RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Балаклавская сеча
25 октября 2018 г.

Балаклавская сеча

25 октября 1854 года произошло единственное в Крымской войне победное для России сражение, выигранное у объединенных войск Великобритании, Франции и Турции
Столетие маршала Кутахова
16 августа 2014 г.

Столетие маршала Кутахова

16 августа 1914 года родился Павел Степанович Кутахов, главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза
«Императрица Мария»: жертва германской разведки?
20 октября 2016 г.

«Императрица Мария»: жертва германской разведки?

20 октября 1916 года на рейде Севастополя взорвался и затонул крупнейший корабль Российского Императорского флота.
Построим Храм Победы!
20 ноября 2015 г.

Построим Храм Победы!

635 лет назад на Руси был воздвигнут первый православный храм-памятник воинской славы.
Есть такая профессия — Родину защищать
23 февраля 2018 г.

Есть такая профессия — Родину защищать

23 февраля Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан отмечают День защитника Отечества
Главная » Подвиги в наследство » Трусливый циркуляр рейхсмаршала Геринга

Трусливый циркуляр рейхсмаршала Геринга

Больше всего фашистские лётчики боялись чисто советского приема ведения боя — воздушного тарана

18 сентября 1918 года родился один из выдающихся асов Московской битвы Виктор Васильевич Талалихин, который совершил первый ночной таран.
Трусливый циркуляр рейхсмаршала Геринга

Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года: Талалихин на И-16 сбил около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов.

До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран. Зато в первый же день нападения на СССР «Люфтваффе» потеряли сразу 16 самолетов в результате таранных атак советских летчиков.

Считается, что 22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут утра в районе города Дубно Ровенской области был произведён первый воздушный таран Второй мировой войны. Его совершил уроженец деревни Чижово Щелковского района (ныне входит в черту города Фрязино) Московской области заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов.

На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иванов вылетел по боевой тревоге во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к аэродрому Млынов. В воздухе наши лётчики обнаружили 6 бомбардировщиков Хe-111. Иванов повёл звено в атаку на врага. Стрелки "хейнкелей" открыли огонь по истребителям. Выйдя из пикирования, наши самолёты повторили атаку. Один из бомбардировщиков был подбит. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, стали уходить на запад. После атаки оба ведомых пошли на свой аэродром, так как, маневрируя, израсходовали почти всё горючее. Иванов тоже решил идти на посадку. В это время над аэродромом появился ещё один Хe-111. Иванов ринулся ему навстречу. Вскоре у него кончились боеприпасы и было на исходе горючее. Тогда, чтобы предотвратить бомбардировку аэродрома, Иванов пошёл на таран. От удара "хейнкель", пилотируемый, как потом выяснилось, унтер-офицером Х.Вольфейлем, потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах. Весь экипаж при этом погиб. Но и самолёт Иванова был повреждён. Из-за малой высоты не пилот смог воспользоваться парашютом и погиб. 2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову И.И. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Считается, что первый таран самолётом механизированной колонны противника совершил житель подмосковного села Хлебниково (ныне входит в черту города Долгопрудный), в годы войны — командир эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло.

26 июня 1941 года в район боевых действий вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло: « Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

26 июля 1941 года Н.Ф.Гастелло было присвоено звание Героя Советского Сроюза. В Долгопрудном рядом со школой № 3, носящей имя Николая Гастелло, Герою установлен памятник.

Всего в ходе Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны.

Бытует мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины."

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые "двойные" тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О.Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С.Хлобыстов - по три, Б.И.Ковзан – четыре.

Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший "мессершмитт"... Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя. Или гибли, что случалось чаще всего».

Уже через несколько месяцев после начала войны с СССР в боевые части герамнских ВВС поступил небывалый циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана». Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших продобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь незадолго до того сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне - это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»- вторил командующий фашистскими ВВС Геринг. Но массовые воздушные тараны заставили забыть эти хвастливые речи. И это было первое посрамление хваленой «германской формы боя» и первая моральная победа советских летчиков.

Сергей Турченко
18 сентября 2018 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
18 апреля
четверг
2019

В этот день:

Ледовое побоище

18 апреля 1242 года АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Битва вошла в историю под именем Ледового побоища.

Ледовое побоище

18 апреля 1242 года АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Битва вошла в историю под именем Ледового побоища.

Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15—17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавивший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, с тем чтобы охватить противника с двух сторон. Рыцарское войско (10—12 тыс. человек) в начале битвы прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили рыцарей возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение орденского войска. Под тяжестью рыцарской конницы лед на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница. Ледовое побоище — одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Ведомство наград

18 апреля 1718 года указом Петра I был создан Капитул орденов Российской Империи, который разрабатывал статут государственных наград и вёл учёт награждённых

Первый реактивный двигатель

18 апреля 1930 года состояличсь первые испытания первого экспериментального реактивного двигателя ОР-1 («опытный реактивный первый»), работающего на воздушно-бензиновой смеси.

Первый реактивный двигатель

18 апреля 1930 года состояличсь первые испытания первого экспериментального реактивного двигателя ОР-1 («опытный реактивный первый»), работающего на воздушно-бензиновой смеси.

Опытная установка ОP-I использовалась во взаимосвязи с теоретическими исследованиями по ЖРД. Обширный комплекс выполненных на ней экспериментов позволил без каких-либо промежуточных этапов приступить к созданию авиационного ЖРД для практического применения - ОР-2.

День рождения генерала Подколзина

18 апреля 1936 года родился Евгений Николаевич ПОДКОЛЗИН, генерал-полковник, бывший командующий ВДВ России.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии