RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна линкора «Императрица Мария»
19 октября 2019 г.

Тайна линкора «Императрица Мария»

20 октября 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул крупнейший корабль Российского Императорского флота
Зоя Космодемьянская — символ самоотверженности и героизма
13 сентября 2019 г.

Зоя Космодемьянская — символ самоотверженности и героизма

13 сентября 1923 года родилась девочка, которая в годы войны показала всему миру силу духа русского человека
В гостях у генерала Белобородова
8 декабря 2013 г.

В гостях у генерала Белобородова

Прославленный военачальник, один из тех, кто в 1941 году спас Москву, в повседневной жизни был добродушным и хлебосольным стариком
История гибели истребителя Як-7Б
4 февраля 2016 г.

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон
Война после войны
22 июня 2014 г.

Война после войны

22 июня 1941 года объединенные силы Европы во главе с Гитлером вероломно без объявления боевых действий напали на СССР
Главная » Подвиги в наследство » Командир бессмертной эскадрильи

Командир бессмертной эскадрильи

Даже если бы Леонид Быков ничего в своей жизни больше не сделал, кроме постановки фильма «В бой идут одни старики», он бы и в таком случае обессмертил себя в отечественном кинематографе.

Более оригинального, правдивого и пронзительного фильма о лётчиках минувшей войны у нас нет. И в мире нет.
Командир бессмертной эскадрильи

Это гениальный вымысел, отразивший трагическую и великую правду того героического времени. Однако Быков успел за недолгую творческую жизнь (прожил он 50 лет и четыре месяца) оставить и другой заметный след в нашей культуре. Уже через год после окончания Харьковского театрального училища он снимается в фильме «Судьба Марины». Его партнёры – Михаил Кузнецов, Николай Гриценко, Евгений Матвеев. Следующий фильм с участием Быкова «Укротительница тигров» тоже становится крупным событием. А главная роль в «Максиме Перепелице» вообще приносит двадцатишестилетнему артисту всенародную любовь и фантастически неслыханную популярность. Картина произвела столь невиданный фурор, что Георгий Мдивани выпустил точный её клон – ленту «Солдат Иван Бровкин» с Леонидом Харитоновым в главной роли. Такого в советском кинематографе никогда не случалось. Мой земляк и старший товарищ Иван Стаднюк выступил с заявлением: «Родились два фильма-близнеца: чёрно-белый Максим и цветной Иван. Почти с одним и тем же сюжетом, одинаковыми коллизиями, расстановкой героев. Всем было известно, что правда на моей стороне, что «Максим Перепелица» поставлен по моей одноимённой книге, вышедшей в свет четыре года назад. Отмалчиваться мне было нельзя, и я написал письмо в «Правду». Мдивани постигли неприятности по партийной линии и в секции кинодраматургов. Через какое-то время он позвонил мне домой и попросил прощения».

Кстати, В «Максиме Перепелице» мы впервые увидели знаменитый автомат Калашникова и услышали замечательную песню «В путь».

С той поры Леонид Быков начинает сниматься чрезвычайно много: «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» - названы лишь этапные работы. При этом талант артиста используется практически в одном, комедийно-гротескном направлении. И только лента «Алёшкина любовь» выводит его в ранг первостепенных, полномасштабных советских кинозвезд. В тот же период Леонид Фёдорович решает попробовать себя в режиссуре. Первой его работой стала короткометражка «Как веревочка ни вьется...». А в 1963 году вышёл фильм «Зайчик». И зрителями, и критиками он был принят настолько прохладно, что на некоторое время Быкова вообще отстранили от режиссерской работы. Да и снялся он в небольших ролях фильмов «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!». Друзьям в Киев писал почти надрывно: «Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Мне кажется, что я себя потерял, другого определения найти не могу. Хожу за зарплатой. Стыдно…».

Многие артисты, попадая в омут творческого кризиса, практически в нём же и захлёбываются. Слава Богу, сия горька участь минула Быкова. Ещё с далёкого военного детства он мечтал стать лётчиком. Даже дважды поступал в лётное училище. И хоть с небом не срослось, но мечту юношескую не забросил. Наоборот она стала для Леонида Фёдоровича спасительным кругом. Вернувшись из Ленинграда в Киев, он в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким пишет сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной воины. Так, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко (Маэстро) стал Герой Советского Союза, москвич Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана "поющей". В ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены оркестром Утёсова. На одном даже красовалась надпись "Веселые ребята". К слову, полк Василия Сталина дошёл до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов – 744. В нём служило 27 Героев Советского Союза (14 из них - непосредственно под началом Маэстро). Самому Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою.

Короче, когда Быков со товарищи сочинял сценарий, ориентировался он всецело на события, как говорится, имевшие место быть. Узбекский Ромео по фамилии Марсаев, действительно влюбился в русскую Джульетту. И погибли они оба. Прообразом «Смуглянки» стал друг детства Леонида Быкова – тоже не вернувшийся с войны летчик Витя Щедронов. В кадре лейтенант Александров даже реальные фотографии Щедронова показывает. Имя другому персонажу картины - Николаю Алябьеву - дал мальчишка из детства Быкова. Его семья во время эвакуации в Барнауле жила у Алябьевых. Маленькие Коля с Леней спали на одной кровати. Механик Попкова на самом деле крестил своего командира перед каждым боевым вылетом. («В ставке Гитлера ходят слухи, что некоторые несознательные механики крестят своих пилотов перед вылетом» - «В ставке Гитлера все малохольные!»). А вот лейтенант Кузнечик, то есть, конечно же, Александров, придуман Быковым от начала и до конца. И в этом месте я должен сделать очень важное отступление.

…В советские времена была замечательная традиция. Кинематографисты страны каждую свою новую работу перед большим экраном показывали в творческих домах Москвы. В начале 1978 года Леонид Быков привёз в наш Дом актёра (тогда ещё на улице Горького) свой новый фильм «Аты-баты шли солдаты». Вместе с режиссёром картину представляла актриса Елена Шанина, сыгравшая Киму Веленстович. Сказать по правде, «Аты-баты…» не очень мне понравились. Не выдерживали они в тогдашнем моём понимании сравнения со «Стариками». Но поскольку именно я, как член бюро ВТО отвечал за это военно-патриотическое мероприятие, то полагал для себя непростительной глупостью не сделать хотя бы небольшое интервью с режиссёром. Остались в блокноте какие-то отрывочные сведения и вот такая цитата: «Многие наивно полагают, что Сват - герой, сыгранный мной,- главный персонаж, центральная фигура картины. И потому, дескать, я за неё взялся, пользуясь властью режиссера. На самом же деле, лейтенант Суслин – стержень фильма, его сверхзадача. Ибо именно таких, как он сражалось на фронте большинство. И во многом благодаря именно их крепости духа, их стойкости и мужеству была добыта Победа. Володя Конкин очень точно и глубоко осмысленно передал философию, сверхзадачу образа. Не будь этой, безусловной, удачи - фильм не получился бы». Помнится, я тогда поинтересовался, почему на встречу не пришёл Конкин. Но ответа в блокноте нет. Через год Быков погиб в автомобильной аварии, к чем мы ещё вернёмся. А ещё через два года жизнь подарит мне встречу и дружбу по сей день с Владимиром Алексеевичем Конкиным. Вот от него я узнал, что Быков, оказывается, специально писал Кузнечика для Конкина. «А поскольку я был занят в съёмках телефильма «Как закалялась сталь», то и роль досталась Серёжке Иванову. Он сыграл её замечательно, чему я рад. Собственно, эта роль и принесла ему наибольшую известность. Но факт остаётся фактом: Кузнечик придуман для Конкина. Это все на киностудии имени Довженко знали. Как, впрочем, знали и о замечательном ко мне отношении Леонида Васильевича. И я нисколько не преувеличиваю.

В павильонах студии рядом с бараком строителей узкоколейки фильма «Как закалялась сталь» была выстроена землянка лётчиков из ленты «В бой идут одни старики». Когда у нас была пауза, я смотрел на работу «стариков», снимавших эпизод с песней «Смуглянка». Леонид Фёдорович был очень музыкален, прекрасный плясун, и эти таланты украшали многие фильмы с его участием. Я видел, как от дубля к дублю оркестр Титаренко играл всё интереснее, «обрастал» жизнью, бытовыми подробностями. Актёры много импровизировали. Этот сочный эпизод стал украшением фильма. Вспомнил я об этом в связи с другим эпизодом уже в картине «Аты-баты, шли солдаты». Тоже война, усталые солдаты, какой-то сарай, посреди которого горит костёр, день рождения одного из героев фильма Святкина (Быкова). Среди солдат младший лейтенант Суслин (моя роль) и медсестра Кима Веленстович (Елена Шанина).

- Цыганочка с выходом,- восклицает Быков, и начинается театр «Ромэн». Он сбрасывает телогрейку, под переборы гитары, в такт, топая ногой, похлопывает себя ладонями по груди, по балкам невысокого потолка, притопывая, набирает темп. Утрированная страсть «цыгана» ведёт его вокруг костра, он входит в танцевальный раж… и с криком: «Ротный, дай рупь, на пузе затанцую!»- взвивается в прыжке над костром. Он откидывает голову назад, чуть не касаясь затылком ступней согнутых в коленях ног, и приземляется возле сидящего Суслина конвульсивно дёргая плечами. Дубль, ещё дубль. Нам смешно, а Быков недоволен. Нервно курит сигарету, нарушая запрет врачей. И ещё дубль, и ещё. Он доводит проходной эпизодик до совершенства. Я не вспомнил бы тебе об этом рабочем моменте, но ведь Леонид Федорович только вчера вышёл из больницы после второго инфаркта. Честь мастера для него всегда была важнее собственного здоровья.

…Сидим с Быковым в окопе. Идет снег, сняли общий план, начали выходить на укрупнение. И вдруг - дождь. Операторская группа в панике. Отменять съемку? Это же всегда такое ЧП! Леонид Фёдорович вдруг глянул на меня с такой лукавинкой, как только он один умел, провел рукой по лицу и по-быковски тихо, мечтательно сказал: «А ведь скоро весна...». И только в это мгновение я понял, что камера работает. Укрупнение состоялось. Конечно, это был подвиг и оператора. Нежеланный дождь, оправданный молниеносной сменой состояния Святкина в кадре, вошёл и в картину без склеек, и в мою память как пример молниеносной реакции Быкова, его изобретательности во всём.

В моей полувековой практике работы в театре и кино были режиссёры интересные и разные, но и по сей день Быков остаётся в любимых. Более «тихого» режиссёра, несмотря на вой двигателей ветродуев, рокот танков, взрывы и трескотню автоматов, я не встречал. Никогда никакой позы, «работы на публику», срыва на других своего настроения. Леонид Фёдорович почти шёпотом говорил, а было его слышно везде без мегафона. Я не говорю об автокатастрофе, унесшей его жизнь, не о слухах с его предсмертным письмом и даже не о своем тогдашнем состоянии на похоронах. Я тебе рассказываю о живом Быкове, каким запомню его на всю оставшуюся жизнь».

Вернусь, однако, к подготовительному периоду безусловного кино шедевра «В бой идут одни старики». Отправленный для ознакомления «на верха» сценарий получил категорическое «нет»! Материал «сырой» и негероический. Высоких цензоров возмущало то, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм нельзя! Быков, однако, не отчаялся и принялся «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение им отдельных эпизодов в разных городах Советского Союза вызывало не только восторг у слушателей, но и настойчивее их просьбы к руководству киностудии Довженко: ради Бога, поставьте такой фильм! Зимой 1973 года он был запущен в производство. Но и тогда препятствия не исчезали. Чиновники от кино категорически выступили против того, чтобы на роль авиамеханика Макарыча был утверждён ленинградский актёр Алексей Смирнова. «Не бывать этому никогда! У него же тупое лицо!» Быков парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» - фронтовик, кавалер ордена Красной звезды и двух орденов Славы!» - «Это ещё ни о чём не говорит» - «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!»

Вспоминает Михаил Ульянов: «Есть люди, в которых живет солнечный свет. Природа оделила их особым даром: они ведут себя спокойно и просто, а почему-то с ними рядом тепло и светло. И нет в них вроде ничего особенного, и не говорят они и не делают ничего выдающегося, но какой-то внутренний свет освещает их обычные поступки. Это свет доброты. Человек, наделенный таким даром, оставляет по себе особенную, греющую тебя память. Таким был Леонид Быков. Леня. Роста небольшого, с утиным носом, добрейшими и какими-то трагическими глазами, с удивительной мягкостью и скромностью в общении. И это - не вышколенность, не лукавое желание произвести приятное впечатление. Есть и такие хитрецы. Нет, природа характера Леонида Федоровича была проста и открыта. В ту пору (на сьёмках фильма «Добровольцы» - М.З.) мы были зелены и молоды. Беспечны и самоуверенны. Наивны. Нас мало что тревожило. Но и тогда в нашей молодой и угловато-острой группе Леня занимал какое-то свое, никак им не защищаемое, но только ему принадлежащее место. Природная интеллигентность, вежливость, уважительность, что ли, сквозили во всех его словах, рассказах, беседах. Мы, может, еще не вполне осознанно, но достаточно внятно видели пользу театрального тренажа на примере Лени Быкова. Он уже был к тому времени опытным актером Харьковского театра драмы, и этот опыт помогал ему, как спасательный круг. Ясно помню, как импровизировал Леня во время "скоростных" репетиций перед камерой. Он помогал нам как партнер. Он был настоящим партнером, то есть не только сам плыл, но и тянул за собой».

Неоценимую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Покрышкин. Буквально за одну ночь проглотив сценарий, Александр Иванович распорядился выдать киношникам не два, как они просили, а целых пять самолетов: четыре истребителя "Як-18П" и чехословацкий "Z-326 - Акробат", внешне похожий на "Мессершмитт-109". Машины доставили на киевский аэродром "Чайка", где их перекрасили и придали им фронтовой вид. В это кому-то будет трудно поверить, но к середине семидесятых в Советском Союзе не сохранилось ни единого истребителя времён Великой Отечественной. Хотя только машин Яковлева было выпущено около 37 тысяч штук.

Вспоминает оператор воздушных съемок Алексей Золотарев: «Леонид Фёдорович даже каскадерские номера на съемках делал шутя, стремился всё выполнять сам, а техникой овладевал быстро, легко и главное - незаметно. Так было и с пилотированием. Самым сложным в воздухе была «бочка» - поворот самолета на 360 градусов вокруг горизонтальной оси. Леонид Фёдорович сидел на месте второго пилота. Поднялись на определенную высоту. Летим. Вдруг первый пилот (настоящий) делает «бочку», забыв предупредить. Оптика четырехугольная - снимаем Быкова в фас. И хотя бы один мускул дрогнул на его лице, хотя бы тень страха в глазах! Спрашиваю: «Текст не забыли?» Отвечает: «Текст не забыл, а вот где голова, где ноги — забыл». И так посмотрел на нас, что вся операторская группа задохнулась от смеха. Уверен, что у любого другого человека на его месте появилось бы раздражение от этой неожиданности, чертыхнулся бы в адрес летчика. А тут – юмор. Такой был человек».

В начале лета снимались натурные объекты: "березовая роща", "аэродром в степи", "аэродром на лугу". Группа перебазировалась под Чернигов, где на берегу Десны предстояло доснять несколько эпизодов. Не получилось - из Киева не прибыли самолеты. Ждали их день, второй, третий. Даже терпеливый Быкова не выдержал и собрал коллектив. «Братцы, с этим директором мы запорем картину!» Студия отреагировала быстро. Новым директором стал Николай Золочевский, просто блестящий организатор. Такая деталь. Для фильма был выделен бюджет в 381 тысячу рублей. Золочевский уложился в 325 тысяч. Подобной экономии на Довженко не случалось никогда.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 января
среда
2020

В этот день:

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

Великий князь Иван III

22 января (нов. ст.) 1440 года родился Иван III Васильевич, великий князь Московский, при котором Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства.

В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского). Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате знаменитого «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

От рядового до комбата

22 января (нов. ст.) 1913 года родился Степан Елизарович АРТЁМЕНКО (умер 05.05.1977), полковник, дважды Герой Советского Союза.

Войну начал рядовым, защищал Сталинград, сражался на Курской дуге, в Западной Украине, Польше, а завершил в Берлине, где командир батальона стрелкового полка майор Артеменко в третий раз был ранен. Свои две Звезды  Героя он получил за прорыв вражеской обороны южнее Варшавы и бои за Берлин.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Бой в бандитском тылу

22 января 1997 года гвардии майору РОМАНОВУ Алексею Викторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Свой подвиг он совершил в июне 1995 года во время первой чеченской войны, когда батальон майора Романова десантировался с вертолётов в тыл боевиков и занял все господствующие высоты на путях отхода бандформирований.

Сам майор с группой из 40 десантников занял с боем село Шатой, обороняемое силами до полутора сот боевиков, большинство из которых принудил к сдаче. Действия батальона майора Романова способствовали главным силам российских войск успешно завершить намеченную операцию.

Алексей Викторович Романов родился 19 декабря 1962 года в городе Кургане в семье рабочего. После окончания в 1980 году средней школы № 36 работал на Курганском машиностроительном заводе. Сдал нормативы на звание кандидата в мастера спорта по дзюдо и биатлону. В мае 1981 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. После прохождения шестимесячной подготовки в учебном отряде Воздушно-десантных войск служил санинструктором парашютно-десантного взвода 317-го полка 103 гвардейской (Витебской) воздушно-десантной дивизии. В составе полка принимал участие в военных действиях в Демократической Республике Афганистан. В ходе одной из боевых операций был тяжело ранен. За мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, награждён орденом Красной Звезды.

Затем учился в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, по окончании которого в звании гвардии лейтенанта продолжил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане заместителем командира разведывательной роты. После вывода советских войск из Афганистана продолжил службу в 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на должностях командира роты, начальника противовоздушной обороны полка, исполняющего обязанности начальника штаба полка. Побывал во многих горячих точках Кавказа (ирано-азербайджанская граница, Нагорный Карабах, Баку).

В 1994 году в звании гвардии майора назначен командиром парашютно-десантного батальона. С апреля 1995 года принимал участие в боевых действиях при наведении конституционного порядка на территории Чеченской Республики.

После окончания в 1998 году Военной академии имени М. В. Фрунзе назначен начальником штаба 45-го отдельного разведывательного полка ВДВ.

С ноября 1999 года в составе сводного разведывательный отряд полка принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В начале марта 2000 года руководил операцией по преследованию и разгрому остатков бандформирований, пытавшихся рассеяться после боя с 6-й ротой псковских десантников на высоте 776. В ходе операции были захвачены в плен 70 боевиков и свыше 200 — уничтожены.

Продолжил службу в должности заместителя начальника Управления «В» Центра специального назначения ФСБ России. С января 2012 года занимает должность начальника департамента региональной политики Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации. Заместитель председателя межрегиональной общественной организации «Союз десантников».

Присоединение Кенигсберга к России

22 января 1758 года русской армией взят Кенигсберг. Манифестом Елизаветы Петровны Восточная Пруссия присоединена к России.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

День авиации ПВО

Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 года объявлена годовым праздником авиации ПВО.

Именно в этот день в 1942 году авиации ПВО была выделена в род войск противовоздушной обороны. Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.
После войны советские летчики ПВО успешно били американцев в Корее и во Вьетнаме, а сегодня надежно защищают небо России.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии