на 100%! Сталинграда и Ленинграда больше нет, как нет красного знамени победы над Кремлем!!! Спасибо за статью!"

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 октября
четверг
2020

В этот день:

Дмитрий — сын Грозного царя

29 октября 1582 года родился Дмитрий Иванович, царевич, князь Углицкий (младший сын Ивана Грозного).

Дмитрий — сын Грозного царя

29 октября 1582 года родился Дмитрий Иванович, царевич, князь Углицкий (младший сын Ивана Грозного).

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум двадцать два года после его смерти. Канонизирован в 1606 как благоверный царевич Димитрий Углицкий (день памяти — 15 мая по старому стилю, в XXI веке — 28 мая по новому стилю).

После смерти отца остался единственным представителем московской линии дома Рюриковичей, кроме старшего брата, царя Фёдора Иоанновича. 15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку», причём компанию ему составляли Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. Вдруг у Дмитрия начался приступ эпилепсии, и во время судорог «свая» случайно пронзила царевича.

Сама царица и её брат Михаил придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) по прямому приказу Москвы. Эта версия представляется малоубедительной, поскольку в окружении царевича в тот момент были люди чьё благополучие, жизненные перспективы, да и сама жизнь зависили от благоденствия царевича, а обвиняемые в убийстве лица, согласно показаниям свидетелей, на момент гибели царевича находились в другом месте. Тем не менее возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку). Через четыре дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая.

Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис Годунов. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых незаконно царствовал в Москве.

 

Севастополь - исконно русский

29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Севастополь был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

Севастополь - исконно русский

29 октября 1948 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР г. Севастополь был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения в составе РСФСР.

Таким образом, с 29 октября 1948 года на территории Крымского полуострова, находящейся под юрисдикцией России, сосуществовали две административно-территориальные единицы республиканского подчинения: г. Севастополь и Крымская область, имеющие равный статус. В 1954 году волевым решением Хрущева Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР. Севастополь так и остался юридически русским.

С искусственно учиненным в декабре 1991 года распадом СССР и образованием отдельных государств Российской Федерации и Украины — статус Севастополя не претерпел юридических изменений. Де-юре он продолжал оставаться частью территории Российской Федерации, но де-факто в одностороннем порядке без согласования с Россией был подчинен органам государственной власти Украины в соответствии с указом Кравчука от 11 марта 1992 года. Сейчас справедливость восторжествовала и Севастополь, также как и весь Крым снова стали русскими. Иначе быть и не могло.

Гибель «Новороссийска»

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота линкор «Новороссийск».

Гибель «Новороссийска»

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота линкор «Новороссийск».

В тот день закончились крупномасштабные флотские учения, в которых участвовал самый мощный тогда корабль советского ВМФ - линкор "Новороссийск". Отстрелявшись всеми видами орудий по учебным целям, флагман вернулся в Севастопольскую бухту и бросил якоря на траверзе военно-морского госпиталя. Вечером часть команды сошла на берег, а оставшиеся на борту около полутора тысяч моряков занялись повседневной работой. О том, что произошло в дальнейшем, написаны тысячи страниц рапортов и объяснительных записок. Мой первый флотский командир и учитель, ныне капитан первого ранга в отставке Михаил Романович Никитенко в ту ночь заступил вахтенным офицером "Новороссийска". Он описал мне трагедию так:
- В ту злополучную ночь вахтенная смена ничего тревожного не заметила. Обстановка вокруг корабля и внутри него была совершенно штатной. И вдруг в половине второго ночи под носовой частью линкора прогремел мощный подводный взрыв. Сразу же вышел из строя генератор. Почему-то не работало и аварийное освещение. Тем не менее оставшиеся в живых моряки экипажа быстро заняли свои места по расписанию аварийной тревоги. На командирский мостик стала поступать разрозненная информация о состоянии корабля. Вскоре было ясно: в носовой части имеется огромная пробоина.
О ЧП доложили в штаб флота. Пока прибыло командование, удалось выровнять корабль перекачкой мазута из цистерн одного борта на другой. Но бак (носовая часть корабля) неуклонно погружался в воду, и на значительной части палубы уже плескались волны. Стало ясно, что "Новороссийск" обречен. В такой ситуации нужно было энергично и без промедления действовать по двум направлениям: эвакуация экипажа и буксировка линкора на мелководье, чтобы не допустить его полного затопления. Ближе к четырем часам утра корабль стал крениться с угрожающей быстротой. Только с него успели снять флотское командование и небольшую часть экипажа, как в 4 часа 15 минут он перевернулся, став братской могилой для сотен моряков...

Потом была создана правительственная комиссия для выяснения причин трагедии и выявления виновных. Результатом ее деятельности стал акт расследования, который тут же был засекречен на долгие десятилетия.
- Нам лишь сообщили, - закончил рассказ Никитенко, - что комиссия пришла к выводу, будто гибель "Новороссийска" произошла в результате взрыва старой немецкой мины, которую зацепил якорь линкора. Но я никогда не верил в эту версию. Ведь для того, чтобы разворотить бортовую броню линкора на площади в десяток квадратных метров, по самым скромным подсчетам, потребовалось бы несколько сот килограммов взрывчатки. Из каких фантастических войн такую мину могло занести в Севастопольскую бухту?
В начале 90-х годов прошлого столетия в главном штабе ВМФ мне предоставили возможность ознакомиться с этим актом комиссии, рассекреченным в 1992 году. Честно говоря, он вызвал у меня немалое разочарование. В документе не содержалось ничего такого, что могло бы хоть когда-то составлять военную или государственную тайну. Похоже, что авторы акта решили его засекретить по причине вопиющей необоснованности сделанного вывода о гибели "Новороссийска" в результате взрыва старой мины. Списать все на случайную мину было выгодно всем - меньше голов полетит по результатам расследования. Поэтому и "списали"... Правда, справедливости ради следует сказать, что в акте анализировалась и другая версия взрыва - диверсионная.
Дело в том, что "Новороссийск" раньше назывался "Джулио Чезаре" и в годы второй мировой войны был флагманом военно- морских сил фашистской Италии. В декабре 1943 года на Тегеранской конференции "большая тройка" приняла решение о разделе итальянского флота. Большая часть кораблей перешла США и Англии. Советскому Союзу достался линейный корабль "Джулио Чезаре". Правда, передача его советской стороне состоялась лишь в 1949 году в албанском порту Вера. При этом в западной прессе в те дни публиковалось заявление итальянского контр-адмирала князя Боргезе, который командовал соединением боевых подводных пловцов-диверсантов, о том, что его питомцы не допустят "службы Советам итальянского флагмана" и взорвут его во что бы то ни стало.
Правительственная комиссия вспомнила эти высказывания, но сделала вывод о том, что боевые пловцы князя Боргезе были бы не в состоянии незаметно доставить в Севастопольскую бухту несколько сот килограммов взрывчатки, способной пробить 20-сантиметровую броню линкора. Для этого понадобился бы по меньшей мере катер, который, конечно же, не смог бы скрытно проникнуть в советские территориальные воды, а тем более в акваторию мощной и отменно защищенной военно-морской базы. Но ведь подчиненные Боргезе или кто-то другой могли заложить взрывчатку и раньше. Возможны и другие причины взрывов. Об этом мы беседовали с одним из бывших военно-морских экспертов комиссии капитаном первого ранга в отставке Николаем Гарматенко:
- Надоело молчать и кривить душой. Безусловно, еще четыре десятилетия назад наши эксперты были уверены в надуманности официальной версии гибели "Новороссийска". Но она была удобной для начальников, посему иное мнение не имело шансов быть услышанным наверху. Слухи же в кулуарах самой комиссии ходили самые разные, даже такие экзотические, как попадание линкора в точку соприкосновения нашего мира с неким "параллельным" или - и вовсе проклятие, наложенное на всю серию этих кораблей маркизой Феличией (по слухам, ведьмой во плоти), чей муж погиб во время ходовых испытаний головного линкора серии...
Действительно, в судьбе трех линкоров - "Леонардо да Винчи", "Контри ди Кавур" и "Джулио Чезаре" - было несколько почти мистических совпадений, которые могли навести на какие угодно мысли. Супруг маркизы Феличии адмирал Рей был раздавлен, упав с трапа между причалом и бортом линкора "Леонардо да Винчи". В том же году этот корабль перевернулся от взрыва, прогремевшего под днищем, и затонул прямо в порту Торонто. Похожая участь постигла "Контри ди Кавур" в 1940 году. Последней жертвой таинственных взрывов пал "Джулио Чезаре" ("Новороссийск").
Другое странное совпадение. Трагедия "Новороссийска" произошла практически на том же самом месте, где в 1916 году взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Причины катастрофы и в этом случае не выяснены до сих пор.
- Но если отвлечься от мистики, - продолжал капитан первого ранга в отставке Гарматенко, - то в кулуарах комиссии многие эксперты шепотком высказывали уверенность, что гибель "Новороссийска" - все-таки дело рук головорезов князя Боргезе. И им не нужно было тащить сотни килограммов взрывчатки в Севастопольскую бухту. По дьявольскому замыслу адмирала русские сами доставили смертоносный груз по назначению. Дело в том, что незадолго до передачи линкора советской стороне итальянцы зачем-то значительно нарастили его носовую часть. Наш экипаж, принимавший "Джулио Чезаре" в Вере, сразу же обратил внимание на свежие сварные швы в районе бака и форштевня. Не заложена ли там взрывчатка? Но проверить это в условиях чужого порта не представлялось возможным. Да и не было еще достаточно точной рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Экипаж на свой страх и риск вывел линкор в море. Плавание прошло без ЧП, и первоначальные тревоги отошли в тень. Потом и вовсе команда на корабле поменялась, а значит, о возможном подвохе подзабыли. Подводным же диверсантам в такой ситуации вовсе и не нужно было проникать в Севастопольскую бухту. Они могли в нейтральных водах прикрепить к носовой части линкора небольшую магнитную мину с часовым механизмом, способную взорвать заложенный ранее на линкоре мощный заряд.
Конечно, эта версия тоже не доказана. Но она в отличие от других объясняет все странности взрыва линкора. И хотя для сотен погибших это уже не имеет никакого значения, в анналах истории должна быть зафиксирована не только малоправдоподобная официальная версия трагедии, но и "кулуарная", которая, по крайней мере, выглядит более правдоподобной.

Советская ПРО

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Советская ПРО

29 октября 1976 года начала боевое дежурство отечественная Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Это  — специальный комплекс для предупреждения руководства СССР о применении противником ракетного оружия против государства и для отражения  внезапного нападения.
СПРН состояла из двух эшелонов — наземные РЛС и орбитальная группировка спутников системы раннего предупреждения.  Нынешнее состояние  СПРН оставляет желать лучшего (см. статью «Про ПРО»).

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение