RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Тайна Якова Джугашвили
14 апреля 2016 г.

Тайна Якова Джугашвили

На основании фашистских документов считается, что старший сын И.В. Сталина покончил жизнь самоубийством в немецком концентрационном лагере Заксенхаузен 14 апреля 1943 года
Память о Ледовом побоище
18 апреля 2013 г.

Память о Ледовом побоище

18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России в память победы русских воинов князя Александра НЕВСКОГО над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Не поверили Сталину - потеряли страну
9 июля 2018 г.

Не поверили Сталину - потеряли страну

9 июля 1928 года И.В. Сталин в речи на пленуме ЦК ВКП(б) впервые выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.
120 лет Маршалу Тимошенко
18 февраля 2015 г.

120 лет Маршалу Тимошенко

18 февраля 1895 года родился выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Семен Константинович Тимошенко
«Потаённое судно» Ефима Никонова
11 февраля 2016 г.

«Потаённое судно» Ефима Никонова

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Прокопьевич Никонов начал строить «потаённое судно», ставшее предтечей отечественных подводных лодок
Главная » Подвиги в наследство » Образец стойкости

Образец стойкости

20 декабря 1941 года советскими войсками и самими жителями города был освобожден Волоколамск

Воинский подвиг этого города в годы Великой Отечественной войны прославился на весь мир.
Образец стойкости

В ходе Московской битвы 1941-42 годов волоколамское направление было одним из важнейших. Придавая большое значение захвату шоссе Волоколамск – Москва, немецкое командование направило сюда 13 дивизий, из них 7 танковых. В середине октября 1941 года начались бои в полосе Волоколамского укрепленного района, который был составной частью Можайской линии обороны. Он имел протяженность 102 километра и простирался от реки Рузы на юге до Московского моря (Волжского водохранилища) на севере.

По приказу командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова оборона Волоколамского укрепрайона была возложена на 16-ю армию под командованием генерал – лейтенанта К.К.Рокоссовского. Всего перед началом боев за Волоколамск в распоряжении Рокоссовского были: 21 пехотный батальон, 6 кавалерийских полков, 73 противотанковых орудия (ПТО) и 125 орудий полевой артиллерии против 13 дивизий вермахта!

Начав наступление на Волоколамском направлении 16 октября 1941 года, фашистское командование решило нанести основной удар в полосе обороны 316-й стрелковой дивизии, на стыке 16-й и 5-й армии, рассчитывая на его уязвимость. В этот день, как позже показали на допросе пленные фашистские солдаты, «они собирались завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве».

27 октября советские войска оставили город, но не дали противнику прорваться к столице.

В неравных боях только непревзойдённое мужество и самоотверженность наших воинов позволили выполнить эту почти невыполнимую задачу.

16 ноября в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска у железнодорожного разъезда Дубосеково совершили подвиг 28 панфиловцев из 316-й стрелковой дивизии (с 18.11.1941 года 8-й гвардейской), героически сражавшейся под командованием генерал-майора И. В. Панфилова. Во главе с политруком В. Г. Клочковым в 4-часовом бою 28 панфиловцев подбили 18 танков противника, почти все они погибли, но не пропустили врага.

В районе Волоколамска совершил подвиг командир взвода 41 стрелковой бригады С.У.Куликов, закрыв собой амбразуру дзота. Получив тяжелые ранения, герой остался жив и продолжал потом сражаться с врагом.

В битве за Волоколамск выдающийся советский танкист Д. Ф .Лавриненко на своём Т-34 уничтожил 52 немецких танка, больше всех за всё время второй мировой войны. Он трижды горел, сменил несколько танков. Погиб 17 декабря 1941 года во время наступления на Волоколамск. Лавриненко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции 19 декабря началось освобождение Волоколамска. С севера и северо-востока наносила удар оперативная группа генерала Ф. Г. Ремизова, а с юго-востока и юга - оперативная группа генерала М. Е. Катукова. К исходу дня 19 декабря передовые части группы Катукова (мотострелковый батальон с группой танков 1-й гвардейской танковой бригады) ворвались на улицы Волоколамска, где вели бои с противником до утра 20 декабря. 17-я танковая бригада во взаимодействии со стрелковой бригадой овладела станцией Волоколамск в 11 час 20 декабря. Главные силы обеих оперативных групп и 311-й стрелковой дивизии вступили в город одновременно. Но всё же первой ворвалась в Волоколамск 4-я рота мотострелкового батальона 1-й гвардейской танковой бригады . Командовал ею лейтенант Терентий Рябов.

Мотострелки пробились на центральную площадь города. И здесь перед ними открылось страшное зрелище. В глубине площади между телеграфными столбами была прибита перекладина, и на ней висели шесть мужчин и две женщины. Как потом выяснилось, это были комсомольцы К. Ф. Пахомов, Н. А. Галочкин, П. В. Кирьяков, В. В. Ординарцев, Н. С. Каган, И. А. Маненков, А. В. Грибкова и Е. Я. Полтавская, которые вели в городе диверсионную борьбу с фашистами, но были схвачены и казнены.

Мирное население Волоколамска оказывало небывалое сопротивление врагу. В районе действовали два партизанских отряда (командиры Б. В. Тагунов и Г. Е. Бурдин, комиссары В. П. Мыларщиков и И. Д. Косяков), общей численностью более 150 человек. В музее Московской битвы сохранился интересный документ – докладная записка председателя Волоколамского райсовета Г.Е. Бурдина (он же – общий командир двух партизанских отрядов) в райком ВКП (б). Вот выдержка из неё: «Немецкое командование, учитывая осенние заморозки, стало использовать для передвижения своих танков, автомашин и обозов ранее непроходимые лесные, проселочные дороги, которые были менее уязвимы для авиации. Эти дороги остались не заминированными отходящими частями Советской Армии. И вот по таким дорогам, как Грибанове—Свистуново, Чащь — Мащерево, Пробоево — Дятлово, Харламиха — Чащь, Ярополец—Утишево—Стеблево и многим другим целыми сутками катились к Москве бронированные полчища фашистских захватчиков.

Партизанские отряды поставили своей целью отучить немцев ездить по этим дорогам. И надо сказать, что отрядам удалось это выполнить очень быстро путем шахматного минирования проселочных и лесных дорог, производства завалов и обстрела немецких машин. Почти от всех названных выше дорог немцы отказались.

В общей сложности за период боевых действий отрядами проделано следующее. Взорвано и уничтожено автомашин всех видов — 58. Из них: легковых штабных 4, грузовых с пехотой 6, автобусов с пехотой 4, машин с автоматчиками 1, машин с военными грузами 16, машин со снарядами 1, оставлено грузовых машин между минными полями 22, бронемашин 1, автоцистерн 3. Уничтожено складов с боеприпасами 1, взорвано мостов 1. Нарушена связь в 16 местах, причем между деревнями Зеленцино — Глухино, где располагались штабы немецкой армии, был вырезан в пяти местах 4-жильный телефонный кабель.

За время боевых операций отрядами минированы дорогиг Коверино — Теряево, Теряево — Суворове, Чащь — Мащерово, Глухино — Зеленцино и др. В общей сложности за время боевых действий отрядами создано на дорогах 27 минных полей. При этом необходимо отметить, что «пробки» вражеской техники, которые создавались на дорогах взрывами машин на минах и взрывами мостов, три раза очень удачно бомбились и обстреливались нашей штурмовой авиацией. Немцы оставили на этих участках дорог сотни автомашин. За период боевых действий партизанских отрядов истреблено 347 немецких солдат и офицеров».

В боях за Волоколамск широкое распространение получило участие в борьбе с врагами юных патриотов. Здесь даже вошло в лексикон словосочетание «Волоколамские мальчиши». Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. Вместе с Анатолием в партизанский отряд пришел его школьный друг Володя Колядов. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина. Погиб в бою и Володя Колядов. Он посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 октября
понедельник
2018

В этот день:

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Маршал-танкист Яков Федоренко

22 октября 1896 года родился Яков Николаевич Федоренко (ум. 1947), военачальник, маршал бронетанковых войск.

Он родился в семье портового грузчика. Окончил церковно-приходскую школу. С 9 лет работал пастухом, кучером, батраком, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром на солеваренных заводах в Славянске, рулевым на барже. В мае 1915 года призван в Русский императорский флот, окончил школу рулевых Черноморского флота. Служил на минном тральщике. После Февральской революции избран председателем судового комитета. Член РКП(б) с февраля 1917 года. Во время Октябрьской революции командовал отрядом моряков, участвовал в установлении Советской власти в Одессе. Сразу после революции вступил в отряд Красной Гвардии. В Красной Армии с февраля 1918 года. В Гражданскую войну — комиссар штаба 2-й Революционной армии (Екатеринослав), командир и комиссар бронепоезда № 4, в 1920 году — командир-военком группы бронепоездов 13-й армии. Отличался храбростью, дважды ранен, один раз контужен в боях.

С 1934 года — в танковых войсках, командир 3-го отдельного танкового полка в Московском военном округе; с 2 мая 1935 года — командир 15-й механизированной бригады Украинского военного округа. С августа 1937 года — начальник автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 Особого) военного округа. С июня 1940 года начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления. Генерал-лейтенант танковых войск (4.06.1940).

С июля 1941 года — заместитель наркома обороны СССР — начальник Автобронетанкового управления РККА, с декабря 1942 года — одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Генерал-полковник танковых войск (1.01.1943). Был представителем Ставки Верховного Главнокомандования в битве под Москвой, в Сталинградской и Курской битвах, участник оборонительных операций Северо-Западного фронта в 1942 году и наступательной операции на Брянском фронте в июне-августе 1943 года, наступательных сражений на Воронежском фронте в 1943 году. Внёс в годы войны большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск, способов их применения в ходе военных действий, в повышение выпуска танков и в их техническое совершенствование исходя из опыта боевых действий. Первый, наряду с П. А. Ротмистровым, советский военачальник, которому присвоено воинское звание маршал бронетанковых войск (указ от 21 февраля 1944 года). После войны, с апреля 1946 года — командующий бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск

 

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Рождение КБ Туполева

22 октября 1922 года ВСНХ организовал при ЦАГИ комиссию по постройке металлических самолётов — официальная дата основания старейшего в России и в мире авиационного конструкторского бюро А. Н. Туполева (ныне ОАО «Туполев»).

Позже, накануне празднования 25-летия КБ, сам Туполев предложил считать датой образования конструкторского бюро 22 октября 1922 года. За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней.

 Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Выпущено свыше 18 тысяч самолетов.

Ныне ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. В настоящее время основными направлениями деятельности компании являются продвижение на рынок модернизированного самолета Ту-204СМ, а также поставка заказчикам специальных модификаций самолета Ту-214. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009 года ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

 

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

Уничтожение немецко-финского десанта

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.

 Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом. Он был расположен на пути движения советских конвоев (в 37 км к северу от Новой Ладоги), контролировал значительный район южной части Ладожского озера и прикрывал подходы к Волховской губе и Новой Ладоге, где располагалась главная база Ладожской флотилии. В сентябре 1942 г. здесь была установлена трёхорудийная 100-миллиметровая батарея № 473 противокатерной обороны и три пулемета. В ночь на 22 октября 1942 года гарнизон острова при поддержке авиации и кораблей Ладожской военной флотилии отразил нападение десантного отряда противника на 30 судах, пытавшегося захватить остров и маяк. Командир обороны острова И.К.Гусев 22 октября написал в записной книжке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побило много фашистов»

После войны на острове была расположена метеостанция. С 1991 года остров является необитаемым, последние смотрители маяка покинули его несколько лет назад, однако сам маяк, «зажженный» еще в СССР, функционирует исправно.

 

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Создание «Золотой рыбки»

22 октября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О начале работ по созданию ПЛА проекта 645». Это дало старт постройке уникальной атомной подводной лодки проекта 645 ЖМТ с жидким металлом в качестве теплоносителя. Здесь единственный раз в истории атомного судостроения был применен реактор на промежуточных нейтронах с эвтектическим сплавом свинец-висмут в качестве теплоносителя.

Особенностью обслуживания такого реактора стала необходимость поддержания металлического сплава в расплавленном состоянии, когда температура его плавления составляла 125 °C. Лодка имела два прозвища: «Золотая рыбка» и «Нагасаки». Вступила в строй 1 апреля 1962 года. C 21 апреля по 12 июня 1964 года совершила рекордное автономное плавание в воды Центральной Атлантики. Под командованием И. И. Гуляева она побила рекорды по дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

1 февраля 1979 года была исключена из состава ВМФ СССР и 1 октября 1980 года расформирована. В сентябре 1982 года затоплена в Карском море у северовосточного побережья архипелага Новая Земля на входе в залив Степового.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии