RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Мальчишка, поймавший генерала
24 января 2017 г.

Мальчишка, поймавший генерала

24 января 1943 года в бою с европейскими фашистами погиб юный партизан Лёня Голиков
Операция «Святотатство»
15 марта 2016 г.

Операция «Святотатство»

15 марта 1922 года на Соборной площади города Шуя из пулемётов и винтовок были расстреляны прихожане Воскресенского храма, которые собрались на стихийный митинг против изъятия церковных ценностей для продажи заграницу
Феномен опричнины
2 февраля 2017 г.

Феномен опричнины

Это сугубо русская форма управления страной и эффективного пресекания коррупции
Зеки — фронту
22 октября 2016 г.

Зеки — фронту

В октябре 1941 года началось досрочное освобождение и отправка на фронт узников Гулага, в котором на момент начала войны находилось около 2,3 миллиона человек.
Великая цена Великой Победы
9 мая 2016 г.

Великая цена Великой Победы

9 мая 1945 года СССР победоносно завершил войну против Германии и ее европейских сподручных
Главная » Подвиги в наследство » Образец стойкости

Образец стойкости

20 декабря 1941 года советскими войсками и самими жителями города был освобожден Волоколамск

Воинский подвиг этого города в годы Великой Отечественной войны прославился на весь мир.
Образец стойкости

В ходе Московской битвы 1941-42 годов волоколамское направление было одним из важнейших. Придавая большое значение захвату шоссе Волоколамск – Москва, немецкое командование направило сюда 13 дивизий, из них 7 танковых. В середине октября 1941 года начались бои в полосе Волоколамского укрепленного района, который был составной частью Можайской линии обороны. Он имел протяженность 102 километра и простирался от реки Рузы на юге до Московского моря (Волжского водохранилища) на севере.

По приказу командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова оборона Волоколамского укрепрайона была возложена на 16-ю армию под командованием генерал – лейтенанта К.К.Рокоссовского. Всего перед началом боев за Волоколамск в распоряжении Рокоссовского были: 21 пехотный батальон, 6 кавалерийских полков, 73 противотанковых орудия (ПТО) и 125 орудий полевой артиллерии против 13 дивизий вермахта!

Начав наступление на Волоколамском направлении 16 октября 1941 года, фашистское командование решило нанести основной удар в полосе обороны 316-й стрелковой дивизии, на стыке 16-й и 5-й армии, рассчитывая на его уязвимость. В этот день, как позже показали на допросе пленные фашистские солдаты, «они собирались завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве».

27 октября советские войска оставили город, но не дали противнику прорваться к столице.

В неравных боях только непревзойдённое мужество и самоотверженность наших воинов позволили выполнить эту почти невыполнимую задачу.

16 ноября в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска у железнодорожного разъезда Дубосеково совершили подвиг 28 панфиловцев из 316-й стрелковой дивизии (с 18.11.1941 года 8-й гвардейской), героически сражавшейся под командованием генерал-майора И. В. Панфилова. Во главе с политруком В. Г. Клочковым в 4-часовом бою 28 панфиловцев подбили 18 танков противника, почти все они погибли, но не пропустили врага.

В районе Волоколамска совершил подвиг командир взвода 41 стрелковой бригады С.У.Куликов, закрыв собой амбразуру дзота. Получив тяжелые ранения, герой остался жив и продолжал потом сражаться с врагом.

В битве за Волоколамск выдающийся советский танкист Д. Ф .Лавриненко на своём Т-34 уничтожил 52 немецких танка, больше всех за всё время второй мировой войны. Он трижды горел, сменил несколько танков. Погиб 17 декабря 1941 года во время наступления на Волоколамск. Лавриненко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции 19 декабря началось освобождение Волоколамска. С севера и северо-востока наносила удар оперативная группа генерала Ф. Г. Ремизова, а с юго-востока и юга - оперативная группа генерала М. Е. Катукова. К исходу дня 19 декабря передовые части группы Катукова (мотострелковый батальон с группой танков 1-й гвардейской танковой бригады) ворвались на улицы Волоколамска, где вели бои с противником до утра 20 декабря. 17-я танковая бригада во взаимодействии со стрелковой бригадой овладела станцией Волоколамск в 11 час 20 декабря. Главные силы обеих оперативных групп и 311-й стрелковой дивизии вступили в город одновременно. Но всё же первой ворвалась в Волоколамск 4-я рота мотострелкового батальона 1-й гвардейской танковой бригады . Командовал ею лейтенант Терентий Рябов.

Мотострелки пробились на центральную площадь города. И здесь перед ними открылось страшное зрелище. В глубине площади между телеграфными столбами была прибита перекладина, и на ней висели шесть мужчин и две женщины. Как потом выяснилось, это были комсомольцы К. Ф. Пахомов, Н. А. Галочкин, П. В. Кирьяков, В. В. Ординарцев, Н. С. Каган, И. А. Маненков, А. В. Грибкова и Е. Я. Полтавская, которые вели в городе диверсионную борьбу с фашистами, но были схвачены и казнены.

Мирное население Волоколамска оказывало небывалое сопротивление врагу. В районе действовали два партизанских отряда (командиры Б. В. Тагунов и Г. Е. Бурдин, комиссары В. П. Мыларщиков и И. Д. Косяков), общей численностью более 150 человек. В музее Московской битвы сохранился интересный документ – докладная записка председателя Волоколамского райсовета Г.Е. Бурдина (он же – общий командир двух партизанских отрядов) в райком ВКП (б). Вот выдержка из неё: «Немецкое командование, учитывая осенние заморозки, стало использовать для передвижения своих танков, автомашин и обозов ранее непроходимые лесные, проселочные дороги, которые были менее уязвимы для авиации. Эти дороги остались не заминированными отходящими частями Советской Армии. И вот по таким дорогам, как Грибанове—Свистуново, Чащь — Мащерево, Пробоево — Дятлово, Харламиха — Чащь, Ярополец—Утишево—Стеблево и многим другим целыми сутками катились к Москве бронированные полчища фашистских захватчиков.

Партизанские отряды поставили своей целью отучить немцев ездить по этим дорогам. И надо сказать, что отрядам удалось это выполнить очень быстро путем шахматного минирования проселочных и лесных дорог, производства завалов и обстрела немецких машин. Почти от всех названных выше дорог немцы отказались.

В общей сложности за период боевых действий отрядами проделано следующее. Взорвано и уничтожено автомашин всех видов — 58. Из них: легковых штабных 4, грузовых с пехотой 6, автобусов с пехотой 4, машин с автоматчиками 1, машин с военными грузами 16, машин со снарядами 1, оставлено грузовых машин между минными полями 22, бронемашин 1, автоцистерн 3. Уничтожено складов с боеприпасами 1, взорвано мостов 1. Нарушена связь в 16 местах, причем между деревнями Зеленцино — Глухино, где располагались штабы немецкой армии, был вырезан в пяти местах 4-жильный телефонный кабель.

За время боевых операций отрядами минированы дорогиг Коверино — Теряево, Теряево — Суворове, Чащь — Мащерово, Глухино — Зеленцино и др. В общей сложности за время боевых действий отрядами создано на дорогах 27 минных полей. При этом необходимо отметить, что «пробки» вражеской техники, которые создавались на дорогах взрывами машин на минах и взрывами мостов, три раза очень удачно бомбились и обстреливались нашей штурмовой авиацией. Немцы оставили на этих участках дорог сотни автомашин. За период боевых действий партизанских отрядов истреблено 347 немецких солдат и офицеров».

В боях за Волоколамск широкое распространение получило участие в борьбе с врагами юных патриотов. Здесь даже вошло в лексикон словосочетание «Волоколамские мальчиши». Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. Вместе с Анатолием в партизанский отряд пришел его школьный друг Володя Колядов. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина. Погиб в бою и Володя Колядов. Он посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 декабря
вторник
2018

В этот день:

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!». Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

Гимн «Боже, Царя храни!»

18 декабря 1833 годы был впервые исполнен Гимн Российской империи «Боже, Царя храни!». Правда, тогда он назывался «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской Империи под новым названием «Боже, Царя храни!» и просуществовал до Февральской революции 1917 года.

 

История создания Гимна такова. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый Гимн России. Из поэтов в нем участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю понравилась работа Львова и Жуковского: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался поначалу — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся.

Напомним текст этого произведения.

 

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!
Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю -

Всё ниспошли!
Перводержавную

Русь Православную

Боже, храни!
Царство ей стройное,

В силе спокойное, -

Все ж недостойное,

Прочь отжени!

О, провидение,

Благословение

Нам ниспошли!
К благу стремление,

В счастье смирение,

В скорби терпение

Дай на земли!

 

 

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

Рекорд подводной скорости

18 декабря 1970 года советской советская атомная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд скорости для субмарин — 44,7 узла (82,78 км/час), который не превзойден до сих пор.

В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, с усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).

Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.

В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А

28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка К-162. 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.

25 сентября — 4 декабря 1971 года К—162 овершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), во время которого продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.

 

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Отец советской атомной бомбы

18 декабря 1996 года скончался Юлий Борисович Харитон (р. 1904), советский и российский физик и физикохимик, главный теоретик советского проекта атомной бомбы, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трёх Сталинских премий.

Юлий Борисович Харитон родился в Петербурге 14 февраля (27 февраля по новому стилю). В 1939—1941 годах Юлий Харитон и Яков Зельдович впервые осуществили расчет цепной реакции деления урана.

Участвовал в атомном проекте с 1945 года, распоряжением ГКО СССР от 20 августа 1945 года № 9887сс/ов был включён в состав Технического совета Специального комитета. Ему в составе группы учёных (А. И. Алиханов (председатель), Ландау, А. Б. Мигдал, С. А. Рейнберг, М. А. Садовский, С. С. Васильев и А. П. Закощиков) на заседании 30 ноября 1945 года было поручено проанализировать все имеющиеся материалы о последствиях применения атомных бомб в Хиросима и Нагасаки и определить эффективность фактора взрывной волны, фактора теплового и фактора радиоактивного излучения.

С 1946 года Харитон — главный конструктор и научный руководитель КБ-11 (Арзамас-16) в Сарове при Лаборатории № 2 АН СССР. К работе над реализацией ядерно-оружейной программы под его руководством были привлечены лучшие физики СССР. В обстановке строжайшей секретности в Сарове велись работы, завершившиеся испытанием советских атомной (1949) и водородной (1953) бомб. В последующие годы работал над сокращением веса ядерных зарядов, увеличением их мощности и повышением надёжности.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии