RSS-канал Российского героического календаря
Российский героический календарь
Сайт о боевых и трудовых подвигах, совершенных в интересах России
и её союзников в наши дни и в великом прошлом родного Отечества.

Также в рубрике:

Солдатский крест
25 февраля 2016 г.

Солдатский крест

Солдатский Георгий был учрежден 25 февраля 1807 года манифестом императора Александра I как награда «за неустрашимую храбрость» для нижних воинских чинов.
Парад Победы в Берлине
7 сентября 2014 г.

Парад Победы в Берлине

7 сентября 1945 года у Брандербургских ворот состоялся Парад Победы во Второй мировой войне
Красные дипкурьеры
5 февраля 2016 г.

Красные дипкурьеры

5 февраля - Всероссийский день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей
Бородинское поле: битва продолжается
21 октября 2013 г.

Бородинское поле: битва продолжается

19 октября 2013 года РОО «Бородино 2012-2045» провела поездку по Бородинскому полю с целью общественного инспектирования состояния великого памятника истории
Правда и ложь о панфиловцах
16 ноября 2016 г.

Правда и ложь о панфиловцах

Маршал Советского Союза Дмитрий Язов о героях, в которых в сегодняшней России любое ничтожество может безнаказанно бросить ком грязи
Главная » Подвиги в наследство » Трусливый циркуляр рейхсмаршала Геринга

Трусливый циркуляр рейхсмаршала Геринга

Больше всего фашистские лётчики боялись чисто советского приема ведения боя — воздушного тарана

18 сентября отмечается 95-летие одного из выдающихся асов Московской битвы Виктора Васильевича Талалихина, который совершил первый ночной таран.
Трусливый циркуляр рейхсмаршала Геринга

Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года: Талалихин на И-16 сбил около Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревни Мансурово (Домодедовский район), а сам раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях сбил ещё пять немецких самолётов.

До 22 июня 1941 года фашистским летчикам не приходилось встречаться в Европе с таким тактическим приемом как воздушный таран. Зато в первый же день нападения на СССР «Люфтваффе» потеряли сразу 16 самолетов в результате таранных атак советских летчиков.

Считается, что 22 июня 1941 года в 4 часа 25 минут утра в районе города Дубно Ровенской области был произведён первый воздушный таран Второй мировой войны. Его совершил уроженец деревни Чижово Щелковского района (ныне входит в черту города Фрязино) Московской области заместитель командира эскадрильи 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Иван Иванович Иванов.

На рассвете 22 июня 1941 года старший лейтенант Иванов вылетел по боевой тревоге во главе звена И-16 на перехват группы немецких самолётов, приближающихся к аэродрому Млынов. В воздухе наши лётчики обнаружили 6 бомбардировщиков Хe-111. Иванов повёл звено в атаку на врага. Стрелки "хейнкелей" открыли огонь по истребителям. Выйдя из пикирования, наши самолёты повторили атаку. Один из бомбардировщиков был подбит. Остальные, сбросив беспорядочно бомбы, стали уходить на запад. После атаки оба ведомых пошли на свой аэродром, так как, маневрируя, израсходовали почти всё горючее. Иванов тоже решил идти на посадку. В это время над аэродромом появился ещё один Хe-111. Иванов ринулся ему навстречу. Вскоре у него кончились боеприпасы и было на исходе горючее. Тогда, чтобы предотвратить бомбардировку аэродрома, Иванов пошёл на таран. От удара "хейнкель", пилотируемый, как потом выяснилось, унтер-офицером Х.Вольфейлем, потерял управление, врезался в землю и взорвался на своих бомбах. Весь экипаж при этом погиб. Но и самолёт Иванова был повреждён. Из-за малой высоты не пилот смог воспользоваться парашютом и погиб. 2 августа 1941 года старшему лейтенанту Иванову И.И. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Считается, что первый таран самолётом механизированной колонны противника совершил житель подмосковного села Хлебниково (ныне входит в черту города Долгопрудный), в годы войны — командир эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло.

26 июня 1941 года в район боевых действий вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Ф. Гастелло: « Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

26 июля 1941 года Н.Ф.Гастелло было присвоено звание Героя Советского Сроюза. В Долгопрудном рядом со школой № 3, носящей имя Николая Гастелло, Герою установлен памятник.

Всего в ходе Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны.

Бытует мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования. Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины."

Действительно, как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37% лётчиков. Остальные не только оставались живы, но и многие продолжали вести бой и совершали посадку на своём самолёте. Есть случаи, когда лётчики совершали по два тарана в одном бою. Несколько десятков человек совершили так называемые "двойные" тараны, когда с первого раза самолёт противника сбить не удавалось и приходилось добивать его повторным таранным ударом. Известен даже случай, когда лётчику-истребителю О.Кильговатову, чтобы уничтожить врага, пришлось нанести четыре таранных удара. 35 лётчиков совершили по два тарана, Н.В.Терёхин и А.С.Хлобыстов - по три, Б.И.Ковзан – четыре.

Видный английский специалист в области военной авиации Роберт Джексон в книге "Красные соколы", изданной в Лондоне, пишет: "Имелось немало случаев, когда советские летчики-истребители таранили вражеские самолеты, но вопреки распространенному мнению это не было жестом отчаяния, а хладнокровно продуманным приемом боя, требовавшим высочайшего мастерства и стальных нервов... Хотя немецкие истребители Ме-109 и Ме-110 обладали большей скоростью, чем И-16 и И-153, советские летчики умело использовали лучшую маневренность своих самолетов на виражах. Когда русский пилот оказывался в трудном положении в воздушной схватке, он закладывал крутой вираж и на полной скорости устремлялся на ближайший "мессершмитт"... Эта тактика обычно срабатывала, нервы немцев не выдерживали, и они сразу выходили из боя. Или гибли, что случалось чаще всего».

Уже через несколько месяцев после начала войны с СССР в боевые части герамнских ВВС поступил небывалый циркуляр рейхсмаршала Геринга, который требовал: «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежание тарана». Такое решение было принято по указанию Гитлера после длительного «уламывания» командиров авиационных частей, считавших продобную «тактику» унизительной для прославленных асов рейха. Ведь незадолго до того сам фюрер говорил им: «Славяне никогда ничего не поймут в воздушной войне - это оружие могущественных людей, германская форма боя». «Никто и никогда не сможет добиться преимущества в воздухе над германскими асами!»- вторил командующий фашистскими ВВС Геринг. Но массовые воздушные тараны заставили забыть эти хвастливые речи. И это было первое посрамление хваленой «германской формы боя» и первая моральная победа советских летчиков.

Сергей Турченко
18 сентября 2013 г.

Комментарии:

ОтменитьДобавить комментарий

Сегодня
26 июля
среда
2017

В этот день:

Подвиг мичмана Насакина

26 июля 1789 года во время русско-шведской войны 1788–1790 годов эскадра Балтийского флота под общим командованием адмирала В. Я. Чичагова близ о. Эланд нанесла поражение шведскому флоту. В этом бою отличился мичман корабля «Дерис» Насакин.

Подвиг мичмана Насакина

26 июля 1789 года во время русско-шведской войны 1788–1790 годов эскадра Балтийского флота под общим командованием адмирала В. Я. Чичагова близ о. Эланд нанесла поражение шведскому флоту. В этом бою отличился мичман корабля «Дерис» Насакин.

В составе шведского флота было семь 74-пушечных кораблей, четырнадцать 64-пушечных и восемь 40-пушечных фрегатов; на вооружении находилось 1742 орудия, в том числе 980 единиц крупного калибра. Численность команд составляла около 13 тысяч человек. Русская эскадра включала в себя три 100-пушечных и девять 74-пушечных кораблей и восемь 66-пушечных фрегатов. Несли они 1600 пушек, в том числе до 980 единиц крупного калибра. Численность экипажей составляла свыше 15 тысяч человек. В этом сражении особо отличился член экипажа 66-пушечного корабля «Дерис» мичман Насакин.  Адмирал А.С. Шишков так описывал этот эпизод: «На корабле, бывшем под начальством капитана Престона, бедствие от разрыва пушек было тем ужаснее, что в сие время повалил из порохового погреба (крюйт-камеры) густой дым. Все в крайнем испуге ожидали ежеминутно подорвания корабля. Шлюпки, стоявшие у борта, тотчас отвалили прочь. Несколько человек бросились в воду, но, не доплыв до них, потонули. Отчаяние овладело всеми, как вдруг мичман Насакин твердым голосом закричал на окружавших его: «Что стоите, ребята? Страхом не избавитесь от смерти. За мною, кто хочет жить!» С сим словом бросился сквозь дым в крюйт-камеру. Несколько человек, ободренных им, кинулись и потушили огонь, прежде нежели он добрался до пороха. Удивительно, что сей мужествепный подвиг остался безгласным и только по одной молве достиг до моего слуха».

 

Легендарный матрос Железняков

26 июля 1919 года погиб Анатолий Григорьевич ЖЕЛЕЗНЯКОВ (Железняк) (род. 2.5.1895), матрос Балтийского флота, анархист, герой гражданской войны.

Легендарный матрос Железняков

26 июля 1919 года погиб Анатолий Григорьевич ЖЕЛЕЗНЯКОВ (Железняк) (род. 2.5.1895), матрос Балтийского флота, анархист, герой гражданской войны.

Призванный на флот осенью 1915 года, уже в июле 1917 года он был приговорен к 14 годам каторги за активную борьбу против Временного правительства. После побега продолжал революционную работу среди моряков Гельсингфорса (Хельсинки). Штурмовал Зимний дворец, в ноябре 1917 года боролся с контрреволюцией в Москве. Вошел в историю как участник разгона Учредительного собрания, когда, устав от бесконечных словопрений, приказал: «Покинуть зал заседаний! Караул устал!». Во время гражданской войны командовал бронепоездом. 25 июля 1919 года в бою с войсками Шкуро бронепоезд попал в засаду. В самый последний момент боя, когда он уже вырвался из засады, А. Г. Железняков был ранен в область грудной клетки «шальной» пулей. Рана оказалось смертельной, и 26 июля 1919 года он скончался, не приходя в сознание. 3 августа 1919 года тело Железнякова было предано земле на Ваганьковском кладбище в Москве. Его похоронили со всеми воинскими почестями

«Есть такая профессия — Родину защищать»

26 июля 1971 года на экраны вышел фильм Владимира РОГОВОГО «Офицеры» с Георгием ЮМАТОВЫМ, Василием ЛАНОВЫМ и Алиной ПОКРОВСКОЙ в главных ролях.

«Есть такая профессия — Родину защищать»

26 июля 1971 года на экраны вышел фильм Владимира РОГОВОГО «Офицеры» с Георгием ЮМАТОВЫМ, Василием ЛАНОВЫМ и Алиной ПОКРОВСКОЙ в главных ролях.

Сотни тысяч офицеров Советской Армии, а потом и Российской, воспитаны на идеалах, ярко раскрытых в этом произведении: беззаветному служению Родине, верности присяге, мужестве, отваге, стойкости, чести. Слова из этого фильма «Есть такая профессия — Родину защищать» стали девизом жизни для многих советских, русских воинов.

Рождение МКС

26 июля 2000 года на околоземной орбите вошла в строй первая Международная космическая станция. В этот день российский служебный модуль «Звезда» успешно состыковался с двумя первоначальными элементами. История появления МКС такова.

Рождение МКС

26 июля 2000 года на околоземной орбите вошла в строй первая Международная космическая станция. В этот день российский служебный модуль «Звезда» успешно состыковался с двумя первоначальными элементами. История появления МКС такова.

В 1984 году Президент США Рейган объявил о начале работ по созданию американской орбитальной станции. Это был совместный проект США, ЕКА, Канады и Японии. Но к началу 1990-х годов выяснилось, что стоимость разработки проекта слишком велика и только более широкая международная кооперация способна создать такую станцию. СССР, уже имевший опыт создания и выведения на орбиту орбитальных станций «Салют», а также станции «Мир», планировал в начале 1990-х создание станции «Мир-2», но в связи с «эпохальными реформами» проект зачах. Тут подсуетились американцы. 2 сентября 1993 года вице-президент США Альберт Гор и председатель Совета Министров РФ Виктор Черномырдин объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции».

В 1996 году была утверждена конфигурация станции: из двух сегментов — российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского (с участием Канады, Японии, Италии, стран — членов Европейского космического агентства и Бразилии). Сегодня МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Основное бремя несет Россия.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии