RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Памятник Маршалу Рокоссовскому
7 мая 2015 г.

Памятник Маршалу Рокоссовскому

В преддверии 70-й годовщины Великой Победы в Москве наконец-то открыли памятник Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Константину Константиновичу Рокоссовскому.
Небесный витязь России
16 декабря 2013 г.

Небесный витязь России

16 декабря 1938 года центральные советские газеты сообщили ужасную для народа новость: погиб Валерий Павлович Чкалов
Полярная мечта Александра Сибирякова
8 октября 2013 г.

Полярная мечта Александра Сибирякова

8 октября 1849 года родился великий русский исследователь Сибири и Северного морского пути
Взлёты и падения летчика Водопьянова
18 ноября 2017 г.

Взлёты и падения летчика Водопьянова

18 ноября 1899 года родился выдающийся «Сталинский сокол»
Равнение на подвиг победителей
22 февраля 2015 г.

Равнение на подвиг победителей

Речь верховного главнокомандующего Владимира Путина в Государственном Кремлёвском дворце на торжественном вечере, посвящённом Дню защитника Отечества
Главная » Подвиги в наследство » Красные дипкурьеры

Красные дипкурьеры

5 февраля - Всероссийский день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей

Именно в этот день в поезде Москва-Рига на перегоне между станциями Икскюль и Куртенгоф в перестрелке с нанятыми иностранной разведкой преступниками, погиб советский дипкурьер Теодор Нетте и был тяжело ранен его коллега Иоганн Махмасталь.
Красные дипкурьеры

Дипкурьеры перевозили из Москвы в Ригу дипломатическую почту. Как и положено по инструкции, они вдвоем занимали всё купе. Теодор - верхнюю полку, Иоганн — нижнюю. После того, как проехали станцию Икскюль, в вагон ворвались наемники в масках. Иоганн предупредил Теодора о нападении и попытался закрыть дверь, но не успел. Один из нападавших выстрелил в Махмасталя. Пуля попала в живот, но Иоганн остался жив. Нетте с верхней полки всадил в ворвавшегося в купе бандита пулю. Падая, тот снова выстрелил в Махмасталя и ранил его в руку. Иоганн перехватил револьвер в левую и ранил второго бандита. Но тот устоял на ногах и выстре­лил Нетте в голову. Теодор замертво рухнул с полки.

Раненые бандиты попытались уйти, но их прикончил, вероятно, как лишних свидетелей, третий нападавший, который на ходу выпрыгнул из вагона.

Махмасталь, истекая кровью, держал под прицелом дверь купе и никого к себе не подпускал. Когда в Риге в поезд прибыл сотрудник советского постпредства (на беду Иоганн не знал его в лицо), Махмасталь запретил входить в купе даже ему, угрожая пистолетом. Только когда приехал известный дипкурьеру сотрудник, дипкурьер сдал почту и тут же потерял сознание.

Расследование инцидента показало, что нападав­шими были братья Габриловичи - граждане Литвы, поляки по националь­ности. Кто был заказчиком преступления — осталось невыясненым.

Похороны Нетте В Москве вылились в неви­данно массовую демонстрацию протеста. Теодор Нетте (посмертно) и Иоганн Махмасталь были награждены высшими на тот период боевыми орденами - орденами Красного Знамени. Но с особым энтузиазмом граждане СССР восприняли решение правительства назвать именем Нетте пароход. Поэт Владимир Маяковский посвятил этому событию стихотворение «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» в котором есть такие строчки:

В наших жилах —
кровь, а не водица.
Мы идём
сквозь револьверный лай,
чтобы,
умирая,
воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другие долгие дела.

Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.

Иоганн Махмасталь после ранения в 1926 году недолго поработал на хоздолжностях в дипведомстве, потом былотправлен на пенсию по инвалидности, а в 1942 году умер в 50 с небольшим лет.

В советское время память о красных дипкурьерах чтили, на их примере воспитывали у молодежи патриотизм. Когда в 1953 году параход «Теодор Нетте» был списан, построили другой - газотурбиноход "Теодор Нетте". К 1986 году и это именное судно отслужило своё.

На собранный молодежью и школьниками металлолом был построен суперсовременный контейнеровоз, который в 1990 году вышел в океан с именем «Теодора Нетте». Но начавшиеся реформы изменили нравственные ориентиры в государстве: идеология рынка "убила» именное судно. В 1992 году приватизаторы продали его зарубежной фирме. Она сменила имя судна.

Но память осталась. На дисках (в «наших» проамериканских кинотеатрах не увидишь) увлекательный фильм «Красные дипкурьеры», в основу сюжета которого положены реальные события, произошедшие 5 февраля 1926 года в поезде Москва-Рига. Ещё встречается на кассетах и на дисках кинофильм «Сумка дипкурьера», снятый известным режиссером Александром Довженко, который в молодости работал в дипломатическо-курьерской службе.

Сегодня работа дипкурьера, как и в те далекие времена, секретна и опасна. Имена её героев мы узнаём лишь после их гибели. На Ваганьковском кладбище неподалеку от могилы Теодора Яновича Нетте - еще три одинаковых надгробия с пятиконечными звездами. Под каждым - два захоронения. Дипкурьеры Евгений Васильев, Александр Стариков, Борис Смирнов, Владимир Ласковый, Алексей Власов и Владимир Зябликов уже в наше время погибли при исполнении служебных обязанностей. Потому и похоронены парами - как работали. Вечная им слава!

Сергей Турченко
5 февраля 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
22 августа
четверг
2019

В этот день:

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

22 августа -День Государственного флага Российской Федерации.

Праздник был установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации.

Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции как официальный государственный символ утверждён указом президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года «О Государственном флаге Российской Федерации». Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.  Исторически «триколор» являлся торговым или коммерческим флагом Российской Империи.

В артикуле 6 утверждённого Петром Первым 13 января 1720 года Уставе морском было сказано: "Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: белый, синий, красной". В 1885 году бело-сине-красный флаг был подтвержден императором Александром III флагом коммерческих судов: "Флаг для коммерческих судов состоит из трёх горизонтальных полос, считая сверху: белой, синей и красной". В государственной символике Российской Империи преобладали другие цвета. Созданное в 1696 году гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой. В 1742 году в связи с предстоящей коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи (которое являлось одной из государственных регалий наряду с короной, скипетром, печатью и использовалось на торжественных церемониях, коронациях, погребениях императоров). Оно состояло из жёлтого полотнища с изображением на обеих его сторонах чёрного двуглавого орла в окружении овальных щитков с 31 гербом, символизирующих упомянутые в императорской титулатуре царства, княжества и земли. Как символ российской государственности использовался также флаг из государственных цветов чёрно-жёлто-белого сочетания. Ельцин и его окружение выбрали коммерческий триколор как символ современной России.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

Одноногий адмирал Иван Исаков

22 августа 1894 года родился Иван Степанович ИСАКОВ (умер 11.10.1967), Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. 20-летним юношей он начал военно-морскую службу. В годы Первой мировой войны служил мичманом на эсминце "Изяслав". После революции занимал ряд руководящих командных и штабных должностей на флотах, а также в центральном аппарате ВМФ, командовал Краснознаменным Балтийским флотом.

В 1938 г. был назначен заместителем Народного комиссара Военно-морского Флота. В 1939 г. он вступил в ряды Коммунистической партии.  Незаурядные способности адмирала Исакова как флотоводца и крупного военачальника особенно раскрылись в годы Великой Отечественной войны, которую он встретил на посту первого заместителя Народного комиссара Военно-Морского Флота. В июле 1941 г., когда создалось тяжелое положение для наших войск и флота в Прибалтике, И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего Северо-Западного направления по морской части. С образованием Северо-Кавказского направления в апреле 1942 г. И. С. Исакова назначили заместителем главнокомандующего и членом Военного совета этого направления. Организаторский талант Ивана Степановича сыграл большую роль в объединении усилий войск, действовавших в Севастополе, на Керченском полуострове и на Кавказском побережье. Он много внимания уделял боевым действиям Азовской флотилии, Керченской военно-морской базы и других частей Черноморского флота. 4 октября 1942 г. при очередной поездке на передовые линии недалеко от Туапсе, в районе Гойтхского перевала, И. С. Исаков был тяжело ранен. Ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь. Зимой Исаков , не покидая палаты, начал работать, а в мае 1943 г. вернулся в Москву. Став инвалидом, Иван Степанович не потерял самообладания и мужества. Он был назначен начальником Главного штаба ВМФ и заместителем главнокомандующего Военно-Морского Флота, впоследствии занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате Министерства обороны. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств. И. С. Исаков скончался в 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

Возвращение Порт-Артура

22 августа 1945 года советские десантники освободили Порт-Артур и Дальний (Дайрен) от японских захватчиков.

13 августа 1945 года - президент США Гарри Трумэн отдал приказ занять порт Дальний до того, как туда высадятся русские. Сделать это американцы собирались на кораблях. Советское командование решило опередить США: пока те доплывут до Ляодунского полуострова, высадить русский десант на гидросамолетах.

22 августа 1945 года 27 самолетов 117-го авиаполка Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского Флота поднялись в воздух и взяли курс на порт Дальний. На борту каждого из них было по 36 человек. В бухте порта Дальний десант высадился и занял город. Затем совместно с частями

6-й Гвардейской танковой армии и частями 39-й армии освободили весь Ляодунский полуостров вместе с Порт-Артуром. Он снова вернулся в Россию. Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин так оценил этот факт: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны... Как известно, в войне с Японией Россия потерпела тогда поражение. Было ясно, что Япония ставит себе задачу отторгнуть от России весь ее Дальний Восток.... Но поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны... легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня».

 

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Авиаконструктор Александр Яковлев

22 августа 1989 года скончался Александр Сергеевич Яковлев (р. 1906), авиаконструктор, лауреат шести Сталинских премий, Ленинской премии и Государственной премии СССР, создатель самолётов серии ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено 70 000 самолётов «Як». Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии