RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Поклон Ивану Туркеничу
25 февраля 2014 г.

Поклон Ивану Туркеничу

По инициативе выпускников Житомирского ВУРЭ ПВО два года назад под Житомиром поставлен памятник из полесского гранита одному из русских Иванов, освобождавших Европу от фашистской чумы.
Неоднозначный император
8 февраля 2014 г.

Неоднозначный император

8 февраля 1725 года скончался Пётр Первый. С тех пор не смолкают споры о его роли в истории России.
Бомба для Америки
30 октября 2015 г.

Бомба для Америки

30 октября 1961 года СССР произвёл взрыв самой мощной бомбы в мировой истории: 58-мегатонная водородная «Царь-бомба» была испытана на острове Новая Земля
СССР — США: бои в небе Вьетнама
4 июня 2016 г.

СССР — США: бои в небе Вьетнама

4 июня 1965 года северо-вьетнамские летчики на МиГ-17 под руководством советских асов сбили первый штатовский самолет F-4B
Комендант Северного полюса
26 ноября 2014 г.

Комендант Северного полюса

26 ноября 2014 года — 120 лет известному исследователю Арктики, дважды Герою Советского Союза Ивану Дмитриевичу Папанину
Главная » Подвиги в наследство » «Шестерку» Гитлера — на штык

«Шестерку» Гитлера — на штык

Актуальные уроки советско-финской войны

30 ноября 1939 года на Карельском перешейке начались боевые действия, которые сегодня имеют неоднозначные оценки в обществе
«Шестерку» Гитлера — на штык

Попробуем разобраться: почему Советский Союз был вынужден атаковать Финляндию?

К тому времени стало уже очевидно, что война с Германией неизбежна. После провала попыток СССР на московских переговорах летом 1939 года совместно с Великобританией и Францией создать систему коллективного отпора гитлеровской экспансии Советский Союз вынужден был искать иной путь отсрочки угрозы со стороны приближающейся к его государственным границам Германии, подписав с ней в августе 1939 года договор о ненападении, а в сентябре – договор о дружбе и границе. Чтобы не допустить сговора за своей спиной Лондона и Парижа, с одной стороны, и Берлина - с другой, советское руководство принесло идеологические принципы, в соответствии с которыми фашизм ранее объявлялся злейшим врагом коммунизма, в жертву политической прагматике. Советско-германские договоренности были военно-политическим компромиссом, на который Кремль пошел для выигрыша времени и географического пространства в преддверии неизбежного военного столкновения с Германией. Москва на советско-германских переговорах добилась включения в сферу своих интересов тех стран, которые ранее территориально входили в состав Российской империи, но либо получили независимость (Финляндия - от Ленина), либо после Первой мировой войны были отторгнуты от России в результате прямой аннексии (Эстония, Латвия, Литва, Бессарабия). В прибалтийские государства осенью 1939 года были введены части Красной армии. Позднее прибалтийские страны вошли в состав СССР.

Угроза войны требовала, в частности, обезопасить границу в районе Ленинграда, которая находилась на расстоянии артиллерийского выстрела от северной столицы. В 1932 году Советское правительство предложило заключить с пограничной Финляндией договор о дружбе. И получило отказ. Тогда СССР предложил Финляндии сдать нам в аренду полуостров Ханко, который нависает с севера над входом в Финский залив, и установленная там артиллерия могла бы перекрыть вход немецкого флота в Финский залив и предотвратить возможные удары по Кронштадту и Ленинграду. (Забегая вперед стоит отметить, что Великая Отечественная война подтвердила нашу правоту: 155 дней защитники Ханко держали вход в Финский залив закрытым).

Мы также просили сдать нам в аренду несколько прибрежных островов недалеко от Ханко с тем, чтобы разместить там военные объекты. Конечно, нужно было обязательно отодвинуть границу от Ленинграда в районе Карельского перешейка, и обезопасить район полуострова Рыбачий, Петсамо. Этот район, как показала Великая Отечественная война, играл ключевую роль в нашей борьбе за Север.

Сегодея часто говрят о том, что Сталин пытался силой навязать эти условия финнам. Но нужно напомнить, что наши предложения включали очень щадящие компенсации: за вышеуказанные территории советское правительство предложило Финляндии часть Советской Карелии в районе Реболы и Поросозера вдвое большую, чем уступает Финляндия. Советское правительство также готово было согласиться на вооружение Аландских островов в Финляндии (эти острова были демилитаризованы, а Финляндия добивалась их вооружения).

Финская делегация на переговорах в Москве в октябре 1939 года отвергла эти предложения.

По воспоминаниям участников переговоров, Сталин был удивлен таким поворотом событий. Он считал и заявил об этом, что требования, выдвинутые 14 октября (в третий день советско-финских переговоров), минимальны. В любом случае нужно было думать о собственной обороне, а не о политесах с капризным и зловредным соседом. Тем более, что ещё в 1934 году (за пять лет до советской «агрессии»!) были установлены германо-финские военные связи, направленные против СССР. Согласно этим документам Финляндия должна была «гарантировать Третьему рейху право в случае войны разместить свои войска на финской территории, а со стороны гитлеровского руководства давалось обещание своему союзнику получить Советскую Карелию». Вот и пришлось нам принимать меры для того, чтобы обезопасить город на Неве от такого враждебного соседа.

Тем, кто говорит об агрессии СССР, стоит напомнить, что еще в ходе переговоров с нами руководство Финляндии 14 октября объявило в стране всеобщую мобилизацию. Тогда и наркому обороны Клименту Ворошилову было дано указание готовить войска к финской кампании.

Комментарий доктора исторических наук, акдемика Юрия Рубцова:
- Хочу подчеркнуть, что было разработано два плана. Один — под руководством начальника Генерального штаба маршала Шапошникова, другой — с участием заместителей наркома обороны командарма 1-го ранга Кулика и армейского комиссара 1-го ранга Мехлиса. Сталин поначалу утвердил последний. В соответствии с ним основные войска ЛВО сводились в 7-ю армию (командующий – командарм 2-го ранга Мерецков), на которую возлагалась задача по прорыву линии Маннергейма на Карельском перешейке и разгрому главных сил финской армии. Однако попытка в две недели разгромить противника не удалась. Неопытность командного состава с точки зрения боевых действий в лесисто-болотистой местности при низкой температуре, неудовлетворительное обеспечение оружием, боевой техникой и обмундированием по сезону, общая недооценка противника привели к тяжелым жертвам и к затягиванию боевых действий.

В конце декабря 1939 года операция была приостановлена, и Главный военный совет вернулся к предложениям Шапошникова. Вновь созданный Северо-Западный фронт во главе с командармом 1-го ранга Тимошенко включал около 1 миллиона человек, превосходя противника по численности пехоты более чем в 2 раза, по артиллерии – почти в 3 раза и абсолютно – по танкам и самолетам.

11 февраля 1940 года Красная армия перешла в наступление, прорвала линию Маннергейма и стала успешно продвигаться вперед. Одновременно советские части форсировали по льду Выборгский залив и перерезали шоссе Выборг – Хельсинки. Взятие Выборга стало финальным аккордом войны. Финны капитулировали.

Формально в «зимней войне» победил Советский Союз. Задачи, которые ставил Сталин перед войной, были решены: и граница отодвинута от Ленинграда, и полуостров Ханко стал советской военно-морской базой.

Но цена была страшной. Комиссия под руководством генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева установила потери в этой войне Вооруженных Сил СССР, включая ВВС, погранвойска, умерших в госпиталях после марта 1940 года, по именным спискам: убитых и умерших на этапах санэвакуации -71 214, умерло от ран и болезней в госпиталях -16 292, пропало без вести -39 369. Итого безвозвратных потерь - 126 875 человек. Санитарные потери (раненные,возвратившиеся в строй) - 264 908 человек.

Со стороны Финляндии погибло 23 тысячи военнослужащих и около 3 тысяч гражданского населения. Ренения получили около 65 тысяч человек.

12 марта 1940 года был подписан мирный договор с Финляндией, а уже 26 марта начался пленум ЦК ВКП(б), где был заслушан доклад наркома обороны Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова "Уроки войны с Финляндией". Он лишь недавно рассекречен в личном архиве Ворошилова, хранящемся в в Государственном архиве социально-политической истории России. Мне довелось с ним подробно ознакомиться. Вот несколько любопытных выдержек.

Страницы:   1 2 3  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
29 мая
понедельник
2017

В этот день:

День военного автомобилиста

29 мая 1910 года в Петербурге была сформирована первая учебная авторота - центр подготовки военных водителей и автотехников, которая положила начало системе автотехнического обеспечения российской армии. В 2000 году в честь этого события приказом министра обороны РФ был учрежден День военного автомобилиста.

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

Из «штопора» - вышел!

29 мая 1891 года родился Константин Константинович АРЦЕУЛОВ (умер 18.03.1980), один из первых пилотов России. Впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «штопор».

В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

До первой мировой войны учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно занимался в лётной школе. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух. В 1911 году получил диплом пилота-авиатора. В 1912 году — инструктор в Севастопольском аэроклубе.

Участник 1-й мировой войны, служил в 18-м корпусном авиационном отряде, совершил около 200 разведывательных полётов. С 1916 года лётчик 8-го истребительного авиационного отряда, успешно провёл 18 воздушных боёв. Осенью 1916 года Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл самолёт в штопор и вывел его из этого состояния. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Конструктор и испытатель вертолетов Алексей Черемухин

29 мая 1895 года родился Алексей Михайлович ЧЕРЁМУХИН (умер 19.08.1958), конструктор и испытатель первых советских вертолетов.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин поступил вольноопределяющимся в 13-й авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, по окончании которой был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

После Октябрьской революции участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института и в проектировании двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922—1924). В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин установил на нём мировой рекорд высоты полёта — 605 м.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Министр путей

29 мая 1993 года умер Иван Владимирович КОВАЛЁВ, нарком (1944—46) и министр путей сообщения СССР (1946—48), генерал-лейтенант. С июля 1941 и до конца войны он руководил Управлением военных сообщений Красной Армии.

Благодаря ему в начале войны были сохранены железнодорожные войска, а в ее конце не совершен необдуманный переход на западноевропейскую колею.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии