RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

800 лет Александру Невскому
1 апреля 2019 г.

800 лет Александру Невскому

2 апреля 2019 года в 16:00 в Московском доме национальностей состоится научно-практическая конференция, посвящённая подготовке к празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского.
Первая наступательная операция ВВС РККА
25 июня 2019 г.

Первая наступательная операция ВВС РККА

25 июня 1941 года всего на третий день Великой Отечественной войны советская авиация нанесла воздушный контрудар с целью уничтожения фашистских самолетов, базировавшихся на аэродромах Финляндии
Герои в пионерских галстуках
8 февраля 2014 г.

Герои в пионерских галстуках

8 февраля — День памяти юных антифашистов
Именные субмарины: «Месть»
12 ноября 2015 г.

Именные субмарины: «Месть»

В ноябре 1941 года вдова флотского офицера Л.М.Лободенко призвала жен моряков собрать средства на строительство подводной лодки
Памяти генералиссимуса Суворова
18 мая 2018 г.

Памяти генералиссимуса Суворова

18 мая 1800 года скончался великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России Александр Васильевич Суворов
Главная » Подвиги в наследство » Первый ночной таран

Первый ночной таран

Впервые в мире ночной воздушный таран был совершен советским летчиком-истребителем старшим лейтенантом Евгением Степановым 28 октября 1938 года небе Испании

Этот подвиг не был известен широкой публике, поскольку участие советских военнослужащих в испанской войне не афишировалось.
Первый ночной таран

Долгое время считалось, что первый ночной таран на счету советского летчика Виктора Талалихина, который 7 августа 1941 года таранил под Москвой фашистский бомбардировщик Не-111. Ничуть не умаляя его первенства в этом деле в рамках Великой Отечественной войны, отдадим должное и нашему великому летчику-асу Евгению Николаевичу Степанову.

Итак, первый в истории авиации ночной таран был совершен 28 октября 1938 года. В ту ночь взлетевший на своём И-15 командир 1-й эскадрильи «Чатос» старший лейтенант Евгений Степанов увидел вражеский бомбардировщик, освещённый луной, и пошёл в атаку. В ходе боя был убит стрелок верхней турели. Тем временем, «Савойя» развернулась в сторону Барселоны, огни которой были уже хорошо видны. Степанов решил идти на таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель, он нанёс удар колёсами, который пришёлся по хвостовому оперению «Савойи». Потеряв стабилизатор, бомбардировщик тут же рухнул вниз всего в нескольких километрах от города.

Хотя И-15 получил повреждения, Степанов проверив управление и работу мотора, решил продолжать патрулирование и вскоре обнаружил ещё одну «Савойю». Несколько раз обстреляв бомбардировщик, он заставил его экипаж повернуть в сторону открытого моря, над волнами которого окончательно добил бомбовоз. Только после этого наш пилот вернулся на аэродром Сабаделл, где благополучно посадил свой повреждённый истребитель.

Всего в Испании Степанов провел 16 воздушных боев и сбил 8 самолетов противника.

Последний бой в испанском небе Евгений Степанов провёл 17 января 1938 года. В тот день он повел эскадрилью к горам Универсалес на перехват «Юнкерсов», летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы «Фиатов». Над городом Охос-Негрос завязался бой. Противник превосходил группу Степанова почти в 3 раза. Евгений удачно атаковал и сбил «Фиат» и тем самым спас от явной гибели австрийского лётчика - добровольца Тома Добиаша. После этого Степанов погнался за вторым вражеским истребителем, зашёл ему в хвост, поймал в прицел и нажал на гашетки. Но пулемёты молчали. Патроны кончились. Решил: «Таранить!» В эту секунду перед носом И-15 разорвалось несколько зенитных снарядов. Фашисты дали отсечный огонь. Вторая серия взрывов накрыла машину Степанова. Осколками были перебиты тросы управления, повреждён двигатель. Не подчиняясь воле лётчика, самолёт круто пошёл к земле. Степанов выбросился из кабины и раскрыл парашют. Он приземлился недалеко от передовых позиций и был взят в плен марокканцами. Этого наверняка не случилось бы, если бы при приземлении Степанов не ударился о скалу и не потерял сознание.

Вражеские солдаты сорвали с советского лётчика обмундирование, раздели до нижнего белья, скрутили проволокой руки. Последовали допросы, побои, пытки и издевательства. Месяц его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи. Но офицер не сказал врагам даже своей настоящей фамилии. Степанов прошёл тюрьмы Сарагосы, Саламанки и Сан-Себастьяна. Через полгода правительство Испанской Республики обменяло его на пленного фашистского лётчика.

После возвращения из Испании Степанов получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го ИАП Ленинградского военного округа.

Из биографии: Евгений Степанов родился 22 мая 1911 года в Москве, в семье рабочего — мраморщика. В 6-летнем возрасте остался без отца. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году — железнодорожную школу ФЗУ. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 году закончил обучение в Московской школе лётчиков Осоавиахима, имея налёт 80 часов. В том же году по путёвке комсомола был направлен в Борисоглебскую школу военных летчиков. После её окончания, в марте 1933 года, был назначен служить на бомбардировщик, но после многочисленных заявлений сумел добиться назначения на истребитель. Служил в составе 12-й истребительной авиационной эскадрильи, входившую в 111-ю истребительную авиационную бригаду Ленинградского военного округа. Был старшим пилотом и командиром звена.

С 20 августа 1937 года по 27 июля 1938 года принимал участие в национально — революционной войне испанского народа. Был пилотом, командиром эскадрильи, а затем командиром группы истребителей И-15. Имел псевдонимы: «Эухенио» и «Слепнев». Имел 100 часов боевого налёта. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника лично, в том числе 1 — тараном, и 4 в группе. 10 ноября 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

С 29 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японцами в районе реки Халхин — Гол. Летал на И-16 и на И-153. Его задача состояла в том, чтобы передавать боевой опыт пилотам, которые ещё не встречали противника в воздухе. Всего в небе Монголии инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа) капитан Е. Н. Степанов совершил более 100 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника. 29 августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 10 августа 1939 года награждён монгольским орденом «За воинскую доблесть».

В составе 19-го истребительного авиаполка участвовал в Советско- финской войне 1939 - 1940 годов. Затем был был инспектором по технике пилотирования управления ВВС Московского военного округа.

В годы Великой Отечественной войны работал в управлении ВВС Московского военного округа. В 1942 — 1943 годах был начальником отдела военно — учебных заведений ВВС этого округа. После войны уволился в запас, работал инспектором, инструктором и начальником отдела в ЦК ДОСААФ, затем был заместителем начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Умер 4 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Сергей Турченко
28 октября 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
9 декабря
понедельник
2019

В этот день:

День Героев

9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. В Российской империи, до октябрьской революции 1917 года, 9 декабря (старый стиль — 26 ноября) отмечали как День георгиевских кавалеров. В новой истории праздник Героев установлен Госдумой 26 января 2007 года.

День Героев

9 декабря в России отмечается День Героев Отечества. В Российской империи, до октябрьской революции 1917 года, 9 декабря (старый стиль — 26 ноября) отмечали как День георгиевских кавалеров. В новой истории праздник Героев установлен Госдумой 26 января 2007 года.

В пояснительной записке к Закону говорилось следующее: «Мы не только отдаем дань памяти героическим предкам, но и чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы». Там же авторы законопроекта выражали надежду, что новая памятная дата России будет способствовать «формированию в обществе идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству».

Освобождение Тихвина

9 декабря 1941 года Совинформбюро сообщило, что "наши войска во главе с генералом армии тов. МЕРЕЦКОВЫМ наголову разбили войска генерала Шмидта и заняли г. Тихвин".

Освобождение Тихвина

9 декабря 1941 года Совинформбюро сообщило, что "наши войска во главе с генералом армии тов. МЕРЕЦКОВЫМ наголову разбили войска генерала Шмидта и заняли г. Тихвин".

В ходе Тихвинской наступательной операции советские войска нанесли тяжелый урон 10 дивизиям немцев. Советские войска продвинулись на 100 – 120 км, освободили от захватчиков значительные территории. Одним из главных достижений операции стало обеспечение сквозного движения по железной дороге до станции Войбокало. Был сорван немецкий план создания второго блокадного кольца вокруг Ленинграда. Базу снабжения города перевели в Тихвин, что сократило протяженность автомобильной трассы на Дороге жизни до 110 километров. Освобождение Тихвина позволило усилить подвоз продовольствия, и 25 декабря 1941 года хлебный паек, выдаваемый ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта, был увеличен на 75 – 100 граммов.

 

Освобождение Ельца

9 декабря 1941 года в результате Елецкой операции войска правого крыла Юго-Западного фронта, продвинувшись на 80-100 км, ликвидировали елецкий выступ, окружили и уничтожили более 2 дивизий, нанесли серьёзное поражение 2-й немецкой армии.

Освобождение Ельца

9 декабря 1941 года в результате Елецкой операции войска правого крыла Юго-Западного фронта, продвинувшись на 80-100 км, ликвидировали елецкий выступ, окружили и уничтожили более 2 дивизий, нанесли серьёзное поражение 2-й немецкой армии.

Они отвлекли на себя часть сил 2-й ТА, оказав этим существенную помощь войскам левого крыла Западного фронта, выполнявшим главную задачу в зимнем наступлении Красной армии.

 

Авиаконструктор Артем Микоян

9 декабря 1970 года скончался выдающийся советский авиаконструктор Артем Иванович Микоян (род. 05.08.1905), выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155, Герой социалистического труда.

Авиаконструктор Артем Микоян

9 декабря 1970 года скончался выдающийся советский авиаконструктор Артем Иванович Микоян (род. 05.08.1905), выдающийся советский авиаконструктор, генерал-полковник инженерно-технической службы, глава ОКБ-155, Герой социалистического труда.

Под его руководством (совместно с М. И. Гуревичем и В. А. Ромодиным) созданы участвовавшие в Великой Отечественной войне самолёты-истребители МиГ-1 и МиГ-3. После войны в КБ Микояна были созданы истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25.

 

 

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии