RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Осенённый духом героизма
15 декабря 2013 г.

Осенённый духом героизма

К 110-летию Русско-японской войны: подвиг генерала Романа Исидоровича Кондратенко
Американский синдром недержания
7 мая 2016 г.

Американский синдром недержания

7 мая 1945 года, когда советские войска еще вели кровопролитную Берлинскую операцию, а до завершения боев в Чехословакии оставалась почти неделя, в французском городе Реймсе "союзники" втайне от СССР попытались принять капитуляцию Германии.
Морские силы Дальнего Востока
21 мая 2016 г.

Морские силы Дальнего Востока

21 мая 1731 года - дата создания Русского флота на Тихом океане
«Императрица Мария»: жертва германской разведки?
20 октября 2016 г.

«Императрица Мария»: жертва германской разведки?

20 октября 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул крупнейший корабль Российского Императорского флота.
Одежда космонавта
9 марта 2016 г.

Одежда космонавта

55 лет назад 9 марта 1961 года состоялся испытательный полёт корабля «Восток» с человекоподобным манекеном, на котором был надет первый в истории человечества космический скафандр
Главная » Подвиги в наследство » Образец стойкости

Образец стойкости

20 декабря 1941 года советскими войсками и самими жителями города был освобожден Волоколамск

Воинский подвиг этого города в годы Великой Отечественной войны прославился на весь мир.
Образец стойкости

В ходе Московской битвы 1941-42 годов волоколамское направление было одним из важнейших. Придавая большое значение захвату шоссе Волоколамск – Москва, немецкое командование направило сюда 13 дивизий, из них 7 танковых. В середине октября 1941 года начались бои в полосе Волоколамского укрепленного района, который был составной частью Можайской линии обороны. Он имел протяженность 102 километра и простирался от реки Рузы на юге до Московского моря (Волжского водохранилища) на севере.

По приказу командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова оборона Волоколамского укрепрайона была возложена на 16-ю армию под командованием генерал – лейтенанта К.К.Рокоссовского. Всего перед началом боев за Волоколамск в распоряжении Рокоссовского были: 21 пехотный батальон, 6 кавалерийских полков, 73 противотанковых орудия (ПТО) и 125 орудий полевой артиллерии против 13 дивизий вермахта!

Начав наступление на Волоколамском направлении 16 октября 1941 года, фашистское командование решило нанести основной удар в полосе обороны 316-й стрелковой дивизии, на стыке 16-й и 5-й армии, рассчитывая на его уязвимость. В этот день, как позже показали на допросе пленные фашистские солдаты, «они собирались завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве».

27 октября советские войска оставили город, но не дали противнику прорваться к столице.

В неравных боях только непревзойдённое мужество и самоотверженность наших воинов позволили выполнить эту почти невыполнимую задачу.

16 ноября в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска у железнодорожного разъезда Дубосеково совершили подвиг 28 панфиловцев из 316-й стрелковой дивизии (с 18.11.1941 года 8-й гвардейской), героически сражавшейся под командованием генерал-майора И. В. Панфилова. Во главе с политруком В. Г. Клочковым в 4-часовом бою 28 панфиловцев подбили 18 танков противника, почти все они погибли, но не пропустили врага.

В районе Волоколамска совершил подвиг командир взвода 41 стрелковой бригады С.У.Куликов, закрыв собой амбразуру дзота. Получив тяжелые ранения, герой остался жив и продолжал потом сражаться с врагом.

В битве за Волоколамск выдающийся советский танкист Д. Ф .Лавриненко на своём Т-34 уничтожил 52 немецких танка, больше всех за всё время второй мировой войны. Он трижды горел, сменил несколько танков. Погиб 17 декабря 1941 года во время наступления на Волоколамск. Лавриненко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции 19 декабря началось освобождение Волоколамска. С севера и северо-востока наносила удар оперативная группа генерала Ф. Г. Ремизова, а с юго-востока и юга - оперативная группа генерала М. Е. Катукова. К исходу дня 19 декабря передовые части группы Катукова (мотострелковый батальон с группой танков 1-й гвардейской танковой бригады) ворвались на улицы Волоколамска, где вели бои с противником до утра 20 декабря. 17-я танковая бригада во взаимодействии со стрелковой бригадой овладела станцией Волоколамск в 11 час 20 декабря. Главные силы обеих оперативных групп и 311-й стрелковой дивизии вступили в город одновременно. Но всё же первой ворвалась в Волоколамск 4-я рота мотострелкового батальона 1-й гвардейской танковой бригады . Командовал ею лейтенант Терентий Рябов.

Мотострелки пробились на центральную площадь города. И здесь перед ними открылось страшное зрелище. В глубине площади между телеграфными столбами была прибита перекладина, и на ней висели шесть мужчин и две женщины. Как потом выяснилось, это были комсомольцы К. Ф. Пахомов, Н. А. Галочкин, П. В. Кирьяков, В. В. Ординарцев, Н. С. Каган, И. А. Маненков, А. В. Грибкова и Е. Я. Полтавская, которые вели в городе диверсионную борьбу с фашистами, но были схвачены и казнены.

Мирное население Волоколамска оказывало небывалое сопротивление врагу. В районе действовали два партизанских отряда (командиры Б. В. Тагунов и Г. Е. Бурдин, комиссары В. П. Мыларщиков и И. Д. Косяков), общей численностью более 150 человек. В музее Московской битвы сохранился интересный документ – докладная записка председателя Волоколамского райсовета Г.Е. Бурдина (он же – общий командир двух партизанских отрядов) в райком ВКП (б). Вот выдержка из неё: «Немецкое командование, учитывая осенние заморозки, стало использовать для передвижения своих танков, автомашин и обозов ранее непроходимые лесные, проселочные дороги, которые были менее уязвимы для авиации. Эти дороги остались не заминированными отходящими частями Советской Армии. И вот по таким дорогам, как Грибанове—Свистуново, Чащь — Мащерево, Пробоево — Дятлово, Харламиха — Чащь, Ярополец—Утишево—Стеблево и многим другим целыми сутками катились к Москве бронированные полчища фашистских захватчиков.

Партизанские отряды поставили своей целью отучить немцев ездить по этим дорогам. И надо сказать, что отрядам удалось это выполнить очень быстро путем шахматного минирования проселочных и лесных дорог, производства завалов и обстрела немецких машин. Почти от всех названных выше дорог немцы отказались.

В общей сложности за период боевых действий отрядами проделано следующее. Взорвано и уничтожено автомашин всех видов — 58. Из них: легковых штабных 4, грузовых с пехотой 6, автобусов с пехотой 4, машин с автоматчиками 1, машин с военными грузами 16, машин со снарядами 1, оставлено грузовых машин между минными полями 22, бронемашин 1, автоцистерн 3. Уничтожено складов с боеприпасами 1, взорвано мостов 1. Нарушена связь в 16 местах, причем между деревнями Зеленцино — Глухино, где располагались штабы немецкой армии, был вырезан в пяти местах 4-жильный телефонный кабель.

За время боевых операций отрядами минированы дорогиг Коверино — Теряево, Теряево — Суворове, Чащь — Мащерово, Глухино — Зеленцино и др. В общей сложности за время боевых действий отрядами создано на дорогах 27 минных полей. При этом необходимо отметить, что «пробки» вражеской техники, которые создавались на дорогах взрывами машин на минах и взрывами мостов, три раза очень удачно бомбились и обстреливались нашей штурмовой авиацией. Немцы оставили на этих участках дорог сотни автомашин. За период боевых действий партизанских отрядов истреблено 347 немецких солдат и офицеров».

В боях за Волоколамск широкое распространение получило участие в борьбе с врагами юных патриотов. Здесь даже вошло в лексикон словосочетание «Волоколамские мальчиши». Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. Вместе с Анатолием в партизанский отряд пришел его школьный друг Володя Колядов. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина. Погиб в бою и Володя Колядов. Он посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 сентебря
вторник
2017

В этот день:

Взлет и падение воздушной академии

26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Взлет и падение воздушной академии

Взлет и падение воздушной академии 26 сентября 1920 года Реввоенсовет Республики издал приказ № 1946, в котором постановил реорганизовать Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского.

Положение об институте было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. 9 сентября 1922 года был издан приказ Реввоенсовета о введении нового штата института с присвоением ему наименования Академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. С небольшими изменениями названия академия осуществляла подготовку и переподготовку командиров и инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил СССР и Российской Федерации до августа 2011 года, когда по ней прокатился каток сердюковских реформ. Все российские и советские лётчики-космонавты — выпускники этого вуза, которого теперь нет.
В первые годы существования в академии было два факультета: инженерный и службы Воздушного Флота (командный). В 30-е годы в дополнение к двум существовавшим факультетам прибавились ещё четыре: авиационного вооружения (1934), оперативный (1935; проработал 2 года и вновь открылся в 1939 году), заочного обучения (1937), штурманский (1938). Её выпускники командовали авиачастями и соединениями, руководили инженерно-авиационной службой, возглавляли конструкторские бюро, авиазаводы, научно-исследовательские учреждения.

В 1998 году при очередной реорганизации военного образования академия была переименована в Военный авиационный технический университет (ВАТУ). В 2008 году путем слияния ВАТУ и Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина было образовано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Петровский дворец, в течение 75 лет бывший главным корпусом, сердцем и одним из символов академии, был передан в ведение мэрии Москвы, а то, что осталось от академии, изгнали в Монино. Московские власти решили превратить альма-матер космонавтов и летчиков в элитную гостиницу для толстосумов. В 2009 году набор слушателей не осуществлялся. В 2011 году академия перебазирована в Воронеж. При этом более 50 процентов профессорско-преподавательского состава было разогнано. Что тут скажешь? Об армию, которая не способна защитить свой народ, любой толстозадый урод может вытереть ноги.

Смерть «отца» танка Т-34

26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Смерть «отца» танка Т-34

Смерть «отца» танка Т-34 26 сентября 1940 года скончался Михаил Ильич КОШКИН, выдающийся советский конструктор бронетанковой техники, создатель лучшего танка Второй мировой войны — легендарной «тридцатьчетвёрки». Умер, застудив легкие во время испытания Т-34.

Сегодня, наверное, многие знают, что конструктором лучшего танка XX века T-34 был советский инженер Михаил Ильич Кошкин. Создать такую машину — уже великий подвиг. Но Кошкин совершил еще и подвиг самопожертвования при внедрении этого танка в производство, о чем мало кто знает.

Михаи́л Ильи́ч Ко́шкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне Переславский район Ярославской области). Семья жила бедно, отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену, вынужденную пойти батрачить, и троих малолетних детей. Михаил окончил церковно-приходскую школу. С 1909 по 1917 год работал на кондитерской фабрике в Москве.

С февраля 1917 года служил в армии рядовым. Весной в составе 58-го пехотного полка был отправлен на Западный фронт, в августе получил ранение. Лечился в Москве, в конце 1917 года был демобилизован. 15 апреля 1918 года поступил добровольцем в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвовал в боях под Царицыном. В 1919 году переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который участвовал в освобождении от английских интервентов Архангельска. По дороге на Польский фронт Михаил заболел тифом и был снят с эшелона. После выздоровления направлен в 3-ю железнодорожную бригаду, участвовал в боях против Врангеля на Южном фронте.

После окончания Гражданской войны с 1921 по 1924 год Кошкин учился в Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова. После его окончания получил назначение в Вятку, где с 1924 по 1925 год работал заведующим кондитерской фабрики, с 1925 по 1926 год — заведующим агитационно-пропагандистского отдела райкома ВКП(б), с 1926 по 1928 год — заведующим губсовпартшколой, в 1928 году — заместителем заведующего, с июля 1928 по август 1929 года — заведующий агитационно-пропагандистского отдела губкома ВКП(б).

В 1929 году по личному распоряжению С. М. Кирова как инициативный работник, в числе «парттысячников», зачислен в Ленинградский политехнический институт (кафедра «Автомобили и тракторы»). Производственную практику проходил на Горьковском автозаводе, а преддипломную — в опытно-конструкторском отделе одного из Ленинградских заводов.

После окончания вуза 2,5 года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора быстро дошёл до заместителя начальника КБ. За участие в создании среднего танка с противоснарядным бронированием Т-46-5 (Т-111) получил орден Красной Звезды. Участвовал также в создании танка Т-29.

С декабря 1936 года Кошкин возглавляет Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2», завода № 183, Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ). В это время в КБ сложилась критическая кадровая ситуация: предыдущий начальник КБ А. О. Фирсов арестован «за вредительство», конструкторов допрашивают, КБ разделено на два направления: с лета 1937 года одна часть сотрудников занимается опытно-конструкторскими работами (14 тем), другая обеспечивает текущее серийное производство.

Первый проект, созданный под руководством Кошкина, танк БТ-9, был отклонён осенью 1937 года по причине грубых конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. 13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 (ХПЗ) тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20.

По причине слабости КБ завода № 183, на предприятии для работ по новому танку было создано отдельное конструкторское бюро, независимое от КБ Кошкина. В состав КБ вошёл ряд инженеров КБ завода № 183 (в том числе А. А. Морозов), а также около сорока выпускников Военной академии механизации и моторизации (ВАММ). Руководство КБ было поручено адъюнкту ВАММ Адольфу Дику. Разработка идёт в сложных условиях: на заводе продолжаются аресты.

Кошкин в этом хаосе продолжает развивать своё направление — чертежи, над которыми работает костяк фирсовского конструкторского бюро (КБ-24), должны лечь в основу будущего танка.

Конструкторским бюро под руководством А. Дика был разработан технический проект танка БТ-20, но с опозданием на полтора месяца. Данная задержка повлекла за собой анонимный донос на руководителя КБ, в результате которого Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей. Вклад А. Дика, недолго занимавшегося в КБ вопросами подвижности танка, в создание будущего танка Т-34 заключался в важной для ходовой части идее установки на борт ещё одного опорного катка и наклонного расположения пружин подвески.

После ареста Дика конструкторское бюро было реорганизовано, его руководителем стал Кошкин. В марте 1938 года проект танка был утверждён. Однако к этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка. 28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного Комиссариата обороны (НКО) добивается разрешения изготовить и испытать два новых танка — колёсно-гусеничный (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. В середине — конце лета 1939 года в Харькове новые образцы танков прошли испытание. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла. Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года, подтвердившие их высокие технические и боевые качества. В начале марта 1940 года Кошкин отправляется с ними из Харькова в Москву «своим ходом». В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Похоронен в Харькове на городском кладбище, которое в 1941 году уничтожено лётчиками люфтваффе целенаправленной бомбардировкой с целью ликвидации могилы конструктора (Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом уже после его смерти).

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции. В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез.

День милиции, которой нет

26 сентября 1962 года Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен День советской милиции, который отмечался ежегодно 10 ноября в связи с тем, что в этот день в 1917 году было принято постановление НКВД РСФСР о создании рабочей милиции. В 1991 году вместе с распадом страны Советов День советской милиции исчез.

 Ему на смену пришел День российской милиции, который праздновался вплоть до 2011 года. С 1 марта же 2011 года в силу вступил закон «О полиции» и само название праздника «День милиции» стало неуместным. Днем полиции праздник постыдились, видимо, назвать. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2011 года № 1348 День милиции официально назван Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. И установлено его празднование также 10 ноября.

Предотвративший ядерную войну

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.

Предотвративший ядерную войну

Предотвративший ядерную войну 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, когда из-за сбоя в системе предупреждения о ракетном нападении поступило ложное сообщение об атаке со стороны США.

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров был оперативным дежурным командного пункта, откуда осуществлялось управление дежурными средствами Ракетных войск стратегического назначения. Вдруг компьютер сообщил о запуске ракет с американской базы. Проанализировав обстановку («запуски» были произведены лишь из одной точки и состояли всего из трех МБР, что совершенно недостаточно для первого удара), подполковник Петров понял, что это ложное срабатывание системы. И не стал действовать по инструкции, что привело бы к неминуемой ядерной войне.

Последующее расследование установило, что причиной послужила засветка датчиков спутника солнечным светом, отражённым от высотных облаков. Позднее в космическую систему были внесены изменения, позволяющие исключить такие ситуации.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии