RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

«Солдатская мама»
27 октября 2013 г.

«Солдатская мама»

27 октября 1900 года родилась Лидия Андреевна Русланова (ум. 1973), великая советская певица, заслуженная артистка РСФСР (1942).
39 штурмов Пскова
17 февраля 2014 г.

39 штурмов Пскова

17 февраля 1582 года победой русского духа закончилась самая длительная в истории осадная баталия
Начало ядерной гонки
11 февраля 2016 г.

Начало ядерной гонки

11 февраля 1943 года Сталин подписал решение ГКО о начале в СССР работ по созданию атомной бомбы
Судьба нелегала Маневича
20 февраля 2015 г.

Судьба нелегала Маневича

20 февраля 1965 года выдающемуся советскому разведчику Льву Ефимовичу Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно
Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи
18 апреля 2016 г.

Подвиг Александра Невского: орёл против свиньи

18 апреля — День воинской славы России, посвященный победе русских воинов над объединенными силами европейских агрессоров в битве на Чудском озере.
Главная » Подвиги в наследство » Судьба адмирала Дубасова

Судьба адмирала Дубасова

Взлет его карьеры начался с дерзкой атаки катером крупного турецкого монитора

14 мая 1877 года во время Русско-турецкой войны капитан-лейтенант Федор Дубасов и лейтенант Александр Шестаков с несколькими мичманами и матросами на четырех минных катерах атаковали турецкие броненосцы, взорвали и потопили турецкий однобашенный броненосный монитор «Сеифи». Произошло это так.
Судьба адмирала Дубасова

Наши катера получили приказ заминировать основные фарватеры на реке Дунай. Первым на минные постановки вышел катер лейтенанта Гвардейского морского экипажа Федора Дубасова.

Под непрерывным артиллерийским огнем трех турецких кораблей он поставил минное заграждение. Однако туркам удалось проделать проходы в наших минных полях, а их корабли постоянно срывали новые минные постановки. Тогда Дубасов предложил атаковать турецкие корабли минными катерами с шестовыми минами. На небольшом катере надо было подойти вплотную к турецкому кораблю, вручную подвести под его днище мину, закрепленную на шесте длиной около шести метров и взорвать ее. В сущности, дело очень простое, но какой отвагой, дерзостью и хладнокровием надо было обладать, чтобы сделать все это.

И вот в ночь с 13 на 14 мая 1877 года четыре катера под командованием Дубасова вышли в поход к месту стоянки турецких кораблей. Турки ждали атаки: корабли стояли на якорях под парами, прислуга спала около орудий, а на палубах ходили часовые. Дубасов приказал остальным катерам быть в готовности, дал полный ход и устремился на своем катере к самому большому монитору. Часовой поднял тревогу, когда катер находился на расстоянии около 60 метров. Турецкие артиллеристы стали быстро наводить кормовое орудие, но при выстреле оно дало осечку. Затем еще две осечки. Этого было достаточно. Катер Дубасова подошел к корме монитора. Его мина была взорвана так, чтобы сразу поразить винт, руль и кормовое орудие. Но раненый противник продолжал сражаться. Открыли огонь орудия его центральной башни, стреляли пушки других кораблей, очень интенсивным был ружейный обстрел. В этих условиях второй катер под командой лейтенанта Шестакова подошел вплотную к борту монитора. Матросы быстро подвели мину под днище и взорвали ее прямо под артиллерийской башней. Турецкий корабль начал тонуть, но ружейный огонь с его палубы по катерам продолжался. Шестаков отстреливался из пистолета, а его матросы вели беглый огонь из ружей. Дубасов дал команду к отходу, а сам подошел к севшему на грунт монитору и снял с него кормовой флаг. Дубасов и Шестаков первыми в ту кампанию были награждены орденом св. Георгия 4-й степени.

В 1879 году Дубасов был назначен командиром отряда мелких судов с поручением устроить минные заграждения на реках Дунае и Серете. За успешное выполнение задания был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и золотым оружием.

Позже он командовал отрядом миноносок, а в 1883—1885 — крейсером «Африка». Через два года был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром корабля «Светлана».

С 1 января 1889 командовал броненосным фрегатом «Владимир Мономах». Сопровождал цесаревича Николая в его путешествии на Дальний Восток. В 1893 году он получил звание контр-адмирала. В 1897—1899 годах он был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Под его командованием в 1898 году эскадра вошла в Порт-Артур, хотя сам Дубасов был противником устройства базы Тихоокеанского флота в этом порту, предпочитая ему бухту Мозампо.

6 декабря 1898 года Дубасов был награжден орденом Св. Анны I степени, 15 марта 1899 года произведен в чин вице-адмирала и утвержден в должности начальника эскадры. 6 декабря того же года он был назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии.

24 ноября 1905 года Дубасов был назначен Московским генерал-губернатором. Руководил подавлением Декабрьского вооруженного восстания в Москве. 7 декабря 1905 года объявил Москву и Московскую губернию в положении чрезвычайной охраны и суровыми методами положил конец беспорядкам. И был приговорен террористами к смерти.

23 апреля 1906 года в 12 часов дня, по окончании праздничного богослужения в Большом Успенском соборе, в коляску Дубасова террорист бросил бомбу. Адъютант Дубасова граф С. Н. Коновницын был убит, кучер — ранен, а самому адмиралу раздробило ступню левой ноги. 2 декабря 1906 года, в годовщину московского восстания, члены «летучего террористического отряда» эсеров произвели по нему 13 выстрелов, а еще двое боевиков бросили бомбу, начиненную мелкими гвоздями. Адмирал был оглушен и слегка ранен, но остался жив. 6 декабря 1906 года он был произведен в чин адмирала.

В последние годы жизни адмирал тяжело болел — сказывались ранения. Федор Васильевич Дубасов умер в 1912 году. Похороны состоялись 21 июня 1912 года, в день его рождения, в Александро-Невской лавре.

 

Сергей Турченко
14 мая 2016 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии