RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Рождение  ПВО России
28 апреля 2016 г.

Рождение ПВО России

28 апреля 1915 года была сформирована отдельная батарея для обороны Императорской резиденции от воздухоплавательных аппаратов под командованием подполковника В. Мальцева
День войск ПВО России
8 декабря 2014 г.

День войск ПВО России

В 2014году отмечается 100 годовщина образования противовоздушной обороны страны.
Генерал суворовского замеса
1 января 2013 г.

Генерал суворовского замеса

Жизнь и смерть Ивана Панфилова
39 штурмов Пскова
17 февраля 2014 г.

39 штурмов Пскова

17 февраля 1582 года победой русского духа закончилась самая длительная в истории осадная баталия
Слава юным защитникам Отечества!
21 августа 2013 г.

Слава юным защитникам Отечества!

21 августа 1943 года в СССР были созданы суворовские и нахимовские училища
Главная » Подвиги в наследство » Дважды рожденный Гимн

Дважды рожденный Гимн

14 декабря 1934 года постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) были утверждены музыка и текст Государственного Гимна СССР

До этого в Советском Союзе вместо гимна использовался Интернационал, официально никогда и никем не утверждавшийся.
Дважды рожденный Гимн

В 1930-х годах был объявлен конкурс на написание гимна СССР. Победила музыка А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова и Г. А. Эль-Регистана. Впервые Гимн был исполнен в ночь на 1 января 1944 года. После разрушения СССР этот Гимн запретили. А потом появился «путинский» Гимн. Слова изменили, а музыку оставили.

Мне довелось побеседовать с правнуком автора музыки Олегом Геннадиевичем Александровым:

- В конкурсе участвовало около двухсот авторов. В конечном счете, Сталину предложили три варианта: мелодии Шостаковича, Хачатуряна и Александрова. Причем дед представил музыку, созданную еще в 1939 году в качестве «Песни партии большевиков» на слова Лебедева-Кумача. Вопрос о выборе мелодии вынесли на политбюро. Обсуждение шло долго. В конце концов, пришли к мнению, что текст Гимна, написанный поэтами Эль-Регистаном и Михалковым, лучше всего ложится на музыку Александрова.
- Расскажите, пожалуйста, о своем прапрадеде?
- Александр Васильевич родился в семье церковных служителей в селе Плахино на Рязанщине. Он тоже с детства приобщился к церковной музыке. Сумел поступить в Петербургскую консерваторию. Его педагогами были великие русские композиторы Глазунов, Римский - Корсаков, известный итальянский певец Умберто Мазетти. В 1905 году по конкурсу стал регентом архиерейского хора в Твери, потом служил в Казанском храме. Мало кто знает, что Александр Васильевич был последним регентом церковного хора храма Христа Спасителя. В советское время, когда проводить службу в храме власти запретили, он стал преподавать в Московской консерватории, был деканом факультета хорового дирижирования, профессором.
-Как получилось, что Александров возглавил армейский ансамбль песни и пляски?
- Бабушка рассказывала, что в 1928 году, как говорится, за чашкой чая у трех приятелей - прапрадеда, военного культпросветработника Феликса Даниловича и театрального режиссера Павла Ильина, возникла идея создать ансамбль при Центральном Доме Красной армии. В том же году при поддержке Ворошилова, а позже и Сталина ее воплотили в жизнь. Первоначально творческий коллектив состоял из 12 человек. Позже разросся до полутора - двух сотен, стал знаменит на весь мир.
- Почему Сталин столь внимательно относился к ансамблю?
- Вероятно, из-за личной симпатии к прапрадеду. Вызванной, возможно, в том числе и церковным прошлым самого Сталина. Взаимоотношения между Александром Васильевичем и Иосифом Виссарионовичем были достаточно простыми. Прапрадед мог напрямую обращаться к вождю, без особых проволочек заходить к нему в кабинет, даже когда там сидели маршалы. Показательный факт. Когда в Москву из Германии было завезено несколько автомобилей "мерседес", один из них Сталин лично выделил Александрову. Но это уже в благодарность за Гимн.
- Много разных слухов ходило о безвременной кончине Александра Васильевича, будто бы даже кем-то организованной.
- Прапрадед был трудоголиком. Очень много работал. От перенапряжения получил инфаркт. Но, не дождавшись полного выздоровления, отправился с ансамблем на гастроли в Чехословакию. Там скоропостижно скончался от второго инфаркта. Кстати, незадолго до смерти прапрадед женился на молоденькой танцовщице из ансамбля - в семье говорят, что это тоже сказалось. Когда Сталину доложили о смерти Александрова и спросили, кому быть преемником, тот удивился: как кому, конечно, сыну, имея в виду Бориса Александровича. У прапрадеда было еще двое сыновей - Владимир и Александр, тоже музыканты. Но их, вероятно, вождь знал меньше.
- А как вы лично относитесь к Гимну, написанному прапрадедом?
- Как к одной из святынь Отечества. Есть отдельные индивиды, которые не любят Гимн только потому, что, мол, Сталиным утвержден. Это политиканство. Что же тогда и "Священную войну" нужно забыть? Мелодия Гимна отражает народный дух, устремления россиян в будущее, в мечту о светлом завтра. В этом ее непреходящее значение. И очень здорово, что эта мелодия стала Гимном новой России. Тут чувствуется глубинная преемственность поколений.

 

Сергей Турченко
14 декабря 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии