RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Связной Маршала Рокоссовского
5 июня 2014 г.

Связной Маршала Рокоссовского

5 июня — день рождения полковника ГРУ Ивана Колоса, который в годы Великой Отечественной войны был заброшен в штаб Варшавского восстания для координации действий восставших с советскими войсками
Т-60 против двух «Тигров»
16 января 2014 г.

Т-60 против двух «Тигров»

16 января 1943 года советский легкий танк с помощью артиллерии завалил два фашистских тяжелых танка
Письмо Президенту
30 ноября 2015 г.

Письмо Президенту

Обращение к В.В. Путину с уведомлением о проекте празднования 100-летнего юбилея А.П. Маресьева
Орден — юнге Северного флота
4 мая 2015 г.

Орден — юнге Северного флота

Ветерану войны Геннадию Додонову вручена награда, которая много лет искала своего героя
Огненный таран летчика Шалимова
23 июля 2016 г.

Огненный таран летчика Шалимова

23 июля 1942 года командир авиационного полка майор Владимир Егорович Шалимов направил свой подбитый зенитками штурмовик на скопление вражеской техники
Главная » Подвиги в наследство » Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

27 сентября 2012 года патриотическая общественность направила ОБРАЩЕНИЕ к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

В нем был поставлен вопрос о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611-1612 гг. Минина и Пожарского
Почему не канонизирован князь Дмитрий Пожарский

Вот его текст:
Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства!

В Москве в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялось собрание православно-патриотической общественности на тему «400 лет Народному подвигу». В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, общественности, священнослужители, деятели культуры и искусства из Москвы, Н.Новгорода, Иванова, других регионов России. В выступлениях докладчиков, в ходе последующего обсуждения настоятельно звучало мнение о необходимости канонизации руководителей Народного ополчения 1611-1612 гг.

По мнению православных верующих, Минин и Пожарский отважно послужили Господу и родному Отечеству!

Движимые Верой, а не корысти ради, жертвуя имуществом, достатком, рискуя собственными жизнями и судьбами членов своих семей, они чудесным образом в кратчайший срок сплотили народ, дабы изгнать иноверцев из Москвы, покончить с гибельной для Веры и страны Смутой, восстановить государственность России.

Формирование Народного ополчения, его боевой путь от Н.Новгорода к Москве сопровождались видениями святых, знамениями, помощью монастырей. В походе на Москву ополченцев сопровождал образ чудотворной Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и одержанной народом победы испокон веков установлено православное празднование 4 ноября. Православные верят, что победа, одержанная в боях 400-летней давности, явилась знаком особой милости Пречистой Богородицы к Народному ополчению.

На собрании отмечалось и особое христолюбие, благочестие Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в обычной, мирской жизни. Прекрасные семьянины, любящие мужья и отцы, они жертвовали храмам, монастырям, открывали приюты для покалеченных в боях однополчан. В частности, немалые личные средства на строительство храмов по всей Руси вложил князь Дмитрий Пожарский.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви – процесс непростой, имеющий массу тонкостей, нюансов. Однако, по нашей Вере, по нашему убеждению, ратный и духовный подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского равнозначен деяниям святых благоверных князей земли Русской Александра Невского и Дмитрия Донского. И в этом смысле процесс не требует длительного времени, трудоемких обоснований.

При этом канонизация народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, коими они, прославленные в веках народом, являются, – это прерогатива не отдельно взятой епархии или митрополии, но Патриархата, высшего церковного руководства.

В связи с чем просим рассмотреть наше ходатайство. На его своевременность, уместность указывают недавние слова Предстоятеля Русской Православной Церкви в день открытия XVI Всемирного Русского Народного Собора. Ваши, Святейший, слова: «Во времена Смуты, 400 лет назад, мы имели дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера. Сохранить духовное первородство Православия и веру отцов, или дать ассимилировать Русскую Православную Церковь? Именно так стоял вопрос в 1612 году. Очевидно, что если бы тогда не устояла Россия, то прочие православные народы, находившиеся под османским гнетом, также потеряли бы надежду сохранить свою религиозную идентичность. По существу, Минин и Пожарский не просто освобождали Москву от интервентов – они защищали судьбу Вселенского Православия».

Сейчас Комиссия по канонизации старается отделить политическую деятельность от подвига чисто религиозного. На эту тему публично высказался в прессе член синодальной Комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов: "Эта инициатива вызывает у меня много вопросов, прежде всего потому, что для канонизации необходимы вполне определенные основания - наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к Минину и Пожарскому".

Но давайте разберёмся. Вот мнение одного православного человека: «Их политическая деятельность -- Страстное восстание в Москве весной 1611 года, создание Второго земского ополчения, разгром Ходкевича и освобождение русской столицы – имели мощную православную подоплеку. Она была вдохновлена посланиями св. Гермогена, где говорилось: "Стойте за веру!" Не "перебейте поляков" и не "восстановите государственность", а именно "стойте за веру!" В посланиях, рассылаемых из Нижнего при начале деятельности Второго земского ополчения, четко говорилось: следует «…за непорочную християнскую веру, против врагов наших, польских и литовских людей до смерти своей стояти и ныне бы идти на литовских людей всем… чтоб литовские люди Московскому государству конечныя погибели не навели… а нашим будет нерадением учинится конечное разоренье Московскому государьству и угаснет корень християнския веры и испразднится крест Христов и благолепие церквей Божиих… ответ дадим в страшный день суда Христова». Деятельность Второго земского полчения была благословлена св. Иринархом. Иначе говоря, люди шли на Москву под знаменами Православной веры и Русской церкви.
Духовные плоды бессмертного подвига Пожарского и Минина трудно переоценить. Из всех посланий и грамот, исходивших от «Совета всея Руси» можно ясно видеть, что главным движущим мотивом для Пожарского и его помощников было сохранение православной веры от латинства, избравшего самозванцев и польскую интервенцию своим главным оружием в борьбе с извечными соперниками. В Смуте мы видим пример борьбы двух миро­воз­зре­ний, двух духовных традиций и цивилизационных типов. Это и отразилось в судьбах истории. Уже в 1649 году, вскоре после восшествия на престол Алексея Михайловича Романова, на Руси был введён всеобщий церковно-государ­ствен­ный праздник 22 октября (4 ноября н.ст.) – в честь Казанской иконы Божией Матери «в воспоминание помощи, оказанной свыше, заступлением Богородицы, Русскому государству в годину лихолетья». Подвиг народа по сохранению веры и государственности был, таким образом, впервые закреплён через церковную традицию, русский православный месяцеслов. Должное значение ему придал Петр I, который сделал Казанскую икону главной святыней Санкт-Петербурга".

 

Священник Лихачев Алексей Евгеньевич, кандидат богословия, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери (г. Южа Ивановской области) считает: «Характерными чертами личности святых является прижизненная их скромность и всё возрастающая слава после кончины. Чем больше проходит времени со времени их земного подвига, тем ярче разгорается свет их нравственного примера. Несомненно, именно с таким явлением мы сталкиваемся в судьбе освободителей Отечества Пожарского и Минина, которые были почти забыты современниками, но вспомнены потомками, начиная с Петра I и М.В.Ломоносова, в том числе в воззвании И.Сталина в судьбоносном ноябре 1941 года, когда особенно был востребован их пример любви, не щадящей себя и полагающей свою жизнь за друзей своих. Но, в любом случае, решение о канонизации благоверного князя Косьмы (Дмитрия) Пожарского не может определяться ни идейными запросами общества или церкви, ни даже раскрытием подлинной красоты его нравственного примера. Согласно самому существу понятия «святости», определяющим критерием должно стать живое народное чувство соприсутствия, соучастия князя нашей жизни, современным судьбам его любимого Отечества, подлинный соборный опыт молитвенного с ним общения. А без осознания церковным народом глубоко христианских истоков его подвига, без углубления самой христианской жизни современных христиан это представляется невозможным. Чтобы мы созрели до дела канонизации князя Пожарского, мы сами должны быть способны оторваться от сиюминутных проблем и искренно и постоянно молиться о том, кто своими деяниями открыл нам основу нашей собственной государственности, нашей русской православной цивилизации – любовь и благодарность Богу, Матери-Церкви, Родной земле и сострадание своему народу".

Дмитрий Пожарский является потомком великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Согласно одной из легенд, центр его небольших владений — село Радогость — было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

В феврале 1609 года Пожарский был назначен воеводой города Зарайск Рязанского уезда.

С июля 1611 года архимандритом Дионисием начали рассылаться грамоты в разные города России, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан к польско-литовским захватчикам, обосновавшимся в Москве. 25 августа 1611 года в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, в которой святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело, за православную веру. Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 мая
суббота
2018

В этот день:

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

Барклай-де-Толли – русский полководец

26 мая 1818 года скончался Михаил Богданович БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ, русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года.

По крови он был шотландцем, по духу — русским потомственным воином, дед которого служил бургомистром в Риге, а отец - при Екатерине II в войсках. С 15 лет Барклай тоже оказался на военной службе, которой посвятил всю жизнь.

Отечественную войну 1812 года он встретил командующим армией. Отличался стратегическим талантом, сочетавшимся с выдержкой и разумной храбростью. После Бородинской битвы, во время которой явил редкий пример самоотвержения, на совете в Филях Барклай первым подал голос в пользу отступления без боя: «Горестно оставить столицу, но если мы не лишимся мужества и будем деятельны, то овладение Москвою приготовит гибель Наполеону».

После победы в Отечественной войне Барклай-де-Толли вновь проявил свой талант полководца во время Заграничного похода в битвах при Кульме и Лейпциге, взятии Парижа. Он стал полным Георгиевским кавалером, генерал-фельдмаршалом, возведен в княжеское достоинство, отмечен высшими наградами европейских государств. Его любили в войсках за справедливость, беспристрастие, ласковое и кроткое обращение. Но старые раны дали о себе знать, и в возрасте 56 лет он скончался, не оставляя службы.

 

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Подвиг брига «Меркурий»

26 мая 1829 года 18-пушечный русский бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. КАЗАРСКОГО был настигнут в море двумя турецкими линейными кораблями, имевшими на борту 184 орудия.

Экипаж принял решение в плен не сдаваться, а вступить в бой. Отчаянная храбрость победила. Турки были посрамлены.

 

Во время крейсерства русских кораблей (Русско-турецкая война (1828-1829 гг.) — фрегата «Штандарт», бригов «Орфей» и «Меркурий» — на траверзе Пендераклии на горизонте появилась турецкая эскадра, значительно превосходящая по силам наш отряд. Никакой необходимости принимать неравный бой не было, поэтому командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Выполняя эту команду, «Меркурий» несколько отстал, поскольку обладал худшими ходовыми качествами, чем «Штандарт» и «Орфей». Впоследствии ему не удалось уйти от погони: наш бриг настигли турецкие линейные корабли - 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей». На одном из них находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шёл под вымпелом контр-адмирала.

Собрав офицеров, командир «Меркурия», по давней флотской традиции, сначала обратился к самому младшему по званию (чтобы не давить авторитетом) с вопросом о дальнейших действиях: принять бой означало наверняка погибнуть, сдаться в плен — потерять честь. Штурманский поручик Иван Петрович Прокофьев предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишён возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. Старшие офицеры единодушно приняли это предложение. Капитан-лейтенант Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад (чтобы при необоходимости выстрелом взорвать погреб). Кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.

Приблизившись на расстояние выстрела, турки открыли ураганный, но мало прицельный огонь. Казарский в свою очередь запретил артиллеристам стрелять, что вызвало замешательство команды. Командир брига крикнул: «Не будем, ребята, зря тратить снаряды. А турки - пускай пугают - они везут нам Георгия…»

В конце концов, когда пришла пора действовать, Казарский приказал открыть огонь из ретирадных пушек (кормовые орудия, стрелявшие из порта в корме при уходе от противника). И сам стал к орудию, чтобы не отвлекать матрсов от весел.

Тем не менее вскоре бриг оказался зажатым между двумя вражескими линкорами. С «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на бриге раздалось дружное «ура». Русские моряки открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате уже готовые к штурму абордажные команды посыпались с марсов и реев. Помимо ядер в бриг летели книппели (спецснаряды для разрыва парусов) и брандскугели (зажигательные ядра).

На бриге трижды возникали пожары, которые были ликвидированы.

Ответным огнем канонира Ивана Лисенко удалось повредить такелаж «Селимие», из-за чего линкор отстал для ремонта. Вскоре было нанесено серьёзное повреждение и «Реал-бею», в результате которого тот лишился возможности маневрировать.

В результате боя «Меркурий» потерял убитыми 4 человека, ранеными 6, сам Казарский получил контузию головы.

Победа маленького брига в бою с двумя огромными линкорами была настолько невообразимой, что далеко не все были способны в нее поверить. Например, английский историк Ф. Джейн писал: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».

Орднако факт остается фактом. И это подтверждают сами враги. Например, штурман «Реал-бея» так описал бой: "Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь... Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий».

За этот подвиг бриг «Меркурий» был награждён кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Капитан-лейтенант Казарский и штурманский поручик Прокофьев удостоились ордена Святого Георгия IV класса, остальные офицеры — ордена Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины — знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и получили право добавить на свои фамильные гербы изображение тульского пистолета, выстрелом которого предполагалось взорвать порох в погребе в том случае, если бриг потеряет возможность сопротивляться.

 

Коронация Николая-II

26 мая 1896 года в Москве был коронован последний русский император НИКОЛАЙ II.

Родился летчик Байдуков

26 мая 1907 года родился Георгий Филиппович БАЙДУКОВ (умер 28.12.1994), летчик, Герой Советского Союза, член экипажа В. П. ЧКАЛОВА, совершившего беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Гибель генерала Костенко

26 мая 1942 года погиб в бою Федор Яковлевич КОСТЕНКО, советский военачальник, генерал-лейтенант, командующий 26-й армией, заместитель командующего Юго-Западным фронтом.

Он встретил Великую Отечественную войну в должности командующего 26-й армии Киевского Особого военного округа. Летом 1941 года армия вела тяжелые оборонительные бои, а в сентябре Костенко стал заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Отличился во время контрнаступления под Москвой, освобождал Ливны, Елец. Погиб в окружении, когда неудачей закончилась Харьковская операция советских войск. Г.К. Жуков о нем вспоминал: «Великая Отечественная война застала Ф. Я. Костенко в должности командующего 26-й армией, защищавшей наши государственные границы на Украине. Под его командованием части и соединения этой армии дрались столь упорно, что, неся колоссальные потери, фашистские войска так и не смогли в первые дни прорваться в глубь Украины. К большому сожалению, Федору Яковлевичу Костенко не посчастливилось дожить до наших дней. Он пал смертью героя в ожесточенном сражении на харьковском направлении, будучи заместителем командующего Юго-Западным фронтом. Вместе с ним погиб его любимый старший сын Петр. Петра Костенко нельзя было не любить. Помнится, еще совсем мальчиком Петр изучал военное дело, особенно нравились ему верховая езда и рубка. Федор Яковлевич гордился сыном, надеялся, что из Петра выйдет достойный командир-кавалерист, и не ошибся".

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии