RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!
18 марта 2017 г.

Константин Арцеулов: самолёты падать не должны!

18 марта — день памяти выдающегося русского летчика Константина Арцеулова, скончавшегося в 1980 году.
75 лет под грифом «Секретно»
20 марта 2014 г.

75 лет под грифом «Секретно»

США до сих пор держат в строжайшей тайне одну из разведывательных операций Второй мировой войны под названием «Санрайз»
Подвиг «Молодой Гвардии»
15 января 2017 г.

Подвиг «Молодой Гвардии»

Как европейские террористы истязали молодогвардейцев
Уроки финской войны
12 марта 2016 г.

Уроки финской войны

12 марта 1940 года закончилась советско-финская война. СССР и Финляндия заключили мир в пользу Советского Союза.
Шабаш на детских могилах
3 августа 2013 г.

Шабаш на детских могилах

Истязание пионера Павлика Морозова и его младшего брата Феди продолжается до сих пор
Главная » Подвиги в наследство » С нами - князь Владимир и князь Пожарский

С нами - князь Владимир и князь Пожарский

4 ноября в России отмечается День народного единства.

День единения сегодня обрел еще один символ — образ великого крестителя Руси князя Владимира, историческая фигура которого скрепляет в неделимый народ русских и малороссов.
С нами  -  князь Владимир и князь Пожарский

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России выступил с инициативой объявить 4 ноября общенациональным праздником, объединяющим все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным. В Государственную думу России был внесен законопроект, по которому взамен праздника 7 ноября ("День согласия и примирения") предложено ввести "День народного единства", и отмечать его 4 ноября. Мотивация: в этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, имея с собой в обозе список иконы Казанской Божией матери, благодаря которому и удалось одержать победу. Это было заключительным аккордом в преодолении Великой Смуты, которая терзала Россию с конца 16 столетия.

Как известно, после смерти царя Федора Ивановича был созван Земский собор, на котором 17 февраля 1598 года на царство избрали Бориса Федоровича Годунова. Однако это избрание сразу же вызывало сомнения в правах Годунова на царский престол — его называли "незаконным" царем. Так аукнулась таинственная смерть царевича Дмитрия Ивановича - младшего сына Ивана Грозного. До сих пор так и неизвестно: то ли царевич случайно убил себя, играя в ножички, то ли он погиб по злой воле Бориса Годунова 15 мая 1591 года. Но в 1604 году в русские земли из-за польского рубежа началось вторжение армии авантюриста и самозванца, объявившего себя законным наследником московского престола царевичем Дмитрием Ивановичем (якобы выжившим) и вошедшего в историю под именем Лжедмитрия I. Потом был Лжедмитрий II, захват поляками Кремля, создание «второй столицы» в Тушино.

Тушинский мыс, ограниченный Москвой-рекой и Сходней, имел в те годы стратегическое значение. Здесь был организован так называемый Тушинский мыт, где собирались налоги с торговцев (летом — с судов, зимой — с санных обозов). Не зря Лжедмитрий II пострил здесь целый город с «царским двором», кремлем, со своей боярской думой, патиархатом. Поначалу здесь витала идея альтернативной Москвы. Но вскоре обманутые Лжедмитрием II русские бояре и военные начали прозревать. В стане самопровозглашенного царя назрел раскол, и тот бежал в Калугу. Но был настигнут Петром Урусовым, который, по свидетельству летописи, «рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку». Теперь предстояло освободить от иноземцев Москву.

Именно в это время во всей мощи проявился государственный инстинкт русского народа и народов, связавших с ним свою судьбу и сохранивших верность общему историческому прошлому. Государство практически не существовало, боярская верхушка предала собственное Отечество, иноземцы вошли в Кремль. На дорогах царили разбойники, сообщение между населенными пунктами было практически невозможно. "Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится", - обратился к соотечественникам купец Минин и призвал их "утвердиться на единении", чтобы "помочь Московскому государству" и "постоять за чистую и непорочную Христову веру": "Не пожалеем животов наших, да не токмо животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим..." В ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, и татарские старейшины, еще помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Еще по пути в Москву ополчение восстанавливало управляемость территорией, то есть государственную власть «от народа». А освободив Москву, именно Собором выбрал народ для Руси правящую династию – замечу: не наоборот, не династия подчиняла себе страну, а народ выбрал себе правителя!

Несмотря на то, что День народного единства отмечается в десятый раз, в обществе нет полного единогласия в восприятии этого праздника. Главные аргументы оппонентов этой даты заключаются в следующем.

По сегодняшним официальным сведениям, 4 ноября 1612 года польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось это еще в 1611 году, когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений, решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники, подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю), когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал. Поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистки Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября. Но поскольку эта дата ассоциируется с победой Октябрьской революции в 1917 году, память о которой только разъединяет сегодня общество, то некоторые историки и политики считают, что куда более значимым событием в истории русской государственности стало избрание Земским собором на царство первого монарха новой династии Михаила Романова, состоявшееся 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года. Однако выбор этой даты в качестве нового красного дня календаря, считают другие эксперты, слишком явно подчеркнул бы монархические симпатии нынешней власти (если они, конечно, имеются).

Прокомментировать разногласия в этом вопросе я попросил профессора Гуманитарного университета, доктора исторических наук Юрия Рубцова:

- Смута на рубеже XVI–XVII веков - страшная и одновременно удивительная пора в истории нашей страны. Она принесла неисчислимые бедствия народу и разорение государству – голод и мор, сдачу Москвы полякам и невиданные по жестокости притеснения со стороны иноземцев. Но одновременно Смута явилась и важным политическим уроком для Московской Руси, моментом, когда до редких высот всколыхнулся народный дух, народ обрел государственное самосознание, волю к единению. Важно и то, что время невиданных испытаний стало и временем торжества личностного начала: на смену трафаретным и бесцветным фигурам на историческую арену выступили крупные характеры и ярко выраженные индивидуальности. Вслед за могучей фигурой Бориса Годунова появляется плеяда отчаянных авантюристов-самозванцев и – в противовес им – патриоты, подвижники Михаил Скопин-Шуйский, Прокофий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Козьма Минин. Они возглавили освободительное движение, изгнавшее из Москвы поляков и восстановившее в стране общественное согласие.

Вывод очевиден: на любой крутой поворот истории Россия отвечала всплеском народного духа, дремавшего в ее толще в обычные времена, и выводила на историческую арену Личности с большой буквы. В этом, на мой взгляд, суть праздника, в этом его идея, в этом его стимулирующее начало и небывалая актуальность. А по поводу конкретных дат споры будут всегда. Всем не угодишь. Но решение уже принято на государственном уровне,и в общем-то поддержано большинством народа.

Добавлю от себя вот что.  К сожалению, реальная жизнь вносит в этот праздник почти непреодолимые противоречия. Например, о каком единении может идти речь между честными людьми и олигархами (кстати, в большистве своем и не русскими, и не православными, и не мусульманами, а верующими лишь в доллар), которые свои миллиарды получили неправедно, они их и сейчас не зарабатывают, а выкачивают из общенародных богатств. В царской России в более благоприятных условиях (капитал был, в основном, русским или представлял другие коренные народы страны, к тому же он был основан и приумножался личным предпринимательством) итогом единения с богатеями-кровопийцами стала, в конце концов, революция и кровавая Гражданская война. Тем не менее и сегодня есть шанс к единению с такой публикой при одном условии: вор, мошенник, аферист, казнокрад, взяточник  должны сидеть. Тогда мы по-христиански просто обязаны будем посетить их в темнице, пожалеть, удовлетворить бытовые нужды.

День единения обрел еще один символ — образ великого крестителя Руси князя Владимира, историческая фигура которого скрепляет в неделимый народ русских и малороссов (их кто-то недобрый обозвал когда-то украинцами).
Показательно, что накануне праздника в
центре Москвы на Боровицкой площади прошло торжественное открытие закладного камня на месте будущего памятника князю Владимиру.

Автор скульптуры Салават Щербаков рассказал, что она уже готова на 60% процентов, к весне 2016 года памятник уже будет установлен. Высота скульптуры составит 12 метров, а вместе с постаментом – порядка 15 метров.
Закладной камень для памятника был доставлен из Крыма. Именно там, по историческим свидетельствам, в 988 году князь Владимир принял крещение. На камень прикрепили табличку «Здесь на народные пожертвования будет установлен памятник защитнику земли русской равноапостольному князю Владимиру».

Сергей Турченко
4 ноября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 апреля
суббота
2017

В этот день:

День рождения императора-Освободителя

29 апреля 1818 года родился АЛЕКСАНДР II, будущий Русский Император.

День рождения императора-Освободителя

29 апреля 1818 года родился АЛЕКСАНДР II, будущий Русский Император.

Самым важным его деянием как царя стало освобождение крестьян – отмена крепостного права в 1861 году. Правление Александра II Освободителя ознаменовано и самыми большими территориальными приращениями Российской империи: был окончательно покорен Кавказ, присоединены Средняя Азия и Уссурийский край.

Александра II прозвали Освободителем. Причем дважды. Впервые это народное звание прозвучало в 1861 году в Чудовом монастыре, когда государю был поднесен хлеб-соль от крестьян на серебряном блюде с соответствующей благодарственной надписью за отмену крепостного права. Второй раз такого звания он был удостоен от имени благодарных болгар за освобождение страны от османского ига.

13 марта 1881 года смертельно ранен террористом и скончался.

Конструктор легендарного ППШ

29 апреля 1897 года родился Георгий Семенович ШПАГИН, конструктор оружия. Самым известным его достижением стало создание пистолета-пулемета (ППШ).

Юбилей ракетного главкома

29 апреля 1903 года родился Николай Иванович КРЫЛОВ, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, Главком Ракетных войск стратегического назначения.

Первый выезд ЗИС-101

29 апреля 1936 года впервые представлен руководству страны новый легковой автомобиль высшего класса ЗИС-101.

Первый выезд ЗИС-101

29 апреля 1936 года впервые представлен руководству страны новый легковой автомобиль высшего класса ЗИС-101.

 Машина была спроектирована под руководством главного конструктора автозавода им. Сталина Евгения Ивановича ВАЖИНСКОГО. ЗИС-101 вмещал в себя семь человек, развивала скорость до 120 км/час. Машина понравилась Сталину. Она пошла в производство и до войны было выпущено 8752 экземпляра различных модификаций.

Дотянулись до США

29 апреля 1939 года завершился беспосадочный перелёт на самолёте ЦКБ-ЗО «Москва» по трансатлантическому маршруту Москва — остров Миску (США) лётчиков В. К. Коккинаки и М. X. Гордиенко.

День рождения ЦСКА

29 апреля 1923 года на базе лыжного общества любителей спорта образовано спортивное общество ЦСКА (Центральный Спортивный Клуб Армии).

День рождения ЦСКА

29 апреля 1923 года на базе лыжного общества любителей спорта образовано спортивное общество ЦСКА (Центральный Спортивный Клуб Армии).

Центральный спортивный клуб Армии («ЦСКА») — спортивный клуб при Министерстве обороны СССР, позже Российской Федерации. В СССР входил в так называемое «физкультурно-спортивное объединение Вооружённых сил» (наряду с ЦСК ВВС, ЦСК ВМФ и несколькими СКА) и подчинялся Спорткомитету Вооружённых сил СССР. В России имеет статус Федерального автономного учреждения. Полное официальное название российского клуба — «Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации „Центральный спортивный клуб Армии“». В советское время ЦСКА включал в себя команды практически по всем видам спорта, в том числе игровым. В настоящее время ФАУ ЦСКА, как правило, не имеет прямого отношения к профессиональным спортивным клубам под названием «ЦСКА».

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии