RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Пророчества о России
20 октября 2013 г.

Пророчества о России

Святого праведного Иоанна Кронштадского
Девушка в тельняшке
28 мая 2016 г.

Девушка в тельняшке

28 мая 2014 года родилась единственная женщина - командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны гвардии полковник Евдокия Завалий
За Сталинград!
12 июня 2014 г.

За Сталинград!

Против только фашисты и их двоюродные братья — либералы
«На сопках Маньчжурии»
24 апреля 2018 г.

«На сопках Маньчжурии»

24 апреля 1908 года в Самаре состоялось первое исполнение легендарного патриотического вальса духовым оркестром.
75 лет под грифом «Секретно»
20 марта 2014 г.

75 лет под грифом «Секретно»

США до сих пор держат в строжайшей тайне одну из разведывательных операций Второй мировой войны под названием «Санрайз»
Главная » Подвиги в наследство » С нами - князь Владимир и князь Пожарский

С нами - князь Владимир и князь Пожарский

4 ноября в России отмечается День народного единства.

День единения сегодня обрел еще один символ — образ великого крестителя Руси князя Владимира, историческая фигура которого скрепляет в неделимый народ русских и малороссов.
С нами  -  князь Владимир и князь Пожарский

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России выступил с инициативой объявить 4 ноября общенациональным праздником, объединяющим все народы России. Религиозные лидеры предложили сделать этот день выходным. В Государственную думу России был внесен законопроект, по которому взамен праздника 7 ноября ("День согласия и примирения") предложено ввести "День народного единства", и отмечать его 4 ноября. Мотивация: в этот день в 1612 году всероссийское земское ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских оккупантов, имея с собой в обозе список иконы Казанской Божией матери, благодаря которому и удалось одержать победу. Это было заключительным аккордом в преодолении Великой Смуты, которая терзала Россию с конца 16 столетия.

Как известно, после смерти царя Федора Ивановича был созван Земский собор, на котором 17 февраля 1598 года на царство избрали Бориса Федоровича Годунова. Однако это избрание сразу же вызывало сомнения в правах Годунова на царский престол — его называли "незаконным" царем. Так аукнулась таинственная смерть царевича Дмитрия Ивановича - младшего сына Ивана Грозного. До сих пор так и неизвестно: то ли царевич случайно убил себя, играя в ножички, то ли он погиб по злой воле Бориса Годунова 15 мая 1591 года. Но в 1604 году в русские земли из-за польского рубежа началось вторжение армии авантюриста и самозванца, объявившего себя законным наследником московского престола царевичем Дмитрием Ивановичем (якобы выжившим) и вошедшего в историю под именем Лжедмитрия I. Потом был Лжедмитрий II, захват поляками Кремля, создание «второй столицы» в Тушино.

Тушинский мыс, ограниченный Москвой-рекой и Сходней, имел в те годы стратегическое значение. Здесь был организован так называемый Тушинский мыт, где собирались налоги с торговцев (летом — с судов, зимой — с санных обозов). Не зря Лжедмитрий II пострил здесь целый город с «царским двором», кремлем, со своей боярской думой, патиархатом. Поначалу здесь витала идея альтернативной Москвы. Но вскоре обманутые Лжедмитрием II русские бояре и военные начали прозревать. В стане самопровозглашенного царя назрел раскол, и тот бежал в Калугу. Но был настигнут Петром Урусовым, который, по свидетельству летописи, «рассек царя саблей, а младший брат его отсек царю руку». Теперь предстояло освободить от иноземцев Москву.

Именно в это время во всей мощи проявился государственный инстинкт русского народа и народов, связавших с ним свою судьбу и сохранивших верность общему историческому прошлому. Государство практически не существовало, боярская верхушка предала собственное Отечество, иноземцы вошли в Кремль. На дорогах царили разбойники, сообщение между населенными пунктами было практически невозможно. "Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится", - обратился к соотечественникам купец Минин и призвал их "утвердиться на единении", чтобы "помочь Московскому государству" и "постоять за чистую и непорочную Христову веру": "Не пожалеем животов наших, да не токмо животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим..." В ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, и татарские старейшины, еще помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Еще по пути в Москву ополчение восстанавливало управляемость территорией, то есть государственную власть «от народа». А освободив Москву, именно Собором выбрал народ для Руси правящую династию – замечу: не наоборот, не династия подчиняла себе страну, а народ выбрал себе правителя!

Несмотря на то, что День народного единства отмечается в десятый раз, в обществе нет полного единогласия в восприятии этого праздника. Главные аргументы оппонентов этой даты заключаются в следующем.

По сегодняшним официальным сведениям, 4 ноября 1612 года польско-литовские интервенты были изгнаны из Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось это еще в 1611 году, когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений, решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники, подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю), когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал. Поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистки Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор.

Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября. Но поскольку эта дата ассоциируется с победой Октябрьской революции в 1917 году, память о которой только разъединяет сегодня общество, то некоторые историки и политики считают, что куда более значимым событием в истории русской государственности стало избрание Земским собором на царство первого монарха новой династии Михаила Романова, состоявшееся 3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года. Однако выбор этой даты в качестве нового красного дня календаря, считают другие эксперты, слишком явно подчеркнул бы монархические симпатии нынешней власти (если они, конечно, имеются).

Прокомментировать разногласия в этом вопросе я попросил профессора Гуманитарного университета, доктора исторических наук Юрия Рубцова:

- Смута на рубеже XVI–XVII веков - страшная и одновременно удивительная пора в истории нашей страны. Она принесла неисчислимые бедствия народу и разорение государству – голод и мор, сдачу Москвы полякам и невиданные по жестокости притеснения со стороны иноземцев. Но одновременно Смута явилась и важным политическим уроком для Московской Руси, моментом, когда до редких высот всколыхнулся народный дух, народ обрел государственное самосознание, волю к единению. Важно и то, что время невиданных испытаний стало и временем торжества личностного начала: на смену трафаретным и бесцветным фигурам на историческую арену выступили крупные характеры и ярко выраженные индивидуальности. Вслед за могучей фигурой Бориса Годунова появляется плеяда отчаянных авантюристов-самозванцев и – в противовес им – патриоты, подвижники Михаил Скопин-Шуйский, Прокофий Ляпунов, Дмитрий Пожарский, Козьма Минин. Они возглавили освободительное движение, изгнавшее из Москвы поляков и восстановившее в стране общественное согласие.

Вывод очевиден: на любой крутой поворот истории Россия отвечала всплеском народного духа, дремавшего в ее толще в обычные времена, и выводила на историческую арену Личности с большой буквы. В этом, на мой взгляд, суть праздника, в этом его идея, в этом его стимулирующее начало и небывалая актуальность. А по поводу конкретных дат споры будут всегда. Всем не угодишь. Но решение уже принято на государственном уровне,и в общем-то поддержано большинством народа.

Добавлю от себя вот что.  К сожалению, реальная жизнь вносит в этот праздник почти непреодолимые противоречия. Например, о каком единении может идти речь между честными людьми и олигархами (кстати, в большистве своем и не русскими, и не православными, и не мусульманами, а верующими лишь в доллар), которые свои миллиарды получили неправедно, они их и сейчас не зарабатывают, а выкачивают из общенародных богатств. В царской России в более благоприятных условиях (капитал был, в основном, русским или представлял другие коренные народы страны, к тому же он был основан и приумножался личным предпринимательством) итогом единения с богатеями-кровопийцами стала, в конце концов, революция и кровавая Гражданская война. Тем не менее и сегодня есть шанс к единению с такой публикой при одном условии: вор, мошенник, аферист, казнокрад, взяточник  должны сидеть. Тогда мы по-христиански просто обязаны будем посетить их в темнице, пожалеть, удовлетворить бытовые нужды.

День единения обрел еще один символ — образ великого крестителя Руси князя Владимира, историческая фигура которого скрепляет в неделимый народ русских и малороссов (их кто-то недобрый обозвал когда-то украинцами).
Показательно, что накануне праздника в
центре Москвы на Боровицкой площади прошло торжественное открытие закладного камня на месте будущего памятника князю Владимиру.

Автор скульптуры Салават Щербаков рассказал, что она уже готова на 60% процентов, к весне 2016 года памятник уже будет установлен. Высота скульптуры составит 12 метров, а вместе с постаментом – порядка 15 метров.
Закладной камень для памятника был доставлен из Крыма. Именно там, по историческим свидетельствам, в 988 году князь Владимир принял крещение. На камень прикрепили табличку «Здесь на народные пожертвования будет установлен памятник защитнику земли русской равноапостольному князю Владимиру».

Сергей Турченко
4 ноября 2015 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
19 сентебря
среда
2018

В этот день:

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Память Архистратига Михаила

19 сентября Православный мир вспоминает Архангела Михаила, которого называют Архистратигом, что означает, глава святого воинства Ангелов и Архангелов.

Святой Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам. В Православии архангел Михаил именуется Архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

В Великих четьях-минеях митрополит Макарий пишет: «Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви», то есть всех верных Богу, выступающих против сил зла.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

Праздник создателей русского оружия

19 сентября отмечается День оружейника России - новый профессиональный праздник, который появился в 2010 году, благодаря самому известному оружейнику современности — Михаилу Тимофеевичу Калашникову, создателю легендарного автомата АК-47.

История праздника такова. 25 мая 2010 года Владимир Путин (в то время председатель российского правительства) посетил Ижевск, где совершил экскурсию по оборонному предприятию «Ижмаш». Премьер-министр осмотрел цеха, которые на протяжении десятилетий производят оружие, а около стенда с различными модификациями знаменитого автомата пообщался с конструктором Михаилом Калашниковым. Именно во время той беседы Калашников попросил Путина учредить День российского оружейника. «Мы стремимся делать все, чтобы Россия занимала достойное место на рынке вооружений, — сказал конструктор. — Просим вас сделать день, чтобы раз в году мы могли собираться и подводить итоги. Такой своеобразный день оружейников». Премьер-министр обещал, что такой день появится в календаре, тем более, что с подобной просьбой выступил также Союз российских оружейников. В качестве даты праздника выбрали 19 сентября — день, когда православная церковь чтит Архангела Михаила, покровителя небесного воинства. В пользу этого послужило и то, что имя главного небесного воина совпадает с именем главного российского оружейника — Михаила Калашникова. В тот же год был установлен новый профессиональный праздник «в целях признания выдающегося вклада создателей оружия в обеспечение защиты и независимости государства».

 

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Дом-музей Циолковского

19 сентября 1935 года умер Константин Эдуардович Циолковский, великой русский учёный, основоположник теоретической космонавтики.

Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме, где он жил, был открыт музей.

Он находится на въезде в город Калугу недалеко от реки Оки. С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим проблемам.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее: «С большим…. удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович, счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полёт человека в космос».

 

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Трижды Герой Алеександр Покрышкин

19 сентября 1944 года советскому воздушному асу Александру Ивановичу Покрышкину в Кремле была вручена третья Золотая Звезда Героя Советского Союза.

 Он единственный человек, кто в годы войны стал трижды Героем. Жуков, Кожедуб и другие получили по третьей Звезде  уже после Победы.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии