RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поисковики открыли Подвиг
24 января 2019 г.

Поисковики открыли Подвиг

24 января 1944 года в районе Тосно Ленинградской области (пос.Ульяновка) совершил подвиг самопожертвования Тупицын Леонтий Яковлевич
Пробуждение богатыря
23 мая 2014 г.

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки
Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи
18 апреля 2016 г.

Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи

18 апреля — День воинской славы России, посвященный победе русских воинов над объединенными силами европейских агрессоров в битве на Чудском озере.
100 лет ВЧК
20 декабря 2017 г.

100 лет ВЧК

20 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) для борьбы с контрреволюцией и саботажем.
Кремлёвская сталь
5 марта 2020 г.

Кремлёвская сталь

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день десятый.
Главная » Подвиги в наследство » Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Последнее интервью с космонавтом № 2

6 августа 1961 года на околоземную орбиту отправился 25-летний советский космонавт Герман Степанович ТИТОВ, который до сих пор остается рекордсменом космической молодости.
Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл».

Мне привалило журналистское счастье быть в числе его знакомых. Несколько раз Герман Степанович давал мне интервью. Одно из них, к сожалению, оказалось последним в его жизни. Дело было так.
Мы встретились 18 сентября 2000 года в его кабинете в городке космонавтов рядом с метро "ВДHХ", неподалеку от домика С. П. Королева и знаменитой стелы с ракетой. Было 10 часов утра, но прежде чем приступить к записи беседы, Герман Степанович достал из бара-сейфа бутылку виски, два фужера, бутылочку минералки и предложил слегка «промочить горло». Вид у него был не очень свежим, чувствовалось, что накануне выпил лишнего. Позже Герман Степанович объяснил, что его гнетет рыночная атмосфера в стране, когда доллар для многих становится иконой, а государственные интересы продаются и попираются. Беседа длилась несколько часов, при этом мы прерывались для поездки в павильон космонавтики на ВДНХ, где Титов устроил разнос администрации за то, что превратили этот храм отечественной космонавтики в вертеп торгашей и спекулянтов. Небольшая часть этого интервью, связанная со станцией «Мир», была опубликована на следующий день после скоропостижной смерти Германа Степановича 20 сентября 2000 года в газете «Труд».

 

Герман Степанович, вы вместе с Юрием Алексеевичем готовились к первому полету в космос и, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, знаете его. Расскажите, пожалуйста, о Гагарине — человеке, товарище, друге.

— С Юрием Алексеевичем мы прибыли в отряд космонавтов почти одновременно, жили в соседних комнатах. Дочка Лена родилась у Гагариных еще на Севере, а моя жена готовилась стать матерью. Это сблизило и нас, и наших жен с первых дней.

Конечно же, мне доводилось много и часто вместе с Юрием решать разные задачи, а позже уже после полета, вместе защищать диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Мне нравились его оптимизм, вера в наше дело, его тонкие шутки. Хочется избежать избитых слов: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Гагариным можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке. Все, что он делал, было естественно, так же, как естественна была его открытая улыбка, его душа. С молоком матери он впитал широту русской души, от древней и героической смоленской земли получил твердость и убежденность в мыслях, увлеченность в делах.

Есть что-то символическое в жизненном пути Гагарина. Это — частичка биографии нашей страны. Сын крестьянина, переживший страшные дни фашистской оккупации. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик.

Этой дорогой прошли тысячи и тысячи сверстников Юрия. Это дорога нашего поколения — шло ли оно в авиацию или на флот, в науку или на гигантские стройки пятилеток.

Герман Степанович, вспомните, пожалуйста, о первом космическом старте в истории человечества. Вы ведь тоже непосредственно готовились к нему.

— Перед отбытием на космодром состоялось партийное собрание. Повестка была лаконичной: «Как я готов выполнить приказ Родины». Космонавты дали клятву Родине, Коммунистической партии, Советскому правительству и своим товарищам коммунистам с честью выполнить задание. На собрании выступил Гагарин. Он сказал, что гордится тем, что попал в число первых космонавтов, и не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии и правительства.

Взволнованные, полные энергии, возвращались мы с собрания. Не было, казалось, таких трудностей, которые мы не смогли бы преодолеть.

Меня часто спрашивают о том, что я испытывал, когда Гагарин улетал. Мои чувства и мысли перед полетом и во время полета Юрия Гагарина можно в какой-то степени сравнить с думами и ощущениями летчика, провожающего своего товарища в первый полет на новом самолете. Обычно во время такого полета друзья летчика, остающиеся на земле, внимательно следят за его действиями, все замечают и делают выводы для себя. Так было и у меня. В момент непосредственной подготовки ракеты к старту я был увлечен технической стороной дела, следил за прохождением команд, докладами космонавта. Когда ракета оторвалась от стартовой площадки и начала набор высоты, с замиранием сердца следил по еле заметным колебаниям ее корпуса за работой управляющих двигателей.

После того, как ракета умчалась ввысь, и рев двигателей смолк, на космодроме стало как-то пусто. Летчикам это чувство знакомо. Только что рядом с тобой стоял и разговаривал твой товарищ – и вот он уже далеко от тебя. Что с ним сейчас, что будет через минуту-другую? Это чувство тревоги за исход полета также знакомо каждому летчику. Подобное чувство, только многократно усиленное, испытывал и я в тот исторический час.

Сейчас, возвращаясь к пережитому, я отчетливее, рельефнее чувствую грандиозность событий тех дней и роль, которую в них играл Юрий Гагарин. Можно смело сказать, что после 12 апреля 1961 года, дня, который люди всей Земли назвали Утром Космической Эры, на планете не было другого человека, который пользовался бы такой любовью не только своего народа, но и народов всего мира. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней.

- Еще недавно мы были великой космической державой, а сегодня, увы, едва ли не в штопоре. Почему?

- Надо ведь понимать, что космонавтика не сама по себе гуляет, как кошка по крыше. Это отрасль народного хозяйства. Это десятки конструкторских бюро, сотни заводов, десятки тысяч рабочих, инженеров, конструкторов, которые заняты в этой отрасли. И если экономика в целом у нас, мягко говоря, хромает, то и космонавтика, естественно, переживает те же болячки. Самая большая ошибка, если говорить дипломатично, это развал Советского Союза. Европа интегрируется. СССР был интегрирован в экономическом отношении как никакая другая страна в мире. Ракета делалась на Украине, двигатель в Омске, системы управления в Подмосковье. И получались лучшие в мире космические аппараты. Сейчас все разъединились. Через таможню просто так составляющие не перевезешь. Это даже не глупость, а целенаправленное уничтожение нашего общего жизненного пространства. Мы обязаны вернуться в лучшее прошлое на новом уровне, то есть возродить Союз хотя бы на уровне разорванных частей русского народа – Украины, Белоруссии, России. И еще мы обязаны остановить подлость и глупость под названием «рынок всё урегулирует». Вот мы с вами сейчас возьмем и поедем на ВДНХ. Там в павильоне космонавтики колготки теперь продают. Такое «регулирование». И так везде. Рынок это гниль, которая даже Конституцию превращает в труху. Например, в Конституции записано, что приватизировать космическую отрасль нельзя, запрещается - статьями 71 и 72, которые почему-то многие забыли. Все, что связано с космонавтикой, должно делаться на государственном уровне. Нужно вернуть то, что незаконно приватизировано. И выбрать сегодня ключевые моменты развития космонавтики. Основное направление, как я уже сказал, - Международная космическая станция. Что касается других программ, то, конечно, мы не должны полностью сидеть на шее государства, многое нужно делать не просто рентабельными, а прибыльными. Например, если бы космическую навигационную систему в полном объеме запустить и создать необходимую потребительскую аппаратуру, то, я думаю, радиомаяки, всяческие локационные системы и прочее можно было бы убрать. Потому что точности, которые дает нам космическая навигация, более чем достаточны для того, чтобы можно было осуществлять все навигационные задачи, которые решаются сегодня с помощью множества дублирующих друг друга навигационных средств. То же самое - связь, телевидение. Космические системы здесь суперэкономичны. И надо умело этим пользоваться.

- Конечно, ближний космос способен не только окупить себя, но и дать стране прибыль, если с умом все это планировать на земле. Но ведь речь еще и о дальнем космосе, о попытках прорыва к планетам, звездам. Как вы думаете, есть ли перспектива пилотируемого полета к какой-либо планете?

- На мой взгляд, технических проблем для осуществления экспедиции, скажем, на Марс, не существует. Если какие-то технические вопросы и не решены, то понятно, как их решать. Значит, вопрос состоит в том, чтобы найти достаточно ресурсов для создания соответствующих технических средств обеспечения такого полета. И я глубоко убежден, что это должна быть, опять же, международная программа. Потому что такие глобальные задачи растопыренными пальцами не решишь.

- Почему из всех планет вы выбираете для экспедиции Марс?

- Марс, во-первых, наиболее изучен всеми доступными средствами, которые есть в распоряжении человечества. Во-вторых, условия на Марсе нам тоже более понятны. Давление на поверхности Марса примерно такое, как у нас на высоте 15 километров. Рельеф Марса похож на лунный. А потом извечно интригующий вопрос: есть ли жизнь на Марсе?

- Кстати, как вы на него отвечаете?

- Моя давнишняя гипотеза состоит в том, что мы прилетели с Марса. Он в свое время начал интенсивно терять атмосферу и встал вопрос: куда переселяться? Посмотрели марсиане - Земля более или менее подходит. И вот они создали космические корабли и переселились на землю... Когда мы прилетим на Марс, то найдем там следы своих предков. Думаю, это случится около 2015 года. Если, конечно, на Земле будут мир и сотрудничество.

Я всегда говорю: мы, люди, все "космонавты", родом из космоса. Космический корабль называется Землей, и он несется в вакууме. Это надо понимать, это надо осознать. Поэтому и отношения нам надо строить так, как строят отношения международные экипажи на наших станциях или вот сейчас на международной космической станции, как они работают, как они понимают друг друга, сотрудничают. Тогда человечество многого добилось бы. Нужно интегрировать усилия во всем мире, а мы вместо этого развалили Союз. Пусть в нем было многое и не так, нужно было исправлять, а не разваливать. Теперь надежда на возрождение нашего сотрудничества - сначала на основе Союза с Белоруссией, а затем, даст Бог, и на более широком пространстве.

- Герман Степанович, вы очень многого достигли в жизни, но все ли сбылось, о чем мечталось, как говорится, на заре космической эры?

- К сожалению, нет. Когда мы с Юрием Алексеевичем Гагариным после первых полетов размышляли о дальнейшей космической судьбе, почему-то оба сходились во мнении, что наша космическая карьера закончится на Марсе, что нам хватит жизни, сил, здоровья для того, чтобы осуществить полет на эту планету. Так мы думали в начале 60-х годов. Но не вышло... Конечно, были и другие планы, в частности, у меня, связанные с использованием... крылышек для возвращения из космоса. Мало кто знает, но до "Шаттла" и "Бурана" разрабатывалась система "Спираль", предусматривающая челночные полеты в космос...

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
30 мая
суббота
2020

В этот день:

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

Основан Новочеркасск — столица Войска Донского

30 мая 1805 года был основан Новочеркасск как новая столица донского казачества.

 До этого административный центр Войска Донского располагался в Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Необходимость переноса столицы была вызвана ежегодным длительным затоплением Черкасска водами разливающегося весной Дона. Кроме того, сюда отсутствовали надёжные сухопутные подъездные пути.

23 августа 1804 года император Александр I подписал указ о строительстве новой донской столицы. На Дон прибыл имевший богатый опыт градостроительства инженер генерал-лейтенант Ф. П. Деволан с поручением царя: вместе с атаманом Платовым выбрать место для Новочеркасск был спроектирован в лучших традициях европейских образцов градостроительства. 18 (30 мая н.с.) 1805 года в день великого православного праздника Вознесения Господня состоялось историческое торжество закладки новой столицы Дона и войскового храма. В специально сооружённом склепе под собором замуровали «сребропозлащенную доску» с позолоченным гербом Войска Донского. Текст на пластине гласил: «Город войска Донского имянуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и самодержца Всероссийского Александра Первого, лета от Рождества Христова 1805 мая 18 дня, который до сего дня существовал 235 лет при береге Дона на острове от сего места прямо на юг разстоянием в 20 верстах под названием Черкасска».

 

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Алексей Леонов

30 мая 1934 года родился Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

 Он первым вышел в открытый космос (1965) и первым побывал на на орбите с американскими астронавтами (1975).

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

Советские партизаны посрамили «союзничков»

30 мая 1942 был создан Центральный штаб партизанского движения в СССР.

По данным германского генштаба, на 1 октября 1943 года борьбой против партизан, охраной военных объектов было занято около 52 дивизий. Для сравнения: после открытия второго фронта Гитлер выставил против наших союзников до 50 дивизий. По оценке Г.К. Жукова: «Командованию вражеских войск пришлось у себя в тылу фактически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на это отвлекались крупные силы войск. Это серьезно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счете, на исходе войны».

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

Губернатор Новороссии князь Воронцов

30 мая (нов. ст.) 1782 года родился граф (с1845 года - князь) Михаил Семёнович Воронцов — русский государственный деятель, генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года.

В 1815-18 гг. командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—44 гг. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 наместник на Кавказе.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

День рождения Хабаровска

30 мая 1858 года основан военный пост Хабаровка, названный в честь русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова.

С 1880 года — город Хабаровка, административный центр Приморской области, с 1884 года — административный центр Приамурского генерал-губернаторства.
В Хабаровск переименован в 1893 году. В ноябре 1922 в составе Дальневосточной республики вошёл в РСФСР. С 1926 года город являлся административным центром Дальневосточного края, с 1938 — Хабаровского края.
В 2002 году город получил статус центра Дальневосточного федерального округа, здесь также располагается федеральное Министерство по развитию Дальнего Востока, штаб Восточного военного округа и около 200 региональных органов федеральной власти и управления.
Город является столицей Дальнего Востока. Хабаровск — «Город воинской славы».

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Гибель летчика-истребителя Бориса Сафонова

30 мая 1942 года погиб в бою первый в истории дважды Герой Советского Союза, заслуживший это звание в ходе Великой Отечественной войны.

Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа 1915 года в селе Синявино Тульской губернии. В 1930 году вступил в комсомол, занимался в планёрной школе. Летом 1933 года после успешного окончания аэроклуба, Сафонов был направлен на учебу в Качинскую 1-ю военную школу лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Затем служил в Белорусском военном округе. Когда создавалась авиация Северного флота, попросился туда. Был назначен на должность командира звена 1-й истребительной эскадрильи, летавшей на самолётах И-15бис. 29 апреля 1941 года на основе четырёх только что полученных с Горьковского завода № 21 истребителей И-16, в полку была сформирована 4-я истребительная эскадрилья, возглавил которую старший лейтенант Сафонов.

С началом Великой Отечественной войны он сразу отличился в воздушных боях, к январю 1942 года был награждён двумя орденами Красного Знамени (14 июля и 22 декабря 1941 года). 15 сентября 1941 года семёрка истребителей во главе с Сафоновым вступила в бой с 52 вражескими машинами. Итог боя — 13 сбитых вражеских самолётов, а наша семёрка вернулась на свой аэродром без потерь! 16 сентября того же года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Через месяц майор Сафонов возглавил вновь сформированный 78-й истребительный авиаполк, оснащенный британскими самолётами Hawker Hurricane. 22 января 1942 года Сафонов был награждён третьим орденом Красного Знамени, а в начале марта 1942 года за сотрудничество в рамках операции «Бенедикт» по оснащению советских ВВС британской авиатехникой, глава британской миссии генерал-лейтенант Макфорлан вручил ему высший авиационный орден Великобритании — Крест «За выдающиеся лётные заслуги».
30 мая 1942 года гвардии подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознамённого авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника звено распалось, и Сафонов остался в одиночестве. Он передал по радио, что сбил три бомбардировщика Ju 88, после чего связь с ним оборвалась.
Точная причина гибели Сафонова неизвестна. По одной из версий (позже объявленной официальной), его «Киттихаук» потерпел катастрофу из-за неполадок в моторе. Моряки с одного из кораблей видели, как одиночный «Киттихаук» перешёл в крутое пике, врезался в воду и быстро затонул.
Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолётов и 5 в группе. Среди его воспитанников — 13 Героев Советского Союза.
14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о награждении Б. Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда». Представление к награде было отослано ещё до смерти Сафонова. Произошло исключительное событие: впервые в ходе Великой Отечественной войны одному и тому же воину было вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии