RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

РГО — 170 лет
18 августа 2015 г.

РГО — 170 лет

Российское географическое общество отмечает славный юбилей
Рассекреченное письмо
29 декабря 2013 г.

Рассекреченное письмо

45 лет назад 30 декабря 1968 года умер Маршал Советского Союза Кирилл Мерецков
Адмирал Корнилов: Отстаивайте же Севастополь!
14 июня 2013 г.

Адмирал Корнилов: Отстаивайте же Севастополь!

14 июня - день рождения города русской морской славы Севастополя.
Отец легендарного «Папаши»
29 апреля 2016 г.

Отец легендарного «Папаши»

29 апреля 1897 года родился Георгий Семенович ШПАГИН, конструктор оружия. Самым известным его достижением стало создание пистолета-пулемета (ППШ).
Герой семьи: «Катюша» моего дедушки
8 июля 2013 г.

Герой семьи: «Катюша» моего дедушки

Я хочу рассказать о моём дедушке – Знамеровском Иване Акимовиче.
Главная » Подвиги в наследство » Памяти адмирала Макарова

Памяти адмирала Макарова

Японский поэт воспел в стихах великого русского флотоводца, погибшего в бою на внешнем рейде Порт-Артура

13 апреля 1904 года Россия потеряла великого русского флотоводца вице-адмирала Степана Осиповича МАКАРОВА. В тот день командующий Российским флотом Тихого океана на броненосце «Петропавловск» в сопровождении броненосца “Полтава”, крейсеров “Баян”, “Аскольд” и “Новик” вышел навстречу японской эскадре, рвавшейся к Порт-Артуру. В 8 часов 15 минут произошло первое боестолкновение с передовым отрядом противника.
Памяти адмирала Макарова

Мощный орудийный огонь наших кораблей принудил японцев отойти. Но вскоре подтянулись главные силы противника: шесть броненосцев и два новейших крейсера английской постройки. К русскому отряду тоже подошло пополнение из Порт-Артура - броненосцы “Победа” и “Пересвет”.

Вице-адмирал Макаров построил свою эскадру в боевой ордер и направил ее навстречу японским кораблям. В 9 часов 43 минуты на траверзе полуострова Тигровый Хвост случилось непоправимое: броненосец “Петропавловск” наскочил на мину. От взрыва сдетонировал боезапас главного калибра носовой башни и носовой минный погреб. Броненосец разломился пополам и в течение двух минут затонул. Чудом спаслись находившийся на «Петропавловске» великий князь Кирилл Владимирович, командир броненосца капитан первого ранга Николай Яковлев, 5 младших офицеров и 73 матроса. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров погиб, а вместе с ним нашли свою смерть в морской пучине начальник штаба флота контр-адмирал Михаил Молас, знаменитый русский художник-баталист Василий Верещагин, 27 офицеров и 630 матросов экипажа.

Гибель Степана Осиповича Макарова потрясла без преувеличения весь мир. И в России, и за рубежом его считали единственным флотоводцем, способным изменить ход русско-японской войны на море в нашу пользу.

Вот, например, что писала английская газета «Таймс» в середине апреля 1904 года: «Россия лишилась прекрасного корабля, но еще более потеряла в лице человека, которому предстояло, вероятно, сделать русский флот важным фактором в войне. Его потеря и род гибели наносит тяжелый удар русскому флоту, не говоря об исчезновении доблестного и вдохновляющего начальника, влияние которого, внося новый элемент в войну, признавалось и японцами. Суждение неприятеля – лучшее доказательство того, что Макаров с признанным обладанием им в совершенстве морской наукой соединял качества великого моряка… Нисколько не желая сомневаться в наличии умственных сил России, мы можем сказать, что с кончиной адмирала Макарова Россия теряет вождя, которого трудно будет заместить».

Поразительно то, что даже в самой Японии прошли демонстрации и митинги в память об адмирале Макарове. А японский поэт Такубоку Исикава написал стихотворение "Памяти адмирала Макарова", которое опубликовал в сборнике "Стремления". Достоянием российского читателя оно стало благодаря великолепному переводу с японского языка поэтессы и переводчицы Веры Марковой. Вот отрывок из этого произведения:

 

Скрывалась в море неприметно мина,

И потопил внезапно страшный взрыв

Корабль, что нес морского властелина.

Спокойно руки на груди скрестив,

Вперив свой взор в бездонную пучину,

Где в злобном торжестве кружился вал,

Исчез навеки славный адмирал.

Ах, океан судьбы и грозной бурей

Его волнующая злая смерть!

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии