RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Ведь это наше небо!
19 марта 2016 г.

Ведь это наше небо!

19 марта 1913 года родился Александр Иванович ПОКРЫШКИН, первый в истории Отечества трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
Тайна Рихарда Зорге
18 октября 2016 г.

Тайна Рихарда Зорге

18 октября 1941 года в Токио японской тайной полицией был арестован корреспондент влиятельных немецких газет «Бёрзен курьер» и «Франкфуртер цайтунг»
На подступах к Кёнигсбергу
8 апреля 2016 г.

На подступах к Кёнигсбергу

8 апреля 1945 года капитулировал гарнизон «неприступного» форта № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III»
Первый русский воинский устав
16 февраля 2016 г.

Первый русский воинский устав

445 лет назад 16 февраля1571 года Иоанном IV Грозным был утвержден "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе"
Парад парадов
27 июня 2015 г.

Парад парадов

70 лет назад 24 июня 1945 года состоялся Парад Победы, слава которого будет вечно освещать историю нашей страны
Главная » Подвиги в наследство » «Подлинная история «Майора Вихря»

«Подлинная история «Майора Вихря»

Портрет разведчика на фоне рассекреченных документов

Так называется книга известного военного журналиста и писателя Александра Бондаренко о Герое России Алексее Николаевиче Ботяне, которая 11 декабря 2013 года была представлена на пресс-конференции в РИА Новости
«Подлинная история «Майора Вихря»

На обложке этой прекрасно изданной книги значится: Москва, Молодая гвардия, 2014 год. То есть издание, как говорится, завтрашнего дня, хотя оно уже сегодня продается в центральных столичных книжных магазинах.

Представляя эту поистине уникальную работу руководитель Пресс-бюро Службы внешней разведки России Сергей Николаевич Иванов сказал:

- У разведки большой праздник — только что вышла в свет книга «Подлинная история «Майора Вихря» о Герое России разведчике Алексее Николаевиче Ботяне. Это очень важно, потому что, как правило, о разведчиках при их жизни пишут мало, редко. А в данном случае мы получили возможность рассекретить и Алексея Николаевича Ботяна, и некоторые материалы, связанные с его работой. Над этими материалами продуктивно поработал военный журналист, писатель Александр Юльевич Бондаренко, который создал эту книгу. Получилось очень интересно и познавательно.
- Главное в книге — личность Алексея Николаевича Ботяна, необычная, сильная, достойная того, чтобы с неё брала пример современная молодежь, - рассказал автор Александр Юльевич Бондаренко. - Рассекреченные документы очень хорошо раскрывают этот героический характер. Сделать его живым, не придуманным помогли беседы с самим Алексеем Николаевичем, с его коллегами, которые до сих пор не рассекречены и в книге называются только по имени-отчеству.

На пресс-конференции выступил главный герой книги Алексей Николаевич Ботян, который искренне поблагодарил автора за прекрасную работу и коротко рассказал о себе. Мне посчастливилось давно быть знакомым с Алексеем Николаевичем, не раз брать у него интервью, поэтому расскажу о нем несколько подробней, чем это было возможно сделать в рамках пресс-конференции.

Так случилось, что мне довелось приложить руку к восстановлению справедливости в отношении Алексея Николаевича, которого трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но по разным причинам представления не были реализованы. Об этом в 2007 году я рассказал в газете «Труд». Очерк о Ботяне был опубликован вместе с открытым письмом на эту тему четырехсот ветеранов войны к президенту России Владимиру Путину.

Как позже рассказывали разведчики на «обмывании» новой «звездочки», накануне 62-й годовщины Победы президенту представили, как всегда, обзор прессы, в который попал очерк о Ботяне. В то время существовали серьезные трения в российско-польских отношениях. А один из подвигов Ботяна имел прямое отношение к освобождению Польши от фашистов.

Многие, наверное, помнят остросюжетный многосерийный телефильм «Майор «Вихрь» о спасении советскими разведчиками польского города Кракова от уничтожения фашистами. Наш легендарный разведчик Алексей Николаевич Ботян был одним из прототипов главного героя того сериала. Вероятно, президент оценил политическую целесообразность того, чтобы публично вспомнить тот боевой эпизод. Во всяком случае, 9 мая 2007 года Путин подписал указ о присвоении славному разведчику высокого звания Героя России.

Воевать с фашизмом Алексей Ботян начал еще в 1939 году, причем в зенитном дивизионе польской армии. Дело в том, что он родился в белорусской деревне Чертовичи Вильненской губернии. Позже эта часть западной Беларуси отошла к Польше, и когда Германия напала на это государство, Ботяна призвали в польскую армию. Алексей успел сбить три «Юнкерса-88», когда восточную часть Польши заняли советские войска, и его дивизион расформировали. Ботян вернулся в свою деревню, снова ставшую белорусской, и начал учительствовать. Незадолго до начала Великой Отечественной войны бывшего зенитчика направили на учебу в диверсионно-разведывательную школу НКВД. В ноябре 1941 года Ботян был переброшен за линию фронта в составе спецгруппы НКВД. Она развернула разведывательно-диверсионную деятельность в тылу врага совместно с партизанскими соединениями Беларуси и Украины.

Летом 1943 года фашисты решили организовать мощный антипартизанский центр. Для этой цели из Берлина в город Овруч прибыла многочисленная группа «специалистов по борьбе с партизанами». Перед подразделением Ботяна Москва поставила задачу совместно с действовавшим в этом районе партизанским отрядом уничтожить «берлинских эмиссаров». Разведчики выяснили, что каратели остановились в здании хорошо охраняемого гебитскомиссариата. Напрашивалось простое решение: взорвать это здание ночью вместе с гитлеровцами и всеми их планами. Но как заложить взрывчатку? Ботяну удалось найти помощника - Якова Каплюка, который работал в гебитскомиссариате истопником. Тот согласился пронести небольшими партиями взрывчатку в подвал здания. Попросил только об одном: после проведения операции переправить семью в лес, поскольку все подозрения лягут на него.

В течение нескольких недель Яков и его жена Мария переправили в гебитскомиссариат 150 килограммов взрывчатки и заложили ее в указанных подрывниками местах. И вот в ночь на 9 сентября 1943 года в Овруче прозвучал сильный взрыв. Над городом взметнулся столб пламени. Более 80 фашистов погибли под руинами, в том числе гебитскомиссар Венцель, начальник антипартизанского центра Зиберт. На другой день на заборах появились объявления: «Того, кто поможет найти виновных в смерти доблестных солдат фюрера, ждет награда в 80 тысяч рейхсмарок». Предателей не нашлось. За успешную операцию все ее участники были награждены. В том числе Яков и Мария Каплюки, Алексей Ботян — орденами Красного Знамени.

Другой боевой эпизод связан стем, что в 1944 году перед чекистами была поставлена задача организовать партизанское движение в глубоком тылу гитлеровцев на территории стран Восточной Европы. В район Крако­ва была направлена группа разведчиков под командованием лейтенанта Ботяна. В конце 1944 года советские разведчики обнаружили в замке города Новы-Сонч Краковского воеводства большой склад взрывчатки. Это крайне заинтересова­ло Москву: война явно шла к концу и было очевидно, что гитлеровцы задумали ка­кую-то крупную акции. Какую?

Агентурная работа и захваченные «языки» дали однозначный ответ: этот смертоносный запас планировалось использовать для уничтожения жемчужины польского градостроительства Кракова. Причем, собирались взорвать плотину, уничтожив тем самым не только город с жителями, но и с многочисленными войсками, преимущественно — советскими. Вскоре нашим разведчикам удалось внедрить в замок в качестве рабочего польского антифашиста Витольда Млынца. Ботян снабдил его английской миной в виде куска подошвы. На следующий день Витольд Млынц сумел установить мину в нужном месте. 18 января 1945 года в 5 часов 20 минут в замке прогремел взрыв. Так был спасен и Краков, и Новы-Сонч.

После Победы Алексей Ботян был вынужден изменить и фамилию, и судьбу. Центр решил использовать молодого, но опытного разведчика с перспективой. Ему была поставлена задача в качестве чешского репатрианта «возвратиться» из Западной Украины в Судетскую область, возвращенную после войны Чехословакии. Там резиденту советской разведки предстояло осесть, получить образование, сделать карьеру, чтобы в последующем внедриться в западные спецслужбы, которые проявляли большой интерес к судетским месторождениям урановой руды.

Под именем Лео Дворжака наш разведчик вместе с большой группой переселенцев приехал в промышленный город Аш, вскоре поступил в Горный техникум, а потом устроился на урановое месторождение геологом. Там вырос до горного мастера, а потом стал инженером участка.

В Аше Лео познакомился с местной красавицей Геленой Винзель, тоже работавшей на урановом месторождении. Они полюбили друг друга. Разведчик запросил Центр о разрешении на женитьбу. Ему поначалу запретили. Но Лео настоял, аргументировав так: не по бардакам же ходить! В конце концов, разрешили, но с условием: если возникнет необходимость перебазироваться в другую страну, семью придется бросить.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии