RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Пророчества о России
20 октября 2013 г.

Пророчества о России

Святого праведного Иоанна Кронштадского
Тайна субмарины «Акула»
5 июля 2014 г.

Тайна субмарины «Акула»

Малоизвестные страницы Первой мировой войны: гибель капитана второго ранга Николая Гудима и его экипажа
История гибели истребителя Як-7Б
4 февраля 2016 г.

История гибели истребителя Як-7Б

4 февраля 1943 года в бою над старинным подмосковным селом Никоновское пал смертью храбрых советский летчик Арнольд Мартинович Якобсон
Генерал Иван Панфилов
17 ноября 2016 г.

Генерал Иван Панфилов

18 ноября 1941 года погиб легендарный комдив-316, которого солдаты называли Батей
Забытая война
28 июля 2014 г.

Забытая война

28 июля 1914 года началась Первая мировая война
Главная » Подвиги в наследство » Образец стойкости

Образец стойкости

20 декабря 1941 года советскими войсками и самими жителями города был освобожден Волоколамск

Воинский подвиг этого города в годы Великой Отечественной войны прославился на весь мир.
Образец стойкости

В ходе Московской битвы 1941-42 годов волоколамское направление было одним из важнейших. Придавая большое значение захвату шоссе Волоколамск – Москва, немецкое командование направило сюда 13 дивизий, из них 7 танковых. В середине октября 1941 года начались бои в полосе Волоколамского укрепленного района, который был составной частью Можайской линии обороны. Он имел протяженность 102 километра и простирался от реки Рузы на юге до Московского моря (Волжского водохранилища) на севере.

По приказу командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова оборона Волоколамского укрепрайона была возложена на 16-ю армию под командованием генерал – лейтенанта К.К.Рокоссовского. Всего перед началом боев за Волоколамск в распоряжении Рокоссовского были: 21 пехотный батальон, 6 кавалерийских полков, 73 противотанковых орудия (ПТО) и 125 орудий полевой артиллерии против 13 дивизий вермахта!

Начав наступление на Волоколамском направлении 16 октября 1941 года, фашистское командование решило нанести основной удар в полосе обороны 316-й стрелковой дивизии, на стыке 16-й и 5-й армии, рассчитывая на его уязвимость. В этот день, как позже показали на допросе пленные фашистские солдаты, «они собирались завтракать в Волоколамске, а ужинать в Москве».

27 октября советские войска оставили город, но не дали противнику прорваться к столице.

В неравных боях только непревзойдённое мужество и самоотверженность наших воинов позволили выполнить эту почти невыполнимую задачу.

16 ноября в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска у железнодорожного разъезда Дубосеково совершили подвиг 28 панфиловцев из 316-й стрелковой дивизии (с 18.11.1941 года 8-й гвардейской), героически сражавшейся под командованием генерал-майора И. В. Панфилова. Во главе с политруком В. Г. Клочковым в 4-часовом бою 28 панфиловцев подбили 18 танков противника, почти все они погибли, но не пропустили врага.

В районе Волоколамска совершил подвиг командир взвода 41 стрелковой бригады С.У.Куликов, закрыв собой амбразуру дзота. Получив тяжелые ранения, герой остался жив и продолжал потом сражаться с врагом.

В битве за Волоколамск выдающийся советский танкист Д. Ф .Лавриненко на своём Т-34 уничтожил 52 немецких танка, больше всех за всё время второй мировой войны. Он трижды горел, сменил несколько танков. Погиб 17 декабря 1941 года во время наступления на Волоколамск. Лавриненко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции 19 декабря началось освобождение Волоколамска. С севера и северо-востока наносила удар оперативная группа генерала Ф. Г. Ремизова, а с юго-востока и юга - оперативная группа генерала М. Е. Катукова. К исходу дня 19 декабря передовые части группы Катукова (мотострелковый батальон с группой танков 1-й гвардейской танковой бригады) ворвались на улицы Волоколамска, где вели бои с противником до утра 20 декабря. 17-я танковая бригада во взаимодействии со стрелковой бригадой овладела станцией Волоколамск в 11 час 20 декабря. Главные силы обеих оперативных групп и 311-й стрелковой дивизии вступили в город одновременно. Но всё же первой ворвалась в Волоколамск 4-я рота мотострелкового батальона 1-й гвардейской танковой бригады . Командовал ею лейтенант Терентий Рябов.

Мотострелки пробились на центральную площадь города. И здесь перед ними открылось страшное зрелище. В глубине площади между телеграфными столбами была прибита перекладина, и на ней висели шесть мужчин и две женщины. Как потом выяснилось, это были комсомольцы К. Ф. Пахомов, Н. А. Галочкин, П. В. Кирьяков, В. В. Ординарцев, Н. С. Каган, И. А. Маненков, А. В. Грибкова и Е. Я. Полтавская, которые вели в городе диверсионную борьбу с фашистами, но были схвачены и казнены.

Мирное население Волоколамска оказывало небывалое сопротивление врагу. В районе действовали два партизанских отряда (командиры Б. В. Тагунов и Г. Е. Бурдин, комиссары В. П. Мыларщиков и И. Д. Косяков), общей численностью более 150 человек. В музее Московской битвы сохранился интересный документ – докладная записка председателя Волоколамского райсовета Г.Е. Бурдина (он же – общий командир двух партизанских отрядов) в райком ВКП (б). Вот выдержка из неё: «Немецкое командование, учитывая осенние заморозки, стало использовать для передвижения своих танков, автомашин и обозов ранее непроходимые лесные, проселочные дороги, которые были менее уязвимы для авиации. Эти дороги остались не заминированными отходящими частями Советской Армии. И вот по таким дорогам, как Грибанове—Свистуново, Чащь — Мащерево, Пробоево — Дятлово, Харламиха — Чащь, Ярополец—Утишево—Стеблево и многим другим целыми сутками катились к Москве бронированные полчища фашистских захватчиков.

Партизанские отряды поставили своей целью отучить немцев ездить по этим дорогам. И надо сказать, что отрядам удалось это выполнить очень быстро путем шахматного минирования проселочных и лесных дорог, производства завалов и обстрела немецких машин. Почти от всех названных выше дорог немцы отказались.

В общей сложности за период боевых действий отрядами проделано следующее. Взорвано и уничтожено автомашин всех видов — 58. Из них: легковых штабных 4, грузовых с пехотой 6, автобусов с пехотой 4, машин с автоматчиками 1, машин с военными грузами 16, машин со снарядами 1, оставлено грузовых машин между минными полями 22, бронемашин 1, автоцистерн 3. Уничтожено складов с боеприпасами 1, взорвано мостов 1. Нарушена связь в 16 местах, причем между деревнями Зеленцино — Глухино, где располагались штабы немецкой армии, был вырезан в пяти местах 4-жильный телефонный кабель.

За время боевых операций отрядами минированы дорогиг Коверино — Теряево, Теряево — Суворове, Чащь — Мащерово, Глухино — Зеленцино и др. В общей сложности за время боевых действий отрядами создано на дорогах 27 минных полей. При этом необходимо отметить, что «пробки» вражеской техники, которые создавались на дорогах взрывами машин на минах и взрывами мостов, три раза очень удачно бомбились и обстреливались нашей штурмовой авиацией. Немцы оставили на этих участках дорог сотни автомашин. За период боевых действий партизанских отрядов истреблено 347 немецких солдат и офицеров».

В боях за Волоколамск широкое распространение получило участие в борьбе с врагами юных патриотов. Здесь даже вошло в лексикон словосочетание «Волоколамские мальчиши». Мужественно воевал в одном из партизанских отрядов Толя Шумов. Юный партизан ловко и бесстрашно пробирался в населенные пункты, захваченные врагом, собирал ценные сведения о переброске войск противника, распространял среди населения листовки. Вместе с Анатолием в партизанский отряд пришел его школьный друг Володя Колядов. 30 ноября 1941 года во время выполнения задания в Осташеве Толю опознал и выдал фашистам предатель. Не добившись от паренька никаких сведений, фашисты расстреляли юного героя. Анатолий Шумов посмертно был награжден орденом Ленина. Погиб в бою и Володя Колядов. Он посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии