RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Катюша против «мессеров»
12 сентября 2016 г.

Катюша против «мессеров»

12 сентября 1941 года геройски погибла Екатерина Ивановна Зеленко, старший лейтенант.
Кузница флотских кадров
10 февраля 2016 г.

Кузница флотских кадров

10 февраля Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова празднует день своего рождения
«Птенцы» подполковника Артура Спрогиса
29 июня 2018 г.

«Птенцы» подполковника Артура Спрогиса

29 июня — в России отмечается День партизан и подпольщиков.
Что может защитить реформированная ПВО
31 июля 2013 г.

Что может защитить реформированная ПВО

65 лет назад войска ПВО страны были выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР.
Константин Заслонов
22 апреля 2020 г.

Константин Заслонов

75-дневная Вахта Памяти в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. День пятьдесят шестой.
Главная » Подвиги в наследство » Поражение люфтваффе в подмосковном небе

Поражение люфтваффе в подмосковном небе

В ночь на 22 июля 1941 года нашей противовоздушной обороной был отбит первый бомбовый авианалет на Москву

Битва за нашу столицу в небе Подмосковья началась 22 июля 1941 года, а за кончилась через 8 месяцев полным поражением фашистской авиации
Поражение люфтваффе в подмосковном небе

Вопрос о авиаударе по Москве был впервые поставлен на совещании у Гитлера 13 июля 1941 года. Его озвучил командир 8-го авиакорпуса люфтваффе генерал В. Рихтгофен. Он высказал предположение, что воздушные налеты на Москву, в которой тогда проживало свыше четырех миллионов человек, ускорят катастрофу русских. На следующий день, 14 июля, Гитлер сформулировал цель предстоящих бомбардировок Москвы: «Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата». 19 июля в директиве № 33 «О дальнейшем ведении войны на востоке» он уже конкретно потребовал «...развернуть воздушное наступление на Москву...». Была определена и дата начала наступления - 21 июля. 20 июля командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг провел совещание с командирами бомбардировочных соединений в связи с предстоящей воздушной операцией. Во исполнение директивы № 33 ответственным за организацию и проведение налетов был назначен командир 2-го авиакорпуса генерал Б. Лерцер. Ему были оперативно подчинены все авиагруппы, выделенные для бомбардировки Москвы. Это были большие силы: из пяти действовавших на восточном фронте авиакорпусов только 4-й не планировался к участию в налетах на Москву.
20 июля командующий 2-м воздушным флотом люфтваффе Кессельринг после совещания с командирами авиасоединений прибыл на аэродром Тересполь и обратился к экипажам бомбардировщиков с таким призывом: «Мои авиаторы! Вам удавалось бомбить Англию, где приходилось преодолевать сильный огонь зениток, ряды аэростатных заграждений, отбивать атаки истребителей. И вы отлично справились с задачей. Теперь ваша цель - Москва. Будет намного легче. Если русские и имеют зенитные орудия, то немногочисленные, которые не доставят вам неприятностей, как и несколько прожекторов. Они не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации. Вы должны, как это всегда делали над Англией, при благоприятных условиях подойти к Москве на небольшой высоте и точно положить бомбы. Надеюсь, что прогулка будет для вас приятной. Через четыре недели войска победоносного вермахта будут в Москве, а это означает конец войне».

Вот таким представлялась германскому командованию воздушная операция над Москвой. Последующие события показали, что это был жесточайший просчет.

Современные аналитики нередко смакуют тему о неготовности СССР к войне с фашистами. Состояние ПВО к 1941 году — одно из убедительных доказательств несостоятельности таких оценок. В 1939 году были созданы корпуса, дивизии и отдельные бригады ПВО. К этому времени технические средства могли обнаруживать самолеты на дистанции до 100 километров. Система управления огнем позволяла концентрировать огонь 12-15 батарей, создавать для ночного боя световые поля в несколько квадратных километров. Имеющиеся аэростаты позволяли ставить заграждения на площади порядка 200-400 квадратных километров.Оборонительный пояс охватывал Москву кольцом шириной 200-250 километров и был усилен по наиболее вероятным западным маршрутам налетов. Радиолокаторы РУС-1 располагались на линии Вязьма - Ржев. Средства ПВО применяли комплексно и массированно, совместно со всеми родами войск. Главным тактическим приемом было взаимодействие истребительной авиации и зенитной артиллерии. Истребители предназначались для ведения боев днем в основном на расстоянии 100-200 километров от Москвы, вне зоны огня зенитных батарей. Ночью же истребителям предстояло действовать преимущественно в пределах световых прожекторных полей, охватывающих каждое в среднем площадь 30х35 километров. Прожектористы должны были ловить цель и передавать с луча на луч по всей трассе полета, а нашим самолетам предстояло атаковывать ее из темноты. Артиллерия прикрывала ближние подступы к объекту - зону в 30-40 километров. Малокалиберная артиллерия и пулеметы нередко располагались на территории охраняемого объекта, на крышах домов и фабрик для защиты от самолетов, прорвавшихся на малых высотах.

Войска ПВО страны перед войной насчитывали почти 182000 человек. На их вооружении находилось более 4000 орудий и пулеметов, 1500 прожекторных установок, 850 аэростатов заграждения, 45 радиолокационных станций, а 40 истребительных полков, выделенных для целей ПВО, имели около 1500 самолетов, в том числе более половины парка составляли истребители И-16, примерно 25% И-153, около 10% Як-1 и МиГ-З.
И.В.Сталин лично контролировал состояние ПВО страны. Красноречивый факт. Именно в день первого налета люфтваффе на Москву Сталин провел в Ставке командно-штабную игру по отражению дневного воздушного налета на столицу с целью определить боевые возможности сил ПВО Москвы. Руководство игрой было поручено начальнику Генерального штаба Г.К. Жукову. Под его контролем на карты была нанесена исходная обстановка с необходимыми данными по силам и средствам ПВО столицы и возможным силам противника. За нападающую сторону выступали командующий ПВО столицы генерал М.С. Громадин и штаб зоны ПВО во главе с его начальником полковником А.В. Герасимовым. Отражением «налета» руководили командир 1-го корпуса ПВО генерал Д.А. Журавлев и командир 6-го истребительного авиакорпуса полковник И.Д. Климов.

Вспоминая эту игру, Д.А. Журавлев писал: «Авторы разработки создали... сложную обстановку. Согласно их данным, воздушный противник пытался прорваться к Москве тремя большими группами, эшелонированными по высоте и времени. Мне с И.Д. Климовым пришлось здорово потрудиться, организуя отражение настойчивых атак врага... Коротко подвел итоги начальник Генерального штаба Г.К. Жуков. Из его слов было ясно, что в основном мы со своей задачей справились. Затем И.В. Сталин сказал: «Завтра вы нам покажете отражение ночного налета». Однако второй игре на картах не суждено было состояться ни на следующий день, ни позже. Всего через несколько часов нам пришлось отражать налет на столицу не условного, а вполне реального противника».
Ночное время для налета фашисты выбрали исключительно аргументированно, ибо знали, что летчиков-ночников в составе 6-го ИАК не более 20%, что в ночных условиях расчеты ВНОС могут допустить большие ошибки в определении маршрута и высоты полета, количества и типов бомбардировщиков, что удаленные от Москвы зенитные артиллерийские и пулеметные подразделения не имеют прожекторов.

Как вспоминали участники событий, в 21.00 посты ВНОС, расположенные на рубеже Рославль - Смоленск, передали информацию о наличии в воздухе большой группы вражеских самолетов. В 22.00 стало ясно, что на Москву движется более 200 тяжелых бомбардировщиков (при последующем подсчете их оказалось 222) по двум направлениям, на высотах от 3 до 7 километров, предварительно тремя-четырьмя эшелонами с интервалом в 35-40 мин., по основному маршруту в створе Орша - Москва. В 22.07 в Москве объявлена воздушная тревога. В городе завыли сирены.

В 22.29 прожекторы осветили головные цели и генерал Журавлев отдал приказ на ведение огня всеми огневыми средствами. Полковник Климов поднял в воздух истребители на перехват врага. На командный пункт ПВО города прибыли большинство членов ГКО во главе с И.В. Сталиным и командующий Московской зоной ПВО генерал Громадин.

Воздушные бои развернулись в световых прожекторных полях на рубеже Солнечногорск - Голицыно. Одним из первых в бой вступил командир эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка (иап) капитан К.Н. Титенков. Определив в группе флагмана, он атаковал его, сразил сначала бортстрелка, а затем поджег самолет. После гибели ведущего взаимодействие в группе вражеских самолетов нарушилось, подоспевшие наши истребители рассеяли строй фашистов и большинство из них, сбросив бесприцельно свой бомбовый груз и маневрируя, устремились назад, на запад, выходя из зоны огня. Кроме капитана К.Н. Титенкова, уничтожившего самолет-флагман противника, в этом первом налете отличились летчики-истребители лейтенанты В.Д. Лапочкин, П.В. Еремеев, Л.Г. Лукьянов и многие другие, а также командир 120-го иап майор А.С. Писанко.

Однако другие группы, прикрываясь плотным огнем бортового оружия, продолжали полет к городу. В ожидаемую зону огня зенитной артиллерии они входили небольшими группами с разных направлений, эшелонированно по высотам. При этом плотность налета оставалась высокой. Исходя из этого, генерал Журавлев принял решение и отдал приказ на ведение заградительного огня. В этом случае стрельба велась в ту часть пространства, где ожидалось появление самолетов с тем, чтобы на пути движения бомбардировщиков была создана сплошная огневая завеса. Расчет делался на то, что далеко не каждый экипаж вражеского бомбардировщика решится следовать по боевому курсу, если видит на своем пути сплошную зону разрывов снарядов. Заградительный огонь производил ошеломляющее воздействие на экипажи вражеских самолетов, подавлял их морально, заставляя уходить с боевого курса, бесприцельно освобождаться от бомбового груза и отказываться от выполнения боевой задачи. Лишь одиночные самолеты прорывались через сплошную огневую зону, главным образом, на флангах зенитно-артиллерийских полков, однако и их встретили сюрпризы, которых они не ожидали.

Один из командиров вражеских воздушных кораблей фельдфебель Л. Хавигхорст так вспоминает первый налет: «...Горящий Смоленск являлся хорошим навигационным ориентиром. Четким белым штрихом просматривалась дорога Смоленск - Москва. Скоро мы увидели 10 - 20 прожекторов, создававших световое поле. Попытки обойти его не удались: прожекторов оказалось много и слева, и справа. Я приказал увеличить высоту полета до 4500 м и экипажу надеть кислородные маски... Когда наш самолет вплотную подлетал к Москве и мы собирались освободиться от бомбового груза, раздался взволнованный голос радиста:

- Внимание, аэростаты!

- Ты обалдел, - послышалось в ответ, - мы же летим на высоте 4500!

Экипаж хорошо знал, что англичане не поднимали аэростаты выше 2000 метров, а здесь высота была, по крайней мере, удвоена... Я приказал сбросить бомбы и... мы повернули обратно».
Первый налет на Москву был успешно отражен. К Москве прорвались лишь несколько самолетов, которые успели сбросить бомбы на город. В результате налета пострадали 792 человека (130 убиты, 241 тяжело ранены), разрушено 37 зданий, возникло 1166 очагов пожара, повреждено 2 водовода, отдельные участки газовой и электросети, разбито до 100 км пристанционных железнодорожных путей и 19 вагонов с грузом. Несколько бомб упало на территорию Кремля, но они не нанесли существенных повреждений. Пострадали в первом налете, в основном, Ленинградский и Краснопресненский районы столицы. Потери авиации люфтваффе составили 22 самолета (12 на счету летчиков-истребителей и 10 на счету зенитчиков).

Выслушав доклады Д.А. Журавлева и И.Д. Климова, И.В. Сталин сказал: «Ну что же, хорошо. Двадцать самолетов - это десять процентов от числа участвовавших в налете. Для ночного времени это нормально. Нужно иметь в виду, что еще значительная часть немецких бомбардировщиков получила серьезные повреждения. Мне сейчас звонил маршал Тимошенко. Сказал, что наблюдал за самолетами противника, идущими от Москвы. Некоторые из них горели и падали за линией фронта».

В целом результаты первого сражения сил ПВО Москвы с воздушной группировкой люфтваффе оказались не только выигрышными с военной точки зрения, но и подняли

боевой дух войск и населения, продемонстрировали первую победу, одержанную над немецкой авиацией, считавшейся в странах Европы неодолимой. В масштабах всей летне-осенней кампании Великой Отечественной войны Германия потерпела первое серьезное военное поражение стратегического масштаба. И это понимали все, хотя и не спешили обнародовать. Фашисты - потому что второй раз после Смоленской конфузии генеральный план всей войны - «Барбаросса» - выявил свое несовершенство и определенную авантюристичность. А советское руководство считало, что достигнутый успех непременно следует закрепить.

Днем 22 июля по радио был передан Приказ Наркома обороны И.В. Сталина № 0241, в котором была объявлена благодарность участникам отражения налета - как воинам ПВО, так и бойцам пожарных команд, подразделений местной противовоздушной обороны (МПВО) и милиции города Москвы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля были награждены: орденом Ленина - 5 человек, орденом Красного Знамени - 28, орденом Красной Звезды - 28, медалью «За отвагу» - 22 воина. Эти награды отличившимся вручил М.И. Калинин в Кремле.

Гитлер, независимо от результатов первого налета, требовал продолжать воздушную операцию, создать высокую боевую напряженность, сломить волю Советского Правительства и воинов ПВО - защитников Москвы. Поэтому второй налет, также массированный, в составе до 150 самолетов состоялся в ночь с 22 на 23 июля. Отражать его мешала сильная облачность. Тем не менее, из 12 эшелонов авиации противника до Москвы четыре вообще не дошли. Ошеломляющим для немцев явился факт, что два самолета были уничтожены аэростатами заграждения, чего ранее никогда не было, а общие потери люфтваффе составили 15 самолетов, т.е. опять 10% (до этого при налетах на Лондон, другие столицы и крупные объекты европейских государств потери люфтваффе никогда не превышали 3%).

За месяц боев с 22 июля по 22 августа немцы потеряли свыше двухсот, то есть более половины, самолетов, подготовленных для уничтожения Москвы, а главное — потеряли своих лучших летчиков.

Тем не менее, фашисты продолжали попытки нанесения авиаударов по Москве. После захвата противником Можайска, Волоколамска и Солнечногорска положение осложнилось. Аэродромы, с которых поднимались самолеты противника, вплотную приблизились к городу. Время подлета к городу сократилось до немногих минут, бомбардировщики летали под прикрытием истребителей, противодействовавших нашим истребителям ПВО.

9 ноября Государственный Комитет Обороны принял решение о противовоздушной обороне Москвы. Согласно ему втрое увеличивалось число истребительных полков и вчетверо аэростатов заграждения, улучшалась система МПВО. Все эти меры позволили уберечь город от разрушений и возникновения массовых пожаров.

Противник попытался добиться успеха, применив новейшие технические средства нападения. С 1942 года над Москвой стали появляться высотные разведчики Ю-86 и специально оборудованные бомбардировщики Ю-88. Первые имели потолок, близкий к 17000 метрам, вторые летали ниже, но могли нести бомбовый груз. Для борьбы с ними в частях 6-го авиакорпуса стали готовиться летчики-высотники. Зенитчики получили снаряды со специальным взрывателем, поражающим цели на больших высотах. После этого противник уже не решался повторять неудачные для себя массовые налеты на больших высотах.

От налетов вражеской авиации Москву защищали не только войска ПВО. В самом городе с последствиями бомбовых ударов боролась местная противовоздушная оборона – МПВО. Ее подразделения укрывали жизненно важные объекты, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, тушили пожары и ликвидировали аварии.

Хорошие результаты дало сооружение ложных целей. У них как бы случайно ухудшали светомаскировку, и если бомба попадала в эту цель, то следующие самолеты старались поразить район начавшегося пожара. Иногда намеренно зажигали костры. Как правило, вторая волна машин сбрасывала свой груз на такой "пожар", обстреливала его из пушек и пулеметов. Строительство ложных целей велось силами МПВО.

Иногда сооружали ложные цели грандиозных размеров, хорошо прикрытые зенитной артиллерией. К ним относятся дублеры заводов и аэродромы-призраки. В 5 километрах от Тушинского аэродрома был сооружен ложный аэродром с ангарами, макетами аэродромных сооружений, макетами "яков" и "мигов". На ложные объекты было сброшено 156 осветительных бомб, 687 фугасных и много (возможно, десятки тысяч) зажигательных. Это составило примерно треть от всех сброшенных бомб. Всего подразделения МПВО, состоящие на 75% из женщин, насчитывали около 650 тысяч бойцов. Эффективная система бомбоубежищ практически исключала жертвы среди населения. Первые бомбоубежища стали сооружать еще в 1932 году. К началу войны подготовили 700 газоубежищ и более 2600 бомбоубежищ на 400 тысяч человек. С первых дней войны как укрытие использовали метрополитен, в том числе недостроенную третью линию. Днем метро работало, а после 19 часов, а в отдельные дни после 17 часов оно превращалось в убежище. Строили также землянки и щели, особенно в районах, где не было каменных зданий с подвалами.

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии