RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Вики: «Я — русская и Родину не предам!»
11 июля 2013 г.

Вики: «Я — русская и Родину не предам!»

11 июля 1911 года родилась княгиня Вера Аполлоновна Оболенская, ставшая в годы Второй мировой войны лейтенантом Французского сопротивления (подпольный псевдоним Вики) и погибшая под ножом гильотины
Великая цена Великой Победы
9 мая 2016 г.

Великая цена Великой Победы

9 мая 1945 года СССР победоносно завершил войну против Германии и ее европейских сподручных
Девушка в тельняшке
28 мая 2016 г.

Девушка в тельняшке

28 мая 2014 года родилась единственная женщина - командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны гвардии полковник Евдокия Завалий
Главный резерв Ставки
1 июля 2013 г.

Главный резерв Ставки

1 июля 1941 года в Москве началось формирование народного ополчения, в которое в первый же день записались 120 тысяч человек от 16 до 65 лет.
Кто «завалил» Мюллера
19 апреля 2016 г.

Кто «завалил» Мюллера

19 апреля 1943 года североморские летчики сбили самолет хваленого фашистского аса
Главная » Подвиги в наследство » Командир бессмертной эскадрильи

Командир бессмертной эскадрильи

Даже если бы Леонид Быков ничего в своей жизни больше не сделал, кроме постановки фильма «В бой идут одни старики», он бы и в таком случае обессмертил себя в отечественном кинематографе.

Более оригинального, правдивого и пронзительного фильма о лётчиках минувшей войны у нас нет. И в мире нет.
Командир бессмертной эскадрильи

Это гениальный вымысел, отразивший трагическую и великую правду того героического времени. Однако Быков успел за недолгую творческую жизнь (прожил он 50 лет и четыре месяца) оставить и другой заметный след в нашей культуре. Уже через год после окончания Харьковского театрального училища он снимается в фильме «Судьба Марины». Его партнёры – Михаил Кузнецов, Николай Гриценко, Евгений Матвеев. Следующий фильм с участием Быкова «Укротительница тигров» тоже становится крупным событием. А главная роль в «Максиме Перепелице» вообще приносит двадцатишестилетнему артисту всенародную любовь и фантастически неслыханную популярность. Картина произвела столь невиданный фурор, что Георгий Мдивани выпустил точный её клон – ленту «Солдат Иван Бровкин» с Леонидом Харитоновым в главной роли. Такого в советском кинематографе никогда не случалось. Мой земляк и старший товарищ Иван Стаднюк выступил с заявлением: «Родились два фильма-близнеца: чёрно-белый Максим и цветной Иван. Почти с одним и тем же сюжетом, одинаковыми коллизиями, расстановкой героев. Всем было известно, что правда на моей стороне, что «Максим Перепелица» поставлен по моей одноимённой книге, вышедшей в свет четыре года назад. Отмалчиваться мне было нельзя, и я написал письмо в «Правду». Мдивани постигли неприятности по партийной линии и в секции кинодраматургов. Через какое-то время он позвонил мне домой и попросил прощения».

Кстати, В «Максиме Перепелице» мы впервые увидели знаменитый автомат Калашникова и услышали замечательную песню «В путь».

С той поры Леонид Быков начинает сниматься чрезвычайно много: «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» - названы лишь этапные работы. При этом талант артиста используется практически в одном, комедийно-гротескном направлении. И только лента «Алёшкина любовь» выводит его в ранг первостепенных, полномасштабных советских кинозвезд. В тот же период Леонид Фёдорович решает попробовать себя в режиссуре. Первой его работой стала короткометражка «Как веревочка ни вьется...». А в 1963 году вышёл фильм «Зайчик». И зрителями, и критиками он был принят настолько прохладно, что на некоторое время Быкова вообще отстранили от режиссерской работы. Да и снялся он в небольших ролях фильмов «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!». Друзьям в Киев писал почти надрывно: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…».

Многие артисты, попадая в омут творческого кризиса, практически в нём же и захлёбываются. Слава Богу, сия горька участь минула Быкова. Ещё с далёкого военного детства он мечтал стать лётчиком. Даже дважды поступал в лётное училище. И хоть с небом не срослось, но мечту юношескую не забросил. Наоборот она стала для Леонида Фёдоровича спасительным кругом. Вернувшись из Ленинграда в Киев, он в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким пишет сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной воины. Так, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко (Маэстро) стал Герой Советского Союза, москвич Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана "поющей". В ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены оркестром Утёсова. На одном даже красовалась надпись "Веселые ребята". К слову, полк Василия Сталина дошёл до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов – 744. В нём служило 27 Героев Советского Союза (14 из них - непосредственно под началом Маэстро). Самому Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою.

Короче, когда Быков со товарищи сочинял сценарий, ориентировался он всецело на события, как говорится, имевшие место быть. Узбекский Ромео по фамилии Марсаев, действительно влюбился в русскую Джульетту. И погибли они оба. Прообразом «Смуглянки» стал друг детства Леонида Быкова – тоже не вернувшийся с войны летчик Витя Щедронов. В кадре лейтенант Александров даже реальные фотографии Щедронова показывает. Имя другому персонажу картины - Николаю Алябьеву - дал мальчишка из детства Быкова. Его семья во время эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых. Маленькие Коля с Леней спали на одной кровати. Механик Попкова на самом деле крестил своего командира перед каждым боевым вылетом. («В ставке Гитлера ходят слухи, что некоторые несознательные механики крестят своих пилотов перед вылетом» - «В ставке Гитлера все малохольные!»). А вот лейтенант Кузнечик, то есть, конечно же, Александров, придуман Быковым от начала и до конца. И в этом месте я должен сделать очень важное отступление.

…В советские времена была замечательная традиция. Кинематографисты страны каждую свою новую работу перед большим экраном показывали в творческих домах Москвы. В начале 1978 года Леонид Быков привёз в наш Дом актёра (тогда ещё на улице Горького) свой новый фильм «Аты-баты шли солдаты». Вместе с режиссёром картину представляла актриса Елена Шанина, сыгравшая Киму Веленстович. Сказать по правде, «Аты-баты…» не очень мне понравились. Не выдерживали они в тогдашнем моём понимании сравнения со «Стариками». Но поскольку именно я, как член бюро ВТО отвечал за это военно-патриотическое мероприятие, то полагал для себя непростительной глупостью не сделать хотя бы небольшое интервью с режиссёром. Остались в блокноте какие-то отрывочные сведения и вот такая цитата: «Многие наивно полагают, что Сват - герой, сыгранный мной,- главный персонаж, центральная фигура картины. И потому, дескать, я за неё взялся, пользуясь властью режиссера. На самом же деле, лейтенант Суслин – стержень фильма, его сверхзадача. Ибо именно таких, как он сражалось на фронте большинство. И во многом благодаря именно их крепости духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа. Володя Конкин очень точно и глубоко осмысленно передал философию, сверхзадачу образа. Не будь этой, безусловной, удачи - фильм не получился бы». Помнится, я тогда поинтересовался, почему на встречу не пришёл Конкин. Но ответа в блокноте нет. Через год Быков погиб в автомобильной аварии, к чем мы ещё вернёмся. А ещё через два года жизнь подарит мне встречу и дружбу по сей день с Владимиром Алексеевичем Конкиным. Вот от него я узнал, что Быков, оказывается, специально писал Кузнечика для Конкина. «А поскольку я был занят в съёмках телефильма «Как закалялась сталь», то и роль досталась Серёжке Иванову. Он сыграл её замечательно, чему я рад. Собственно, эта роль и принесла ему наибольшую известность. Но факт остаётся фактом: Кузнечик придуман для Конкина. Это все на киностудии имени Довженко знали. Как, впрочем, знали и о замечательном ко мне отношении Леонида Васильевича. И я нисколько не преувеличиваю.

В павильонах студии рядом с бараком строителей узкоколейки фильма «Как закалялась сталь» была выстроена землянка лётчиков из ленты «В бой идут одни старики». Когда у нас была пауза, я смотрел на работу «стариков», снимавших эпизод с песней «Смуглянка». Леонид Фёдорович был очень музыкален, прекрасный плясун, и эти таланты украшали многие фильмы с его участием. Я видел, как от дубля к дублю оркестр Титаренко играл всё интереснее, «обрастал» жизнью, бытовыми подробностями. Актёры много импровизировали. Этот сочный эпизод стал украшением фильма. Вспомнил я об этом в связи с другим эпизодом уже в картине «Аты-баты, шли солдаты». Тоже война, усталые солдаты, какой-то сарай, посреди которого горит костёр, день рождения одного из героев фильма Святкина (Быкова). Среди солдат младший лейтенант Суслин (моя роль) и медсестра Кима Веленстович (Елена Шанина).

- Цыганочка с выходом,- восклицает Быков, и начинается театр «Ромэн». Он сбрасывает телогрейку, под переборы гитары, в такт, топая ногой, похлопывает себя ладонями по груди, по балкам невысокого потолка, притопывая, набирает темп. Утрированная страсть «цыгана» ведёт его вокруг костра, он входит в танцевальный раж… и с криком: «Ротный, дай рупь, на пузе затанцую!»- взвивается в прыжке над костром. Он откидывает голову назад, чуть не касаясь затылком ступней согнутых в коленях ног, и приземляется возле сидящего Суслина конвульсивно дёргая плечами. Дубль, ещё дубль. Нам смешно, а Быков недоволен. Нервно курит сигарету, нарушая запрет врачей. И ещё дубль, и ещё. Он доводит проходной эпизодик до совершенства. Я не вспомнил бы тебе об этом рабочем моменте, но ведь Леонид Федорович только вчера вышёл из больницы после второго инфаркта. Честь мастера для него всегда была важнее собственного здоровья.

…Сидим с Быковым в окопе. Идет снег, сняли общий план, начали выходить на укрупнение. И вдруг - дождь. Операторская группа в панике. Отменять съемку? Это же всегда такое ЧП! Леонид Фёдорович вдруг глянул на меня с такой лукавинкой, как только он один умел, провел рукой по лицу и по-быковски тихо, мечтательно сказал: «А ведь скоро весна...». И только в это мгновение я понял, что камера работает. Укрупнение состоялось. Конечно, это был подвиг и оператора. Нежеланный дождь, оправданный молниеносной сменой состояния Святкина в кадре, вошёл и в картину без склеек, и в мою память как пример молниеносной реакции Быкова, его изобретательности во всём.

В моей полувековой практике работы в театре и кино были режиссёры интересные и разные, но и по сей день Быков остаётся в любимых. Более «тихого» режиссёра, несмотря на вой двигателей ветродуев, рокот танков, взрывы и трескотню автоматов, я не встречал. Никогда никакой позы, «работы на публику», срыва на других своего настроения. Леонид Фёдорович почти шёпотом говорил, а было его слышно везде без мегафона. Я не говорю об автокатастрофе, унесшей его жизнь, не о слухах с его предсмертным письмом и даже не о своем тогдашнем состоянии на похоронах. Я тебе рассказываю о живом Быкове, каким запомню его на всю оставшуюся жизнь».

Вернусь, однако, к подготовительному периоду безусловного кино шедевра «В бой идут одни старики». Отправленный для ознакомления «на верха» сценарий получил категорическое «нет»! Материал «сырой» и негероический. Высоких цензоров возмущало то, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм нельзя! Быков, однако, не отчаялся и принялся «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение им отдельных эпизодов в разных городах Советского Союза вызывало не только восторг у слушателей, но и настойчивее их просьбы к руководству киностудии Довженко: ради Бога, поставьте такой фильм! Зимой 1973 года он был запущен в производство. Но и тогда препятствия не исчезали. Чиновники от кино категорически выступили против того, чтобы на роль авиамеханика Макарыча был утверждён ленинградский актёр Алексей Смирнова. «Не бывать этому никогда! У него же тупое лицо!» Быков парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» - фронтовик, кавалер ордена Красной звезды и двух орденов Славы!» - «Это ещё ни о чём не говорит» - «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!»

Вспоминает Михаил Ульянов: «Есть люди, в которых живет солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то с ними рядом тепло и светло. И нет в них вроде ничего особенного, и не говорят они и не делают ничего выдающегося, но какой-то внутренний свет освещает их обычные поступки. Это свет доброты. Человек, наделенный таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Леня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это - не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление. Есть и такие хитрецы. Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта. В ту пору (на сьёмках фильма «Добровольцы» - М.З.) мы были зелены и молоды. Беспечны и самоуверенны. Наивны. Нас мало что тревожило. Но и тогда в нашей молодой и угловато-острой группе Леня занимал какое-то свое, никак им не защищаемое, но только ему принадлежащее место. Природная интеллигентность, вежливость, уважительность, что ли, сквозили во всех его словах, рассказах, беседах. Мы, может, еще не вполне осознанно, но достаточно внятно видели пользу театрального тренажа на примере Лени Быкова. Он уже был к тому времени опытным актером Харьковского театра драмы, и этот опыт помогал ему, как спасательный круг. Ясно помню, как импровизировал Леня во время "скоростных" репетиций перед камерой. Он помогал нам как партнер. Он был настоящим партнером, то есть не только сам плыл, но и тянул за собой».

Неоценимую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Покрышкин. Буквально за одну ночь проглотив сценарий, Александр Иванович распорядился выдать киношникам не два, как они просили, а целых пять самолетов: четыре истребителя "Як-18П" и чехословацкий "Z-326 - Акробат", внешне похожий на "Мессершмитт-109". Машины доставили на киевский аэродром "Чайка", где их перекрасили и придали им фронтовой вид. В это кому-то будет трудно поверить, но к середине семидесятых в Советском Союзе не сохранилось ни единого истребителя времён Великой Отечественной. Хотя только машин Яковлева было выпущено около 37 тысяч штук.

Вспоминает оператор воздушных съемок Алексей Золотарев: «Леонид Фёдорович даже каскадерские номера на съемках делал шутя, стремился всё выполнять сам, а техникой овладевал быстро, легко и главное - незаметно. Так было и с пилотированием. Самым сложным в воздухе была «бочка» - поворот самолета на 360 градусов вокруг горизонтальной оси. Леонид Фёдорович сидел на месте второго пилота. Поднялись на определенную высоту. Летим. Вдруг первый пилот (настоящий) делает «бочку», забыв предупредить. Оптика четырехугольная - снимаем Быкова в фас. И хотя бы один мускул дрогнул на его лице, хотя бы тень страха в глазах! Спрашиваю: «Текст не забыли?» Отвечает: «Текст не забыл, а вот где голова, где ноги — забыл». И так посмотрел на нас, что вся операторская группа задохнулась от смеха. Уверен, что у любого другого человека на его месте появилось бы раздражение от этой неожиданности, чертыхнулся бы в адрес летчика. А тут – юмор. Такой был человек».

В начале лета снимались натурные объекты: "березовая роща", "аэродром в степи", "аэродром на лугу". Группа перебазировалась под Чернигов, где на берегу Десны предстояло доснять несколько эпизодов. Не получилось - из Киева не прибыли самолеты. Ждали их день, второй, третий. Даже терпеливый Быкова не выдержал и собрал коллектив. «Братцы, с этим директором мы запорем картину!» Студия отреагировала быстро. Новым директором стал Николай Золочевский, просто блестящий организатор. Такая деталь. Для фильма был выделен бюджет в 381 тысячу рублей. Золочевский уложился в 325 тысяч. Подобной экономии на Довженко не случалось никогда.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 ноября
четверг
2017

В этот день:

Маршал Советского Союза Малиновский

23 ноября 1898 года родился Родион Яковлевич Малиновский (ум. 1967), советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, министр обороны СССР (1957—1967).

Маршал Советского Союза Малиновский

23 ноября 1898 года родился Родион Яковлевич Малиновский (ум. 1967), советский военачальник и государственный деятель, полководец Великой Отечественной войны, Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой Советского Союза, Народный герой Югославии, министр обороны СССР (1957—1967).

Родион Малиновский родился вне брака 22 ноября 1898 года в Одессе. Мать — Варвара Николаевна Малиновская — украинка, предполагаемый отец — Яким (Яков) Иванович Бунин, одесский полицмейстер.

В 1914 году 16-летний Родион уговорил солдат, отправляющихся на фронт Первой мировой войны, взять его в воинский эшелон, после чего был зачислен подносчиком патронов в пулемётную команду. В сентябре 1915 года был тяжело ранен под Сморгонью (два осколка попали в спину, один — в ногу) и получил первую боевую награду — Георгиевский крест 4-й степени.

После 1917 года вступил в Красную Армию, принял участие в Гражданской войне. Когда она окончилась, служил и учился: сначала в школе младшего комсостава, потом в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В 1937—1938 годах полковник Малиновский воевал в Испании в качестве военного советника во время испанской Гражданской войны (псевдоним «полковник Малино»). Там был награждён двумя орденами.

Великую Отечественную войну встретил в должности командира 48-го стрелкового корпуса в молдавском городе Бельцы. С августа 1941 года командовал 6-й армией, а в декабре 1941 года был назначен командующим Южным фронтом. После поражения под Харьковом Малиновский был снят с должности и назначен с понижением командующим 66-й армией, действовавшей севернее Сталинграда. С октября 1942 года — заместитель командующего войсками Воронежского фронта. С ноября 1942 года — командующий войсками 2-й гвардейской армии. На этом посту он вновь проявил себя с наилучшей стороны: войска армии выдвигались на ростовское направление, когда ударная группировка немецкого генерала Манштейна нанесла удар с юга в направлении на Сталинград, имея задачу прорвать советское кольцо окружения вокруг 6-й армии Паулюса. Пока советский генерал Александр Василевский доказывал И. В. Сталину необходимость привлечь армию Малиновского к отражению немецкого удара, Малиновский по собственной инициативе остановил движение армии и развернул её в боевые порядки. Инициативные действия Малиновского и героизм личного состава возглавляемой им армии сыграли большую роль в победе в Котельниковской операции и, как следствие, в Сталинградской битве.

В феврале 1943 года Сталин вновь вернул Малиновского на должность командующего войсками Южного фронта. На этом посту ему удалось освободить Ростов-на-Дону. С марта 1943 года командовал войсками Юго-Западного фронта, с октября 1943 года переименованного в 3-й Украинский фронт. На этом посту самостоятельно и во взаимодействии с другими фронтами в период с августа 1943 по апрель 1944 года провёл Донбасскую, Нижне-Днепровскую, Запорожскую, Никопольско-Криворожскую, Березнеговато-Снигиревскую, Одесскую наступательные операции. В результате были освобождены Донбасс и вся Южная Украина. В апреле 1944 года ему довелось освободить свой родной город Одессу. В мае 1944 года Малиновский был назначен командующим 2-м Украинским фронтом, который вместе с 3-м Украинским фронтом (под командованием Фёдора Толбухина) разгромил войска германской группы армий «Южная Украина» в ходе Ясско-Кишинёвской стратегической операции. Это принудило Румынию выйти из союза с Германией. 10 сентября 1944 года Малиновскому было присвоено воинское звание «Маршал Советского Союза». В октябре 1944 года Малиновский нанес противнику жестокое поражение в восточной Венгрии и вышел на ближние подступы к Будапешту. В ходе битвы за Будапешт удалось сначала окружить, а потом уничтожить почти 200-тысячную группировку врага. Весной 1945 года во взаимодействии с войсками Фёдора Толбухина фронт Родиона Малиновского успешно провёл Венскую операцию, по существу ликвидировав немецкий фронт в Австрии и соединившись с войсками союзников. За это Малиновский был удостоен высшего советского полководческого ордена «Победа».

Закончил Великую Отечественную войну в Австрии и Чехословакии. Тут же был переведён на Дальний Восток, где в ходе советско-японской войны вступил в командование Забайкальским фронтом. Фронт неожиданно для японского командования прорвался через пустыню Гоби в центральную часть Маньчжурии, довершив окружение и полный разгром японских войск. Малиновскому за эту операцию было присвоено звание Героя Советского Союза.

Потом служил на Дальнем Востоке, был заместителем министра обороны Г.К. Жукова. Запятнал себя на октябрьском (1957) пленуме ЦК КПСС, где обсуждался вопрос о снятии Г. К. Жукова с поста министра обороны СССР. Под давлением Хрущева выступил с критикой своего непосредственного начальника. За что был назначен министром обороны СССР (вместо Жукова) и оставался на этой должности до своей смерти 31 марта 1967 года.

 

Космонавт Владислав Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт СССР Владислав Николаевич Волков (погиб 30 июня 1971), дважды Герой Советского Союза.

Космонавт Владислав Волков

23 ноября 1935 года родился космонавт СССР Владислав Николаевич Волков (погиб 30 июня 1971), дважды Герой Советского Союза.

 В 1953 году поступил в Московский авиационный институт. В 1959 году начал работу в ОКБ-1 (КБ Королева), участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход. В 1966 году зачислен в отряд космонавтов (группа гражданских специалистов № 2). В 1969 годусовершил свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7» (12—17 октября). Полёт продолжался 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды. В 1971 году совершил полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полёт продолжался 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата Союз-11, экипаж, в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.

Гибель разведчицы Лизы Чайкиной

23 ноября 1941 года в городе Пено Калининской (ныне — Тверской) области была расстреляна партизанская разведчица и командир подпольной комсомольской организации Лиза Чайкина.

Гибель разведчицы Лизы Чайкиной

23 ноября 1941 года в городе Пено Калининской (ныне — Тверской) области была расстреляна партизанская разведчица и командир подпольной комсомольской организации Лиза Чайкина.

Она родилась 28 августа 1918 года в деревне Руно Пеновского района Калиниской области. Во время Великой Отечественной войны секретарь Пеновского райкома ВЛКСМ Лиза Чайкина возглавляла подпольную организацию молодёжи, принимала активное участие в операциях партизанского отряда, действовавшего на территории Великолукской и Калининской областей.

22 ноября 1941 года Лиза Чайкина отправилась из партизанского отряда в Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По пути она зашла на хутор Красное Покатище к своей подруге, где её заметил староста и донёс немцам. Немцы ворвались в дом Купровых, расстреляли семью, а Лизу Чайкину увезли в Пено. Даже под пытками она отказалась выдать информацию о местонахождении партизанского отряда и была расстреляна 23 ноября 1941 года.

Звание Героя Советского Союза Елизавете Ивановне Чайкиной присвоено посмертно 6 марта 1942 года.

 

Майор Петров сбит своими

23 ноября 1941 года погиб Пётр Михайлович Петров (р. 1910), командир 254-го истребительного авиационного полка, майор, Герой Советского Союза.

Майор Петров сбит своими

23 ноября 1941 года погиб Пётр Михайлович Петров (р. 1910), командир 254-го истребительного авиационного полка, майор, Герой Советского Союза.

 Пётр Михайлович Петров родился в городе Петрозаводске в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем в депо железнодорожной станции Петрозаводск.

В РККА с 1929 года. В 1931 году окончил Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, служил техником авиаотряда в Московском военном округе. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1936 году окончил Борисоглебскую военно-авиационную школу, продолжил службу лётчиком-истребителем в частях Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. Командир эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиационного полка 13-ой армии Северо-Западного фронта капитан П. М. Петров, выполняя боевое задание, 17 февраля 1940 года совершил посадку на замёрзшее озеро Муола-Ярви и под огнём противника принял на лыжу своего истребителя штурмана с подбитого советского бомбардировщика и вывез его в расположение советских войск. За этот подвиг 7 апреля 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

На фронтах Великой Отечественной войны с 28 июня 1941 года. Командир 254 истребительного авиационного полка майор Петров был сбит зенитно-пушечным огнём своих войск 23 ноября 1941 год на станции Алексеевка Курской области. Похоронен в братской могиле №18, рядом с центральным гражданским кладбищем в посёлке Уразово Валуйского района Белгородской области.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии