RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Отец легендарного «Папаши»
29 апреля 2016 г.

Отец легендарного «Папаши»

29 апреля 1897 года родился Георгий Семенович ШПАГИН, конструктор оружия. Самым известным его достижением стало создание пистолета-пулемета (ППШ).
Год великого Сталина
4 января 2015 г.

Год великого Сталина

4 января 1943 года американский журнал «Тайм» присудил звание «Человека года» вождю советского народа
Отец «Зверобоев»
3 марта 2016 г.

Отец «Зверобоев»

3 марта 1906 года родился Лев Израилевич Горлицкий - знаменитый советский конструктор боевой техники.
Снижение цен в СССР и повышение в РФ
1 апреля 2016 г.

Снижение цен в СССР и повышение в РФ

1 апреля 1952 года в СССР объявлено о новом, самом крупном за послевоенный период, снижении цен на многие продукты и почти на все потребительские товары.
Безсмертный полк: гвардии капитан Александр Ляхов
12 мая 2016 г.

Безсмертный полк: гвардии капитан Александр Ляхов

Мой дед брал Берлин и освобождал Прагу. Узнала об этом я совсем недавно.
Главная » Подвиги в наследство » Небесный витязь России

Небесный витязь России

16 декабря 1938 года центральные советские газеты сообщили ужасную для народа новость: погиб Валерий Павлович Чкалов

Это был 34-летний лётчик-испытатель, комбриг (генерал-майор), Герой Советского Союза.
Небесный витязь России

В первую очередь он стал известен тем, что был командиром экипажа самолёта АНТ-25, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон, США.

В нашей стране лётчиков с подобными заслугами, званиями и регалиями наберётся далеко за сотню, если не больше. Да элементарно, вместе с Чкаловым в знаменитом перелёте участвовали Георгий Байдуков и Александр Беляков. Первый – генерал-полковник, второй – генерал-лейтенант впоследствии. И оба тоже Герои. Уже не говорю о том, что в Советской Союзе было 32 маршала авиации. Почти все Герои, а многие и – дважды. Но никто из них даже приблизиться не сможет к той удивительной, фантастической и трудно постижимой всенародной славе, которую стяжал этот волгарь из села Василёво Нижегородской губернии. В его честь названы 2 города, 2 села, 4 посёлка, район в Екатеринбурге, 6 микрорайонов в 6 городах России. Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в 43 городах России и в 22 городах за рубежом; 12 учебных заведений страны; 4 станции метро и 1 железнодорожная станция; 1 воинская часть; 4 предприятия; один остров; один горный пик в Дагестане; один астероид; 4 дворца культуры; 1 теплоход и 1 самолёт. В Нижнем Новгороде есть музей Чкалова. В Москве установлены две мемориальные доски в его честь. В различных городах страны и за рубежом лётчику построено 32 памятника. В Санкт-Петербурге их 2, а в нижнем Новгороде – 3. В честь Чкалова выпущены 2 монеты, 4 почтовых марки и 3 почтовых конверта. О нём написаны десятки, если не сотни книг, различных исследований, сняты 4 фильма. В Ванкувере создан Чкаловский комитет трансполярного перелёта. Там же «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом. Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов». Нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов». Валерий Павлович - единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого лётчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою - Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».

Так в чём же причина столь неслыханной популярности обыкновенного лётчика, трагически погибшего в возрасте Иисуса Христа? Наверное, прежде всего, в том, что был Валерий Павлович всё-таки лётчиком необыкновенным. В его дерзновенной, мятущейся личности как в живой и потому удивительной линзе сошлись, словно в фокусе, многие потрясающие качества русской неприхотливой и загадочной души, которая во все времена была непостижимой для иноземцев. И прежде всего Чкалов олицетворяет собой извечное стремление русского человека к небесной, а значит, к Божественной выси. В других странах люди тоже неба не чураются. В конце концов, португалец Альберто Сантос Дюмон выяснял с американскими братьями Райт приоритет в постройке первого в мире летательного аппарата. А чем плохи французские, английские, немецкие, да любые иные лётчики? Но при всём том, согласитесь со мной, дорогой читатель, в мире нет другой такой страны, которая бы столь тесно связала свою судьбу с полётом, как Россия. Не зря же мы и первый искусственный спутник запустили, и первого человека в космос отправили. И потом, кто ещё на этой небольшой планете совершенно искренне, безо всякой задней мысли может петь: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,/ Преодолеть пространство и простор,/ Нам разум дал стальные руки-крылья,/ А вместо сердца - пламенный мотор./ Всё выше, и выше, и выше/ Стремим мы полёт наших птиц,/ И в каждом пропеллере дышит/ Спокойствие наших границ./ Бросая ввысь свой аппарат послушный/ Или творя невиданный полёт,/ Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,/ Наш первый в мире пролетарский флот!»

Валерий Чкалов и явился главным демиургом пролетарского флота. Его великое дело продолжали Сергей Королёв, Юрий Гагарин и сотни тысяч других отечественные Икаров. Но все они, образно говоря, стояли на плечах волжского гиганта. Хотя росту он был всего-то 164 сантиметра. Только для таких русичей неприменимы привычные масштабы измерений.

…Из девяти детей в семье Чкаловых выжило пятеро. Десятый малыш появился мёртвым. За ним ушла на тот свет и мать Ирина Ивановна. Валерке тогда исполнилось шесть лет. Естественно, рос сорванцом. Старый волгарь Павел Григорьевич послал учиться сына в Череповецкое техническое училище. Однако речным судовым механиком Чкалов не стал, потому что услышал однажды шум мотора в небе. Вскинул взор и понял: там его судьба. Правда, перед тем, как стать курсантом Егорьевской лётной школы, Валерий успел жениться на односельчанке Лидии Крыловой. Брак, не одобренный родителями с обеих сторон, продлился полгода. C 1921 по 1924 годы Чкалов учится в четырёх (!) лётных школах.

Когда из Дании в Серпухов, где Чкалов заканчивал четвертую школу стрельбы и бомбометания, прибыли германские истребители марки "Фоккер", Валерий так "опробовал" один самолёт, что немцам пришлось срочно вызывать с завода сварщиков. На всех узлах конструкции появились трещины. И так случалось в дальнейшем всегда. Любая «молодая», а потому хрупкая ещё лётная техника, как правило, не выдерживала тех нагрузок, которыми вдоволь её снабжал Чкалов. «Обучая летать самолёты», он бесстрашно ломал старые приемы и каноны полётов, принятые правила, представления о возможностях летательного аппарата и лётчика. Он открывал и вводил самое новое, самое передовое в авиации. При этом обладал потрясающим, феноменальным здоровьем. В смысле выносливости вообще не знал себе равных. Мне рассказывал генерал Байдуков, что его, как самого слабосильного при перелёте через Северный полюс только Чкалов и спас своей кислородной маской. «У самого кровь из носа двумя струйками, а он хоть бы хны – лыбится. Здоровый был как бык. Однажды сунул лицо в бочку с водой и приказал мне зафиксировать время. После трёх минут я уже хотел было прекратить дурацкий эксперимент. Так он меня со всей дури ногой лягнул. Нескольких секунд до пяти минут не дотянул. И был недоволен. В молодости, говорит, я легко шесть минут сидел под водой. Едва оторвавшись от взлетной полосы, Валера обычно переворачивал самолёт и продолжал взлетать вверх шасси. Подобные фокусы нам строго-настрого запрещались уставом. Но дружок мой не очень уставы те чтил, потому что сам их писал. Вот уж точно Икар. Чтобы ты знал: этот мифологический герой был первым в истории человечества нарушителем лётной дисциплины. А Валерка, стало быть, второй…».

Что правда, то истинная правда: с тех пор, как Чкалов впервые самостоятельно взлетел и до трагической своей кончины, за ним всегда тянулся роскошный шлейф «воздушного хулигана». Плисецкая однажды призналась: «А у меня всё не так, как у других балерин, всё поперёк. Почему в моём «Умирающем лебеде» руки вперёд? Да потому что у Анны Павловой они – назад». У гениев всегда так: наперекор, дерзко, вызывающе. А Чкалов был гениальным лётчиком, от Бога Лётчиком. Своей будущей жене Ольге однажды предложил: «Ты приходи в поле. Я буду для тебя одной летать исключительно вниз головой». И летал так низко, что коровы из местного совхоза от испуга перестали доиться. Председатель ходил к командованию аэродрома с жалобой. Я уже не говорю о вызывающем, просто-таки нахальном пролёте под речным мостом. Даже если это и легенда, то прошу заметить: ни к кому иному она не пристала, кроме Чкалова. Потому что с него, как говорится, сталось бы…

О том, что Чкалов дважды судился Военным трибуналом, в советское время говорить было не принято. Первая «посадка» случилась осенью 1925 года. Приговор судебного заседания гласил: «Военлёт 1-й эскадрильи, явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал и шумел» Вердикт: лишение свободы со строгой изоляцией на один год. Правда, потом было принято во внимание пролетарское происхождение пилота и его молодость (21-й год). Срок понизили до шести месяцев. Об этом случае автору рассказывал сын Чкалова Игорь Валерьевич: «Отец проводил показательный воздушный бой с командиром отряда Петром Леонтьевичем Павлушовым и вынудил его совершить посадку. Самолюбие командира было уязвлено. В отместку Павлушов придрался к действиям подчиненного, найдя их слишком рискованными, и отстранил его от полётов. Услышав от механика о том, что его не допускают к учебному групповому полёту, отец при всех врезал своего командира по морде лица. Тут же появились ''сочувствующие", налившие отцу рюмку, что лишь усугубило ситуацию».

Через год после судимости Чкалова восстановили в рядах ВВС. Именно его командировали от эскадрильи на воздушный парад в Москву. Мало того, разрешили делать любую фигуру на любой высоте. Так «безобразия в воздухе», за которые он раньше сидел на гауптвахте, были отмечены на параде благодарностью и денежной премией!

«Блестящие достижения в технике пилотирования» подвигнули Чкалова на новые воздушные дерзости, которые другим лётчикам не могли даже в голову придти. Во время учебного боя на высоте 800 метров атакующий Чкалов задел своим «Фоккером» машину Дроздова. Когда "подраненный" стал уходить со снижением, Чкалов его агрессивно принудил сесть. Сам за такое хулиганство в двадцатый или тридцатый раз сел на гауптвахту. Сколько времени в общем и целом Валерий Павлович там провёл, достоверно не знает никто.

Летом 1928 года, на гомельском аэродроме Чкалов, приземляясь на точность, зацепил хвостом край оврага. Через две недели, перелетая со звеном истребителей в Брянск, самовольно снизился на предельную высоту. И застрял в телеграфных проводах. А потом грохнулся оземь с высоты восьми метров. В письме жене сообщал: «Вчера подломал самолет. Страшно неприятно, хотя и пустяки сломал. Судили меня без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Дали год лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда. Буду писать письмо Ворошилову». Наверное, Климент Ефремович помог. В брянской тюрьме Чкалов провёл всего девятнадцать дней.

На воздушном параде 2 мая 1935 года Ворошилов познакомил Чкалова со Сталиным. «Вот тот самый воздушный хулиган, о котором я говорил» - «Мы разберемся, кто такой Чкалов. А берёте ли вы, товарищ Чкалов, с собой в полёт парашют?» - «Я признаю, конечно, парашют, но предпочитаю обходиться без него. Машину берегу,"- отрапортовал Чкалов.- "Ваша жизнь нам дороже любой машины», - ответил Сталин. . Спустя три дня Валерия Павловича и главного конструктора Поликарпова наградили орденами Ленина.

Однако, настоящая слава обрушилась на Чкалова после двух знаменитых перелётов. За первый – Москва - Петропавловск-Камчатский - остров Удд - всем трём членам экипажа: Чкалову, Байдукову и Белякову присвоили звание Героя Советского Союза. Решением ЦК партии Чкалов, без прохождения кандидатского стажа, стал коммунистом. А через год тот же экипаж отправляется в беспосадочный трансарктический воздушный перелёт через Северный полюс из Москвы в Соединённые Штаты Америки. Пролетев более 10 тысяч километров, советский самолёт приземлился на военном аэродроме города Ванкувера. Американцы хлопали по краснокрылому самолету "АНТ-25" и удивлялись: «Фанера, полотно, тонкий дюраль. Неужели на такой машине можно продержаться в воздухе более 63 часов в тяжелейших метеорологических условиях?!»

«Шёл слабый дождь,- рассказывал автору этих строк Георгий Филиппович Байдуков.- Дороги, поля - всё было мокрое. Но подходы к аэродрому мы различали хорошо. Первым нас встретил генерал Маршалл (тот самый, будущий госсекретарь, автор знаменитого плана помощи Европе после второй мировой войны – М.З.). После приветствий и поздравлений он пригласил нас к себе в дом. Нам очень хотелось сменить свою летную одежду. Генерал это понял. Стал приносить из своего гардероба гражданские костюмы. Мы вместе с генералом долго смеялись, когда я, примеряя генеральские брюки, вынужден был застегивать пуговицы чуть ниже подбородка. Чкалов вышел из ванной в генеральском халате, полы которого заткнул за пояс. Посол Трояновский оценил всю комичность нашего положения с гардеробом. Минут через пятнадцать он вернулся, сопровождаемый какими-то людьми с коробками и чемоданами. Это были представители различных фирм Портленда, которые привезли костюмы и портных, чтобы подогнать обновки по нашим фигурам. Генерал Маршалл через посла попросил Чкалова одолжить наши костюмы, которые хозяева магазинов одежды хотели бы вывесить в своих витринах для обозрения и рекламы. Так наши потрёпанные кожаные куртки и брюки оказались в фешенебельных местных магазинах, как дорогие реликвии. Всё это, поверь, очень трогательные и очень дорогие для меня воспоминания. Вообще должен тебе заметить: тот полёт - главное событие не только в жизни моей, в жизни Чкалова и Байдукова. Он и для всей нашей страны, для всей армии сослужил великую службу. Думаешь зря Сталин в самом начале войны послал именно меня для ведения переговоров по авиационным поставкам? Меня, ничего не смыслящего в дипломатии, примитивно знающего английский язык. А в том-то и расчёт вождя состоял, что скуповатые американцы хрен откажут мне, герою перелёта, который они прекрасно помнили, в моих законных просьбах. Ведь это же факт, что президент США Франклин Рузвельт сказал: «Три героя из России Чкалов, Байдуков, Беляков сделали то, что десятилетиями не могли сделать советские дипломаты, - они сблизили русский и американский народы». Вот поэтому мы более 22 тысяч летательных аппаратов и обеспечили нашей воюющей армии. Уже не говорю о разных там вспомогательных материалах, типа алюминия».

Став после перелёта в США депутатом Верховного Совета, Валерий Павлович каждую неделю встречался со Сталиным. «Они были очень близки, часто виделись,- вспоминал Игорь Чкалов.- Отец даже меня брал в Кремль, где я разговаривал со Сталиным. Тот отцу полностью доверял. Они даже были на «ты». «Мы тут на Политбюро посовещались и решили, что пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу, - нередко говорил Сталин,- Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства» - «Летать - вот моя работа» - неизменно возражал отец. Однажды отец вышел из кабинета Сталина и так сильно хлопнул дверью, что у Поскребышева, сидевшего в приемной, с колен упала папка. На следующий день Сталин позвонил отцу: "Ну что ты обижаешься, приезжай".

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии