RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Александр Сибиряков: человек и ледокол
8 октября 2014 г.

Александр Сибиряков: человек и ледокол

8 октября 2014 года исполнилось 165 лет великому русскому исследователю Сибири и Северного морского пути
Александр Невский продолжает битву
25 сентября 2014 г.

Александр Невский продолжает битву

Началась подготовка к празднованию 800-летия со дня рождения великого защитника земли русской
Сталин и теперь живее всех живых...
31 октября 2017 г.

Сталин и теперь живее всех живых...

31 октября 1961 года, по указанию Хрущева, тело вождя было вынесено из Мавзолея
Пушки Василия Грабина
9 января 2015 г.

Пушки Василия Грабина

9 января 2015 года исполнилось 115 лет великому оружейнику, чьи орудия уничтожили подавляющее большинство фашистских «Тигров» и «Пантер»
Главный госпиталь России
2 декабря 2017 г.

Главный госпиталь России

310 лет назад, 2 декабря 1707 года, «Военный Гошпиталь» в Москве принял своих первых посетителей.
Главная » Подвиги в наследство » Судьба адмирала Дубасова

Судьба адмирала Дубасова

Взлет его карьеры начался с дерзкой атаки катером крупного турецкого монитора

14 мая 1877 года во время Русско-турецкой войны капитан-лейтенант Федор Дубасов и лейтенант Александр Шестаков с несколькими мичманами и матросами на четырех минных катерах атаковали турецкие броненосцы, взорвали и потопили турецкий однобашенный броненосный монитор «Сеифи». Произошло это так.
Судьба адмирала Дубасова

Наши катера получили приказ заминировать основные фарватеры на реке Дунай. Первым на минные постановки вышел катер лейтенанта Гвардейского морского экипажа Федора Дубасова.

Под непрерывным артиллерийским огнем трех турецких кораблей он поставил минное заграждение. Однако туркам удалось проделать проходы в наших минных полях, а их корабли постоянно срывали новые минные постановки. Тогда Дубасов предложил атаковать турецкие корабли минными катерами с шестовыми минами. На небольшом катере надо было подойти вплотную к турецкому кораблю, вручную подвести под его днище мину, закрепленную на шесте длиной около шести метров и взорвать ее. В сущности, дело очень простое, но какой отвагой, дерзостью и хладнокровием надо было обладать, чтобы сделать все это.

И вот в ночь с 13 на 14 мая 1877 года четыре катера под командованием Дубасова вышли в поход к месту стоянки турецких кораблей. Турки ждали атаки: корабли стояли на якорях под парами, прислуга спала около орудий, а на палубах ходили часовые. Дубасов приказал остальным катерам быть в готовности, дал полный ход и устремился на своем катере к самому большому монитору. Часовой поднял тревогу, когда катер находился на расстоянии около 60 метров. Турецкие артиллеристы стали быстро наводить кормовое орудие, но при выстреле оно дало осечку. Затем еще две осечки. Этого было достаточно. Катер Дубасова подошел к корме монитора. Его мина была взорвана так, чтобы сразу поразить винт, руль и кормовое орудие. Но раненый противник продолжал сражаться. Открыли огонь орудия его центральной башни, стреляли пушки других кораблей, очень интенсивным был ружейный обстрел. В этих условиях второй катер под командой лейтенанта Шестакова подошел вплотную к борту монитора. Матросы быстро подвели мину под днище и взорвали ее прямо под артиллерийской башней. Турецкий корабль начал тонуть, но ружейный огонь с его палубы по катерам продолжался. Шестаков отстреливался из пистолета, а его матросы вели беглый огонь из ружей. Дубасов дал команду к отходу, а сам подошел к севшему на грунт монитору и снял с него кормовой флаг. Дубасов и Шестаков первыми в ту кампанию были награждены орденом св. Георгия 4-й степени.

В 1879 году Дубасов был назначен командиром отряда мелких судов с поручением устроить минные заграждения на реках Дунае и Серете. За успешное выполнение задания был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и золотым оружием.

Позже он командовал отрядом миноносок, а в 1883—1885 — крейсером «Африка». Через два года был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен командиром корабля «Светлана».

С 1 января 1889 командовал броненосным фрегатом «Владимир Мономах». Сопровождал цесаревича Николая в его путешествии на Дальний Восток. В 1893 году он получил звание контр-адмирала. В 1897—1899 годах он был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Под его командованием в 1898 году эскадра вошла в Порт-Артур, хотя сам Дубасов был противником устройства базы Тихоокеанского флота в этом порту, предпочитая ему бухту Мозампо.

6 декабря 1898 года Дубасов был награжден орденом Св. Анны I степени, 15 марта 1899 года произведен в чин вице-адмирала и утвержден в должности начальника эскадры. 6 декабря того же года он был назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии.

24 ноября 1905 года Дубасов был назначен Московским генерал-губернатором. Руководил подавлением Декабрьского вооруженного восстания в Москве. 7 декабря 1905 года объявил Москву и Московскую губернию в положении чрезвычайной охраны и суровыми методами положил конец беспорядкам. И был приговорен террористами к смерти.

23 апреля 1906 года в 12 часов дня, по окончании праздничного богослужения в Большом Успенском соборе, в коляску Дубасова террорист бросил бомбу. Адъютант Дубасова граф С. Н. Коновницын был убит, кучер — ранен, а самому адмиралу раздробило ступню левой ноги. 2 декабря 1906 года, в годовщину московского восстания, члены «летучего террористического отряда» эсеров произвели по нему 13 выстрелов, а еще двое боевиков бросили бомбу, начиненную мелкими гвоздями. Адмирал был оглушен и слегка ранен, но остался жив. 6 декабря 1906 года он был произведен в чин адмирала.

В последние годы жизни адмирал тяжело болел — сказывались ранения. Федор Васильевич Дубасов умер в 1912 году. Похороны состоялись 21 июня 1912 года, в день его рождения, в Александро-Невской лавре.

 

Сергей Турченко
14 мая 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
21 октября
воскресенье
2018

В этот день:

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Черноморский судостроительный завод

21 октября 1897 года в Николаеве начал работать Черноморский судостроительный завод - один из крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР, который занимался строительством в основном боевых кораблей.

Крейсера, линкоры, тяжелые авианесущие крейсера, атомные авианосцы — вот далеко не полный перечень его продукции. Но после 1991 года все это для «демократов» оказалось ненужным. Были порезаны на стапелях и проданы на металлолом в Китай практически готовые авианосцы. Судостроительные площади стали сдаваться в аренду, специалисты разбежались, кое-что делается сегодня по мелким иностранным заказам при загрузке предприятия лишь до 5 процентов былых мощностей.

 

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Корабельный самолет «КОР-2»

21 октября 1940 года состоялся первый полёт корабельного самолёта «КОР-2» конструкции Г. М. Бериева.

Это - палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик), разработанная в ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Во время Великой Отечественной войны выпускался малыми сериями.

Вооружение состояло из одной неподвижной установки пулемета ШКАС (7,62 мм) в носовой части лодки и пулемета ШКАС на турели типа МВ-5, расположенной в средней части лодки. Самолет мог нести четыре бомбы весом до 200 кг. Основным назначением КОР-2 была ближняя морская разведка, корректировка артиллерийского огня корабельной и береговой артиллерии, охрана тяжелых боевых кораблей от подводных лодок противника, противолодочный поиск, а также борьба с небольшими боевыми кораблями и катерами.

 

Первый спутник Венеры

21 октября 1975 года автоматическая межпланетная станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. На следующий день спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на поверхность планеты. Была произведена первая в мире съемка панорамы поверхности Венеры.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

Конструктор тяжелых танков

21 октября 1979 года скончался Жозеф Яковлевич Котин (р. 1908), конструктор тяжёлых танков ИС, КВ, трактора К-700, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда.

В 1941—1943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка периода второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В период 1943-1944 гг. под руководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где руководил разработкой тяжёлого танка ИС-4 (1947), плавающего танка ПТ-76 (1951), тяжёлого танка Т-10 (1953), плавающего бронетранспортёра БТР-50П (на базе танка ПТ-76), а также трелёвочного КТ-12 (1948) и колёсного К-700 (1963) тракторов и др.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии