RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Голос эпохи
2 октября 2014 г.

Голос эпохи

2 октября 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Левитана
Воскресение после Креста
5 мая 2013 г.

Воскресение после Креста

Закон бытия таков, что без подвига нет очищения от грехов и восхождения к новой жизни
Подмосковный нокдаун
12 декабря 2013 г.

Подмосковный нокдаун

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал по радио сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы».
Правда и ложь о панфиловцах
16 ноября 2016 г.

Правда и ложь о панфиловцах

Маршал Советского Союза Дмитрий Язов о героях, в которых в сегодняшней России любое ничтожество может безнаказанно бросить ком грязи
39 штурмов Пскова
17 февраля 2014 г.

39 штурмов Пскова

17 февраля 1582 года победой русского духа закончилась самая длительная в истории осадная баталия
Главная » Подвиги в наследство » Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

После сражения у стен нашей столицы весь мир понял: СССР непобедим!

20 апреля 1942 года закончилась победой советского оружия одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны — Московская.
Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

Как известно, операция по захвату Москвы (кодовое название «Тайфун») началась 30 сентября 1941 года. Накануне в беседе с японским послом Гитлер заявил, что Москва падет 12 октября. Геббельс на середину октября подготовил грандиозную программу: победные спецвыпуски газет, парад в Москве, офицерский бал в ЦДКА, награды "Победителям Москвы", в их числе - швейцарские часы "Первым ворвавшимся в Кремль". Кстати, эти часы, находившиеся в ящиках, обнаруженных в подвалах рейхсканцелярии 30 апреля 1945 года, достались воинам 150-й дивизии генерала Шатилова, взявшим рейхстаг.

Были ли у фашистов основания рассчитывать на скорую победу? Формально — да. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолетов. У нас – 1 миллион 250 тысяч бойцов, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 660 самолетов. Но фашисты не учли того, что называется «русский фактор». На отпор врагу поднялись и стар, и млад.

Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, вышло постановление СНК СССР "Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов". В Московской области и Москве к концу лета для ведения борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе были созданы 87 истребительных батальонов общей численностью более 28 тысяч человек. Через 6 дней после начала войны первые эшелоны молодежи Подмосковья и столицы отправились на строительство оборонительных сооружений под Смоленском, Вязьмой, Брянском. Было сформировано 25 дивизий народного ополчения. Всего к концу года область и столица направили в армию около 500 тысяч бойцов.

24 октября военный совет Московской зоны обороны издал приказ об устройстве на подмосковных рубежах сплошной зоны заграждений. Сотни тысяч жителей Московской области и москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу. Всего в этих работах из числа городского и сельского населения участвовали 460 тысяч человек, из них женщин - 75 процентов. Их силами было подготовлено: 676 километров противотанковых рвов, 16,5 тысяч окопов для стрелковых отделений, более 27 тысяч огневых точек (пулеметных и артиллерийских), около 4 тысяч дотов и дзотов, установлено 32 тысячи 260 противотанковых ежей, свыше 1,3 тысяч проволочных заграждений и 38 тысяч лесных завалов. Возведен ряд других сооружений.

На территории 17 районов области, оккупированных полностью, и 10 - частично были созданы 5 окружных, 16 районных и 4 городских подпольных комитета партии.

В каждом из захваченных районов сражались по одному-два, а то и три партизанских отряда. Всего же на оккупированной территории Московской области вели борьбу с врагом более 40 партизанских отрядов и около 400 разведывательно-диверсионных групп общей численностью 15 тысяч человек.

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал переданное по всем радиостанциям сообщение Советского Информбюро о провале фашистского плана окружения и взятия столицы СССР – Москвы. «6 декабря 1941 года, - говорилось в нем, - войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери. С 6 по 10 декабря наши войска захватили 386 танков, 4317 автомашин, свыше 400 орудий и минометов, большое количество другого вооружения и имущества. Уничтожено свыше 30 тысяч солдат и офицеров. Теперь уже несомненно, что хвастливый план захвата Москвы провалился с треском».

Это было первое серьезное поражение, которое понесла фашистская Германия и ее сателлиты во время второй мировой войны. До этого, не получая серьезного сопротивления, они захватили всю Европу, намеревались осуществить молниеносный «блицкриг» по разгрому СССР, но в Подмосковье получили мощнейший зубодробительный удар. 22 января 1942 года Московская область была полностью освобождена от фашистов.

Но на расстоянии примерно 150 километров от Москвы образовался так называемый Ржевско-Вяземский выступ в линии фронта – немецкий плацдарм для возможного повторного наступления на Москву. Именно так его оценивало командование вермахта и политическое руководство рейха. Опорными пунктами плацдарма являлись Ржев на севере и Вязьма на юге. На территории выступа находились Гжатск (ныне Гагарин) и до весны 1942 года – Юхнов. Не устранив опасности для Москвы, исходящей с этого плацдарма, невозможно было считать Московскую битву завершенной. Формально считается, что именно с 20 апреля 1942 года такая опасность стала минимальной.

В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности 615 тысяч вояк, 1 300 танков, 2 500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Общие потери советских войск составили 1 805 923 человека, из них безвозвратные – 926 244 человека, а кроме того, 4171 танк, 21 478 орудий и минометов, 983 самолета. Из строя выбыли 7 командующих армиями, из них четверо погибли, трое оказались в плену. Безвозвратные потери Красной армии только в одной Московской битве на 500 тыс. человек превышают аналогичные потери вооруженных сил США, Великобритании и Франции, вместе взятых (которые сейчас нагло уверяют о своем главном вкладе в победу над фашизмом), понесенные ими за всю Вторую мировую войну..

В битве под Москвой произошло знаменательнейшее событие: впервые во Второй мировой войне войска Красной Армии остановили, а затем нанесли крупное поражение считавшей себя непобедимой германской армии и, отбросив ее от Москвы на 100-300 км, сняли угрозу советской столице и Московскому промышленному району. В результате контрнаступления и общего наступления под Москвой полностью были освобождены Тульская, Рязанская и Московская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.

После битвы под Москвой весь мир понял: СССР непобедим! А фашистские генералы сделали неприятный для себя вывод о «русском факторе». Фельдмаршал Браухич: «Своеобразие страны и своеобразие характера русских придает кампании особую специфику. Первый серьезный противник». Фельдмаршал фон Рундштедт: «Силы, которые нам противостоят, являются по большей части решительной массой, которая в упорстве ведения войны представляет собой нечто совершенно новое по сравнению с нашими бывшими противниками. Мы вынуждены признать, что Красная Армия является очень серьезным противником… Русская пехота проявила неслыханное упорство прежде всего в обороне стационарных укрепленных сооружений. Даже в случае падения всех соседних сооружений некоторые ДОТы, призываемые сдаться, держались до последнего человека». Генерал Гюнтер Блюментрит: «Теперь политическим руководителям Германии важно было понять, что дни блицкрига канули в прошлое. Нам противостояла армия, по своим боевым качествам намного превосходившая все другие армии, с которыми нам когда-либо приходилось встречаться на поле боя».

 

 

Сергей Турченко
20 апреля 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии