RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Слон и Моська
10 февраля 2019 г.

Слон и Моська

10 февраля (нов. ст.) 1904 года началась русско-японская война
Одежда космонавта
9 марта 2016 г.

Одежда космонавта

55 лет назад 9 марта 1961 года состоялся испытательный полёт корабля «Восток» с человекоподобным манекеном, на котором был надет первый в истории человечества космический скафандр
Солдатский крест
25 февраля 2018 г.

Солдатский крест

Солдатский Георгий был учрежден 25 февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда «за неустрашимую храбрость» для нижних воинских чинов.
Поход к Маршалу Язову
16 ноября 2014 г.

Поход к Маршалу Язову

Как флотские офицеры собирали средства на пропитание бывшему министру обороны СССР
«Русский синдром» американского адмирала
22 мая 2013 г.

«Русский синдром» американского адмирала

22 мая 1949 года с воплем «Русские идут!» покончил с собой, выпрыгнув с 16 этажа, первый министр обороны США Джеймс Форрестол.
Главная » Подвиги в наследство » Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Последнее интервью с космонавтом № 2

6 августа 1961 года на околоземную орбиту отправился 25-летний советский космонавт Герман Степанович ТИТОВ, который до сих пор остается рекордсменом космической молодости.
Герман Титов: самый молодой космонавт в мире

Герман Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. С июля 1953 года - в армии. В 1955 году закончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище, после чего служил в летных частях ВВС Ленинградского военного округа. В 1960 году был зачислен в Первый отряд космонавтов, где стал дублёром Юрия Гагарина. С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывные «Орёл».

Мне привалило журналистское счастье быть в числе его знакомых. Несколько раз Герман Степанович давал мне интервью. Одно из них, к сожалению, оказалось последним в его жизни. Дело было так.
Мы встретились 18 сентября 2000 года в его кабинете в городке космонавтов рядом с метро "ВДHХ", неподалеку от домика С. П. Королева и знаменитой стелы с ракетой. Было 10 часов утра, но прежде чем приступить к записи беседы, Герман Степанович достал из бара-сейфа бутылку виски, два фужера, бутылочку минералки и предложил слегка «промочить горло». Вид у него был не очень свежим, чувствовалось, что накануне выпил лишнего. Позже Герман Степанович объяснил, что его гнетет рыночная атмосфера в стране, когда доллар для многих становится иконой, а государственные интересы продаются и попираются. Беседа длилась несколько часов, при этом мы прерывались для поездки в павильон космонавтики на ВДНХ, где Титов устроил разнос администрации за то, что превратили этот храм отечественной космонавтики в вертеп торгашей и спекулянтов. Небольшая часть этого интервью, связанная со станцией «Мир», была опубликована на следующий день после скоропостижной смерти Германа Степановича 20 сентября 2000 года в газете «Труд».

 

Герман Степанович, вы вместе с Юрием Алексеевичем готовились к первому полету в космос и, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, знаете его. Расскажите, пожалуйста, о Гагарине — человеке, товарище, друге.

— С Юрием Алексеевичем мы прибыли в отряд космонавтов почти одновременно, жили в соседних комнатах. Дочка Лена родилась у Гагариных еще на Севере, а моя жена готовилась стать матерью. Это сблизило и нас, и наших жен с первых дней.

Конечно же, мне доводилось много и часто вместе с Юрием решать разные задачи, а позже уже после полета, вместе защищать диплом в Академии имени Н.Е. Жуковского. Мне нравились его оптимизм, вера в наше дело, его тонкие шутки. Хочется избежать избитых слов: «меня поражало», «мне было приятно». Скажу так: с Гагариным можно было хорошо и спокойно делать любое дело и надежно дружить. С ним я чувствовал себя легко и просто в любой обстановке. Все, что он делал, было естественно, так же, как естественна была его открытая улыбка, его душа. С молоком матери он впитал широту русской души, от древней и героической смоленской земли получил твердость и убежденность в мыслях, увлеченность в делах.

Есть что-то символическое в жизненном пути Гагарина. Это — частичка биографии нашей страны. Сын крестьянина, переживший страшные дни фашистской оккупации. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик.

Этой дорогой прошли тысячи и тысячи сверстников Юрия. Это дорога нашего поколения — шло ли оно в авиацию или на флот, в науку или на гигантские стройки пятилеток.

Герман Степанович, вспомните, пожалуйста, о первом космическом старте в истории человечества. Вы ведь тоже непосредственно готовились к нему.

— Перед отбытием на космодром состоялось партийное собрание. Повестка была лаконичной: «Как я готов выполнить приказ Родины». Космонавты дали клятву Родине, Коммунистической партии, Советскому правительству и своим товарищам коммунистам с честью выполнить задание. На собрании выступил Гагарин. Он сказал, что гордится тем, что попал в число первых космонавтов, и не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить задание партии и правительства.

Взволнованные, полные энергии, возвращались мы с собрания. Не было, казалось, таких трудностей, которые мы не смогли бы преодолеть.

Меня часто спрашивают о том, что я испытывал, когда Гагарин улетал. Мои чувства и мысли перед полетом и во время полета Юрия Гагарина можно в какой-то степени сравнить с думами и ощущениями летчика, провожающего своего товарища в первый полет на новом самолете. Обычно во время такого полета друзья летчика, остающиеся на земле, внимательно следят за его действиями, все замечают и делают выводы для себя. Так было и у меня. В момент непосредственной подготовки ракеты к старту я был увлечен технической стороной дела, следил за прохождением команд, докладами космонавта. Когда ракета оторвалась от стартовой площадки и начала набор высоты, с замиранием сердца следил по еле заметным колебаниям ее корпуса за работой управляющих двигателей.

После того, как ракета умчалась ввысь, и рев двигателей смолк, на космодроме стало как-то пусто. Летчикам это чувство знакомо. Только что рядом с тобой стоял и разговаривал твой товарищ – и вот он уже далеко от тебя. Что с ним сейчас, что будет через минуту-другую? Это чувство тревоги за исход полета также знакомо каждому летчику. Подобное чувство, только многократно усиленное, испытывал и я в тот исторический час.

Сейчас, возвращаясь к пережитому, я отчетливее, рельефнее чувствую грандиозность событий тех дней и роль, которую в них играл Юрий Гагарин. Можно смело сказать, что после 12 апреля 1961 года, дня, который люди всей Земли назвали Утром Космической Эры, на планете не было другого человека, который пользовался бы такой любовью не только своего народа, но и народов всего мира. Имя Юрия Гагарина навсегда вошло в века. Подвиг его олицетворяет все лучшее, что создано человеческим разумом с древних времен до наших дней.

- Еще недавно мы были великой космической державой, а сегодня, увы, едва ли не в штопоре. Почему?

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 апреля
воскресенье
2019

В этот день:

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Великий русский изобретатель-самоучка

21 апреля 1735 года родился Иван Петрович КУЛИБИН, великий русский изобретатель-самоучка из села Подновье Нижегородского уезда.

Кулибин прославился на весь мир конструированием оргинальных инженерных сооружений от микроскопических до гигантских.
В 1767 году он сделал часы, в корпусе которых был механизм часового боя, музыкальный аппарат с несколькими мелодиями и маленький автоматический театр с движущимися фигурами.
В течение 30 лет, начиная с 1769 года, Кулибин был заведующим механической мастерской в Академии наук Петербурга, где возглавлял процессы производства различных станков и приборов для навигационных, астрономических и физических целей.
В 1772 году он провёл испытания модели 300-метрового одноарочного моста, предназначенного для установки на Неве.
Кулибин изобрел фонарь-прожектор, который имел отражатель из мелких зеркал, водоход для передвижения против течения, экипаж с педальным приводом и многое другое.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Овладение крепостью Наварин

21 апреля 1770 года десантный отряд русского флота (300 человек и осадная артиллерия) под командованием бригадира И. Ганнибала с эскадры (2 линейных корабля и фрегат) адмирала Г. А. Спиридова овладел турецкой крепостью Наварин.

Русская эскадра под командованием Г. А. Спиридова была направлена в Средиземное море вскоре после начала войны с Турцией с задачей оттянуть на себя часть сил противника с Чёрного моря и Придунайского театра и оказать помощь грекам в их борьбе за независимость. Подойдя к Наварину, после шестидневной бомбардировки русский отряд взял крепость. Десант захватил 42 пушки, 3 мортиры, 800 пудов пороха и много оружия. Некоторое время Наварин, имевший удобную бухту, использовался как временная маневренная база русского флота.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Космонавт Залетин

21 апреля 1962 года родился Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России.

Совершил два полёта в космос — командиром экипажа «Союз ТМ-30» и командиром «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общём счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд.
1 мая 2014 года переведён с должности инструктора-космонавта-испытателя на должность ведущего специалиста организационно-планового отделения отряда космонавтов ЦПК, выбыв из числа действующих космонавтов.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

12, 5 тысяч миль под водой

21 апреля 1964 года начался поход атомной подводной лодки К-27 (проект 645) Северного флота (командир—капитан 1 ранга И. И. Гуляев) в экваториальные районы Атлантики. Это был первый в отечественной истории длительный непрерывный поход в подводном положении. За 1240 ходовых часов пройдено 12 425 миль. Руководитель похода вице-адмирал г. Н. Холостяков. Поход завершился 11 июля.

Задачей похода стало испытание лодки на предельных режимах для выявления возможностей лодки и проверке систем и механизмов корабля в условиях автономного плавания. Кроме того было необходимо выяснить оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены разные климатические зоны — поход проходил из Арктики в экваториальные воды Атлантического океана.
Для решения задач экипаж был усилен внештатными специалистами: в качестве руководителя похода был назначен председатель Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, в походный штаб вошли контр-адмирал И. Д. Дорофеев и другие представители флота. Техническую часть возглавил главный конструктор лодки А. К. Назаров и ведущий конструктор СКБ-143 Г. Д. Морозкин, который отвечал за сдачу в эксплуатацию энергетической установки.
Во время похода произошла нештатная ситуация с реактором левого борта подводной лодки. Расплавленный металл попал в газовую систему первого контура и застыл там. В результате в системе произошло падение вакуума, единственным способом устранить неисправность стала работа непосредственно на месте аварии, вблизи активной зоны реактора. Работы выполнил командир дивизиона капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который разрезал дефектную трубку и вручную прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) После этого специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив работоспособность реактора. Наиболее экстремальные условия были в экваториальных водах, когда температура воды составила +25…+27 °C. При работе в таких условиях системы охлаждения реактора работали на пределе своих возможностей, при этом температура в реакторном и турбогенераторных отсеках была около 60 °C, за счёт этого остальные отсеки лодки прогревались до температуры в 45 °C при влажности до 100 %.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии