RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Военная душа Высоцкого
17 марта 2020 г.

Военная душа Высоцкого

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день двадцать второй.
Защита Отечества - наша священная обязанность!
23 февраля 2019 г.

Защита Отечества - наша священная обязанность!

С праздником 23 февраля наших читателей поздравила РОО Московские суворовцы
Оболганный поручик
20 января 2014 г.

Оболганный поручик

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова: остановим распространение клеветы!
Ленинским путём
20 января 2020 г.

Ленинским путём

21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов)
«Угольный минёр» Тимофей Докутович
13 августа 2014 г.

«Угольный минёр» Тимофей Докутович

13 августа 1942 года в белорусской деревне Горбово при нападении на вражеский гарнизон, погиб, закрыв грудью командира партизанского отряда, 19-летний подрывник Тимофей Докутович
Главная » Подвиги в наследство » Казнь «друга императора»

Казнь «друга императора»

29 декабря 1916 года группа антирусских заговорщиков совершила ритуальное убийство Григория Ефимовича Распутина, имевшего влияние на Царскую семью в последние годы ее жизни

Зачем и кому это понадобилось?
Казнь «друга императора»

"Старец" Григорий Распутин – особое, чисто русское явление в истории нашей страны. Человек из самых «низов» общественного устройства на путях богоискательства сошедшийся с особой наивысшего государственного уровня – Императором Всея Руси. На мой взгляд, именно богоискательство здесь коренное слово, если интерпретировать его в широком смысле поиска путей служения Господу.

Простой сибирский крестьянин, до 30-летнего возраста, по собственному признанию, гуляка, пьяница, табакокур вдруг под влиянием бесед с богомольцами – паломниками резко изменил свою жизнь: бросил пить, курить, есть мясное и ушел странствовать по святым местам. Побывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах. Три года носил вериги, общался с известными старцами в Тобольском, Тюменском, Верхотурском монастырях. В конце концов познакомился с духовником Царской семьи епископом Феофаном, который и ввел Распутина в круг августейших особ как простого благочестивого русского мужика.

Царь Николай Второй, считавший одной из важнейших ипостасей своего служения Господу заботу о простом народе, всегда искал сближения с его лучшими представителями. В данном случае Государь не мог не симпатизировать той незаурядной духовности, которую вобрал в себя от Божьих людей во время паломничеств «старец Григорий», а также природной внутренней силе этого несомненного русского самородка. Огромное значение в сближении Царской семьи с Григорием Ефимовичем, как известно возымело то, что во время очередного приступа гемофилии у юного наследника престола «старец» сумел остановить кровотечение, чем снискал глубокую благодарность августейших особ и породил у них (особенно у царицы-матери) надежду на выздоровление цесаревича, связанную именно со способностями Распутина.

Судя по всему, влияние, которое в последующем «старец» якобы стал оказывать на Государя, несколько преувеличено. Во всяком случае из некоторых документов явно видно, что Николай Второй в отношении Распутина не пребывал в излишнем прельщении. Вот, например, несколько цитат из писем Государя к императрице: «Что касается советов Распутина, ты знаешь, с какой осторожностью надо относится к его советам». Я беседую с ним как с простым русским мужиком, который странствует по святым местам»...

Тем не менее «старец» систематически посещал Царскую семью, особенно, когда болел цесаревич. Достаточно близко сошелся с ней, даже получил прозвище «Друг» и снисходительное разрешение называть августейших особ «папой» и «мамой», как бы от имени наследника престола, что лишний раз свидетельствует о сближении простеца с венценосцами именно на почве болезни юного Алексея.

Конечно, императорский двор, состоящий из чиновников, политиков самых разных мастей и устремлений не мог не отреагировать на данный «семейный альянс». Начались попытки использовать «Друга» для лоббирования интересов всевозможных партий и блоков. Похоже, повышенное внимание двора к своей персоне стало пресловутой арбузной коркой, на которой поскользнулся странник Божий Григорий. Во всяком случае из многочисленных воспоминаний его современников, которые опубликовали в последние годы, можно сделать вывод, что с присущей Распутину крестьянской сметкой «старец» быстро определил «свой интерес» в сложившейся ситуации, стал вмешиваться в чиновничьи дела. При этом вошел в такой раж, что бывало министры к нему на поклон ходили. Используя молву о близости к царю, Григорий Ефимович не только обрел небывалый вес при дворе, но и крупно разбогател. Хотя лично я не сомневаюсь, что ни власть, ни деньги не были его целью. Последнее он с легкостью раздавал нуждающимся. Что касается власти, то, думается, Распутин искренне считал, что использует ее на дела Божьего Промысла. По свидетельству современников, если он вмешивался в судебные дела, то всегда вставал на сторону обвиняемого или уже осужденного. Не отмечен ни один случай, чтобы Распутин добивался тюремного заключения или ссылки в Сибирь своих личных врагов, хотя это не составляло для него никакого труда. Если кто-то был обижен, то он всегда мог рассчитывать на помощь и поддержку Распутина.

Когда престарелый военный министр Сухомлинов был сделан козлом отпущения – осужден и посажен, Распутин добился, чтобы его давний враг был освобожден из тюрьмы. Свидетельством этого является одно из писем царицы царю: «Затем наш друг говорил, что следовало бы выпустить на свободу узников и выводить грешников на правильный путь. Заключенные, страдая, ближе Богу, чем мы. Это его слова. У любого, даже самого отъявленного мерзавца наступают минуты, когда душа его, очищенная в страданиях, возносится к небу, и тогда ему надо подать руку, чтобы спасти его, прежде чем он впадает в убожество и отчаяние».

С началом первой мировой войны, Григорий Ефимович направил все свои усилия на то, чтобы замирить Россию с Германией (на мой взгляд, это стало одной из причин его убийства, о чем речь пойдет ниже).

Распутин все больше погружался в мирскую суету, а это в любом случае уводило его от богоискательства. Уже упоминавшейся епископ Феофан, исповедовавший Царскую семью, на основе исповедей, касающихся образа жизни Распутина, вынужден был изменить мнение о нем. Впоследствии царский духовник писал: «Распутин не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества ... произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал».

Апофеозом грехопадения явилось возвращение Григория Ефимовича к разнузданному пьянству. Близким он говорил, что пить его заставляет предвидение бед человеческих: «Не могу запить того, что будет потом». Читаешь эти его слова и невольно задаешься вопросом: и какой пьяница не находит себе хотя бы какое-то оправдание? Пишу это не в осуждение. Просто от понимания и сочувствия: Григорий Ефимович был земным человеком, и грехи у него были земные. Мы можем молиться за него, поминать добрым словом, но достаточно ли этого для прославления в лике святых? Не мне судить, но ведь именно в Святом Писании, которое беспрекословно чтил Григорий Ефимович, сказано: «Пьяницы не наследуют Царства Небесного».

Грех и трагедия всегда идут рука об руку. В заговоре с целью убийства Распутина была учтена именно его нездоровая привязанность к спиртному. 16 декабря 1916 года убийцы влили цианистый калий в рюмку с любимым вином «старца», и преподнесли ему.

Есть немало версий причины убийства Распутина. Они опубликованы и нет смысла повторяться. Главное, что каждая из них в разных интерпретациях свидетельствует об одном: «старец» стал на пути сильных мира сего, и они его убрали. Самым мощным раздражителем тех лет была первая мировая война. И нет сомнения в том, что настойчивые и в общем-то имеющие хорошие перспективы попытки Распутина склонить царя к миру с Германией, стали одной из причин, по которой «старца», как сейчас говорят, заказали. Организаторы убийства Пуришкевич и Юсупов представляли крайне правые силы российского политического Олимпа, которые были решительно настроены только на войну до победного конца. Несомненно у «старца» были и другие враги, желавшие его смерти по иным причинам. Но, как он был убит, свидетельствует о подлости и низости всей этой своры. Пуришкевич, смакуя подробности, расправы в своих воспоминаниях, даже не осознавал, что в глазах простого христианина она выглядит кровавой сатанинской оргией. Пригласили Распутина поужинать. Подло подлили ничего не подозревающему мужику яд в рюмку. До дрожи в коленах перепугались, когда цианистый калий не подействовал на могучего «старца». Тогда в полуотравленного, безоружного человека выстрелил князь Юсупов. Распутин упал на медвежью шкуру. Теперь уже испугались как бы он кровью ее не замарал. С трудом оттащили на каменные плиты пола. В третий раз перепугались до потери человеческого облика, когда «живучий» Распутин очнулся, поднялся на ноги и бросился вон из дворца. Пуришкевич четыре раза стрелял ему в спину, пока «старец» не упал ничком в снег. Подбежав, озверевший от страха «заступник царя и Отечества» Пуришкевич, как сам пишет, «изо всей силы ударил его ногой в висок».

Несомненно, такое убийство воспринимается зверством, а смерть убиенного – мученичеством. И не зря французский посол в России той поры Палеолог писал, озвучивая мнения многих: «Для мужиков Распутин стал мучеником. Он был из народа, он защищал народ от придворных. И вот придворные его убили. Вот что говорят во всех избах».

Похожие настроения дошли и до сегодняшнего дня. В прессе появились публикации, в которых высказывается мнение о необходимости канонизации «старца». Не заставили себя ждать отклики диаметрально противоположного плана. Со страниц газет споры в некоторых случаях перешли даже под своды храмов: кто-то, не дожидаясь решения высших духовных инстанций, начал писать и демонстрировать нечто вроде икон Григория Распутина – с другой стороны представители рода епархий выразили возмущение таким самовольством. Тем не менее самочинное «прославление» и написание «икон» Григория Распутина продолжается. Что же это – «глас народа» или «религиозная недисциплинированность»? Вот как прокомментировал данную ситуацию представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов:

- Вопрос канонизации и как следствие этого написания икон решается только Архиерейским собором и подготавливается специальной комиссией по канонизации.

Поэтому, конечно, распространение икон до прославления – это следствие непослушания Церкви и ее традициям – самочиние, которое само по себе, конечно, дело нехорошее, неправильное! А весь такой нервный ажиотаж по этому поводу выгоден тем силам, которые каким-то образом, в той или иной степени, по той или иной причине, заинтересованы в расшатывании Церкви: чтобы вызвать недоверие к иерархии и т.д. Вызвать раскол, какое-то брожение. Получается так, что имя – Григория Распутина заслоняет собой действительно сонм наших Новомучеников. Конечно, у нас еще десятки тысяч имен людей совершенно безукоризненных и достойных проставления – настоящих мучеников и настоящих людей церковных, а не фигур, разговор о которых нуждается в каком-то усиленном комментарии.

Потому что канонизация – это акт не только свидетельства чисто духовной жизни, но это акт еще и назидательный, педагогический, даже социальный! Здесь же явно видна какая-то политическая подоплека. Что будет, если состоится прославление Распутина? Что произойдет?! Почему эти люди считают, что это необходимо сделать срочно?

Следует указать, что вопрос о канонизации возбуждается той епархией, где человек жил и действовал, где он пострадал и т.д. Таких прошений не было ни от одной епархии, и вообще это имя даже не рассматривалось на Комиссии по канонизации! Поэтому получается, что вопрос о канонизации – какой-то внешний, искусственный. Есть вполне законная процедура, в рамках которой он и должен быть рассмотрен.

Вы спрашиваете: как к этому ажиотажу относится? С одной стороны, спокойно, как к совершенно неизбежному явлению обмена мнениями. И ни в коем случае не надо горячиться и сердиться на людей, которые всю свою религиозную и духовную жизнь замкнули на этой странной идее канонизации Распутина. И помяните мое слово: тут не надо быть пророком. Кончится этот ажиотаж, пошумят-пошумят и утихнут!

Тем не менее и по сегодняшний день на родине Распутина вспоминают своего земляка с уважением, повествуя о его широкой благотворительности и радении о народе. Несколько лет назад силами тюменца В. Смирнова на частные пожертвования был собран богатый материал в виде документов, фотографий, некоторых вещей, печатных изданий о Распутине. На основе этой коллекции в соседнем доме с. Покровского, принадлежавшем когда-то Илье Арсенову, куда «старец» в молодости хаживал на песнопения, создан музей истории села и Распутина.

Фото из уголовного дела.

 

Сергей Турченко
29 декабря 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
11 августа
вторник
2020

В этот день:

Победа Ф.Ф.Ушакова при Калиакрии

11 августа 1791 года Российский флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова разгромил турецкую эскадру в сражении при Калиакрии. Это было последнее морское сражение Русско-турецкой войны 1787—1791 годов между флотами России и Османской империи, состоявшееся в Чёрном море у мыса Калиакра (северная Болгария).

Победа Ф.Ф.Ушакова при Калиакрии

11 августа 1791 года Российский флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова разгромил турецкую эскадру в сражении при Калиакрии. Это было последнее морское сражение Русско-турецкой войны 1787—1791 годов между флотами России и Османской империи, состоявшееся в Чёрном море у мыса Калиакра (северная Болгария).

Российский флот под командованием контр-адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова в составе 15 линейных кораблей, 2 фрегатов и 19 меньших судов (990 пушек) одержал победу над соединенным турецко-алжирским флотом (капудан-паша Хуссейн и алжирский паша Саид-Али) в составе 18 линейных кораблей, 17 фрегатов (1500—1600 пушек) и большого количества меньших судов. Почти всё это было уничтожено русскими. За победу при Калиакрии Ф. Ф. Ушакову был пожалован орден святого Александра Невского, 14 командиров награждены орденами святого Георгия и святого Владимира 2 степени.

Первые военные учения в космосе

11 августа 1962 года начался полет космического корабля Восток-3 с Андрияном Николаевым (космонавт № 3) на борту. В этом полёте проведён первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите — по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-4» (поднялся в космос через день), пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Николаевым «Восток-3» — цели.

Первые военные учения в космосе

11 августа 1962 года начался полет космического корабля Восток-3 с Андрияном Николаевым (космонавт № 3) на борту. В этом полёте проведён первый военный эксперимент с участием космонавтов на орбите — по программе создания перехватчика спутников, при этом «Восток-4» (поднялся в космос через день), пилотируемый Павлом Поповичем, играл роль перехватчика, а пилотируемый Николаевым «Восток-3» — цели.

Также в ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов.

Бои на озере Хасан

11 августа 1938 года завершен разгром японских агрессоров в районе озера Хасан.

Бои на озере Хасан

11 августа 1938 года завершен разгром японских агрессоров в районе озера Хасан.

 

Бои на озере Хасан (29 июля 1938 – 11 августа, 1938) возникли из-за претензий зависимого от Японии государства Маньчжоу-Го на пограничную территорию в этом районе.
31 июля 1938 года у сопки Заозёрной 1114 японцев неожиданно напали на советский гарнизон численностью в 300 солдат, перебив их и подбив 10 танков. У сопки Безымянной японцы застали врасплох и разгромили еще одно советское подразделение. Сюда подошли ещё несколько тысяч японских солдат 19-й дивизии. Они окопались и ждали подкреплений.
31 июля нарком обороны Клим Ворошилов приказал привести в боевую готовность 1-ю Приморскую армию. Был мобилизован и Тихоокеанский флот. Командующий созданным ещё в июне Дальневосточным фронтом Василий Блюхер, прибыл к Хасану 2-го августа 1938 года. По его распоряжению в зону боёв были переброшены дополнительные силы, и 2-9 августа японские войска на Чжангуфэн подверглись упорным атакам. 10 августа японский посол Мамору Сигэмицу запросил мира. 11 августа в 13-30 местного времени японцы прекратили бои, уступив высоты советским войскам.
За бои на озере Хасан более 6500 советских солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. 26 из них получили звание Героя Советского Союза, а 95 – орден Ленина.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии