RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Комиксы вместо Пушкина
24 октября 2019 г.

Комиксы вместо Пушкина

Как только либералы не изголяются в «людоедской заботе» о нашей молодёжи.
Убивают русскую песню
21 октября 2019 г.

Убивают русскую песню

А значит - убивают душу нашего народа
Как создаются стихи
6 октября 2019 г.

Как создаются стихи

Известный московский поэт, большой друг и постоянный автор «Российского героического календаря» Игорь Дмитриевич ГРЕВЦЕВ рассказывает о мистике Поэзии
Прими меня грешного...
13 октября 2019 г.

Прими меня грешного...

Стихотворения из сборника Игоря Дмитриевича Гревцева «Дорога на Русь»
Лекарство от страха
12 октября 2019 г.

Лекарство от страха

Почему с таким упорством Америка и Европа перекраивают историю Второй Мировой войны?
Главная » Литературная гостиная поэта Игоря Гревцева » Пушки и Музы

Пушки и Музы

Публикуем статью Игоря Дмитриевича Гревцева о значении литературы и искусства в мобилизации народа на отпор врагу - внутреннему и внешнему

.
Пушки и Музы

Недавно в одной из телепередач Центрального телевидения прозвучала давно затертая и дискредитировавшая себя, но до сих пор актуальная фраза: «Когда говорят пушки, Музы молчат». Прозвучала она в контексте разговора о нынешней ситуации на Украине и об ухудшении отношений между Россией и Америкой. Для многих уже стало ясным, что пушки вот-вот готовы заговорить. Но готовы ли замолчать Музы? И что произойдет, если они действительно замолчат под грохот орудий?
Война России объявлена. Война уже идет. Сейчас разворачивается самая первая и самая важная фаза любого вооруженного противостояния между народами – информационная война. От ее результатов напрямую будет зависеть исход «горячей» войны, если вдруг она вспыхнет.
Каковы же успехи России на этом бескровном, но столь важном фронте? И есть ли они вообще – эти успехи?
Прежде, чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует разобраться, в чем заключается цель любой информационной войны, каковы ее методы и, главное, какое место в этой войне занимают Музы, т.е. различные виды искусств, составляющие основу любой культуры.
Информационная война ориентирована, прежде всего, не столько на подавление информации, которую распространяет противная сторона, сколько на формирование общественного мнения внутри своей страны. Поэтому простая констатация фактов, выстраивание контр-фактов и опровержений сами по себе малоэффективны. Львиную долю в информационной войне должна составлять идеологическая пропаганда. Она – главный калибр в межнациональном противоборстве.
Фактологический материал направляет народный гнев против определенного врага. Идеологическая же пропаганда настраивает народ на защиту своего Отечества, своих духовно-нравственных ценностей, разогревает патриотические настроения и поднимает их на высоту жертвенности. Солдату мало знать, против кого он идет воевать. Он должен четко и глубоко осознавать, за что он идет на смерть. Без этого осознания солдат не воин, а наемник. Готов ли наемник жертвовать собой только ради того, чтобы уничтожить противника? Естественно, такой готовности у него не может быть по определению. И, естественно, он не настроен на победу любой ценой.
Вот именно: любой ценой. Даже ценой своей жизни!
Вот почему идеологическая война должна вестись одновременно и параллельно в двух направлениях: идеологическом и фактологическом. Причем, первое направление – главное.
Есть такое крылатое выражение: «Идею может победить только другая идея». Но носителями идеи являются люди. А носителем национальной идеи выступает народ. Стало быть, тот народ, у которого идея сильнее, не может быть побежден народом с более слабой идеей. Это надо помнить всегда.
Идею, которая став жизнеспособной, переплавляется в идеологию, создают мыслители, богословы, духовные и государственные вожди народа. Но популяризируют идею, делают ее доступной для массового сознания, доносят ее до народа и распространяют ее в народе в виде действенной идеологии делатели и деятели культуры: поэты, писатели, музыканты, певцы, художники, актеры и т.д. И в последнюю очередь – журналисты. Ведь не статьи вдохновляют воина на подвиг (хотя и они играют немаловажную роль). На смерть идут с песней, разгорячив сердца талантливыми патриотическими стихами, романами, фильмами, картинами. Даже плакатами. Да, и плакаты становятся орудием культуры и идеологическим оружием, если они возбуждают в душах высокие патриотические чувства.
(Вспомните, какие плакаты украшали улицы наших городов накануне и во время Великой Отечественной войны! И что мы видим на нынешних рекламных щитах сейчас? Это те же плакаты. Но кого они могут вдохновить на подвиг и самопожертвование?)
Итак, информационная война без участия в ней идеологической пропаганды малоэффективна и обречена на поражение.
Основной же движущей силой идеологической пропаганды являются различные виды искусств, и, в первую голову, словесные их виды: поэзия, художественная литература, драматургия. Из этой триады рождаются искусства массового воздействия на народное сознание: песня, театр, кино, теле- и радиопрограммы, и подобные им.
Вспомогательными видами искусств в информационной войне по отношению к словесным (т.е. несущим основную идеологическую нагрузку) выступают музыка, живопись, скульптура, хореография. К ним примыкают все прикладные виды искусств, вплоть до дизайна одежда и оформления городских улиц. А все вместе – это та культурная среда, в которой развивается или разрушается коллективная душа любой нации.
Естественно, культура может как укреплять дух народа, так и разлагать его. И тогда она становится культурой со знаком минус, т. е. Антикультурой.
Народ, который воспитывается в лоне национальной культуры, произрастающей из недр исконных национальных ценностей и традиций, и, прежде всего, из национального религиозного мировоззрения, такой народ нравственно здоров, духовно и физически крепок, и всегда готов до последней капли крови защищать свою Родину.
Как правило, противостояние с таким народом не доходит до «горячей» войны. Все заканчивается информационной или, в крайнем случае, «холодной» войной, особенно, если техническое оснащение враждующих сторон идентично. Кто же пойдет с оружием в руках на сильного противника, заведомо зная, что получит сокрушительный ответный удар? А если и дерзнет пойти, уповая на превосходство и мощь своего вооружения, то все равно будет разгромлен и посрамлен. Ведь воюет не техника, а люди!
Вспомните: в начале Великой Отечественной войны техника у немцев была лучше (хотя, это вопрос спорный), организация лучше, опыта больше. Но мы победили, потому что у нас были Александры Матросовы, Зои Космодемьянские, Николаи Гастелло и десятки тысяч подобных им героев, готовых не задумываясь отдать свои жизни за Родину. Это были воспитанники той предвоенной культуры, которая, поднявшись на высочайший патриотический уровень, еще сохраняла в себе дореволюционный Русский дух. Тогда мы выиграли информационную войну, и как итог – победа в войне «горячей». И все это – колоссальный успех работы наших Муз: поэтов, композиторов, писателей, кинематографов, и всех, всех, кто отдал свой талант на служение своему народу в столь трагический час военных испытаний.
А молчали ли Музы в далекие, и в не столь далекие, времена, когда на нашу землю приходили захватчики?
В глубокой древности в годину кровавых лихолетий национальная культура играла не меньшую, а может быть, и большую роль, чем сейчас. Вся культурная система той эпохи работала на поднятие воинского духа. Русские полки уходили на поля сражений после грандиозных молебнов, напутствуемые пастырским словом, под пение молитв и псалмов, под звон колоколов, в сопровождение хоругвей и икон. А потом все значимые походы и сражения воспевались в народных песнопениях, былинах, сказаниях. «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и многие другие известные и уже неизвестные произведения словесного искусства вдохновляли на самопожертвование во имя Отчизны русских воинов последующих поколений.
И так было всегда. На берегах Невы и Чудского озера; над плесами Угры и в полях под Полтавой; в Крымских походах и на Бородинском поле. А в Смутное время послания патриарха Ермогена были столь эмоциональны и поэтичны, что народ в голос рыдал, когда их зачитывали по градам и весям разорванной на куски тогдашней Руси. И Русь воскресла! Русь всегда воскресала, потому что Русская культура, Русская идея была духовно сильнее Западной.
А в Первую Мировую войну, которую тогда называли Второй Отечественной, в Брусиловский прорыв первым пошел Сводный Армейский оркестр. И прорыв завершился сокрушительным поражением немецких армий!
Музы на Руси всегда говорили раньше пушек, вместе с пушками, и когда пушки замолкали. Музы были самым мощным оружием во всех войнах, что пришлось вести России. Музы били не по врагу, Музы били набатом в душу своего народа. Они из обывателя делали воина, способного сокрушить любого агрессора.
А во время Второй Мировой войны значение Муз, т.е. различных видов искусства, проявилось в полной мере. И здесь все-таки стоит вспомнить об опыте нашего тогдашнего врага – нацистской Германии. Геббельсовская пропаганда оказалась на высоте. Вся немецкая культура, все виды искусств тогда совершали одно служение, были ориентированы на одну цель – поднятие и укрепление национального духа немецкого народа. И немцы действительно за рекордно короткий срок (если посмотреть на произошедшее отвлеченно, вне политической канвы) из нации побежденных превратились в нацию победителей. Пусть на короткий срок, пусть в извращенной форме, но ведь воскресли они, но ведь ощутили они себя великим народом. И все благодаря мощному воздействию нацистской культуры.

Почему так быстро были сломлены народы Европы? Потому, что их культуры уже тогда стали развратными и космополитчными, и явно уступали неокультуре Третьего Рейха, которая сделала главный упор на историческую память немецкого народа, хотя и с отрицательным уклоном. Западные Музы превратились в проституток, для которых главным стало развлечение, и, естественно, были изнасилованы нравственно здоровыми на бытовом уровне Музами Германии.
Но Русская культура даже в эпоху Советской России накануне и во время войны оказалась сильнее немецкой не на бытовом, а на духовном уровне. Она вложила в сердца русских солдат еще более воинственный и победоносный дух, чем тот, что обитал в сердцах немецких солдат. Фильмы, снятые в то время, смотрятся и сейчас. Песни, написанные в то время, звучат и сейчас, и до сих пор берут за живое. Чего стоит, например, одна только песня «Вставай, страна огромная»!
Нет, русские Музы не молчали, когда грохотали пушки. Они говорили вместе с ними. И голос их был громче и грознее, чем голос пушек. Недаром за приезжающими на фронт русскими артистами со стороны фашистов велась снайперская охота. Маршал Конев даже собрал однажды всех артистов, выступавших в расположении частей его армии, и сказал им: «Я прошу вас, переоденьтесь в форму рядовых бойцов Красной Армии, иначе немецкие снайперы стреляют, прежде всего, в артистов». Это свидетельство непосредственного участника тех событий Народного артиста СССР Михаила Федоровича Рожкова, творчеством которого восторгались еще Козловский и Лемешев.
А несколько лет назад на Российском телевидении в программе, посвященной танковому сражению под Прохоровкой, выступал бывший солдат немецкой армии. В своем интервью он говорил приблизительно следующее: «Нам нравились русские песни. Мы с удовольствием слушали трофейные пластинки. И хотя слов мы не понимали, но энергетика, исходящая от ваших песен, нас захватывала. Я вполне искренне считаю, что вы победили в той войне потому, что у вас были песни, каких не было у Вермахта».
Да, песня – грозное оружие. Она разит без промаха. От неё не укрыться ни в окопах, ни в блиндажах. Но – если эта песня настоящая, духовная, живая. А если это «развлекуха», какой сегодня кормят русский народ, то…
Пора вернуться к рассмотрению главного вопроса: каково положение России в нынешней информационной войне?
Сразу оговоримся: положение провальное. Информационную войну мы пока проигрываем. Сейчас те материалы, касающиеся международной обстановки, которые появляются в наших СМИ, больше похожи на оправдания нашкодившего ребенка перед отчитывающим его взрослым дядькой. Мы пытаемся доказать всему миру, какие мы хорошие. А этому миру, особенно западному, наплевать на то, хорошие мы или нет. Ему не нужны хорошие русские. Ему нужно, чтобы русских не было вообще.
Наши СМИ, естественно выполняющие свою работу по заданию «сверху», должны бы придерживаться не оправдательной, а наступательной политики. В условиях антирусской истерии, что так активно разогревается в странах НАТО, российское правительство обязано позаботиться о том, чтобы духовно подготовить свой народ к возможной «горячей» войне. Но этого не происходит. Более того: складывается впечатление, что наша пропагандистская машина движется в противоположную сторону, т.е. вкладывает в народное сознание пораженческие настроения.
Конечно, возможны возражения. Но давайте беспристрастно зададим себе вопрос: что несет в массы наша современная официальная культура, оккупировавшая все Центральное телевидение и радио, и все высокие концертные площадки, вплоть до Кремлевской? Да ничего она не несет, кроме «развлекухи». И это еще мягко сказано.
Впрочем, наша официальная культура – это не наша культура. Это их, Западная, культура, насильно привитая на нашу национальную почву. Может быть, для Запада и Америки она и благотворна, но в русском климате она становится ядовитым растением.
В этом контексте вспоминается один сельскохозяйственный казус, произошедший еще в Советскую эпоху. В Америке выращивалась ценная кормовая культура – борщевик, очень выгодная при откорме скота. Так вот, этот борщевик решили культивировать в России. Закупили семена, посеяли. И… в результате получили очень ядовитый сорняк, от которого до сих пор не можем избавиться. Не получилось у импортной травки на русской почве стать полезным растением.
Подобное сейчас происходит и на нашем национальном культурном поле. Его засеяли не просто сорняком, но сорняком ядовитым. И яд этот катастрофически быстро разъедает нашу народную душу. Еще немного, и мы примем гей-парады и однополые браки. Еще немного, и мы начнем бороться за права младенцев, лишая родителей права воспитывать своих чад. А там и права шимпанзе для нас статут превыше естественных прав человека. Еще немного, и ИХ нравственные ценности станут нашими нравственными ценностями.
В преддверии возможной «горячей» войны наши будущие солдаты воспитываются в той же культурно-информационной среде, что и будущие солдаты противника. Они слушают одни и те же песни, смотрят одни и те же фильмы, играют в одни и те же игры, читают одни и те же или подобные книги-однодневки. Они впитывают в глаза и души одни и те же рекламные ролики и рекламные плакаты на улицах. Они носят одну и ту же одежду и едят одну и ту же пищу.
И так воспитывается не только наша молодежь, но все мы. Запад через свою культуру пытается растворить нас в себе, при этом не имея цели принять нас к себе. Мы постепенно становимся ИМИ. Захотим ли мы с НИМИ воевать, когда ОНИ придут нас убивать? А ОНИ придут к нам, именно, убивать, потому что ОНИ нас за своих не признают, и никогда не признают.
Отравляемые современной официальной культурой, мы теряем свою национальную идентичность. Задумайтесь только! Это происходит в тот момент, когда Америка, а вслед за ней, и страны НАТО объявляют нас своими военными противниками.
Задумайтесь! Возможно ли солдату сражаться и умирать за национальные интересы, не имея в себе национальной основы, которую с детства человеку прививает национальная культура? Естественно, нет! И что дальше? Исход войны будет зависеть от того, у кого больше военной техники и ядерных зарядов? Но этого добра у них значительно больше.
Мы проигрываем эту информационную войну, потому что наши Музы молчат, а мерзкий голосок ИХ темных Муз звучат повсюду. Они приучают нас стремиться только к материальному достатку и развлечениям. Они вдувают в наши души мелкие, пошлые, обывательские мыслишки типа: «Зачем нам кормить Крым и Новороссию? Самим жратвы мало. Зачем нам нужны эти беженцы с Донбасса, которые создадут проблемы с жильем и рабочими местами? Пусть сами там разбираются».
Так нельзя! Это – гибель для нас!
Мы должны противопоставить голосу вражеских Муз мощный голос наших русских Муз. Мы должны освободить из духовной темницы и выпустить в мир нашу национальную культуру. Это будет новая культура, способная вымести Западную с духовных просторов России.
Да, мы не в состоянии выиграть информационную войну со всем миром. Но мы можем выиграть ее внутри своей страны, новой культурой разбудив Русский дух в каждом русском человеке. И тогда не страшны нам будут никакие враги. Более того, восстановив и укрепив свое былое национальное достоинство, и вернув на свое законное место свои национальные духовные ценности, мы обретем друзей и союзников из числа отпавших из-за нашей слабости народов. И даже иные народы Западной Европы поддержат нас. Нужно только дать право нашим национальным Музам обратиться ко всему народу.
Кто-то скажет: «Но ведь на нашей эстраде уже появляются патриотические песни в исполнении известных певцов и певиц. И наши военные фильмы тоже патриотические». Так ли это? В современных якобы патриотических песнях Россия в основном представлена как-то в общем. Дальше синего неба, белых березок и золотых куполов понятие о Родине у подавляющего большинства авторов и исполнителей песен не распространяется. А патриотические военные фильмы снимаются только о Великой Отечественной войне, как будто не было в нашей истории ни Невской битвы, ни Куликова поля, ни Угры, ни Полтавы, ни Бородина. Да и патриотизм в наших современных военных фильмах какой-то корпоративный, замкнутый на узких личных интересах. В этих фильмах есть Россия, но нет Святой Руси!
А ведь Святая Русь – это не территория и ее природные и архитектурные красоты. Святая Русь – это историческая душа Русского народа, его чаяния и духовные устремления. А внешняя красота? Это всего лишь рама картины, но без самой картины. Это всего лишь оклад для иконы, но без самой иконы. А пустая рама или пустой оклад – тот же «черный квадрат» Малевича.
Наша нынешняя официальная культура не в состоянии перестроится на патриотический лад. Ведь культуру делают люди: те, которые создают произведения искусства, и те, которые доносят их до народа. Те и другие в своей деятельности руководствуются определенными мировоззренческими принципами. А человек не может изменить свое мировоззрение в одночасье. На это требуются годы, или глубинные душевные потрясения. У нас нет времени ни на то, ни на другое. Промедление смерти подобно! Уже сейчас необходимо срочно менять весь состав «инженеров человеческих душ». В России достаточно по-настоящему талантливых и работающих в чисто национальном ключе поэтов и писателей, музыкантов и художников, композиторов и певцов, драматургов и режиссеров. Но есть ли у них возможность выйти на широкую аудиторию?
Сейчас – навряд ли…
Деятелей современной нашей культуры типа а-ля Макаревич, откровенно предающих Россию, и тех, кто убаюкивает ее накануне возможной войны своим развлекательным творчеством, на всероссийском информационном поле потеснить можно только с помощью государства в лице его чиновников.
Но все наши высокопоставленные (и не очень) чиновники, отвечающие за культуру в нашей стране, или явные враги наши и агенты спецслужб, или совершенно не компетентные в том деле, которым занимаются. Иначе, как они могут игнорировать очевидное? Они на словах поддерживают нашу Православную церковь, т.е. наш национальный культ. И одновременно ничего не предпринимают для действенного развития нашей национальной культуры, которая просто обязана опираться на православное мировоззрение, ибо оно искони на Руси являлось государствообразующим.
Вот аксиома, известная всем правителям всех эпох и народов: культ и культура – два крыла, на которых держится в историческом полете все бытие нации. Эти два крыла должны быть зеркально одинаковыми. Иначе полет не состоится. Не может существо, с одним крылом ястреба, а с другим – вороны, куда-либо лететь, как только вниз. Да, это понимали все правители мира во все времена. И только почему-то в современной России об этом забыли.
Да что там в России? Этого, судя по всему, не понимают и на пылающем Донбассе.
В 2015 году я общался с одним полевым командиром ополчения Новороссии. Я предложил ему диск с хорошей патриотической песней о Донбассе. И… он отказался. И вот с какой мотивировкой: «Там не нужны песни. Там нужны солдаты».
Какое дремучее невежество и не понимание политического момента. При всем моем глубоком уважении к этому, бесспорно, героическому человеку, я был возмущен. Ведь в ополчение идут добровольцы. А добровольцы – это те, кто сражается не за деньги, а по идеологическим соображениям. Может быть, песня, предложенная мною, разбудила бы на Донбассе души десятков или сотен шахтеров, думающих пока о себе и о своих семьях, а не о Родине. (Не знаю, в каком положении находится культура на Донбассе сейчас, но не уверен, что что-то кардинально изменилось).
И еще такой факт. Когда из Москвы на Донбасс собиралась выехать артистическая группа поддержки из тех немногочисленных групп, что туда выезжают, одной талантливой русской певице отказали, а вместо нее взяли итальянского певца. Как будто итальянские песни могут поднять воинский дух русских воинов. Что это? Очередная попытка импортных Муз проникнуть в наши ряды и разложить их? Мы не против итальянского певца, сочувствующего России. Мы за то, чтобы русские солдаты, готовясь к смертельной схватке, слушали патриотические песни на русском языке.
И еще. Очень талантливый, известный, но, к сожалению, не донесённый до широких масс, русский православный художник Николай Детков, заметил: «Подвиги Донбасских ополченцев могут остаться втуне, если их не воспоют русские Музы. Только через поэтов, писателей, художников они останутся в вечности, и воспитают следующие поколения. Если этого не произойдет, героев Новороссии начисто закатает под асфальт истории «пятая колонна».
Он так же высказал очень глубинную и правильную мысль: «Высокое национальное искусство – это голос крови Народа». Вдумайтесь! Примите это в себя! Запомните! Голос русских Муз – то же самое, что голос крови Русского Народа. Его историческая генная память. Его прошлое и, значит, его будущее. Если голос крови не зазвучит в душе народа, будущего у нас нет.
Итак, подведем черту по всем вышесказанным.
Мы сейчас проигрываем информационную войну, потому что ведем ее неправильно, односторонне. Мы проигрываем ее даже Украине. Они там на всем своем медиа-пространстве не только поливают Россию грязной клеветой. Они там создали свою специфическую бандеровскую культуру, которой воспитывают украинскую молодежь в четко определенном русле. Они записывают и раскручивают антирусские песни, они снимают антирусские фильмы, они пишут антирусские стихи и книги. Их Музы уже не просто говорят – они истерически вопят. И вопль этот заглушает любое здравомыслие в душах даже тех украинцев, которые и разговаривать-то не умеют на украинской «мове».
Мы забыли, забыли главный постулат войны: побеждают не силой оружия, побеждают силой духа!
Когда говорят пушки, Музы никогда не молчат. Но страшно, когда говорят только вражеские Музы, и при этом в стане своего противника по попустительству его командования. Впервые за всю историю человечества такое происходит в нынешней России. Чужие Музы говорят под грохот чужих пушек, и говорят нам, как себя вести. Что это? Тупость? Корысть? Или предательство? А если предательство, то кто они – эти предатели? Придет время – узнаем. Всех, поименно. И будем судить судом Народным, судом Божьим.
И все-таки, до тех пор, пока Россия рождает из своих недр истинно русских поэтов, писателей, художников, музыкантов, драматургов, кинодраматургов, режиссеров и других делателей национальной культуры, у нее есть шанс на спасение. Эти люди – оправдание перед Богом и свидетельство перед Ним, что Россия еще жива. Эти люди пока находятся в глубоком духовном подполье. Но в подполье они не потому, что кто-то их гонит (это было бы лучше), а потому, что у них нет возможности выйти из него. На Центральном телевидении, на всероссийских радиоканалах, на больших сценах они – «не формат». Им говорят: «Народ не будет вас слушать и смотреть. Народ вас не поймет. Вы не нужны народу». Но кто говорит? Те, кто развращает этот же народ Западной культурой, приучая его только к удовольствиям и наслаждениям, зарабатывая на человеческих страстях огромные прибыли.
Но Русские Музы готовы заговорить на всю Россию. Готовы выйти из подполья навстречу Русскому Народу и вместе с ним вступить в сражение с любым врагом, посягающим на наши святыни и исконные ценности.

 

Игорь Гревцев, русский поэт
8 октября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 декабря
четверг
2019

В этот день:

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

Граф Иван Делянов

12 декабря 1818 года родился Иван Давыдович ДЕЛЯНОВ (умер 10.1.1898), член Государственного совета, граф.

 Был управляющим делами Секретного комитета о раскольниках и отступниках от православия. В 1882—1897 годах занимал пост министра народного просвещения. При нем была  введена процентная норма приема евреев в учебные заведения и обязательное преподавание русского языка в Прибалтике.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Полет Леонида Быкова

12 декабря1928 года родился Леонид Фёдорович Быков (ум. 1979), советский актёр театра и кино, режиссер, создатель выдающегося военного фильма «В бой идут одни старики», заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР.

Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно о военных лётчиках. В соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны. Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и "позывной" «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Также появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя. Прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щедронов, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года при освобождении Чехословакии. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова. Нотный стан на истребителе Титаренко был выполнен по аналогии со штурмовиком Героя Советского Союза — Василия Борисовича Емельяненко.

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили ветеранов собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон.

Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942 году.

Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

Сам Леонид Быков так писал о фильме: «Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном ее пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики“». И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

Сообщение о провале «Тайфуна»

12 декабря 1941 года Совинформбюро впервые передало сообщение «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». В нем шла речь о крахе фашистского плана «Тайфун» и массированном наступлении Красной армии.

В нем говорилось:«С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. После перехода в наступление с 6 по 10 декабря, частями наших войск занято и освобождено от немцев свыше 400 населенных пунктов. В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1.434, автомашин - 5.416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев за это время составляют свыше 85.000 убитыми».

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

Так начинался Афган

12 декабря 1979 года политбюро ЦК КПСС приняло решение о вводе войск в Афганистан.

В документе, в частности, написано: "К положению в «А». Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех этих мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А. Поручить т.т. Андропову Ю. В., Устинову Д. Ф., Громыко А. А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий".

По свидетельству генерала армии В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.

13 декабря 1979 года была сформирована Оперативная группа Министерства обороны по Афганистану во главе с первым заместителем начальника Генерального штаба генералом армии С. Ф. Ахромеевым, приступившая к работе в Туркестанском военном округе с 14 декабря. 14 декабря 1979 года в городе Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.

20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул был переброшен «мусульманский батальон», который вошёл в бригаду охраны дворца Амина, что существенно облегчило подготовку к запланированному штурму этого дворца. Для этой операции в середине декабря в Афганистан прибыли также 2 спецгруппы КГБ СССР.

До 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе были подготовлены к вводу в Афганистан полевое управление 40-й общевойсковой армии, 2 мотострелковые дивизии, армейская артиллерийская бригада, зенитно-ракетная бригада, десантно-штурмовая бригада, части боевого и тылового обеспечения, а в Среднеазиатском военном округе — 2 мотострелковых полка, управление смешанного авиакорпуса, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков, 1 истребительный авиаполк, 2 вертолётных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. В качестве резерва в обоих округах были отмобилизованы ещё три дивизии. На доукомплектование частей было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, и передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание Советской Армии с 1945 года. Кроме того, к переброске в Афганистан также была подготовлена 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия из Белоруссии, которая уже 14 декабря была переброшена на аэродромы в Туркестанском военном округе.

К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось: «Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии