RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Хрущева нет, а Сталин жив
30 июня 2015 г.

Хрущева нет, а Сталин жив

30 июня 1956 года в СМИ СССР опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Пробуждение богатыря
23 мая 2014 г.

Пробуждение богатыря

Трудно поверить, но легко убедиться: дремлющие в наших генах могучие силы русского духа можно активизировать с помощью … сказки
Девица - Георгиевский кавалер
13 марта 2018 г.

Девица - Георгиевский кавалер

13 марта 1898 года родилась Кира Александровна Башкирова, которая в возрасте 16 лет была награждена Георгиевским крестом
Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней
20 апреля 2018 г.

Битва за Москву: важнейшая победа ценой миллиона жизней

20 апреля 1942 года закончилось одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны
Оболганный за отца
11 марта 2018 г.

Оболганный за отца

11 марта 1943 года не вернулся с боевого задания летчик-истребитель гвардии старший лейтенант Леонид Хрущёв
Главная » Подвиги в наследство » Великое контрнаступление

Великое контрнаступление

5 декабря 1941 года европейская фашистская армада получила мощнейший зубодробительный удар от русского солдата

Начался полный крах фашистской операции "Тайфун".
Великое контрнаступление

Первоначальный план так называемого гитлеровского блицкрига предполагал взятие Москвы в течение первых трёх месяцев войны. Однако в июле и начале августа 1941 года в ходе Смоленского сражения наши войска стойкой обороной и смелыми котрударами нанесли ощутимый урон группе армий «Центр», сорвали её попытку с ходу прорваться к Москве и заставили фашистов перейти здесь к обороне. А наш Юго-Западный фронт упорной обороной сковал главные силы группы армий «Юг» под Киевом и создал явную угрозу правому крылу группы армий «»Центр», нацеленных на Москву.

Срыв попытки фашистов летом 1941 года прорваться к Москве дал возможность советскому народу тщательно подготовиться к обороне столицы. В Московской области и Москве к концу лета для ведения борьбы с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе было создано 87 истребительных батальонов общей численностью более 28 тысяч человек. Было сформировано 25 дивизий народного ополчения. Сотни тысяч жителей Московской области и москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу. Всего в этих работах из числа городского и сельского населения участвовали 460 тысяч человек, из них женщин – 75 процентов. Их силами было подготовлено: 676 километров противотанковых рвов, 16,5 тысячи окопов для стрелковых отделений, более 27 тысяч огневых точек (пулемётных и артиллерийских), около 4 тысяч дотов и дзотов, установлено 32 тысячи 260 противотанковых ежей, свыше 1,3 тысячи проволочных заграждений и 38 тысяч лесных завалов. Возведён ряд других сооружений.

После поражения группировки советских войск под Киевом у фашистского командования вновь появилась надежда на взятие Москвы. 5 сентября Гитлер вызвал рейхсмаршала Геринга, фельдмаршалов Кейтеля и Браухича, генералов Гальдера и Йодля и патетически заявил: наступил час Москвы! Он поручил им срочно заняться планом новой наступательной операции. Как впоследствии выяснилось на Нюрнбергском процессе, он был подготовлен всего за ночь группой генералов и офицеров под руководством Гальдера и утром 6 сентября доложен начальнику штаба ОКВ Кейтелю. А в середине того же дня Гитлер утвердил этот план в форме директивы № 35 под грифом «Совершенно секретно! Только для командования!»

«Начальные успехи в действиях против сил противника, находящимися между смежными флангами групп армий «Юг» и «Центр», в сочетании сдальнейшими успехами по окружению вражеских войск в районе Ленинграда, - отмечалось в директиве, - создают предпосылки для проведения решающей операции против группы армий Тимошенко. Она должна быть решительно разгромлена до наступления зимы... С этой целью необходимо сосредоточить все силы сухопутных войск и авиации, предназначенные для операции, на главном направлении».

16 сентября командование группы армий «Центр» издало директиву о подготовке операции по захвату Москвы под кодовым названием «Тайфун». Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок, сосредоточенных в районах Духовщины (3-я танковая группа), Рославля (4-я танковая группа) и Шостки (2-я танковая группа), окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью её захвата.

Накануне наступления под Москвой в беседе с японским послом Гитлер заявил, что Москва падёт 12 октября. Геббельс на середину октября подготовил грандиозную программу: победные спецвыпуски газет, парад в Москве, офицерский бал в ЦДКА, награды «Победителям Москвы», изготовление швейцарских часов «Первым ворвавшимся в Кремль». Кстати, эти часы, находившиеся в ящиках, обнаруженных в подвалах рейхсканцелярии 30 апреля 1945 года, достались воинам 150-й дивизии генерала Шатилова, взявшим рейхстаг.

Перед началом операции «Тайфун» Гитлер лично обратился к войскам: «За три с половиной месяца созданы наконец предпосылки для того, чтобы посредством мощного удара сокрушить противника ещё до наступления зимы. Сегодня начинается последняя, решающая битва...»

У фашистов были формальные основания рассчитывать на скорую победу. Соотношение сил под Москвой оказалось далеко не в нашу пользу: по состоянию на 30 сентября у гитлеровцев насчитывалось здесь около 2 миллионов штыков, 14 тысяч орудий и минометов, 1700 танков, 1390 самолётов. Нельзя забывать, что на Москву устремились объединенные войска всей Европы: итальянские и румынские дивизии, четыре венгерских бригады, которые поддерживались 4-м воздушным флотом и румынской авиацией. Кроме того, по состоянию на окрябрь 1941 года, в вермахте была сформирована 250-я пехотная дивизия испанских добровольцев (18 тысяч человек), 638-й пехотный полк французских добровольцев, а также бельгийские, шведские, хорватские воинские соединения.

У нас к тому времени на всех фронтах московского направления были сосредоточены 1 миллион 100 тысяч бойцов, 7600 орудий и миномётов, 990 танков, 660 самолётов. То есть объединенные силы Европы имели значительный перевес. Но фашисты не учли некоторых важных нюансов. В первую очередь, несгибаемого духа нашего народа, его мобилизационных возможностей и ресурсов, а также того, что москвичи и жители Подмосковья будут биться с ними наравне с красноармейцами.

Очень важно то, что наша разведка сумела заблаговременно раскрыть основные положения операции «Тайфун». Это дало возможность мобилизовать дополнительные военные и людские ресурсы. В этом отношении интересен документ, с которым мне удалось ознакомиться в личном архиве маршала Ворошилова. 26 сентября 1941 года командование Западного фронта направило донесение в Ставку:

«Главковерху товарищу Сталину. Нач. Генштаба товарищу Шапошникову.

По данным всех видов разведки, устанавливается следующее:

1 Противник непрерывно подводит резервы из глубины по жел. дороге Минск-Смоленск-Кардымово и по шоссе Миск-Смоленск-Бобруйск-Рославль.

2 Создает группировки против Западного фронта в районе Духовщины, Ярцева, ст. Кардымово и против Резервного фронта в районе Рославля.

3 Противник готовится к наступлению в направлении Москвы, с главной группировкой вдоль магистрали Вязьма-Москва. Всего для наступления подтянуто до 100 дивизий всех родов войск.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 августа
четверг
2018

В этот день:

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Главный маршал авиации Павел Кутахов

16 августа 1914 года родился Павел Степанович КУТАХОВ (ум. 03.12.1984), главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Простой крестьянский парень из донской станицы, он стал одним из лучших пилотов Страны Советов, а потом и самым главным летчиком СССР.

В августе 1935 года Павел по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2». В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернулся в расположение советских войск.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги. Сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 14 самолетов лично и 28 с напарниками.

После войны подполковник Кутахов ещё несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР». В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации. Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему во второй раз присвоено звание Героя Советского Союза.

Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

Подвиг экипажа Владимира Шарпатова

16 августа 1996 года экипаж российского самолёта «Ил-76» (командир Владимир Шарпатов), находившийся в плену у талибов больше года, совершил выдающийся подвиг - побег на своём же самолёте — через Иран в ОАЭ. После возвращения на Родину командир воздушного судна Владимир Ильич Шарпатов и второй пилот Газинур Гарифзянович Хайруллин были удостоены звания Героя России.

А Здор Александр Викторович — штурман, Аббязов Асхат Минахметович — бортинженер,
Вшивцев Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов Сергей Борисович — ведущий инженер,
Рязанов Виктор Петрович — ведущий инженер награждены орденами Мужества. О их подвиге снят фильм «Кандагар».

3 августа 1995 года самолёт Ил-76ТД бортовой номер RA-76842, принадлежавший казанской компании «Аэростан», с семью членами экипажа на борту по заказу правительства в Кабуле, в рамках межправительственного соглашения с Албанией, совершал коммерческий рейс по маршруту Тирана — Кабул (Баграм) с грузом стрелковых боеприпасов. Фактическим получателем груза был «Северный альянс», авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага «Талибана» Ахмад Шах Масуда. Сходные рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи, экипаж выполнял неоднократно, перевозя самые разные грузы. Рейс из Тираны с боеприпасами был третьим после двух таких же, вполне успешных. Над Афганистаном самолёт был перехвачен истребителями движения «Талибан» и был принужден совершить посадку в районе Кандагара под предлогом досмотра груза. Среди формально разрешённых к перевозке стрелковых боеприпасов был обнаружен ящик с запрещёнными к перевозке снарядами.

Более года (378 дней) члены экипажа самолёта находились в плену в очень тяжёлых условиях, мучаясь от жары, нехватки воды и плохой пищи. Психологическое состояние экипажа тоже было очень тяжёлым: они всерьёз опасались за свою жизнь, так как были захвачены при перевозке оружия врагам «Талибана». С другой стороны, они долго не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. Талибы предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить участь. Связь с Россией удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Попытка Акулова обменять пленников на запчасти к вертолётам не удалась. С другой стороны, удалось добиться права на редкие личные встречи, в том числе с другими представителями российских властей в Афганистане и Пакистане, и передачу почты, что позволило обговорить детали возможного побега. Экипаж смог убедить талибов в том, что весьма ценный самолёт требует периодического технического обслуживания. За отсутствием собственных специалистов, экипажу было позволено, время от времени, под вооружённым конвоем, поддерживать самолёт в работоспособном состоянии.

И вот 16 августа 1996 года при очередном техобслуживании (в частности, поводом к нему послужило повреждённое колесо шасси) экипаж запустил двигатели и взлетел, воспользовавшись ослаблением бдительности на аэродроме из-за пятницы и времени молитв. Аэродромные службы пытались воспрепятствовать взлёту, но безуспешно. Самолёт-истребитель поднят в воздух не был. Конвоиров, которых было меньше, чем обычно, удалось обезоружить и связать. Топлива на полёт хватило, так как самолёт перед рейсом в Кабул был заправлен с расчётом на обратный рейс, и топливо слито не было. Для большей скрытности самолёт уходил из Афганистана на запад, в Иран (а не на север, в Россию), причём на предельно малых высотах. Авиадиспетчеры Ирана, как это было оговорено заранее, пропустили самолёт в своё воздушное пространство, в дальнейшем самолёт беспрепятственно прилетел в ОАЭ, в Шарджу.

В ночь с 18 на 19 августа российские лётчики благополучно вернулись в Казань. 22 августа того же года был подписан указ о награждении экипажа, командиру корабля и второму пилоту было присвоено звание Героев России, а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества. Члены экипажа самолёта: Шарпатов, Владимир Ильич — командир воздушного судна, Хайруллин, Газинур Гарифзянович — второй пилот, Здор, Александр Викторович — штурман, Аббязов, Асхат Минахметович — бортинженер, Вшивцев, Юрий Николаевич — бортрадист, Бутузов, Сергей Борисович — ведущий инженер,

Рязанов, Виктор Петрович — ведущий инженер. (Википедия)

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Диакон Вячеслав Луканин

16 августа Русская Православная Церковь воздает память священномученику Вячеславу (Луканину), погибшему в этот день в 1918 году.

Вячеслáв Геóргиевич Лукáнин относится к роду потомственных русских священников, до революции был диаконом Пермской и Екатеринбургской епархий РПЦ. Прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских 17 июля 2002 года. Память священномученика Вячеслава совершается в день его кончины — 3 / 16 августа. Он был убит богоборцами прямо в храме во время молитвы выстрелом в спину.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии