RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Десантный
21 мая 2015 г.

Десантный "батя" Константин Ольшанский

21 мая 1915 года родился Константин Федорович Ольшанский, будущий командир роты морских пехотинцев, Герой Советского Союза
Смерть гусара
4 мая 2016 г.

Смерть гусара

4 мая 1839 года скончался Денис Давыдов, герой войны с Наполеоном
Такова участь «завоевателей России»
18 октября 2013 г.

Такова участь «завоевателей России»

19 октября 1812 года Наполеон дал дёру из Москвы, которую Кутузов сдал без боя, но и без продовольствия
Полярная мечта Александра Сибирякова
8 октября 2013 г.

Полярная мечта Александра Сибирякова

8 октября 1849 года родился великий русский исследователь Сибири и Северного морского пути
«Гордость русского народа»
19 октября 2017 г.

«Гордость русского народа»

170 лет назад, 19 октября 1847 года, родился выдающийся инженер-электротехник и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин.
Главная » Подвиги в наследство » Небесный витязь России

Небесный витязь России

16 декабря 1938 года центральные советские газеты сообщили ужасную для народа новость: погиб Валерий Павлович Чкалов

Это был 34-летний лётчик-испытатель, комбриг (генерал-майор), Герой Советского Союза.
Небесный витязь России

В первую очередь он стал известен тем, что был командиром экипажа самолёта АНТ-25, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, штат Вашингтон, США.

В нашей стране лётчиков с подобными заслугами, званиями и регалиями наберётся далеко за сотню, если не больше. Да элементарно, вместе с Чкаловым в знаменитом перелёте участвовали Георгий Байдуков и Александр Беляков. Первый – генерал-полковник, второй – генерал-лейтенант впоследствии. И оба тоже Герои. Уже не говорю о том, что в Советской Союзе было 32 маршала авиации. Почти все Герои, а многие и – дважды. Но никто из них даже приблизиться не сможет к той удивительной, фантастической и трудно постижимой всенародной славе, которую стяжал этот волгарь из села Василёво Нижегородской губернии. В его честь названы 2 города, 2 села, 4 посёлка, район в Екатеринбурге, 6 микрорайонов в 6 городах России. Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в 43 городах России и в 22 городах за рубежом; 12 учебных заведений страны; 4 станции метро и 1 железнодорожная станция; 1 воинская часть; 4 предприятия; один остров; один горный пик в Дагестане; один астероид; 4 дворца культуры; 1 теплоход и 1 самолёт. В Нижнем Новгороде есть музей Чкалова. В Москве установлены две мемориальные доски в его честь. В различных городах страны и за рубежом лётчику построено 32 памятника. В Санкт-Петербурге их 2, а в нижнем Новгороде – 3. В честь Чкалова выпущены 2 монеты, 4 почтовых марки и 3 почтовых конверта. О нём написаны десятки, если не сотни книг, различных исследований, сняты 4 фильма. В Ванкувере создан Чкаловский комитет трансполярного перелёта. Там же «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом. Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов». Нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов». Валерий Павлович - единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого лётчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою - Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».

Так в чём же причина столь неслыханной популярности обыкновенного лётчика, трагически погибшего в возрасте Иисуса Христа? Наверное, прежде всего, в том, что был Валерий Павлович всё-таки лётчиком необыкновенным. В его дерзновенной, мятущейся личности как в живой и потому удивительной линзе сошлись, словно в фокусе, многие потрясающие качества русской неприхотливой и загадочной души, которая во все времена была непостижимой для иноземцев. И прежде всего Чкалов олицетворяет собой извечное стремление русского человека к небесной, а значит, к Божественной выси. В других странах люди тоже неба не чураются. В конце концов, португалец Альберто Сантос Дюмон выяснял с американскими братьями Райт приоритет в постройке первого в мире летательного аппарата. А чем плохи французские, английские, немецкие, да любые иные лётчики? Но при всём том, согласитесь со мной, дорогой читатель, в мире нет другой такой страны, которая бы столь тесно связала свою судьбу с полётом, как Россия. Не зря же мы и первый искусственный спутник запустили, и первого человека в космос отправили. И потом, кто ещё на этой небольшой планете совершенно искренне, безо всякой задней мысли может петь: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,/ Преодолеть пространство и простор,/ Нам разум дал стальные руки-крылья,/ А вместо сердца - пламенный мотор./ Всё выше, и выше, и выше/ Стремим мы полёт наших птиц,/ И в каждом пропеллере дышит/ Спокойствие наших границ./ Бросая ввысь свой аппарат послушный/ Или творя невиданный полёт,/ Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,/ Наш первый в мире пролетарский флот!»

Валерий Чкалов и явился главным демиургом пролетарского флота. Его великое дело продолжали Сергей Королёв, Юрий Гагарин и сотни тысяч других отечественные Икаров. Но все они, образно говоря, стояли на плечах волжского гиганта. Хотя росту он был всего-то 164 сантиметра. Только для таких русичей неприменимы привычные масштабы измерений.

…Из девяти детей в семье Чкаловых выжило пятеро. Десятый малыш появился мёртвым. За ним ушла на тот свет и мать Ирина Ивановна. Валерке тогда исполнилось шесть лет. Естественно, рос сорванцом. Старый волгарь Павел Григорьевич послал учиться сына в Череповецкое техническое училище. Однако речным судовым механиком Чкалов не стал, потому что услышал однажды шум мотора в небе. Вскинул взор и понял: там его судьба. Правда, перед тем, как стать курсантом Егорьевской лётной школы, Валерий успел жениться на односельчанке Лидии Крыловой. Брак, не одобренный родителями с обеих сторон, продлился полгода. C 1921 по 1924 годы Чкалов учится в четырёх (!) лётных школах.

Когда из Дании в Серпухов, где Чкалов заканчивал четвертую школу стрельбы и бомбометания, прибыли германские истребители марки "Фоккер", Валерий так "опробовал" один самолёт, что немцам пришлось срочно вызывать с завода сварщиков. На всех узлах конструкции появились трещины. И так случалось в дальнейшем всегда. Любая «молодая», а потому хрупкая ещё лётная техника, как правило, не выдерживала тех нагрузок, которыми вдоволь её снабжал Чкалов. «Обучая летать самолёты», он бесстрашно ломал старые приемы и каноны полётов, принятые правила, представления о возможностях летательного аппарата и лётчика. Он открывал и вводил самое новое, самое передовое в авиации. При этом обладал потрясающим, феноменальным здоровьем. В смысле выносливости вообще не знал себе равных. Мне рассказывал генерал Байдуков, что его, как самого слабосильного при перелёте через Северный полюс только Чкалов и спас своей кислородной маской. «У самого кровь из носа двумя струйками, а он хоть бы хны – лыбится. Здоровый был как бык. Однажды сунул лицо в бочку с водой и приказал мне зафиксировать время. После трёх минут я уже хотел было прекратить дурацкий эксперимент. Так он меня со всей дури ногой лягнул. Нескольких секунд до пяти минут не дотянул. И был недоволен. В молодости, говорит, я легко шесть минут сидел под водой. Едва оторвавшись от взлетной полосы, Валера обычно переворачивал самолёт и продолжал взлетать вверх шасси. Подобные фокусы нам строго-настрого запрещались уставом. Но дружок мой не очень уставы те чтил, потому что сам их писал. Вот уж точно Икар. Чтобы ты знал: этот мифологический герой был первым в истории человечества нарушителем лётной дисциплины. А Валерка, стало быть, второй…».

Что правда, то истинная правда: с тех пор, как Чкалов впервые самостоятельно взлетел и до трагической своей кончины, за ним всегда тянулся роскошный шлейф «воздушного хулигана». Плисецкая однажды призналась: «А у меня всё не так, как у других балерин, всё поперёк. Почему в моём «Умирающем лебеде» руки вперёд? Да потому что у Анны Павловой они – назад». У гениев всегда так: наперекор, дерзко, вызывающе. А Чкалов был гениальным лётчиком, от Бога Лётчиком. Своей будущей жене Ольге однажды предложил: «Ты приходи в поле. Я буду для тебя одной летать исключительно вниз головой». И летал так низко, что коровы из местного совхоза от испуга перестали доиться. Председатель ходил к командованию аэродрома с жалобой. Я уже не говорю о вызывающем, просто-таки нахальном пролёте под речным мостом. Даже если это и легенда, то прошу заметить: ни к кому иному она не пристала, кроме Чкалова. Потому что с него, как говорится, сталось бы…

О том, что Чкалов дважды судился Военным трибуналом, в советское время говорить было не принято. Первая «посадка» случилась осенью 1925 года. Приговор судебного заседания гласил: «Военлёт 1-й эскадрильи, явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал и шумел» Вердикт: лишение свободы со строгой изоляцией на один год. Правда, потом было принято во внимание пролетарское происхождение пилота и его молодость (21-й год). Срок понизили до шести месяцев. Об этом случае автору рассказывал сын Чкалова Игорь Валерьевич: «Отец проводил показательный воздушный бой с командиром отряда Петром Леонтьевичем Павлушовым и вынудил его совершить посадку. Самолюбие командира было уязвлено. В отместку Павлушов придрался к действиям подчиненного, найдя их слишком рискованными, и отстранил его от полётов. Услышав от механика о том, что его не допускают к учебному групповому полёту, отец при всех врезал своего командира по морде лица. Тут же появились ''сочувствующие", налившие отцу рюмку, что лишь усугубило ситуацию».

Через год после судимости Чкалова восстановили в рядах ВВС. Именно его командировали от эскадрильи на воздушный парад в Москву. Мало того, разрешили делать любую фигуру на любой высоте. Так «безобразия в воздухе», за которые он раньше сидел на гауптвахте, были отмечены на параде благодарностью и денежной премией!

«Блестящие достижения в технике пилотирования» подвигнули Чкалова на новые воздушные дерзости, которые другим лётчикам не могли даже в голову придти. Во время учебного боя на высоте 800 метров атакующий Чкалов задел своим «Фоккером» машину Дроздова. Когда "подраненный" стал уходить со снижением, Чкалов его агрессивно принудил сесть. Сам за такое хулиганство в двадцатый или тридцатый раз сел на гауптвахту. Сколько времени в общем и целом Валерий Павлович там провёл, достоверно не знает никто.

Летом 1928 года, на гомельском аэродроме Чкалов, приземляясь на точность, зацепил хвостом край оврага. Через две недели, перелетая со звеном истребителей в Брянск, самовольно снизился на предельную высоту. И застрял в телеграфных проводах. А потом грохнулся оземь с высоты восьми метров. В письме жене сообщал: «Вчера подломал самолет. Страшно неприятно, хотя и пустяки сломал. Судили меня без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Дали год лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда. Буду писать письмо Ворошилову». Наверное, Климент Ефремович помог. В брянской тюрьме Чкалов провёл всего девятнадцать дней.

На воздушном параде 2 мая 1935 года Ворошилов познакомил Чкалова со Сталиным. «Вот тот самый воздушный хулиган, о котором я говорил» - «Мы разберемся, кто такой Чкалов. А берёте ли вы, товарищ Чкалов, с собой в полёт парашют?» - «Я признаю, конечно, парашют, но предпочитаю обходиться без него. Машину берегу,"- отрапортовал Чкалов.- "Ваша жизнь нам дороже любой машины», - ответил Сталин. . Спустя три дня Валерия Павловича и главного конструктора Поликарпова наградили орденами Ленина.

Однако, настоящая слава обрушилась на Чкалова после двух знаменитых перелётов. За первый – Москва - Петропавловск-Камчатский - остров Удд - всем трём членам экипажа: Чкалову, Байдукову и Белякову присвоили звание Героя Советского Союза. Решением ЦК партии Чкалов, без прохождения кандидатского стажа, стал коммунистом. А через год тот же экипаж отправляется в беспосадочный трансарктический воздушный перелёт через Северный полюс из Москвы в Соединённые Штаты Америки. Пролетев более 10 тысяч километров, советский самолёт приземлился на военном аэродроме города Ванкувера. Американцы хлопали по краснокрылому самолету "АНТ-25" и удивлялись: «Фанера, полотно, тонкий дюраль. Неужели на такой машине можно продержаться в воздухе более 63 часов в тяжелейших метеорологических условиях?!»

«Шёл слабый дождь,- рассказывал автору этих строк Георгий Филиппович Байдуков.- Дороги, поля - всё было мокрое. Но подходы к аэродрому мы различали хорошо. Первым нас встретил генерал Маршалл (тот самый, будущий госсекретарь, автор знаменитого плана помощи Европе после второй мировой войны – М.З.). После приветствий и поздравлений он пригласил нас к себе в дом. Нам очень хотелось сменить свою летную одежду. Генерал это понял. Стал приносить из своего гардероба гражданские костюмы. Мы вместе с генералом долго смеялись, когда я, примеряя генеральские брюки, вынужден был застегивать пуговицы чуть ниже подбородка. Чкалов вышел из ванной в генеральском халате, полы которого заткнул за пояс. Посол Трояновский оценил всю комичность нашего положения с гардеробом. Минут через пятнадцать он вернулся, сопровождаемый какими-то людьми с коробками и чемоданами. Это были представители различных фирм Портленда, которые привезли костюмы и портных, чтобы подогнать обновки по нашим фигурам. Генерал Маршалл через посла попросил Чкалова одолжить наши костюмы, которые хозяева магазинов одежды хотели бы вывесить в своих витринах для обозрения и рекламы. Так наши потрёпанные кожаные куртки и брюки оказались в фешенебельных местных магазинах, как дорогие реликвии. Всё это, поверь, очень трогательные и очень дорогие для меня воспоминания. Вообще должен тебе заметить: тот полёт - главное событие не только в жизни моей, в жизни Чкалова и Байдукова. Он и для всей нашей страны, для всей армии сослужил великую службу. Думаешь зря Сталин в самом начале войны послал именно меня для ведения переговоров по авиационным поставкам? Меня, ничего не смыслящего в дипломатии, примитивно знающего английский язык. А в том-то и расчёт вождя состоял, что скуповатые американцы хрен откажут мне, герою перелёта, который они прекрасно помнили, в моих законных просьбах. Ведь это же факт, что президент США Франклин Рузвельт сказал: «Три героя из России Чкалов, Байдуков, Беляков сделали то, что десятилетиями не могли сделать советские дипломаты, - они сблизили русский и американский народы». Вот поэтому мы более 22 тысяч летательных аппаратов и обеспечили нашей воюющей армии. Уже не говорю о разных там вспомогательных материалах, типа алюминия».

Став после перелёта в США депутатом Верховного Совета, Валерий Павлович каждую неделю встречался со Сталиным. «Они были очень близки, часто виделись,- вспоминал Игорь Чкалов.- Отец даже меня брал в Кремль, где я разговаривал со Сталиным. Тот отцу полностью доверял. Они даже были на «ты». «Мы тут на Политбюро посовещались и решили, что пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу, - нередко говорил Сталин,- Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства» - «Летать - вот моя работа» - неизменно возражал отец. Однажды отец вышел из кабинета Сталина и так сильно хлопнул дверью, что у Поскребышева, сидевшего в приемной, с колен упала папка. На следующий день Сталин позвонил отцу: "Ну что ты обижаешься, приезжай".

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 ноября
пятница
2017

В этот день:

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

24 ноября 1729 года родился Александр Васильевич Суворов (ум.в 1800), генералиссимус, русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789), граф Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск.

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

24 ноября 1729 года родился Александр Васильевич Суворов (ум.в 1800), генералиссимус, русский полководец, один из основоположников русского военного искусства. Князь Италийский (1799), граф Российской империи Суворов-Рымникский (1789), граф Римской империи (1789), генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск.

Он также гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов. Национальный герой России, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений).

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков).

Рождение школы военных летчиков

24 ноября 1910 года в России было открыто первое военное учебное заведение летчиков - Севастопольская офицерская школа авиации (в советское время - Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков).

Она была создана по Высочайшему соизволению Николая II Великим князем Александром Михайловичем. Первый выпуск состоялся 26 октября 1911 года. 24-х первых лётчиков лично принял и напутствовал Николай II. До октября 1917 года школа подготовила 609 летчиков.

После революции из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды вы­соты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ- 25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова A.B. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки бо­лее 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов, трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин, 12 человек - дважды Герои и 284 - Герои Советского Союза.

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов­ской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом располо­жения в городе Сталинграде. В 1998 году расформировано.

 

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Тренер Виктор Тихонов

24 ноября 2014 года на 85 году жизни скончался великий советский тренер, под руководством которого сборной СССР по хоккею не было равных

Восемь раз он выводил команду в чемпионы мира, трижды — в лидеры Олимпийских игр и даже завоёвывал Кубок Канады. Виктор Васильевич Тихонов родился 4 июня 1930 года в Москве. С 12 лет работал слесарем, позже закончил школу торгового ученичества. После окончания Великой Отечественной войны начал заниматься в юношеской команде спортивного клуба Центрального дома Красной армии (ЦДКА, ныне - ЦСКА). В 1948 году в составе сборной команды юниоров Москвы по футболу выиграл Кубок СССР. Одновременно играл в хоккей с мячом, затем - в хоккей с шайбой.

В 1949 году Тихонов был призван в армию и служил в футбольно-хоккейной команде Военно-воздушных сил Московского военного округа. С 1953 года играл в "Динамо" (Москва). Всего в чемпионатах СССР провел 296 матчей, забросил 35 шайб.
В 1965 году перешел на тренерскую работу, сначала ассистентом тренера в московском "Динамо", а затем возглавил тренерскую бригаду в рижском «Динамо» и сумел вывести эту команду на 4 место в чемпионате СССР.
В 1977 году Виктор Васильевич стал трудиться тренером ЦСКА. За полтора десятилетия эта команда под его руководством несколько сезонов подряд становилась чемпионом страны, 14 раз выиграла Кубок европейских чемпионов, дважды - Кубок СССР.
Одновременно Тихонов возглавлял сборную СССР, которая стала регулярно выигрывать чемпионаты мира (1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990). При Тихонове сборная трижды побеждала на Олимпийских играх (команда СССР - 1984, 1988, СНГ - 1992). Под его руководством в 1981 году сборная выиграла Кубок Канады.

В последние годы Виктор Васильевич Тихонов был членом наблюдательного совета хоккейного клуба ЦСКА. В 1998 году его имя было занесено в Зал славы Международной федерации хоккея, а позже - в музей Олимпийской славы в Лозанне.

Тихонов - заслуженный тренер СССР, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Латвийской ССР, заслуженный работник физкультуры России, награжден орденами Трудового Красного Знамени (1978), Дружбы народов (1981), Ленина (1983), Октябрьской Революции (1988), "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000), Дружбы (2010) и др.

Помянем этого незаурядного борца за высочайший престиж советского спорта и советской страны.

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин

Праздник хорошего человека

24 ноября 1954 года родился мой друг Александр Вагин

Он не знаменит, просто он из тех, кто не сгибается в невзгоды и не страдает ожирением души в тучные дни. Словом, на таких наша Русская Земля держится.
Родом Александр с Урала. Работал плавильщиком на Медном заводе в Норильске. А когда началась перестройка, вынужден был с семьей в поисках лучшей доли для детей переехать на Кубань. Ровно 25 лет назад семья поселилась в моей родной станице Петровской, куда я наведываюсь по несколько раз в год. Там мы и познакомились.

Заработанные на Севере деньги Вагины вложили в покупку дома. А за душой больше не осталось ни копейки. Сашина жена Таня устроилась в станичную поликлинику фельдшером, он сам — в дышавший на ладан колхоз. Заработки тогда были мизерные. А нужно было детей-школьников, Станислава и Наташу, растить.
Продали Вагины все, что оставалось от советской жизни из ценностей, и купили корову. Приценились подешевле на дальнем хуторе. Еле пригнали исхудавшую, немолодую буренку. Выхаживали её, как ребенка. Добрые соседи помогли с твердыми кормами, а траву и сено Саша добывал сам. Днем — на работе, а по ночам на велосипеде возил охапками с дальних лугов.
Коровенку пристроили в стадо. По условию, нужно было ходить «в череду», то есть по очереди с другими хозяевами пасти коров. На эти дни умудрялись как-то договариваться с начальниками, чтобы отпускали с работы.
Содержать корову еще более хлопотное дело, чем ребенка растить. В 4 утра подъем, чистка коровника, подкормка животины. К 5 нужно вывести её « в череду». Вечером встретить. Бывало нередко, что коровы отбивались от стада, и хозяевам, в том числе и Вагиным, приходилось бегать их искать. Потом помыть вымя теплой водой, подоить. Отцедить молоко, перегнать часть через сепаратор... Это только писать об этом просто. Но каждый день — недосып, монотонное изнурительное ухаживание за скотиной. Мне, не занятому в этом деле гостю (во время отпусков я частенько жил у своих новых по той поре друзей), и то до сих пор с ужасом вспоминается ночной топот копыт по двору, предутреннее громкое мычание, снова топот. Меня, видите ли, это будило. А каково было Саше с Таней после всего этого бежать на основную свою работу, после которой до возвращения коровы из «череды» еще и успевать немало повозиться в огороде!
Зато появилось молоко, и дети порозовели щечками. Часть его продавали. Деньги в совокупности с нищенской зарплатой шли только на одежду и школьные принадлежности детей. А пропитание строилось на натуральном хозяйстве. Хлеб научились печь сами (зерно давали в колхозе вместо зарплаты, там же помогали с помолом). Все необходимые овощи поставлял огород, требуя к себе такого внимания, которое иначе, чем адский труд, не назовешь. Потом завели кур, уток, поросенка. И все это закабаляло сильней и сильней.
Так вот и жили из года в год, из года в год...
Закончив школу, дети поступили в вузы. Конечно, это увеличило расходы на них. Но Саша из совсем распавшегося колхоза перешел работать охранником в Сад-гигант (мощное в советское время предприятие по выращиванию фруктов, которое в ходе перестройки развалили, а во время эпохальных реформ продали какому-то итальянскому миллиардеру). Там был пусть небольшой, но твердый заработок в «живых» рублях. Всё отдавали детям. Да плюс возили им в город «дары» своего домашнего хозяйства. Пусть тяжело было, но радостно: дети учатся, у них будет лучшее будущее.
И вдруг — страшнейший удар нанесла судьба моим друзьям: какой-то подонок убил дочечку Наташу. Она на выходные хотела побывать дома, попросилась на попутную машину. А потом её нашли изуродованной в рисовом чеке вдали от дороги.

Следствие, которое долго велось, спустя рукава, в конце концов выяснило: девушку убил тунеядствующий отпрыск богатого армянского рода. Его быстро «сделали» психически больным и освободили от уголовной ответственности.
Не знаю, как пережили эту не вмещающуюся в сознание беду мои несчастные друзья. Да и невозможно такое пережить до конца — горько плачут до сих пор. Но не согнулись и рук не опустили. Начали жить для Стасика. Выучили его. Помогли купить квартиру в городе. Сейчас он работает инженером в геологической партии. И подарил вместе со своей женой родителям двух прекрасных внучек.
Больше 20 лет я знаю Сашу. И ни разу не слышал от него жалобных слов или стонов. А добрых слов и добрых дел — сосчитать не в состоянии. Даже тогда, когда у Вагиных, кроме картохи да капусты, есть было нечего, он и Таня умудрялись сунуть в багажник моей московской машины этот простой, но такой дорогой для меня гостинец.
О таких людях Иисус Христос говорил: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?»

Люблю бывать у Вагиных. Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!
Крепкого и долгого тебе здоровья, дорогой друг, остальное ты сам добудешь, да еще и с людьми поделишься.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии