RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Подвиг боцмана Вилкова
14 сентября 2015 г.

Подвиг боцмана Вилкова

14 сентября 1945 года звание Героя Советского Союза (посмертно) было присвоено боцману плавбазы «Север» Петропавловской военно-морской базы Тихоокеанского флота Николаю Вилкову
Память поколений
12 мая 2016 г.

Память поколений

Торжественная церемония захоронения 59 воинов 158 и 186 стрелковых дивизий состоялась в деревне Холмец Оленинского района Тверской области.
Подвиг гвардейца Сергея Орешкова
20 июня 2016 г.

Подвиг гвардейца Сергея Орешкова

20 июня 1916 года родился Сергей Николаевич Орешков, гвардии младший лейтенант, который 16 августа 1943 года в бою за деревню Васищево Харьковской области закрыл собой амбразуру вражеского дзота
Место подвига - Парагвай
16 февраля 2015 г.

Место подвига - Парагвай

16 февраля 1933 года русский ротмистр Борис Касьянов закрыл своим телом «гнездо» пулемёта в бою за Пуэсто Навидад
Подвиг связиста Анатолия Живова
4 апреля 2015 г.

Подвиг связиста Анатолия Живова

4 апреля 1944 года в боях за Тернополь, закрыв своим телом амбразуру, погиб смертью героя Анатолий Павлович Живов
Главная » Подвиги самопожертвования » Герой в восемнадцать лет

Герой в восемнадцать лет

22 сентября 1943 года юный красноармеец Серёжа Акифьев в бою за населенный пункт Тупичев Черниговской области повторил бессмертный подвиг Александра Матросова

Указом президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года Сергею Ивановичу Акифьеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Герой в восемнадцать лет

Серёжа Акифьев родился 15 мая 1925 года в деревне Верхуртово, затем вместе с родителями переехал в деревню Горки Ново-Петровского (Истринского) района Московской области. Он был у матери - Софьи Александровны первенцем из шести сыновей. Учиться Сергею Акифьеву пришлось в трёх школах, седьмой класс закончил в Ново-Петровской средней школе. К этому времени был уже комсомольцем. На войну ушел добровольцем в 18 лет.
На вас с фотографии смотрит совсем ещё юный парнишка. Почему не в военной форме? Он не успел в свои восемнадцать лет сфотографироваться в гимнастёрке солдата. Да и это фото, на котором мы его видим, чудом уцелело. Ведь как было? В войну, когда фронт захватил и деревню Горки, дом Акифьевых сгорел под корень. Огонь уничтожил всё: имущество, одежду, семейные вещи, документы, фотографии. А этот снимок Сергей подарил девушке, с которой поддерживал святую юношескую дружбу. Это потом, после того, как ретушёр приложил руку, фотография стала такой.
- До ретушёра этот снимок был с бесхитростными виньетками, на нём прочитывались слова: "Дарю тому, кого люблю", - рассказывал один из младших братьев Серёжи - Виктор Иванович Акифьев. - Вот девушка и вернула нашей семье фотографию брата, которую у нас запрашивали во многие адреса страны после подвига Сергея.
Каким был Сергей в жизни? Среди товарищей - заводилой. Конечно, в самом хорошем смысле этого слова. Друзья к нему притягивались, как к магниту. В школу ходили гурьбой. Без него - никогда! Купаться? Тоже вместе. Сергей мастерски нырял. Ребята глубины остерегались, а он разбежится - и в воду! Незаметно для друзей вынырнет в зарослях кустарника и наблюдает за реакцией сверстников. А те поднимают гвалт: "Сереги нет... Утонул". - "Да вот я", - раздавался хорошо известный ребятам голос, и сразу наступала разрядка. Теперь той речки Чернушки нет, она слилась с Истринским водохранилищем.
Смелость, находчивость признавались за Сергеем и взрослыми. Бывало, если кто-то из соседок уронит ведро в колодец, то идут к Серёжке. Помоги, мол. Он мигом спускался или по веревке, или по срубовинам в колодец, и ведро снова у незадачливой хозяйки.
Жизнь не баловала парня. В двенадцать лет он остался без отца. После семи классов за несколько километров ходил в поселок Нудоль (ныне - Клинский район), в Васильевскую МТС на курсы трактористов. А потом работал. Ребёнок ещё, а сколько за каждый сезон в колхозах переворачивал земли! Собственно, он только и обеспечивал семью хлебом.
Пережил оккупацию. Гитлеровцев ненавидел. Его мать Софья Александровна - очень боялась за него. Но хорошо, что оккупанты долго не задержались: Красная Армия, перейдя в контрнаступление, быстро вышвырнула их с Истринской земли.
В эту пору у юного Акифьева окончательно созрела идея добровольцем уйти в армию. Он и винтовку где-то подобрал. С ней и отправился в военкомат:
- Хочу добровольцем на фронт... Вот и винтовка есть.
Ему, конечно, отказали, сказали, что надо немножко подрасти.
И всё-таки парень решил сбежать на фронт. Перед этим брату Борису, который был на два года моложе Сергея, сказал:
- Вот что, Борис. Я ухожу в армию, ты остаешься за меня. Понимаешь? Смотри, помогай маме...
И Акифьев-старший действительно ушёл.
- Все произошло на моих глазах, - вспоминает Виктор Иванович. - По Ново-Петровскому в сторону Волоколамска шла строем большая колонна. Батальон или даже целый полк. Как сейчас вижу, наш Серега подбежал к колонне и стал пристраиваться. Но солдаты не принимают, оттирают его от колонны. В одном месте отпихнули, он прильнул к тем, кто следом шёл. Потом ещё и ещё всё повторилось, пока он не оказался рядом с замыкающими колонну. Так и скрылся из глаз вместе с колонной...
Характерно, что на фронте по званию он числился красноармейцем, а по должности - командир отделения. Выходит, выполнял уже обязанности младшего командира. Значит, и в новых условиях выделялся. Как организатор, как вожак. А ведь ему всего лишь в апреле исполнилось восемнадцать!
Провоевал Сережа Акифьев всего месяц. Но зато как! За этот месяц он стал Героем!

Теперь о самом подвиге. Как это было?

22 сентября 1943 года 1181-й стрелковый полк шёл в наступление. Группа смельчаков из третьей роты вышла к опушке бора. Оставалось пересечь поляну, а там - рукой подать до населенного пункта Тупичево, который предстояло взять.
Но здесь наших бойцов встретил плотный огонь гитлеровцев. С высотки одновременно стреляли пулемёты из трёх дзотов. Они, сволочи, умели использовать выгоды местности. Завязался огневой бой. Два фланговых дзота удалось блокировать и обезвредить, а третий, центральный, - озверел, не давал головы поднять.
И тут, не раздумывая, решительный и отважный Акифьев рванулся с места и вертким ужом, прижимаясь к земле, быстро оторвался от залегших товарищей. Справа он подобрался к дзоту метров на сорок. Ему уже видно было, как из амбразуры рвалась огненная струя. Сережа сделал несколько резких прыжков, камнем упал на левый бок. Противник его не заметил. А наши следили за действиями Акифьева, видя его, как на ладони. Вот он, приподнимая правой рукой автомат, пополз вперед. Подобрался близко-близко к огнедышащему дзоту. Уже пороховые газы пулемёта обдавали смельчака. В этот миг Акифьев вскинул автомат и резанул очередью по амбразуре. В дзоте что-то громыхнуло. Вражеский пулемёт смолк...
Но молчал он какую-то долю минуты, а потом снова заговорил. Серёжа бросил прощальный взгляд в сторону товарищей, приготовившихся к рывку, решительно вскочил на ноги и собой закрыл амбразуру дзота. Пулемёт врага захлебнулся кровью героя. Зловещее щелканье пуль на опушке бора прекратилось. Товарищи Акифьева бросились вперед. Поляна смерти осталась позади. Открылось Тупичево, которое бойцы взяли сходу...
А дальше всё проходило так. Командир 1181-го стрелкового полка подполковник Сиротин, вскоре же после боя, представил документы на Сергея Ивановича Акифьева на присвоение ему звания Героя Советского Союза посмертно. В 356-й стрелковой дивизии, 89-м стрелковом корпусе и 61-й Армии поддержали представление командира полка
...Похоронен юный Герой в селе Великий Листвен Городнянского района Черниговской области, в четырёх километрах от населённого пункта Тупичево, за который отдал свою только ещё начинавшуюся жизнь.
В советское время в Великолиственской восьмилетней школе был стенд, посвящённый Герою. У братской могилы, где он захоронен, каждый год первого сентября учащиеся проводили урок мужества. В день рождения советской пионерии у могилы Героя младших школьников принимали в ряды юных ленинцев, а лучшему пионерскому отряду присваивали звание имени Героя Советского Союза Сергея Акифьева. В 1981 году в Киеве в издательстве политической литературы была выпущена книга под названием "Героев подвиги бессмертны". В разделе этой книги "Их помнит Черниговщина" опубликован материал и о Сергее Акифьеве. К горькому несчастью, сегодня у официальной украинской власти другие герои — те, кто убивал таких как Серёжа Акифьев. Но у Бога правда одна, И Бог не бывает поругаем!

 

Николай Гребенщиков
22 сентября 2015 г.

Комментарии:

ЛЮБОВЬ 06.05.2016 в 16:38 # Ответить
Не Тупичево,а Тупичев.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
среда
2017

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ Ставки № 270

16 августа 1941 года вышел приказ Ставки Верховного главнокомандования № 270 «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава».

Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 16 августа 1941 г. имел весьма выразительный заголовок - «О случаях трусости и сдаче в плен и мерах по пресечению таких действий». На примере нескольких генералов фиксировался факт того, что в рядах Красной Армии «имеются неустойчивые, малодушные, трусливые элементы. И эти элементы имеются не только среди красноармейцев, но и среди начальствующего состава». Приказ объявлял командиров и политработников, «во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу», злостными дезертирами и обязал всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать их на месте.

Этот приказ был как бы прелюдией к приказу народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина № 227, который более известен среди фронтовиков по неофициальному названию – «Ни шагу назад!». В соответствии с ним в Красной Армии впервые с времен Гражданской войны были введены штрафные части.

Исторические реваншисты, стремящиеся во что бы то ни стало переиграть итоги Великой Отечественной войны, пользуются слабой осведомленностью наших сограждан и доказывают, например, что советские полководцы были способны побеждать, лишь заваливая врага трупами, а бойцы шли в бой единственно из-за страха перед штрафными частями и заградительными отрядами.

Пишут, например, что в составе Брянского фронта К.К. Рокоссовского воевала целая бригада штрафников, которая и направлена была туда именно потому, что маршал – сам бывший заключенный. Объявлены штрафниками моряки-добровольцы штурмового отряда майора Ц.Л. Куникова, который в феврале 1943 г. захватил плацдарм на Мысхако в районе Новороссийска. Об Александре Матросове рассказывают, как о штрафнике, хотя он был воспитанником Уфимской трудовой колонии и попал на фронт по мобилизации. Не краснея, утверждают, что в штрафбаты направлялись «исключительно зеки ГУЛАГа». Пишут о том, что в Красной Армии были многие тысячи штрафных частей, в которых воевали несколько миллионов человек.

Недобрую службу сослужил вышедший несколько лет назад телесериал «Штрафбат» (автор сценария Э.Я. Володарский, режиссер Н.Н. Досталь), многое в нем оказалось поставленным с ног на голову. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют разжалованные офицеры и рядовые солдаты, освобожденные из лагеря политические заключенные и уголовники. По ходу фильма к штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Командует воинской частью бывший капитан РККА штрафник Твердохлебов. Он же подбирает остальной командный состав – ротных, взводных.

С экрана предстают не воины Красной Армии, а какие-то оборванцы, живущие в атмосфере полупартизанской вольницы. Командиры, чтобы добиться выполнения боевой задачи, вместо отдания приказа уговаривают подчиненных. Политический состав, начиная с комиссара, в этом киношном штрафбате отсутствует напрочь, зато в расположении батальона безвылазно находится начальник особого отдела дивизии, как если бы у него не было иных забот. Сами же штрафники словно состоят не на довольствии в регулярной армии, а пребывают где-то в глубоком тылу врага и потому вынуждены всем необходимым, в том числе оружием, обеспечивать себя самостоятельно и за счет противника. Что касается статуса штрафника, то он по воле авторов фильма носит по сути пожизненный характер. Зрителя подводят к ложной мысли, что сколько штрафник ни воюй, сколько ни проявляй героизма и ни получай ранений, единственная возможность снять с себя «грехи» – погибнуть в бою. Иначе – смерть от пули особиста или заградотрядовца.

Вопреки широко распространенным заблуждениям, штрафные части, созданные по приказу наркома обороны № 227, не имели ничего общего с исправительными учреждениями, а представляли собой обычные стрелковые части.

Всего за неполные три года, минувшие ко дню окончания войны, в составе действующей армии, по данным Генерального штаба ВС СССР, насчитывалось 65 отдельных штрафных батальонов (ОШБ) и 1048 отдельных штрафных рот (ОШР), причем их количество не было постоянным и уже с 1943 г. стало снижаться. Новейшие подсчеты военного юриста и историка А.В. Мороза, позволившие исключить двойной учет одних и тех же формирований, дают еще меньшую цифру – 38 ОШБ и 516 ОШР.

В их составе, согласно архивным отчетно-статистическим документам Генерального штаба, воевали 427910 человек переменного состава. При примерной ежегодной численности армии и флота в 6–6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна – от 2,7 процента в 1943 г. до 1,3 процента в 1945 г., что не позволяет говорить об их сколько-нибудь заметной роли в войне.

Принципиальная разница между штрафными и линейными частями состояла только в том, что личный состав штрафных батальонов и рот подразделялся на постоянный (командно-начальствующий состав) и переменный (собственно штрафники). Командиры назначались на должности в обычном порядке, получая, по сравнению с офицерами из линейных частей, льготы по исчислению общей выслуги лет, выслуги в воинском звании, а также повышенный оклад денежного содержания.

Кадровые военнослужащие были безоговорочно чисты перед законом (уже поэтому штрафник Твердохлебов не мог командовать батальоном). Более того, они подбирались, как потребовал нарком обороны, из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников. Командир и комиссар ОШБ пользовались по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и комиссара дивизии, командир и комиссар ОШР – властью командира и комиссара полка.

Переменники направлялись в штрафные части на срок от одного до трех месяцев либо приказом соответствующего командира (таким правом были наделены командиры дивизий и отдельных бригад и выше в отношении офицеров, командиры полков и выше – в отношении рядового и сержантского состава), либо военным трибуналом, если были осуждены с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий. По ходу войны к ним присоединялись лица, освобожденные из исправительных колоний и лагерей, а до того осужденные, как правило, за нетяжкие преступления. По неполным данным, за годы войны ИТЛ и колонии НКВД досрочно освободили и передали в действующую армию около 1 млн. человек.

Правда, лишь некоторая часть из них была направлена в штрафные формирования, большинство пополнили обычные линейные части. Именно из такого контингента состояла стрелковая бригада, о которой в книге «Солдатский долг» писал маршал К.К. Рокоссовский и которую многие читатели принимают за штрафное формирование.

Провинившиеся офицеры (от младшего лейтенанта до полковника) направлялись в штрафные батальоны, рядовой и сержантский состав – в штрафные роты. Бывшие офицеры попадали в штрафроты только в том случае, если по приговору военного трибунала они были лишены воинского звания. Все военнослужащие переменного состава, независимо от того, какое воинское звание они носили до направления в штрафную часть, были разжалованы судом или нет, воевали на положении штрафных рядовых.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии