RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Судьба генерала Карбышева
18 февраля 2020 г.

Судьба генерала Карбышева

Автор проекта «Линий Молотова и Сталина» Дмитрий Карбышев погиб смертью Героя в фашистском плену 18 февраля 1945 года
Фронтовые сапёры
6 марта 2020 г.

Фронтовые сапёры

Вахта Памяти-75 (в честь юбилея Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне): день одиннадцатый.
120 лет Маршалу Мерецкову
7 июня 2017 г.

120 лет Маршалу Мерецкову

7 июня 1897 года родился Кирилл Афанасьевич МЕРЕЦКОВ
Восставший из ада
11 марта 2016 г.

Восставший из ада

10 марта 2016 года Президент России Владимир Путин наградил посмертно орденом Мужества капитана Советской армии Александра Печерского.
Мы — внуки Победителей
11 мая 2020 г.

Мы — внуки Победителей

Автор и исполнитель патриотических песен Сергей Пестов прислал в «Российский героический календарь» своё новое произведение
Главная » Подвиги в наследство » Судьба «подводника № 1»

Судьба «подводника № 1»

25 ноября 1963 года ушел из жизни выдающийся военный моряк — командир подводной лодки С-13 капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско

Он является автором «атаки века», в результате которой одним ударом было уничтожено 70 экипажей фашистских субмарин
Судьба «подводника № 1»

Имя Александра Ивановича Маринеско сегодня известно всем, даже тем, кто мало интересуется военно-морской историей и далек от флота. И не только потому, что этим именем названы десятки улиц в России и за рубежом, несколько учебных заведений, музеев и прочих общественных учреждений. И даже множество публицистических статей и научных монографий, романов и фильмов о «подводнике №1» скорее не причина его известности, а следствие.

Дело, по-видимому, в другом. Сама судьба Маринеско – это феномен становления легенды, где правду уже трудно отделить от домыслов. Это явление как нельзя лучше укладывается в классические каноны восприятия легендарности массовым сознанием. Здесь все взаимосвязано и вместе с тем противоречиво: герой рождает легенду, которая делает его героем. Подвиг героя вызван обстоятельствами, которые обусловлены необходимостью самого подвига. Истина борется против вымысла и одновременно украшается им.

Биография Маринеско – готовый сценарий для культового фильма, как говорится, на все времена. Его недолгая жизнь насыщена событиями: беспокойная юность, война и слава, пороки и доблесть. И конечно, любовь. Его характер дерзкий, но благородный, отчего поступки часто балансируют на грани допустимого обыденной моралью, а нередкие переходы за эту грань прощаются за подвиги, которые грандиозны и впечатляющи. Они и останутся таковыми в истории как бы к ним не относились злопыхатели и яростные критики героя.

Сама фамилия Маринеско могла предопределить его жизненное назначение, ведь «маринус» – на латыни значит «морской». Впрочем, в Одессе, где родился Маринеско , трудно не сделаться моряком или по крайней мере не влюбиться в море как настоящий моряк.

Александр появился на свет 15 января 1913 года в семье одесского рабочего румынского происхождения Иона Маринеску, мать его была украинкой. Юность Александра выпала на 1920-е годы. Какой была жизнь в Одессе в то неспокойное время можно представить себе по многочисленным рассказам, кинофильмам и песням, большая часть которых имеет единый и притом весьма своеобразный романтический мотив и криминально-приключенческий сюжет. Не трудно представить, как повлияла эта обстановка на Сашу Маринеско , молодого паренька, выходца из рабочего квартала. Дерзкое чувство воли и отчаянной лихости, воспитанное на одесской романтике 1920-х, потом еще не раз скажется в его дальнейшей жизни.

Впрочем, официальная биография юного Маринеско содержит и другие характеристики. После учебы в трудовой школе в 1926 г. Александра, как сказано в путевке, «за прилежность и терпеливость» направили в школу юнг, по окончании которой он ходил на гражданских судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1933 г. Маринеско окончил Одесский мореходный техникум и продолжил морскую службу третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

В то время 20-летний моряк Александр Маринеско вряд ли помышлял о военной карьере, тем более о службе подводника. Служивший с ним позже подводник Геннадий Зеленцов вспоминал, что сам Маринеско не хотел быть военным, а мечтал исключительно о службе в торговом флоте.

Однако судьба в лице государства распорядилась иначе. В 1933 г. Маринеско был призван в Рабоче-крестьянский красный флот и получил направление на специальные курсы комсостава РККФ. Далее – служба штурманом на подлодке Щ-306 Балтийского флота. В 1938 г., уже в звании старшего лейтенанта, по окончании курсов переподготовки при Краснознаменном учебном отряде подводного плавания имени С.М. Кирова Александр Иванович становится помощником командира на субмарине Л-1, а затем и командиром подлодки М-96. В 1940 г. по результатам боевой и политической подготовки экипаж М-96 занял первое место среди подлодок Балтфлота, командир Маринеско награжден золотыми часами и произведен в звание капитан-лейтенанта.

С тех пор в характере и поведении Александра Ивановича как будто что-то переменилось. Командир на подводной лодке, как говорится, царь и бог. По крайней мере первый после бога. И этот беспредельно высокий статус, бывает, кружит голову.

В ОКТЯБРЕ 1941 г. подлодка командира Маринеско сто­яла на позиции в Рижском заливе, куда была перебазирована в самом начале войны. Тогда же Александр Иванович получил первое серьезное взыскание по службе. Его исключили из кандидатов в члены ВКП (б) за пьянство и организацию в дивизионе азартных карточных игр. Он едва не разделил участь комиссара этого дивизиона, которого за распущенность личного состава осудили на десять лет лагерей с отсрочкой приговора и отправкой на передовую.

Зимой 1942 г. гитлеровцы усиленно бомбили Рижский залив. Подлодка Маринеско была серьезно повреждена снарядом и вынужденно встала на ремонт, занявший полгода. После ремонта М-96 вышла в боевой поход и 14 августа успешно атаковала немецкую тяжелую плавбатарею «Хелене». Возвращаясь на базу раньше срока из-за нехватки топлива, Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего его подлодку чуть было не потопили свои катера. Это вызвало возмущение командования. Сам же Маринеско отнесся к инциденту, едва не стоившему ему жизни, весьма хладнокровно.

С таким же завидным хладнокровием в ноябре 1942 г. Маринеско участвовал в крайне рискованной десантной операции в Нарвском заливе, где его лодка высадила группу разведчиков прямо под носом у немцев для захвата шифровальной машины «Энигма» в штабе немецкого полка. Действия капитана М-96 командование оценило высоко – он был награжден орденом Ленина. Тогда же Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б), но в отличной боевой характеристике за 1942 г. командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам».

Увы, это было так. Дисциплинированного и собранного, волевого и решительного в подводном походе Александра Ивановича «на берегу» разносило. Боевой офицер словно «ржавел» без дела и потому по временам уходил в

безудержную гульбу. В апреле 1943 г. Маринеско назначили командиром подлодки С-13. Она простояла без участия в боях полтора года – до осени 1944-го. В это время, согласно рапортам, командир С-13 неоднократно попадал в «пьяные» истории.

В новый поход подлодка Маринеско вышла только в октябре 1944 года. И сразу в бой! В первые же сутки похода, 9 октября, в Балтийском море С-13 обнаружила и атаковала немецкое судно «Зигфрид». По донесению Маринеско , корабль противника получил серьезное повреждение и начал быстро погружаться в воду. За проведение успешного похода командир С-13 получил тогда орден Красного Знамени.

Однако празднование нового, 1945 года чуть было не стоило орденоносцу и герою Балтфлота Маринеско лишения всех званий и наград, не исключая и высшей меры наказания за очередной вызывающий дисциплинарный проступок в условиях военной обстановки. В предновогоднюю ночь ко­мандир С-13 самовольно оставил субмарину и двое суток гулял в распложенном рядом с плавбазой населенном пункте. В это же время предоставленный сам себе экипаж подлодки разбрелся по округе и «отличился» выяснением отношений с местным населением. За эту выходку командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц решил придать Маринеско суду военного трибунала, однако делу ход не дал – оставил возможность командиру и экипажу С-13 искупить вину в боевом походе.

Таким образом 9 января 1945 г. подлодка С-13 вышла в свой «штрафной» поход, который стал самым доблестным и героическим рейдом капитана Маринеско . Впереди его ждала по-настоящему громкая и, как пишут в романах, неувядаемая слава.

30 января 1945 г. примерно в 19 часов Маринеско увидел ярко освещенное немецкое судно, следовавшее из польской Гдыни. Это шел «Вильгельм Густлофф» – колоссальных размеров лайнер, прежде пассажирский, а во время войны выполнявший функции плавающего госпиталя. Однако госпитальное судно не было обозначено соответствующим знаком – красным крестом. Напротив того – корпус лайнера носил камуфляжную окраску, на палубах виднелась артиллерия и орудия ПВО. Оснащенное вооружением санитарное судно сопровождал боевой корабль флота Германии.

«Вильгельм Густлофф» передвигался очень медленно. На его борту находились пассажиры, численность которых в разы превышала допустимые нормы: десятки офицеров-подводников и сотни курсантов, несколько сот женщин из флотского вспомогательного дивизиона, почти тысяча раненых солдат, и тысячи гражданских беженцев. Плюс перегрузка взятого на борт военного оборудования. Плюс крайне плохая видимость – кромешная тьма в условиях разыгравшегося жесточайшего шторма. В таких обстоятельствах командующему судном Фридриху Петерсену поступило сообщение о конвое тральщиков, который якобы шел навстречу. Чтобы предотвратить столкновение, поступил приказ включить ходовые огни. В 19.30, так и не дождавшись тральщиков, капитан Петерсен дал команду огни потушить.

Но было уже поздно – Маринеско выработал план атаки. Около 21 часа подлодка С-13, совершив виртуозный маневр, зашла со стороны берега, где ее менее всего могли ожидать, и выпустила первую торпеду с надписью «За Родину», а затем еще две – «За советский народ» и «За Ленинград».

При первом ударе, пробившем носовую часть судна, немцы решили, что они наскочили на мину. Но после второго и третьего взрыва, разворотивших машинное отделение, капитан Петерсен понял, что это была субмарина, и коротко объявил: «Das war’s» (Вот и всё). На лайнере началась паника. Сотни людей, не разбирая чинов, пола и возраста, бросились к шлюпкам. Из-за сильного крена тысячи оказались в ледяном бушующем море. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул. Поверженное судно, величиною едва ли не с айсберг, ушло под воду, погрузилось в черную бездну.

Чтобы представить масштаб этой катастрофы, следует иметь в виду некоторые сравнительные данные. Спущенный на воду в 1937 г. лайнер «Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу немецким теплоходом, потопленным советскими подводниками. Длина судна – 208 метров, ширина – 23. Еще поразительней высота – 56 метров, то есть в два раза выше печально известного «Титаника». При пассажировместимости полторы тысячи человек на борту «Вильгельма Густлоффа» в ту роковую для него ночь оказалось более десяти тысяч. И по сию пору историки дискутируют о составе пассажиров этого «корабля смерти»: сколько было военных, сколько из них раненых, сколько беженцев. Однако колоссальность людских потерь ни у кого не вызывает сомнения.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ для нас, русских, капитан 3 ранга Маринеско и его команда – вечные герои и личные кумиры. Даже по данным немецких исследователей послевоенных лет, ВМС гитлеровской Германии 30 января 1945 г. был нанесен серьезный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975. № 2–5, 7–11. ФРГ), с кораблем погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок. Вот почему впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» совершенно обоснованно назвала «атакой века», а Маринеско – «подводником № 1».

Что касается слезливых всхлипов современной либеральной общественности о погибших на «Вильгельме Густлоффе» раненых солдатах, женщинах и мирных беженцах, так сожаления эти давно опроверг исторический суд – не бессердечный, но добросовестный. По всем характеристикам эти жертвы признаны «военной целью» и, как это ни жестоко звучит, уничтожение их не является военным преступлением. Сотни погибших немецких офицеров-подводников погрузились на «Вильгельм Густлофф», понятно, не для круизной прогулки. Да и вылечившиеся раненые гитлеровцы наверняка встали бы снова в строй. За утонувших в ту ночь мирных беженцев по всем нормам военного времени ответственность несло принявшие их на борт командование «Вильгельма Густлоффа» – по факту военного тогда судна. А кроме того…

Кроме того, у войны свои нравственные законы, свои моральные координаты. Нам, людям мирного времени, порою трудно это понять. Мне, автору данного очерка, молодому человеку, не знающему битв, довелось слушать рассказы деда – участника Великой Отечественной. Запомнилась одна история. Как-то на переломе войны, когда победа наша еще казалось далекой и неясной, советские десантники-балтийцы проходили через одну освобожденную деревню в Ленинградской области. Увидели они колодец. В нем трупы русских детишек – немцы при отступлении их гранатами закидали. Потом нашли общую могилу стариков, заживо закопанных. Постояли наши десантники, покурили молча. И пошли дальше. Только после этого в плен немцев они больше не брали. Вообще никаких. Потому что – война, сказал мне потом дед, у нее своя правда…

Страницы:   1 2  »

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
16 января
суббота
2021

В этот день:

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Царь Иоанн IV

16 января 1547 года в Кремле состоялась церемония венчания великого князя Московского ИВАН IV на царство.

Государь принял новый титул «царя и великого князя всея Руси», укрепляя тем самым самодержавную власть московских государей и международное значение Русского государства.
Во время царствования Иоанна
IV Грозного Россия преобразилась: проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды. При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн км² до 5,4 млн км², к завершению царствования Русское Государство стало размером больше всей остальной Европы.

Оценивая итоги расцвета Русского государства, историк Р. Г. Скрынников называет прекращение феодальной усобицы, объединение земель, реформы Ивана Грозного, укрепившие систему государственного управления и вооруженные силы. Это позволило сокрушить последние осколки Золотой Орды на Волге — Казанское и Астраханское царства. Царствование Иоанна Грозного, по мнению историка И. К. Кондратьева, было "одним из замечательных царствований, наложивших на Москву, а с нею и на всю Россию печать особенного величия“. Действительно, в эти годы в Москве состоялся первый Земский собор, был создан Стоглав, начата торговля с англичанами (1553) (а также с Персией и Средней Азией), открыта первая типография, построены Архангельск, Кунгур и Уфа, башкиры приняты в русское подданство, учредилось Донское казачество, воздвигнут знаменитый храм Покрова в память завоевания Казанского царства, более известный под именем Василия Блаженного».

Тем не менее с момента смерти Иоанна Грозного и по сей день этот великий государственный строитель Земли Русской постоянно шельмуется, преподносится как самодур, деспот и пр. При этом на его память льется беспардонное вранье. Причина скорее всего в том, что при Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».

 

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

Казачья стража

16 января 1811 года Указом императора Александра I утверждено «Положение об устройстве пограничной казачьей стражи».

В соответствии с ним в целях обеспечения надежной охраны передовых рубежей государственной границы на каждые 150 верст западной границы назначалось по одному казачьему полку.

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Первая космическая станция - наша

16 января 1969 года состоялась первая в мире стыковка на околоземной орбите двух пилотируемых космических кораблей

Это Союз-4 с космонавтами Б.В. ВОЛЫНОВЫМ, Е.В. ХРУНОВЫМ и А.С. ЕЛИСЕЕВЫМ и Союз-5 с космонавтом В.А. ШАТАЛОВЫМ. Произошел первый переход космонавтов из одного космического корабля в другой через открытый космос. В течение 4 часов два космических корабля совершали полет как один объект, образуя первую экспериментальную космическую станцию.

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Испытатели Анатолий Андронов и Владимир Шушунов

16 января 1998 года указом Президента РФ за «мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники» полковникам Анатолию Андронову и Владимиру Шушунову присвоено звание Героя России..

Анатолий Андронов родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Окончил среднюю школу. В 1968 году Андронов был призван на службу в Советскую Армию. В 1972 году он окончил Балашовское военное авиационное училище, после чего служил в авиаполку обеспечения Центра подготовки лётчиков-испытателей в Ахтубинске. В 1980 году Андронов окончил этот центр, в 1981 году — заочно Московский авиационный институт.

С 1980 года был лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС, затем служил в лётно-испытательном управлении Военно-воздушных сил, дослужился до должности начальника этого управления. Испытывал большое количество тяжёлой авиатехники, в том числе военно-транспортных самолётов («Руслан», «Мрия», «Скальпель»). За время своей лётно-испытательской деятельности Андронов совершил 1478 полётов, освоил более чем 40 разновидностей вертолётов и самолётов. Установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов на «Руслане». Испытывал авиатехнику во время боёв в Афганистане, участвовал в Антарктических экспедициях.

Владимир Шушунов родился 3 марта 1948 года в Ленинграде. В 1967 году окончил Радиополитехникум в Ленинграде. В 1967—1971 годах учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков, по окончании которого (с отличием) служил там же лётчиком-инструктором. В 1979 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). С 1981 года — на лётно-испытательной работе в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (Ахтубинск). Освоил и участвовал в испытаниях и доводке более 50 типов и модификаций самолётов, в том числе МиГ-29РБ, МиГ-31Б, МиГ-29СМ, Су-24М, Су-27. Выполнил 108 испытаний различных единиц техники, вооружения, систем управления, среди них: дозаправка самолётов истребительной и фронтовой авиации; дозаправка в воздухе в ночное время и в условиях экстремальных погодных условий.

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии