RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Шанс Рудольфа Абеля
1 мая 2014 г.

Шанс Рудольфа Абеля

1 мая 1961 года под Свердловском был сбит американский самолет-шпион U-2, который считался неуязвимым. Летчик Пауэрс чудом спасся.
Виртуальный музей
5 мая 2020 г.

Виртуальный музей

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне открыт уникальный виртуальный музей «Штаб интернационального партизанского отряда "РОДИНА"»
Петровская армия
3 марта 2015 г.

Петровская армия

3 марта 1705 года Петр I издал указ о наборе рекрутов, начав формирование первой регулярной русской армии
Как французы из России бежали
3 ноября 2019 г.

Как французы из России бежали

3 ноября 1812 года началось Вяземское сражение
Дважды опальный адмирал
6 декабря 2013 г.

Дважды опальный адмирал

6 декабря — день памяти выдающегося флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова
Главная » Подвиги в наследство » С Ильёй Муромцем на фюзеляже

С Ильёй Муромцем на фюзеляже

20 июня 1917 года погиб Евграф Николаевич КРУТЕНЬ (род. 29.12.1890), русский военный летчик, капитан, сбил более 15 самолетов противника.

Он впервые в истории боевого летного дела выдвинул идею о создании истребительной авиации.
С Ильёй Муромцем на фюзеляже

Поначалу его стезя была очень далека от авиации. В 1911 году окончил Константиновское артиллерийское училище, получил звание подпоручика и назначение в 4-ю конно-артиллерийскую батарею. Однако, увлекшись авиацией, Крутень засыпал начальство рапортами с просьбой о переводе из артиллерии в новый род войск. В конце концов, в августе 1913 года Евграфа Николаевича направили в Третью Киевскую авиационную роту в качестве летного наблюдателя.

Туда он прибыл 7 сентября 1913 года – в день, когда Петр Нестеров проделывал свою "мертвую петлю". Евграф Николаевич сумел добиться назначения в 11-й корпусной авиаотряд, возглавляемый Нестеровым.

Но должность летного наблюдателя Крутеня не устраивала. Чтобы овладеть пилотажем, Евграф Николаевич в январе 1914 года убыл в Гатчинскую авиашколу. Он быстро освоил летное и незадолго до её окончания дважды повторил над Гатчинским аэродромом "мертвую петлю" Нестерова.

Получив диплом военного пилота, Крутень сразу же отправился на фронт. В первый год войны Евграф Николаевич занимался бомбардировками и воздушной разведкой. Он также писал и публиковал статьи о проблемах летного дела в России. Много шума наделала его работа "Кричащие нужды русской авиации". Вот только одна цитата из неё: "Наши летчики, как мотыльки, беспечно порхающие с аппарата к женщине, от женщины на бутылку, потом опять на аппарат, потом на карты. Отжарил боевой полет - и брюшко вверх. Внеполетной работы нет". Может быть, эта статья, а , скорее всего, еще и огромные потери заставили наших пилотов строже и одновременно бережнее относиться к своим обязанностям и к себе.

В мае 1915 года Крутень был назначен командиром 2-го армейского авиаотряда. В воздушном бою 30 июля 1915 года он одержал свою первую воздушную победу. Вскоре Крутень вышел к командованию с инициативой о создании истребительных авиагрупп. Первое такое подразделение летом 1916 года возглавил лучший российский ас А. А. Казаков. Сам же Крутень стал командиром 2-й истребительной авиагруппы, которая состояла из 3-го, 7-го и 8-го корпусных авиаотрядов. Самолеты каждого авиаотряда имели на фюзеляже свою эмблему: 3-й - голову индейца, 7-й - голову орла, 8-й - туз червей. На принадлежавшем командиру авиагруппы "Ньюпоре-23" красовался профиль Ильи Муромца.

В том же году Крутень ездил во Францию делиться опытом, воевал в 3-й эскадрилье "Аистов". В боях под Амьеном и Нанси он сбил два немецких самолета, после чего с такой же миссией побывал в Англии.

Из всех русских летчиков Первой мировой войны Крутень внес, пожалуй, наибольший вклад в разработку теории воздушного боя, написав на основе собственного практического опыта брошюры: "Наставление летчику-истребителю", "Воздушный бой", "Военная авиация во Франции", "Что думалось в Лондоне", "Нашествие иноплеменников". В своих работах он предложил ввести практику парных полетов и обосновал основные требования к самолету-истребителю: вертикальная и горизонтальная скорость, верткость, высокий "потолок".

На счету Крутеня немало придуманных им эффективных тактических приемов. Один из них заключался в том, чтобы "поднырнуть" под аэроплан противника и атаковать неприятеля сзади. Именно таким способом 31 мая 1917 года он одержал свою первую - после возвращения в Россию - победу, отправив на землю вражеский авиаразведчик "Ганза-Бранденбург".

Еще одной особенностью боевого почерка воздушного аса было то, что во время выполнения заданий он настолько увлекался, что расходовал почти весь запас горючего, и при возвращении ему нередко приходилось планировать на посадочную полосу с заглохшим мотором. 6 июня 1917 года Крутень даже сумел сбить на планирующем полете ещё один "Ганза-Бранденбург".

А вот еще один эпизод, живо характеризующий Крутеня. 9 июня 1917 года он уничтожил над своим аэродромом немецкий "Фоккер" и взял в плен летчика. Вскоре над аэродромом появилась ещё одна вражеская машина: командир эскадрильи, в которой служил германский пилот, решил выяснить судьбу своего подчиненного. Крутень прервал допрос пленного, поднял свой "Ньюпор" в воздух и тут же сбил непрошенного гостя. Это была его последняя воздушная победа. 20 июня 1917 года, возвращаясь с очередного боевого задания, при заходе на посадку на малой высоте самолет Крутеня врезался в землю, и пилот погиб. В память о летчике была выбита специальная медаль, а 2-я истребительная авиагруппа с тех пор именовалась "авиагруппой имени Крутеня". Похоронен на Лукьяновском кладбище Киева, рядом с могилой Петра Нестерова.

*
20 июня 2020 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
14 июля
вторник
2020

В этот день:

Морской бой у острова Фидонит

14 июля 1788 года во время русско-турецкой войны 1787–1791 годов произошел бой русской эскадры из 36 кораблей под командованием контр-адмирала М. И. Войновича у оострова Фидонит (Змеиный) с турецкой армадой из 49 судов. Турки пытались прорваться к осажденной русскими крепости Очаков. Наша эскадра перекрыла им путь.

Морской бой у острова Фидонит

14 июля 1788 года во время русско-турецкой войны 1787–1791 годов произошел бой русской эскадры из 36 кораблей под командованием контр-адмирала М. И. Войновича у оострова Фидонит (Змеиный) с турецкой армадой из 49 судов. Турки пытались прорваться к осажденной русскими крепости Очаков. Наша эскадра перекрыла им путь.

Командовавший авангардом русских кораблей Ф. Ф. Ушаков применил новый тактический прием — сосредоточенный удар артиллерии по флагманскому кораблю неприятеля. После трехчасового боя турки, несмотря на значительный перевес сил, вынуждены были ретироваться. Турецкая эскадра не смогла оказать помощь гарнизону осажденной крепости Очаков.

Первые залпы «Катюш»

14 июля 1941 года прогремели первые залпы по врагу легендарных "Катюш" - бесствольных систем полевой реактивной артиллерии БМ-13.

Первые залпы «Катюш»

14 июля 1941 года прогремели первые залпы по врагу легендарных "Катюш" - бесствольных систем полевой реактивной артиллерии БМ-13.

14 июля 1941 года семь советских установок залпового огня БМ-13-16 (боевых машин с 16 ракетными снарядами 132 мм на каждой), смонтированные на автомобильном шасси ЗИЛ-6, одновременно ударили по железнодорожной станции города Орша, забитой немецкими составами с тяжелой военной техникой, боеприпасами и горючим. Эффект одновременного (7-8 сек.) удара 112 ракет калибра 132 мм был потрясающим в прямом и переносном смысле - сначала содрогнулась земля и загрохотало, а потом все запылало. Так в Великую Отечественную войну вступила первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова.

 

День физкультурника в блокадном Ленинграде

14 июля 1942 года в блокадном Ленинграде в честь Всесоюзного Дня физкультурника проведен вечер показательных выступлений во фронтовом Доме Красной армии. Сообщение об этом по радио и в газетах подняло дух и у ленинградцев, и в войсках, защищающих город на Неве.

Знак «За службу в разведке»

14 июля 1990 года в СССР был учрежден нагрудный знак «За службу в разведке», ставший высшей ведомственной наградой в органах Службы внешней разведки (СВР).

Знак «За службу в разведке»

14 июля 1990 года в СССР был учрежден нагрудный знак «За службу в разведке», ставший высшей ведомственной наградой в органах Службы внешней разведки (СВР).

С 1990 года эту награду получили более 500 сотрудников внешней разведки. Знак № 1 был вручен pазведчику Джорджу Блейку. Имена всех награжденных внесены на Доску славы кабинета истории СВР РФ.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии