RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Генерал суворовского замеса
1 января 2013 г.

Генерал суворовского замеса

Жизнь и смерть Ивана Панфилова
Брусилов о прорыве своего имени
4 июня 2016 г.

Брусилов о прорыве своего имени

4 июня 1916 года начало наступательной операции Юго-Западного фронта Русской армии под командованием генерала А. А. Брусилова
Ни шагу назад!
28 июля 2017 г.

Ни шагу назад!

28 июля 1942 года И.В. Сталин подписал приказ № 227, который сыграл решающую роль в прекращении отступления Красной армии
Финал операции «Утка»
8 июня 2017 г.

Финал операции «Утка»

8 июня 1960 года советскому разведчику Рамону МЕРКАДЕРУ была вручена в Кремле Звезда Героя Советского Союза.
Прохоровское поле
12 июля 2016 г.

Прохоровское поле

12 июля 1943 года в районе железнодорожной станции Прохоровка и села Александровское произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны.
Главная » Подвиги в наследство » С нами - князь Владимир и князь Пожарский

С нами - князь Владимир и князь Пожарский

4 ноября в России отмечается День народного единства.

День единения сегодня обрел еще один символ — образ великого крестителя Руси князя Владимира, историческая фигура которого скрепляет в неделимый народ русских и малороссов.
С нами  -  князь Владимир и князь Пожарский

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России выступил с инициативой объявить 4 ноября общенациональным праздником, объединяющим все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным. В Государственную думу России был внесен законопроект, по которому взамен праздника 7 ноября ("День согласия и примирения") предложено ввести "День народного единства", и отмечать его 4 ноября. Мотивация: в этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, имея с собой в обозе список иконы Казанской Божией матери, благодаря которому и удалось одержать победу. Это было заключительным аккордом в преодолении Великой Смуты, которая терзала Россию с конца 16 столетия.

Как известно, после смерти царя Федора Ивановича был созван Земский собор, на котором 17 февраля 1598 года на царство избрали Бориса Федоровича Годунова. Однако это избрание сразу же вызывало сомнения в правах Годунова на царский престол — его называли "незаконным" царем. Так аукнулась таинственная смерть царевича Дмитрия Ивановича - младшего сына Ивана Грозного. До сих пор так и неизвестно: то ли царевич случайно убил себя, играя в ножички, то ли он погиб по злой воле Бориса Годунова 15 мая 1591 года. Но в 1604 году в русские земли из-за польского рубежа началось вторжение армии авантюриста и самозванца, объявившего себя законным наследником московского престола царевичем Дмитрием Ивановичем (якобы выжившим) и вошедшего в историю под именем Лжедмитрия I. Потом был Лжедмитрий II, захват поляками Кремля, создание «второй столицы» в Тушино.

Тушинский мыс, ограниченный Москвой-рекой и Сходней, имел в те годы стратегическое значение. Здесь был организован так называемый Тушинский мыт, где собирались налоги с торговцев (летом — с судов, зимой — с санных обозов). Не зря Лжедмитрий II пострил здесь целый город с «царским двором», кремлем, со своей боярской думой, патиархатом. Поначалу здесь витала идея альтернативной Москвы. Но вскоре обманутые Лжедмитрием II русские бояре и военные начали прозревать. В стане самопровозглашенного царя назрел раскол, и тот бежал в Калугу. Но был настигнут Петром Урусовым, который, по свидетельству летописи, «рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку». Теперь предстояло освободить от иноземцев Москву.

Именно в это время во всей мощи проявился государственный инстинкт русского народа и народов, связавших с ним свою судьбу и сохранивших верность общему историческому прошлому. Государство практически не существовало, боярская верхушка предала собственное Отечество, иноземцы вошли в Кремль. На дорогах царили разбойники, сообщение между населенными пунктами было практически невозможно. "Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится", - обратился к соотечественникам купец Минин и призвал их "утвердиться на единении", чтобы "помочь Московскому государству" и "постоять за чистую и непорочную Христову веру": "Не пожалеем животов наших, да не токмо животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим..." В ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, и татарские старейшины, еще помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Еще по пути в Москву ополчение восстанавливало управляемость территорией, то есть государственную власть «от народа». А освободив Москву, именно Собором выбрал народ для Руси правящую династию – замечу: не наоборот, не династия подчиняла себе страну, а народ выбрал себе правителя!

Несмотря на то, что День народного единства отмечается в десятый раз, в обществе нет полного единогласия в восприятии этого праздника. Главные аргументы оппонентов этой даты заключаются в следующем.

По сегодняшним официальным сведениям, 4 ноября 1612 года польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось это еще в 1611 году, когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений, решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники, подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю), когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал. Поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистки Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября. Но поскольку эта дата ассоциируется с победой Октябрьской революции в 1917 году, память о которой только разъединяет сегодня общество, то некоторые историки и политики считают, что куда более значимым событием в истории русской государственности стало избрание Земским собором на царство первого монарха новой династии Михаила Романова, состоявшееся 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года. Однако выбор этой даты в качестве нового красного дня календаря, считают другие эксперты, слишком явно подчеркнул бы монархические симпатии нынешней власти (если они, конечно, имеются).

Прокомментировать разногласия в этом вопросе я попросил профессора Гуманитарного университета, доктора исторических наук Юрия Рубцова:

- Смута на рубеже XVI–XVII веков - страшная и одновременно удивительная пора в истории нашей страны. Она принесла неисчислимые бедствия народу и разорение государству – голод и мор, сдачу Москвы полякам и невиданные по жестокости притеснения со стороны иноземцев. Но одновременно Смута явилась и важным политическим уроком для Московской Руси, моментом, когда до редких высот всколыхнулся народный дух, народ обрел государственное самосознание, волю к единению. Важно и то, что время невиданных испытаний стало и временем торжества личностного начала: на смену трафаретным и бесцветным фигурам на историческую арену выступили крупные характеры и ярко выраженные индивидуальности. Вслед за могучей фигурой Бориса Годунова появляется плеяда отчаянных авантюристов-самозванцев и – в противовес им – патриоты, подвижники Михаил Скопин-Шуйский, Прокофий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Козьма Минин. Они возглавили освободительное движение, изгнавшее из Москвы поляков и восстановившее в стране общественное согласие.

Вывод очевиден: на любой крутой поворот истории Россия отвечала всплеском народного духа, дремавшего в ее толще в обычные времена, и выводила на историческую арену Личности с большой буквы. В этом, на мой взгляд, суть праздника, в этом его идея, в этом его стимулирующее начало и небывалая актуальность. А по поводу конкретных дат споры будут всегда. Всем не угодишь. Но решение уже принято на государственном уровне,и в общем-то поддержано большинством народа.

Добавлю от себя вот что.  К сожалению, реальная жизнь вносит в этот праздник почти непреодолимые противоречия. Например, о каком единении может идти речь между честными людьми и олигархами (кстати, в большистве своем и не русскими, и не православными, и не мусульманами, а верующими лишь в доллар), которые свои миллиарды получили неправедно, они их и сейчас не зарабатывают, а выкачивают из общенародных богатств. В царской России в более благоприятных условиях (капитал был, в основном, русским или представлял другие коренные народы страны, к тому же он был основан и приумножался личным предпринимательством) итогом единения с богатеями-кровопийцами стала, в конце концов, революция и кровавая Гражданская война. Тем не менее и сегодня есть шанс к единению с такой публикой при одном условии: вор, мошенник, аферист, казнокрад, взяточник  должны сидеть. Тогда мы по-христиански просто обязаны будем посетить их в темнице, пожалеть, удовлетворить бытовые нужды.

День единения обрел еще один символ — образ великого крестителя Руси князя Владимира, историческая фигура которого скрепляет в неделимый народ русских и малороссов (их кто-то недобрый обозвал когда-то украинцами).
Показательно, что накануне праздника в
центре Москвы на Боровицкой площади прошло торжественное открытие закладного камня на месте будущего памятника князю Владимиру.

Автор скульптуры Салават Щербаков рассказал, что она уже готова на 60% процентов, к весне 2016 года памятник уже будет установлен. Высота скульптуры составит 12 метров, а вместе с постаментом – порядка 15 метров.
Закладной камень для памятника был доставлен из Крыма. Именно там, по историческим свидетельствам, в 988 году князь Владимир принял крещение. На камень прикрепили табличку «Здесь на народные пожертвования будет установлен памятник защитнику земли русской равноапостольному князю Владимиру».

Сергей Турченко
4 ноября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 апреля
пятница
2018

В этот день:

Завещание Владимира Мономаха

20 апреля 1113 года на великокняжеский престол в Киеве вступил Владимир Мономах.

Завещание Владимира Мономаха

20 апреля 1113 года на великокняжеский престол в Киеве вступил Владимир Мономах.

 Он правил 13 лет и был одним из образованнейших князей древнего периода русской истории. Летопись называет его «братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за русскую землю».

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 её территории. Венцом деятельности Владимира Мономаха стала собранная воедино Русь, ему удалось объединить территории Древнерусского государства. На короткий период в стране утихли распри, укрепились границы и установился мир.
В составе Лаврентьевской летописи дошло три сочинения Владимира Мономаха. Наиболее значимо “Поучение”, характеризующее автора как оригинального мыслителя, тонкого политика и мастера слова. В “Поучении”, которое считается политическим завещанием Владимира Мономаха, формулируется идея необходимости единства правящего рода Рюриковичей и взаимной ответственности власти и населения. Подробно прорисован идеальный образ правителя. Справедливость рассматривается как законность. Это универсальный, распространяемый на всех принцип, предполагающий ответственность как рядовой личности, так и государственных мужей. Обращенное к потомкам “Поучение”—это мудрое наставление, исходящее из христианских принципов и возводящее в нравственную норму сострадание, уклонение от зла и справедливость.

Первые Герои Союза

20 апреля 1934 года первыми Героями Советского Союза стали летчики — спасатели «челюскинцев»: А. В. ЛЯПИДЕВСКИЙ, С. А. ЛЕВАНЕВСКИЙ, В. С. МОЛОКОВ, Н. П. КАМАНИН, М. Т. СЛЕПНЕВ, М. В. ВОДОПЬЯНОВ, И. В. ДОРОНИН.

Генеральный конструктор «Энергии»

20 апреля 1935 года родился Юрий Павлович СЕМЁНОВ, генеральный конструктор РКК «Энергия» (1989—2005), академик РАН, лауреат Государственных и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда.

Единственный маршал РФ

20 апреля 1938 года родился Игорь Дмитриевич СЕРГЕЕВ (умер 10.11.2006), маршал РФ.

Единственный маршал РФ

20 апреля 1938 года родился Игорь Дмитриевич СЕРГЕЕВ (умер 10.11.2006), маршал РФ.

В 1992—97 был главкомом Ракетных войск стратегического назначения, в 1997—2001 — министром обороны РФ. Он единственный из генералов современной России, которому было присвоено маршальское звание.

Георгий Костылев: Герой без Звезды

20 апреля 1914 года родился Георгий Дмитриевич Костылев, безстрашный ас Второй мировой войны

Георгий Костылев: Герой без Звезды

20 апреля 1914 года родился Георгий Дмитриевич Костылев, безстрашный ас Второй мировой войны

Георгий Костылев родился в городе Ораниенбауме Санкт-Петербургской губернии. Окончил 9 классов, школу Осоавиахима, а в 1934 г. - Центральную летную школу в Тушино. 18 августа 1939 г. он был удостоен почетного удостоверения "За отличную технику пилотирования и акробатическое летное мастерство". После призыва в ВМФ в 1939 г. он служил в частях истребительной авиации, воевать начал с советско-финской войны, за которую был награжден орденом Красного Знамени.

В апреле 1942 г. за 233 боевых вылета, 59 воздушных боев, 9 лично и 34 в группе сбитых самолета противника он был представлен к званию Героя Советского Союза. 23 октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен этого высокого звания.

Но после 1942 года Костылев не получил ни одной награды, хотя всего за войну совершил более 400 боевых вылетов, 112 воздушных боев, сбил лично 22 и в группе 34 самолета противника. Таким образом военные тыловые чиновники мстили ему за дерзновенную смелость не только в бою, но и в быту.
Всё дело в том, что после присвоения звания Героя Советского Союза командование предоставило Костылеву краткосрочный отпуск с выездом к одинокой матери в блокадный Ленинград. Во время отпуска Герой случайно попал в гости к тыловому офицеру. Там гостей потчевали изысканными яствами и коллекционными винами на драгоценной посуде. Как позже рассказывали сослуживцы Костылева, сын блокадницы, он, не на словах знавший цену блокадным мытарствам, в благородной ярости разнес это "гнездо пира во время чумы": разбил стоявшую перед ним посуду, стекла пузырившегося хрусталем серванта и опрокинул майора интендантской службы, пытавшегося прикрыть хрусталь своей грудью.

Костылева не спасли ни слава лучшего летчика Балтфлота, ни Геройское звание: благородные порывы всегда будили ненависть тыловых чиновников. Уже через несколько дней он был лишен офицерского звания, наград и в чине красноармейца направлен в штрафбат на Ораниенбаумский плацдарм - в места, где прошло его детство... Штрафники сберегли летчика. В апреле 1943 года он вновь поднял свой истребитель навстречу врагу и в первом же бою 21-го числа над Копорским заливом сбил финский "фиат", прижав второй к воде, приказал ведомому атаковать его - очередь последнего была также точной...

После этого боя Костылев был назначен командиром звена и, сражаясь после штрафбата в составе 4-го ГвИАП на самолёте Ла-5, лично сбил 9 самолётов противника, из них 3 FW-190.

Так, 22 Июля 1943 года пара Ла-5 из 4-го ГвИАП атаковала три звена IV.JG 54. "Фокке - Вульфы" хауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась. Эрих Рудорффер над своей территорией воспользовался парашютом, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке ( 27 побед ) погиб.

За мужество проявленное в боях, к 1944 году Костылеву вернули все награды и звание майора. Вскоре после этого он был назначен главным инспектором ВВС Краснознамённого Балтийского Флота по истребительной авиации. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, лётчик при каждой возможности нарушал этот запрет. Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не записывал сбитых на свой счёт, отдавая их тем, с кем летал в бой.

Так, 21 Июля 1944 года "Фокке - Вульфы" из 5 / JG 54 над Балтийским морем подверглись атаке двух Ла-5ФН из 3-го Гвардейского истребительного авиаполка, которые уничтожили три машины. Победы были одержаны гвардии майором Костылевым и лейтенантом Прасоловым, однако первый участвовал в вылете неофициально и не состоял, на тот период, в составе 3-го ГвИАП.

После окончания войны, до 1953 года, Георгий Дмитриевич Костылев служил в авиации ВМФ. Умер 30 Ноября 1960 года. По завещанию самого Костылева, он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть в боях с врагами будучи красноармейцем штрафной роты штрафбата.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии