RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Бриг «Меркурий» против двух линкоров
26 мая 2014 г.

Бриг «Меркурий» против двух линкоров

185 лет назад 26 апреля 1829 года наш 18-пушечный корабль храбро сразился с турецкими 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем» - и победил их!
Правда и ложь о панфиловцах
16 ноября 2017 г.

Правда и ложь о панфиловцах

Маршал Советского Союза Дмитрий Язов о героях, в которых в сегодняшней России любое ничтожество может безнаказанно бросить ком грязи
Американская «лунная сказка»
28 января 2016 г.

Американская «лунная сказка»

27 января 2016 года министр ВВС США Дебора Ли Джеймс заявила, что пентагон и НАСА пока не могут функционировать без российских ракетных двигателей РД-180
Дранг нах Остен
22 июня 2015 г.

Дранг нах Остен

22 июня 1941 года объединенная под фашистскими знаменами Европа в очередной раз двинула свои орды на Россию
Гибель адмирала Корнилова
18 октября 2014 г.

Гибель адмирала Корнилова

160 лет назад 18 (5 – ст. ст.) октября 1854 года во время первой обороны Севастополя пушечное ядро сразило легендарного флотоводца
Главная » Подвиги в наследство » Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

20 апреля 1942 года закончилось одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны

После сражения у стен нашей столицы весь мир понял: СССР непобедим!
Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

Как известно, операция по захвату Москвы (кодовое название «Тайфун») началась 30 сентября 1941 года. Накануне в беседе с японским послом Гитлер заявил, что Москва падет 12 октября. Геббельс на середину октября подготовил грандиозную программу: победные спецвыпуски газет, парад в Москве, офицерский бал в ЦДКА, награды "Победителям Москвы", в их числе - швейцарские часы "Первым ворвавшимся в Кремль". Кстати, эти часы, находившиеся в ящиках, обнаруженных в подвалах рейхсканцелярии 30 апреля 1945 года, достались воинам 150-й дивизии генерала Шатилова, взявшим рейхстаг.

Были ли у фашистов основания рассчитывать на скорую победу? Формально — да. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолетов. У нас – 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 660 самолетов. Но фашисты не учли того, что называется «русский фактор». На отпор врагу поднялись и стар, и млад.

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, вышло постановление СНК СССР "Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов". В Московской области и Москве к концу лета для ведения борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе были созданы 87 истребительных батальонов общей численностью более 28 тысяч человек. Через 6 дней после начала войны первые эшелоны молодежи Подмосковья и столицы отправились на строительство оборонительных сооружений под Смоленском, Вязьмой, Брянском. Было сформировано 25 дивизий народного ополчения. Всего к концу года область и столица направили в армию около 500 тысяч бойцов.

24 октября военный совет Московской зоны обороны издал приказ об устройстве на подмосковных рубежах сплошной зоны заграждений. Сотни тысяч жителей Московской области и москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу. Всего в этих работах из числа городского и сельского населения участвовали 460 тысяч человек, из них женщин - 75 процентов. Их силами было подготовлено: 676 километров противотанковых рвов, 16,5 тысяч окопов для стрелковых отделений, более 27 тысяч огневых точек (пулеметных и артиллерийских), около 4 тысяч дотов и дзотов, установлено 32 тысячи 260 противотанковых ежей, свыше 1,3 тысяч проволочных заграждений и 38 тысяч лесных завалов. Возведен ряд других сооружений.

На территории 17 районов области, оккупированных полностью, и 10 - частично были созданы 5 окружных, 16 районных и 4 городских подпольных комитета партии.

В каждом из захваченных районов сражались по одному-два, а то и три партизанских отряда. Всего же на оккупированной территории Московской области вели борьбу с врагом более 40 партизанских отрядов и около 400 разведывательно-диверсионных групп общей численностью 15 тысяч человек.

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал переданное по всем радиостанциям сообщение Советского Информбюро о провале фашистского плана окружения и взятия столицы СССР – Москвы. «6 декабря 1941 года, - говорилось в нем, - войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. С 6 по 10 декабря наши войска захватили 386 танков, 4317 автомашин, свыше 400 орудий и минометов, большое количество другого вооружения и имущества. Уничтожено свыше 30 тысяч солдат и офицеров. Теперь уже несомненно, что хвастливый план захвата Москвы провалился с треском».

Это было первое серьезное поражение, которое понесла фашистская Германия и ее сателлиты во время второй мировой войны. До этого, не получая серьезного сопротивления, они захватили всю Европу, намеревались осуществить молниеносный «блицкриг» по разгрому СССР, но в Подмосковье получили мощнейший зубодробительный удар. 22 января 1942 года Московская область была полностью освобождена от фашистов.

Но на расстоянии примерно 150 километров от Москвы образовался так называемый Ржевско-Вяземский выступ в линии фронта – немецкий плацдарм для возможного повторного наступления на Москву. Именно так его оценивало командование вермахта и политическое руководство рейха. Опорными пунктами плацдарма являлись Ржев на севере и Вязьма на юге. На территории выступа находились Гжатск (ныне Гагарин) и до весны 1942 года – Юхнов. Не устранив опасности для Москвы, исходящей с этого плацдарма, невозможно было считать Московскую битву завершенной. Формально считается, что именно с 20 апреля 1942 года такая опасность стала минимальной.

В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности 615 тысяч вояк, 1 300 танков, 2 500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Общие потери советских войск составили 1 805 923 человека, из них безвозвратные – 926 244 человека, а кроме того, 4171 танк, 21 478 орудий и минометов, 983 самолета. Из строя выбыли 7 командующих армиями, из них четверо погибли, трое оказались в плену. Безвозвратные потери Красной армии только в одной Московской битве на 500 тыс. человек превышают аналогичные потери вооруженных сил США, Великобритании и Франции, вместе взятых (которые сейчас нагло уверяют о своем главном вкладе в победу над фашизмом), понесенные ими за всю Вторую мировую войну..

В битве под Москвой произошло знаменательнейшее событие: впервые во Второй мировой войне войска Красной Армии остановили, а затем нанесли крупное поражение считавшей себя непобедимой германской армии и, отбросив ее от Москвы на 100-300 км, сняли угрозу советской столице и Московскому промышленному району. В результате контрнаступления и общего наступления под Москвой полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

После битвы под Москвой весь мир понял: СССР непобедим! А фашистские генералы сделали неприятный для себя вывод о «русском факторе». Фельдмаршал Браухич: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник». Фельдмаршал фон Рундштедт: «Силы, которые нам противостоят, являются по большей части решительной массой, которая в упорстве ведения войны представляет собой нечто совершенно новое по сравнению с нашими бывшими противниками. Мы вынуждены признать, что Красная Армия является очень серьезным противником… Русская пехота проявила неслыханное упорство прежде всего в обороне стационарных укрепленных сооружений. Даже в случае падения всех соседних сооружений некоторые ДОТы, призываемые сдаться, держались до последнего человека». Генерал Гюнтер Блюментрит: «Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».

 

 

Сергей Турченко
20 апреля 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 октября
пятница
2018

В этот день:

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

Последнее плавание фрегата «Паллада»

19 октября 1852 года из Кронштадта отправился в плавание фрегат «Паллада» под командованием капитана И. С. Унковского с миссией вице-адмирала Е. В. Путятина в Японию.

 Секретарем адмирала согласился стать писатель Иван Александрович Гончаров, который вел общий журнал, занимался словесностью с гардемаринами по просьбе адмирала. А впоследствии написал путевые заметки.

Фрегат «Паллада» был заложен в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Длина фрегата — 52,8 м, ширина — 13,6 м, вооружение — 52 орудия. Первым командиром фрегата был капитан-лейтенант П. С. Нахимов.

В 1852—1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны, был затоплен в бухте Постовая Императорской (ныне Советской) гавани, где и находится на дне по сегодняшний день.

 

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Авиаконструктор Михаил Симонов

19 октября 1929 года родился Михаил Петрович Симонов, генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, лауреат Ленинской премии(1976), Герой России.

Он принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций.

Интересный факт из биографии. В 1992 году на международном авиакосмическом салоне Фарнборо близ Лондона состоялась, пресс-конференция российской официальной делегации с участием двух генеральных конструкторов — Белякова («МиГ») и Симонова («ОКБ Сухого»). Ближе к концу конференции поднялся американский журналист и сообщил, что в России из-за либеризации розничных цен царит страшная инфляция, в магазинах ничего нет, «а у вас целых два блестящих истребительных конструкторских бюро — „МиГ“ и „Сухой“, вот если вы объедините их, то столько денег для вашего народа сэкономите…». В ответ на это Симонов заявил следующее: «Приятно и весьма интересно, что американская пресса интересуется жизненно важными для нас вопросами. Однако вынужден сделать одно небольшое замечание. Американцы считают, что мы сделали в свое время Су-24, конкурируя с „Дженерал Дайнэмикс“ и их бомбардировщиком F-111. Они также убеждены в том, что штурмовик Су-25 мы построили в противовес вашему A-10. А в случае с Су-27 тут и вообще деваться некуда — конкурировали с вашим F-15 „Игл“… Все это — чепуха! Названные самолеты созданы в „ОКБ Сухого“ с одной единственной целью — победить в конкуренции… генерального конструктора Белякова!…»

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

Маршал Бирюзов

19 октября 1964 года погиб в авиационной катастрофе Сергей Бирюзов (р. 1904), Маршал Советского Союза, командующий ракетными войсками СССР (1955—1963 гг.), Герой Советского Союза (1958), начальник Генштаба Вооружённых сил СССР (1963—1964).

В РККА вступил добровольно 15 сентября 1922 г.: командир взвода (сентябрь 1926 г. — декабрь 1929 г.), командир роты (по июнь 1930 г.), начальник штаба учебного батальона (по апрель 1932 г.), командир батальона (по июнь 1934 г.), начальник штаба стрелковой дивизии (октябрь 1937 г. — апрель 1938 г.), начальник отдела в штабе Харьковского военного округа (по август 1939 г.). С августа 1939 комбриг Бирюзов — командир 132-й стрелковой дивизии.

Во время Великой Отечественной войны командир стрелковой дивизии (с августа 1939 г. по апрель 1942 г.), начальник штаба армии на Брянском фронте (по ноябрь 1942 г.). В течение первого года войны получил 5 ранений, в том числе два тяжёлых. С ноября 1942 г. по апрель 1943 г. — начальник штаба 2-й гвардейской армии Сталинградского (впоследствии Южного) фронта, с апреля 1943 г. — начальник штаба Южного (впоследствии 4-го Украинского) фронта, которым командовал Ф. И. Толбухин. Основные сражения Бирюзова: Донбасская операция, освобождение Крыма, Ясско-Кишинёвская операция, взятие Белграда. С октября 1944 г. — командующий 37-й армией (по май 1946 г.) и главный военный советник Болгарской армии, почётный гражданин Софии.

После мая 1946 г. генерал-полковник С. С. Бирюзов занимал посты: заместитель Главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке (кратковременно, лишь по июнь 1946 г.), заместитель Главнокомандующего Южной группой войск и командующий 10-й механизированной армией (по июнь 1947 г.), командующий войсками Приморского военного округа (по май 1953 г.). Главнокомандующий Центральной группой войск (Австрия и Венгрия, 1953—1954), первый заместитель Главнокомандующего войсками ПВО (1954—1955). Затем маршал Бирюзов возглавил ПВО как Главком, одновременно являясь замминистра обороны СССР (1955—1962). В апреле 1962 переведён на пост главкома РВСН — ракетных войск стратегического назначения. В марте 1963 Бирюзов получил назначение на должность начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР и был повышен до первого заместителя министра обороны СССР.

19 октября 1964 года начальник Генштаба маршал Бирюзов погиб в авиационной катастрофе вблизи Белграда, на горе Авала. Иосип Броз Тито присвоил Бирюзову (участвовавшему в освобождении Югославии, а потом там погибшему) звание Народного героя Югославии посмертно. Его прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

 

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Космонавт Рукавишников

19 октября 2002 года скончался Николай Николаевич Рукавишников, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Инженер-физик по образованию, Николай Рукавишников стал первым гражданским командиром космического корабля.

Также впервые в истории космонавтики он вручную совершил посадку в аварийном режиме — в апреле 1979 при полёте на корабле Союз-33.

Родился в семье железнодорожников. Учился в средней школе № 8 в Томске. В 1951 году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 закончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики МИФИ и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники». После окончания института работал в научно-исследовательском институте, в ОКБ-1 (КБ С. П. Королёва). В 1967 зачислен в отряд советских космонавтов (1967 Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965—1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. По предварительным назначениям, Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон».

23 — 25 апреля 1971 года совершил свой первый космический полёт в качестве инженера-испытателя космического корабля Союз-10. (Н. Н. Рукавишников стал первым космическим инженером-испытателем). Программа полёта предусматривала трёхнедельную работу на борту орбитальной космической станции Салют-1. Однако из-за технических неисправностей работа на станции была отменена и полёт был прерван. После завершения полёта впервые была осуществлена ночная посадка космического корабля. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 45 минут 54 секунды.

2 — 8 декабря 1974 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-16. В полёте были проведены испытания стыковочного узла, созданного по программе ЭПАС. Полёт продолжался 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд.

10 — 12 апреля 1979 совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля Союз-33. Полёт проходил в рамках советско-болгарского проекта и предусматривал работу на борту орбитальной станции Салют-6. Из-за аварии двигателя корабля стыковка не состоялась и корабль совершил преждевременную посадку. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 1 минуту 6 секунд.

После ухода из отряда космонавтов работал заместителем начальника отделения НПО «Энергия». Председатель Федерации космонавтики СССР (1981—1991). Президент Федерации космонавтики России (1991—1999), a c 1999 года — её почётный президент.

Умер 19 октября 2002 от инфаркта. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии