RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

100 лет ВЧК
20 декабря 2017 г.

100 лет ВЧК

20 декабря 1917 года Совет народных комиссаров РСФСР издал Декрет об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) для борьбы с контрреволюцией и саботажем.
Парад 7 ноября 1941 года
7 ноября 2016 г.

Парад 7 ноября 1941 года

75 лет назад по Красной площади прошли железным маршем в честь Великого Октября защитники социалистического Отечества
Дополнение к Памятным датам 25 июня
25 июня 2014 г.

Дополнение к Памятным датам 25 июня

Наш читатель Игорь Чернозатонский прислал электронное письмо, в котором добавил несколько важных дат из героической истории России.
СССР - империя развития
30 декабря 2017 г.

СССР - империя развития

30 декабря 1922 года открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который провозгласил образование СССР.
Парад Победы в Берлине
7 сентября 2018 г.

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года у Брандербургских ворот состоялся Парад Победы во Второй мировой войне
Главная » Подвиги в наследство » Подвиг экипажа Гастелло

Подвиг экипажа Гастелло

6 мая 1907 года родился Николай Францевич ГАСТЕЛЛО, командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза (посмертно).

Считается, что он со своим экипажем совершил первый в Великой Отечественной войне таран самолётом наземного объекта врага.
Подвиг экипажа Гастелло

5 июля 1941 года Совинформбюро сообщило: “Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника".

*   *   *

В конце 70-х годов прошлого века на совещании молодых военных писателей в Дубултах мне посчастливилось познакомиться с сыном Героя Виктором Николаевичем Гастелло. На семинаре он представил рукопсь документальной повести об отце. Один из экземпляров у меня сохранился с тех пор. Не знаю, была ли опубликована та повесть, но сегодня будет к месту поместить на нашем сайте отрывок из неё.

"В первый же день войны 207-й бомбардировочный авиаполк совершил удачный боевой вылет. Три девятки (27 самолётов) вышли из облаков, в районе Мерканс обнаружили моторизованную колонну войск противника, растя­нувшуюся на несколько километров. По ней был нанесён прицельный удар с высоты одного километра. Наблюдались прямые попадания бомб в танки, броне­транспортёры и автомашины врага.

Сохранилась запись в дневнике немецкого унтер-офицера армии генерала Гудериана:

“22.6.41. Около 20 неприятельских самолётов-бомбардировщиков атакуют нас. Бомба за бомбой падают на нас, мы прячемся за танки. Бомбардировщики противника опять настигли нас. Взрывы раздаются со всех сторон. Наших истре­­би­телей не видно. Война с русскими будет тяжёлой”. Характерное признание!

Но смертельный каток войны набирал свои бешеные обороты. В первый же день 96-й авиаполк потерял десять самолётов. В первые месяцы войны именно дальняя бомбардировочная авиация несла огромные потери. Это было вызвано отсутствием истребителей прикрытия и тем, что дальние бомбардировщики выполняли роль фронтовой авиации, о чём я уже говорил, летали на малых высотах, удобных для вражеских истребителей. Позднее использовать тяжёлые бомбардировщики непосредственно на поле боя запретили.

Второй и третий дни войны начались также с бесконечной вереницы боевых вылетов. Запомнился необычный случай. Над аэродромом появился немецкий бомбардировщик Ю-88. “Юнкерс” летел на бреющем, поливая аэродром огнём своих пулемётов. Наши зенитки не могли стрелять — очень низко летел немец. Но вдруг, перебивая ровную немецкую очередь, длинно заработал наш крупно­кали­берный пулемёт. Немецкий самолёт задымил и вскоре упал за лесом. Стало известно — “юнкерс” сбил с земли пулемётной очередью с турельной уста­новки капитан Гастелло. Экипаж этого “юнкерса” был взят в плен, а снимок сбитого самолёта напечатан в газете “Правда” за 3 июля 1941 года.

На третий день войны 207-й полк вылетел на очередное боевое задание в полном составе. Он бомбил наступающие войска противника в районе Пружаны-Кобрин. Полк точно отбомбился, но потерял десять самолётов. Самолёт капитана Гастелло был тоже подбит, тяжело ранен штурман. Гастелло дотянул до аэродрома и с ходу посадил подбитую машину.

На четвёртый день войны самолёт отца ремонтировался, но капитан Гастелло летал на другом самолёте, бомбил Виленский аэродром противника. Было уничтожено до сорока немецких самолётов на земле.

И вот пятый день войны. 26 июня. Семьи лётчиков эвакуировались с аэродрома. Мы уезжали, не зная, что, возможно, в эти мгновения отец уходил из жизни…

Похоже, мать что-то предчувствовала, безудержно плакала, комкая насквозь промокший носовой платок. Слёзы, перемешанные с дорожной пылью, накладывали на её лицо неровный серый, печальный след…

26 июня танковая лавина группы армии “Центр” рвалась к Минску. Необходимо было во что бы то ни стало задержать врага. Капитан Гастелло получил приказ на боевой вылет звеном-парой — бомбардировать с высоты 800 метров мотомехвойска противника по дорогам, идущим от Вильно к Минску.

Вылет произвели во второй половине дня. В паре с капитаном Гастелло летел экипаж старшего лейтенанта Фёдора Воробьёва. Он и описал всё случившиеся.

Шли на высоте 1000 метров. Через час с небольшим звено обнаружило южнее Радошковичей большую вражескую моторизованную колонну. Тут они произвели свой первый бомбовый удар по целям, прикрытым мощными зенитными средствами. Уходя от цели, с разворотом на солнце, Воробьёв заметил дым, идущий из самолёта Гастелло. Объятый пламенем самолёт кренился вправо, но Гастелло сумел выровнять машину и подал сигнал Воробьёву возвращаться на базу. Сам же с резким скольжением на крыло развернул машину и пошёл на скопление танков и бензозаправщиков противника у лесочка на окраине деревни Декшняны. Раздался взрыв необычайной силы. Возник огромный столб огня и дыма в центре скопления танков, последовала затем ещё серия взрывов…

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
23 июля
вторник
2019

В этот день:

Межпланетная станция «Венера-9»

23 июля 1975 года советская космическая станция «Венера-9» совершила посадку на поверхность Венеры. Она передала первые в истории человечества черно-белые кадры с поверхности иной планеты.

Ракеты «Тополь» заступили на дежурство

23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены первые ракеты «Тополь» (подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ на самоходном автомобильном шасси).

Ракеты «Тополь» заступили на дежурство

23 июля 1985 года на боевое дежурство поставлены первые ракеты «Тополь» (подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ на самоходном автомобильном шасси).

Разработка его была начата в Московском институте теплотехники в 1975 году под руководством главного конструктора А. Д. Надирадзе (после его смерти — Б. Н. Лагутина).

 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668—212 о разработке ракетного комплекса «Тополь» вышло 19 июля 1977 года. Первое лётное испытание ракеты состоялось 27 октября 1982 года. Первое подразделение поставлено на боевое дежурство в 1985 году в 14-й ракетной дивизии (Йошкар-Ола). На вооружение ракетный комплекс был принят в 1988 году и до настоящего времени находится на боевом дежурстве.

РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями, каждая из которых оснащена РДТТ с одним неподвижным соплом. Полная масса ракеты составляет 45 тонн. Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси МАЗ-7912 (поздние модификации на базе МАЗ-7917, отличавшемся увеличенной примерно на 1 м длиной и доработанными кабинами экипажа). Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъёма контейнера в вертикальное положение, с помощью порохового аккумулятора давления, размещаемого в транспортно-пусковом контейнере — «миномётный старт».

Максимальное количество ракет «Тополь», находившихся на вооружении РВСН — 369 единиц. В 2007 году было ликвидировано 36 пусковых установок «Тополь». По состоянию на декабрь 2010 года в составе РВСН оставалось 171 единица ПГРК «Тополь».

 

Лампа Лодыгина

23 июля 1874 года Александр Николаевич Лодыгин получил привилегию № 1619 на лампу накаливания.

Лампа Лодыгина

23 июля 1874 года Александр Николаевич Лодыгин получил привилегию № 1619 на лампу накаливания.

Его изобретение было запатентовано и в нескольких европейских странах, Петербургская АН присудила ему Ломоносовскую премию, а в конце года было создано «Товарищество электрического освещения А. Н. Лодыгин и Ко».

 

Рождение Склифа

23 июля 1923 года в СССР был открыт институт травматологии и неотложной помощи им. Н. В. Склифосовского, впоследствии реорганизован в НИИ скорой помощи

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии