RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Феномен опричнины
2 февраля 2017 г.

Феномен опричнины

Это сугубо русская форма управления страной и эффективного пресекания коррупции
Крах операции «Unthinkable» («Немыслимое»)
1 июля 2015 г.

Крах операции «Unthinkable» («Немыслимое»)

70 лет назад 1 июля 1945 года «союзнички» планировали начать боевые действия против СССР в Европе, чтобы «принудить Россию подчиниться воле Соединенных Штатов и Британской империи».
Пионер космической эры
4 октября 2016 г.

Пионер космической эры

4 октября 1957 года впервые в истории человечества Советский Союз вывел на околоземную орбиту космический аппарат,, созданный человеком
Реактивные тараны
18 июля 2013 г.

Реактивные тараны

18 июля 1981 года советский летчик капитан Валентин Александрович КУЛЯПИН таранным ударом на реактивном самолете Су-15ТМ сбил воздушного нарушителя Государственной границы СССР.
Князь Дмитрий Пожарский
1 ноября 2014 г.

Князь Дмитрий Пожарский

1 ноября 1578 года – день рождения Дмитрия Михайловича Пожарского, главы народного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от западных оккупантов
Главная » Подвиги в наследство » Карающий меч Сталинграда

Карающий меч Сталинграда

23 августа 1942 года началась героическая оборона города имени вождя советского народа

В тот день в 16 часов фашисты вышли к Волге, более 600 немецких самолетов начали массированную бомбежку Сталинграда
Карающий меч Сталинграда

К тому времени в Сталинграде проживало более 400 тысяч человек. К ним прибавились 300 тысяч беженцев из западных районов. Несмотря на то, что война бушевала уже в 70-100 километрах от города, в эвакуацию выехало не более 100 тысяч человек. В те часы происходили события, ставшие прологом великой битвы, когда 200 дней бои велись за каждый метр сталинградской земли. Очевидцы вспоминают, как «утром мы пришли на работу, а к вечеру взяли оружие. Как были, в рабочих спецовках, отправились защищать город. Отряды ополченцев выходили из каждого цеха».

Маршал А.И. Еременко написал впоследствии: «Многое пришлось пережить в войну, но то, что мы увидели 23-го августа 1942 года в Сталинграде, поразило нас как тяжелый кошмар. Беспрерывно среди городских построек взметались взрывы, из района нефтехранилищ потоки горящей нефти устремлялись к реке. Казалось, горела Волга».

Мир еще не видел такого бедствия. Пять дней рабочие отряды под прикрытием танков и артиллерийских орудий держали оборону. На шестой день их окопы и траншеи заняли кадровые части Красной Армии. В Волгограде по сей день жива традиция: каждый год, 23 августа, его жители приходят к братской могиле на Площади павших борцов.

Сталинградская битва – одно из величайших сражений за всю мировую историю - закончилась только 2 февраля 1943 года. Свыше 800 тысяч западных агрессоров - немецких, румынских, итальянских солдат и офицеров навечно осталось лежать в волжской земле. В плен к Красной Армии попали 1 немецкий фельдмаршал, 24 генерала, более 2.500 офицеров и 90 тысяч солдат. Потери Красной армии, по некоторым оценкам, составляли более 400 тысяч убитыми. Погибло более 40 тысяч мирных жителей. Сталинградская битва стала началом конца европейского фашистского нашествия на СССР.

Мир помнит об этой битве. Так, в Париже есть Сталинградская площадь. Есть и станция метро «Place Stalingrad». И никто не собирается их переименовывать. Вот что говорил в те дни французский писатель Жан-Ришар Блок: "Слушайте, парижане! Первые три дивизии, которые вторглись в Париж в июне 1940 года, три дивизии, которые по приглашению французского генерала Денца осквернили нашу столицу, этих трёх дивизий: 100-й, 113-й и 295-й не существует больше! Они уничтожены под Сталинградом: русские отомстили за Париж. Русские мстят за Францию!"

Англичане по-своему выразили свое отношение к «карающему мечу Сталинграда». В Музее Сталинградской битвы хранится удивительный меч. На его лезвии выгравированы слова на русском языке: «Гражданам Сталинграда крепким как сталь от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа». На обратной стороне лезвия – такая же надпись на английском. Это знаменитый «Меч Сталинграда».

История его такова. После завершения Сталинградской битвы по указу короля Великобритании в знак уважения к советским защитникам Сталинграда решено было выковать особый церемониальный меч. За основу была взята модель обоюдоострого двуручного меча крестоносцев. Эскиз его разработал профессор искусств Р.М. Глидоу в Оксфорде, получивший личное одобрение Георга VII. За тем, как шло его изготовление, наблюдала комиссия из девяти экспертов от Гильдии золотых дел мастеров Великобритании. Русскую редакцию дарственной надписи выполнил специалист по славянской иконографии, президент кембриджского Пембрук-колледжа сэр Эллис Х. Миннз.

Честь изготовления «Меча Сталинграда» была предоставлена всемирно известной оружейной компании «Уилкинсон». Лезвие выковали кузнецы-оружейники Том Бизли и Сид Роуз, каллиграф Мрвин С. Оливер и серебряных дел мастер капрал Королевских ВВС Великобритании Лесли Дж. Дурбин. Выпуклый клинок обоюдоострого двуручного меча выкован вручную из первоклассной шеффилдской стали. Общая длина его — около 4 футов (122 см). Гарда - из чистого серебра, её позолоченные дужки, загнутые в сторону клинка, выполнены в виде голов леопардов. Двуручная рукоятка обвита 18-каратной золотой проволокой. В рукоять вмонтирован огромный кристалл чистейшего горного хрусталя, в торце головки которого - золотая роза Тюдоров. Ножны —темно-красного цвета, из кожи персидского ягненка, украшены посеребренным королевским гербом, короной и вензелем, а также пятью серебряными накладками и тремя пятиконечными рубиновыми звездами в золотой оправе.

Работа над ним велась в течении трех месяцев. «Меч Сталинграда» считается одним из шедевров кузнечного оружейного искусства. Когда он был закончен, его с религиозными почестями демонстрировали в нескольких храмах Великобритании, включая Вестминстерское аббатство.

«Сталинградский меч» был представлен У.Черчиллем на церемонии открытия Тегеранской конференции. 29 ноября в советском посольстве в Тегеране Уинстон Черчилль лично вручил его Иосифу Сталину в присутствии президента США Франклина Рузвельта и дипломатов трех посольств. В торжественной обстановке, взяв меч из рук британского лейтенанта, Черчилль обратился к Сталину со словами: «Мне поручено преподнести вам этот почётный меч в знак глубокого восхищения британского народа». Сталин принял меч двумя руками, поднес его к губам и поцеловал ножны. Вполголоса поблагодарив англичан, он передал меч для осмотра сидящему рядом Франклину Рузвельту. Президент США извлёк меч из ножен, подержал его и произнёс: «Воистину, у них были сердца из стали».

В тот же вечер за обедом Сталин произнес тост. Он сказал: «Я предлагаю выпить за то, чтобы все военные преступники как можно скорее предстали перед лицом правосудия».

Символ города Сталинграда - памятник на Мамаевом кургане: Родина-Мать в образе женщины держит в руке поднятый вверх меч.

«Кто с мечом к нам придет, - тот от меча и погибнет».

 

Юлия ГОРЖАЛЦАН
22 августа 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии