RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Разгадка плана «Цитадель»
5 июля 2016 г.

Разгадка плана «Цитадель»

5 июля 1943 года началась великая Курская битва
Кто расчленил Германию?
5 июня 2013 г.

Кто расчленил Германию?

5 июня 1945 года военачальники союзных держав Георгий Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери и Тассиньи подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии
Трижды бежавший из плена
29 апреля 2016 г.

Трижды бежавший из плена

25 лет тому назад 29 апреля 1991 года ушел из жизни один из героев антифашистского сопротивления в концентрационных лагерях смерти лейтенант Красной Армии Турченко Иван Алексеевич — мой отец.
Казнены Мазепой
27 июля 2016 г.

Казнены Мазепой

28 июля отмечается память запорожского полковника Ивана Ивановича Искры и малороссийского генерального судьи Василия Леонтьевича Кочубея, казненных в 1708 году за верность русскому престолу
Освободить Белград!
18 октября 2014 г.

Освободить Белград!

Визит Владимира Путина в Сербию перепугал европейских шестёрок США
Главная » Подвиги в наследство » Смерть гусара

Смерть гусара

4 мая 1839 года скончался Денис Давыдов, герой войны с Наполеоном

Денис Давыдов был первым командиром партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант; русский поэт - яркий представитель «гусарской поэзии» (репродукция с картины Сергея Кленова).
Смерть гусара

21 августа 1812 года недалеко от деревни Бородино, за пять дней до великого сражения Денис Васильевич предложил командарму князю Петру Ивановичу Багратиону идею партизанского отряда. Логика была простая: Наполеон надеясь победить Россию за двадцать дней — на столько и взял с собой провианта. И если отбирать обозы, фураж и ломать мосты, то это создаст ему большие проблемы.

Накануне Бородинского сражения был подписан приказ Багратиона о создании летучего партизанского отряда. В первую же ночь отряд Давыдова из 50 гусар и 80 казаков попал в засаду, устроенную крестьянами. Они плохо разбирались в деталях военной формы, которая у французов и русских была похожей. Тем более, офицеры говорили, как правило, по-французски. После этого Давыдов надел мужицкий кафтан и отпустил бороду.

Со 50 гусарами и 80 казаками в одной из вылазок он умудрился взять в плен 370 французов, отбив при этом 200 русских пленных, телегу с патронами и девять телег с провиантом. Его отряд за счёт крестьян и освобождённых пленных быстро разрастался.

Успехи Давыдова убедили главнокомандующего Михаила Илларионовича Кутузова в эффективности партизанской войны, и он дал ей широкое развитие.

Наполеон возненавидел Давыдова и приказал при аресте расстрелять его на месте. Ради его поимки выделил один из лучших своих отрядов в две тысячи всадников при восьми обер-офицерах и одном штаб-офицере. Но Давыдов, у которого было в два раза меньше людей, сумел загнать отряд в ловушку и взять в плен вместе со всеми офицерами.

Выдающимся подвигом Давыдова был рейд под Ляховым, во время которого он вместе с другими партизанами взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро. За кампанию 1812 года Денис Давыдов был награжден орденами Св. Владимира 3-й степени и Св. Георгия 4-й степени.

После перехода границы Давыдов за храбрость был ... посажен под домашний арест поскольку взял Дрезден со своим отрядом «самовольно, без приказа». По всей Европе о храбрости и удачливости Давыдова ходили легенды. Когда русские войска занимали какой-нибудь город, все жители вываливали на улицу и спрашивали о «русском гусаре», как бы его увидеть.

В пригороде Парижа в бою под ним было убито пять лошадей, но он вместе со своими казаками всё же прорвался к французской артиллерийской батарее и, изрубив прислугу, решил исход сражения. За это Давыдову присвоили чин генерал-майора.

После войны Давыдов пережил ряд неприятностней, что, вероятно, являлось кознями завистников. Начлось с того, что кадровики сообщили, что звание генерала он получил по ошибке, и тут же назначили его командиром драгунской бригады, что для гусара — оскорбление. Когда Давыдов стал возмущаться, его перевели командовать конно-егерской бригадой. А егерям усы носить не полагалось. Давыдов отправил царю письмо о том, что не будет выполнять приказ, так как гусар без услов — посмешище. Все ожидали опалы и отставки Давыдова. Но государь переназначил его в гусарский полк с… возвращением чина генерал-майора.

В 1814 году Давыдов, командуя гусарским полком, отличился в сражении при Ла-Ротьере и был повышен в должности до начальника штаба корпуса. Последняя его кампания состоялась в 1831 году — против польских повстанцев. За нее Давыдов получил генерал-лейтенанта и орден св. Владимира 2-й степени.

Литературная деятельность Давыдова имеет в основном поэтический характер. В стихах

он воспевал быт тогдашнего гусарства: вино, любовные интриги, буйный разгул, удалую жизнь... Но Давыдов оставил и стихи тонкой лирики о нежной любви к женщине и к русской природе.

4 мая (по н. ст.) 1839 года около 7 часов утра на 55-м году жизни Денис Васильевич скоропостижно скончался от апоплексического удара в своем имении Верхняя Маза. Прах его был перевезен в Москву и погребен на кладбище Новодевичьего монастыря.

В память о гусаре-воине публикуем его характерный стих:

 

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии