RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Русское единство
3 ноября 2019 г.

Русское единство

Очередная подборка стихотворений русского поэта Игоря Дмитриевича Гревцева из книги «Дорога на Русь»
Душа бойца и воина Христова
14 февраля 2020 г.

Душа бойца и воина Христова

14 февраля 1959 года родился постоянный автор и друг РГК, русский поэт Игорь Дмитриевич Гревцев
Российско-белорусская конфедерация
8 сентября 2020 г.

Российско-белорусская конфедерация

По мнению нашего постоянного автора и друга поэта Игоря Гревцева, такое госустройство не только возможно, но является единственным выходом из создавшейся ситуации.
Опасность и долг
7 октября 2020 г.

Опасность и долг

Публикуем очередную подборку стихотворений нашего постоянного автора и друга известного русского поэта Леонида Павловича Петухова с предисловием автора
Путь к Богу Жанны Бичевской
12 февраля 2020 г.

Путь к Богу Жанны Бичевской

К 50-летию творческой деятельности выдающейся русской певицы
Главная » Литературная гостиная поэта Игоря Гревцева » Догматика Святой Руси

Догматика Святой Руси

Мистические откровения о прошлом, настоящем и будущем России и мира в романе писателя и философа Валерия Степановича Миловатского «Руссия»

.
Догматика Святой Руси

Всему цивилизованному миру известно словосочетание «Святая Русь». Наши враги над ним с издевкой насмехаются. Для каждого же истинно русского человека оно священно.
Но что означает понятие «Святая Русь», пожалуй, никто не сможет объяснить вразумительно. До сих пор нет догматического, принятого Церковью, обоснования этому мистическому термину. Хотя на протяжении нескольких веков многие богословы и философы пытались это сделать. И только за последние сто лет их соборная работа начала приближаться к логическому завершению. Ибо, именно, в
XX веке и, особенно, в XXI веке понемногу стала приподниматься завеса над глубинным смыслом понятия «Святая Русь». Современным религиозным мыслителям начала Третьего тысячелетия сейчас открывается то, что было закрыто от их предшественников. Этому способствуют страшные (с человеческой точки зрения) события, происходящие в России последние 30 лет. Но это – с человеческой точки зрения. А есть еще Промысл Божий, который открывается немногим.
Сегодня я хочу познакомить читателей с одним из таких «немногих». Это
Валерий Степанович Миловатский – писатель, философ. По образованию биолог-биохимик. До недавнего времени работал старшим преподавателем Православного института Св. Иоанна Богослова (г. Москва). Автор нескольких серьезных научных работ. Но речь пойдет о его уникальном романе «Руссия». Русская литература, не говоря уже о европейской, ничего подобного не знала. Дело в том, что «Руссия» – это художественное произведении, и философский трактат, и религиозное прозрение одновременно. И, что самое главное, он представляет собой своего рода внецерковную (пока!) догматику Святой Руси. Роман начинается с беседы главного героя с мудрым старцем:
«- Батюшка, я о России, о ней хочу спросить, — ответил юноша, — что будет с ней?
- А о Боге не спросил: будет ли Он в России? Или, по-твоему, это не так важно?
- Батюшка, батюшка, я и об этом думал, да вот спросилось о России почему-то...
- То-то же! Важнее Бога ничего не может быть! Бог, и только Он, Россию в обиду не даст.
- Почему же она всё страдает и страдает?
Помолчав, старец сказал:
- Может быть, ты слышал: есть такая птица феникс?..
- Конечно, слышал. Но какое отношение она имеет к России? — юноша недоумевал.
- Воскреснет она!.. Это же страна жизни — как и не воскреснуть ей... А что бедствует, так Голгофа страдательна. Россиюшка же всё ещё на Голгофе, хотя с креста и снята. Так что потерпим ещё...
- Долго ли?
- Не очень.
- А что другим будет от России? Говорят же о ней чужеземцы: «сфинкс»!
- Да, тайна. И тайна России не подвластна слабым человеческим умам. Она во власти Бога. И тайна сия дана не нам и не иноземцам, а только лишь самой России. Иноземцам же довольно и того, что Россия будет спасением для них в последние времена. Не возмогут они жить без неё! Так-то, дружочек мой.
- Отче, скажи, а мы русские, хорошо ли знаем Россию? Любим ли её?
- Не шибко, не шибко... А она ждёт нашей любви, как мать ждёт первой улыбки своего дитяти».

Думаю, комментировать этот фрагмент из романа «Руссия» излишне.
А теперь посмотрите, как Валерий Миловатский объясняет мистический смысл и значение «перестройки», которая ввергла Россию, казалось бы, в беспросветный хаос. Как он логически точно подводит читателя к пониманию жертвенного служения России, ее служения Богу. Такое придумать невозможно – такое дается только Свыше, по наитию, по Божьему вдохновению.
«В чём же тайный, глубокий и великий смысл так называемой перестройки? Что же это было в мировом и в метаисторическом смыслах? Мало кто осознает это страшное и великое событие в его истинном значении, ибо ничего подобного в истории человечества не было. Свершилось же великое само-жертвоприношение мировой державы перед лицом всей планеты для избавления её (и себя, конечно, тоже) от всепланетной катастрофы, от ввержения Земли в адский пламень ядерной войны, в котором ничему живому не было бы спасения.
«К 80-м годам ХХ века стратегические ракеты и бомбардировщики Советского Союза и Соединённых Штатов взяли под прицел более 15000 намеченных объектов. На планете не осталось ни одного безопасного места. Энергия, запасённая в этом оружии, превышает 10000 мегатонн. Джинны спокойно ожидают, когда потрут лампу», — свидетельствовал американский учёный Карл Саган.
Да! Это было жертвоприношением целой страны. То, что до сих пор называют «перестройкой», катастрофой великой державы, и даже её самоубийством – было высочайшим священным подвигом самопожертвования целой страны ради предотвращения ада на Земле. А ещё – это тайна, Божия тайна. И тайна эта так велика, что дай Бог нам хоть прикоснуться к ней. Призвав благословение Божие, дерзнём, благоговея, подойти к ней с нашими слабыми человеческими силами.
Если бы (не дай Бог!) материк Евразия раскололся пополам – и это не произвело бы такого потрясения в земном сообществе людей, какое сделало в нём исчезновение Советского Союза с карты мира. В мироздании всё взаимосвязано, всё находится в чутком равновесии. Как же должно было отозваться в мире это невиданное событие? Самоуничтожением Советского Союза был сделан в мире некий исторический провал, вакуум, который заставил сдвинуться все страны с их привычных орбит! Но с исчезновением Советского Союза — не исчезла Россия, и сиял невидимый град Китеж!
В чём вообще смысл самопожертвования? Есть жертва — и есть самопожертвование. Есть курица, которая попадает в суп, потому что кому-то хочется есть; и есть орёл, который бросается на врага, чтобы защитить орлят. Самопожертвование предполагает непременно присутствие свободы, свободы выбора, добровольного ущерба, причинённого себе ради святой и великой цели. Только цельные, сильные духом решаются на такой выбор-свободу. Самопожертвование – крайний, высший «случай» полного освобождения от инертного в себе. Освобождение от груза, накопившегося за историю: от груза падений, поражений, отступлений, измен, следования кривыми путями.
С другой стороны, сотворение добра «требует» в качестве «оплаты» испытания ударами и страданиями. Павел Флоренский незадолго до своей мученической смерти в письме жене Анне Михайловне (от 13 февраля 1937 года) делится выстраданным: «… свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жёстче гонения и тем суровее страдания. Таков закон жизни, основная аксиома её». В чём дело? Почему? Флоренский объясняет это опережением по фазе делателя по отношению к инертной среде. И это так. Но, видимо, дело не только в том, что силы тьмы раздражаются твоим доброделанием, а и в том, что отдавая всего себя, ты максимально ослабляешь себя, истощаешься и истончаешься. Ты отдаёшь себя, ты отдан! – и это момент силы, но тотчас и слабости: уже не ты распоряжаешься собой, а другой. И часто – самый слабый, самый ничтожный, какая-нибудь букашка. Ты свободно отдал (часть или всю) свою свободу – и ты уже неволен. Что может быть страдательнее!
Россия, её духовный организм, доросли до этого высокого подвига, до высшего сознания-перемогания – жертвоприношения. Жертвоприношение России свершилось от всего существа её, от самого ценного и главного в ней: от её желания-жаления о всём мире – чтобы не случилась мировая катастрофа. За это она заплатила своей собственной катастрофой, истощив и разоружив себя донельзя; и тем самым попустив всей мелкой и крупной нечисти накинуться и терзать её. А ей оставалось лишь терпеть и перемогать.
Нет, это не самоубийство, хотя могло бы и показаться оным. Особенно этого хотелось бы врагам нашим, но ошибаются они… Но враги и не стремились осознать произошедшее. Они бросились глумиться и добивать Россию, ослабленную потрясением перестройки. Они много «уплатили» и жаждали «результата». Им надо было убедиться в своей победе, в том, что теперь им бояться нечего, и что теперь они могут выставить свои рога и резвиться вволю по всему земному шару. Убитую Россию они придавили камнем капитализма, дикого, бандитски-олигархического, воровского, назвав его «рыночными отношениями». Они боятся её воскресения. Но Россия воскреснет.
Россия пошла на страдание ради истинной жизни на земле, ради этого хрупкого росточка, который мог вот-вот погибнуть; затаив дыхание, она взошла на Голгофу, и была распята. Пошла она тем же путём, что и Спаситель. И предтечей её на этом пути был наш царь-мученик Николай. Об этом в 1932 году свидетельствует царский воин и православный архиепископ Никон (Рклицкий): после отречения царь 4-8 марта 1917 года прощается с Армией. «В эти пять дней в Ставке совершалась невиданная в истории жертва. Низвергнутый и низложенный Император ободряет своих подданных, всё прощает изменникам и Сам Себя приносит в жертву за Россию. Это было нечто подобное Голгофе, когда с креста звучали слова: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
Россия пошла на самопожертвование. Сама. Вольно. Она знает, что должна подняться в иной план бытия, на иной, высший духовный уровень. Преодолеть себя, свои слабости, свой страх, отринуть всё привычное, нажитое тяжёлым трудом, кровью и потом; выпорхнуть из своего гнезда, тёплого, защищённого, уютного – и броситься в темень, в холод, в неизвестность с упованием на Бога, на Его благую волю.
Смерть есть смерть. И никакой радости в ней нет. И смерть государства тоже не повод для радости. Но бывает жертвенность, которая отвечает за всё и всех, за злодеев и праведников. И она выправляет дело уже почти погибшее. Страшно, когда в критические моменты спасает жертвенность, но когда ничего другого не остаётся – в этом единственное спасение.
Враги просчитались. Победила Россия – и был спасён мир, ибо ценой самосожжения России дамоклов меч ядерной войны отклонился от главы земного шара.
Тело России сняли с креста – чаем воскресения! А дух ее тем временем набирает силу. После этого испытания предстоит ей заново воссоздавать себя уже на новом, более сущностном, духовном основании. И это основание должно быть особого, сердцевинного значения, не просто духовным, а Божьим. Сам Бог прикладывает свою «руку» к воссозданию России.
Фениксы не сдаются, и не умирают – они сгорают и заново возрождаются из пепла, они знают тайну бессмертия! И дух подвига и неустрашимости, дух непобедимости восходит над Россией. Она, казалось бы, разрушила свои опоры, но тут же и расправила крылья для невиданного полёта. Утратив свои силы – военные, политические, экономические – она обрела драгоценную, хотя и очень трудную, возможность свободно распорядиться собой и начать всё заново, воссоздавая с нуля, но так, как надо ей и Богу, а не кому-то. Не обременённая нажитым в советское время грузом инертности, рутины, омертвевших стереотипов, она готовится для свободного полёта, небывалого творчества, восходящего из её тысячелетней исторической памяти и культуры.
И может быть, самое-самое: Россия как соборная личность, утаив и вымолив, сохранила в себе ребёнка, дитя-Россию, которое продолжит Россию-Русь. Продолжит тем, что вернувшись к истокам своим, заберёт в себя и явит миру всё лучшее, всё чистое-лучистое из её былинной и подвижнической жизни-истории. Не тотчас родила Россия своё дитя. Она взращивала и сохраняла в себе то своё духовно-творческое ядро, тот росточек, который рос в ней потаённо все века её существования – и вот он проклёвывается, этот росток истинной духовно-творческой жизни.
Россия – страна Божия, промыслительно Богом водимая и хранимая, жизнь от Него имеющая. В жертвенном своём подвиге сбросила она груз грехов своего отступничества от Бога, поругания святости и святых и, возрождая себя, возрождает чистоту свою звёздную. 
Все эти события, называемые одним словом: «перестройка», убедительнее всего показали, что нет истории отдельно, и где-то вдалеке идущей сама по себе, с её военными, политическими, экономическими и идеологическими событиями – и независимо от неё протекающей частной жизни: всё затрагивает нас, все мы в единой связке. В истории действует принцип дальнодействия и цельности: её воздействию подвергаются даже самые отдалённые группы людей, которые зачастую не участвуют в её ключевых событиях. История идёт через нас и нами; история – это мы!»

Это те немногие откровения, что содержатся в романе Валерия Миловатского «Руссия». Его нужно читать от начала до конца. Такие духовные открытия дорогого стоят. В свое время они станут достойным кирпичиком в догматическом знании будущего, уже Церковного, учения о Святой Руси. И в завершение, уважаемые читатели, позвольте мне к размышлениям Валерия Степановича Миловатского присоединить пару своих мыслей.

Святая Русь – это не территория. Ее границы намного шире, чем границы России. Они распространяются по всей планете, они доходят до Небесного Царства, но и там не прекращаются. В России может жить кто угодно. Даже тот, кто ненавидит Россию. А в Святую Русь входят только Русские по духу. Или по-другому – только носители и хранители Православного духа. А земная Россия – это, своего рода, доспехи на теле Святой Руси, призванные ее защищать от смертельных ударов развращенного дьяволом мира. Да, эти доспехи нынче истрепаны в жестоких духовных боях, но под ними жива и невредима Божественная плоть – Святая Русь. И она еще скажет свое последнее слово, которое прозвучит на всю Вселенную.

 

Игорь Гревцев
22 сентября 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 октября
пятница
2020

В этот день:

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

Самый молодой нарком СССР

30 октября 1908 года родился Дмитрий Федорович Устинов (ум. 1984), советский политический и военный деятель, самый молодой сталинский нарком вооружения (в 32 года от роду), Маршал Советского Союза (1976).

 Дважды Герой Социалистического Труда (1942, 1961), Герой Советского Союза (1978), министр обороны СССР (1976—1984).

Родом из Самары из рабочей семьи. В 22 года вступил добровольцем в Красную армию, уаствовал в боевых действиях с басмачами. Осенью 1929 года стал студентом механического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института. Работал секретарём комсомольской организации, являлся членом партийного бюро института. Затем перешел в

Ленинградский военно-механический институт, который закончил в 1934 году. C 1934 года — инженер, начальник бюро эксплуатации и опытных работ в Ленинградском артиллерийском научно-исследовательском морском институте. С 1937 года — инженер-конструктор, заместитель главного конструктора, директор Ленинградского завода «Большевик». С 9 июня 1941 года по 14 декабря 1957 года — нарком вооружения СССР, министр вооружения СССР, министр оборонной промышленности СССР. 14 декабря 1957 года — 13 марта 1963 года — заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) удостоен звания Героя Социалистического Труда. 13 марта 1963 года — 26 марта 1965 года — первый заместитель председателя Совета министров СССР, председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР. 26 марта 1965 года — 26 октября 1976 года — секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам. 29 апреля 1976 года — 20 декабря 1984 года — министр обороны СССР. Среди членов Политбюро 1970—1980-х гг. отличался тем, что спал по 4—4,5 часа. Был исключительно энергичен, предприимчив, очень быстро решал задачи управления и руководства предприятиями.

Д. Ф. Устинов, простудившись во время учений новой боевой техники, умер 20 декабря 1984 года от скоротечного тяжёлого воспаления лёгких. Генерал-лейтенант Иван Устинов (однофамилец) вспоминал: "На последнем учении, после которого его на самолете отправили больным, мы сидели в его резиденции с 9 до 3 утра. Он всем интересовался - и делами, и в персональном плане... В конце концов я ему напомнил: "Дмитрий Федорович, пора и отдохнуть, ведь по плану в 9 часов утра начало учения". - "Иван Лаврентьевич, не беспокойтесь я сталинской закалки". Да вот видите..."

Похоронен на Красной площади (кремирован, урна с прахом замурована в Кремлёвскую стену).

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Первая оборона Севастополя 1941 года

30 октября 1941 года начался первый штурм Севастополя фашистскими полчищами.

Крым имел стратегическое значение, как один из путей к нефтеносным районам Кавказа (через Керченский пролив и Тамань). Кроме того, Крым был важен как база для авиации. С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налётов на нефтепромыслы Румынии, а немцы смогли бы наносить удары по целям на Кавказе.

Севастопольский оборонительный район (СОР) к началу Великой Отечественной войны был одним из самых укреплённых мест в мире. Сооружения СОР включали десятки укреплённых орудийных позиций, минные поля и др. В систему обороны входили также две так называемые «бронебашенные батареи» (ББ), или форты, вооружённые артиллерией крупного калибра. Форты ББ-30 (командир — Г. А. Александер) и ББ-35 (командир — А. Я. Лещенко) были вооружены орудиями калибра 305 мм.

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И. Е. Петров), до тех пор защищавшей Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек, около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек. 9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии вермахта завязались бои по всему периметру . В течение 10 дней наступавшим удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны после чего в сражении наступила пауза.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Советская «Царь-бомба»

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная бомба («Царь-бомба») была испытана на полигоне на острове Новая Земля.

Она была разработана в 1954—1961 годах группой физиков-ядерщиков под руководством академика Игоря Курчатова.

Бомбардировщик Ту-95В с "Царь- бомбой" на борту, пилотируемый экипажем в составе: командир корабля А. Е. Дурновцев, штурман И. Н. Клещ, бортинженер В. Я. Бруй, вылетел с аэродрома Оленья и взял курс на Новую Землю. В испытаниях участвовал также самолёт-лаборатория Ту-16А. Через 2 часа после вылета бомба была сброшена с высоты 10 500 метров на парашютной системе по условной цели в пределах ядерного полигона «Сухой Нос». Подрыв бомбы был осуществлён барометрически через 188 секунд после сброса на высоте 4200 м над уровнем моря (4000 м над целью). Самолёт-носитель успел улететь на расстояние 39 километров, а самолёт-лаборатория — на 53,5 километра. Огненный шар взрыва достиг радиуса примерно 4,6 километра. Теоретически он мог бы вырасти до поверхности земли, однако этому воспрепятствовала отражённая ударная волна, подмявшая и отбросившая шар от земли. Световое излучение потенциально могло вызывать ожоги третьей степени на расстоянии до 100 километров. Ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи даже в сотнях километров от полигона в течение около 40 минут. Ощутимая сейсмическая волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар. Свидетели почувствовали удар и смогли описать взрыв на расстоянии тысячи километров от его центра. Ядерный гриб взрыва поднялся на высоту 67 километров; диаметр его двухъярусной «шляпки» достиг (у верхнего яруса) 95 километров. Звуковая волна, порождённая взрывом, докатилась до острова Диксон на расстоянии около 800 километров. Однако о каких-либо разрушениях или повреждениях сооружений даже в расположенных гораздо ближе (280 км) к полигону посёлке городского типа Амдерма и посёлке Белушья Губа не сообщалось.

Основной целью, которая ставилась и достигнута этим испытанием, была демонстрация владения Советским Союзом неограниченным по мощности оружием массового поражения — тротиловый эквивалент наиболее мощной термоядерной бомбы из числа испытанных к тому моменту в США был почти вчетверо меньше, чем у АН602. Крайне важным научным результатом стала экспериментальная проверка принципов расчёта и конструирования термоядерных зарядов многоступенчатого типа. Было экспериментально доказано, что максимальная мощность термоядерного заряда, в принципе, не ограничена ничем.

Интересно, что тогда еще любивший советскую власть академик А. Д. Сахаров (впоследствии проамериканский диссидент) предложил проект по тайному размещению нескольких десятков сверхмощных ядерных боеголовок мощностью от 200 или даже 500 мегатонн вдоль американских морских границ, что, по мнению учёного, позволило бы отрезвить неоконсервативные круги политической элиты США, не втягиваясь в разорительную гонку вооружений. В случае нападения США на СССР можно было затопить береговые города Америки — с помощью искусственного цунами. Гигантская волна высотой более 300 м приходит со стороны Атлантики и обрушивается на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, Аннаполис. Волна достигает крыш небоскребов. Друга волна накрывает западное побережье в районе Чарльстона. Еще две волны обрушиваются на Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Всего одной волны хватает, чтобы на побережье Мексиканского залива смыло низко расположенный Хьюстон, Новый Орлеан, Пенсаколу.

К сожалению, Хрущев отклонил этот проект. Подобную идею сегодня вынашивает академик Игорь Острецов: уничтожение США с помощью направленного взрыва, вызывающего гигантскую волну в заданном направлении.

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

Первая космическая стыковка кораблей

30 октября 1967 года впервые в истории человечества в космосе была произведена автоматическая стыковка космических кораблей. Это были аппараты серии «Космос» — «Космос-186» и «Космос-188», являвшиеся прототипами космического корабля «Союз».

 

Первым был запущен «Космос-186». Он являлся «активным» кораблём , то есть он должен был найти с помощью радиолокационной антенны «пассивный» корабль «Космос-188», сблизиться и пристыковаться.

30 октября 1967 года во время пролёта корабля «Космос-186» над космодромом был запущен «Космос-188» в той же плоскости орбиты, но с опережением на 24 км. Для осуществления стыковки необходима высокая точность вывода на орбиту, так как автоматическая система стыковки может работать только до определённой величины расстояния между кораблями. Расстояние в 24 км не превышало этого предела. Командой из центра управления были активированы системы ориентации, системы автоматического управления и счётно-решающие устройства. После обнаружения «пассивного» корабля «Космос-186» стал корректировать свою орбиту в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приближаясь к «Космосу-188» на скорости 90 км/ч. Когда расстояние между кораблями составило 300 м, отключился главный двигатель, и начали свою работу двигатели малой тяги. Последний этап стыковки называется причаливанием. Во время причаливания скорость сближения кораблей составила 0,5—1 м/с. Затем произошла сама стыковка: штанга стыковочного узла «Космоса-186» попала в конусообразный захват «Космоса-188». Состыкованными корабли летали 3,5 часа, совершив около 2 витков вокруг Земли. Затем по команде с Земли они расстыковались и последовательно приземлились: сначала «Космос-186», потом «Космос-188».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии