RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

В 17 девических лет...
20 февраля 2018 г.

В 17 девических лет...

20 февраля 1926 года родилась Зинаида Мартыновна ПОРТНОВА, юная партизанка-разведчица
Дополнение к Памятным датам 25 июня
25 июня 2014 г.

Дополнение к Памятным датам 25 июня

Наш читатель Игорь Чернозатонский прислал электронное письмо, в котором добавил несколько важных дат из героической истории России.
Как повесили Веру Волошину
29 сентября 2019 г.

Как повесили Веру Волошину

30 сентября 1919 года родилась советская разведчица, повторившая подвиг Зои Космодемьянской
Полтава — город русской славы
10 июля 2019 г.

Полтава — город русской славы

10 июля - День воинской славы России в память победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении
Конники против танков
2 августа 2017 г.

Конники против танков

75 лет назад 2 августа 1942 года у станицы Кущёвской состоялся легендарный бой казачьих частей РККА и немецких войск
Главная » Подвиги в наследство » Курская битва

Курская битва

23 августа 1943 года полным разгромом фашистской группировки были завершены советские наступательные операции «Кутузов» и «Румянцев»

Сражение на Курской дуге длилось 49 дней и имело три этапа: Курская оборонительная операция (5 — 12 июля), Орловская (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковская (3 — 23 августа) наступательные операции.
Курская битва

Накануне Курской битвы отлично сработала советская разведка. Еще12 апреля 1943 года на стол Сталина лёг точный текст директивы № 6 «О плане операции „Цитадель“» немецкого Верховного командования, завизированный всеми службами вермахта, но ещё не подписанный Гитлером, который подписал его только через три дня. Он был получен разведчиком, работавшим под именем «Вертер». Настоящее имя этого человека до сих пор остаётся неизвестным, однако предполагается, что он являлся сотрудником Верховного командования вермахта, а полученная им информация попадала в Москву через действовавшего на территории Швейцарии агента «Люци» — Р. Рёсслера. Есть и другое предположение, что Вертер — это личный фотограф Гитлера.

О том, как развертывалось сражение, рассказывает в своей публикации член Международной ассоциации историков Второй мировой войны, профессор Военной гуманитарной академии полковник Юрий Рубцов:

Общее количество немецких дивизий на советско-германском фронте по сравнению с летом 1942 г. к июлю 1943 г. увеличилось с 217 (из них 178 немецких) до 232 (196 немецких). В составе ударных группировок на курском направлении вражеское командование сосредоточило огромные силы, включавшие 50 дивизий, в том числе 17 танковых и две моторизованные, а также восемь дивизионов штурмовых орудий. Сухопутные силы поддерживались авиацией 4-го и 6-го воздушных флотов.

Однако и Красная армия была уже не та, что в 41-м. Зимняя победа под Сталинградом закрепила тенденцию к коренному перелому в ходе вооруженного противоборства в пользу СССР. Перелом происходил и в экономике. К моменту Курской битвы Красная армия впервые превзошла вермахт по всем основным показателям: орудиям и минометам в соотношении 1,9:1, танкам и САУ – 1,7:1, самолетам – 3,4:1. Преимущество на стороне советских войск по личному составу было в соотношении 1,2:1. В этих условиях Советское Верховное Главнокомандование могло бы начать наступление в районе Курской дуги первым, но сознательно уступило немцам инициативу. Преднамеренно избрав оборонительное сражение на заранее и тщательно подготовленных позициях, Ставка ВГК задумала сначала измотать и обескровить противника, а затем, введя свежие резервы, перейти в контрнаступление.

В районе Курской дуги была создана мощная группировка войск. Северный фас должен был оборонять Центральный фронт (командующий – генерал К.К. Рокоссовский), южный фас – Воронежский фронт (командующий – генерал Н.Ф. Ватутин). За их боевыми порядками располагался Степной военный округ (10 июля преобразованный во фронт) во главе с генералом И.С. Коневым. Будучи резервом Ставки, он составлял второй стратегический эшелон на главном направлении, гарантировавший устойчивость советской обороны.

Чтобы решить задачу оборонительной операции, была создана самая мощная за всю историю войны, небывалая по глубине, фортификационному оборудованию позиций и полос, а также плотности сил и средств оборона, рассчитанная на отражение массированных танковых ударов. К началу битвы было оборудовано восемь оборонительных полос и рубежей общей глубиной до 300 (!) км.

Поскольку советская разведка загодя выявила не только дату, но и время начала гитлеровского наступления, на рассвете 5 июля по изготовившимся к наступлению вражеским войскам был нанесен мощный артиллерийский удар, который ослабил их и расстроил боевой порядок. Когда спустя несколько часов вражеские группировки все же двинулись на боевые позиции советских войск, они натолкнулись на исключительно стойкую оборону. Только в течение дня 5 июля наступавшая на северном фасе Курской дуги 9-я армия генерала В. Моделя потеряла примерно 200 танков из имевшихся у нее 300 боевых машин. 7 июля в районе Понырей завязалось еще более мощное танковое сражение, в котором немцы потеряли около 400 танков и до 50 тыс. человек. В полосе Центрального фронта продвижение противника за первые семь дней наступления составило всего 10–12 км. Оно было остановлено собственными силами фронта, без привлечения резервов Ставки.

События на южном фасе Курской дуги развивались более драматично. В полосе Воронежского фронта к 12 июля прорыв нашей обороны, осуществленный 4-й танковой армией генерала Г. Гота и оперативной группой «Кемпф», достиг 35 км в глубину и превысил 60 км по фронту. Сказалось то, что боевая мощь советских соединений на южном крыле курского выступа в пересчете на 1 км фронта была ниже, чем на северном крыле, а распределение немецких сил было прямо противоположным.

Чтобы не допустить усугубления ситуации, советское командование еще 9 июля передало Воронежскому фронту из состава Степного фронта 5-ю гвардейскую армию генерала А.С. Жадова и 5-ю гвардейскую танковую армию генерала П.А. Ротмистрова.

10 июля в районе Прохоровки завязалось самое крупное танковое сражение Второй мировой войны (его пик пришелся на 12 июля): два немецких танковых корпуса, в которые входили отборные дивизии «Мертвая голова», «Рейх» и «Адольф Гитлер», столкнулись с 5-й гвардейской танковой армией.

«Танки, – вспоминал позднее главный маршал бронетанковых войск Ротмистров, – наскакивали друг на друга, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь».

Потери с обеих сторон были огромными. 5-я гвардейская танковая армия практически утратила свою ударную мощь, из строя было выведено до 500 ее танков и САУ. Но и противник, в большом количестве теряя боевую технику (около 200 единиц бронетехники), постепенно выдыхался.

19 июля в дневнике верховного командования вермахта появилась следующая запись: «Ввиду усиленного наступления противника (северо-западнее Орла) дальнейшее проведение операции "Цитадель" невозможно. Для создания резервов за счет сокращения линии фронта наше наступление прекращается».

В ночь на 19 июля с южного фаса Курской дуги начался общий отход немецких войск, и к исходу 23-го войска Воронежского фронта вышли на рубеж, который они занимали до оборонительного сражения. В сражение по указанию Ставки вступил и Степной фронт…

Безостановочно, без всякой оперативной паузы началась вторая фаза битвы на Огненной дуге. Со второй половины июля на фронте шириной 1200 км – от Великих Лук до Азовского моря – развернулось наступление советских войск. Вермахт перешел к обороне на всем протяжении фронта. По решению гитлеровской ставки началось ускоренное сооружение «Восточного вала» – стратегического оборонительного рубежа от Балтийского до Черного моря, основу которого составляла полоса по среднему течению Днепра.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

Valya 06.02.2015 в 17:36 # Ответить
Merkulova
Мой отец был участником событий на курской дуге и был ранен. Он рассказывал, что раненых у великих лук было так много, что их некуда было отправлять да и не начем. Тогда оставшихся раненых придумали прятать на высоком берегу реки. Делали в нем типа ниши и укладывали в них раненых. В такой нише оказался и мой папа. Он говорит, что он пробыл там не один день. Ранен он был в живот. Затем их всех перевезли по госпиталям. Он оказался в госпитале под Москвой.

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
12 ноября
вторник
2019

В этот день:

Летчик-испытатель Гордиенко

12 ноября 1934 года родился Владимир Гаврилович ГОРДИЕНКО, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

Летчик-испытатель Гордиенко

12 ноября 1934 года родился Владимир Гаврилович ГОРДИЕНКО, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза.

В 1954 году окончил Черниговское военное авиационное училище лётчиков, в 1962 году — школу лётчиков-испытателей. В 1962—1977 годах был лётчиком-испытателем Горьковского авиационного завода. Участвовал в испытаниях серийных самолётов «МиГ-21», «МиГ-25», а также их различных модификаций. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за «мужество и отвагу, проявленные при испытании новой авиационной техники» Владимир Гордиенко был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 11397.

В 1977—1990 годах Гордиенко был лётчиком-испытателем Лётно-исследовательного института имени Громова. В 1990 году в звании полковника Гордиенко был уволен в запас. Работал лётчиком-испытателем научно-производственным объединения «Авиатика».

Первый полет Ту-95

12 ноября 1952 года первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.

Первый полет Ту-95

12 ноября 1952 года первый полёт самолёта Ту-95 совершил экипаж лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.

Ту-95 (по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Это самый быстрый винтовой самолёт, ставший одним из символов холодной войны. Предназначен для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях. Служит до сих пор.

30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов — за 43 часа бомбардировщики Ту-95 пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

 

Подводный атомный ракетодром

12 ноября 1960 года вступила в строй первая российская АПЛ К-19 проекта 658 с 3 баллистическими ракетами Р-13.

Подводный атомный ракетодром

12 ноября 1960 года вступила в строй первая российская АПЛ К-19 проекта 658 с 3 баллистическими ракетами Р-13.

За многочисленные аварии лодка имела на флоте прозвище «Хиросима».
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

 В 2003 году была отправлена на утилизацию на завод «Нерпа», несмотря на просьбы о превращении лодки в музей. Часть ограждения выдвижных устройств сохранена как мемориал и установлена у проходных СРЗ «Нерпа».

Крейсер «Червона Украина»

12 ноября 1941 года на этот легендарный корабль вышли в атаку 28 фашистских штурмовиков

Крейсер «Червона Украина»

12 ноября 1941 года на этот легендарный корабль вышли в атаку 28 фашистских штурмовиков

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска, где на красном граните высечен силуэт крейсера и подпись: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Украина".

Судьба этого корабля богата событиями. Он был заложен 19 октября 1915 года в Николаеве. Первая мировая и Гражданская войны надолго прервали строительство. «Недострой» в феврале 1919 года захватили французские интервенты. Но уже в марте того же года экипаж поднял на корабле красный флаг и перешел на сторону Советов. В январе 1920 года, захваченный белогвардейцами, корабль был отбуксирован в Одессу и посажен на мель. Через месяц большевики сняли его с мели и вернули в Николаев. 26 декабря 1922 года крейсер получил имя « Червона Украина» и вскоре Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. Через четыре с половиной года он вошел в состав Черноморского флота.
25 июля 1929 года «Червону Украину» посетил И. В. Сталин, который благословил первый советский крейсер на переход в Средиземное море и совершение дружественных визитов в Италию и Грецию. «Червона Украина» также дважды побывала в Турции.

Великую Отечественную войну крейсер встретил под командованием капитана 1 ранга Н.Е.Басистого в составе бригады крейсеров в Севастополе. 23-25 июня он произвел постановку оборонительных минных заграждений. Затем участвовал в обороне Одессы, в эвакуации войск и населения.
5 ноября командиром корабля был назначен капитан 2 ранга И.А.Заруба. 8 ноября крейсер первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим на Севастополь войскам противника. 9 и 10 ноября выполнил семь стрельб (выпущено 48 и 100 снарядов соответственно).
12 ноября 1941 года на стоящий у Графской пристани Севастополя крейсер было совершено несколько воздушных налетов фашистской авиации. Только в первой волне участвовало 28 пикирующих бомбардировщиков. В 11.00 крейсер получил попадание двух авиабомб в районе шкафута. В 12.24 еще три бомбы разорвалось в непосредственной близости от его борта. Носовая часть “Червоной Украины” заметно осела в воду, но крейсер продолжал вести бой и держаться на плаву, хотя на нем погибло 70 человек.
Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели. Экипаж делал все возможное для спасения крейсера, однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло около трех тысяч тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир “Червоной Украины” капитан 2 ранга Заруба по приказанию командующего флотом отдал команду покинуть корабль. Когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом.
Экипаж "Червоной Украины» влился в состав частей, обороняющих Севастополь, а 17 декабря из снятых с крейсера 130-мм орудий в Севастополе сформировали четыре береговые батареи.

Но на этом судьба крейсера не завершилась. После войны он был поднят, отремонтирован и использовался в качестве плавучего учебного центра. В 1952 году крейсер был посажен на грунт в районе косы Бакая в качестве мишени для бомбометания морской авиации. Там уже окончательно погиб, отдав жизнь для совершенствования боевой подготовки морских летчиков. Вечная ему слава!

 

Подвиг спецназовца Сергея Богданченко

12 ноября 1999 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)

Подвиг спецназовца Сергея Богданченко

12 ноября 1999 года ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно)

Сергей Николаевич Богданченко совершил подвиг 10 сентября 1999 года в Новолакском районе Дагестана. Бой за высоту 715,3 был одним из самых драматичных эпизодов специальной операции по уничтожению вторгшихся сюда незаконных вооруженных формирований. Захватить и удержать высоту спецназовцам предстояло 9 сентября. Незаметно миновав позиции боевиков, к шести часам утра спецназовцы заняли гребень высоты и сразу же вступили в бой. Дня организации надежной обороны группа под командованием старшего лейтенанта Сергея Богданченко была направлена в зеленку, на самый крутой скат холма. Здесь-то они и столкнулись с боевиками, которые готовили запасные позиции на случай наступления российских войск. В жестоком бою бандитов выбили с занимаемых позиций. Сергей Богданченко, получив тяжелое ранение, продолжал руководить боем. Спецназовцы выполняли поставленную задачу. Они сумели удержать высоту. При эвакуации Сергей скончался на руках своих подчиненных...
Сергей Николаевич Богданченко родился 21 февраля 1969 года в станице Вознесенская Краснодарского края. Окончил вознесенский механико-технологический техникум. В июне 1988 года призван на срочную военную службу. После службы окончил СПТУ-28 в Лабинске, работал на одном из предприятий города. В 1994 году поступил на службу по контракту во внутренние войска. В 1996-м Сергей окончил курсы подготовки младших офицеров при Санкт-Петербургском высшем военном командном училище внутренних войск МВД России. С ноября 1998 года служил в армавирском отряде специального назначения.

Навечно зачислен в списки личного состава части. Улица в станице Вознесенская, на которой жил Герой, отныне носит его имя.

День специалиста безопасности

12 ноября в России отмечается День специалистов по безопасности

День специалиста безопасности

12 ноября в России отмечается День специалистов по безопасности

10 лет назад инициатором и организатором праздника выступил крупнейший интернет-портал по безопасности Sec.Ru, и День специалиста по безопасности ежегодно стали отмечать 12 ноября, начиная с 2005 года.
Понятно, что эта профессия является одной из самых древних. Она появилась еще в античные времена и развивалась вместе с обществом. Одними из самых древних «секьюрити» можно назвать людей, которые пробовали пищу и напитки перед тем, как к трапезе приступит господин, и «сотрудников» персональной охраны, которая всегда существовала у правителя (стража, дружина и т.п.). Эти люди должны были защищать своего господина от любых видов посягательств на его личность.
В "демократической" России армия спецов по безопасности разрослась как раковая опухоль. Сотни тысяч спецов охраняют школы, магазины, гаражи, склады,жилые дома, свинофермы, всяческих чиновничков, крупных воров и бандюг, олигархов, проституток, певичек и прочую ерунду. От общественно-полезного труда отрываются сотни тысяч здоровых мужиков.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии