RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«С-12»: через 75 лет после гибели
1 июля 2018 г.

«С-12»: через 75 лет после гибели

29 июня 2018 года экипаж морского тральщика “Александр Обухов” обнаружил на дне Балтийского моря советскую подводную лодку времён Великой Отечественной войны
Русская святыня - Прохоровское поле
12 июля 2019 г.

Русская святыня - Прохоровское поле

12 июля 1943 года началось самое крупное в истории человечества танковое сражение между Красной Армией и войсками европейского фашизма
Месть одессита Кости Чеховича
13 ноября 2017 г.

Месть одессита Кости Чеховича

13 ноября 1943 года в городе Порхова Псковской области прогремел взрыв, уничтоживший более 700 фашистов
МиГи против «Фантомов»
4 июня 2019 г.

МиГи против «Фантомов»

4 июня 1965 года наши летчики открыли боевой счет в небе Вьетнама, сбив F-4B ВВС США
Оболганный поручик
20 января 2014 г.

Оболганный поручик

200-летие Михаила Юрьевича Лермонтова: остановим распространение клеветы!
Главная » Подвиги в наследство » Подмосковный нокдаун

Подмосковный нокдаун

12 декабря 1941 года весь мир, затаив дыхание, слушал по радио сообщение Совинформбюро «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы».

Это была первая основательная заявка на то, что тогдашнему европейскому союзу, сколоченному Гитлером при финансовой поддержке США и Англии, СССР не сломить
Подмосковный нокдаун

В сообщении Совинформбюро говорилось: «С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву... До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои... 6 декабря 1941 г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его ударных фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки были разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потери».

 

Зимой 1941 года в Подмосковье наши войска впервые в массовом количестве захватили у противника военные трофеи, которые тут же стали успешно использовать в бою. В ходе битвы под Москвой в период с 16 ноября по 10 декабря 1941 года противник потерял 870 автомашин, 1434 танка, 575 орудий, 339 минометов, 5416 пулеметов и десятки тысяч автоматов и винтовок. Впервые перед нашими войсками возникла задача по утилизации и боевому использованию этих трофеев.
- До этого в Красной армии не было специальной службы, которая бы занималась сбором и оприходованием трофеев на поле боя, – рассказал мне член Международной ассоциации историков Второй мировой войны, доктор исторических наук полковник Юрий Рубцов. - В тыловых структурах армий имелись эвакоотделы, которые занимались в основном перемещением в тыл отступающих войск собственной техники. В ходе Московской битвы, когда противник бросал на полях сражений большое количество вооружения и имущества, стало ясно, что эвакоорганы не готовы к решению такой задачи, как сбор трофейного оружия. Командирам соединений на первых порах пришлось создавать нештатные команды по сбору и эвакуации трофеев. Лишь 23 марта 1942 года было принято постановление ГКО "Об организации сбора и вывоза трофейного имущества и лома черных и цветных металлов". Им вводилась система трофейных органов снизу доверху со специальными частями и учреждениями. В соответствии с этим постановлением при ГКО были созданы Центральная комиссия по сбору трофейного вооружения и имущества под председательством маршала Советского Союза Семена Буденного и Центральная комиссия по сбору черных и цветных металлов в прифронтовой полосе под председательством Николая Шверника. В Главном управлении тыла сформировано Управление по сбору и использованию трофейного оружия, имущества и металлолома, а во фронтах и общевойсковых армиях - аналогичные отделы в составе 8-12 человек. В дивизиях - отделения трофейного имущества и сбора металлолома. Управлениям тыла фронтов и армий предоставлялось право привлечения местного населения и автогужтранспорта для организации сбора и вывоза трофейного вооружения, имущества и металлического лома, а также производить премирование командного и рядового состава подразделений, отличившихся в проведении сбора металлического лома, из средств, выделяемых Наркомчерметом и Наркомцветметом. Был установлен фонд премирования в размере 15% от стоимости отгруженного лома черных и 5% от стоимости отгруженного лома цветных металлов.

В дальнейшем в связи с расширением наступательных операций трофейная служба совершенствовалась и укрупнялась. В 1943 году при ГКО был создан Трофейный комитет во главе с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым. На фронтах и в армиях формировались все новые и новые спецчасти для вывоза трофеев в тыл. Например, железнодорожные эвакопоезда, в каждом из которых имелись команда из двухсот человек и двадцать мощных тракторов-тягачей. Они были оснащены также подъемно-такелажным и водолазным оборудованием. Формировались отдельные эвакоподъемные отряды для выполнения сложных подъемно-такелажных работ, особенно по извлечению затонувшей или застрявшей боевой техники.

В Московской битве впервые в истории наших Вооруженных сил началось массовое использование в боевых действиях трофейного вооружения, в первую очередь, стрелкового оружия.

- Начало войны, как известно, было связано с чрезвычайно большими потерями в личном составе и вооружении, – рассказал мне руководитель Института военной истории полковник Иван Басик. - Убыль вооружения в РККА за июнь—декабрь 1941 года составила: винтовок и карабинов — 5 547 000, пистолетов и револьверов — 454 100, пистолетов-пулеметов — 98 700, ручных пулеметов — 135 700, станковых пулеметов — 53 700, 12,7-мм пулеметов — 600. Поэтому в первых же контратаках бойцы и офицеры стремились пополнить свой арсенал оружием противника. И хотя впоследствии, когда войска были полностью обеспечены советским оружием, и руководящие документы стали требовать сдачи трофейных боевых средств, многие офицеры все равно стремились иметь в своем личном арсенале «нештатный» наган или «шмайсер».

Что касается бронетанковой техники врага, то она после Московской битвы наиболее интенсивно использовалась на Западном фронте, в тылу которого имелась довольно мощная промышленная база в Москве и Подмосковье, где велся ремонт трофейной матчасти.

На Западном фронте, кроме многочисленных отдельных боевых машин, действовали и целые подразделения, оснащенные трофейной техникой. Пик применения трофейной техники приходится на 1942-1943 годы. Для облегчения ее эксплуатации в войсках в это время были изданы: «Памятка по использованию трофейных немецких боевых и транспортных машин», «Руководство службы по использованию трофейного танка Т-III» и «Руководство службы по использованию трофейного танка «Прага».

Во ходе Московской битвы в составе Западного фронта было сформировано минимум два батальона трофейных танков, которые в документах значатся как «отдельные танковые батальоны литер «Б». Один из них входил в состав 31-й армии ( 9 Т-60 и 19 немецких, в основном Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV), а другой — 20-й армии (7 Pz. Kpfw. IV, 12 Pz. Kpfw. III, 2 «Артштурма» (StuG III) и 10 чехословацких 38(t). Батальоном 20-й армии командовал майор Небылов, поэтому в документах он иногда называется «батальоном Небылова». Чуть позже в составе 33-й армии Западного фронта появилась 213-я танковая бригада, имевшая на вооружении 4 Т-34, 11 Pz. Kpfw. IV, 35 Pz. Kpfw. III.

Интересно, что какого-либо общего приказа или постановления ГКО о боевом использовании трофейного оружия не было. Командиры на местах сами принимали такое решение. В зависимости от количества исправной матчасти, данная техника действовала в составе отдельных рот или батальонов трофейных танков, создаваемых в инициативном порядке, а также включалась в состав штатных танковых подразделений Красной армии. Захваченные танки эксплуатировались до тех пор, пока хватало горючего, боеприпасов и запасных частей.

Достоверно известно также об использовании фашистских танков для создания советской техники. Например, СУ-76и —  советская самоходно-артиллерийская установка  класса штурмовых орудий устанавливалась на базе захваченных Красной армией немецких танков Pz Kpfw III. Индекс «и» в обозначении СУ-76и обозначает иностранную базу для самоходки. Машины этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном заводе № 37. Производство СУ-76и было остановлено в конце ноября 1943 года, поскольку поток захваченных шасси немецких танков старых образцов к тому времени заметно сократился. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И, которые ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной армии. В настоящее время сохранилось два экземпляра СУ-76и - один на открытой экспозиции Музея на Поклонной горе в Москве, второй - на постаменте в городе Сарны (Ровенская область, Украина).

Известно также немало случаев использования, особенно в целях ведения воздушной разведки, трофейных фашистских самолетов. А уж трофейные автомобили провезли наших бойцов через всю Европу. По данным Института военной истории, к концу войны из всего автомобильного парка Красной армии 9% (60 626 единиц) составляли трофейные автомашины.

За годы Великой Отечественной войны, по данным профессора Академии военных наук Владимира Ворсина, трофейная служба вывезла с передовой 24 612 танков и САУ, которых хватило бы для укомплектования 120 немецких танковых дивизий. 72 204 орудия, захваченных на полях сражений, могли бы составить артвооружение 300 пехотных артиллерийских дивизий. Кроме того трофейная служба собрала и отправила в тыл 6 008 285 тонн металлолома, в том числе 165 605 тонн цветного. Было отгружено 507 294 тонн лома, пригодного для производства черных и цветных металлов. Много это или мало, можно судить по тому, что для получения 1 тонны стали из чугуна необходимо было переплавить 25 тонн руды и израсходовать 2 тонны кокса. Для получения же 1 тонны стали из металлолома не требовалось ни руды, ни кокса, а лишь 690 килограммов металлолома, 460 килограммов чугуна и 80 килограммов флюса.

Сергей Турченко
12 декабря 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
понедельник
2020

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии