RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Наш разведчик в «Сатурне»
13 июля 2018 г.

Наш разведчик в «Сатурне»

13 июля 1943 года начал службу в СМЕРШ Александр Иванович Козлов — прототип главного героя кинодилогии «Путь в «Сатурн»» и «Конец «Сатурна»
«Красная звезда» и её штыки
5 декабря 2013 г.

«Красная звезда» и её штыки

Главной военной газете страны - 90 лет
Главный госпиталь России
2 декабря 2017 г.

Главный госпиталь России

2 декабря 1707 года, «Военный Гошпиталь» в Москве принял своих первых посетителей.
Севастопольская страда
10 сентября 2018 г.

Севастопольская страда

10 сентября 1855 года, после тяжелейших боёв, завершилась 349-дневная оборона Севастополя в ходе Крымской войны.
Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими линкорами
26 мая 2018 г.

Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими линкорами

26 мая 1829 года бриг капитан-лейтенанта Александра КАЗАРСКОГО победил в 10 раз превосходящего в орудиях противника.
Главная » Подвиги в наследство » Балаклавская сеча

Балаклавская сеча

25 октября 1854 года произошло единственное в Крымской войне победное для России сражение, выигранное у объединенных войск Великобритании, Франции и Турции

Эпизоды этой битвы поучительны по сей день.
Балаклавская сеча

Историки в своем большинстве Крымскую войну описывают в минорных тонах. Исключение составляет лишь по истине героическая оборона Севастополя. Что касается сухопутной части войны, то её нередко относят к позорному прошлому «плохо вооруженной и бездарно руководимой» Русской армии. Думаю, такая однозначность в оценке может быть присуща лишь людям, в чьих душах мало патриотизма и гордости за русскую героику. Ярчайший пример проявления настоящего русского духа, который является образцом для подражания многих поколений защитников Отечества, - сражение под Балаклавой.

В этом (в то время небольшом) поселке расположилась база объединенных войск Великобритании, Франции и Турции. Захватчики превратили его в шумный базар. Берега бухты были завалены орудиями, ядрами, бомбами, инженерным инструментом, строительными материалами, доставляемыми из Англии. Здесь появились магазины, рестораны, забегаловки, пивные. В бухте наряду с военными судами стояли прогулочные яхты, в том числе «Драйяд» лорда Кардигана — командира легкой кавалерии. По воспоминаниям очевидцев, на ней он отдыхал и пил шампанское в перерывах между боями. А главное - в Балаклаве были сосредоточены запасы провианта и боеприпасов союзников. Контрнаступление русских войск на Балаклаву могло, в случае успеха, привести к деблокированию осаждённого Севастополя и нарушению снабжения англичан.

Вот почему в октябре 1854 года главнокомандующий русскими войсками в Крыму князь А. С. Меншиков решил нанести союзникам удар именно здесь — в районе Балаклавы. 23 октября у местечка Чоргун на Черной речке был собран так называемый Чоргунский отряд под командой генерал-лейтенанта П. П. Липранди, который насчитывал около 16 тысяч человек и включал Киевский и Ингерманландский гусарские, Уральский и Донской казачие, Днепровский и Одесский пехотные полки и ряд других частей и подразделений. Ближайшей задачей этого отряда являлся захват турецких редутов на Кадык-койских высотах, а затем, по возможности, выход к Балаклаве и обстрел артиллерией союзных судов, скопившихся в порту. Для поддержки войск Липранди был выделен особый отряд генерал-майора И. П. Жабокритского, насчитывавший около 5000 человек при 14 орудиях. Ему предстояло выдвинуться правее Воронцовского шоссе на Федюхины высоты.

25 сентября в 6 часов утра турки к своему ужасу услышали канонаду артиллерийского обстрела и вскоре увидели, что на все четыре редута помчалась в атаку русская кавалерия, а за ней и пехота. С первого редута турки не успели даже вовремя бежать, и около двух третей их было перебито ворвавшимися русскими войсками, но со второго, третьего и четвертого редутов турки бежали с предельной быстротой, побросав орудия и покинув все, что на редутах находилось. Русская кавалерия преследовала и избивала их во время этого панического бегства еще на некотором расстоянии за редутами. Уцелевшие турки были безжалостно перебиты и изранены озлобленными англичанами, когда им удалось добежать до города.

Войска генерала Липранди заняли высоты Кадыкоя. Но это было лишь началом дела. За четырьмя редутами, которыми овладели русские при этой первой атаке, находился второй ряд выстроенных англичанами укреплений, начинавшихся от села Кадыкиой и доходивший до отрогов Сапун-горы. За этими укреплениями стояла английская бригада легкой кавалерии под начальством лорда Кардигана, а за ней бригада тяжелой кавалерии под начальством бригадного генерала Скарлетта. Та и другая находились в этот день под общим начальством лорда Лукана. Отдельно от лорда Лукана действовал 93-й шотландский полк, пытавшийся, хотя и безуспешно, остановить бегство турок из четырех передовых редутов. Хотя наши гусары шестой легкой кавалерийской дивизии помяли стоявшие перед ними части, но уже со всех сторон на выручку англичанам спешили к Балаклаве и к Кадыкиою новые и новые части союзников. Нашим пришлось отступить, но генерал Рыжов повел отступающих между двумя отнятыми утром у турок редутами и завлек англичан в опаснейшее положение. Неожиданно грянули справа и слева в колонну Скэрлетта русские пушки, уже появившиеся около двух редутов (второго и третьего). Английские драгуны, потеряв убитыми и ранеными несколько десятков человек, бросились назад. Тут-то и произошло трагическое для англичан событие, о котором было столько страстных споров и в течение всей Крымской войны и долго после нее, — то событие, которое в английской историографии и публицистике дало Кадыкиою название «долины смерти». Наиболее правдоподобные показания рисуют дело так.

Лорд Раглан (командующий объединенными силами союзников) сначала передал начальнику всей кавалерии лорду Лукану приказ идти вперед и, при поддержке пехоты, овладеть высотами, где находились русские, чтобы воспрепятствовать им увезти пушки со взятых утром редутов. Лукан ждал пехоты, но она все не появлялась. Без поддержки пехоты Лукан, согласно приказу, не должен был и не мог двигаться, не подвергая страшному риску свои бригады. Но наши воины, как это было видно англичанам в подзорные трубы, начали стаскивать пушки со взятых ими редутов. Раглан пожадничал и приказал Лукану, не дожидаясь пехоты, наступать силами бригады легкой и бригады тяжелой кавалерии. Русские артиллеристы открыли по англичанам перекрестный огонь с Федюхиных и Кадык-койских высот. Сначала пальба велась гранатами и ядрами, а затем, по мере приближения всадников легкой кавалерии, русская артиллерия перешла на картечь. Вскоре русские ядра и гранаты начали достигать тяжелой бригады. Сам граф Лукан был легко ранен в ногу, а его адъютант и племянник капитан Чартерис — убит. По приказу Лукана бригада Скарлетта остановилась, а затем в полном порядке отступила на свою исходную позицию. Легкая бригада в это время стала объектом атаки русских стрелков, рассыпанных по склонам соседних высот и вооруженных штуцерами. Потери только ожесточали англичан, мечтавших поскорее добраться до русских орудий и отомстить за своих товарищей. Кони перешли на галоп, и остановить их было уже невозможно. На батарее завязался короткий, но жестокий бой.

Ситуацию спасла атака 53-го Донского казачьего полка. В результате остатки английской легкой кавалерии начали удирать. Несомненно, они были бы тут истреблены до последнего человека, если бы не подоспела помощь.

Два эскадрона французских егерей, а за ними другие французские части помчались на выручку Кардигану и его кавалеристам, убегавшим от русского преследования. Их встретил 2-й линейный (пластунский) батальон Черноморского казачьего войска. Казаки-пластуны, действуя в рассыпном пешем строю, при приближении французских кавалеристов падали ничком на землю, уклоняясь таким образом от удара сабли, а когда всадник проскакивал мимо, вскакивали и стреляли ему в спину. Так понесла ощутимые потери и французская кавалерия.

Теперь уже вся легкая бригада, рассыпавшись на мелкие группы и одиночных всадников, отступала по долине на запад. Преследование их генерал Рыжов назвал впоследствии «охотой на зайцев». Англичане отходили вверх по долине на уставших и израненных конях, практически шагом, осыпаемые пулями и картечью. Отступление их было еще гибельнее, чем наступление. Потери легкой бригады в этой атаке составили 102 убитых (из них 9 офицеров), 129 раненых (из них 11 офицеров) и 58 пленных (в том числе 2 офицера), причем последние были также почти все ранены. Позже еще 16 человек умерли от ран (9 из них в русском плену). Англичане потеряли 362 лошади.

Общий урон русских войск в этот день составил 627 человек, 257 из них — в гусарской бригаде, наиболее сильно пострадавшей от английской кавалерии. Союзники потеряли более

тысячи человек, а есть подсчеты, доводящие эти потери даже до полутора тысяч. Самое важное заключалось в том, что в моральном отношении у русских от этого балаклавского боя было ощущение победы, а у англичан — ощущение (и притом очень болезненное) поражения, сознание совершенно бессмысленно загубленных жизней, потерь, вызванных бездарностью и военным невежеством главного командования. При этом нужно иметь ввиду, что легкая кавалерия, легшая под Балаклавой, числила в своем составе представителей самых аристократических фамилий Великобритании. Поэтому впечатление в Англии от известия о поражении было потрясающее. Долгие годы (вплоть до начала войны 1914 г.) из Англии прибывали паломники со специальной целью посещения «долины смерти», где погибла английская кавалерия.

Балаклава не была отбита у англичан, но редуты оборонительной линии были взяты, пушки захвачены, и русские получили контроль над Воронцовской дорогой. Важно и то, что турецкий экспедиционный корпус в ходе Балаклавского сражения был полностью деморализован и больше, как самостоятельная боевая единица, в ходе войны не использовался. Отдельные его подразделения придавались английским и французским частям в качестве вспомогательных, и использовались в основном для строительства оборонительных сооружений и переноса тяжестей. Эти поистине несчастные турки, превращенные в Камышевой бухте французами в вьючных животных. Турок принято было кормить очень скудно, бить смертным боем за провинности, к общению не допускать, даже офицеров турецких за стол с собой не сажать. Это иллюстрация к тому, как англосаксы относятся к своим союзникам «иной крови».

А еще важнейшим итогом сражения стал отказ агрессоров от идеи захвата Севастополя штурмом и переход к позиционным осадным действиям.

В 1904 году, к 50-летию Севастопольской обороны на высоте Араб-табиа был открыт памятник Балаклавскому сражению. Свое название холм получил по неофициальному названию 4-го редута - Араб-Табиа (Арабская крепость), построенному на этом холме англичанами для защиты своих войск, базировавшихся в Балаклаве. Стройная колонна была изготовлена из альминского известняка, увенчана двуглавым бронзовым орлом, смотрящим в сторону Балаклавы и возвышалась на постаменте, облицованном гранитом. На площадке у памятника были установлены две гранитные четырехугольные плиты с перечислением частей русских войск, участвовавших в Балаклавском сражении и схемой боя. На главном фасаде пьедестала была выпуклая надпись: «Сражение Балаклавское. Октябрь -1854». С противоположной стороны: «Убиты 7 офицеров, 124 нижних чина». В центре Балаклавский долины в 1856 году англичане тоже установили памятник - небольшой обелиск из мраморовидного известняка с надписью на английском и русском языках: "В память о тех, которые пали в Балаклавском сражении 25 октября 1854 года". В 1945 году во время Ялтинской встречи союзников по Второй Мировой войне: Сталина, Черчилля и Рузвельта, Балаклавскую долину посетил глава правительства Великобритании Уинстон Черчилль. Он возложил цветы к английскому обелиску, в память об одном из своих погибших в этом сражении именитом родственнике - графе Мальборо. В 2001 году во время своего визита в Украину памятное место посетил принц Майкл Кентский - брат королевы Великобритании Елизаветы II. (использованы материалы с http://kazantip.zzx.su/war.htm)

 

Сергей Турченко
25 октября 2018 г.

Комментарии:

Михайлович 25.10.2018 в 16:04 # Ответить
Сколько русской кровушки пролито было на Крымскую землю! Превосходный материал журналиста С.Турченко, полный захватывающих эпизодов ожесточенного противоборства между Россией и её врагами - за право владеть этими святыми территориями - только укрепляют в нас уверенность: Крым - русский априори, Крым - НАШ!!!

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
20 января
воскресенье
2019

В этот день:

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Маршал авиации Агальцев

20 января 1900 года родился Филипп Александрович Агальцев (ум. 29 июня 1980), Герой Советского Союза, маршал авиации, заместитель Главкома ВВС, бригадный генерал польской армии.

Родился в селе Солдатское ныне Ефремовского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны. Окончил Военно-политическую академию в 1932 году и курсы лётчиков при Качинской военной авиашколе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 годов (с мая 1937 по ноябрь 1938). С декабря 1938 года — член Военного совета ВВС РККА, дивизионный комиссар. В августе 1940-го года понижен в звании до полковника и назначен командиром 50-го ближнебомбардировочного авиационного полка в Прибалтийский Особый военный округ.

В Великую Отечественную войну участвовал в боевых действиях на Северо-Западном фронте. В августе 1941-го отозван с фронта. В 1941—1943 годах — начальник Тамбовской школы младших авиаспециалистов, с марта 1943 года — командир 292-й штурмовой авиационной дивизии, С 28 мая 1943го — генерал-майор авиации. С декабря 1944 года — командир 1-го польского смешанного авиационного корпуса. За умелое руководство войсками, личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период и в связи с 60-летием Советской Армии и ВМФ 21 февраля 1978 года присвоено звание Героя Советского Союза.

С декабря 1945-го — командующий 4-м штурмовым авиационным корпусом. С 1 марта 1946-го — генерал-лейтенант авиации. С февраля 1947 года — командующий 16-й воздушной армией. С июня 1949 года — 1-й заместитель, с апреля 1953 — заместитель главкома ВВС. Генерал-полковник авиации (8.08.1955) С мая 1956 — генерал-инспектор ВВС, с февраля 1958 заместитель главкома ВВС по боевой подготовке. С 1962 года маршал авиации. В 1962—1969 годы — командующий дальней авиацией ВВС, с 1971 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 29 июня 1980 года в Москве.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Освобождение Великого Новгорода

20 января 1944 года советские войска освободили от фашистских захватчиков Великий Новгород, водрузили Красное знамя на древней кремлевской стене. В Москве в честь освобождения Новгорода был дан салют. С освобождения Новгорода началась операция по окончательному снятию блокады Ленинграда.

Операция по освобождению Новгорода от фашистов началась 14 января 1944 года. Она стала первым этапом стратегической операции из так называемых десяти «Сталинских ударов» 1944 года. Потери Волховского и Северо-Западного фронтов в результате обороны и освобождения Новгорода составили более 750 тысяч бойцов убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. За время оккупации Новгород был почти полностью разрушен. Некоторые уникальные достопримечательности города безвозвратно погибли. Разрушения были столь велики, что воспринимались как непоправимая утрата части национальной культуры. Постановлением от 1 ноября 1945 года Новгород был включён в число 15 древнейших городов, подлежащих первоочередному восстановлению. К настоящему времени новгородскими реставраторами исследовано, восстановлено или законсервировано более 200 памятников зодчества, составляющих богатейшее наследие региона. По решению ЮНЕСКО в 1992 году 37 памятников и ансамблей Великого Новгорода были включены в Список Всемирного культурного наследия. 29 октября 2008 года президент России подписал Указ о присвоении Великому Новгороду почетного звания «Город воинской славы».

 

 

 

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

История советского «Бизона»

20 января 1953 года осуществлён первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М) конструктора Владимир Мясищева. М-4 (по кодификации НАТО:

Bison — «Бизон») создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью и бомбовой нагрузкой, но меньшим радиусом действия. Эту машину впервые поднял в воздух экипаж летчика-испытателя Ф. Ф. Опадчего (второй пилот А. Н. Грацианский, штурман А. И. Помазунов, радист И. И. Рыхлов, бортинженер Г. А. Нефедов, ведущие инженеры А. И. Никонов и И. Н. Квитко).

Из построенных серийно 32-х самолётов, три погибли вместе с экипажами, едва родившись. Одна катастрофа произошла при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу. Другая — во время приёмо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения ослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли «лишние» узлы крепления. Третья — случилась при облете самолёта заводским экипажем (командир — Илья Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки, младший брат знаменитых летчиков-испытателей) из-за аэродинамических особенностей М-4 при взлёте.

Технические характеристики:

Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)

Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)

Высота: 14,1 м

Площадь крыла: 326,35 м²

Масса пустого: 79 700 кг

Нормальная взлётная масса: 138 500 кг

Максимальная взлётная масса: 181 500 кг

Лётные характеристики

Максимальная скорость: 947 км/ч

Практическая дальность: 8 100 км

Практический потолок: 11 000 м

Длина разбега: 1 470 м

Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках

Бомбовая нагрузка: нормальная: 5 000 кг, максимальная: 24 000 кг

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии