RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

28.10: что празднуешь, брат?
28 октября 2014 г.

28.10: что празднуешь, брат?

70 лет назад Малороссия была полностью очищена от европейских фашистских захватчиков
Подвиг Саши Ковалева
8 мая 2015 г.

Подвиг Саши Ковалева

8 мая 1944 года юнга-моторист ТК-209 закрыл своим телом пробитый осколком коллектор двигателя и спас катер, получив сильнейшие ожоги
Сретение Господне
15 февраля 2016 г.

Сретение Господне

15 февраля - один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви, который олицетворяет встречу человечества с Богом
8 июля 2017 г.

"Король истребителей" Николай Поликарпов

125 лет назад 8 июля 1892 года родился Поликарпов Николай Николаевич, советский авиаконструктор, глава ОКБ-51
Испытатель русского «Медведя»
14 января 2015 г.

Испытатель русского «Медведя»

14 января 1914 года родился будущий испытатель воздушного ракетоносца Ту-95, Герой Советского Союза Алексей Перелет.
Главная » Подвиги в наследство » Подмосковный нокдаун

Подмосковный нокдаун

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал по радио сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы».

Это была первая основательная заявка на то, что тогдашнему европейскому союзу, сколоченному Гитлером, СССР не сломить
Подмосковный нокдаун

В сообщении Совинформбюро говорилось: «С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».

 

Зимой 1941 года в Подмосковье наши войска впервые в массовом количестве захватили у противника военные трофеи, которые тут же стали успешно использовать в бою. В ходе битвы под Москвой в период с 16 ноября по 10 декабря 1941 года противник потерял 870 автомашин, 1434 танка, 575 орудий, 339 минометов, 5416 пулеметов и десятки тысяч автоматов и винтовок. Впервые перед нашими войсками возникла задача по утилизации и боевому использованию этих трофеев.
- До этого в Красной армии не было специальной службы, которая бы занималась сбором и оприходованием трофеев на поле боя, – рассказал мне член Международной ассоциации историков Второй мировой войны, доктор исторических наук полковник Юрий Рубцов. - В тыловых структурах армий имелись эвакоотделы, которые занимались в основном перемещением в тыл отступающих войск собственной техники. В ходе Московской битвы, когда противник бросал на полях сражений большое количество вооружения и имущества, стало ясно, что эвакоорганы не готовы к решению такой задачи, как сбор трофейного оружия. Командирам соединений на первых порах пришлось создавать нештатные команды по сбору и эвакуации трофеев. Лишь 23 марта 1942 года было принято постановление ГКО "Об организации сбора и вывоза трофейного имущества и лома черных и цветных металлов". Им вводилась система трофейных органов снизу доверху со специальными частями и учреждениями. В соответствии с этим постановлением при ГКО были созданы Центральная комиссия по сбору трофейного вооружения и имущества под председательством маршала Советского Союза Семена Буденного и Центральная комиссия по сбору черных и цветных металлов в прифронтовой полосе под председательством Николая Шверника. В Главном управлении тыла сформировано Управление по сбору и использованию трофейного оружия, имущества и металлолома, а во фронтах и общевойсковых армиях - аналогичные отделы в составе 8-12 человек. В дивизиях - отделения трофейного имущества и сбора металлолома. Управлениям тыла фронтов и армий предоставлялось право привлечения местного населения и автогужтранспорта для организации сбора и вывоза трофейного вооружения, имущества и металлического лома, а также производить премирование командного и рядового состава подразделений, отличившихся в проведении сбора металлического лома, из средств, выделяемых Наркомчерметом и Наркомцветметом. Был установлен фонд премирования в размере 15% от стоимости отгруженного лома черных и 5% от стоимости отгруженного лома цветных металлов.

В дальнейшем в связи с расширением наступательных операций трофейная служба совершенствовалась и укрупнялась. В 1943 году при ГКО был создан Трофейный комитет во главе с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым. На фронтах и в армиях формировались все новые и новые спецчасти для вывоза трофеев в тыл. Например, железнодорожные эвакопоезда, в каждом из которых имелись команда из двухсот человек и двадцать мощных тракторов-тягачей. Они были оснащены также подъемно-такелажным и водолазным оборудованием. Формировались отдельные эвакоподъемные отряды для выполнения сложных подъемно-такелажных работ, особенно по извлечению затонувшей или застрявшей боевой техники.

В Московской битве впервые в истории наших Вооруженных сил началось массовое использование в боевых действиях трофейного вооружения, в первую очередь, стрелкового оружия.

- Начало войны, как известно, было связано с чрезвычайно большими потерями в личном составе и вооружении, – рассказал мне руководитель Института военной истории полковник Иван Басик. - Убыль вооружения в РККА за июнь—декабрь 1941 года составила: винтовок и карабинов — 5 547 000, пистолетов и револьверов — 454 100, пистолетов-пулеметов — 98 700, ручных пулеметов — 135 700, станковых пулеметов — 53 700, 12,7-мм пулеметов — 600. Поэтому в первых же контратаках бойцы и офицеры стремились пополнить свой арсенал оружием противника. И хотя впоследствии, когда войска были полностью обеспечены советским оружием, и руководящие документы стали требовать сдачи трофейных боевых средств, многие офицеры все равно стремились иметь в своем личном арсенале «нештатный» наган или «шмайсер».

Что касается бронетанковой техники врага, то она после Московской битвы наиболее интенсивно использовалась на Западном фронте, в тылу которого имелась довольно мощная промышленная база в Москве и Подмосковье, где велся ремонт трофейной матчасти.

На Западном фронте, кроме многочисленных отдельных боевых машин, действовали и целые подразделения, оснащенные трофейной техникой. Пик применения трофейной техники приходится на 1942-1943 годы. Для облегчения ее эксплуатации в войсках в это время были изданы: «Памятка по использованию трофейных немецких боевых и транспортных машин», «Руководство службы по использованию трофейного танка Т-III» и «Руководство службы по использованию трофейного танка «Прага».

Во ходе Московской битвы в составе Западного фронта было сформировано минимум два батальона трофейных танков, которые в документах значатся как «отдельные танковые батальоны литер «Б». Один из них входил в состав 31-й армии ( 9 Т-60 и 19 немецких, в основном Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV), а другой — 20-й армии (7 Pz. Kpfw. IV, 12 Pz. Kpfw. III, 2 «Артштурма» (StuG III) и 10 чехословацких 38(t). Батальоном 20-й армии командовал майор Небылов, поэтому в документах он иногда называется «батальоном Небылова». Чуть позже в составе 33-й армии Западного фронта появилась 213-я танковая бригада, имевшая на вооружении 4 Т-34, 11 Pz. Kpfw. IV, 35 Pz. Kpfw. III.

Интересно, что какого-либо общего приказа или постановления ГКО о боевом использовании трофейного оружия не было. Командиры на местах сами принимали такое решение. В зависимости от количества исправной матчасти, данная техника действовала в составе отдельных рот или батальонов трофейных танков, создаваемых в инициативном порядке, а также включалась в состав штатных танковых подразделений Красной армии. Захваченные танки эксплуатировались до тех пор, пока хватало горючего, боеприпасов и запасных частей.

Достоверно известно также об использовании фашистских танков для создания советской техники. Например, СУ-76и —  советская самоходно-артиллерийская установка  класса штурмовых орудий устанавливалась на базе захваченных Красной армией немецких танков Pz Kpfw III. Индекс «и» в обозначении СУ-76и обозначает иностранную базу для самоходки. Машины этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном заводе № 37. Производство СУ-76и было остановлено в конце ноября 1943 года, поскольку поток захваченных шасси немецких танков старых образцов к тому времени заметно сократился. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И, которые ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной армии. В настоящее время сохранилось два экземпляра СУ-76и - один на открытой экспозиции Музея на Поклонной горе в Москве, второй - на постаменте в городе Сарны (Ровенская область, Украина).

Известно также немало случаев использования, особенно в целях ведения воздушной разведки, трофейных фашистских самолетов. А уж трофейные автомобили провезли наших бойцов через всю Европу. По данным Института военной истории, к концу войны из всего автомобильного парка Красной армии 9% (60 626 единиц) составляли трофейные автомашины.

За годы Великой Отечественной войны, по данным профессора Академии военных наук Владимира Ворсина, трофейная служба вывезла с передовой 24 612 танков и САУ, которых хватило бы для укомплектования 120 немецких танковых дивизий. 72 204 орудия, захваченных на полях сражений, могли бы составить артвооружение 300 пехотных артиллерийских дивизий. Кроме того трофейная служба собрала и отправила в тыл 6 008 285 тонн металлолома, в том числе 165 605 тонн цветного. Было отгружено 507 294 тонн лома, пригодного для производства черных и цветных металлов. Много это или мало, можно судить по тому, что для получения 1 тонны стали из чугуна необходимо было переплавить 25 тонн руды и израсходовать 2 тонны кокса. Для получения же 1 тонны стали из металлолома не требовалось ни руды, ни кокса, а лишь 690 килограммов металлолома, 460 килограммов чугуна и 80 килограммов флюса.

Сергей Турченко
12 декабря 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
25 июня
понедельник
2018

В этот день:

День единения славян

Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях

День единения славян

Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях

Идея праздника явилась следствием распада СССР, когда возникла необходимость к налаживанию дружественных отношений между славянскими государствами в новых условиях.

Первыми сделали серьёзные шаги в этом направлении Россия и Беларусь: они подписали ряд соглашений о взаимном сотрудничестве на равных условиях.

В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек. Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

 

Похороны Кутузова

25 июня 1813 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Похороны Кутузова

25 июня 1813 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

После изгнания Наполеона за пределы России, 67-летний Кутузов во главе Русской армии продвигался к Парижу. В апреле в Пруссии, в небольшом городке Бунцлау, ныне это территория Польши, он сильно простудился и, проболев 11 дней, умер.

Тело его забальзамировали и перевезли в Петербург. Повозку с его останками везли, вместо лошадей, благодарные солдаты и местные жители, передавая её из поселения в поселение как эстафету.

 

Столкновение в космосе

25 июня 1997 года произошло столкновение грузового корабля «Прогресс М-34» орбитальной станции «Мир».

Столкновение в космосе

25 июня 1997 года произошло столкновение грузового корабля «Прогресс М-34» орбитальной станции «Мир».

«Прогресс М-34» пробил обшивку модуля «Спектр», пристыкованного к станции. Жизнь находившихся на её борту космонавтов Василия ЦИБИЛЕВА, Александра ЛАЗУТКИНА и американского астронавта Майкла ФОЭЛА оказалась под угрозой.

Модуль "Спектр" предназначался для проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований по совместным российско-американским программам "Мир-Шаттл" и "Мир-НАСА", для оснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. В результате столкновения модуль "Спектр" был разгерметизирован и, практически, "выключен" из работы комплекса. Станция тоже потеряла герметичность, были частично разрушены солнечные батареи "Спектра". Команде удалось герметизировать "Спектр", закрыв ведущий в него люк до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. Таким образом внутренний объем модуля был изолирован от жилого отсека.

Каспийское высшее военно-морское

25 июня 1940 года 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское высшее военно-морское училище

Каспийское высшее военно-морское

25 июня 1940 года 4-е военно-морское училище переименовано в Каспийское высшее военно-морское училище

Строго говоря, история Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С.М. Кирова началась 5 марта 1939 года, когда народный комиссар Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецов утвердил генеральный план строительства флота, которым, в частности, предусматривалось создание учебного заведения военных моряков в Баку. 14 апреля 1939 года началось формирование 4 ВМУ во главе с комдивом Георгием Андреевичем Буриченковым, ставшим первым начальником училища. В июне сюда прибыли курсанты из Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, которые строили первые здания. А 1 октября начался первый учебный год.

Мне довелось учиться в этой славной кузнице военно-морских кадров с 1968 по 1973 год. Предлагаю повесть о тех годах: http://rosgeroika.ru/library/2013/june/malchiki-stanovyatsya-muzhchinami

Конструктор ракетных двигателей

25 июня - день памяти Алексея Михайловича Исаева

Конструктор ракетных двигателей

25 июня - день памяти Алексея Михайловича Исаева

А.М.Исаев - участник создания БИ-1 — первого советского самолёта с жидкостным ракетным двигателем (1942 г.). Под руководством Исаева разработана серия жидкостных ракетных двигателей для космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз» и межпланетных космических аппаратов. Исаеву были присуждены Государственная премия СССР (в 1948, 1968 гг.), Ленинская премия (в 1958 г.).

Партизан Герасим Курин

25 июня 1850 года умер от старых ран партизан Отечественной войны 1812 года Герасим Матвеевич Курин

Партизан Герасим Курин

25 июня 1850 года умер от старых ран партизан Отечественной войны 1812 года Герасим Матвеевич Курин

Он известен тем, что будучи простым крестьянином стал предводителем крестьянского партизанского отряда, который сам и создал. В отряд входили 5300 пеших и 500 конных воинов. Действовал он в районе Богородска, участвовал в семи сражених с наполеоновскими войсками, захватил в плен сотни французских солдат, 3 пушки. За храбрость Курин был награждён Георгиевским крестом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии