RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Признаки надвигающейся бойни
23 сентября 2015 г.

Признаки надвигающейся бойни

Как сообщает американский журнал Foreign Policy, пентагон начал активную фазу подготовки превентивного удара по России
США - в панике
15 апреля 2015 г.

США - в панике

Прогноз доктора военных наук капитана первого ранга Константина Сивкова вызвал истерику на Западе
«Блага демократии» от США
25 октября 2016 г.

«Блага демократии» от США

25 октября 2016 года мировые СМИ опубликовали заявление Папы римского Франциска о том, что он поражен жестокостью, проявленной в отношении гражданских лиц, в особенности детей, во время боевых действий в Мосуле.
«Отказался оставить поле боя»
21 июня 2013 г.

«Отказался оставить поле боя»

Начало Великой Отечественной войны: рассекреченные архивы
О нашем проекте
9 ноября 2013 г.

О нашем проекте

Слово редактора
Главная » Читальный зал » Забытая трагедия

Забытая трагедия

30 лет назад Ту-134 совершил аварийную посадку на заснеженное поле.

О том ЧП официальные источники старались не распространяться...
Забытая трагедия

Это случилось 13 января 1990 года. В тот день под Первоуральском совершил аварийную посадку терпящий бедствие Ту-134А, летевший рейсом Уфа — Тюмень — Волгоград. Тогда 24 пассажира из 64 находившихся на борту погибли. Среди погибших оказались и командир экипажа Владимир Дунаев, второй пилот Александр Слепцов, штурман Георгий Шилинков, бортпроводница Любовь Мотырева. В живых остались бортмеханик Александр Лукьянов и бортпроводница Наталья Бобровских. Коллеги экипажа из Волгограда до сих пор убеждены: жертв могло быть куда больше, если бы не мужество и профессиональное мастерство всех членов экипажа — и погибших, и оставшихся в живых.
Самолет взлетел из тюменского аэропорта и набрал крейсерскую высоту, когда в салоне появился сильный запах гари и произошло задымление в задней части салона. Бортмеханик бросился в хвост и обнаружил очаг пожара в багажном отделении: загорелась расположенная там центральная распределительная панель (ЦРП). Сразу отказала система электропитания, вырубился канал дальности РСБН, и экипаж потерял возможность пилотирования по приборам. На 18-й минуте полета командир Владимир Дунаев запросил разрешение на экстренное снижение и посадку в свердловском аэропорту Кольцово.
Но Свердловск (нынешний Екатеринбург) был окутан плотным туманом. Только в районе Первоуральска стала просматриваться земля. Заход на посадку экипаж построил через город. Весь аварийный полет продолжался 8 минут. С высоты 10,6 тысячи метров они снижались почти вертикально и на посадку зашли по очень крутой глиссаде, так как на городской окраине вдоль дороги стояли деревья высотой под 30 метров. Посадку на заснеженное поле, окруженное лесополосами, командир выполнил безукоризненно. Но: Под метровой шапкой снега были скрыты металлические штанги системы орошения. При столкновении срезало полкрыла, самолет перевернулся и в таком положении докатился до оврага и лесополосы...
Может, стоило попробовать сажать самолет с убранными шасси, как это в августе 2019-го сделал экипаж А321 при посадке на кукурузном поле под Раменским? Спросил об этом бывшего командира летного отряда Волгоградского авиапредприятия Виктора ЩЕПАКИНА (именно он готовил экипаж и провожал его в тот роковой полет).
«Руководством по летной эксплуатации Ту-134 предписано выполнять экстренную посадку с выпущенными шасси, для того чтобы увеличить сопротивление и снизить скорость, — напоминает Виктор Иванович. — Убирать шасси предписано только при посадке на воду».
Последствия экстренного приземления могли быть трагическими и для горожан, ведь последние секунды полета лайнер лавировал между труб местного завода. Экипаж действовал четко и слаженно — вместе они летали уже шесть лет. При расследовании аварии комиссия не нашла ошибок в действиях летчиков. Между тем тот случай возгорания в ЦРП на Ту-134 был уже седьмым по счету. В нашем небе тогда летали порядка 700 таких машин, и приостановка их эксплуатации могла вызвать коллапс транспортных авиаперевозок. Спустя некоторое время появилось дополнение к Руководству по летной эксплуатации, где речь шла уже о сетке, которой закрывается ЦРП, и запрещалось размещение рядом багажа...
А теперь представим, что испытывает командир терпящего бедствие самолета на высоте 10,6 тысячи метров, имея за спиной почти семь десятков душ. И какого невероятного напряжения сил и навыков требует экстренная посадка на случайном поле при невозможности выпустить закрылки. В таких условиях спасение 40 пассажиров выглядит чудом не меньшим, чем недавнее удивительное приземление лайнера на подмосковное кукурузное поле. Но этот случай с А321 прогремел на весь мир, а тот, 30-летней давности, постарались забыть.

О последних минутах полета Ту-134 мы говорим с бортпроводницей Натальей БОБРОВСКИХ, выжившей в той катастрофе.
«Вообще-то в экипаже должна была лететь еще третья стюардесса, — вспоминает Наталья. — Но перед полетом она простудилась, и мы ушли в рейс вдвоем с Любой Мотыревой.
Когда салон затянуло дымом и стало ясно, что предстоит вынужденная посадка, стюардессы начали готовить для экстренной эвакуации надувной трап. Пассажирам предложили быстро надеть верхнюю одежду (температура на земле была минус 34, с порывами ветра 18-20 метров в секунду). Один из спасенных пассажиров вспоминал: «У сидевшей рядом женщины началась истерика, но голос Наташи, спокойный и уверенный, быстро погасил панику. Обе стюардессы были на ногах и действовали на автомате...»
«Я понимала ужас положения, но страх гнала от себя подальше, — вспоминает Наталья Петровна. — Делала все что положено. И верила, что пилоты справятся. Когда самолет на земле завертело, мелькнула мысль, что будет с моей дочуркой, Оксаной, если не вернусь».
Ее вытаскивали из-под обломков лайнера. Склонившийся над Натальей мужчина спросил: «Вы стюардесса?» Она пробормотала: «Кажется, да...»
Потом долго лечилась, хотела вернуться в небо, но медики были неумолимы: инвалидность. Зато дочь Оксана, окончив школу, пошла по маминым стопам и была зачислена в тот же авиаотряд бортпроводницей. Вот только неправда, что в одну воронку бомба дважды не попадает. 24 августа 2004 года в российском небе с интервалом в одну минуту были взорваны чеченскими террористками два авиалайнера: Ту-134А авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» и Ту-154Б-2 авиакомпании «Сибирь». На первом в числе 44 погибших была 32-летняя стюардесса Оксана Бобровских.
«Да, это я посоветовала дочери летать, — говорит Наталья Петровна. — Ей очень нравилась эта работа, она просто светилась, когда шла на рейс. После ее гибели я винила себя... Но надо было жить, ведь на руках у меня оставалась ее трехлетняя Валерия, моя внучка:»
«А знаете, — на прощание говорит мне Наталья Петровна, — на том поле вот уже 30 лет ничего не растет. Правда, сама я там не была — не тянет».
P.S. Общероссийская общественная организация «Содружество ветеранов гражданской авиации России» обратилась к губернатору Волгоградской области с просьбой ходатайствовать перед федеральным руководством о награждении членов экипажа Ту-134А правительственными наградами. Они своим высоким мастерством и мужеством это заслужили.

Источник: http://www.trud.ru/article/12-01-2020/1384894_8_minut_mezhdu_zhiznju_i_smertju.html

 

 

Анатолий Журин.
14 января 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 января
вторник
2020

В этот день:

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Слава инженерным войскам!

21 января – День инженерных войск Вооруженных Сил России и Белорусии, которые свою историю ведут со времени указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В ней готовили офицеров артиллерии и военных инженеров.

Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии. В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Вскоре была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск. Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина. Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

125 воинов - инженеров за героизм, проявленный в боевых действиях, стали Георгиевскими кавалерами. За подвиги во время Великой Отечественной войне и в послевоенное время более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск награждены орденами и медалями, около 700 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

В ходе «реформирования» системы военного образования в 2006 году была ликвидирована главная кузница инженерных кадров — Военно-инженерная академия. 9 мая 2006 года преподаватели и слушатели академии последний раз участвовали в параде на Красной площади. 1 августа 2006 года академия присоединена к Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2009 года — Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации») в качестве структурного подразделения: Военного института (инженерных войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. Как структурное подразделение, не имеет боевого знамени и наград.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Памяти Паши Ангелиной

21 января 1959 года скончалась Прасковья Никитична АНГЕЛИНА (род. 12.01.1913), организатор и бригадир первой женской тракторной бригады в СССР, дважды Герой Социалистического Труда.

Паша Ангелина в 16 лет окончила курсы трактористов, через четыре года организовала женскую тракторную бригаду на Старо-Бешевской МТС (тогда не Донецкой, а Сталинской области), которая выполнила план на 129 % и заняла первое место среди других бригад. Выступая в Кремле на совещании передовиков сельского хозяйства с руководителями партии и правительства в 1935 году, Паша в ответ на реплику Сталина: «Кадры, кадры!» дала обязательство организовать еще 10 женских тракторных бригад. А в 1938 году она обратилась с призывом ко всем советским женщинам: «Сто тысяч подруг — на трактор!». На призыв откликнулись 200 тысяч женщин. Так простая советская женщина стала активным государственным деятелем.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Подводный таран К-10

21 января 1983 года атомная ракетная подводная лодка "K-10" в подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия команда обнаружила на поверхности пятна соляра. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ.

Сейчас можно почти со стопроцентной уверенностью сказать, что подводная лодка КНР погибла в результате столкновения с «К-10». О столкновении командир нашей ПЛ сразу же доложил командованию флота. В ответ было приказано следовать в надводном положении на базу Камрань, находившуюся в Южном Вьетнаме. Эскортировал аварийную ПЛ подошедший БПК «Петропавловск». При осмотре лодки в Камрани среди искорёженной носовой части «К-10» были обнаружены куски чужеродного металла.

После осмотра подводной лодки командование флота решило, что в аварийном состоянии ей под силу преодолеть 4500 километров до главной базы в подводном положении, форсируя проход Баши, Окинавы и Корейского пролива в надводном положении. Без акустических станций, практически на ощупь с развороченным носом К-10 добралась до своей базы. Это был подвиг, но никого не наградили...

 

Обмен информацией

Если у вас есть какое-либо произведение, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы его опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Добавить произведение