RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Забытый таран капитана Маслова
26 июня 2018 г.

Забытый таран капитана Маслова

26 июня 1941 года советский летчик капитан Александр Спиридонович Маслов, пожертвовав своей жизнью и жизнями своих боевых товарищей, совершил огненный таран немецкой мотоколонны.
Очередная победа крейсера «Аврора» над буржуями
24 мая 2013 г.

Очередная победа крейсера «Аврора» над буржуями

Нынешние временные хозяева России пытались уничтожить легендарный корабль, но не вышло...
Истребитель снайперов Василий Зайцев
23 марта 2015 г.

Истребитель снайперов Василий Зайцев

100 лет назад 23 марта 1915 года родился Василий Григорьевич Зайцев, снайпер 62-й армии Сталинградского фронта, Герой Советского Союза.
Тайна убийства Берии
31 июля 2013 г.

Тайна убийства Берии

Еще одна версия смерти «великого» и «ужасного» Лаврентия Павловича
Первый в истории  луномобиль
17 ноября 2017 г.

Первый в истории луномобиль

17 ноября 1970 года СССР вновь опередил всех в освоении космоса — по Луне со скоростью 2,4 км/час «помчался» наш «Луноход-1»
Главная » Подвиги в наследство » Командир бессмертной эскадрильи

Командир бессмертной эскадрильи

Даже если бы Леонид Быков ничего в своей жизни больше не сделал, кроме постановки фильма «В бой идут одни старики», он бы и в таком случае обессмертил себя в отечественном кинематографе.

Более оригинального, правдивого и пронзительного фильма о лётчиках минувшей войны у нас нет. И в мире нет.
Командир бессмертной эскадрильи

Это гениальный вымысел, отразивший трагическую и великую правду того героического времени. Однако Быков успел за недолгую творческую жизнь (прожил он 50 лет и четыре месяца) оставить и другой заметный след в нашей культуре. Уже через год после окончания Харьковского театрального училища он снимается в фильме «Судьба Марины». Его партнёры – Михаил Кузнецов, Николай Гриценко, Евгений Матвеев. Следующий фильм с участием Быкова «Укротительница тигров» тоже становится крупным событием. А главная роль в «Максиме Перепелице» вообще приносит двадцатишестилетнему артисту всенародную любовь и фантастически неслыханную популярность. Картина произвела столь невиданный фурор, что Георгий Мдивани выпустил точный её клон – ленту «Солдат Иван Бровкин» с Леонидом Харитоновым в главной роли. Такого в советском кинематографе никогда не случалось. Мой земляк и старший товарищ Иван Стаднюк выступил с заявлением: «Родились два фильма-близнеца: чёрно-белый Максим и цветной Иван. Почти с одним и тем же сюжетом, одинаковыми коллизиями, расстановкой героев. Всем было известно, что правда на моей стороне, что «Максим Перепелица» поставлен по моей одноимённой книге, вышедшей в свет четыре года назад. Отмалчиваться мне было нельзя, и я написал письмо в «Правду». Мдивани постигли неприятности по партийной линии и в секции кинодраматургов. Через какое-то время он позвонил мне домой и попросил прощения».

Кстати, В «Максиме Перепелице» мы впервые увидели знаменитый автомат Калашникова и услышали замечательную песню «В путь».

С той поры Леонид Быков начинает сниматься чрезвычайно много: «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» - названы лишь этапные работы. При этом талант артиста используется практически в одном, комедийно-гротескном направлении. И только лента «Алёшкина любовь» выводит его в ранг первостепенных, полномасштабных советских кинозвезд. В тот же период Леонид Фёдорович решает попробовать себя в режиссуре. Первой его работой стала короткометражка «Как веревочка ни вьется...». А в 1963 году вышёл фильм «Зайчик». И зрителями, и критиками он был принят настолько прохладно, что на некоторое время Быкова вообще отстранили от режиссерской работы. Да и снялся он в небольших ролях фильмов «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!». Друзьям в Киев писал почти надрывно: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…».

Многие артисты, попадая в омут творческого кризиса, практически в нём же и захлёбываются. Слава Богу, сия горька участь минула Быкова. Ещё с далёкого военного детства он мечтал стать лётчиком. Даже дважды поступал в лётное училище. И хоть с небом не срослось, но мечту юношескую не забросил. Наоборот она стала для Леонида Фёдоровича спасительным кругом. Вернувшись из Ленинграда в Киев, он в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким пишет сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной воины. Так, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко (Маэстро) стал Герой Советского Союза, москвич Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана "поющей". В ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены оркестром Утёсова. На одном даже красовалась надпись "Веселые ребята". К слову, полк Василия Сталина дошёл до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов – 744. В нём служило 27 Героев Советского Союза (14 из них - непосредственно под началом Маэстро). Самому Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою.

Короче, когда Быков со товарищи сочинял сценарий, ориентировался он всецело на события, как говорится, имевшие место быть. Узбекский Ромео по фамилии Марсаев, действительно влюбился в русскую Джульетту. И погибли они оба. Прообразом «Смуглянки» стал друг детства Леонида Быкова – тоже не вернувшийся с войны летчик Витя Щедронов. В кадре лейтенант Александров даже реальные фотографии Щедронова показывает. Имя другому персонажу картины - Николаю Алябьеву - дал мальчишка из детства Быкова. Его семья во время эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых. Маленькие Коля с Леней спали на одной кровати. Механик Попкова на самом деле крестил своего командира перед каждым боевым вылетом. («В ставке Гитлера ходят слухи, что некоторые несознательные механики крестят своих пилотов перед вылетом» - «В ставке Гитлера все малохольные!»). А вот лейтенант Кузнечик, то есть, конечно же, Александров, придуман Быковым от начала и до конца. И в этом месте я должен сделать очень важное отступление.

…В советские времена была замечательная традиция. Кинематографисты страны каждую свою новую работу перед большим экраном показывали в творческих домах Москвы. В начале 1978 года Леонид Быков привёз в наш Дом актёра (тогда ещё на улице Горького) свой новый фильм «Аты-баты шли солдаты». Вместе с режиссёром картину представляла актриса Елена Шанина, сыгравшая Киму Веленстович. Сказать по правде, «Аты-баты…» не очень мне понравились. Не выдерживали они в тогдашнем моём понимании сравнения со «Стариками». Но поскольку именно я, как член бюро ВТО отвечал за это военно-патриотическое мероприятие, то полагал для себя непростительной глупостью не сделать хотя бы небольшое интервью с режиссёром. Остались в блокноте какие-то отрывочные сведения и вот такая цитата: «Многие наивно полагают, что Сват - герой, сыгранный мной,- главный персонаж, центральная фигура картины. И потому, дескать, я за неё взялся, пользуясь властью режиссера. На самом же деле, лейтенант Суслин – стержень фильма, его сверхзадача. Ибо именно таких, как он сражалось на фронте большинство. И во многом благодаря именно их крепости духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа. Володя Конкин очень точно и глубоко осмысленно передал философию, сверхзадачу образа. Не будь этой, безусловной, удачи - фильм не получился бы». Помнится, я тогда поинтересовался, почему на встречу не пришёл Конкин. Но ответа в блокноте нет. Через год Быков погиб в автомобильной аварии, к чем мы ещё вернёмся. А ещё через два года жизнь подарит мне встречу и дружбу по сей день с Владимиром Алексеевичем Конкиным. Вот от него я узнал, что Быков, оказывается, специально писал Кузнечика для Конкина. «А поскольку я был занят в съёмках телефильма «Как закалялась сталь», то и роль досталась Серёжке Иванову. Он сыграл её замечательно, чему я рад. Собственно, эта роль и принесла ему наибольшую известность. Но факт остаётся фактом: Кузнечик придуман для Конкина. Это все на киностудии имени Довженко знали. Как, впрочем, знали и о замечательном ко мне отношении Леонида Васильевича. И я нисколько не преувеличиваю.

В павильонах студии рядом с бараком строителей узкоколейки фильма «Как закалялась сталь» была выстроена землянка лётчиков из ленты «В бой идут одни старики». Когда у нас была пауза, я смотрел на работу «стариков», снимавших эпизод с песней «Смуглянка». Леонид Фёдорович был очень музыкален, прекрасный плясун, и эти таланты украшали многие фильмы с его участием. Я видел, как от дубля к дублю оркестр Титаренко играл всё интереснее, «обрастал» жизнью, бытовыми подробностями. Актёры много импровизировали. Этот сочный эпизод стал украшением фильма. Вспомнил я об этом в связи с другим эпизодом уже в картине «Аты-баты, шли солдаты». Тоже война, усталые солдаты, какой-то сарай, посреди которого горит костёр, день рождения одного из героев фильма Святкина (Быкова). Среди солдат младший лейтенант Суслин (моя роль) и медсестра Кима Веленстович (Елена Шанина).

- Цыганочка с выходом,- восклицает Быков, и начинается театр «Ромэн». Он сбрасывает телогрейку, под переборы гитары, в такт, топая ногой, похлопывает себя ладонями по груди, по балкам невысокого потолка, притопывая, набирает темп. Утрированная страсть «цыгана» ведёт его вокруг костра, он входит в танцевальный раж… и с криком: «Ротный, дай рупь, на пузе затанцую!»- взвивается в прыжке над костром. Он откидывает голову назад, чуть не касаясь затылком ступней согнутых в коленях ног, и приземляется возле сидящего Суслина конвульсивно дёргая плечами. Дубль, ещё дубль. Нам смешно, а Быков недоволен. Нервно курит сигарету, нарушая запрет врачей. И ещё дубль, и ещё. Он доводит проходной эпизодик до совершенства. Я не вспомнил бы тебе об этом рабочем моменте, но ведь Леонид Федорович только вчера вышёл из больницы после второго инфаркта. Честь мастера для него всегда была важнее собственного здоровья.

…Сидим с Быковым в окопе. Идет снег, сняли общий план, начали выходить на укрупнение. И вдруг - дождь. Операторская группа в панике. Отменять съемку? Это же всегда такое ЧП! Леонид Фёдорович вдруг глянул на меня с такой лукавинкой, как только он один умел, провел рукой по лицу и по-быковски тихо, мечтательно сказал: «А ведь скоро весна...». И только в это мгновение я понял, что камера работает. Укрупнение состоялось. Конечно, это был подвиг и оператора. Нежеланный дождь, оправданный молниеносной сменой состояния Святкина в кадре, вошёл и в картину без склеек, и в мою память как пример молниеносной реакции Быкова, его изобретательности во всём.

В моей полувековой практике работы в театре и кино были режиссёры интересные и разные, но и по сей день Быков остаётся в любимых. Более «тихого» режиссёра, несмотря на вой двигателей ветродуев, рокот танков, взрывы и трескотню автоматов, я не встречал. Никогда никакой позы, «работы на публику», срыва на других своего настроения. Леонид Фёдорович почти шёпотом говорил, а было его слышно везде без мегафона. Я не говорю об автокатастрофе, унесшей его жизнь, не о слухах с его предсмертным письмом и даже не о своем тогдашнем состоянии на похоронах. Я тебе рассказываю о живом Быкове, каким запомню его на всю оставшуюся жизнь».

Вернусь, однако, к подготовительному периоду безусловного кино шедевра «В бой идут одни старики». Отправленный для ознакомления «на верха» сценарий получил категорическое «нет»! Материал «сырой» и негероический. Высоких цензоров возмущало то, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм нельзя! Быков, однако, не отчаялся и принялся «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение им отдельных эпизодов в разных городах Советского Союза вызывало не только восторг у слушателей, но и настойчивее их просьбы к руководству киностудии Довженко: ради Бога, поставьте такой фильм! Зимой 1973 года он был запущен в производство. Но и тогда препятствия не исчезали. Чиновники от кино категорически выступили против того, чтобы на роль авиамеханика Макарыча был утверждён ленинградский актёр Алексей Смирнова. «Не бывать этому никогда! У него же тупое лицо!» Быков парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» - фронтовик, кавалер ордена Красной звезды и двух орденов Славы!» - «Это ещё ни о чём не говорит» - «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!»

Вспоминает Михаил Ульянов: «Есть люди, в которых живет солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то с ними рядом тепло и светло. И нет в них вроде ничего особенного, и не говорят они и не делают ничего выдающегося, но какой-то внутренний свет освещает их обычные поступки. Это свет доброты. Человек, наделенный таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Леня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это - не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление. Есть и такие хитрецы. Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта. В ту пору (на сьёмках фильма «Добровольцы» - М.З.) мы были зелены и молоды. Беспечны и самоуверенны. Наивны. Нас мало что тревожило. Но и тогда в нашей молодой и угловато-острой группе Леня занимал какое-то свое, никак им не защищаемое, но только ему принадлежащее место. Природная интеллигентность, вежливость, уважительность, что ли, сквозили во всех его словах, рассказах, беседах. Мы, может, еще не вполне осознанно, но достаточно внятно видели пользу театрального тренажа на примере Лени Быкова. Он уже был к тому времени опытным актером Харьковского театра драмы, и этот опыт помогал ему, как спасательный круг. Ясно помню, как импровизировал Леня во время "скоростных" репетиций перед камерой. Он помогал нам как партнер. Он был настоящим партнером, то есть не только сам плыл, но и тянул за собой».

Неоценимую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Покрышкин. Буквально за одну ночь проглотив сценарий, Александр Иванович распорядился выдать киношникам не два, как они просили, а целых пять самолетов: четыре истребителя "Як-18П" и чехословацкий "Z-326 - Акробат", внешне похожий на "Мессершмитт-109". Машины доставили на киевский аэродром "Чайка", где их перекрасили и придали им фронтовой вид. В это кому-то будет трудно поверить, но к середине семидесятых в Советском Союзе не сохранилось ни единого истребителя времён Великой Отечественной. Хотя только машин Яковлева было выпущено около 37 тысяч штук.

Вспоминает оператор воздушных съемок Алексей Золотарев: «Леонид Фёдорович даже каскадерские номера на съемках делал шутя, стремился всё выполнять сам, а техникой овладевал быстро, легко и главное - незаметно. Так было и с пилотированием. Самым сложным в воздухе была «бочка» - поворот самолета на 360 градусов вокруг горизонтальной оси. Леонид Фёдорович сидел на месте второго пилота. Поднялись на определенную высоту. Летим. Вдруг первый пилот (настоящий) делает «бочку», забыв предупредить. Оптика четырехугольная - снимаем Быкова в фас. И хотя бы один мускул дрогнул на его лице, хотя бы тень страха в глазах! Спрашиваю: «Текст не забыли?» Отвечает: «Текст не забыл, а вот где голова, где ноги — забыл». И так посмотрел на нас, что вся операторская группа задохнулась от смеха. Уверен, что у любого другого человека на его месте появилось бы раздражение от этой неожиданности, чертыхнулся бы в адрес летчика. А тут – юмор. Такой был человек».

В начале лета снимались натурные объекты: "березовая роща", "аэродром в степи", "аэродром на лугу". Группа перебазировалась под Чернигов, где на берегу Десны предстояло доснять несколько эпизодов. Не получилось - из Киева не прибыли самолеты. Ждали их день, второй, третий. Даже терпеливый Быкова не выдержал и собрал коллектив. «Братцы, с этим директором мы запорем картину!» Студия отреагировала быстро. Новым директором стал Николай Золочевский, просто блестящий организатор. Такая деталь. Для фильма был выделен бюджет в 381 тысячу рублей. Золочевский уложился в 325 тысяч. Подобной экономии на Довженко не случалось никогда.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
13 ноября
вторник
2018

В этот день:

День войск химзащиты

13 ноября в России и Белоруссии отмечается День войск радиационной, химической и биологической защиты

День войск химзащиты

13 ноября в России и Белоруссии отмечается День войск радиационной, химической и биологической защиты

Химические войска впервые появились во время 1-й мировой войны, когда были применены отравляющие вещества и огнемёты. Они осуществляли газобаллонные атаки, газомётные обстрелы и огнеметания. В Российской Красной армии химические войска стали складываться в конце 1918 года. 13 ноября 1918 года приказом Реввоенсовета Республики № 220 была создана Химическая служба РККА. К концу 1920-х годов химические подразделения имелись во всех стрелковых и кавалерийских дивизиях и бригадах.

В 1924—1925 годах в ходе военной реформы были заложены основы современных войск и химслужбы, сделан важный шаг к созданию централизованного руководства ими, положено начало плановой военно-химической подготовке в частях.

В Великую Отечественную войну советские химические войска поддерживали готовность противохимической защиты частей и соединений армии на случай применения противником химического оружия, уничтожали врага с помощью огнемётов и осуществляли дымовую маскировку войск.

С появлением ядерного и биологического оружия объём задач химических войск резко возрос и стал включать также защиту от радиоактивных и бактериальных средств. В 1992 году химические войска в вооруженных силах Российской Федерации переименованы в войска РХБ защиты (радиационной, химической и биологической защиты).

Кавалер ордена Иуды

13 ноября 1708 года в ходе Северной войны русские войска во главе с Александром Меншиковым штурмом взяли резиденцию Ивана Мазепы город Батурин.

Кавалер ордена Иуды

13 ноября 1708 года в ходе Северной войны русские войска во главе с Александром Меншиковым штурмом взяли резиденцию Ивана Мазепы город Батурин.

 Длительное время Мазепа был одним из ближайших сподвижников Петра I и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. Но в1708 году перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII. За измену присяге предан (заочно) гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. В 1709 году Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре орден Иуды, которым наградили (заочно) Мазепу за предательство. Русская Православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой (1709) Мазепа бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.

 

Кузница ВДВ

13 ноября 1918 года начались занятия на Рязанских пехотных курсах командного состава РККА, на базе которых впоследствии было создано Рязанское высшее Воздушно-десантное командное училище

Кузница ВДВ

13 ноября 1918 года начались занятия на Рязанских пехотных курсах командного состава РККА, на базе которых впоследствии было создано Рязанское высшее Воздушно-десантное командное училище

 Ныне это Рязанское высшее Воздушно-десантное командное дважды Краснознамённое училище имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

В ноябре 1921 года Рязанская пехотная школа за мужество и отвагу личного состава была награждена Революционным Красным Знаменем ВЦИК.

В 1941 (году 2 августа) в Куйбышеве (ныне Самара) на базе пехотного училища было создано засекреченное военно-парашютное училище для подготовки военных кадров ВДВ, которое тщательно скрывалось за номером войсковой части № 75021.

4 апреля 1964 года все военные учебные заведения, имеющие отношение к подготовке десантников были объединены в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознаменное училище.

13 ноября 1995 года на территории училища был открыт памятник родоначальнику десантной службы генералу армии Василию Маргелову. 12 ноября 1996 года, учитывая многочисленные просьбы личного состава и ветеранов десантной службы, Президент России присвоил училищу новое почётное наименование, в результате которого оно стало называться «Рязанское высшее воздушно-десантное командное дважды Краснознамённое училище имени генерала армии Маргелова В. Ф.».

29 августа 1998 года в связи с реорганизацией военных учебных заведений и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 417 от 16 сентября 1998 года Рязанское высшее воздушно-десантное училище имени генерала армии Маргелова В. Ф. было переименовано в «Рязанский институт Воздушно-десантных войск». 11 ноября 2002 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 807 институту было возвращено наименование «имени генерала армии Маргелова В. Ф.».

9 июля 2004 года по многочисленным просьбам личного состава и ветеранов училища оно снова переименовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова.

Сегодня это учебное заведение в своём составе имеет учебный центр, расположенный в 60 км от Рязани, авиационную военно-транспортную эскадрилью и Центральный парашютный клуб ВДВ. На территории училища имеются общежития казарменного типа для размещения курсантов, учебные корпуса и лаборатории для проведения занятий (в том числе огневой и технический комплексы), стрелковый тир, комплекс воздушно-десантной подготовки, спортивный и тренажерные залы для занятий различными видами единоборств, стадион со спортивным городком, столовая, курсантское кафе, клуб, почта, медицинский пункт, комбинат бытового обслуживания.

На территории РВВДКУ находится музей истории Воздушно-десантных войск.

В послужном списке училища 53 Героя Советского Союза, 74 Героя Российской Федерации, тысячи кавалеров боевых орденов, более 60 рекордсменов Вооружённых Сил Советского Союза, России и мира по парашютному спорту и т. д.

 

Памяти Покрышкина

13 ноября 1985 года скончался Александр Иванович Покрышкин (род. 19 марта 1913 года), прославленный советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза.

Памяти Покрышкина

13 ноября 1985 года скончался Александр Иванович Покрышкин (род. 19 марта 1913 года), прославленный советский лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза.

Он первым в истории сбил 50 самолетов противника, а потом и больше.
Всего за годы войны этой цифры достигли лишь семь летчиков, трое из которых - Г.А. Речкалов, Д.Б.Глинка, А.Ф. Клубов - были учениками Покрышкина. Александр Покрышкин - единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Даже Георгий Жуков, Иван Кожедуб взяли эту высоту уже после Победы. Кстати сказать, Александр Иванович был удостоен высших военных наград девятнадцати стран Европы и Америки, Азии и Африки.

 

Гибель С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

Гибель С-34

13 ноября 1941 года геройски закончила свой последний боевой поход советская подводная лодка под командованием капитана третьего ранга Якова Хмельницкого

70 с лишним лет её судьба была неизвестна.
Недавно на дне Черного моря в болгарских водах на 35-метровой глубине дайверы обнаружили подводную лодку времен Второй мировой войны. Вскоре специалистам удалось выяснить: это советская подводная лодка С-34, которая долгие десятилетия считалась пропавшей без вести.
Об этой субмарине достоверно известно следующее. Она была заложена 29 ноября 1937 года на заводе №198 (имени Марти) в Николаеве. 30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года С-34 находилась под командованием капитана третьего ранга Хмельницкого Якова Моисеевича в составе 2-го дивизиона 1- й бригады пордводных лодок Черноморского флота в Севастополе. Не завершив курса боевой подготовки, она приступила к несению дозора юго - западнее мыса Тарханкут. В сенябре С-34 вышла на боевое задание в район мыса Шаблер. Утром 7 сентября она обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эсминцев «Реджеле Фердинанд» и «Марашти», миноносцев «Налука» и «Сборул», а так же канонерской лодки «Гикулеску» и вооруженного буксира «Бессарабия». С-34 выпустила торпеду по «Гикулеску», но промахнулась. В ответ миноносцы сбросили на субмарину 6 глубинных бомб, не причинив подводной лодке каких-либо серьезных повреждений. Некоторые глубинные бомбы не взорвались. Вероятно, румыны в суматохе с них не сняли предохранители. 21 сентября подводная лодка благополучно вернулась на базу.

В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась, предположительно, подорвалась на мине.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии