RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Первый «Георгий» Первой мировой...
14 августа 2014 г.

Первый «Георгий» Первой мировой...

14 августа 1914 года в ходе Первой мировой войны было произведено первое награждение именным Георгиевским крестом
Тайна «Московского пионера»
4 апреля 2016 г.

Тайна «Московского пионера»

На дне озера Бор-Лазава обнаружена легендарная боевая машина, построенная на средства столичной молодежи
Брестская крепость: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»
20 июля 2018 г.

Брестская крепость: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина»

20 июля 1941 года один из последних защитников Брестской крепости нацарапал на стене: «Умираю, но не сдаюсь!»
Первый поклон - фронтовикам!
23 февраля 2017 г.

Первый поклон - фронтовикам!

23 февраля, пожалуй, самая красная дата календаря и в прямом, и в переносном смысле.
Убийство Вячеслава Плеве
28 июля 2016 г.

Убийство Вячеслава Плеве

28 июля день памяти министра внутренних дел России Вячеслава Константиновича Плеве, убитого террористами в 1904 году
Главная » Подвиги в наследство » Первый ночной таран

Первый ночной таран

Впервые в мире ночной воздушный таран был совершен советским летчиком-истребителем старшим лейтенантом Евгением Степановым 28 октября 1938 года небе Испании

Этот подвиг не был известен широкой публике, поскольку участие советских военнослужащих в испанской войне не афишировалось.
Первый ночной таран

Долгое время считалось, что первый ночной таран на счету советского летчика Виктора Талалихина, который 7 августа 1941 года таранил под Москвой фашистский бомбардировщик Не-111. Ничуть не умаляя его первенства в этом деле в рамках Великой Отечественной войны, отдадим должное и нашему великому летчику-асу Евгению Николаевичу Степанову.

Итак, первый в истории авиации ночной таран был совершен 28 октября 1938 года. В ту ночь взлетевший на своём И-15 командир 1-й эскадрильи «Чатос» старший лейтенант Евгений Степанов увидел вражеский бомбардировщик, освещённый луной, и пошёл в атаку. В ходе боя был убит стрелок верхней турели. Тем временем, «Савойя» развернулась в сторону Барселоны, огни которой были уже хорошо видны. Степанов решил идти на таран. Стараясь по возможности сохранить пропеллер и двигатель, он нанёс удар колёсами, который пришёлся по хвостовому оперению «Савойи». Потеряв стабилизатор, бомбардировщик тут же рухнул вниз всего в нескольких километрах от города.

Хотя И-15 получил повреждения, Степанов проверив управление и работу мотора, решил продолжать патрулирование и вскоре обнаружил ещё одну «Савойю». Несколько раз обстреляв бомбардировщик, он заставил его экипаж повернуть в сторону открытого моря, над волнами которого окончательно добил бомбовоз. Только после этого наш пилот вернулся на аэродром Сабаделл, где благополучно посадил свой повреждённый истребитель.

Всего в Испании Степанов провел 16 воздушных боев и сбил 8 самолетов противника.

Последний бой в испанском небе Евгений Степанов провёл 17 января 1938 года. В тот день он повел эскадрилью к горам Универсалес на перехват «Юнкерсов», летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы «Фиатов». Над городом Охос-Негрос завязался бой. Противник превосходил группу Степанова почти в 3 раза. Евгений удачно атаковал и сбил «Фиат» и тем самым спас от явной гибели австрийского лётчика - добровольца Тома Добиаша. После этого Степанов погнался за вторым вражеским истребителем, зашёл ему в хвост, поймал в прицел и нажал на гашетки. Но пулемёты молчали. Патроны кончились. Решил: «Таранить!» В эту секунду перед носом И-15 разорвалось несколько зенитных снарядов. Фашисты дали отсечный огонь. Вторая серия взрывов накрыла машину Степанова. Осколками были перебиты тросы управления, повреждён двигатель. Не подчиняясь воле лётчика, самолёт круто пошёл к земле. Степанов выбросился из кабины и раскрыл парашют. Он приземлился недалеко от передовых позиций и был взят в плен марокканцами. Этого наверняка не случилось бы, если бы при приземлении Степанов не ударился о скалу и не потерял сознание.

Вражеские солдаты сорвали с советского лётчика обмундирование, раздели до нижнего белья, скрутили проволокой руки. Последовали допросы, побои, пытки и издевательства. Месяц его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи. Но офицер не сказал врагам даже своей настоящей фамилии. Степанов прошёл тюрьмы Сарагосы, Саламанки и Сан-Себастьяна. Через полгода правительство Испанской Республики обменяло его на пленного фашистского лётчика.

После возвращения из Испании Степанов получил звание капитана и был назначен инспектором по технике пилотирования 19-го ИАП Ленинградского военного округа.

Из биографии: Евгений Степанов родился 22 мая 1911 года в Москве, в семье рабочего — мраморщика. В 6-летнем возрасте остался без отца. В 1928 году окончил 7 классов, а в 1930 году — железнодорожную школу ФЗУ. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 году закончил обучение в Московской школе лётчиков Осоавиахима, имея налёт 80 часов. В том же году по путёвке комсомола был направлен в Борисоглебскую школу военных летчиков. После её окончания, в марте 1933 года, был назначен служить на бомбардировщик, но после многочисленных заявлений сумел добиться назначения на истребитель. Служил в составе 12-й истребительной авиационной эскадрильи, входившую в 111-ю истребительную авиационную бригаду Ленинградского военного округа. Был старшим пилотом и командиром звена.

С 20 августа 1937 года по 27 июля 1938 года принимал участие в национально — революционной войне испанского народа. Был пилотом, командиром эскадрильи, а затем командиром группы истребителей И-15. Имел псевдонимы: «Эухенио» и «Слепнев». Имел 100 часов боевого налёта. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника лично, в том числе 1 — тараном, и 4 в группе. 10 ноября 1937 года награждён орденом Красного Знамени.

С 29 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японцами в районе реки Халхин — Гол. Летал на И-16 и на И-153. Его задача состояла в том, чтобы передавать боевой опыт пилотам, которые ещё не встречали противника в воздухе. Всего в небе Монголии инспектор по технике пилотирования 19-го истребительного авиационного полка (1-я Армейская группа) капитан Е. Н. Степанов совершил более 100 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил 4 самолёта противника. 29 августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 10 августа 1939 года награждён монгольским орденом «За воинскую доблесть».

В составе 19-го истребительного авиаполка участвовал в Советско- финской войне 1939 - 1940 годов. Затем был был инспектором по технике пилотирования управления ВВС Московского военного округа.

В годы Великой Отечественной войны работал в управлении ВВС Московского военного округа. В 1942 — 1943 годах был начальником отдела военно — учебных заведений ВВС этого округа. После войны уволился в запас, работал инспектором, инструктором и начальником отдела в ЦК ДОСААФ, затем был заместителем начальника Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Умер 4 сентября 1996 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Сергей Турченко
28 октября 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
24 апреля
среда
2019

В этот день:

Первый морской устав России

24 апреля 1720 года издан первый Морской устав России. Он назывался «Книга Устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море...» Устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов.

Первый морской устав России

24 апреля 1720 года издан первый Морской устав России. Он назывался «Книга Устав морский о всем, что касается к доброму управлению, в бытность флота на море...» Устав создавался под руководством Петра I на основе обобщения богатого опыта Северной войны и всего лучшего, что было в уставах иностранных флотов.

Текст Устава состоял из пяти книг, в которые были сведены основные организационные принципы регулярного Российского флота, права и обязанности командующих флотом и его частями, указания о тактике эскадры в бою, организация повседневной и боевой службы на корабле, права и обязанности экипажа от капитана до матроса, тактика корабля в бою, дисциплинарные наказания за нарушения Устава. В приложении дан свод повседневных и боевых сигналов флота. Устав с небольшими изменениями действовал до Крымской войны, т. е. более 130 лет.

Украденная победа

24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, которая закончилась несомненной победой армии и жалким поражением дипломатии.

Украденная победа

24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, которая закончилась несомненной победой армии и жалким поражением дипломатии.

В апреле 1877 года Османская империя, фактически хозяйничавшая на Балканах, самым жестоким и варварским образом подавила национально-освободительное восстание в Болгарии. Россия попыталась мирным путем добиться улучшения положения христиан на Балканах. Но Турция упорствовала в своем варварстве. Пришлось применить силу.
С первых дней войны
русской армии удалось провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привёл к поражению Османской империи в войне.

В результате был заключен Сан-Стефанский договор. Россия получила часть Армении, отторгнутую от нее ранее часть Бессарабии. Турция была вынуждена признать независимость Румынии, Черногории и Сербии, а также обязывалась предоставить самоуправление Боснии и Герцоговине. В составе Османской империи образовалось автономное княжество Великая Болгария, находившееся под прямым влиянием России.

Однако Англия и Австрия воспротивились Сан-Стефанскому договору. Они начали приготовление к войне с Россией. Это воодушевило Турцию,и та тоже начала военные приготовления. Посредником выступила Германия. По ее настоянию, 1 июня открылись заседания Берлинского конгресса под председательством князя Бисмарка, а 1 июля подписан Берлинский трактат, радикально изменивший Сан-Стефанский договор, преимущественно в пользу Австро-Венгрии и в ущерб интересам балканских славян: в 3 раза были сокращены размеры Болгарского государства, получившего независимость от Турции, а Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

 

Подвиг капитана Флерова

24 апреля 1905 года родился И. А. Флёров, Герой Российской Федерации, командир отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии – знаменитых «Катюш»

Подвиг капитана Флерова

24 апреля 1905 года родился И. А. Флёров, Герой Российской Федерации, командир отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии – знаменитых «Катюш»

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея была отправлена на Западный фронт и вошла в состав артиллерии 20 армии. 16 июля в 15.15 батарея Флёрова произвела залп по железнодорожному узлу Орша. Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами. Под удар попала 17-я танковая дивизия вермахта, которая была настолько деморализована, что в течение 3-х дней не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами батарея помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню . В дальнейшем батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении. Она прошла по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы прорваться к своим. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи взорвал машины. Будучи тяжело раненым, Флеров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район, д. Богатырь. Звание Героя России присвоено в 1995 году.

Главный смершевец Абакумов

24 апреля 1908 года родился Виктор Абакумов, советский государственный и военный деятель, бессменный начальник ГУКР «СМЕРШ» и Министр государственной безопасности СССР.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии