RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Кузница флотских кадров
10 февраля 2016 г.

Кузница флотских кадров

10 февраля Военно-морская академия имени Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова празднует день своего рождения
Зоя Космодемьянская — символ самоотверженности и героизма
13 сентября 2019 г.

Зоя Космодемьянская — символ самоотверженности и героизма

13 сентября 1923 года родилась девочка, которая в годы войны показала всему миру силу духа русского человека
Связной «Молодой гвардии»
8 июня 2019 г.

Связной «Молодой гвардии»

8 июня 1926 года родился один из активных членов легендарной подпольной антифашистской организации в Краснодоне Олег Кошевой
Война после Победы: освобождение Чехословакии
11 мая 2019 г.

Война после Победы: освобождение Чехословакии

11 мая 1945 года закончилась Пражская операция Красной Армии
Ложь об Иоанне Грозном
16 января 2015 г.

Ложь об Иоанне Грозном

16 января 1547 года Великий князь Московский ИВАН IV был венчан на царство и принял новый титул "царя и великого князя веся Руси"
Главная » Подвиги в наследство » Наполеон в Кремле: огонь и пепел

Наполеон в Кремле: огонь и пепел

14 сентября 1812 года французские войска вошли в Москву

Жители их встретили не хлебом-солью, как это бывало в европейских странах, а повсеместными поджогами и стрельбой из-за угла.
Наполеон в Кремле: огонь и пепел

Пожар охватил практически весь Земляной город и Белый город, а также значительные территории на окраинах, истребив три четверти деревянных в своей массе построек.

Главные силы Наполеона вошли в город вечером тремя колоннами (Фили, Дорогомилово, Лужники); Наполеон остался на ночь в Дорогомиловской слободе. Утром 3 (15) сентября Наполеон при звуках Марсельезы вступил со своей гвардией в Кремль. С возвышенной площадки на Боровицком холме он с тревогой наблюдал, что огненный смерч охватил весь Китай-город. На следующий день рано утром Наполеон покинул Кремль. Фактически он бежал, причем пешком, направляясь к Арбату, заблудился там и, едва не сгорев, выбрался к селу Хорошеву; переправившись через Москву-реку по плавучему мосту, мимо Ваганьковского кладбища, он дошел к вечеру до Петровского дворца. Начались поиски поджигателей. Всего было расстреляно до 400 человек из низших сословий.

Существует несколько версий возникновения пожара — организованный поджог при оставлении города, поджог русскими лазутчиками и т. д. Известно, что московский градоначальник Ф. В. Ростопчин за несколько недель до сдачи города в письмах Багратиону и Балашову грозился при вступлении в него Наполеона обратить Москву в пепел. При оставлении города из него вывезли все «огнеспасительные» снаряды и пожарные части.

Сохранилось донесение полицейского пристава П. Вороненко, где он отчитывается перед московской управой в исполнении приказа «стараться истреблять всё огнём», что он и делал весь день 2 сентября «в разных местах по мере возможности до 10 часов вечера». Известно также, что московские жители являлись в стан Кутузова и докладывали, что перед отъездом из города сожгли свои дома.

Оставляя Москву, Михаил Илларионович Кутузов имел тайный план, который не раскрыл на Военном Совете в Филях даже единомышленникам, чтобы он не стал известен противнику. Главными пунктами этого замысла были пожары в Москве и так называемый Тарутинский маневр. На совете в Филях практически все генералы считали, что нужно отступать на Калугу, где были сосредоточены продовольственные резервы. Но Кутузов единолично принял «убийственное», как говорили все, решение — уходить по Рязанской дороге. Его неозвученный план состоял в том, чтобы скрытно оторваться от французской армии и подготовиться к решительному контрнаступлению.

2 сентября (по ст. ст.) русская армия вышла из Москвы и направилась на юго-восток по Рязанской дороге, затем у Боровского перевоза переправилась через реку Москву, и 4 сентября М.И. Кутузов неожиданно повернул главные силы русской армии на запад. В то же время казакам удалось демонстративным отходом на Рязань увлечь за собой авангард французской армии. 7 сентября армия прибыла в Подольск, а через два дня в район деревни Красная Пахра. Осев на Старой Калужской дороге, русская армия пробыла здесь до 14 сентября. В сторону Москвы был выдвинут авангард генерала М.А. Милорадовича и отряд Н.Н. Раевского; выделены отряды для партизанских действий. Наполеон потерял русскую армию из виду, в ее поисках разослал отряды по Рязанской, Тульской и Калужской дорогам. Только 14 сентября конница маршала И. Мюрата обнаружила русские войска в районе Подольска. Тогда М.И. Кутузов скрытно, ночью совершил отход по Старой Калужской дороге к реке Нара, и 21 сентября русские войска остановились лагерем у села Тарутино. Тарутинский маневр позволил русской армии оторваться от войск Наполеона, занять более выгодное по отношению к ней стратегическое положение, закрыть для Наполеона южные районы страны, откуда он мог получать продовольствие и фураж, прикрыть оружейный завод в Туле и подготовиться к контрнаступлению. В то же время М.И. Кутузов мог поддерживать связь с другими русскими армиями А.П. Тормасова и П.В. Чичагова. Русская армия из южных районов получала пополнение, продовольствие, фураж, вооружение. В результате блестяще проведенного М.И. Кутузовым Тарутинского маневра Наполеон был вынужден отказаться от наступления на Петербург, оставить Москву и отступать к западной границе по Старой Смоленской дороге, которую уже раньше разорили его солдаты, что и предопределило окончательный разгром французской армии.

После изгнания Наполеона император Александр учредил «Комиссию для строения в Москве». Началось восстановление города. Пожар "способствовал" расширению улиц, в том числе прокладке Садового кольца. В восстановлении города участвовали архитекторы: Осип Бове, Доменико Жилярди, Афанасий Григорьев и др. Знамениты слова о Москве в комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Пожар способствовал ей много к украшенью».

Сергей Турченко
14 сентября 2019 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
1 июня
понедельник
2020

В этот день:

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден Александра Невского

1 июня 1725 года Екатериной I учрежден орден Александра Невского. Он стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. Также к знакам ордена относилась серебряная восьмилучевая звезда с девизом ордена «ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО»

Как государственная награда орден был упразднён в 1917 году. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии. После распада Советского Союза орден был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета от 20 марта 1992 года, однако до 2010 года награждения им не производились. 7 сентября 2010 года указом Президента России учреждён новый статут и описание ордена. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.

 

Один из отцов «Катюши»

1 июня 1894 года родился Анатолий Аркадьевич БЛАГОНРАВОВ (умер 04.02.1975), академик, генерал-лейтенант артиллерии, один из создателей знаменитой «Катюши».

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Космонавт Георгий Добровольский

1 июня 1928 года родился Георгий Тимофеевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (погиб 30.06.1971), летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (посмертно).

Из рабочих. Рос без отца. В годы Великой Отечественной войны находился в Одессе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но был схвачен полицией. За хранение револьвера «в пригодном для действия состоянии» фашистским военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. Бежал. Скрывался. После освобождения Одессы поступил в Одесскую специальную школу ВВС. Летал на самолетах различных типов: Яки, МиГи, Ла и другие. В служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: «Летает с упоением». С 1963 года в Центре подготовки космонавтов. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской «лунной» программе. Входил в экипаж поддержки при полете космического корабля Союз-10 (апрель 1971 года). 6 - 29 июня 1971 года совершил космический полет в качестве командира космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полет продолжался 23 суток 18 часов 21 минуту 43 секунду. При возвращении на Землю из-за нарушения герметичности спускаемого аппарата экипаж космического корабля Союз-11 погиб.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

День рождения Военно-транспортной авиации

1 июня 1931 года в Красном воздушном флоте был сформирован первый опытный отряд . транспортных самолетов, куда вошли 12 ТБ-3 и 10 машин Р-5. Эта дата считается Днем рождения ВТА.

Уже в 1932 году такие авиамотоотряды созданы в Московском, Ленинградском, Украинском и Белорусском военных округах. Военно-транспортная авиация сразу начала обретать навыки массовых десантов. В 1934 году на территории Белорусского военного округа ТБ-3 выбросили в тыл врага 900 вооруженных бойцов. Через год, уже на других учениях, число парашютистов возросло до двух тысяч, а потом и до шести тысяч бойцов.
За годы Великой Отечественной войны советская авиация совершила в зоне боевых действий 5,400,000 самолетовылетов. Из них 1,700,000 приходится на транспортные самолеты.
В ходе войны были созданы и запущены в серийное производство новые военно-транспортные самолеты Як-6 и Ще-2, предельно простые и технологичные, в максимальной степени отвечающие условиям производства военного времени. Продолжался и серийный выпуск самого массового отечественного ВТС 1940-х годов — Ля-2 (всего за годы Великой Отечественной войны ВВС было передано 1214 самолетов этого типа). Велась постройка и десантных планеров А-7, Г-11, КЦ-20 и БДП-2. Однако в годы войны планеры не нашли в советских вооруженных силах широкого применения.
Сегодня Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии