RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Феномен опричнины
2 февраля 2017 г.

Феномен опричнины

Это сугубо русская форма управления страной и эффективного пресекания коррупции
Марши позора западной нечисти
17 июля 2020 г.

Марши позора западной нечисти

17 июля 1944 года по Москве прошла многочисленная колонна пленных гитлеровцев
Военная душа Высоцкого
17 марта 2020 г.

Военная душа Высоцкого

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день двадцать второй.
Южный флот Великого Отечества
13 мая 2020 г.

Южный флот Великого Отечества

13 мая – ДЕНЬ КРАСНОЗНАМЕННОГО ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ВМФ РОССИИ
Неизвестный Жуков: с точки зрения дочери
18 июня 2020 г.

Неизвестный Жуков: с точки зрения дочери

18 июня 1974 года скончался четырежды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков
Главная » Подвиги в наследство » Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

27 сентября 2012 года патриотическая общественность направила ОБРАЩЕНИЕ к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В нем был поставлен вопрос о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611-1612 гг. Минина и Пожарского
Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

Вот его текст:
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства!

В Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось собрание православно-патриотической общественности на тему «400 лет Народному подвигу». В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, общественности, священнослужители, деятели культуры и искусства из Москвы, Н.Новгорода, Иванова, других регионов России. В выступлениях докладчиков, в ходе последующего обсуждения настоятельно звучало мнение о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611-1612 гг.

По мнению православных верующих, Минин и Пожарский отважно послужили Господу и родному Отечеству!

Движимые Верой, а не корысти ради, жертвуя имуществом, достатком, рискуя собственными жизнями и судьбами членов своих семей, они чудесным образом в кратчайший срок сплотили народ, дабы изгнать иноверцев из Москвы, покончить с гибельной для Веры и страны Смутой, восстановить государственность России.

Формирование Народного ополчения, его боевой путь от Н.Новгорода к Москве сопровождались видениями святых, знамениями, помощью монастырей. В походе на Москву ополченцев сопровождал образ чудотворной Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и одержанной народом победы испокон веков установлено православное празднование 4 ноября. Православные верят, что победа, одержанная в боях 400-летней давности, явилась знаком особой милости Пречистой Богородицы к Народному ополчению.

На собрании отмечалось и особое христолюбие, благочестие Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в обычной, мирской жизни. Прекрасные семьянины, любящие мужья и отцы, они жертвовали храмам, монастырям, открывали приюты для покалеченных в боях однополчан. В частности, немалые личные средства на строительство храмов по всей Руси вложил князь Дмитрий Пожарский.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви – процесс непростой, имеющий массу тонкостей, нюансов. Однако, по нашей Вере, по нашему убеждению, ратный и духовный подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского равнозначен деяниям святых благоверных князей земли Русской Александра Невского и Дмитрия Донского. И в этом смысле процесс не требует длительного времени, трудоемких обоснований.

При этом канонизация народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, коими они, прославленные в веках народом, являются, – это прерогатива не отдельно взятой епархии или митрополии, но Патриархата, высшего церковного руководства.

В связи с чем просим рассмотреть наше ходатайство. На его своевременность, уместность указывают недавние слова Предстоятеля Русской Православной Церкви в день открытия XVI Всемирного Русского Народного Собора. Ваши, Святейший, слова: «Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу Вселенского Православия».

Сейчас Комиссия по канонизации старается отделить политическую деятельность от подвига чисто религиозного. На эту тему публично высказался в прессе член синодальной Комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов: "Эта инициатива вызывает у меня много вопросов, прежде всего потому, что для канонизации необходимы вполне определенные основания - наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к Минину и Пожарскому".

Но давайте разберёмся. Вот мнение одного православного человека: «Их политическая деятельность -- Страстное восстание в Москве весной 1611 года, создание Второго земского ополчения, разгром Ходкевича и освобождение русской столицы – имели мощную православную подоплеку. Она была вдохновлена посланиями св. Гермогена, где говорилось: "Стойте за веру!" Не "перебейте поляков" и не "восстановите государственность", а именно "стойте за веру!" В посланиях, рассылаемых из Нижнего при начале деятельности Второго земского ополчения, четко говорилось: следует «…за непорочную християнскую веру, против врагов наших, польских и литовских людей до смерти своей стояти и ныне бы идти на литовских людей всем… чтоб литовские люди Московскому государству конечныя погибели не навели… а нашим будет нерадением учинится конечное разоренье Московскому государьству и угаснет корень християнския веры и испразднится крест Христов и благолепие церквей Божиих… ответ дадим в страшный день суда Христова». Деятельность Второго земского полчения была благословлена св. Иринархом. Иначе говоря, люди шли на Москву под знаменами Православной веры и Русской церкви.
Духовные плоды бессмертного подвига Пожарского и Минина трудно переоценить. Из всех посланий и грамот, исходивших от «Совета всея Руси» можно ясно видеть, что главным движущим мотивом для Пожарского и его помощников было сохранение православной веры от латинства, избравшего самозванцев и польскую интервенцию своим главным оружием в борьбе с извечными соперниками. В Смуте мы видим пример борьбы двух миро­воз­зре­ний, двух духовных традиций и цивилизационных типов. Это и отразилось в судьбах истории. Уже в 1649 году, вскоре после восшествия на престол Алексея Михайловича Романова, на Руси был введён всеобщий церковно-государ­ствен­ный праздник 22 октября (4 ноября н.ст.) – в честь Казанской иконы Божией Матери «в воспоминание помощи, оказанной свыше, заступлением Богородицы, Русскому государству в годину лихолетья». Подвиг народа по сохранению веры и государственности был, таким образом, впервые закреплён через церковную традицию, русский православный месяцеслов. Должное значение ему придал Петр I, который сделал Казанскую икону главной святыней Санкт-Петербурга".

 

Священник Лихачев Алексей Евгеньевич, кандидат богословия, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (г. Южа Ивановской области) считает: «Характерными чертами личности святых является прижизненная их скромность и всё возрастающая слава после кончины. Чем больше проходит времени со времени их земного подвига, тем ярче разгорается свет их нравственного примера. Несомненно, именно с таким явлением мы сталкиваемся в судьбе освободителей Отечества Пожарского и Минина, которые были почти забыты современниками, но вспомнены потомками, начиная с Петра I и М.В.Ломоносова, в том числе в воззвании И.Сталина в судьбоносном ноябре 1941 года, когда особенно был востребован их пример любви, не щадящей себя и полагающей свою жизнь за друзей своих. Но, в любом случае, решение о канонизации благоверного князя Косьмы (Дмитрия) Пожарского не может определяться ни идейными запросами общества или церкви, ни даже раскрытием подлинной красоты его нравственного примера. Согласно самому существу понятия «святости», определяющим критерием должно стать живое народное чувство соприсутствия, соучастия князя нашей жизни, современным судьбам его любимого Отечества, подлинный соборный опыт молитвенного с ним общения. А без осознания церковным народом глубоко христианских истоков его подвига, без углубления самой христианской жизни современных христиан это представляется невозможным. Чтобы мы созрели до дела канонизации князя Пожарского, мы сами должны быть способны оторваться от сиюминутных проблем и искренно и постоянно молиться о том, кто своими деяниями открыл нам основу нашей собственной государственности, нашей русской православной цивилизации – любовь и благодарность Богу, Матери-Церкви, Родной земле и сострадание своему народу".

Дмитрий Пожарский является потомком великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Согласно одной из легенд, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

В феврале 1609 года Пожарский был назначен воеводой города Зарайск Рязанского уезда.

С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к польско-литовским захватчикам, обосновавшимся в Москве. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, в которой святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

Народное ополчение выступило из Нижнего в конце февраля — начале марта 1612 года. По пути в Москву в войско вливались отряды добровольцев. 14 августа 1612 года оно прибыло к стенам Троице-Сергиевого монастыря. 21—24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (1 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.

После избрания на российский престол Михаила Федоровича Д. М. Пожарский играл ведущую роль при царском дворе как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу народного ополчения и избрание царя, война в России всё ещё продолжалась. В 1615—1616 гг. Пожарский по указанию царя был направлен во главе большого войска на борьбу с отрядами польского полковника Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев. В 1617 году царь поручил Пожарскому вести дипломатические переговоры с английским послом Джоном Мериком, назначив Пожарского наместником Коломенским. В этом же году в пределы Московского государства пришёл польский королевич Владислав. Жители Калуги и соседних с ней городов обратились к царю с просьбой прислать им для защиты от поляков именно Д. М. Пожарского. Царь исполнил просьбу калужан и дал наказ Пожарскому 18 октября 1617 года о защите Калуги и окрестных городов всеми доступными мерами. Князь Пожарский наказ царя с честью выполнил.

В 1620 году Пожарский стал Новгородским воеводой и занимал эту должность до 1624 года.

Потом воевал с Польшей, выполнял дипломатические поручения царя.

Дмитрий Пожарский умер 30 апреля 1642 года на 65-м году своей жизни. Его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Долгое время он считался утерянным, но в 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на месте усыпальницы кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда. В 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева. Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест.

 

Сергей Турченко
27 сентября 2017 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 января
понедельник
2021

В этот день:

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

День штурмана ВМФ

25 января отмечается профессиональный праздник военных штурманов. Выбор даты для празднования «Дня штурмана Военно-Морского Флота Российской Федерации» пал на 25 января не случайно. Именно в этот день в 1701 году император Пётр Великий издал Указ в соответствии с которым для подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов флота основана в Москве Школа математических и навигацких наук

Это  — первое российское артиллерийское, инженерное и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы военно-морского образования России.

Под школу была выделена Сухарева башня со всеми строениями и землей. Школу возглавлял Яков Вилимович Брюс. В Навигацкой школе учились дети почти всех знатных фамилий: Волконские, Сонцовы-Засекины, Лопухины, Шаховские, Хилковы, Урусовы, Долгорукие, Прозоровские, Хованские, Шереметьевы, Борятинские, Собакины, Щербатовы, Головины, Дмитриевы-Мамоновы и пр.

Срок обучения не был определён, но среднее время обучения (включая практику в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах «на выучку литейного дела» и различных мастерских в стране и за рубежом «для учения в тамошних местах инженерной и иным немецким наукам») составлял 10 — 15 лет. Причём каждый ученик «твердил» свою науку не ожидая других. Школьники, которые в науках «оказались плохи», определялись в столяры, токари, паяльщики, стрельцы, матросы, солдаты и в другие приказы

В 1715 году навигаторские классы школы были переведены в новую столицу, после чего на их основе была создана Морская академия, а сама школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии.

15 июля 1996 года Главнокомандующий ВМФРоссийской Федерации адмирал флота Феликс Громов издал приказ № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности», в соответствии с которым «День штурмана Военно-Морского Флота России» следовало (начиная с 1997 года) отмечать в день выхода Петровского Указа, который, де-факто, основал штурманскую службу ВМФ Российской империи.

 

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Создание Генштаба

25 января 1763 года указом Екатерины II учреждён Генеральный штаб Вооружённых сил Российской империи.

Его прообразом стала квартирмейстерская часть, созданная в начале XVIII века Петром I в целях оказания практической помощи главнокомандующим действующих армий в решениях вопросов, связанных с управлением войсками.

Екатерина II сформировала структуру Генштаба, начальником которого был назначен вице-президент Военной коллегии генерал-фельдмаршал З.Г. Чернышев. Этот относительно самостоятельный, постоянно действовавший орган военного управления подчинялся вице-президенту Военной коллегии. Положение о Генеральном штабе было утверждено 30 января 1772 года Екатериной II. Согласно ему, во главе штаба был поставлен руководитель — генерал-квартирмейстер, отвечавший не только за комплектование этого органа и специальную подготовку входивших в его состав генералов и офицеров (так называемых чинов Генерального штаба), но и за их чинопроизводство, и в целом за прохождение ими службы. Таким образом, все учреждение приобрело статус особого корпуса при высшем органе военного управления того времени — Военной коллегии.

 

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Герой неба Владимир Каганов

25 января 1999 года Заслуженный военный летчик Российской Федерации, полковник Владимир Каганов был удостоен звания Героя России.

Владимир Каганов родился 29 января 1953 года в Клайпеде. В 1970 году он окончил среднюю школу. В августе того же года был призван на службу в Советскую Армию. В 1974 году Каганов окончил Качинское военное авиационное училище, после чего остался там лётчиком-инструктором, затем командовал эскадрильей в учебном авиаполку.

В 1983 году Каганов окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после чего служил лётчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолёта «Су-35», в том числе на штопор. В 1995 году Каганов был назначен начальником службы лётных испытаний истребительной авиации 1-го Управления ГЛИЦ.

 

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Последний Герой соцтруда

25 января 1991 года за выдающийся вклад в горнодобывающее дело Агошокову Михаилу Ивановичу было присвоено звание Героя социалистического труда.

Он не смог пережить антисоветский, антинародный государственный переворот октября 1993 года: сердце остановилось 14 октября.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии